Jump to content

Королевство Мапунгубве

Координаты : 22 ° 11'33 "ю.ш. 29 ° 14'20" в.д.  /  22,19250 ° ю.ш. 29,23889 ° в.д.  / -22,19250; 29.23889
(Перенаправлено с Мапунгубве )

Королевство Мапунгубве
Мапунгубве
в. 1075 ( 1075 ) –ок. 1220 ( 1220 )
Статус Королевство
Капитал Мапунгубве
Правительство Монархия
История  
• Культура К2 и Шрода переезжает на холм Мапунгубве.
в. 1075 ( 1075 )
• Холм Мапунгубве заброшен, а население рассеяно.
в. 1220 ( 1220 )
Предшественник
Преемник
Кубок Леопарда
Королевство Зимбабве
Культурный ландшафт Мапунгубве
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Лимпопо , Южная Африка
Критерии Культурные: (ii), (iii), (iv), (v)
Ссылка 1099бис
Надпись 2003 г. (27-я сессия )
Расширения 2014
Область 281,686602 км 2 (69 606 акров)
Буферная зона 1048 км 2 (259 000 акров)
Координаты 22 ° 11'33 "ю.ш. 29 ° 14'20" в.д.  /  22,19250 ° ю.ш. 29,23889 ° в.д.  / -22,19250; 29.23889
Карта
Королевство Мапунгубве расположено в Лимпопо.
Королевство Мапунгубве
Расположение Королевства Мапунгубве в Лимпопо

Королевство Мапунгубве ( Maphungubgwe , произносится «мах-ПУН-губ-ве»; ок. 1075 — ок. 1220 ) — средневековое государство в Южной Африке, расположенное у слияния рек Шаше и Лимпопо , к югу от Великого Зимбабве . Название происходит от TjiKalanga и Tshivenda . Название может означать «Холм Шакалов». [1] или «каменные памятники». [2] Королевство было первым этапом развития, которое завершилось созданием Королевства Зимбабве в 13 веке и связями по торговле золотом с Раптой и Килвой Кисивани на восточном побережье Африки. Королевство Мапунгубве просуществовало около 140 лет, а на пике своего развития население столицы составляло около 5000 человек. [3]

Этот археологический памятник можно отнести к Королевству БуКаланга, в которое входили люди Каланга из северо-восточной Ботсваны и западной/центральной части южного Зимбабве, Намбии к югу от долины Замбези и Ва Венда на северо-востоке Южной Африки. Коллекция артефактов Мапунгубве, найденная на месте археологических раскопок, хранится в музее Мапунгубве в Претории .

Источник

[ редактировать ]
Холм Мапунгубве

Самое крупное поселение из того, что было названо культурой Леопарда Копье , известно как культура К2 и было непосредственным предшественником поселения Мапунгубве. [4] Люди культуры К2, вероятно, произошли от предков народов венда и каланга южной Африки. [5] его привлек район Шаши-Лимпопо, вероятно, потому, что он предлагал смешанные сельскохозяйственные возможности. [6] Этот район также был главной страной слонов, обеспечивая доступ к ценной слоновой кости. Контроль над торговлей золотом и слоновой костью значительно увеличил политическую власть культуры К2. [7] К 1075 году население К2 переросло эту территорию и переселилось на холм Мапунгубве. [8]

Каменная кладка

[ редактировать ]

Пространственная организация в королевстве Мапунгубве впервые включала использование каменных стен для разграничения важных территорий. Там находилась резиденция с каменными стенами, вероятно, занимаемая главным советником. [9] Камень и дерево использовались вместе. также должен был быть деревянный частокол Вокруг холма Мапунгубве . Большая часть населения столицы жила бы внутри западной стены. [9]

Происхождение имени

[ редактировать ]

Столица королевства называлась Мапунгубве, отсюда и название королевства. [8] Сейчас город является объектом Всемирного наследия , Национальным наследием Южной Африки . [10] национальный парк и археологический объект. Существуют споры относительно происхождения и значения имени Мапунгубве . Согласно общепринятому мнению, Мапунгубве означает «место шакалов» или, альтернативно, «место, где шакалы едят», thavha ya dzi phunguhwe, или, согласно Фуше — одному из первых раскопщиков Мапунгубве, — «холм шакалов» (Фуше , 1937 с. 1). название было взято от холма, который находился на южном берегу реки Лимпомпо. Это также означает «место мудрости» и «место, где камень превращается в жидкость» — от различных этнических групп региона, включая педи , сото , тсонга , венда и каланга.

Культура и общество

[ редактировать ]

Археологи считают, что общество мапунгубве является первой классовой социальной системой на юге Африки; то есть его лидеры были отделены от его жителей и имели более высокий ранг. Архитектура и пространственное расположение Мапунгубве также являются «самыми ранними свидетельствами священного лидерства на юге Африки». [11]

Жизнь в Мапунгубве была сосредоточена на семье и сельском хозяйстве. Были созданы специальные места для церемоний инициации, домашних дел и других социальных функций. Скот жил в краалах, расположенных рядом с домами жителей, что свидетельствовало об их ценности.

Большинство предположений об обществе по-прежнему основано на остатках зданий, поскольку народ Мапунгубве не оставил никаких письменных записей.

Королевство, вероятно, было разделено на трехуровневую иерархию: простолюдины населяли низменные места, руководители округов занимали небольшие вершины холмов, а столица на холме Мапунгубве являлась высшей властью. [9] Элиты королевства были похоронены на холмах. Царские жены жили на своей территории, вдали от короля. Важные люди содержали престижные дома на окраине столицы. Этот тип пространственного разделения впервые произошел в Мапунгубве, но будет повторен в более поздних Бутуа и Розви . штатах [8] Рост населения в Мапунгубве, возможно, привел к появлению штатных специалистов по керамике, особенно гончарному делу. Золотые предметы были обнаружены в элитных захоронениях на королевском холме (холм Мапунгубве). [9]

Повторное открытие

[ редактировать ]

В канун Нового 1932 года Э.С.Ж. ван Граан, местный фермер и старатель, и его сын, бывший студент Университета Претории , отправились исследовать легенду, о которой он слышал.

Согласно статье, опубликованной в 1985 году и переведенной с языка африкаанс: «Находившиеся под следствием остатки каменного форта, расположенного на вершине холма, датируются 11 веком». Доступ общественности к археологическому объекту ограничен посещениями и экскурсиями под присмотром. Однако некоторые из обнаруженных предметов были выставлены на выставке на факультете археологии Университета Претории. Холм Мапунгубве и К2 были объявлены правительством национальными памятниками в 1980-х годах. [12]

Мапунгубве был добавлен в учебную программу 6-го класса Южной Африки в 2003 году. [13]

Захоронения на холме Мапунгубве

[ редактировать ]

На холме Мапунгубве было обнаружено не менее двадцати четырех скелетов, но только одиннадцать были доступны для анализа, а остальные распались при прикосновении или как только они подверглись воздействию света и воздуха. Большая часть останков скелетов была похоронена с небольшим количеством аксессуаров или вообще без них, причем большинство взрослых были похоронены со стеклянными бусами. Два захоронения взрослых (первые археологи обозначили их номерами 10 и 14), а также один скелет без маркировки (называемый оригинальным золотым захоронением) [14] были связаны с золотыми артефактами и были обнаружены в так называемой могиле на холме Мапунгубве. Несмотря на эту последнюю информацию, все останки были похоронены в традиционной позе банту (сидение, прижав ноги к груди и скрестив руки на коленях) лицом на запад. Скелет мужчины под номером 10 был похоронен с рукой, сжимающей золотой скипетр.

Скелет с номером 14 (женский) был похоронен с по меньшей мере 100 браслетами из золотой проволоки на лодыжках, а в ее могиле было не менее тысячи золотых бус. Последнее золотое погребение (мужское), которым, скорее всего, был царь, было похоронено с подголовником и прикрепленными к деревянному стержню тремя предметами из золотой фольги, изображающими чашу, скипетр и носорог. В выборке было еще как минимум два носорога, но их связь с конкретной могилой неизвестна.

В 2007 году правительство Южной Африки дало добро на перезахоронение останков скелетов, раскопанных в 1933 году, на холме Мапунгубве на церемонии, состоявшейся 20 ноября 2007 года.

Панорама с вершины холма Мапунгубве

Население

[ редактировать ]

Диета и образ жизни

[ редактировать ]

У жителей Мапунгубве был проведен анализ скелета, чтобы узнать об их здоровье и образе жизни. Результаты включают в себя то, что население Мапунгубве имело уровень смертности, ожидаемый для доиндустриальной группы (сравнимый с доиндустриальным европейцем), с высокой смертностью среди молодежи, но ожидаемой продолжительностью жизни 35-40 лет после достижения взрослого возраста. [15] Еще один вывод заключается в том, что жители Мапунгубве росли хорошо, без заметной частоты хронических инфекций, хотя иногда у детей обнаруживалась анемия (серповидно-клеточная не указана); малярия не была указана. [16] Этот индекс здоровья, по-видимому, отличался от показателей аграрного населения Окхерста, Южная Африка, с которым сравнивались эти образцы.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Скелетный анализ краниометрических признаков (т. е. черт черепа) использовался для вывода о генетическом родстве между жителями Мапунгубве и другими популяциями. Ранний анализ Галлоуэя, 1939/1957, выявил сходство между народом Мапунгубве и образцами, взятыми из образцов « койсанидов », и, таким образом, классифицировал население Мапунгубве как «расово боскоп» (койсан). [16] возможно, даже с дополнительными «европеоидными» чертами. [17] Эта классификация стала спорной, особенно потому, что (как обсуждалось выше) находки материальной культуры на этом месте во многом соответствуют известным современным практикам банту железного века . Повторный анализ останков Галлоуэя затруднен из-за плохой практики сохранения его черепов. [17] но последующий анализ других находок показал, что большинство образцов из Мапунгубве, которые не были повреждены из-за плохого хранения или уязвимы для уничтожения, попадают в общий диапазон, которого можно ожидать от групп «банту». Анализ, проведенный Райтмайром в 1970 году, показал, что при измерении длины черепа, выступания надпереносья , длины назиона-базиона (переносицы), длины альвеол-базиона и ряда других признаков (всего 35) 6 «краний К2» (Райтмайр рассматривает K2 наряду с Бамбандянало и Мапунгубве) все явно выходят за пределы диапазона «бушменских» (сан?) образцов, а 4 явно выходят за пределы диапазона « готтентотских » образцов. Помимо двух, «остальные находятся в пределах ожидаемого современного варианта банту…». [17] В заключение он аргументирует свою мысль следующим образом:

Рассматривать народы бамбандянало и мапунгубве как представителей «большого койсанского» (т.е. готтентотского) населения, по-видимому, не совсем верно... [поскольку] нет никаких оснований для дальнейшего акцентирования внимания на этих остатках как на до- или ненегритянских и следовательно, нет необходимости «объяснять» материальную культуру К2 (Леопардовое Копье) как «захваченную»…

Анализ, проведенный Стейн в 1997 году, показал, что образцы зубов (образцы зубов являются основным видом, изученным в ее статье) были более похожи на образцы из К2 , который был классифицирован как «южноафриканский негр», чем Сан . образцы [16]

Таким образом, зубы К2 и Мапунгубве, вероятно, происходят от одной популяции, которая, хотя и не идентична, во многом схожа с современными «южноафриканскими неграми».

Причины этой путаницы разнообразны. Во-первых, имеющийся чрезвычайно малый размер выборки означает, что результаты подвержены случайной необъективности (т. е. за репрезентативность целого принимается особенно уникальная совокупность индивидуумов). [16] Во-вторых, краниометрический анализ обычно связан с проблемами измерения и интерпретации; давно известно, что в зависимости от измеряемых критериев и задействованных популяций можно «прочитать» черты одной популяции в другую. [18] В-третьих, многие ученые отмечают, что предположение о единой дифференциации между членами популяций койсанов и банту с помощью физиологического анализа осложняется тем фактом, что уже давно признано, что популяции Южной Африки обладают смешанными чертами. [19] и чтобы взаимодействовать, [18] и потому, что, как говорит Стейн, «типологический подход, при котором индивид описывается посредством ссылки на идеального индивидуума, обладающего всеми основными чертами конкретной расы, в настоящее время полностью устарел». [16] Однако это не означает, что широкие «кластерные» различия не могут быть установлены и обработаны внутри них, как утверждал Райтмайр 1970, утверждая, что достаточные критерии могут с очень высоким уровнем уверенности различить набор проанализированных койсанских и «южноафриканских негров». "образцы, [17] аналогичный аргумент был выдвинут в работе Franklin & Freedman 2006. [20] Даже в этом случае Райтмайр и Мерве (1976) показывают, что при такой дифференциации неожиданные находки не являются чем-то неслыханным; их анализ показал, что одно из двух захоронений, проанализированных для статьи, более удобно соответствовало «готтентотам», чем «банту», причем лучше всего подходили банту из их образцов венды. [21] В любом случае фактический генетический анализ последних двух десятилетий (в отличие от физиологического анализа, предполагающего генетические взаимоотношения) подтверждает примечательные факты: [22] [23] иногда даже существенный, [24] [25] смешение койсанского и южноафриканского популяций банту в истории, что отражено в современных койсанских и бантуских народах. Наконец, само предположение о том, что краниометрический ИЛИ генетический анализ может сам по себе точно определить этнолингвистическую идентичность и границы исторических народов, что рассматривал Brothwell 1963. [18] это часто проблематично, поскольку существуют койсанские популяции, почти полностью имеющие «некойсанское» происхождение, [24] и некоторые образцы коса, по-видимому, имели большинство предков, не принадлежащих к коса. [20]

Охраняемые территории

[ редактировать ]

В настоящее время эта территория является частью национального парка Мапунгубве , который, в свою очередь, входит в состав культурного ландшафта Мапунгубве ЮНЕСКО и трансграничного заповедника Большого Мапунгубве .

Вклад Южной Африки в трансграничную заповедную зону состоит из национального парка Мапунгубве, природного заповедника Венеция Лимпопо, заповедника долины Лимпопо, частного охотничьего заповедника Мапесу , предлагаемого охотничьего заповедника Могалаквена, охотничьего заповедника Вхембе, а также ряда небольших частных ферм. . Общая предлагаемая площадь составит 256 100 гектаров или 53% всей трансграничной заповедной зоны Большого Мапунгубве.

Вклад Ботсваны в заповедник состоит из заповедника Северный Тули, занимающего площадь 71 173 га. Ожидается, что на втором этапе площадь территории увеличится за счет включения ферм Центрального Тули и предлагаемого КЦА Шаше. Кроме того, территория, простирающаяся примерно от города Мататан-Норт до Кободжанго и далее до реки Шаше, также станет частью GMTFCA. Ожидается, что в целом вклад Ботсваны в TFCA составит 135 000 га, что составляет примерно 28% от общей площади Трансграничной заповедной зоны Большого Мапунгубве. Ранчо Сентинел, поместье Ноттингем и зона сафари Тули Серкл составляют вклад Зимбабве в GMTFCA. На втором этапе также могут быть включены зоны управления дикой природой Марамани, Мачучута и Хвали, что увеличит размер вклада Зимбабве в трансграничную заповедную зону Большого Мапунгубве до 96 000 гектаров, или примерно 19%.

Культурный ландшафт Мапунгубве

[ редактировать ]

Культурный ландшафт Мапунгубве был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО 3 июля 2003 года. [26]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Мапунгубве | История Южной Африки в Интернете» . sahistory.org.za .
  2. ^ Картрайт, Марк. «Мапунгубве» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 14 мая 2022 г.
  3. ^ Хаффман, страница 376.
  4. ^ Хрбек, страница 322.
  5. ^ «Королевства южной Африки: Мапунгубве | История Южной Африки в Интернете» . sahistory.org.za .
  6. ^ Хрбек, стр. 323
  7. ^ Хрбек, стр. 326.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Грбек, стр. 324
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Грбек, стр. 325
  10. ^ «240.09.0001 - Археологический памятник Мапунгубве, Грифсвальд, район Мессины» . Южноафриканское агентство по ресурсам культурного наследия . Архивировано из оригинала 19 августа 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
  11. ^ «Происхождение видов и эволюция, демонстрация Университета Витса» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  12. ^ «Национальный парк Мапунгубве и объект всемирного наследия: история парка» . СанПарки . Проверено 17 ноября 2009 г.
  13. ^ Чья история имеет значение: деколонизация африканской доколониальной историографии . Бам, Джун., Нцебеза, Лунгисиле., Зинн, Аллан. Стелленбош [Южная Африка]. 29 ноября 2018. стр. 179–199. ISBN  9781928314110 . OCLC   1083646254 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ А. Даффи 2012. Мапунгубве: Интерпретация золотого содержания оригинального золотого захоронения M1, A620. Журнал африканской археологии 10 (2), 2012 г., страницы 175–187.
  15. ^ Хеннеберг, Мацей; Стейн, Марьяна (1994). «Предварительный отчет о палеодемографии популяций K2 и Мапунгубве (Южная Африка)». Биология человека . 66 (1): 105–120. ПМИД   8157260 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Стейн, Марьяна (1997). «Повторная оценка человеческих скелетов из К2 и Мапунгубве (Южная Африка)» . Южноафриканский археологический бюллетень . 52 (165): 14–20. дои : 10.2307/3888972 . JSTOR   3888972 . Проверено 19 августа 2023 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Райтмайр, Филипп (1970). «Черепа железного века из Южной Африки, повторно оцененные с помощью множественного дискриминантного анализа». Американский журнал физической антропологии . 33 (2): 147–167. дои : 10.1002/ajpa.1330330203 . ПМИД   5473084 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Бротуэлл, Дон Р. (1963). «Свидетельства раннего изменения численности населения в Центральной и Южной Африке: сомнения и проблемы» . Мужчина . 63 (132): 101–104. дои : 10.2307/2796896 . JSTOR   2796896 . Проверено 19 августа 2023 г.
  19. ^ Тобиас, Филипп В. (1985). «История физической антропологии в Южной Африке» . Американский журнал физической антропологии . 28 (С6): 1–52. дои : 10.1002/ajpa.1330280503 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Франклин, Дэниел; Фридман, Леонард; Милн; Окснард (2006). «Геометрическое морфометрическое исследование вариаций популяций коренных народов Южной Африки» . Американский журнал биологии человека . 19 (1): 20–33. дои : 10.1002/ajhb.20569 . ПМИД   17160981 . S2CID   27439270 . Проверено 19 августа 2023 г.
  21. ^ Райтмайр, Филипп (1976). «Два захоронения из Фалаборвы и ассоциация расы и культуры железного века Южной Африки» . Южноафриканский археологический бюллетень . 31 (123): 147–152. дои : 10.2307/3887736 . JSTOR   3887736 . Проверено 19 августа 2023 г.
  22. ^ Шустер, Стефан; Миллер, Уэбб (2010). «Полные геномы койсанов и банту из южной Африки» . Природа . 463 (7283): 943–947. Бибкод : 2010Natur.463..943S . дои : 10.1038/nature08795 . ПМК   3890430 . ПМИД   20164927 . S2CID   2566995 .
  23. ^ Сенгупта, Дхрити; Чоудхури, Ананьо (2021). «Генетическая подструктура и сложная демографическая история южноафриканских носителей банту» . Природные коммуникации . 12 (1): 2080. Бибкод : 2021NatCo..12.2080S . дои : 10.1038/s41467-021-22207-y . ПМЦ   8027885 . ПМИД   33828095 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Пикрелл, Джозеф К.; «Паттерсон, Ник (2012). «Генетическая предыстория юга Африки» . Nature Communications . 3 : 1143. arXiv : 1207.5552 . Bibcode : 2012NatCo...3.1143P doi : 10.1038 /ncomms2140 . PMC   3493647. . PMID   23072. 811 .
  25. ^ Винсенте, Марио; Якобссон, Маттиас (2019). «Генетическая близость среди охотников-собирателей Южной Африки и влияние смешения популяций фермеров и пастухов» . Мол Биол Эвол . 36 (9): 1849–1861. дои : 10.1093/molbev/msz089 . ПМЦ   6735883 . ПМИД   31288264 .
  26. ^ «Культурный ландшафт Мапунгубве» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 13 июня 2023 г.
  • Фуше, Л. (1937). Мапунгубве: древняя цивилизация банту на Лимпопо . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 183 страницы.
  • Гарднер, Джорджия (1949). «Культура готтентотов в Лимпопо». Южноафриканский археологический журнал . 4 (16): 116–121. дои : 10.2307/3886997 . JSTOR   3886997 .
  • Гарднер, Джорджия (1955). «Мапунгубве: 1935–1940». Южноафриканский археологический журнал . 10 (39): 73–77. дои : 10.2307/3887555 . JSTOR   3887555 .
  • Холл, Мартин ; Ребекка Стеффофф (2006). Великий Зимбабве . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 48 страниц . ISBN  0-19-515773-7 .
  • Грбек, Иван; Фаси, Мухаммед (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Лондон: ЮНЕСКО. стр. 869 страниц. ISBN  92-3-101709-8 .
  • Хаффман, Томас (2007). Справочник по железному веку: археология доколониальных фермерских обществ на юге Африки . Скоттсвилл: Издательство Университета Квазулу-Натал. стр. 504 страницы. ISBN  978-1-86914-108-0 .
  • Уолтон, Дж. (1956). «Мапунгубве и Бамбандьянало». Южноафриканский археологический журнал . 11 (41): 27. дои : 10.2307/3886782 . JSTOR   3886782 .
  • Уолтон, Дж. (1956). «Мапунгубве и Бамбандьянало». Южноафриканский археологический журнал . 11 (44): 111. дои : 10.2307/3886587 . JSTOR   3886587 .
  • Даффи, Сиан Тайли-Нел и др. Коллекции произведений искусства и наследия Университета Претории. Univ. Претории, 2008 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc640f84b20044a42d78d23ec12e609f__1721737080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/9f/fc640f84b20044a42d78d23ec12e609f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Mapungubwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)