Jump to content

Великий Зимбабве

Координаты : 20 ° 16'ю.ш., 30 ° 56' в.д.  /  20,267 ° ю.ш., 30,933 ° в.д.  / -20,267; 30.933
(Перенаправлено с руин Зимбабве )

Великий Зимбабве
Башня в Большом корпусе, Великий Зимбабве
Великий Зимбабве находится в Зимбабве.
Великий Зимбабве
Показано в Зимбабве
Расположение Провинция Масвинго , Зимбабве
Координаты 20 ° 16'ю.ш., 30 ° 56' в.д.  /  20,267 ° ю.ш., 30,933 ° в.д.  / -20,267; 30.933
Тип Урегулирование
Часть Королевство Зимбабве
Область 7,22 км 2 (2,79 квадратных миль)
История
Материал Гранит
Основан 11 век н.э.
Заброшенный 15 век н.э.
Периоды Поздний железный век
Культуры Королевство Зимбабве
Официальное название Великий национальный памятник Зимбабве
Критерии Культурный: i, iii, vi
Ссылка 364
Надпись 1986 (10-я сессия )

Великий Зимбабве — средневековый город на юго-восточных холмах современной страны Зимбабве , недалеко от озера Мутирикве и города Масвинго . Это была столица Королевства Зимбабве с 13 века, заселенная в 4 веке нашей эры. [ 1 ] Строительство города началось в 11 веке и продолжалось до тех пор, пока он не был заброшен в 15 веке. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Здания были воздвигнуты предками народа шона , проживающего в настоящее время в Зимбабве и близлежащих странах. [ 5 ] Каменный город занимает площадь 7,22 квадратных километров (2,79 квадратных миль) и на пике своего развития мог вмещать до 18 000 человек, что дает плотность населения примерно 2500 жителей на квадратный километр (6500 человек на квадратную милю). Он признан объектом наследия ЮНЕСКО Всемирного .

Считается, что Великий Зимбабве служил королевским дворцом для местного монарха. Таким образом, он использовался бы как резиденция политической власти. Среди наиболее выдающихся особенностей здания были его стены, некоторые из которых имеют высоту 11 метров (36 футов). [ 5 ] Они были построены из « сухого камня » (то есть без раствора ). В конце концов город был заброшен и пришел в упадок.

Самый ранний документ, в котором упоминаются руины Великого Зимбабве, был датирован в 1531 году Висенте Пегадо , капитаном португальского гарнизона Софалы на побережье современного Мозамбика, который записал их как Симбао . Первые подтвержденные посещения европейцами произошли в конце 19 века, а исследования этого места начались в 1871 году. [ 6 ] Некоторые более поздние исследования памятника вызвали споры, поскольку белое правительство Родезии оказывало давление на археологов, чтобы те отрицали его строительство чернокожими африканцами. [ 7 ] признало Великий Зимбабве национальным памятником С тех пор правительство Зимбабве , и в его честь было названо современное независимое государство.

Слово «великий» отличает это место от множества меньших руин, ныне известных как «Зимбабве», разбросанных по всему Зимбабвийскому Хайвельду . [ 8 ] На юге Африки насчитывается 200 таких мест, таких как Бумбуси в Зимбабве и Маньикени в Мозамбике , с монументальными стенами без строительного раствора. [ 9 ]

Коническая башня внутри Большого корпуса в Великом Зимбабве.

Зимбабве — это языке шона название руин на , впервые записанное в 1531 году Висенте Пегадо, капитаном португальского гарнизона Софалы. Пегадо отметил, что «туземцы страны называют эти здания Симбао , что на их языке означает «суд » ». [ 10 ]

В названии присутствует дзимба , термин Шона, означающий «дома». Есть две теории этимологии имени. Первый предполагает, что это слово происходит от слова «дзимба-дзе-мабве », переведенного с шона как «большие каменные дома» ( дзимба = множественное число от имба , «дом»; мабве = множественное число от бве , «камень»). [ 11 ] Второй предполагает, что Зимбабве — это сокращенная форма слова «зимба-хве» , что означает «почитаемые дома» на диалекте Зезуру Шона, что обычно применяется к домам или могилам вождей. [ 12 ]

Описание

[ редактировать ]
Обзор Великого Зимбабве. Большая конструкция со стенами — это Великое Заграждение . Перед ним можно увидеть некоторые остатки долинного комплекса.
План комплекса

Урегулирование

[ редактировать ]

Большинство ученых полагают, что его построили представители культуры Гокомере , которые были предками современных шона в Зимбабве. [ 13 ]

Территория Великого Зимбабве была заселена в 4 веке нашей эры. Между 4 и 7 веками общины культур Гокомере или Зива обрабатывали долину, добывали и обрабатывали железо, но не строили каменных построек. [ 9 ] [ 14 ] Это самые ранние поселения железного века в этом районе, выявленные в результате археологических раскопок. [ 15 ]

Строительство и рост

[ редактировать ]

Строительство каменных зданий началось в 11 веке и продолжалось более 300 лет. [ 4 ] Руины Великого Зимбабве являются одними из старейших и крупнейших сооружений, расположенных в Южной Африке, и вторыми по возрасту после соседнего Мапунгубве в Южной Африке. Его самое грозное здание, обычно называемое Великим ограждением, имеет стены высотой до 11 м (36 футов) и протяженностью примерно 250 м (820 футов). Дэвид Бич считает, что город и его предполагаемое государство, Королевство Зимбабве , процветали с 1200 по 1500 год. [ 3 ] хотя описание, переданное в начале 16 века Жуану де Баррушу , предполагает несколько более раннюю дату его упадка . [ 16 ] Его рост был связан с упадком Мапунгубве примерно с 1300 года из-за изменения климата . [ 17 ] или большая доступность золота во внутренних районах Великого Зимбабве. [ 18 ]

Вид с воздуха на Большой корпус и комплекс долины, вид на запад.

По традиционным оценкам, на пике своего развития в Великом Зимбабве проживало до 18 000 жителей. [ 19 ] Однако недавнее исследование пришло к выводу, что численность населения, вероятно, никогда не превышала 10 000 человек. [ 20 ] Сохранившиеся руины полностью построены из камня; они занимают площадь 730 га (1800 акров).

Особенности руин

[ редактировать ]

В 1531 году Висенте Пегадо, капитан португальского гарнизона Софалы , так описал Зимбабве: [ 10 ]

Среди золотых приисков внутренних равнин между реками Лимпопо и Замбези стоит крепость, построенная из камней удивительных размеров, и, кажется, между ними нет известкового раствора... Это здание почти окружено холмами, на которых возвышаются другие, напоминающие дело в обработке камня и отсутствии раствора, и одна из них представляет собой башню высотой более 12 сажен [22 м]. Туземцы страны называют эти здания Симбао, что на их языке означает двор.

Висенте Пегадо
Вид на запад от восточной ограды комплекса холмов: гранитный валун, напоминающий птицу Зимбабве , и балкон.

Руины образуют три отдельные архитектурные группы. Они известны как Комплекс холмов, Комплекс долины и Великое ограждение. Комплекс холмов является самым старым и был заселен с 11 по 13 века. Большое ограждение было заселено с 13 по 15 века, а Долинный комплекс - с 14 по 16 века. [ 9 ] Примечательные особенности комплекса холмов включают восточный вольер, в котором, как полагают, стояли птицы Зимбабве , высокий балкон с видом на восточный вольер и огромный валун, по форме напоминающий птицу Зимбабве. [ 21 ] Великое ограждение состоит из внутренней стены, окружающей ряд построек, и более молодой внешней стены. Между двумя стенами была построена коническая башня диаметром 5,5 м (18 футов) и высотой 9 м (30 футов). [ 22 ] Комплекс долины разделен на руины Верхней и Нижней долины с разными периодами заселения. [ 9 ]

Вид с воздуха на юго-восток, комплекс холмов на переднем плане
Деталь стены с лишайником, 1975 год.

Существуют разные археологические интерпретации этих группировок. Было высказано предположение, что комплексы представляют собой работу сменявших друг друга королей: некоторые из новых правителей основали новую резиденцию. [ 3 ] Фокус власти переместился из Комплекса холмов в 12 веке в Великое ограждение, Верхнюю долину и, наконец, в Нижнюю долину в начале 16 века. [ 9 ] Альтернативная «структуралистская» интерпретация утверждает, что разные комплексы имели разные функции: комплекс холмов как место для ритуалов , возможно, связанных с вызовом дождя, комплекс долины предназначался для горожан, а Великое ограждение использовалось королем. Более сложные постройки, вероятно, были построены для королей, хотя утверждается, что датировка находок в комплексах не подтверждает эту интерпретацию. [ 23 ]

Известные артефакты

[ редактировать ]
Копия скульптуры из мыльного камня «Птица Зимбабве»

Самыми важными артефактами, обнаруженными в памятнике, являются восемь птиц Зимбабве . Их вырезали из слюдяного сланца ( мыльного камня ) на вершинах монолитов высотой в человеческий рост. [ 24 ] Прорези в платформе восточного ограждения комплекса холмов, судя по всему, предназначены для размещения монолитов с птицами Зимбабве, но, поскольку они не были обнаружены на месте, первоначальное расположение каждого монолита и птицы внутри вольера невозможно определить. [ 25 ] Другие артефакты включают фигурки из мыльного камня (одна из которых находится в Британском музее). [ 26 ] ), керамика, железные гонги, искусно обработанная слоновая кость , железная и медная проволока, железные мотыги, бронзовые наконечники копий, медные слитки и тигли, а также золотые бусы, браслеты, подвески и ножны. [ 27 ] [ 28 ] Стеклянные бусины и фарфор из Китая и Персии. [ 29 ] среди других иностранных артефактов были также найдены, свидетельствующие о международных торговых связях Королевства. Среди обширных каменных руин великого города, которые сохранились до сих пор, можно найти восемь монолитных птиц, вырезанных из мыльного камня. Считается, что они олицетворяют орла-бателера – доброго предзнаменования, духа-защитника и посланника богов в культуре Шона. [ 30 ]

Торговля

[ редактировать ]

Археологические данные свидетельствуют о том, что Великий Зимбабве стал центром торговли с артефактами. [ 31 ] предполагая, что город был частью торговой сети, связанной с Килвой. [ 32 ] и простирается до Китая . Медные монеты, найденные в Килва-Кисивани, по-видимому, изготовлены из той же чистой руды, что и на побережье Суахили . [ 33 ] Эта международная торговля велась в основном золотом и слоновой костью . Эта международная торговля дополняла местную торговлю сельскохозяйственной продукцией, в которой особое значение имел крупный рогатый скот. [ 18 ] Большое стадо крупного рогатого скота, снабжавшее город, перемещалось сезонно и находилось в ведении суда. [ 24 ] В Зимбабве были раскопаны черепки китайской керамики, монеты из Аравии, стеклянные бусы и другие предметы неместного происхождения. Несмотря на эти прочные международные торговые связи, нет никаких оснований предполагать обмен архитектурными концепциями между Великим Зимбабве и такими центрами, как Килва. [ 34 ]

Отклонить

[ редактировать ]

Причины упадка и окончательного закрытия этого места около 1450 года были предложены как снижение торговли по сравнению с местами дальше на север, истощение золотых рудников, политическая нестабильность, голод и нехватка воды, вызванные изменением климата. [ 18 ] [ 35 ] Государство Мутапа возникло в 15 веке в результате распространения на север традиции Великого Зимбабве. [ 36 ] была основана Ньяцимбой Мутотой из Великого Зимбабве после того, как его отправили искать новые источники соли на севере; [ 37 ] (это подтверждает мнение о том, что упадок Великого Зимбабве произошел из-за нехватки ресурсов). Великий Зимбабве также предшествует культурам Ками и Ньянга . [ 38 ]

История исследований и происхождение руин

[ редактировать ]
Великий Зимбабве изображен на , составленной Авраамом Ортелиусом 1570 года карте Africae Tabula Nova и переведенной как «Симбао».

От португальских торговцев до Карла Мауха

[ редактировать ]

Первый европейский визит, возможно, совершил португальский путешественник Антониу Фернандес в 1513–1515 годах, который дважды пересек границу и подробно описал регион современного Зимбабве (включая королевства Шона), а также укрепленные центры, построенные из камня без раствора. Однако, проехав по пути несколько километров к северу и примерно в 56 км (35 миль) к югу от этого места, он не упомянул Великий Зимбабве. [ 39 ] [ 40 ] Португальские торговцы услышали об остатках средневекового города в начале 16 века, и сохранились записи интервью и заметок, сделанных некоторыми из них, которые связывают Великий Зимбабве с добычей золота и торговлей на дальние расстояния. [ 41 ] В двух из этих отчетов упоминается надпись над входом в Великий Зимбабве, написанная буквами, неизвестными арабским купцам, видевшим ее. [ 16 ] [ 42 ]

В 1506 году исследователь Диогу де Алькасова описал постройки в письме Мануэлю I Португальскому , написав, что они были частью более крупного королевства Укаланга (предположительно Каранга, диалект народа шона , на котором говорят в основном в провинциях Масвинго и Мидлендс в Зимбабве). ). [ 43 ] Жоао де Баррос оставил еще одно такое описание Великого Зимбабве в 1538 году, которое ему рассказали мавританские торговцы, посетившие этот район и знавшие внутренние районы. Он указывает, что эти здания были известны на местном уровне как Симбао , что на просторечии означало «королевский двор». [ 44 ] Что касается фактической личности строителей Великого Зимбабве, де Баррос пишет: [ 45 ]

Когда и кем были построены эти здания, поскольку жители страны не знают искусства письма, нет никаких записей, но говорят, что это дело рук дьявола. [ 46 ] ибо по сравнению с их силой и знанием им не кажется возможным, чтобы они были делом человека.

Жоау де Баррос

Кроме того, что касается назначения руин Великого Зимбабве, де Баррос утверждал, что: «по мнению мавров, видевших его [Великий Зимбабве], он очень древний и был построен для хранения владений рудников, которые очень старые. , и золото из них уже много лет не добывается из-за войн... кажется, какой-то князь, владеющий этими рудниками, приказал построить их в знак этого, который он впоследствии потерял с течением времени и через они так далеки от его королевства». [ 44 ]

Де Баррос далее заметил, что Симбаоэ «охраняет дворянин, который отвечает за него, на манер главного алькаида, и они называют этого офицера Симбакайо... и там всегда есть несколько жен Беномотапы, о которых Симбакайо заботится. ." Таким образом, Великий Зимбабве, по-видимому, был заселен еще в начале 16 века. [ 44 ]

Карл Маух и царица Савская

[ редактировать ]

Руины были заново открыты во время охоты в 1867 году Адамом Рендером , немецко-американским охотником, старателем и торговцем в Южной Африке. [ 47 ] который в 1871 году показал руины Карлу Мауху , немецкому исследователю и географу Африки. Карл Маух записал руины 3 сентября 1871 года и сразу же высказал предположение о возможной библейской связи с царем Соломоном и царицей Савской - объяснение, которое было предложено более ранними авторами, такими как португалец Жуан душ Сантуш. Маух зашел так далеко, что поддержал легенду о том, что эти сооружения были построены по образцу дворца царицы Савской в ​​Иерусалиме. [ 48 ] и утверждал, что деревянная перемычка на этом месте должна быть сделана из ливанского кедра , привезенного финикийцами . [ 49 ] Легенда о Шеве, пропагандируемая Маухом, стала настолько распространенной в сообществе белых поселенцев, что побудила более позднего ученого Джеймса Теодора Бента сказать:

Имена царя Соломона и царицы Савской были у всех на устах и ​​стали нам настолько неприятны, что мы уже никогда не ожидаем услышать их снова без невольного содрогания. [ 50 ]

Карл Питерс и Теодор Бент

[ редактировать ]
Комплекс Долина

Карл Петерс собрал керамическое ушабти в 1905 году. Флиндерс Петри исследовал его и определил картуш на его груди, принадлежащий 18-й династии египетскому фараону Тутмосу III , предположил, что это статуэтка царя, и сослался на это как на доказательство коммерческих связей между правителями. в этом районе и древние египтяне во времена Нового царства (ок. 1550–1077 до н. э.), если не реликвия старой египетской станции. недалеко от местных золотых приисков. [ 51 ] Иоганн Генрих Шефер позже оценил статуэтку и заявил, что она принадлежала к известной группе подделок. Получив ушабти, Феликс фон Лушан предположил, что оно имело более позднее происхождение, чем Новое Царство. Он утверждал, что статуэтка, по-видимому, относится к последующей эпохе Птолемеев (ок. 323–30 до н. э.), когда греческие купцы из Александрии экспортировали египетские древности и псевдоантичности в южную Африку. [ 52 ]

Дж. Теодор Бент провел сезон в Зимбабве под патронажем Сесила Роудса и при финансовой поддержке Королевского географического общества и Британской ассоциации содействия развитию науки. В результате этих и других раскопок, проведенных на Родосе, была опубликована книга, знакомящая английских читателей с руинами. Бент не имел формального археологического образования, но очень много путешествовал по Аравии , Греции и Малой Азии . Ему помогал опытный картограф и геодезист Роберт М.В. Свон (1858–1904), который также посетил и обследовал множество каменных руин поблизости. Бент заявил в первом издании своей книги «Разрушенные города Машоналенда» (1892 г.), что руины свидетельствуют о том, что строителями были либо финикийцы , либо арабы , и предположил, что крепость была очень древней. В третьем издании своей книги (1902 г.) он был более конкретен, его основная теория заключалась в том, что «семитская раса арабского происхождения» «торговых» торговцев жила в клиентском африканском городе.

Внешняя стена Большого ограды. Фотография сделана Дэвидом Рэндаллом-Макивером в 1906 году.

Священное Писание

[ редактировать ]

На строительство Великого Зимбабве также заявляют Лемба , как это задокументировано Уильямом Болтсом в 1777 году (австрийским властям Габсбургов) и А. А. Андерсоном (писавшим о своих путешествиях к северу от реки Лимпопо в 19 веке). [ нужна ссылка ] Лемба говорят на языках банту, на которых говорят их географические соседи, и внешне напоминают их, но у них есть некоторые религиозные практики и верования, сходные с таковыми в иудаизме и исламе , которые, по их утверждению, были переданы в устной традиции. [ 53 ]

Дэвид Рэндалл-Макивер и средневековое происхождение

[ редактировать ]

Первые научные археологические раскопки на этом месте были предприняты Дэвидом Рэндаллом-Макивером для Британской ассоциации в 1905–1906 годах. В «Средневековой Родезии » он отверг утверждения Адама Рендера , Карла Петерса и Карла Мауха и вместо этого написал о существовании на этом месте объектов бантуского происхождения. Рэндалл-Макивер пришел к выводу, что все доступные доказательства заставляют его полагать, что сооружения в Зимбабве были построены предками народа шона. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Что еще более важно, он предложил полностью средневековую дату обнесенных стеной укреплений и храма. Это заявление не было немедленно принято, отчасти из-за относительно короткого периода раскопок, которые он смог провести при недостаточном количестве персонала.

Гертруда Кейтон Томпсон

[ редактировать ]
Комплекс Хилл

В середине 1929 года Гертруда Кейтон Томпсон после двенадцатидневного визита группы из трех человек и рытья нескольких траншей пришла к выводу, что это место действительно было создано банту. Сначала она вырыла три испытательные ямы в бывших кучах мусора на верхних террасах холмистого комплекса, образовав смесь ничем не примечательной керамики и изделий из железа. Затем она перебралась к Конической башне и попыталась копать под башней, утверждая, что земля там будет нетронутой, но ничего не было обнаружено. Затем за пределами нижней части Великого ограждения и в руинах долины было проложено еще несколько испытательных траншей, в результате которых были обнаружены домашние изделия из железа, стеклянные бусы и золотой браслет. Кейтон Томпсон немедленно объявила о своей теории происхождения банту на заседании Британской ассоциации в Йоханнесбурге. [ 57 ]

Изучение всех существующих свидетельств, собранных со всех сторон, по-прежнему не может выявить ни одного предмета, который не соответствовал бы утверждению о происхождении банту и средневековой дате. [ 50 ]

Заявление Кейтон Томпсон не было сразу поддержано, хотя оно имело сильную поддержку среди некоторых ученых-археологов благодаря ее современным методам. Ее самый важный вклад заключался в подтверждении теории средневекового происхождения каменных работ XIV и XV веков. К 1931 году она несколько изменила свою теорию банту, допустив возможное арабское влияние на башни за счет имитации зданий или произведений искусства, которые можно увидеть в прибрежных арабских торговых городах.

Исследования после 1945 года

[ редактировать ]

С 1950-х годов среди археологов существует консенсус относительно африканского происхождения Великого Зимбабве. [ 58 ] [ 59 ] Артефакты и радиоуглеродное датирование указывают на поселение, по крайней мере, в V веке, с постоянным заселением Великого Зимбабве между XII и XV веками. [ 60 ] и основная часть находок 15 века. [ 61 ] Радиоуглеродные данные представляют собой набор из 28 измерений, из которых все, кроме первых четырех, сделанных с первых дней использования этого метода и теперь считающихся неточными, подтверждают хронологию XII-XV веков. [ 60 ] [ 62 ] В 1970-х годах луч, который дал некоторые аномальные даты в 1952 году, был повторно проанализирован и дал дату 14-го века. [ 63 ] Датированные находки, такие как китайские, персидские и сирийские артефакты, также подтверждают даты XII и XV веков. [ 64 ]

Гокомера

[ редактировать ]

Археологи в целом сходятся во мнении, что строители, вероятно, говорили на одном из языков шона . [ 65 ] [ 66 ] на основе свидетельств гончарного дела, [ 67 ] [ 68 ] устные традиции [ 61 ] [ 69 ] и антропология [ 3 ] и недавние исследования поддерживают строительство Великого Зимбабве (и происхождение его культуры) народами шона и венда, [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] которые, вероятно, произошли от культуры Гокомере . [ 62 ] Культура Гокомере, восточная подгруппа банту, существовала в этом районе примерно с 200 г. н.э. и процветала с 500 г. по 800 г. н.э. Археологические данные указывают на то, что это ранняя фаза культуры Великого Зимбабве. [ 9 ] [ 61 ] [ 74 ] [ 75 ] Культура Гокомере, вероятно, дала начало как современному Машона , так и народу [ 76 ] этнический кластер, состоящий из отдельных субэтнических групп, таких как местный клан Каранга [ нужна ссылка ] и культура Розви , зародившаяся в нескольких Шона . штатах [ 77 ] Народы гокомере, вероятно, также были связаны с некоторыми близлежащими ранними группами банту, такими как цивилизация Мапунгубве соседней северо-восточной Южной Африки, которая, как полагают, была ранней культурой, говорящей на венде, и с соседними сото.

Недавние исследования

[ редактировать ]
Проход в Большом корпусе

Более поздние археологические работы были проведены Питером Гарлейком , который подготовил подробное описание этого места. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] Дэвид Бич [ 3 ] [ 81 ] [ 82 ] и Томас Хаффман , [ 61 ] [ 83 ] которые работали над хронологией и развитием Великого Зимбабве, и Гилберт Пвити , который опубликовал множество публикаций по торговым связям. [ 18 ] [ 36 ] [ 84 ] Сегодня, по последним данным, строительство Великого Зимбабве приписывают народу шона. [ 85 ] [ 86 ] Некоторые данные также предполагают раннее влияние, вероятно, на венде говорящих народов цивилизации Мапунгубве . [ 62 ]

Ущерб руинам

[ редактировать ]

Повреждения руинам происходили на протяжении всего прошлого столетия. Извлечение золота и артефактов в ходе дилетантских раскопок ранними колониальными антикварами нанесло обширный ущерб. [ 41 ] особенно раскопки Ричарда Никлина Холла . [ 50 ] Более значительный ущерб был причинен добычей золота в некоторых руинах. [ 41 ] Попытки реконструкции, предпринятые с 1980 года, нанесли дополнительный ущерб, что привело к отчуждению местных сообществ от этого места. [ 87 ] [ 88 ] Еще одним источником ущерба руинам стало то, что это место было открыто для посетителей: многие люди взбирались на стены, ходили по археологическим отложениям, а также чрезмерное использование определенных троп - все это оказало серьезное воздействие на конструкции на этом месте. . [ 87 ] Это связано с ущербом, вызванным естественным выветриванием, которое происходит с течением времени из-за роста растительности, оседания фундамента и эрозии, вызванной погодными условиями. [ 87 ]

Политические последствия

[ редактировать ]
Крупный план руин Великого Зимбабве, 2006 г.

Мартин Холл пишет, что история исследований железного века к югу от Замбези показывает преобладающее влияние колониальных идеологий как в самых ранних предположениях о природе африканского прошлого, так и в адаптациях, которые были сделаны к современным археологическим методологиям. [ 89 ] Пребен Каарсхольм пишет, что как колониальные, так и черные националистические группы обращались к прошлому Великого Зимбабве, чтобы поддержать свое видение настоящего страны через средства массовой информации, посвященные популярной истории и художественной литературе. Примеры такой популярной истории включают Александра Уилмота «Мономотапа » (Родезия) и Кена Муфуки « Дзимбахве : жизнь и политика в золотой век» ; примеры из художественной литературы включают Уилбура Смита » «Солнечную птицу и Стэнлейка Самканджа » «Год восстания . [ 41 ]

Когда белые колонизаторы, такие как Сесил Роудс, впервые увидели руины, они увидели в них знак огромных богатств, которые этот район передаст своим новым хозяевам. [ 41 ] Пикирайи и Каарсхольм предполагают, что эта презентация Великого Зимбабве была частично направлена ​​​​на поощрение заселения и инвестиций в этот регион. [ 41 ] [ 90 ] Гертруда Кейтон-Томпсон признала, что строители были коренными африканцами, но охарактеризовала это место как «продукт инфантильного ума», построенное порабощенным обществом. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] Официальная линия в Родезии в 1960-х и 1970-х годах заключалась в том, что постройки строились не чернокожими. Археологи, оспаривавшие официальное заявление, подверглись цензуре со стороны правительства. [ 94 ] По словам Пола Синклера в интервью для None But Ourselves : [ 7 ]

Я был археологом в Большом Зимбабве. Тогдашний директор организации «Музеи и памятники» посоветовал мне быть предельно осторожным в разговорах с прессой о происхождении [Великого] государства Зимбабве. Мне сказали, что музейная служба находится в сложной ситуации, что правительство оказывает на них давление, чтобы они скрывали правильную информацию. Цензура путеводителей, музейных экспозиций, школьных учебников, радиопрограмм, газет и фильмов была повседневным явлением. Однажды член попечительского совета музея пригрозил мне потерять работу, если я публично заявлю, что Зимбабве построили чернокожие. Он сказал, что можно сказать, что его построили желтые люди, но мне не разрешили упоминать радиоуглеродные даты... Впервые со времен Германии тридцатых годов археология подверглась столь прямой цензуре.

Это подавление археологии завершилось отъездом из страны выдающихся археологов Великого Зимбабве, в том числе Питера Гарлейка , старшего инспектора памятников Родезии, и Роджера Саммерса из Национального музея. [ 95 ]

Птица Зимбабве, изображенная на флаге Зимбабве.
Птица Зимбабве, изображенная на гербе Родезии.

Для черных националистических групп Великая Зимбабве стала важным символом достижений африканцев: возвращение своей истории было главной целью для тех, кто стремился к правлению большинства. В 1980 году новая международно признанная независимая страна была переименована в честь этого места, а ее знаменитые изображения птиц из мыльного камня были сохранены на Родезии флаге и гербе в качестве национального символа и изображены на новом флаге Зимбабве . После создания современного государства Зимбабве в 1980 году Великая Зимбабве стала использоваться для отражения и легитимизации меняющейся политики правящего режима. Сначала утверждалось, что он представляет собой форму доколониального «африканского социализма», а позже акцент сместился на подчеркивание естественной эволюции накопления богатства и власти внутри правящей элиты. [ 96 ] Примером первого является буклет Кена Муфуки: [ 97 ] хотя работа подверглась резкой критике. [ 41 ] [ 98 ] Башня Великого Зимбабве также изображена на гербе Зимбабве.

Некоторые резные фигурки были вывезены из Великого Зимбабве примерно в 1890 году и проданы Сесилу Роудсу , который был заинтригован и сделал копии, которые раздал друзьям. Большая часть резных фигурок сейчас возвращена в Зимбабве, но одна остается в старом доме Родса, Гроот Шур , в Кейптауне .

Великий университет Зимбабве

[ редактировать ]

В начале 21 века правительство Зимбабве одобрило создание университета неподалеку от руин. Этот университет представляет собой университет искусства и культуры, основанный на богатой истории памятников. Основная площадка университета находится рядом с памятниками и другими кампусами в центре города и Машаве. Кампусы включают юридическую школу Хербета Читепо, педагогическую школу Роберта Мугабе, школу сельского хозяйства и естественных наук Гэри Магадзира, школу искусств Саймона Музенды и школу коммерции Мунхумутапа.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пикирайи, Иннокентий (2013). «Великий Зимбабве в исторической археологии: переосмысление упадка, заброшенности и повторной оккупации древнего государства, 1450–1900 гг. Н.э.» . Историческая археология . 47 : 26–37. дои : 10.1007/BF03376887 . hdl : 2263/59176 . S2CID   59380130 .
  2. ^ Пикилаи, Иннокентий; Сулас, Федерика; Далеко, Шадрек; Пожалуйста, Джозеф; Сагия, Утешитель Элтона (январь 2023 г.). «Загадка Великого Зимбабве» . Журнал городской археологии . 7 : 95–114. дои : 10.1484/J.JUA.5.133452 . ISSN   2736-2426 . Проверено 1 декабря 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Бич, Дэвид (1998). «Когнитивная археология и воображаемая история Великого Зимбабве». Современная антропология . 39 : 47–72. дои : 10.1086/204698 . S2CID   143970768 .
  4. ^ Перейти обратно: а б «Великий Зимбабве (11–15 века) – Тематический очерк» . Метрополитен-музей . Проверено 12 января 2009 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Великий Зимбабве: африканский каменный город» . Живая наука . 10 марта 2017 г.
  6. ^ Флемингер, Дэвид (2008). Культурный ландшафт Мапунгубве . 30 градусов южной широты. п. 57. ИСБН  978-0-9584891-5-7 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фредерикс, Джули (1990) [1982]. «(1) До войны». Никто, кроме нас самих . Бидди Партридж (фотограф). Хараре: Ассоциация устных традиций Зимбабве с Anvil Press. стр. 10–11. ISBN  0-7974-0961-0 .
  8. ^ М. Сибанда, Х. Мояна и др. 1992. Африканское наследие. История для младших классов средней школы. Книга 1 . Издательство Зимбабве. ISBN   978-0-908300-00-6
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шадрек Чирикуре; Иннокентий Пикирайи (2008). «Внутри и снаружи сухих каменных стен: вновь посещая материальную культуру Великого Зимбабве» . Античность . 82 (318): 976–993. дои : 10.1017/S0003598X00097726 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Ньюитт, MDD (2002). Восточная Африка . Том. 2. Эшгейт. п. 39. ИСБН  0754601811 .
  11. ^ Мишель Лафон (1994). «Возвращение к Шоне класса 5: дело против *ri как номинального префикса класса 5» (PDF) . Замбезия . 21 : 51–80. . См. также Лоуренс Дж. Вейл (1999). «Опосредованные памятники и национальная идентичность». Журнал архитектуры . 4 (4): 391–408. дои : 10.1080/136023699373774 .
  12. ^ Гарлейк (1973) 13
  13. ^ батанай (12 апреля 2022 г.). «Происхождение ШОН И ИХ ИСКУССТВО | Батанай» . batanai.co.za . Проверено 16 января 2024 г.
  14. ^ Пикирайи (2001) стр. 129
  15. ^ Саммерс (1970) стр. 163
  16. ^ Перейти обратно: а б Макколл-Тил, Г. (1900). Рекорды Юго-Восточной Африки . Том. VI (книга 10). Кейптаун: Принтеры Капской колонии. стр. 264–273.
  17. ^ Хаффман, Томас Н. (2008). «Изменение климата в железный век в бассейне Шаше-Лимпопо, юг Африки». Журнал археологической науки . 35 (7): 2032–2047. Бибкод : 2008JArSc..35.2032H . дои : 10.1016/j.jas.2008.01.005 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Гилберт Пвити (1991). «Торговля и экономика на юге Африки: археологические свидетельства» (PDF) . Замбезия . 18 : 119–129.
  19. ^ Куклик, Хенрика (1991). «Спорные памятники: политика археологии на юге Африки». В Джордже Стокинге (ред.). Колониальные ситуации: очерки контекстуализации этнографических знаний . Университет Висконсин Пресс. стр. 135–170. ISBN  978-0-299-13124-1 .
  20. ^ Чирикуре, С.; и др. (2017). «Каково было население Великого Зимбабве (1000–1800 гг. н.э.)» . ПЛОС ОДИН . 12 (6): e0178335. Бибкод : 2017PLoSO..1278335C . дои : 10.1371/journal.pone.0178335 . ПМК   5470674 . ПМИД   28614397 .
  21. ^ Гарлейк (1973) 27
  22. ^ Гарлейк (1973) 29
  23. ^ Коллетт, ДП; А.Е. Вайнс; Э.Г. Хьюз (1992). «Хронология огораживаний долины: значение для интерпретации Великого Зимбабве». Африканский археологический обзор . 10 : 139–161. дои : 10.1007/BF01117699 . S2CID   162352596 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Гарлейк (2002) 158
  25. ^ Гарлейк (1973) 119
  26. ^ "фигура" . Британский музей .
  27. ^ Гарлейк (2002) 159–162
  28. ^ Саммерс (1970) стр. 166
  29. ^ «Великий национальный памятник Зимбабве» .
  30. ^ Нельсон, Джо (2019). Историум . Большая картинка Пресс. п. 10.
  31. ^ Сибанда, М. (1982). Африканское наследие: история для младших классов средней школы . Х. Мояна, С.Д. Гамбо. Хараре, Зимбабве: Образовательные книги Зимбабве. ISBN  0-908300-00-Х . ОСЛК   10850697 .
  32. ^ Гарлейк (2002) 184–185
  33. ^ Саттон, Дж. Э. «Южная гавань и город суахили на острове Килва, 800–1800 гг. Н.э.: хронология бума и спада» (PDF) . artsrn.ualberta.ca . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2021 года . Проверено 14 декабря 2012 г.
  34. ^ Гарлейк (2002) 185
  35. ^ Холмгрен, Карин ; Оберг, Хелена (2006). «Изменение климата в Южной и Восточной Африке за последнее тысячелетие и его последствия для общественного развития». Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие . 8 (1): 1573–2975. Бибкод : 2006EDSus...8..185H . дои : 10.1007/s10668-005-5752-5 . S2CID   153415627 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Гилберт Пвити (2004). «Экономические изменения, идеология и развитие культурной сложности на севере Зимбабве». Азания: Археологические исследования в Африке . 39 : 265–282. дои : 10.1080/00672700409480403 . S2CID   161890031 .
  37. ^ Оливер, Роланд; Энтони Атмор (1975). Средневековая Африка 1250–1800 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 738 . ISBN  0-521-20413-5 .
  38. ^ Хаффман, Томас (1972). «Взлет и падение Зимбабве». Журнал африканской истории . 13 (3): 353–366. дои : 10.1017/S0021853700011683 . S2CID   162369023 .
  39. ^ «Пионерская голова» (PDF) . Родезиана (19). Декабрь 1968 года.
  40. ^ Оливер, Роланд и Энтони Атмор (1975). Средневековая Африка 1250–1800 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 738
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каарсхольм, Пребен (1992). «Прошлое как поле битвы в Родезии и Зимбабве» (PDF) . Сборник материалов семинара. Институт исследований Содружества . 42 .
  42. ^ Макколл-Тил, Г. (1900). Рекорды Юго-Восточной Африки . Том. III. Кейптаун: Принтеры Капской колонии. стр. 55, 129.
  43. ^ Рэндлс, WGL (1981). Империя Мономотапа: с пятнадцатого по девятнадцатый век . Мамбо Пресс. п. 5 . Проверено 16 июля 2016 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Пикирайи, Иннокентий. «Гибель Великого Зимбабве, 1420–1550 гг. н. э.» (PDF) . Постмедицинская археология. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2016 года . Проверено 16 июня 2016 г.
  45. ^ Бёмер-Бауэр, Кунигунде (2000). Великий Зимбабве: этнологическое исследование . Р. Кеппе. п. 221. ИСБН  389645210X . Проверено 16 июня 2016 г.
  46. ^ Примечание: двойной перевод (с местного языка на португальский на английский) следует воспринимать осторожно, а не буквально.
  47. ^ Розенталь, Эрик (1966). Южноафриканский национальный биографический словарь . Лондон: Фредерик Уорн. п. 308. OCLC   390499 .
  48. ^ «Огромные руины в Южной Африке – разрушенные города Машоналенда». Нью-Йорк Таймс . 18 декабря 1892 г. с. 19.
  49. ^ Пикирайи (2001) стр. 9
  50. ^ Перейти обратно: а б с Питер Тайсон. «Тайна Великого Зимбабве» . Нова Онлайн . Проверено 12 января 2010 г.
  51. ^ Петерс, Карл (1902). Эльдорадо Древних . К. Пирсон. стр. 393–394.
  52. ^ Гриффит, Фрэнсис Ллевеллин (1903). Археологический отчет . Фонд исследования Египта. п. 42 . Проверено 3 мая 2016 г.
  53. ^ ван Вармело, Нью-Джерси (1966). «О языке и происхождении лембы». Вклад Гамбурга в африканистику . 5 . Немецкий институт африканских исследований: 273, 278, 281–282.
  54. ^ Дэвид Рэндалл-Макивер 1873-1945 Дэвида Риджуэя, 1984
  55. ^ «Копи Соломона». Нью-Йорк Таймс . 14 апреля 1906 г. стр. РБ241.
  56. ^ Рэндалл-Макивер, Дэвид (1906). «Руины Родезии: их вероятное происхождение и значение» . Географический журнал . 27 (4): 325–336. Бибкод : 1906GeogJ..27..325R . дои : 10.2307/1776233 . JSTOR   1776233 .
  57. ^ «Относит Зимбабве к африканским банту». Нью-Йорк Таймс . 20 октября 1929 г. с. 2.
  58. ^ Дэвидсон, Бэзил (1959). Затерянные города Африки . Бостон: Литтл Браун. стр. 366 . ISBN  978-0-316-17431-2 .
  59. ^ Дж. Ки-Зербо; DT Niane, ред. (1997). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Лондон: Джеймс Карри. п. 320. ИСБН  978-0-85255-094-6 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Гарлейк (2002) 146
  61. ^ Перейти обратно: а б с д Хаффман, Томас Н .; Дж. К. Фогель (1991). «Хронология Великого Зимбабве». Южноафриканский археологический бюллетень . 46 (154): 61–70. дои : 10.2307/3889086 . JSTOR   3889086 .
  62. ^ Перейти обратно: а б с Хаффман, Томас Н. (2009). «Мапунгубве и Великий Зимбабве: происхождение и распространение социальных сложностей на юге Африки». Журнал антропологической археологии . 28 : 37–54. дои : 10.1016/j.jaa.2008.10.004 .
  63. ^ Гарлейк (1982) 34
  64. ^ Гарлейк (1982) 10
  65. ^ Гарлейк, Питер (1978). «Скотоводство и Зимбабве». Журнал африканской истории . 19 (4): 479–493. дои : 10.1017/S0021853700016431 . S2CID   162491076 .
  66. ^ Лубсер, Дженни Х.Н. (1989). «Археология и ранняя история Венды». Серия Гудвин . 6 : 54–61. дои : 10.2307/3858132 . JSTOR   3858132 .
  67. ^ Эверс, ТМ; Томас Хаффман ; Симию Вандибба (1988). «О том, почему горшки так украшены». Современная антропология . 29 (5): 739–741. дои : 10.1086/203694 . JSTOR   2743612 . S2CID   145283490 .
  68. ^ Саммерс (1970) стр. 195
  69. ^ Саммерс (1970) стр. 164
  70. ^ Ндоро, В. и Пвити, Г. (1997). Маркетинг прошлого: деревня Шона в Великом Зимбабве. Сохранение археологических памятников и управление ими 2 (3): 3–8.
  71. ^ Бич, ДН (1994). Прошлое Зимбабве: династические истории Шона и устные традиции.
  72. ^ Хаффман, Томас Н. (2009). «Мапунгубве и Великий Зимбабве: происхождение и распространение социальных сложностей на юге Африки». Журнал антропологической археологии . 28 : 37–54. дои : 10.1016/j.jaa.2008.10.004 .
  73. ^ Нельсон, Джо (2019). Историум . Большая картинка Пресс. п. 10.
  74. ^ Саммерс (1970) стр.35
  75. ^ Чикухва, Джейкоб В. (октябрь 2013 г.). Зимбабве: Конец Первой Республики . Авторский дом. п. 19. ISBN  978-1-4918-7967-2 .
  76. ^ Копсон, Рэймонд В. (1 января 2006 г.). Зимбабве: Предыстория и проблемы . Издательство Нова. п. 43. ИСБН  978-1-60021-176-8 .
  77. ^ Исичеи, Элизабет Алло, История африканских обществ до 1870 г. Издательство Кембриджского университета, 1997, ISBN   978-0521455992 стр. 435
  78. ^ Гарлейк (2002)
  79. ^ Гарлейк (1973)
  80. ^ Гарлейк (1982)
  81. ^ Бич, Дэвид Н. (1990) «Публикация прошлого: прогресс в серии «Документы из португальского языка»» . Замбезия, Том. 17, № 2, 1990, стр. 175–183.
  82. ^ Бич, Дэвид Н. (1999) «Доколониальная история, демографическая катастрофа и университет» . Замбезия, Vol. 26, № 1, 1999, стр. 5–33.
  83. ^ Хаффман, Томас Н. (05-1985) «Птицы из мыльного камня из Великого Зимбабве». Архивировано 5 июля 2012 года в Wayback Machine African Arts, Vol. 18, № 3, май 1985 г., стр. 68–73 и 99–100.
  84. ^ Пвити, Гилберт (1996). Преемственность и перемены: археологическое исследование фермерских сообществ на севере Зимбабве 500–1700 гг. н.э. Исследования по африканской археологии, № 13, факультет археологии, Уппсальский университет, Уппсала:.
  85. ^ Ндоро, В. и Пвити, Г. (1997). Маркетинг прошлого: деревня Шона в Великом Зимбабве. Сохранение археологических памятников и управление ими 2 (3): 3–8.
  86. ^ Бич, ДН (1994). Прошлое Зимбабве: династические истории Шона и устные традиции.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Уэббер Ндоро (1994). «Сохранение и презентация Великого Зимбабве». Античность . 68 (260): 616–623. дои : 10.1017/S0003598X00047128 . S2CID   161099034 .
  88. ^ Йост Фонтейн (2006). «Закрытие Великого Зимбабве: местные рассказы о осквернении и отчуждении». Журнал южноафриканских исследований . 32 (4): 771–794. дои : 10.1080/03057070600995723 . S2CID   143105508 .
  89. ^ Холл, Мартин (1984). «Бремя трайбализма: социальный контекст исследований железного века Южной Африки». Американская древность . 49 (3): 455–467. дои : 10.2307/280354 . JSTOR   280354 . S2CID   153807869 .
  90. ^ Пикирайи (2001) стр. 11
  91. ^ Катон-Томпсон (1931). Культура Зимбабве: руины и реакции . Кларендон Пресс.
  92. ^ Гарлейк (2002) 23
  93. ^ Уко (1995) 37
  94. ^ Гарлейк (2002) 24
  95. ^ Де Баетс, Антон (2002). Цензура исторической мысли: Всемирный путеводитель 1945–2000 (PDF) . Лондон: Гринвуд Пресс. стр. 621–625. ISBN  0-313-31193-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года.
  96. ^ Гарлейк (2002) 23–25
  97. ^ К. Ньямаяро Муфука; К. В презрении; Дж. Немерай (1983). Штаб-квартира: Жизнь и политика в Золотой век, 1100–1500 гг . Издательство Хараре. п. 58.
  98. ^ Гарлейк, Питер (1984). «Кен Муфука и Великий Зимбабве». Античность . 58 : 121–23.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d6163678107d745d16ef6bf86b73e28__1725476280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/28/7d6163678107d745d16ef6bf86b73e28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Zimbabwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)