Королевство Мапунгубве
Королевство Мапунгубве Мапунгубве | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1075 | –ок. 1220|||||||||
Статус | Королевство | ||||||||
Капитал | Мапунгубве | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Культура К2 и Шрода переезжает на холм Мапунгубве. | в. 1075 | ||||||||
• Холм Мапунгубве заброшен, а население рассеяно. | в. 1220 | ||||||||
|
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Лимпопо , Южная Африка |
Критерии | Культурные: (ii), (iii), (iv), (v) |
Ссылка | 1099бис |
Надпись | 2003 г. (27-я сессия ) |
Расширения | 2014 |
Область | 281,686602 км 2 (69 606 акров) |
Буферная зона | 1048 км 2 (259 000 акров) |
Координаты | 22 ° 11'33 "ю.ш. 29 ° 14'20" в.д. / 22,19250 ° ю.ш. 29,23889 ° в.д. |
![]() | |
Королевство Мапунгубве ( Maphungubgwe , произносится «мах-ПУН-губ-ве»; ок. 1075 — ок. 1220 ) — средневековое государство в Южной Африке, расположенное у слияния рек Шаше и Лимпопо , к югу от Великого Зимбабве . Название происходит от TjiKalanga и Tshivenda . Название может означать «Холм Шакалов». [1] или «каменные памятники». [2] Королевство было первым этапом развития, которое завершилось созданием Королевства Зимбабве в 13 веке и связями по торговле золотом с Раптой и Килвой Кисивани на восточном побережье Африки. Королевство Мапунгубве просуществовало около 140 лет, а на пике своего развития население столицы составляло около 5000 человек. [3]
Этот археологический памятник можно отнести к Королевству БуКаланга, в которое входили люди Каланга из северо-восточной Ботсваны и западной/центральной части южного Зимбабве, Намбии к югу от долины Замбези и Ва Венда на северо-востоке Южной Африки. Коллекция артефактов Мапунгубве, найденная на месте археологических раскопок, хранится в музее Мапунгубве в Претории .
Источник
[ редактировать ]
Самое крупное поселение из того, что было названо культурой Леопарда Копье , известно как культура К2 и было непосредственным предшественником поселения Мапунгубве. [4] Люди культуры К2, вероятно, произошли от предков народов венда и каланга южной Африки. [5] его привлек район Шаши-Лимпопо, вероятно, потому, что он предлагал смешанные сельскохозяйственные возможности. [6] Этот район также был главной страной слонов, обеспечивая доступ к ценной слоновой кости. Контроль над торговлей золотом и слоновой костью значительно увеличил политическую власть культуры К2. [7] К 1075 году население К2 переросло эту территорию и переселилось на холм Мапунгубве. [8]
Каменная кладка
[ редактировать ]Пространственная организация в королевстве Мапунгубве впервые включала использование каменных стен для разграничения важных территорий. Там находилась резиденция с каменными стенами, вероятно, занимаемая главным советником. [9] Камень и дерево использовались вместе. также должен был быть деревянный частокол Вокруг холма Мапунгубве . Большая часть населения столицы жила бы внутри западной стены. [9]
Происхождение имени
[ редактировать ]Столица королевства называлась Мапунгубве, отсюда и название королевства. [8] Сейчас город является объектом Всемирного наследия , Национальным наследием Южной Африки . [10] национальный парк и археологический объект. Существуют споры относительно происхождения и значения имени Мапунгубве . Согласно общепринятому мнению, Мапунгубве означает «место шакалов» или, альтернативно, «место, где шакалы едят», thavha ya dzi phunguhwe, или, согласно Фуше — одному из первых раскопщиков Мапунгубве, — «холм шакалов» (Фуше , 1937 с. 1). название было взято от холма, который находился на южном берегу реки Лимпомпо. Это также означает «место мудрости» и «место, где камень превращается в жидкость» — от различных этнических групп региона, включая педи , сото , тсонга , венда и каланга.
Культура и общество
[ редактировать ]Археологи считают, что общество мапунгубве является первой классовой социальной системой на юге Африки; то есть его лидеры были отделены от его жителей и имели более высокий ранг. Архитектура и пространственное расположение Мапунгубве также являются «самыми ранними свидетельствами священного лидерства на юге Африки». [11]
Жизнь в Мапунгубве была сосредоточена на семье и сельском хозяйстве. Были созданы специальные места для церемоний инициации, домашних дел и других социальных функций. Скот жил в краалах, расположенных рядом с домами жителей, что свидетельствовало об их ценности.
Большинство предположений об обществе по-прежнему основано на остатках зданий, поскольку народ Мапунгубве не оставил никаких письменных записей.
Королевство, вероятно, было разделено на трехуровневую иерархию: простолюдины населяли низменные места, руководители округов занимали небольшие вершины холмов, а столица на холме Мапунгубве являлась высшей властью. [9] Элиты королевства были похоронены на холмах. Царские жены жили на своей территории, вдали от короля. Важные люди содержали престижные дома на окраине столицы. Этот тип пространственного разделения впервые произошел в Мапунгубве, но будет повторен в более поздних Бутуа и Розви . штатах [8] Рост населения в Мапунгубве, возможно, привел к появлению штатных специалистов по керамике, особенно гончарному делу. Золотые предметы были обнаружены в элитных захоронениях на королевском холме (холм Мапунгубве). [9]
Повторное открытие
[ редактировать ]В канун Нового 1932 года Э.С.Ж. ван Граан, местный фермер и старатель, и его сын, бывший студент Университета Претории , отправились исследовать легенду, о которой он слышал.
Согласно статье, опубликованной в 1985 году и переведенной с языка африкаанс: «Находившиеся под следствием остатки каменного форта, расположенного на вершине холма, датируются 11 веком». Доступ общественности к археологическому объекту ограничен посещениями и экскурсиями под присмотром. Однако некоторые из обнаруженных предметов были выставлены на выставке на факультете археологии Университета Претории. Холм Мапунгубве и К2 были объявлены правительством национальными памятниками в 1980-х годах. [12]
Мапунгубве был добавлен в учебную программу 6-го класса Южной Африки в 2003 году. [13]
Захоронения на холме Мапунгубве
[ редактировать ]На холме Мапунгубве было обнаружено не менее двадцати четырех скелетов, но только одиннадцать были доступны для анализа, а остальные распались при прикосновении или как только они подверглись воздействию света и воздуха. Большая часть останков скелетов была похоронена с небольшим количеством аксессуаров или вообще без них, причем большинство взрослых были похоронены со стеклянными бусами. Два захоронения взрослых (первые археологи обозначили их номерами 10 и 14), а также один скелет без маркировки (называемый оригинальным золотым захоронением) [14] были связаны с золотыми артефактами и были обнаружены в так называемой могиле на холме Мапунгубве. Несмотря на эту последнюю информацию, все останки были похоронены в традиционной позе банту (сидение, прижав ноги к груди и скрестив руки на коленях) лицом на запад. Скелет мужчины под номером 10 был похоронен с рукой, сжимающей золотой скипетр.
Скелет с номером 14 (женский) был похоронен с по меньшей мере 100 браслетами из золотой проволоки на лодыжках, а в ее могиле было не менее тысячи золотых бус. Последнее золотое погребение (мужское), которым, скорее всего, был царь, было похоронено с подголовником и прикрепленными к деревянному стержню тремя предметами из золотой фольги, изображающими чашу, скипетр и носорог. В выборке было еще как минимум два носорога, но их связь с конкретной могилой неизвестна.
В 2007 году правительство Южной Африки дало добро на перезахоронение останков скелетов, раскопанных в 1933 году, на холме Мапунгубве на церемонии, состоявшейся 20 ноября 2007 года.
Население
[ редактировать ]Диета и образ жизни
[ редактировать ]У жителей Мапунгубве был проведен анализ скелета, чтобы узнать об их здоровье и образе жизни. Результаты включают в себя то, что население Мапунгубве имело уровень смертности, ожидаемый для доиндустриальной группы (сравнимый с доиндустриальным европейцем), с высокой смертностью среди молодежи, но ожидаемой продолжительностью жизни 35-40 лет после достижения взрослого возраста. [15] Еще один вывод заключается в том, что жители Мапунгубве росли хорошо, без заметной частоты хронических инфекций, хотя иногда у детей обнаруживалась анемия (серповидно-клеточная не указана); малярия не была указана. [16] Этот индекс здоровья, по-видимому, отличался от показателей аграрного населения Окхерста, Южная Африка, с которым сравнивались эти образцы.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Скелетный анализ краниометрических признаков (т. е. черт черепа) использовался для вывода о генетическом родстве между жителями Мапунгубве и другими популяциями. Ранний анализ Галлоуэя, 1939/1957, выявил сходство между народом Мапунгубве и образцами, взятыми из образцов « койсанидов », и, таким образом, классифицировал население Мапунгубве как «расово боскоп» (койсан). [16] возможно, даже с дополнительными «европеоидными» чертами. [17] Эта классификация стала спорной, особенно потому, что (как обсуждалось выше) находки материальной культуры на этом месте во многом соответствуют известным современным практикам банту железного века . Повторный анализ останков Галлоуэя затруднен из-за плохой практики сохранения его черепов. [17] но последующий анализ других находок показал, что большинство образцов из Мапунгубве, которые не были повреждены из-за плохого хранения или уязвимы для уничтожения, попадают в общий диапазон, которого можно ожидать от групп «банту». Анализ, проведенный Райтмайром в 1970 году, показал, что при измерении длины черепа, выступания надпереносья , длины назиона-базиона (переносицы), длины альвеол-базиона и ряда других признаков (всего 35) 6 «краний К2» (Райтмайр рассматривает K2 наряду с Бамбандянало и Мапунгубве) все явно выходят за пределы диапазона «бушменских» (сан?) образцов, а 4 явно выходят за пределы диапазона « готтентотских » образцов. Помимо двух, «остальные находятся в пределах ожидаемого современного варианта банту…». [17] В заключение он аргументирует свою мысль следующим образом:
Рассматривать народы бамбандянало и мапунгубве как представителей «большого койсанского» (т.е. готтентотского) населения, по-видимому, не совсем верно... [поскольку] нет никаких оснований для дальнейшего акцентирования внимания на этих остатках как на до- или ненегритянских и следовательно, нет необходимости «объяснять» материальную культуру К2 (Леопардовое Копье) как «захваченную»…
Анализ, проведенный Стейн в 1997 году, показал, что образцы зубов (образцы зубов являются основным видом, изученным в ее статье) были более похожи на образцы из К2 , который был классифицирован как «южноафриканский негр», чем Сан . образцы [16]
Таким образом, зубы К2 и Мапунгубве, вероятно, происходят от одной популяции, которая, хотя и не идентична, во многом схожа с современными «южноафриканскими неграми».
Причины этой путаницы разнообразны. Во-первых, имеющийся чрезвычайно малый размер выборки означает, что результаты подвержены случайной необъективности (т. е. за репрезентативность целого принимается особенно уникальная совокупность индивидуумов). [16] Во-вторых, краниометрический анализ обычно связан с проблемами измерения и интерпретации; давно известно, что в зависимости от измеряемых критериев и задействованных популяций можно «прочитать» черты одной популяции в другую. [18] В-третьих, многие ученые отмечают, что предположение о единой дифференциации между членами популяций койсанов и банту с помощью физиологического анализа осложняется тем фактом, что уже давно признано, что популяции Южной Африки обладают смешанными чертами. [19] и чтобы взаимодействовать, [18] и потому, что, как говорит Стейн, «типологический подход, при котором индивид описывается посредством ссылки на идеального индивидуума, обладающего всеми основными чертами конкретной расы, в настоящее время полностью устарел». [16] Однако это не означает, что широкие «кластерные» различия не могут быть установлены и обработаны внутри них, как утверждал Райтмайр 1970, утверждая, что достаточные критерии могут с очень высоким уровнем уверенности различить набор проанализированных койсанских и «южноафриканских негров». "образцы, [17] аналогичный аргумент был выдвинут в работе Franklin & Freedman 2006. [20] Даже в этом случае Райтмайр и Мерве (1976) показывают, что при такой дифференциации неожиданные находки не являются чем-то неслыханным; их анализ показал, что одно из двух захоронений, проанализированных для статьи, более удобно соответствовало «готтентотам», чем «банту», причем лучше всего подходили банту из их образцов венды. [21] В любом случае фактический генетический анализ последних двух десятилетий (в отличие от физиологического анализа, предполагающего генетические взаимоотношения) подтверждает примечательные факты: [22] [23] иногда даже существенный, [24] [25] смешение койсанского и южноафриканского популяций банту в истории, что отражено в современных койсанских и бантуских народах. Наконец, само предположение о том, что краниометрический ИЛИ генетический анализ может сам по себе точно определить этнолингвистическую идентичность и границы исторических народов, что рассматривал Brothwell 1963. [18] это часто проблематично, поскольку существуют койсанские популяции, почти полностью имеющие «некойсанское» происхождение, [24] и некоторые образцы коса, по-видимому, имели большинство предков, не принадлежащих к коса. [20]
Охраняемые территории
[ редактировать ]В настоящее время эта территория является частью национального парка Мапунгубве , который, в свою очередь, входит в состав культурного ландшафта Мапунгубве ЮНЕСКО и трансграничного заповедника Большого Мапунгубве .
Вклад Южной Африки в трансграничную заповедную зону состоит из национального парка Мапунгубве, природного заповедника Венеция Лимпопо, заповедника долины Лимпопо, частного охотничьего заповедника Мапесу , предлагаемого охотничьего заповедника Могалаквена, охотничьего заповедника Вхембе, а также ряда небольших частных ферм. . Общая предлагаемая площадь составит 256 100 гектаров или 53% всей трансграничной заповедной зоны Большого Мапунгубве.
Вклад Ботсваны в заповедник состоит из заповедника Северный Тули, занимающего площадь 71 173 га. Ожидается, что на втором этапе площадь территории увеличится за счет включения ферм Центрального Тули и предлагаемого КЦА Шаше. Кроме того, территория, простирающаяся примерно от города Мататан-Норт до Кободжанго и далее до реки Шаше, также станет частью GMTFCA. Ожидается, что в целом вклад Ботсваны в TFCA составит 135 000 га, что составляет примерно 28% от общей площади Трансграничной заповедной зоны Большого Мапунгубве. Ранчо Сентинел, поместье Ноттингем и зона сафари Тули Серкл составляют вклад Зимбабве в GMTFCA. На втором этапе также могут быть включены зоны управления дикой природой Марамани, Мачучута и Хвали, что увеличит размер вклада Зимбабве в трансграничную заповедную зону Большого Мапунгубве до 96 000 гектаров, или примерно 19%.
Культурный ландшафт Мапунгубве
[ редактировать ]Культурный ландшафт Мапунгубве был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО 3 июля 2003 года. [26]
Галерея
[ редактировать ]- Вход в национальный парк Мапунгубве, провинция Лимпопо, Южная Африка.
- На фото из Южной Африки слева — Ботсвана, справа — Зимбабве. Река, текущая слева направо, — это река Лимпопо. Река, исчезающая за горизонтом, — Шаше.
- Скальные образования из песчаника, типичные для национального парка Мапунгубве.
- Набережная верхушек деревьев. Все объекты национального парка Мапунгубве оборудованы для гостей на инвалидных колясках.
- Холм Мапунгубве, вид с севера
- Название может происходить от слова шона, обозначающего орла-бателера.
- Место археологических раскопок в Мапунгубве.
- Золотой носорог Мапунгубве
См. также
[ редактировать ]- Другие руины в Южной Африке
- Подобные руины за пределами Южной Африки
- баКаланга
- Коллекция Мапунгубве
- Орден Мапунгубве
- Список замков и укреплений в Южной Африке
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Мапунгубве | История Южной Африки в Интернете» . sahistory.org.za .
- ^ Картрайт, Марк. «Мапунгубве» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Хаффман, страница 376.
- ^ Хрбек, страница 322.
- ^ «Королевства южной Африки: Мапунгубве | История Южной Африки в Интернете» . sahistory.org.za .
- ^ Хрбек, стр. 323
- ^ Хрбек, стр. 326.
- ^ Перейти обратно: а б с Грбек, стр. 324
- ^ Перейти обратно: а б с д Грбек, стр. 325
- ^ «240.09.0001 - Археологический памятник Мапунгубве, Грифсвальд, район Мессины» . Южноафриканское агентство по ресурсам культурного наследия . Архивировано из оригинала 19 августа 2013 года . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «Происхождение видов и эволюция, демонстрация Университета Витса» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ «Национальный парк Мапунгубве и объект всемирного наследия: история парка» . СанПарки . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Чья история имеет значение: деколонизация африканской доколониальной историографии . Бам, Джун., Нцебеза, Лунгисиле., Зинн, Аллан. Стелленбош [Южная Африка]. 29 ноября 2018. стр. 179–199. ISBN 9781928314110 . OCLC 1083646254 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ А. Даффи 2012. Мапунгубве: Интерпретация золотого содержания оригинального золотого захоронения M1, A620. Журнал африканской археологии 10 (2), 2012 г., страницы 175–187.
- ^ Хеннеберг, Мацей; Стейн, Марьяна (1994). «Предварительный отчет о палеодемографии популяций K2 и Мапунгубве (Южная Африка)». Биология человека . 66 (1): 105–120. ПМИД 8157260 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стейн, Марьяна (1997). «Повторная оценка человеческих скелетов из К2 и Мапунгубве (Южная Африка)» . Южноафриканский археологический бюллетень . 52 (165): 14–20. дои : 10.2307/3888972 . JSTOR 3888972 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Райтмайр, Филипп (1970). «Черепа железного века из Южной Африки, повторно оцененные с помощью множественного дискриминантного анализа». Американский журнал физической антропологии . 33 (2): 147–167. дои : 10.1002/ajpa.1330330203 . ПМИД 5473084 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бротуэлл, Дон Р. (1963). «Свидетельства раннего изменения численности населения в Центральной и Южной Африке: сомнения и проблемы» . Мужчина . 63 (132): 101–104. дои : 10.2307/2796896 . JSTOR 2796896 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Тобиас, Филипп В. (1985). «История физической антропологии в Южной Африке» . Американский журнал физической антропологии . 28 (С6): 1–52. дои : 10.1002/ajpa.1330280503 .
- ^ Перейти обратно: а б Франклин, Дэниел; Фридман, Леонард; Милн; Окснард (2006). «Геометрическое морфометрическое исследование вариаций популяций коренных народов Южной Африки» . Американский журнал биологии человека . 19 (1): 20–33. дои : 10.1002/ajhb.20569 . ПМИД 17160981 . S2CID 27439270 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Райтмайр, Филипп (1976). «Два захоронения из Фалаборвы и ассоциация расы и культуры железного века Южной Африки» . Южноафриканский археологический бюллетень . 31 (123): 147–152. дои : 10.2307/3887736 . JSTOR 3887736 . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Шустер, Стефан; Миллер, Уэбб (2010). «Полные геномы койсанов и банту из южной Африки» . Природа . 463 (7283): 943–947. Бибкод : 2010Natur.463..943S . дои : 10.1038/nature08795 . ПМК 3890430 . ПМИД 20164927 . S2CID 2566995 .
- ^ Сенгупта, Дхрити; Чоудхури, Ананьо (2021). «Генетическая подструктура и сложная демографическая история южноафриканских носителей банту» . Природные коммуникации . 12 (1): 2080. Бибкод : 2021NatCo..12.2080S . дои : 10.1038/s41467-021-22207-y . ПМЦ 8027885 . ПМИД 33828095 .
- ^ Перейти обратно: а б Пикрелл, Джозеф К.; «Паттерсон, Ник (2012). «Генетическая предыстория юга Африки» . Nature Communications . 3 : 1143. arXiv : 1207.5552 . Bibcode : 2012NatCo...3.1143P doi : 10.1038 /ncomms2140 . PMC 3493647. . PMID 23072. 811 .
- ^ Винсенте, Марио; Якобссон, Маттиас (2019). «Генетическая близость среди охотников-собирателей Южной Африки и влияние смешения популяций фермеров и пастухов» . Мол Биол Эвол . 36 (9): 1849–1861. дои : 10.1093/molbev/msz089 . ПМЦ 6735883 . ПМИД 31288264 .
- ^ «Культурный ландшафт Мапунгубве» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 13 июня 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фуше, Л. (1937). Мапунгубве: древняя цивилизация банту на Лимпопо . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 183 страницы.
- Гарднер, Джорджия (1949). «Культура готтентотов в Лимпопо». Южноафриканский археологический журнал . 4 (16): 116–121. дои : 10.2307/3886997 . JSTOR 3886997 .
- Гарднер, Джорджия (1955). «Мапунгубве: 1935–1940». Южноафриканский археологический журнал . 10 (39): 73–77. дои : 10.2307/3887555 . JSTOR 3887555 .
- Холл, Мартин ; Ребекка Стеффофф (2006). Великий Зимбабве . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 48 страниц . ISBN 0-19-515773-7 .
- Грбек, Иван; Фаси, Мухаммед (1988). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Лондон: ЮНЕСКО. стр. 869 страниц. ISBN 92-3-101709-8 .
- Хаффман, Томас (2007). Справочник по железному веку: археология доколониальных фермерских обществ на юге Африки . Скоттсвилл: Издательство Университета Квазулу-Натал. стр. 504 страницы. ISBN 978-1-86914-108-0 .
- Уолтон, Дж. (1956). «Мапунгубве и Бамбандьянало». Южноафриканский археологический журнал . 11 (41): 27. дои : 10.2307/3886782 . JSTOR 3886782 .
- Уолтон, Дж. (1956). «Мапунгубве и Бамбандьянало». Южноафриканский археологический журнал . 11 (44): 111. дои : 10.2307/3886587 . JSTOR 3886587 .
- Даффи, Сиан Тайли-Нел и др. Коллекции произведений искусства и наследия Университета Претории. Univ. Претории, 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия всемирной истории - Мапунгубве
- Национальный парк Мапунгубве
- Сайт культурного ландшафта Мапунгубве , SAHRA
- Государства и территории, основанные в 1070-х годах.
- Разрушения 13-го века в Африке
- Охраняемые территории Южной Африки
- Археологические памятники в Южной Африке
- История Южной Африки
- Туризм в Южной Африке
- Объекты всемирного наследия в Южной Африке
- Бывшие населенные пункты Южной Африки
- Объекты наследия Южной Африки
- Сохранение и восстановление культурного наследия
- 1075 заведений
- Страны средневековой Африки
- Руины в Южной Африке
- Археологические памятники Южной Африки
- Археология Южной Африки
- Исторические места Южной Африки
- Бывшие королевства