Jump to content

Том из Финляндии

Том из Финляндии
Лааксонен гр. 1959 год
Рожденный
Туко Валио Лааксонен

8 мая 1920 г.
Каарина , Финляндия
Умер 7 ноября 1991 г. ) ( 1991-11-07 ) ( 71 год
Хельсинки , Финляндия
Известный Эротическая иллюстрация
Награды Премия Пуупяяхатту ( Финское общество комиксов , 1990), [1]
Подпись
Веб-сайт www .tomoffinland .org

Тоуко Валио Лааксонен (8 мая 1920 — 7 ноября 1991), известный под псевдонимом Том из Финляндии , был финским художником, создавшим стилизованное высоко маскулинизированное гомоэротическое искусство и оказавшим влияние на гей-культуру конца 20-го века . назвал его «самым влиятельным создателем гей-порнографических изображений ». Историк культуры Джозеф В. Слейд [2] За четыре десятилетия он создал около 3500 иллюстраций, в основном изображающих мужчин с преувеличенными первичными и вторичными половыми признаками , носящих облегающую или частично снятую одежду.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Лааксонен родился 8 мая 1920 года и вырос в семье среднего достатка в Каарине , городе на юго-западе Финляндии , недалеко от города Турку . [3] Оба его родителя, Суома и Эдвин Лааксонен, были школьными учителями в гимназии, обслуживавшей Каарину. Семья проживала в пристроенном к школьному зданию жилом помещении. [4]

Он пошел в школу в Турку, а в 1939 году, в возрасте 19 лет, переехал в Хельсинки , чтобы изучать рекламу. В свободное время он также начал рисовать эротические изображения для собственного удовольствия. [3] на основе изображений рабочих-мужчин, которых он видел с раннего возраста. Сначала он скрывал эти рисунки, но затем уничтожил их «по крайней мере к тому времени, когда я пошел служить в армию». [5] Страна оказалась втянутой в Зимнюю войну с Советским Союзом , а затем официально стала участвовать во Второй мировой войне , и в феврале 1940 года он был призван в финскую армию . [3] Служил офицером-зенитчиком в звании младшего лейтенанта. [6] Позже он объяснил свой фетишистский интерес к мужчинам в форме встречами с людьми в армейской форме, особенно с солдатами немецкого Вермахта, служившими в то время в Финляндии. «В своих рисунках я не делаю никаких политических заявлений, никакой идеологии. Я думаю только о самой картине. Вся нацистская философия , расизм и все такое, мне ненавистны, но, конечно, я все равно их нарисовал — они были самая сексуальная униформа!» [7] После войны, в 1945 году, он вернулся к учебе. [3]

Работы Лааксонена этого периода по сравнению с более поздними работами считаются более романтичными и мягкими, с «нежными формами и формами». [3] Представленные мужчины принадлежали к среднему классу , в отличие от моряков, байкеров, лесорубов, строителей и других членов стереотипно гипермужских групп рабочего класса , которые фигурируют в его более поздних работах. [3] Еще одним ключевым отличием является отсутствие драматических композиций, самоуверенных поз, мускулистых тел и «отстраненной экзотической обстановки», которые воплотились в его более поздних работах. [3]

Рисунок Тома из Финляндии на обложке журнала Physique Pictorial за 1963 год .

В 1956 году Лааксонен представил рисунки влиятельному американскому журналу Physique Pictorial , который впервые опубликовал изображения в весеннем выпуске 1957 года под псевдонимом Том , так как он напоминал его настоящее имя Тоуко . Позже в том же году в зимнем выпуске редактор Боб Майзер придумал название « Том из Финляндии» . [8] Одна из его работ была изображена на обложке журнала «Весна 1957 года» и изображала двух лесовозчиков за работой, а третий мужчина наблюдал за ними. [3] Взяв за основу финскую мифологию о лесорубах, олицетворяющих сильную мужественность, Лааксонен подчеркивал и отдавал предпочтение « гомоэротическому потенциалу [...], перемещая его в гей-контекст», - стратегия, повторявшаяся на протяжении всей его карьеры. [3]

В эпоху после Второй мировой войны рост байкерской субкультуры произошел как отказ от «реорганизации и нормализации жизни после войны с ее конформистским, оседлым образом жизни». [9] [10] Байкерская субкультура была одновременно маргинальной и оппозиционной и наделила послевоенных геев стилизованной мужественностью, которая включала в себя бунт и опасность. [9] Это контрастировало с преобладавшими в то время стереотипами о геях как о женоподобных женщинах , которые можно было увидеть в водевилях и фильмах, восходящих к первым годам существования индустрии. [11] На Лааксонена повлияли образы байкеров, а также произведения Джорджа Квинтанса и Этьена , среди прочих, которых он называл своими предшественниками, «распространяемых среди читателей-геев через журналы о гомоэротическом телосложении », начиная с 1950 года. [12] [9] Рисунки байкеров и кожевников Лааксонена основывались на кожаной и джинсовой одежде, которая отличала этих мужчин от основной культуры и предполагала, что они были необузданными, физическими и самостоятельными. [13] [14] Это контрастирует с обычным, медицински и психологически грустным и чувствительным молодым геем, который пассивен. [14] [15] Рисунки Лааксонена того времени «можно рассматривать как объединение множества факторов, стилей и дискурсов, уже существовавших в гей-субкультурах 1950-х годов», что, возможно, привело к их широкому распространению и популяризации внутри этих культур. [16] Начав свою профессиональную карьеру в 1958 году в качестве креативного руководителя в известном маркетинговом агентстве McCann Helsinki , [17] еще больше поощрял его творчество.

Кодексы цензуры США (1950–1960-е годы)

[ редактировать ]

На стиль и содержание Лааксонена в конце 1950-х - начале 1960-х годов частично повлияли цензурные кодексы США, которые ограничивали изображение «открытых гомосексуальных действий». [16] Его работы были опубликованы в жанре мясных пирогов , который начался в 1930-х годах и в основном включал фотографии привлекательных, мускулистых молодых людей в спортивных позах, часто демонстрирующих упражнения. [18] Их основным рынком были мужчины-геи, но из-за консервативной и гомофобной социальной культуры той эпохи гей-порнография была незаконной, а публикации обычно представлялись как посвященные физической подготовке и здоровью. [18] Часто они были единственной связью замкнутых мужчин со своей сексуальностью. [18] Однако к этому времени Лааксонен выполнял частные заказы, поэтому были созданы более подробные работы, но они остались неопубликованными. [16] Помимо работы в рекламном агентстве, Лааксонен вел небольшой бизнес по доставке по почте, распространяя репродукции своих работ по всему миру по почте, хотя большого дохода этим он не получал. [19]

В деле MANual Enterprises против Дэя в 1962 году Верховный суд США постановил, что фотографии обнаженных мужчин по своей сути не являются непристойными. [20] Быстро появились журналы и фильмы с мягкой гей-порнографией с участием полностью обнаженных моделей, некоторые из которых были распухшими , и от притворства о физических упражнениях и фитнесе отказались, поскольку контроль за порнографией был уменьшен. [18] [21] К концу 1960-х годов рынок журналов о мясных деликатесах рухнул. [18] Лааксонен смог опубликовать свою более откровенно гомоэротическую работу, и это изменило контекст благодаря «новым возможностям и традициям демонстрации фронтальной мужской наготы в журналах и фильмах». [16] Лааксонен отреагировал публикацией более откровенных рисунков и стилизацией фантастических аспектов своих фигур с преувеличением физических аспектов, особенно их гениталий и мышц. [16] В конце 1960-х он разработал Кейка , персонажа, появляющегося в продолжающейся серии комиксов, дебютировавшей в 1968 году.

В журналах для геев рисунки Лааксонена часто обрезались, чтобы быть менее откровенными, как в этом выпуске Physique Pictorial 1968 года . В подписи отмечается, что репродукции полных «натуральных (обнаженных) рисунков Тома» продаются по почте.

Популярность геев (1970–1991 гг.)

[ редактировать ]

С декриминализацией мужской наготы гей-порнография стала более распространенной в гей-культуре, а вместе с ней и творчество Лааксонена. К 1973 году он публиковал эротические комиксы и вторгся в основной мир искусства с помощью выставок. В 1973 году он оставил свою постоянную работу в хельсинкском офисе рекламного агентства McCann . «С тех пор я живу в джинсах и живу своими рисунками», — так он описал смену образа жизни, произошедшую в этот период.

К середине 1970-х годов он также стал делать упор на фотореалистичный стиль, делая некоторые аспекты рисунков более фотографичными. [16] Многие из его рисунков основаны на фотографиях, но ни один из них не является их точным воспроизведением. [22] Фотографическое вдохновение используется, с одной стороны, для создания реалистичных, почти движущихся изображений с убедительными и активными позами и жестами, в то время как Лааксонен преувеличивает физические особенности и представляет свой идеал мужской красоты и сексуальной привлекательности, сочетая реализм с фантазией. [22] В книге « Папа и Академия мышц – Искусство, жизнь и времена Тома из Финляндии» примеры фотографий и рисунков на их основе показаны рядом. [22] Хотя он считал фотографии всего лишь справочными материалами для своих рисунков, студенты, изучающие современное искусство, рассматривали их как полноценные произведения искусства, стоящие сами по себе. [23]

В 1979 году Лааксонен вместе с бизнесменом и другом Дурком Денером стал соучредителем компании Tom of Finland, чтобы сохранить авторские права на его произведения искусства, которые широко подвергались пиратству. Тома познакомил Денер его друг по переписке и коллега-эротический художник Дом Орехудос . [24] Также в 1979 году Лааксонен и Лу Томас (соучредитель Colt Studio ) опубликовали Target by Tom; «Естественный человек» — серия фотографий и рисунков взрослых исполнителей, включая Бруно , Джереми Брента, Чака Гэтлина и Стива Сартори. [25]

Тома из Финляндии В 1984 году был основан Фонд для сбора, сохранения и демонстрации произведений гомоэротического характера . [26] Хотя Лааксонен добился на этом этапе весьма успеха, его биография попала в список бестселлеров, а Бенедикт Ташен , крупнейший в мире издатель книг по искусству, переиздал и расширил монографию его работ, больше всего он гордился Фондом. [27] Сфера деятельности организации расширилась до эротических произведений всех типов, спонсировала конкурсы, выставки и положила начало созданию музея эротического искусства. [27]

У Лааксонена сложились «чудесно богатые отношения» с Биллом Шмелингом в 1980-е годы, когда они жили в Лос-Анджелесе ; двое мужчин открыли у себя дома салоны художников и делились художественными практиками и жизненным опытом. [28] Шмелинг отметил, что Лааксонен оказал значительное влияние на его художественный стиль. [29]

В 1988 году у Лааксонена диагностировали эмфизему . В конце концов из-за болезни и лекарств у него начали дрожать руки, что заставило его переключиться с карандаша на пастель. Он умер в 1991 году от инсульта, вызванного эмфиземой. [6]

Частная жизнь

[ редактировать ]

Спутницей жизни Лааксонена была танцовщица Вели «Нипа» Мякинен, с которой он прожил 28 лет, вплоть до смерти Мякинена в 1981 году. [30] [31]

Рассматривая рецепцию искусства Лааксонена, невозможно отделить ее от ее первоначальной цели. Его «грязные рисунки», как он сам их называл, служили прежде всего гей-эротикой, призванной возбудить зрителя. [32] Как описал Роб Мейер, владелец кожевенного магазина и художественной галереи в Амстердаме: «Эти работы — не предметы для разговора, это произведения для мастурбации». [33] Многие из его рисунков были опубликованы в таких изданиях, как Physique Pictorial , или представляли собой рекламу и фрески для бань , кожаных баров и клубов, которые были эротически заряженными или явно сексуальными пространствами. [32]

Они также способствовали распространению новой гомосексуальной мужественности и уверенности. Например, в устных историях работы Лааксонена неоднократно описываются как оказавшие влияние на собственную сексуальную биографию. Многие мужчины идентифицировали себя с его персонажами, которые изображались мужественными, мужественными и часто «синими воротничками» , тем самым побеждая гомофобные стереотипы женственности . Кейт Вольф пишет, что «Том из Финляндии помог проложить путь к освобождению геев». [34]

Рисунки Лааксонена были особенно популярны в процветающей кожевенной субкультуре 1950-1970-х годов. Рисунки Тома сыграли центральную роль в развитии и распространении более единой эстетики кожи геев, что привело к появлению так называемого «взгляда клона» 1970-х и 1980-х годов. [35]

Работа Тома не была порнографией. Это было спасение.

- Роберт Дж. Пирс, Том из Финляндии: аргументы в пользу гей-искусства, The Soho News (6 февраля 1980 г.)

При жизни и за ее пределами работы Лааксонена вызывали как восхищение, так и презрение со стороны разных кругов художественного сообщества. Лааксонен подружился с фотографом-геем Робертом Мэпплторпом , чьи работы, изображающие садомазохизм и фетишистскую иконографию, также были предметом споров. [36] [37]

Спорной темой в его рисунках было эротическое обращение с мужчинами в нацистской форме . Они составляют небольшую часть его общей работы, но типично лестное визуальное обращение с этими персонажами привело некоторых зрителей к выводу о симпатиях или близости к нацизму, и они были исключены из последних антологий его работ. [38] Позже в своей карьере Лааксонен отрекся от этой работы и изо всех сил старался отмежевать себя и свою работу от фашистских и расистских идеологий. Он также изобразил на своих рисунках значительное количество чернокожих мужчин без явного расового или политического послания в контексте, в котором они появляются; хотя они имеют некоторое сходство с расистскими карикатурами на «гиперсексуальных» чернокожих мужчин. [ по мнению кого? ] Эти черты присущи и белым персонажам Лааксонена. [39]

Шейла Джеффрис предлагает радикальную феминистскую критику творчества Лааксонен в своей книге 2003 года «Распаковка квир-политики» . [40]

Искусствоведы неоднозначно относятся к творчеству Лааксонена. Его детальная техника рисования привела к тому, что его назвали «мастером карандаша», в то время как рецензент голландской газеты Het Parool , напротив, назвал его работы «иллюстративными, но без выразительности». [41]

Существует немало споров по поводу того, является ли его изображение «суперменов» (персонажей мужского пола с огромными половыми органами и мускулами) поверхностным и неприятным, или же в его работе есть более глубокая сложность, которая играет с этими стереотипами и ниспровергает их. Например, некоторые критики отмечали случаи явной нежности между традиционно жесткими мужскими персонажами или игривые улыбки в садомазохистских сценах. [ нужна ссылка ]

Кроме того, Лааксонена подвергли критике [ кем? ] за изображение сексуального насилия в мультфильме Кейка «Изнасилование по почте». [42] в котором почтовый работник подвергся сексуальному насилию. Это было описано [ кем? ] как вклад в нормализацию сексуального насилия, которому особенно рискует сообщество ЛГБТКИА+. [ нужна ссылка ]

В статье для Artforum Кевин Киллиан сказал, что просмотр оригиналов Тома из Финляндии «вызывает сильное уважение к его ловкому и остроумному творению». [43]

Культурное влияние и наследие

[ редактировать ]

В 2006 году историк Джек Фричер писал: [44]

Если бы существовала гей- маунт-Рашмор, состоящая из четырех великих поп-артистов-пионеров, то это были бы Чак Арнетт , Этьен , А. Джей и Том из Финляндии.

Работы Лааксонена вдохновили многих других художников исследовать явную сексуальность в своем искусстве. [45] и некоторые (например, MATT [46] ) посвятил его памяти произведения искусства. [47] [48] В 2019 году газета Los Angeles Times сообщила: [49]

Самоуверенный кожаный образ Тома — прорывная знойная эстетика 1950-х годов — сразу привлек внимание таких художников, как Роберт Мэпплторп , Рэймонд Петтибон и Майк Келли . Это также повлияло на моду и музыку: дизайнеров Жан-Поля Готье и Тьерри Мюглера и группы Queen из Фредди Меркьюри . Сегодня Финляндия воспринимает своего сына-художника как национального героя, поддерживаемого множеством онлайн-товаров — таких разнообразных, как секс-игрушки и праздничные украшения. Компания Тома состоятельных негодяев, всегда приветливых и вечно охваченных непримиримой похотью, действительно хорошо постарел.

Компания Том из Финляндии

[ редактировать ]

Лааксонен и Денер основали компанию Tom of Finland в 1978 году для надзора за публикацией работ Лааксонена и борьбы с нарушением авторских прав . [50] [45] В 1995 году компания Tom of Finland Clothing Company представила модную линию, основанную на его работах, которая охватывает широкий спектр образов, помимо типичного стиля его рисунков — обрезанных джинсов и курток. Линия модной одежды сочетает в себе оригинальный гомоэротизм рисунков с основной модной культурой, а их показы на подиумах проходят во многих местах в то же время, что и другие модные компании. [ нужна ссылка ]

Фонд Тома Финляндии

[ редактировать ]

Лааксонен и Денер основали некоммерческий фонд Tom of Finland Foundation (ToFF) в 1984 году, чтобы сохранить каталог работ Лааксонена. [50] Через несколько лет они расширили миссию ToFF, чтобы «предложить убежище для всего эротического искусства». [50] ToFF хранит крупнейшую в мире коллекцию произведений искусства Лааксонена (около 1500 работ), а также одну из крупнейших в мире коллекций эротического искусства (более 100 000 изображений материалов). [49] ToFF проводит ежегодный конкурс для начинающих художников, которые выставляют свои работы для рекламы и наград. [50] Фонд также проводит общественные мероприятия для сбора средств и предоставления возможности встретиться поклонникам-единомышленникам эротического искусства, в том числе ежегодный двухдневный фестиваль искусства и культуры Tom of Finland. [50]

Зал славы эротических художников ToFF отмечает выдающихся эротических художников, в том числе HR Giger , Bill Schmeling , [51] и Рекс . [52]

ToFF получает некоторый доход от своих публичных программ и лицензирования изображений и имени Лааксонена для коммерческого использования, но он зависит от пожертвований и членских взносов. [50] ToFF является отдельной организацией, отличной от компании Tom of Finland, от которой она получает финансовую поддержку. [50]

Комната Тома из Финляндии в TOM House в Лос-Анджелесе (2002), фотография Хеннинга фон Берга .

ТОМ Хаус

[ редактировать ]

Штаб-квартира ToFF находится в TOM House, [53] дом в Эхо-парке, Лос-Анджелес, принадлежащий Денеру, в котором Лааксонен прожил около десяти лет в свои последние годы и где он создал около 800 произведений искусства (20% его работ). [54] [49] Лааксонен оставался там по шесть месяцев из-за ограничений по его визе . [49] Его спальня сохранилась почти в том же состоянии, в каком он жил там до своей смерти в 1991 году. [49] Дом с 14 комнатами наполнен эротическим искусством (им покрыты даже потолки). [45] Другие удобства включают подземную темницу (открытую только по приглашению) и «Парк удовольствий» с наклонными террасами и зонами отдыха на заднем дворе. [49]

ToFF предлагает экскурсии по дому по предварительной записи. [53] В доме также проводятся публичные мероприятия, в том числе сеансы рисования обнаженной натуры. [49] В 2016 году городской совет Лос-Анджелеса объявил дом историко-культурным памятником. [49]

Искусство и выставки

[ редактировать ]

В 2009 году Лааксонен был занесен в Зал славы кожи. [55] Некоторые из его оригинальных работ находятся в Архиве и музее кожи в Чикаго. [56] [57]

Нью-йоркский Музей современного искусства приобрел несколько произведений искусства Лааксонена для своей постоянной коллекции. [58] В 2006 году МоМА в Нью-Йорке принял пять рисунков Тома из Финляндии как часть гораздо более крупного подарка от Фонда Джудит Ротшильд. Попечитель Фонда Джудит Ротшильд Харви С. Шипли Миллер сказал: «Том из Финляндии входит в пятерку самых влиятельных художников двадцатого века. Как художник он был великолепен, а влияние его было трансцендентным». [59] Хадсон из Feature Inc., Нью-Йорк, поместил работы Тома Финляндского в коллекции Музея искусств Школы дизайна Род-Айленда и Чикагского института искусств . Его работы также находятся в публичных коллекциях: Музея современного искусства (MOCA), Лос-Анджелес, США; Художественный музей Вяйно Аалтонена ; Турку, Финляндия; Художественный музей Калифорнийского университета в Беркли , Беркли (Калифорния), США; Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, США; Киасма , Музей современного искусства, Хельсинки, Финляндия; Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско, США; и Фонд Тома Финляндии, Лос-Анджелес, США.

В 1999 году выставка прошла в Institut Culturel Finlandais ( Финском культурном центре) в Париже.

, Финляндия, прошла большая ретроспективная выставка работ Лааксонена В 2011 году в Турку . Выставка стала одним из официальных мероприятий программы Турку « Культурная столица Европы» . [60]

В 2012 году Kulturhuset представил ретроспективу Tom of Finland в Стокгольме, Швеция; а работа Тома из Финляндии была в проекте Роберта Раушенберга « Фонда Мы, люди в Нью-Йорке, США».

В 2013 году MOCA представила Bob Mizer & Tom из Финляндии в Лос-Анджелесе, США. Работы художника также можно было увидеть в галерее HAPPY BIRTHDAY Galerie Perrotin – 25 лет в Лилле, Франция; Музей Лесли Ломана Rare and Raw в Нью-Йорке, США; и «Keep Your Timber Limber» Института современного искусства ( работы на бумаге) в Лондоне, Англия.

В 2015 году Artists Space представила выставку «Tom of Finland: Удовольствие от игры» в Нью-Йорке, США. [61] Выставка также была представлена ​​в Кунстхалле Хельсинки в 2016 году и дополнена дополнительными материалами, такими как фотографии из семейных альбомов. [62]

В 2020 году в рамках празднования 100-летия Тома из Финляндии: любовь и освобождение в лондонском Доме иллюстрации было показано 40 оригиналов с однодневками, подчеркивающими моду как аспект его творчества.

В 1991 году Filmitakomo и Yleisradio сняли документальный фильм « Папа и Академия мышц» . [2] Режиссер Илппо Похьола . К концу 1980-х Лааксонен был хорошо известен в гей-мире, но его «пневматически мускулистые, тщательно прорисованные символы мужественности с монстрами» привлекли всеобщее внимание, когда был выпущен фильм, который включает в себя сотни изображений его работ вместе с интервью. театрально в Финляндии, выиграл финскую премию Юсси в 1992 году, [63] и демонстрировался на кинофестивалях и домах киноискусства по всему миру. [27] [64] [65] Высоко оценивая качество художественных работ, один критик отметил, что фильм восхваляет Лааксонена как икону гей-прайда , игнорируя при этом «сходство его работ как с садомазохистской порнографией, так и с фашистским искусством», которое она связала с ранним сексуальным опытом Лааксонена с немецкими солдатами во время Второй мировой войны . [65]

Режиссер Уэс Херли считает, что Том из Финляндии оказал влияние на его творчество, в том числе на его короткометражку «Питер и волк» и культовый комедийный мюзикл «Вакси Мун в «Падшем драгоценном камне»» . [66]

В 2013 году Variety объявила, что финский режиссер Доме Карукоски собирается снять биографический фильм о Лааксонене под названием « Том из Финляндии» . «Хельсинки-фильми» произвела его и получила эксклюзивные права. Фильм, вышедший в феврале 2017 года в Финляндии, [67] – первый биографический фильм артиста. [68]

В сентябре 2014 года финская почтовая служба Itella Posti опубликовала серию из трех марок первого класса с рисунками Лааксонена и в связи с выпуском марок выставила часть его корреспонденции в Финском почтовом музее. [69] На двух марках изображены фрагменты изображения обнаженного мужчины, сидящего между ног другого мужчины, одетого как полицейский; на другом изображены обнаженные ягодицы с мужским лицом между бедрами. [70] [71] Набор марок превзошел ожидания Posti: предварительные заказы были сделаны из 178 стран, что сделало его самым продаваемым набором марок в истории службы. [72]

Видеосъемка

[ редактировать ]
  • Илппо Похьола (автор): Кари Пальякка и Альваро Пардо (продюсеры): Daddy and the Muscle Academy: Tom of Finland. Filmitakomo & YLE, Финляндия, 1991. (Продолжительность фильма: 58 минут. Также представлены кадры графики Лааксонена.)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Финское мультипликационное общество — 1990: Тоуко Лааксонен — Том из Финляндии» . Финское общество комиксов (на финском языке) . Проверено 19 января 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б Слэйд, Джозеф В.: Порнография и сексуальные изображения: Справочное руководство, Том 2. Стр. 545–546. Издательская группа Гринвуд, 2001. ISBN   0-313-27568-8
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лёфстрём, стр. 189.
  4. ^ Хувен 1993, с. 3.
  5. ^ Арелл и Мустола, с. 15.
  6. ^ Jump up to: а б «Том Финляндский: Краткая биография» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 6 марта 2017 г.
  7. ^ Хувен 1993, с. 30.
  8. ^ Арелл и Мустола, с. 31. Это соответствовало правилам названия журнала. Другими псевдонимами того времени были Брюс из Лос-Анджелеса и Спартан из Голливуда . , например,
  9. ^ Jump up to: а б с Лёфстрем, стр. 190.
  10. ^ Суарес, 1996, стр. 150.
  11. ^ Целлулоидный шкаф ; Режиссеры: Роб Эпштейн, Джеффри Фридман (1996) UPC: 043396821071.
  12. ^ Хувен 1993, стр. 84–85.
  13. ^ Суарес, 1996, стр. 152, 158.
  14. ^ Jump up to: а б Лёфстрём, стр. 190–1.
  15. ^ Суарес, 1996, стр. 152, 158.; Дайер 1983 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Лёфстрём, стр. 191.
  17. ^ «ОТ РЕКЛАМЫ ДО ГЕЙ-ЭРОТИКИ: РАБОТА ТОМА ФИНЛЯНДИИ» . Фонд Тома Финляндии . 15 июня 2015 года . Проверено 28 марта 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Бифкейк (1999); Том Фицджеральд, писатель, режиссер, сопродюсер; Шанди Митчелл, сопродюсер; Альянс независимых фильмов.
  19. ^ Левин, Ник (24 марта 2020 г.). «Сексуальные мультяшные красавчики, определившие гей-культуру» . Би-би-си.
  20. ^ MANual Enterprises v. Day , 370 US 478 в 1962 году; Бэррон, Джером А. и Динес, К. Томас, Первая поправка к Закону , Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Co., 1993, ISBN   0-314-02581-2 ; Стрейтматтер, Роджер и Уотсон, Джон К., «Герман Линн Вомак: порнограф как пионер Первой поправки», История журналистики, 28:56 (лето 2002 г.).
  21. ^ Во, Томас: Трудно себе представить: мужской эротизм геев в фотографии и кино от их истоков до Стоунволла. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1996. ISBN   0-231-09998-3 .
  22. ^ Jump up to: а б с Илппо Похьола (автор): Кари Пальякка и Альваро Пардо (продюсеры): Daddy and the Muscle Academy: Tom of Finland: Великобритания: Oracle Home Entertainment: 2002.
  23. ^ Хувен 2012, с. 134.
  24. ^ Денер, Дюрк (15 сентября 2011 г.). «Искусство Этьена» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 3 января 2024 г.
  25. ^ «Том из Финляндии (1920–1991), Лу Томас (даты неизвестны), Мишень Тома; Натуральный человек» . Галереи Суонна . Проверено 1 августа 2024 г. Естественный человек. Шесть хромогенных отпечатков. Каждый лист 203х254 мм; 8х10 дюймов (лист). 1975. Мишень Тома. Восемь офсетных литографий. Каждый лист 254х203 мм; 10х8 дюймов (лист). Подписано и датировано цифрой «79» на табличке. Этот двойной набор портфолио был создан фотографом и соучредителем Target Studios Лу Томасом. Томас фотографировал модели, а Том из Финляндии рисовал модели по фотографиям Томаса, чтобы сделать отпечатки. В число моделей входили Джереми Брент, Чак Гэтлин, Стив Сартори, Роджер, Барри, Брэнд, Дак и Бруно.
  26. ^ Проно, Лука: Энциклопедия популярной культуры геев и лесбиянок. п. 258. Издательская группа Гринвуд, 2008. ISBN   978-0-313-33599-0
  27. ^ Jump up to: а б с Хувен, Ф. Валентайн, III: Гей-истории и культуры: энциклопедия. Том 2 Энциклопедии истории и культуры лесбиянок и геев. п. 884. Джордж Э. Хаггерти, редактор. Тейлор и Фрэнсис, 2000. ISBN   0-8153-3354-4
  28. ^ Дэниэлс, Чемпион (12 мая 2022 г.). « ВсеВместе» | Султан, Гунн и Виктор Аримонди» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 31 декабря 2023 г.
  29. ^ «Билл «Гунн» Шмелинг | 30 апреля 1938 г. - 12 сентября 2019 г.» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 17 июня 2024 г.
  30. ^ «Какого человека можно найти за фотографиями Тома из Финляндии? Племянник Тоуко Лааксонена открыл домашние альбомы HS» . Helsingin Sanomat (на финском языке). 5 мая 2016 года . Проверено 19 октября 2021 г.
  31. ^ «Нипа и Токо в Дортмунде» (на финском языке). Финский почтовый музей [ фи ] . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 27 января 2023 г. Мякинен умер от рака гортани в июле 1981 года.
  32. ^ Jump up to: а б Снайт, Гай (2003). «Люди Тома: маскулинизация гомосексуализма и гомосексуализация мужественности в конце двадцатого века» . Абзац . 26 (1/2): 77–88. ISSN   0264-8334 .
  33. ^ «Том из Финляндии: Фонд Тома из Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 5 июля 2024 г.
  34. ^ «Боб Майзер и Том из Финляндии», Кейт Вольф, Международный журнал Artforum (онлайн), 21 ноября 2013 г.
  35. ^ Снайт, Гай (2003). «Люди Тома: маскулинизация гомосексуализма и гомосексуализация мужественности в конце двадцатого века» . Абзац . 26 (1/2): 77–88. дои : 10.3366/пара.2003.26.1-2.77 . ISSN   0264-8334 . JSTOR   43263715 .
  36. ^ Делаван, Том (24 февраля 2016 г.). «Этой весной все о Роберте Мэпплторпе и Томе из Финляндии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 30 июня 2024 г.
  37. ^ Кенникот, Филип (24 января 2019 г.). «Роберт Мэпплторп был одним из самых противоречивых художников 80-х» . The Washington Post, через Морана Морана . Проверено 30 июня 2024 г.
  38. ^ Скотт, Хантер (21 марта 2024 г.). «Лицом к одинаковости: пересмотр радикальности Тома из Финляндии» . Невидимая культура (36). дои : 10.47761/494a02f6.262a8f58 .
  39. ^ «Черные мужчины в мире Тома: Фонд Тома из Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 30 июня 2024 г.
  40. ^ Джеффрис, Шейла. (2003). Распаковка квир-политики: взгляд лесби-феминисток . Кембридж: Polity Press совместно с Blackwell Pub. п. 84-88. ISBN  0-7456-2837-0 . OCLC   49805467 .
  41. ^ Квир-энциклопедия визуальных искусств , Клод Дж. Саммерс, Cleis Press, 2004. ISBN   1-57344-191-0
  42. ^ «Томас Гаррод-Пуллар | «Мы создали культуру изнасилования в гей-сообществе». " . 30 марта 2023 г.
  43. ^ «Боб Майзер и Том из Финляндии», Кевин Киллиан, Международный журнал Artforum , март 2014 г.
  44. ^ Фричер, Джек; Хемри, Марк (2007). Гей Сан-Франциско: очевидец Барабанщик: мемуары о сексе, искусстве, салонах, войне поп-культуры и истории геев журнала Drummer, титанические 1970-е - 1999 годы (ограниченное издание для коллекционеров, иллюстрированное издание). Сан-Франциско: паб Palm Drive. ISBN  978-1-890834-38-8 . OCLC   268739395 .
  45. ^ Jump up to: а б с Кьяверина, Джон (23 июля 2020 г.). «Восемь художников под влиянием Тома Финляндского» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 15 июня 2024 г.
  46. ^ «Вспоминая Мэтта» . Мир Тома из Финляндии . Осень 2002 года. Отправка. 2002 . Проверено 15 июня 2024 г.
  47. ^ «Красивая дань уважения Тому от команды из трех талантливых художников из Хельсинки» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 15 июня 2024 г.
  48. ^ Харрити, Кристофер (29 сентября 2017 г.). «19 фотографий воссоздают мир Тома из Финляндии» . Адвокат . Проверено 15 июня 2024 г.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фостер, Р. Дэниел (2 октября 2019 г.). «Дом в Лос-Анджелесе, где жил художник-гомоэротик Том из Финляндии, является святыней его наследия» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  50. ^ Jump up to: а б с д и ж г «О фонде: Фонд Тома Финляндии» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 14 июня 2024 г.
  51. ^ «Билл «Гунн» Шмелинг | 30 апреля 1938 г. - 12 сентября 2019 г.: Фонд Тома Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
  52. ^ «Зал славы артистов ToFF – REX: Фонд Tom of Finland» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
  53. ^ Jump up to: а б «Посещение: Фонд Тома Финляндии» . www.tomoffinland.org . Проверено 15 июня 2024 г.
  54. ^ Малкин, Марк (2 июня 2021 г.). «Разрабатывается документальный фильм Фонда Тома из Финляндии о соучредителе Дюрке Денере (ЭКСКЛЮЗИВ)» . Разнообразие . Проверено 15 июня 2024 г.
  55. ^ «>Призывники» . Leatherhalloffame.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
  56. ^ «КЕЙН, «БАРАБАНЧИК» И ДЕБЛЕЙЗ - Рик Сторер, Архив и музей кожи - Дискуссионная группа кожевников Сан-Франциско» . Sfldg.org. 22 октября 2014 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
  57. ^ Мик О'Ши (3 августа 2018 г.). Sex Pistols Invade America: The Fateful US Tour, январь 1978 года . МакФарланд. стр. 66–. ISBN  978-1-4766-3184-4 .
  58. ^ Арелл и Мустола, с. 187
  59. ^ Хувен 2012, с. 233.
  60. ^ «Томь Финляндии | Турку 2011» . Turku2011.fi . Проверено 10 декабря 2016 г.
  61. ^ «Том из Финляндии: Удовольствие от игры» . Artistsspace.org .
  62. ^ «Том из Финляндии: Удовольствие от игры» . Кунстхалле Хельсинки . Проверено 1 августа 2017 г.
  63. ^ Победители Юсси. Filmiaura ry (на финском языке).
  64. Эдинбургский международный кинофестиваль освещает The Independent , пятница, 14 августа 1992 г.
    Кинофестиваль в Сиэтле: специальные мероприятия Seattle Times, 7 мая 1992 г.
  65. ^ Jump up to: а б Дневник фестиваля: Плохая карма и Большая Инь: Дело Билли Коннолли, а также проблемы и раздоры с The Bay City Rollers. Шейла Джонстон репортаж с 46-го Эдинбургского международного кинофестиваля. Шейла Джонстон, The Independent , 21 августа 1992 года.
  66. ^ Миллер, Джейсон (26 марта 2013 г.). «3 вопроса Уэсу Херли |» . Central-cinema.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
  67. ^ «У этого биографического фильма о Томе из Финляндии наконец-то появился трейлер» . 20 сентября 2016 г. Проверено 11 декабря 2016 г.
  68. ^ «Англоязычный дебют Карукоски станет первым авторизованным биографическим фильмом Тома из Финляндии» . Эльза Кесласси. Варьете 13 сентября 2013 г.
  69. ^ «Том из Финляндии появится на марках в сентябре» . Ителла Пости . 13 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г.
    «Первые в мире гомоэротические марки, выпущенные в Финляндии» (аудиоинтервью) . Программа «Сегодня» . Новости BBC онлайн . 17 апреля 2014 года . Проверено 17 апреля 2014 г.
  70. ^ «Первые в мире гомоэротические марки, выпущенные в Финляндии» . Новости Би-би-си . 17 апреля 2014 года . Проверено 19 августа 2015 г.
  71. ^ Миллштейн, Сет (15 апреля 2014 г.). «Гомоэротические почтовые марки Финляндии выглядят довольно смело» . Суета . Проверено 19 августа 2015 г.
  72. ^ «Марки Tom of Finland поступят в продажу в понедельник; это самые продаваемые марки Финляндии за всю историю» . Юле Уутисет . 8 сентября 2014 года . Проверено 15 января 2015 г.
  • Арелл, Берндт; Мустола, Кати (2006). Том из Финляндии: Непредвиденное . Нравиться. ISBN  952-471-843-Х .
  • Хувен, Ф. Валентайн (1993). Том из Финляндии: его жизнь и времена . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  0-312-09325-Х .
  • Хувен, Ф. Валентайн III (2012). Том из Финляндии: жизнь и творчество гея-героя . Берлин: Бруно Гмюндер Верлаг . ISBN  978-3-86787-166-2 .
  • Лёфстрем, Ян (1998), «Скандинавский гомосексуализм: очерки исследований геев и лесбиянок», Журнал гомосексуализма , том. 35, нет. 3–4, Рутледж, стр. 189–206, ISBN.  0-7890-0508-5
  • Рамакерс, Миша. Грязные картинки: Том из Финляндии, мужественность и гомосексуальность. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 2001. ISBN   0-312-20526-0
  • Суарес, Хуан А. (1996). Мальчики-байкеры, трансвеститы и суперзвезды: авангард, массовая культура и гей-идентичность в андеграундном кино 1960-х годов . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-32971-Х .
  • Том из Финляндии: Искусство удовольствия. Миша Рамакерс, изд. Лондон: Ташен, 1998, ISBN   3-8228-8598-3
  • Том из Финляндии: Сборник комиксов. Том. 1–5. Дайан Хэнсон, изд. Лондон: Ташен, 2005. ISBN   978-3-8228-3849-5
  • Нидхэм, Алекс (1 августа 2017 г.). «Мир кожи: как Том из Финляндии создал легендарную гей-эстетику» . Хранитель . Проверено 1 августа 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Калин, Кай (1990). «Томь Финляндии». Изображение (Интервью) (на финском языке). №3. Хельсинки. стр. 104–119.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fd666852291edc839edf1b4a21ce3c8__1722524400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/c8/7fd666852291edc839edf1b4a21ce3c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tom of Finland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)