Том из Финляндии
Том из Финляндии | |
---|---|
![]() Лааксонен гр. 1959 год | |
Рожденный | Туко Валио Лааксонен 8 мая 1920 г. Каарина , Финляндия |
Умер | 7 ноября 1991 г. Хельсинки , Финляндия | ( 71 год
Известный | Эротическая иллюстрация |
Награды | Премия Пуупяяхатту ( Финское общество комиксов , 1990), [1] |
Подпись | |
![]() | |
Веб-сайт | www |
Тоуко Валио Лааксонен (8 мая 1920 — 7 ноября 1991), известный под псевдонимом Том из Финляндии , был финским художником, создавшим стилизованное высоко маскулинизированное гомоэротическое искусство и оказавшим влияние на гей-культуру конца 20-го века . назвал его «самым влиятельным создателем гей-порнографических изображений ». Историк культуры Джозеф В. Слейд [2] За четыре десятилетия он создал около 3500 иллюстраций, в основном изображающих мужчин с преувеличенными первичными и вторичными половыми признаками , носящих облегающую или частично снятую одежду.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лааксонен родился 8 мая 1920 года и вырос в семье среднего достатка в Каарине , городе на юго-западе Финляндии , недалеко от города Турку . [3] Оба его родителя, Суома и Эдвин Лааксонен, были школьными учителями в гимназии, обслуживавшей Каарину. Семья проживала в пристроенном к школьному зданию жилом помещении. [4]
Он пошел в школу в Турку, а в 1939 году, в возрасте 19 лет, переехал в Хельсинки , чтобы изучать рекламу. В свободное время он также начал рисовать эротические изображения для собственного удовольствия. [3] на основе изображений рабочих-мужчин, которых он видел с раннего возраста. Сначала он скрывал эти рисунки, но затем уничтожил их «по крайней мере к тому времени, когда я пошел служить в армию». [5] Страна оказалась втянутой в Зимнюю войну с Советским Союзом , а затем официально стала участвовать во Второй мировой войне , и в феврале 1940 года он был призван в финскую армию . [3] Служил офицером-зенитчиком в звании младшего лейтенанта. [6] Позже он объяснил свой фетишистский интерес к мужчинам в форме встречами с людьми в армейской форме, особенно с солдатами немецкого Вермахта, служившими в то время в Финляндии. «В своих рисунках я не делаю никаких политических заявлений, никакой идеологии. Я думаю только о самой картине. Вся нацистская философия , расизм и все такое, мне ненавистны, но, конечно, я все равно их нарисовал — они были самая сексуальная униформа!» [7] После войны, в 1945 году, он вернулся к учебе. [3]
Работы Лааксонена этого периода по сравнению с более поздними работами считаются более романтичными и мягкими, с «нежными формами и формами». [3] Представленные мужчины принадлежали к среднему классу , в отличие от моряков, байкеров, лесорубов, строителей и других членов стереотипно гипермужских групп рабочего класса , которые фигурируют в его более поздних работах. [3] Еще одним ключевым отличием является отсутствие драматических композиций, самоуверенных поз, мускулистых тел и «отстраненной экзотической обстановки», которые воплотились в его более поздних работах. [3]
Карьера
[ редактировать ]
В 1956 году Лааксонен представил рисунки влиятельному американскому журналу Physique Pictorial , который впервые опубликовал изображения в весеннем выпуске 1957 года под псевдонимом Том , так как он напоминал его настоящее имя Тоуко . Позже в том же году в зимнем выпуске редактор Боб Майзер придумал название « Том из Финляндии» . [8] Одна из его работ была изображена на обложке журнала «Весна 1957 года» и изображала двух лесовозчиков за работой, а третий мужчина наблюдал за ними. [3] Взяв за основу финскую мифологию о лесорубах, олицетворяющих сильную мужественность, Лааксонен подчеркивал и отдавал предпочтение « гомоэротическому потенциалу [...], перемещая его в гей-контекст», - стратегия, повторявшаяся на протяжении всей его карьеры. [3]
В эпоху после Второй мировой войны рост байкерской субкультуры произошел как отказ от «реорганизации и нормализации жизни после войны с ее конформистским, оседлым образом жизни». [9] [10] Байкерская субкультура была одновременно маргинальной и оппозиционной и наделила послевоенных геев стилизованной мужественностью, которая включала в себя бунт и опасность. [9] Это контрастировало с преобладавшими в то время стереотипами о геях как о женоподобных женщинах , которые можно было увидеть в водевилях и фильмах, восходящих к первым годам существования индустрии. [11] На Лааксонена повлияли образы байкеров, а также произведения Джорджа Квинтанса и Этьена , среди прочих, которых он называл своими предшественниками, «распространяемых среди читателей-геев через журналы о гомоэротическом телосложении », начиная с 1950 года. [12] [9] Рисунки байкеров и кожевников Лааксонена основывались на кожаной и джинсовой одежде, которая отличала этих мужчин от основной культуры и предполагала, что они были необузданными, физическими и самостоятельными. [13] [14] Это контрастирует с обычным, медицински и психологически грустным и чувствительным молодым геем, который пассивен. [14] [15] Рисунки Лааксонена того времени «можно рассматривать как объединение множества факторов, стилей и дискурсов, уже существовавших в гей-субкультурах 1950-х годов», что, возможно, привело к их широкому распространению и популяризации внутри этих культур. [16] Начав свою профессиональную карьеру в 1958 году в качестве креативного руководителя в известном маркетинговом агентстве McCann Helsinki , [17] еще больше поощрял его творчество.
Кодексы цензуры США (1950–1960-е годы)
[ редактировать ]На стиль и содержание Лааксонена в конце 1950-х - начале 1960-х годов частично повлияли цензурные кодексы США, которые ограничивали изображение «открытых гомосексуальных действий». [16] Его работы были опубликованы в жанре мясных пирогов , который начался в 1930-х годах и в основном включал фотографии привлекательных, мускулистых молодых людей в спортивных позах, часто демонстрирующих упражнения. [18] Их основным рынком были мужчины-геи, но из-за консервативной и гомофобной социальной культуры той эпохи гей-порнография была незаконной, а публикации обычно представлялись как посвященные физической подготовке и здоровью. [18] Часто они были единственной связью замкнутых мужчин со своей сексуальностью. [18] Однако к этому времени Лааксонен выполнял частные заказы, поэтому были созданы более подробные работы, но они остались неопубликованными. [16] Помимо работы в рекламном агентстве, Лааксонен вел небольшой бизнес по доставке по почте, распространяя репродукции своих работ по всему миру по почте, хотя большого дохода этим он не получал. [19]
В деле MANual Enterprises против Дэя в 1962 году Верховный суд США постановил, что фотографии обнаженных мужчин по своей сути не являются непристойными. [20] Быстро появились журналы и фильмы с мягкой гей-порнографией с участием полностью обнаженных моделей, некоторые из которых были распухшими , и от притворства о физических упражнениях и фитнесе отказались, поскольку контроль за порнографией был уменьшен. [18] [21] К концу 1960-х годов рынок журналов о мясных деликатесах рухнул. [18] Лааксонен смог опубликовать свою более откровенно гомоэротическую работу, и это изменило контекст благодаря «новым возможностям и традициям демонстрации фронтальной мужской наготы в журналах и фильмах». [16] Лааксонен отреагировал публикацией более откровенных рисунков и стилизацией фантастических аспектов своих фигур с преувеличением физических аспектов, особенно их гениталий и мышц. [16] В конце 1960-х он разработал Кейка , персонажа, появляющегося в продолжающейся серии комиксов, дебютировавшей в 1968 году.

Популярность геев (1970–1991 гг.)
[ редактировать ]С декриминализацией мужской наготы гей-порнография стала более распространенной в гей-культуре, а вместе с ней и творчество Лааксонена. К 1973 году он публиковал эротические комиксы и вторгся в основной мир искусства с помощью выставок. В 1973 году он оставил свою постоянную работу в хельсинкском офисе рекламного агентства McCann . «С тех пор я живу в джинсах и живу своими рисунками», — так он описал смену образа жизни, произошедшую в этот период.
К середине 1970-х годов он также стал делать упор на фотореалистичный стиль, делая некоторые аспекты рисунков более фотографичными. [16] Многие из его рисунков основаны на фотографиях, но ни один из них не является их точным воспроизведением. [22] Фотографическое вдохновение используется, с одной стороны, для создания реалистичных, почти движущихся изображений с убедительными и активными позами и жестами, в то время как Лааксонен преувеличивает физические особенности и представляет свой идеал мужской красоты и сексуальной привлекательности, сочетая реализм с фантазией. [22] В книге « Папа и Академия мышц – Искусство, жизнь и времена Тома из Финляндии» примеры фотографий и рисунков на их основе показаны рядом. [22] Хотя он считал фотографии всего лишь справочными материалами для своих рисунков, студенты, изучающие современное искусство, рассматривали их как полноценные произведения искусства, стоящие сами по себе. [23]
В 1979 году Лааксонен вместе с бизнесменом и другом Дурком Денером стал соучредителем компании Tom of Finland, чтобы сохранить авторские права на его произведения искусства, которые широко подвергались пиратству. Тома познакомил Денер его друг по переписке и коллега-эротический художник Дом Орехудос . [24] Также в 1979 году Лааксонен и Лу Томас (соучредитель Colt Studio ) опубликовали Target by Tom; «Естественный человек» — серия фотографий и рисунков взрослых исполнителей, включая Бруно , Джереми Брента, Чака Гэтлина и Стива Сартори. [25]
Тома из Финляндии В 1984 году был основан Фонд для сбора, сохранения и демонстрации произведений гомоэротического характера . [26] Хотя Лааксонен добился на этом этапе весьма успеха, его биография попала в список бестселлеров, а Бенедикт Ташен , крупнейший в мире издатель книг по искусству, переиздал и расширил монографию его работ, больше всего он гордился Фондом. [27] Сфера деятельности организации расширилась до эротических произведений всех типов, спонсировала конкурсы, выставки и положила начало созданию музея эротического искусства. [27]
У Лааксонена сложились «чудесно богатые отношения» с Биллом Шмелингом в 1980-е годы, когда они жили в Лос-Анджелесе ; двое мужчин открыли у себя дома салоны художников и делились художественными практиками и жизненным опытом. [28] Шмелинг отметил, что Лааксонен оказал значительное влияние на его художественный стиль. [29]
Смерть
[ редактировать ]В 1988 году у Лааксонена диагностировали эмфизему . В конце концов из-за болезни и лекарств у него начали дрожать руки, что заставило его переключиться с карандаша на пастель. Он умер в 1991 году от инсульта, вызванного эмфиземой. [6]
Частная жизнь
[ редактировать ]Спутницей жизни Лааксонена была танцовщица Вели «Нипа» Мякинен, с которой он прожил 28 лет, вплоть до смерти Мякинена в 1981 году. [30] [31]
Прием
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Рассматривая рецепцию искусства Лааксонена, невозможно отделить ее от ее первоначальной цели. Его «грязные рисунки», как он сам их называл, служили прежде всего гей-эротикой, призванной возбудить зрителя. [32] Как описал Роб Мейер, владелец кожевенного магазина и художественной галереи в Амстердаме: «Эти работы — не предметы для разговора, это произведения для мастурбации». [33] Многие из его рисунков были опубликованы в таких изданиях, как Physique Pictorial , или представляли собой рекламу и фрески для бань , кожаных баров и клубов, которые были эротически заряженными или явно сексуальными пространствами. [32]
Они также способствовали распространению новой гомосексуальной мужественности и уверенности. Например, в устных историях работы Лааксонена неоднократно описываются как оказавшие влияние на собственную сексуальную биографию. Многие мужчины идентифицировали себя с его персонажами, которые изображались мужественными, мужественными и часто «синими воротничками» , тем самым побеждая гомофобные стереотипы женственности . Кейт Вольф пишет, что «Том из Финляндии помог проложить путь к освобождению геев». [34]
Рисунки Лааксонена были особенно популярны в процветающей кожевенной субкультуре 1950-1970-х годов. Рисунки Тома сыграли центральную роль в развитии и распространении более единой эстетики кожи геев, что привело к появлению так называемого «взгляда клона» 1970-х и 1980-х годов. [35]
Работа Тома не была порнографией. Это было спасение.
- Роберт Дж. Пирс, Том из Финляндии: аргументы в пользу гей-искусства, The Soho News (6 февраля 1980 г.)
При жизни и за ее пределами работы Лааксонена вызывали как восхищение, так и презрение со стороны разных кругов художественного сообщества. Лааксонен подружился с фотографом-геем Робертом Мэпплторпом , чьи работы, изображающие садомазохизм и фетишистскую иконографию, также были предметом споров. [36] [37]
Спорной темой в его рисунках было эротическое обращение с мужчинами в нацистской форме . Они составляют небольшую часть его общей работы, но типично лестное визуальное обращение с этими персонажами привело некоторых зрителей к выводу о симпатиях или близости к нацизму, и они были исключены из последних антологий его работ. [38] Позже в своей карьере Лааксонен отрекся от этой работы и изо всех сил старался отмежевать себя и свою работу от фашистских и расистских идеологий. Он также изобразил на своих рисунках значительное количество чернокожих мужчин без явного расового или политического послания в контексте, в котором они появляются; хотя они имеют некоторое сходство с расистскими карикатурами на «гиперсексуальных» чернокожих мужчин. [ по мнению кого? ] Эти черты присущи и белым персонажам Лааксонена. [39]
Шейла Джеффрис предлагает радикальную феминистскую критику творчества Лааксонен в своей книге 2003 года «Распаковка квир-политики» . [40]
Искусствоведы неоднозначно относятся к творчеству Лааксонена. Его детальная техника рисования привела к тому, что его назвали «мастером карандаша», в то время как рецензент голландской газеты Het Parool , напротив, назвал его работы «иллюстративными, но без выразительности». [41]
Существует немало споров по поводу того, является ли его изображение «суперменов» (персонажей мужского пола с огромными половыми органами и мускулами) поверхностным и неприятным, или же в его работе есть более глубокая сложность, которая играет с этими стереотипами и ниспровергает их. Например, некоторые критики отмечали случаи явной нежности между традиционно жесткими мужскими персонажами или игривые улыбки в садомазохистских сценах. [ нужна ссылка ]
Кроме того, Лааксонена подвергли критике [ кем? ] за изображение сексуального насилия в мультфильме Кейка «Изнасилование по почте». [42] в котором почтовый работник подвергся сексуальному насилию. Это было описано [ кем? ] как вклад в нормализацию сексуального насилия, которому особенно рискует сообщество ЛГБТКИА+. [ нужна ссылка ]
В статье для Artforum Кевин Киллиан сказал, что просмотр оригиналов Тома из Финляндии «вызывает сильное уважение к его ловкому и остроумному творению». [43]
Культурное влияние и наследие
[ редактировать ]В 2006 году историк Джек Фричер писал: [44]
Если бы существовала гей- маунт-Рашмор, состоящая из четырех великих поп-артистов-пионеров, то это были бы Чак Арнетт , Этьен , А. Джей и Том из Финляндии.
Работы Лааксонена вдохновили многих других художников исследовать явную сексуальность в своем искусстве. [45] и некоторые (например, MATT [46] ) посвятил его памяти произведения искусства. [47] [48] В 2019 году газета Los Angeles Times сообщила: [49]
Самоуверенный кожаный образ Тома — прорывная знойная эстетика 1950-х годов — сразу привлек внимание таких художников, как Роберт Мэпплторп , Рэймонд Петтибон и Майк Келли . Это также повлияло на моду и музыку: дизайнеров Жан-Поля Готье и Тьерри Мюглера и группы Queen из Фредди Меркьюри . Сегодня Финляндия воспринимает своего сына-художника как национального героя, поддерживаемого множеством онлайн-товаров — таких разнообразных, как секс-игрушки и праздничные украшения. Компания Тома состоятельных негодяев, всегда приветливых и вечно охваченных непримиримой похотью, действительно хорошо постарел.
Компания Том из Финляндии
[ редактировать ]Лааксонен и Денер основали компанию Tom of Finland в 1978 году для надзора за публикацией работ Лааксонена и борьбы с нарушением авторских прав . [50] [45] В 1995 году компания Tom of Finland Clothing Company представила модную линию, основанную на его работах, которая охватывает широкий спектр образов, помимо типичного стиля его рисунков — обрезанных джинсов и курток. Линия модной одежды сочетает в себе оригинальный гомоэротизм рисунков с основной модной культурой, а их показы на подиумах проходят во многих местах в то же время, что и другие модные компании. [ нужна ссылка ]
Фонд Тома Финляндии
[ редактировать ]Лааксонен и Денер основали некоммерческий фонд Tom of Finland Foundation (ToFF) в 1984 году, чтобы сохранить каталог работ Лааксонена. [50] Через несколько лет они расширили миссию ToFF, чтобы «предложить убежище для всего эротического искусства». [50] ToFF хранит крупнейшую в мире коллекцию произведений искусства Лааксонена (около 1500 работ), а также одну из крупнейших в мире коллекций эротического искусства (более 100 000 изображений материалов). [49] ToFF проводит ежегодный конкурс для начинающих художников, которые выставляют свои работы для рекламы и наград. [50] Фонд также проводит общественные мероприятия для сбора средств и предоставления возможности встретиться поклонникам-единомышленникам эротического искусства, в том числе ежегодный двухдневный фестиваль искусства и культуры Tom of Finland. [50]
Зал славы эротических художников ToFF отмечает выдающихся эротических художников, в том числе HR Giger , Bill Schmeling , [51] и Рекс . [52]
ToFF получает некоторый доход от своих публичных программ и лицензирования изображений и имени Лааксонена для коммерческого использования, но он зависит от пожертвований и членских взносов. [50] ToFF является отдельной организацией, отличной от компании Tom of Finland, от которой она получает финансовую поддержку. [50]

ТОМ Хаус
[ редактировать ]Штаб-квартира ToFF находится в TOM House, [53] дом в Эхо-парке, Лос-Анджелес, принадлежащий Денеру, в котором Лааксонен прожил около десяти лет в свои последние годы и где он создал около 800 произведений искусства (20% его работ). [54] [49] Лааксонен оставался там по шесть месяцев из-за ограничений по его визе . [49] Его спальня сохранилась почти в том же состоянии, в каком он жил там до своей смерти в 1991 году. [49] Дом с 14 комнатами наполнен эротическим искусством (им покрыты даже потолки). [45] Другие удобства включают подземную темницу (открытую только по приглашению) и «Парк удовольствий» с наклонными террасами и зонами отдыха на заднем дворе. [49]
ToFF предлагает экскурсии по дому по предварительной записи. [53] В доме также проводятся публичные мероприятия, в том числе сеансы рисования обнаженной натуры. [49] В 2016 году городской совет Лос-Анджелеса объявил дом историко-культурным памятником. [49]
Искусство и выставки
[ редактировать ]В 2009 году Лааксонен был занесен в Зал славы кожи. [55] Некоторые из его оригинальных работ находятся в Архиве и музее кожи в Чикаго. [56] [57]
Нью-йоркский Музей современного искусства приобрел несколько произведений искусства Лааксонена для своей постоянной коллекции. [58] В 2006 году МоМА в Нью-Йорке принял пять рисунков Тома из Финляндии как часть гораздо более крупного подарка от Фонда Джудит Ротшильд. Попечитель Фонда Джудит Ротшильд Харви С. Шипли Миллер сказал: «Том из Финляндии входит в пятерку самых влиятельных художников двадцатого века. Как художник он был великолепен, а влияние его было трансцендентным». [59] Хадсон из Feature Inc., Нью-Йорк, поместил работы Тома Финляндского в коллекции Музея искусств Школы дизайна Род-Айленда и Чикагского института искусств . Его работы также находятся в публичных коллекциях: Музея современного искусства (MOCA), Лос-Анджелес, США; Художественный музей Вяйно Аалтонена ; Турку, Финляндия; Художественный музей Калифорнийского университета в Беркли , Беркли (Калифорния), США; Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, США; Киасма , Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия; Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско, США; и Фонд Тома Финляндии, Лос-Анджелес, США.
В 1999 году выставка прошла в Institut Culturel Finlandais ( Финском культурном центре) в Париже.
, Финляндия, прошла большая ретроспективная выставка работ Лааксонена В 2011 году в Турку . Выставка стала одним из официальных мероприятий программы Турку « Культурная столица Европы» . [60]
В 2012 году Kulturhuset представил ретроспективу Tom of Finland в Стокгольме, Швеция; а работа Тома из Финляндии была в проекте Роберта Раушенберга « Фонда Мы, люди в Нью-Йорке, США».
В 2013 году MOCA представила Bob Mizer & Tom из Финляндии в Лос-Анджелесе, США. Работы художника также можно было увидеть в галерее HAPPY BIRTHDAY Galerie Perrotin – 25 лет в Лилле, Франция; Музей Лесли Ломана Rare and Raw в Нью-Йорке, США; и «Keep Your Timber Limber» Института современного искусства ( работы на бумаге) в Лондоне, Англия.
В 2015 году Artists Space представила выставку «Tom of Finland: Удовольствие от игры» в Нью-Йорке, США. [61] Выставка также была представлена в Кунстхалле Хельсинки в 2016 году и дополнена дополнительными материалами, такими как фотографии из семейных альбомов. [62]
В 2020 году в рамках празднования 100-летия Тома из Финляндии: любовь и освобождение в лондонском Доме иллюстрации было показано 40 оригиналов с однодневками, подчеркивающими моду как аспект его творчества.
Фильм
[ редактировать ]В 1991 году Filmitakomo и Yleisradio сняли документальный фильм « Папа и Академия мышц» . [2] Режиссер Илппо Похьола . К концу 1980-х Лааксонен был хорошо известен в гей-мире, но его «пневматически мускулистые, тщательно прорисованные символы мужественности с монстрами» привлекли всеобщее внимание, когда был выпущен фильм, который включает в себя сотни изображений его работ вместе с интервью. театрально в Финляндии, выиграл финскую премию Юсси в 1992 году, [63] и демонстрировался на кинофестивалях и домах киноискусства по всему миру. [27] [64] [65] Высоко оценивая качество художественных работ, один критик отметил, что фильм восхваляет Лааксонена как икону гей-прайда , игнорируя при этом «сходство его работ как с садомазохистской порнографией, так и с фашистским искусством», которое она связала с ранним сексуальным опытом Лааксонена с немецкими солдатами во время Второй мировой войны . [65]
Режиссер Уэс Херли считает, что Том из Финляндии оказал влияние на его творчество, в том числе на его короткометражку «Питер и волк» и культовый комедийный мюзикл «Вакси Мун в «Падшем драгоценном камне»» . [66]
В 2013 году Variety объявила, что финский режиссер Доме Карукоски собирается снять биографический фильм о Лааксонене под названием « Том из Финляндии» . «Хельсинки-фильми» произвела его и получила эксклюзивные права. Фильм, вышедший в феврале 2017 года в Финляндии, [67] – первый биографический фильм артиста. [68]
Марки
[ редактировать ]В сентябре 2014 года финская почтовая служба Itella Posti опубликовала серию из трех марок первого класса с рисунками Лааксонена и в связи с выпуском марок выставила часть его корреспонденции в Финском почтовом музее. [69] На двух марках изображены фрагменты изображения обнаженного мужчины, сидящего между ног другого мужчины, одетого как полицейский; на другом изображены обнаженные ягодицы с мужским лицом между бедрами. [70] [71] Набор марок превзошел ожидания Posti: предварительные заказы были сделаны из 178 стран, что сделало его самым продаваемым набором марок в истории службы. [72]
Видеосъемка
[ редактировать ]- Илппо Похьола (автор): Кари Пальякка и Альваро Пардо (продюсеры): Daddy and the Muscle Academy: Tom of Finland. Filmitakomo & YLE, Финляндия, 1991. (Продолжительность фильма: 58 минут. Также представлены кадры графики Лааксонена.)
См. также
[ редактировать ]- Просто (жанр)
- Журналы «Бифкейк»
- Дюрк Денер
- Кожаный архив и музей
- ONE Национальный архив геев и лесбиянок
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Финское мультипликационное общество — 1990: Тоуко Лааксонен — Том из Финляндии» . Финское общество комиксов (на финском языке) . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Слэйд, Джозеф В.: Порнография и сексуальные изображения: Справочное руководство, Том 2. Стр. 545–546. Издательская группа Гринвуд, 2001. ISBN 0-313-27568-8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лёфстрём, стр. 189.
- ^ Хувен 1993, с. 3.
- ^ Арелл и Мустола, с. 15.
- ^ Jump up to: а б «Том Финляндский: Краткая биография» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Хувен 1993, с. 30.
- ^ Арелл и Мустола, с. 31. Это соответствовало правилам названия журнала. Другими псевдонимами того времени были Брюс из Лос-Анджелеса и Спартан из Голливуда . , например,
- ^ Jump up to: а б с Лёфстрем, стр. 190.
- ^ Суарес, 1996, стр. 150.
- ^ Целлулоидный шкаф ; Режиссеры: Роб Эпштейн, Джеффри Фридман (1996) UPC: 043396821071.
- ^ Хувен 1993, стр. 84–85.
- ^ Суарес, 1996, стр. 152, 158.
- ^ Jump up to: а б Лёфстрём, стр. 190–1.
- ^ Суарес, 1996, стр. 152, 158.; Дайер 1983 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лёфстрём, стр. 191.
- ^ «ОТ РЕКЛАМЫ ДО ГЕЙ-ЭРОТИКИ: РАБОТА ТОМА ФИНЛЯНДИИ» . Фонд Тома Финляндии . 15 июня 2015 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бифкейк (1999); Том Фицджеральд, писатель, режиссер, сопродюсер; Шанди Митчелл, сопродюсер; Альянс независимых фильмов.
- ^ Левин, Ник (24 марта 2020 г.). «Сексуальные мультяшные красавчики, определившие гей-культуру» . Би-би-си.
- ^ MANual Enterprises v. Day , 370 US 478 в 1962 году; Бэррон, Джером А. и Динес, К. Томас, Первая поправка к Закону , Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1993, ISBN 0-314-02581-2 ; Стрейтматтер, Роджер и Уотсон, Джон К., «Герман Линн Вомак: порнограф как пионер Первой поправки», История журналистики, 28:56 (лето 2002 г.).
- ^ Во, Томас: Трудно себе представить: мужской эротизм геев в фотографии и кино от их истоков до Стоунволла. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1996. ISBN 0-231-09998-3 .
- ^ Jump up to: а б с Илппо Похьола (автор): Кари Пальякка и Альваро Пардо (продюсеры): Daddy and the Muscle Academy: Tom of Finland: Великобритания: Oracle Home Entertainment: 2002.
- ^ Хувен 2012, с. 134.
- ^ Денер, Дюрк (15 сентября 2011 г.). «Искусство Этьена» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Том из Финляндии (1920–1991), Лу Томас (даты неизвестны), Мишень Тома; Натуральный человек» . Галереи Суонна . Проверено 1 августа 2024 г.
Естественный человек. Шесть хромогенных отпечатков. Каждый лист 203х254 мм; 8х10 дюймов (лист). 1975. Мишень Тома. Восемь офсетных литографий. Каждый лист 254х203 мм; 10х8 дюймов (лист). Подписано и датировано цифрой «79» на табличке. Этот двойной набор портфолио был создан фотографом и соучредителем Target Studios Лу Томасом. Томас фотографировал модели, а Том из Финляндии рисовал модели по фотографиям Томаса, чтобы сделать отпечатки. В число моделей входили Джереми Брент, Чак Гэтлин, Стив Сартори, Роджер, Барри, Брэнд, Дак и Бруно.
- ^ Проно, Лука: Энциклопедия популярной культуры геев и лесбиянок. п. 258. Издательская группа Гринвуд, 2008. ISBN 978-0-313-33599-0
- ^ Jump up to: а б с Хувен, Ф. Валентайн, III: Гей-истории и культуры: энциклопедия. Том 2 Энциклопедии истории и культуры лесбиянок и геев. п. 884. Джордж Э. Хаггерти, редактор. Тейлор и Фрэнсис, 2000. ISBN 0-8153-3354-4
- ^ Дэниэлс, Чемпион (12 мая 2022 г.). « ВсеВместе» | Султан, Гунн и Виктор Аримонди» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Билл «Гунн» Шмелинг | 30 апреля 1938 г. - 12 сентября 2019 г.» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Какого человека можно найти за фотографиями Тома из Финляндии? Племянник Тоуко Лааксонена открыл домашние альбомы HS» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 5 мая 2016 года . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ «Нипа и Токо в Дортмунде» (на финском языке). Финский почтовый музей . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 27 января 2023 г.
Мякинен умер от рака гортани в июле 1981 года.
- ^ Jump up to: а б Снайт, Гай (2003). «Люди Тома: маскулинизация гомосексуализма и гомосексуализация мужественности в конце двадцатого века» . Абзац . 26 (1/2): 77–88. ISSN 0264-8334 .
- ^ «Том из Финляндии: Фонд Тома из Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Боб Майзер и Том из Финляндии», Кейт Вольф, Международный журнал Artforum (онлайн), 21 ноября 2013 г.
- ^ Снайт, Гай (2003). «Люди Тома: маскулинизация гомосексуализма и гомосексуализация мужественности в конце двадцатого века» . Абзац . 26 (1/2): 77–88. дои : 10.3366/пара.2003.26.1-2.77 . ISSN 0264-8334 . JSTOR 43263715 .
- ^ Делаван, Том (24 февраля 2016 г.). «Этой весной все о Роберте Мэпплторпе и Томе из Финляндии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Кенникот, Филип (24 января 2019 г.). «Роберт Мэпплторп был одним из самых противоречивых художников 80-х» . The Washington Post, через Морана Морана . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Скотт, Хантер (21 марта 2024 г.). «Лицом к одинаковости: пересмотр радикальности Тома из Финляндии» . Невидимая культура (36). дои : 10.47761/494a02f6.262a8f58 .
- ^ «Черные мужчины в мире Тома: Фонд Тома из Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Джеффрис, Шейла. (2003). Распаковка квир-политики: взгляд лесби-феминисток . Кембридж: Polity Press совместно с Blackwell Pub. п. 84-88. ISBN 0-7456-2837-0 . OCLC 49805467 .
- ^ Квир-энциклопедия визуальных искусств , Клод Дж. Саммерс, Cleis Press, 2004. ISBN 1-57344-191-0
- ^ «Томас Гаррод-Пуллар | «Мы создали культуру изнасилования в гей-сообществе». " . 30 марта 2023 г.
- ^ «Боб Майзер и Том из Финляндии», Кевин Киллиан, Международный журнал Artforum , март 2014 г.
- ^ Фричер, Джек; Хемри, Марк (2007). Гей Сан-Франциско: очевидец Барабанщик: мемуары о сексе, искусстве, салонах, войне поп-культуры и истории геев журнала Drummer, титанические 1970-е - 1999 годы (ограниченное издание для коллекционеров, иллюстрированное издание). Сан-Франциско: паб Palm Drive. ISBN 978-1-890834-38-8 . OCLC 268739395 .
- ^ Jump up to: а б с Кьяверина, Джон (23 июля 2020 г.). «Восемь художников под влиянием Тома Финляндского» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Вспоминая Мэтта» . Мир Тома из Финляндии . Осень 2002 года. Отправка. 2002 . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Красивая дань уважения Тому от команды из трех талантливых художников из Хельсинки» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Харрити, Кристофер (29 сентября 2017 г.). «19 фотографий воссоздают мир Тома из Финляндии» . Адвокат . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фостер, Р. Дэниел (2 октября 2019 г.). «Дом в Лос-Анджелесе, где жил художник-гомоэротик Том из Финляндии, является святыней его наследия» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «О фонде: Фонд Тома Финляндии» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ «Билл «Гунн» Шмелинг | 30 апреля 1938 г. - 12 сентября 2019 г.: Фонд Тома Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Зал славы артистов ToFF – REX: Фонд Tom of Finland» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Посещение: Фонд Тома Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Малкин, Марк (2 июня 2021 г.). «Разрабатывается документальный фильм Фонда Тома из Финляндии о соучредителе Дюрке Денере (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «>Призывники» . Leatherhalloffame.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «КЕЙН, «БАРАБАНЧИК» И ДЕБЛЕЙЗ - Рик Сторер, Архив и музей кожи - Дискуссионная группа кожевников Сан-Франциско» . Sfldg.org. 22 октября 2014 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Мик О'Ши (3 августа 2018 г.). Sex Pistols Invade America: The Fateful US Tour, январь 1978 года . МакФарланд. стр. 66–. ISBN 978-1-4766-3184-4 .
- ^ Арелл и Мустола, с. 187
- ^ Хувен 2012, с. 233.
- ^ «Томь Финляндии | Турку 2011» . Turku2011.fi . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ «Том из Финляндии: Удовольствие от игры» . Artistsspace.org .
- ^ «Том из Финляндии: Удовольствие от игры» . Кунстхалле Хельсинки . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Победители Юсси. Filmiaura ry (на финском языке).
- ↑ Эдинбургский международный кинофестиваль освещает The Independent , пятница, 14 августа 1992 г.
Кинофестиваль в Сиэтле: специальные мероприятия Seattle Times, 7 мая 1992 г. - ^ Jump up to: а б Дневник фестиваля: Плохая карма и Большая Инь: Дело Билли Коннолли, а также проблемы и раздоры с The Bay City Rollers. Шейла Джонстон репортаж с 46-го Эдинбургского международного кинофестиваля. Шейла Джонстон, The Independent , 21 августа 1992 года.
- ^ Миллер, Джейсон (26 марта 2013 г.). «3 вопроса Уэсу Херли |» . Central-cinema.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ «У этого биографического фильма о Томе из Финляндии наконец-то появился трейлер» . 20 сентября 2016 г. Проверено 11 декабря 2016 г.
- ^ «Англоязычный дебют Карукоски станет первым авторизованным биографическим фильмом Тома из Финляндии» . Эльза Кесласси. Варьете 13 сентября 2013 г.
- ^ «Том из Финляндии появится на марках в сентябре» . Ителла Пости . 13 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г.
«Первые в мире гомоэротические марки, выпущенные в Финляндии» (аудиоинтервью) . Программа «Сегодня» . Новости BBC онлайн . 17 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г. - ^ «Первые в мире гомоэротические марки, выпущенные в Финляндии» . Новости Би-би-си . 17 апреля 2014 года . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Миллштейн, Сет (15 апреля 2014 г.). «Гомоэротические почтовые марки Финляндии выглядят довольно смело» . Суета . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ «Марки Tom of Finland поступят в продажу в понедельник; это самые продаваемые марки Финляндии за всю историю» . Юле Уутисет . 8 сентября 2014 года . Проверено 15 января 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арелл, Берндт; Мустола, Кати (2006). Том из Финляндии: Непредвиденное . Нравиться. ISBN 952-471-843-Х .
- Хувен, Ф. Валентайн (1993). Том из Финляндии: его жизнь и времена . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-09325-Х .
- Хувен, Ф. Валентайн III (2012). Том из Финляндии: жизнь и творчество гея-героя . Берлин: Бруно Гмюндер Верлаг . ISBN 978-3-86787-166-2 .
- Лёфстрем, Ян (1998), «Скандинавский гомосексуализм: очерки исследований геев и лесбиянок», Журнал гомосексуализма , том. 35, нет. 3–4, Рутледж, стр. 189–206, ISBN. 0-7890-0508-5
- Рамакерс, Миша. Грязные картинки: Том из Финляндии, мужественность и гомосексуальность. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 2001. ISBN 0-312-20526-0
- Суарес, Хуан А. (1996). Мальчики-байкеры, трансвеститы и суперзвезды: авангард, массовая культура и гей-идентичность в андеграундном кино 1960-х годов . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-32971-Х .
- Том из Финляндии: Искусство удовольствия. Миша Рамакерс, изд. Лондон: Ташен, 1998, ISBN 3-8228-8598-3
- Том из Финляндии: Сборник комиксов. Том. 1–5. Дайан Хэнсон, изд. Лондон: Ташен, 2005. ISBN 978-3-8228-3849-5
- Нидхэм, Алекс (1 августа 2017 г.). «Мир кожи: как Том из Финляндии создал легендарную гей-эстетику» . Хранитель . Проверено 1 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Калин, Кай (1990). «Томь Финляндии». Изображение (Интервью) (на финском языке). №3. Хельсинки. стр. 104–119.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Томом Финляндским, на Викискладе?
- Могила Тоуко Лааксонен
- Фонд Тома Финляндии
- 1920 рождений
- 1991 смертей
- Фетиш-художники
- Финские карикатуристы
- Финские эротические артисты
- Гей-мужчина БДСМ
- Художники-геи-эротики
- Кожаная субкультура
- Создатели ЛГБТ-комиксов
- Финские художники-геи
- Люди из Каарины
- Псевдонимные художники
- Финские военнослужащие Второй мировой войны
- Смертность от эмфиземы
- Смертность от респираторных заболеваний в Финляндии
- Финские ЛГБТ 20-го века
- Финские художники-мужчины 20-го века
- Финские эмигранты в США