Дон Орехудос
Дон Орехудос | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1 июля 1933 г. Чикаго, Иллинойс |
Умер | 24 сентября 1991 г. Боулдер, Колорадо | ( 58 лет
Национальность | Американский |
Другие имена | Этьен, Стивен |
Род занятий | артист, артист балета, хореограф |
Известный | гей-мужская эротика |
Партнер(ы) | Чак Ренслоу (1953 – смерть) Роберт Юнке (1969 – смерть) |
Доминго Франсиско Хуан Эстебан " Дом " Орехудос, Секундо (1 июля 1933 - 24 сентября 1991), [1] также широко известный под псевдонимами Этьен и Стивен , был открытым геем , артистом балета и хореографом, наиболее известным своей новаторской мужской эротикой- геем, начавшейся в 1950-х годах. Вместе с художниками Джорджем Квинтансом и Тоуко Лааксоненом («Том из Финляндии»), с которыми он подружился, искусство Орехудоса на кожаную тематику продвигало образ геев как сильных и мужественных, как альтернативу господствовавшему тогда стереотипу о слабых. и женоподобный. [2] Вместе со своим первым любовником и деловым партнером Чаком Ренслоу Орехудос основал множество достопримечательностей гей-мужской культуры конца 20-го века, в том числе бар Gold Coast , баню Man's Country , [3] Международный конкурс «Мистер Лезер» в Чикаго , August White Party , [4] и журналы «Триумф» , «Сыромятная кожа » и «Марс» . [4] Он также был активным и влиятельным в балетном сообществе Чикаго.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дом Орехудос родился в Чикаго , где учился в средней школе Мак-Кинли . [4] играл на скрипке в школьном оркестре, работал концертмейстером в оркестре средней школы Чикаго и выступал в команде по гимнастике.
Орехудос учился в старшей школе, когда были опубликованы его первые эротические произведения, поэтому он решил публиковаться под псевдонимом; [5] Сообщается, что он хотел «псевдоним с настоящим талантом», поэтому он выбрал французскую версию своего второго имени: Этьен. [5] [6]
Орехудос в течение семестра посещал школу Чикагского института искусств , где изучал рисунок и искусство, но был разочарован преподаваемым там подходом. Когда ему было 20 лет, на пляже Оук-стрит в Чикаго к нему подошел Чак Ренслоу (тогда ему было 23 года) и пригласил его стать моделью для фотографий. [7] У них начались отношения. Они также основали Kris Studios, студию фотографии телосложения , которая делала фотографии для издаваемых ими гей-журналов. Студия была названа частично в честь пионера трансгендеров Кристины Йоргенсен . [8] [9] [10] [11]
Карьера
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]
Орехудос начал заниматься коммерческим рисованием в 1953 году, когда ему было поручено нарисовать эротические иллюстрации для «Человека завтрашнего дня» , журнала, издаваемого Ирвом Джонсоном, владельцем спортзала, где он тренировался. [7] Он взял псевдоним Этьен , французский эквивалент его второго имени Эстебан. [6] Рисунки, выполненные пером и тушью, выполненные в немного другом стиле, он подписывал Стивеном , английским эквивалентом его второго имени, подразумевая, что в студии работали несколько художников. [12] Последний вид рисунков стал основой для сборников рассказов и стал одним из первых опубликованных откровенно гомоэротических комиксов. [12]
В 1958 году Орехудос и Ренслоу купили спортзал у Джонсона, который они переименовали в Triumph Gymnasium and Health Studio, перенеся фотостудию на верхний этаж. В 1963 году они расширили свое издательское предприятие, запустив Mars , журнал, в котором основное внимание уделялось коже . Они также выпустили неявные 16-миллиметровые короткометражки на гей-тематику, сценарий и режиссер Орехудос.
Орехудос и Ренслоу жили в особняке Фрэнсиса Дж. Дьюиса в начале 1970-х годов; На третьем этаже Орехудоса располагалась его художественная студия. [13] Потеряв большую часть своего архива во время наводнения в водопроводе в 1970-х годах, он передал остальную часть Target Studio, которая стала его основным издателем. В 1978 году у него была совместная выставка в галерее Сан-Франциско с художником-эротиком Аль Шапиро (А. Джей).
Орехудос разработал логотип International Mr. Leather. [14] а также большую часть рекламных материалов и товаров конкурса. [15] Он также рисовал фрески для бара Голд-Коста (с помощью Чака Арнетта). [16] ), Баня Man's Country, Zolar's, Mineshaft и Club Baths Kansas City. [17] Искусство Орехудоса широко рекламировалось через гей-журналы, такие как Drummer . [18] [19]
Орехудос был по переписке другом Тома из Финляндии и познакомил Тома с Дюрком Денером . [5] с которым Том основал одноименную компанию и фонд. Денер считал Орехудоса своим «лучшим другом на протяжении многих лет» и в 1999 году написал: «[Орехудос] неразрывно связан с Томом и мной и, таким образом, с возможным созданием Фонда Тома из Финляндии ». [5]
Работы Орехудоса выставлялись в Fey-Way Studios . [20] в Художественный музей Мэри и Ли Блок Северо -Западном университете , [21] Чикагский исторический музей , Кожаный архив и музей , [22] Школы Института искусств Чикаго и Центр сбора исследований Роджера Брауна . [4]
Балет
[ редактировать ]Орехудос училась в балетной школе Эллис-ДюБуле по стипендии, а затем присоединилась к балетной труппе Иллинойса. [1] где он был солистом в течение девяти лет и стал постоянным хореографом. [4] После закрытия Illinois Ballet в 1972 году он еще десять лет создавал новую хореографию, работая с труппой Delta Festival Ballet в Новом Орлеане . Он создал 18 балетов, поставленных 20 региональными балетными труппами, включая Вашингтон, округ Колумбия , Атланту , Хьюстон , Миннеаполис , Сан-Франциско и Омаху . Он получил три гранта от Национального фонда искусств . [4] Он поставил свой балет «Возничий» для открытия цветного вещания чикагской станции WTTW , получившей три премии «Эмми» . [1] Он танцевал в гастрольных труппах «Вестсайдской истории» , «Короля и меня» и «Песни Норвегии» . [4]
Личная жизнь
[ редактировать ]Помимо отношений с Чаком Ренслоу, в 1969 году Орехудос познакомилась с Робертом (Бобом) Юнке на кожаной вечеринке в Нью-Йорке . У них развивались отношения на расстоянии, пока в 1979 году Боб не переехал в Чикаго, чтобы жить с Орехудос. Вместе они основали резиденцию в Эльдорадо-Спрингс, штат Колорадо , в 1980 году, где проживали до смерти Орехудоса от осложнений СПИДа . [1] Орехудос продолжал проводить время в Чикаго до смерти своей матери в 1984 году. [1] [4]
Орехудос заразилась пневмонией во время путешествия с Бобом по Китаю, прежде чем присоединиться к другим членам делегации города-побратима из Боулдера во время запланированного визита в Лхасу, Тибет, в 1987 году. [12] Это заболевание выявило диагноз СПИД, который способствовал ухудшению его здоровья, что привело к его смерти от осложнений СПИДа 24 сентября 1991 года. [4] Орехудос был удостоен трех отдельных панелей в Одеяле Мемориала СПИДа .
Культурное влияние и наследие
[ редактировать ]Орехудос входит в число тех, кто увековечен в Мемориальном одеяле против СПИДа . [23] В 1993 году Орехудос получил премию Forebear Award в рамках премии Pantheon of Leather Awards. [24] В 2013 году Орехудос был занесен в Зал славы кожи. [25]

Архив и музей кожи (LA&M) имеет самую большую коллекцию оригинальных работ Орехудоса (под его псевдонимом «Этьен»). [26] [27] Сам LA&M был основан Ренслоу во многом для демонстрации и сохранения искусства Орехудоса. [17] Его зрительный зал, на котором изображено множество его фресок, назван в его честь. [28] [29] LA&M периодически продает товары с изображением произведений искусства Орехудоса. [30]
Искусство Орехудоса значительно повлияло на стиль других художников эротики, включая Билла Шмелинга . [31]
В 1999 году Денер писал:
Я уверен, что Этьен войдет в историю гомоэротики как типичный юморист. В его типичных форматах один или несколько персонажей становятся главным объектом шутки, много раз подвергаясь жестоким физическим мучениям, и все это ради сексуального удовлетворения другого из его хулиганов. Его непринужденное мастерство образной карикатурной иллюстрации, а также превосходная способность к грубым диалогам позволили создать такие истории, которые мы всегда хотели, читая «Флэша Гордона» и «Человека-паука» , но так и не получили, пока Этьен/Стивен не вошел в нашу жизнь. [5]
В 2006 году историк Джек Фричер писал: [32]
«Если бы существовала гей- маунт-Рашмор из четырех великих пионеров поп-арта, то это были бы Чак Арнетт , Этьен, А. Джей и Том из Финляндии ».
В 2018 году модный бренд JW Anderson выпустил коллекцию, вдохновленную Орехудосом. [33] В том же году журнал Dazed сообщил: [33]
Причина, по которой сексуальных кожаных мальчиков Орехудоса до сих пор прославляют, заключается в том, что они опровергли представление о том, что гетеросексуальность и мужественность всегда связаны. Мужчины на его иллюстрациях сверхмускулистые, их руки раздуты до гигантских размеров, а члены достаточно велики, чтобы уничтожить даже самого опытного сексуального партнера. Это были пародии на мужественность с сексуальным и насмешливым оттенком: именно этот разрушительный подход принес ему репутацию настоящего квир- новатора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хейсе, Кенан (2 октября 1991 г.). «Дом Орехудос, 58 лет, артист балета и артист, известный как «Этьен» » . Чикаго Трибьюн . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Харрити, Кристофер. «Изобретатели геев: Чак Ренслоу и Дом Орехудос» . Гей.нет . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ «Гей-влияние» . gayinfluence.blogspot.com . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Баим, Трейси; Эхеманн, Рон (2008). Гордимся Чикаго: обзор гей-сообщества города . Чикаго: Издательство Агат. п. 73. ИСБН 978-1572841000 .
- ^ Jump up to: а б с д и Денер, Дюрк (15 сентября 2011 г.). «Искусство Этьена» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Трейси Бэйм; Оуэн Кинен (2011). Лезерман: Легенда о Чаке Ренслоу . Обама и геи. стр. 35–. ISBN 978-1-4610-9602-3 .
- ^ Jump up to: а б Баим, Трейси; Кинен, Оуэн (2011). Лезерман: Легенда о Чаке Ренслоу . Прейри Авеню Продакшнс. п. 33. ISBN 978-1-46109602-3 .
- ^ Баим, Трейси; Кинен, Оуэн (2011). Лезерман: Легенда о Чаке Ренслоу . Прейри Авеню Продакшнс. п. 36. ISBN 978-1-46109602-3 .
- ^ «Чак Ренслоу, икона гей-сообщества Чикаго и основатель международного конкурса «Мистер Кожа», умер в возрасте 87 лет» . Чикаго Трибьюн . 30 июня 2017 г.
- ^ «Вспоминая пионера трансгендеров Кристину Йоргенсен» . 7 октября 2019 г.
- ^ Materville Studios - ведущий программы Windy City Times (21 мая 2008 г.). «Крис: Фотография телосложения Чака Ренслоу - 12839 - Новости геев-лесбиянок, би-трансов - Windy City Times» . Windycitymediagroup.com . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Лок, Джек. «Художник Этьен, он же Дом Орехудос» . Кожаный архив и музей . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ де ла Круа, Сьюки (26 июля 2000 г.). «Чикагский шепот» . «Ветреный город таймс» . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Файл:International-Mr-Leather-logo.jpg» , Arc.Ask3.Ru , 10 февраля 2024 г. , получено 27 мая 2024 г.
- ^ «Файл:International Mr Leather 1979.jpg» , Arc.Ask3.Ru , 27 мая 2024 г. , получено 27 мая 2024 г.
- ^ Эванс Франц, Дэвид. «Дресс-код: Чак Арнетт и Шери Роуз | One Archives» . ONE Национальный архив геев и лесбиянок в библиотеках Университета Южной Калифорнии . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б ВанЛаммерен, Джейкоб; Перес, Джозеф Джеймс, ред. (2016). Архив и музей кожи: 25 лет, 1991–2016 гг . Чикаго, Иллинойс: Архив и музей кожи . ISBN 9780692806562 .
- ^ «Журнал «Барабанщик» № 10 декабря 1976 года» . Джек Фритчер . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Журнал «Барабанщик» № 113, февраль 1988 года» . Джек Фритчер . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Хейгл, Алекс (09 февраля 2020 г.). «Оскар-2020: Правдивая история Роберта Опеля, победителя премии Оскар 1974 года» . Нью-Йорк Пост . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Доминго Орехудос» . mutualart.com . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Аудитория Этьена» . Leatherarchives.org . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ «Проект «Имена – Мемориальное одеяло против СПИДа» . Найдите сайтaidsquilt.org. Архивировано из оригинала 06 января 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ 🖉 «Получатели наград Пантеон кожи за все время - The Leather Journal» . theleatherjournal.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 г. Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ «>Призывники» . Leatherhalloffame.com . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ «КЕЙН, «БАРАБАНЧИК» И ДЕБЛЕЙЗ - Рик Сторер, Архив и музей кожи - Дискуссионная группа кожевников Сан-Франциско» . Sfldg.org. 22 октября 2014 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Мик О'Ши (3 августа 2018 г.). Sex Pistols Invade America: The Fateful US Tour, январь 1978 года . МакФарланд. стр. 66–. ISBN 978-1-4766-3184-4 .
- ^ Баим, Трейси; Кинен, Оуэн (2011). Лезерман: Легенда о Чаке Ренслоу . Прейри Авеню Продакшнс. п. 61. ИСБН 978-1-46109602-3 .
- ^ «Выставки – Архив и музей кожи» . Leatherarchives.org. Архивировано из оригинала 18 августа 2021 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Плакаты и гравюры» . Сувенирный магазин Кожаного архива-музея . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Билл «Гунн» Шмелинг | 30 апреля 1938 г. - 12 сентября 2019 г.» . Фонд Тома Финляндии . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Фричер, Джек; Хемри, Марк (2007). Гей Сан-Франциско: очевидец Барабанщик: мемуары о сексе, искусстве, салонах, войне поп-культуры и истории геев журнала Drummer, титанические 1970-е - 1999 годы (ограниченное издание для коллекционеров, иллюстрированное издание). Сан-Франциско: паб Palm Drive. ISBN 978-1-890834-38-8 . OCLC 268739395 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Джейк (21 февраля 2018 г.). «Пионер-художник гей-эротики, вдохновивший Дж. У. Андерсона на создание новой коллекции» . Ошеломленный . Проверено 14 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Домом Орехудос, на Викискладе?
- Ламбьек Комиклопедия
- Документы Дома Орехудос в библиотеке Ньюберри
- Дом Орехудос, он же «Этьен» , VisualAIDS.org
- 1933 рождения
- 1991 смертей
- Смертность от СПИДа в Колорадо
- Американские эротические артисты
- Американские артисты балета
- Американские художники комиксов
- Фетиш-художники
- Американские художники-геи
- Американские танцоры ЛГБТ
- Гей-мужчина БДСМ
- Художники-геи-эротики
- Танцоры-геи
- Кожаная субкультура
- Физическая фотография
- ЛГБТ-хореографы
- Создатели ЛГБТ-комиксов
- ЛГБТ из Иллинойса
- Псевдонимные художники
- ЛГБТ-латиноамериканцы и латиноамериканцы
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские артисты балета 20-го века
- Призывники Зала славы ЛГБТ Чикаго