Прием кинематографической вселенной Marvel
![]() |
(MCU), производимая Marvel Studios с 2008 года и находящаяся в собственности Walt Disney Company с 2009 года, Кинематографическая вселенная Marvel представляет собой медиа-франшизу, по которой уже выпущено более 32 фильмов и 20 телесериалов. основанная на рассказывании историй в общей вселенной , Медиа-франшиза, добилась значительного коммерческого успеха и получила в основном положительные критические отзывы. [ 1 ] [ 2 ] Однако кинематографисты также критиковали его за влияние на киноиндустрию, особенно в комментариях Мартина Скорсезе в 2019 году, которые вызвали серьезные споры среди кинематографистов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Сериал также подвергся критике со стороны активистов за изображение персонажей меньшинств и отношений с американскими военными. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Доход
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2022 года MCU является самой кассовой кинофраншизой в истории: совокупные кассовые сборы составили более 26 миллиардов долларов, что более чем в два раза превышает доход второй по величине франшизы « Звездные войны» . [ 9 ] В 2021 году MCU составляла около 30% от общего дохода в Северной Америке по сравнению с 18% в 2018 году. [ 10 ] Самой кассовой картиной является «Чудеса» (2023) с самой большой кассовой бомбой в 206 миллионов долларов, тогда как самой кассовой является «Мстители: Финал» (2019) с 2,8 миллиарда долларов, второй самый кассовый фильм всех времен. [ 11 ]
Похвалы
[ редактировать ]Фильмы франшизы получили ряд наград и других наград. В общей сложности они были номинированы на 27 премий Оскар , четыре из которых выиграли; 13 премий Британской киноакадемии , одна победа; 170 наград Saturn Awards , 40 побед; и 14 премий Хьюго , две из которых выиграли. «Черная пантера» (2018) получила семь номинаций на 91-й церемонии вручения премии «Оскар» , включая первую в истории номинацию на лучший фильм за фильм о супергероях . [ 12 ] и выиграл три награды за лучший дизайн костюмов , лучший дизайн-постановщик и лучший оригинальный саундтрек , что сделало его первым фильмом MCU, получившим премию Оскар. [ 13 ] Железный человек (2008) стал первым фильмом MCU и третьим фильмом о супергероях, когда-либо признанным «культурно, исторически или эстетически значимым» и отобранным для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса в 2022 году. [ 14 ]
Влияние на кинопроизводство
[ редактировать ]MCU приписывают популяризацию общей вселенной в кино. В 2012 году Том Руссо из Boston.com заявил в ответ на выпуск «Мстителей» , что «в киноиндустрии нечасто слышишь слово «вселенная». [ 15 ] В 2014 году Туна Амоби из Standard & Poor's Equity Research Services заявил, что за последние пять лет произошел сдвиг в сторону создания мегафраншиз, во многом благодаря успеху MCU, поскольку «Дисней доказал, что это может быть золотой монетой». мой." [ 16 ] По данным Business Review Калифорнийского университета в Беркли , франшиза помогла создать новую волну в Голливуде, где в кинопроизводстве доминируют «франшизы/продолжения, которые полагаются на общий бренд, а не на звездную силу в отдельных фильмах». [ 17 ]
Ряд критиков предположили, что франшиза оказала пагубное влияние на кинопроизводство, особенно в том, что она привела к тому, что киноиндустрия стала уделять меньше внимания созданию оригинальных историй и больше внимания созданию франшиз- блокбастеров , основанных на продаже контента, связанного с интеллектуальной собственностью . [ а ] Киножурналист Ян Лесли заявил, что Голливуд все чаще «думает о фильмах так же», как и о MCU, то есть как о «основных строительных блоках многоэтажных мультимедийных вселенных», добавив, что «каждый хотел бы подражать киножурналисту Иэну Лесли». Модель Marvel, но никто не сделал этого в таком же масштабе». [ 23 ] Колин Йео из Университета Западной Австралии сказал, что эта франшиза «представляет собой вершину крупнобюджетного кинопроизводства», утверждая, что «франшизы с общей вселенной представляют собой высшую форму коммерциализации» из-за их способности использовать лояльность к бренду, выходящую за рамки самих фильмов. [ 24 ]
В интервью 2019 года режиссер Мартин Скорсезе раскритиковал MCU как «не кино», позже уточнив в статье в The New York Times , что, по его мнению, во франшизе нет никакого риска, поскольку «все в ней официально санкционировано... исследуются, тестируются аудиторией, проверяются, модифицируются, перепроверяются и модифицируются до тех пор, пока они не будут готовы к употреблению». [ 3 ] Ряд других высокопоставленных режиссеров высказали аналогичную критику франшизы, в том числе Дени Вильнев , который заявил, что «слишком много фильмов Marvel, которые представляют собой не что иное, как «вырезание и вставка» других», Кен Лоуч , который назвал франшиза — «циничное упражнение», призванное создать «товар, который будет приносить прибыль большой корпорации», и Фрэнсис Форд Коппола , который утверждал, что «я не знаю, получит ли кто-нибудь что-нибудь от просмотра одного и того же фильма снова и снова». снова». [ 4 ]
Однако комментарии Скорсезе вызвали серьезные дебаты: братья Руссо заявили, что «мы определяем кино как фильм, который может объединить людей для получения общего эмоционального опыта», а Джеймс Ганн заявил, что «многие из наших дедушек считали, что все гангстерские фильмы были такими же... Супергерои — это просто сегодняшние гангстеры/ковбои/искатели приключений в космосе». [ 5 ] [ 25 ] Алекс Абад-Сантос из Vox утверждал, что существует риск спутать влияние MCU в целом на киноиндустрию с качеством отдельных фильмов в рамках MCU, добавив, что «эмоциональные связи, которые фанаты Marvel установили с ее персонажами серьезны и красноречивы». [ 26 ] Рауль Веласкес из GameRant утверждает, что «корпоративная консолидация Disney не столько изменила блокбастеры , сколько централизовала их». [ 27 ] Джей Ди Коннор из Университета Южной Калифорнии утверждает, что «мегаконгломерация» голливудских франшиз — это тенденция, которая началась еще до появления MCU, , с Закона о телекоммуникациях 1996 года . в частности [ 28 ] [ 29 ]
В подкасте 2023 года актер и комик Адам Дивайн предположил, что MCU «разрушил комедии», утверждая, что кинозрители с большей готовностью покупали билеты на просмотр фильмов о супергероях с большим бюджетом, чем на комедийные фильмы с меньшим бюджетом в кинотеатрах, и предположил, что фильмы MCU используется в качестве замены традиционным комедиям, отмечая опору франшизы на юмор. [ 30 ] [ 31 ]
Критика
[ редактировать ]Деловая практика
[ редактировать ]Дэймон Янг из Мельбурнского университета утверждал, что «огромная кинематографическая вселенная Marvel была построена с помощью низкооплачиваемого и нестабильного труда». [ 32 ] Франшиза подвергается критике со стороны художников по визуальным эффектам за плохие условия труда, включая нехватку кадров, низкую заработную плату и плохое управление. [ 33 ] В статье на Vulture.com один художник, работавший над производством MCU, заявил, что они работали «семь дней в неделю, в среднем 64 часа в неделю в хорошую неделю», и что требуемые «регулярные изменения намного превышают то, что делают любые другие клиент так и делает», уточнив, что «может быть, за месяц или два до выхода фильма Marvel заставит нас изменить весь третий акт». [ 34 ]
В 2021 году актриса Скарлетт Йоханссон , сыгравшая Черную вдову в MCU, подала иск против Disney из-за одновременного выпуска титульного фильма «Черная вдова» как в кинотеатрах, так и на потоковом сервисе Disney+ . В иске утверждалось, что это нарушило ее контракт и лишило ее возможности получать бонус от кассовых сборов. [ 35 ] [ 36 ] Иск был урегулирован позднее в 2021 году. [ 37 ]
Франшиза также подверглась критике за свою деловую практику в отношении создателей комиксов. [ 38 ] [ 39 ] Джо Кейси , один из создателей персонажа Америки Чавеса , заявил, что существуют «системные недостатки в том, как создатели не уважаются и не вознаграждаются», указывая, в частности, на использование Чавеса в « Докторе Стрэндже в Мультивселенной безумия» (2022). ), за что он не получил никакой компенсации. [ 40 ]
В июле 2022 года художники по визуальным эффектам из нескольких компаний, выполняющих контрактную работу с Marvel, выступили против жестокого обращения со стороны Marvel и других студий. Предполагаемая склонность Marvel «трахать пикселей» художников, требуя в последнюю минуту мелких дополнений к работе, часто исходящих от нескольких сотрудников студии без четкой связи, подверглась критике. [ 34 ] [ 41 ]
Стиль
[ редактировать ]MCU подвергся критике за сходство стиля своих фильмов, причем некоторые критики заявили, что он слишком однороден. [ 42 ] Дэйс Джонстон из Inverse заявил, что «фильм Marvel стал отдельным жанром, архетипом безупречных, эпических, насыщенных действием фильмов, наполненных остротами. Несмотря на некоторые эстетические различия, каждый фильм MCU вписывается в этот стиль с практически никакого сопротивления». [ 43 ] Однако другие защищали стиль франшизы как ценный для своей культурной ниши. [ 44 ] Омер М. Мозаффар из Чикагского университета Лойолы утверждает, что «иногда, после долгой недели, мне нужно гигантское зрелище, которое развлекает меня», говоря, что даже если франшиза не была сложной, «есть оптимизм, который пронизывает все фильмы». [ 45 ]
Франшиза также подверглась критике за размер общей вселенной, при этом некоторые критики утверждали, что она стала запутанной и что растущий уровень взаимосвязанности делает франшизу менее доступной для новых зрителей. [ б ] Однако Дэйс Джонстон из Inverse утверждает, что концепция «домашнего задания Marvel» является мифом, говоря, что «нет необходимости настолько увлекаться взаимосвязью между ними, чтобы мы не могли наслаждаться ими как полностью сформированными историями сами по себе». верно." [ 51 ]
Франшиза также подвергалась критике из-за большого количества релизов, причем некоторые критики утверждали, что она подвергла себя риску перенасыщения или «усталости от Marvel». [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] На первой фазе MCU, которая длилась с 2008 по 2012 год, было выпущено шесть фильмов, тогда как на четвертой фазе только в 2021 году было выпущено четыре фильма и пять телесериалов. [ 56 ] Однако Питер Судерман из Vox заявил, что MCU продемонстрировала высокий «уровень как последовательности, так и качества», а Джулия Александер из The Verge утверждает, что риск, с которым сталкивается MCU, заключается не в усталости, а в доверии, заявив, что «Marvel» величайшим активом» была возможность обеспечить «количество, не теряя при этом основную нить истории». [ 57 ] [ 58 ] Впоследствии, в 2023 году, Дисней отложил выпуск нескольких фильмов MCU, чтобы освободить место между ними в качестве меры по сокращению расходов. [ 59 ]
также утверждали, что MCU «бесполый» или в нем отсутствуют реалистичные романтические отношения. Некоторые кинематографисты, в том числе Пол Верховен и Стивен Содерберг , [ с ] Джошуа Ривера из Polygon охарактеризовал романтические отношения в MCU как «консервативные» и склонные избегать «даже самых скромных признаков привязанности». [ 65 ] В эссе под названием « Все прекрасны и никто не возбужден » писатель-фантаст Р.С. Бенедикт утверждал, что MCU входит в число фильмов, в которых тела изображаются не как «дом, в котором можно жить и быть счастливым», а как «инвестиции, которые всегда должны быть оптимизирован», сравнивая его с McMansions . [ 66 ]
Представительство женщин
[ редактировать ]MCU подвергся критике за изображение женщин, особенно за отсутствие женских персонажей в первых трех фазах франшизы. [ д ] Капитан Марвел (2019) был первым сольным фильмом франшизы, снятым женщиной, и 21-м фильмом, выпущенным во франшизе. [ 73 ]
Ребекка Райт из Кардиффского университета утверждает, что фильмы «иногда омрачены чувством юмора, которое имеет тенденцию к проявлению токсичной мужественности и случайного женоненавистничества» и что «женщины-Мстители все еще ограничены эмоциональной или романтической ответственностью перед своими коллегами». [ 74 ] Гита Джексон из Vice утверждает, что большинство женских персонажей во франшизе, как правило, представляют собой дуги, сосредоточенные на «своих ролях дочерей или людей, которые не могут родить дочерей». [ 75 ]
Франшизу также критиковали за неоднократное убийство женских персонажей в качестве сюжета для сюжетных линий мужских персонажей - образ, известный как « замораживание ». [ 76 ] [ 77 ]
Тем не менее, франшиза также получила положительные отзывы за более лучшее изображение женщин после четвертого этапа. Бен Чайлд из The Guardian заявил, что просмотр каталога MCU «является опытом, в котором мы почти можем увидеть, как базовая точка гендерной политики меняется на наших глазах». [ 78 ]
Представительство ЛГБТ+
[ редактировать ]Некоторые раскритиковали франшизу за плохое представление ЛГБТ+-сообщества, в том числе за отсутствие странных персонажей. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] «Мстители: Финал» (2019), предпоследний фильм третьей фазы, был первым фильмом MCU, в котором персонаж изображался на экране странным, а неназванный персонаж изображался скорбящим геем в одной сцене. [ 83 ] 2021 года Сериал «Локи» стал первым, в котором главный герой на экране был изображен странным. [ 84 ]
Франшизу также критиковали за квирбейтинг , в частности за намеки на гомосексуальность персонажей и продвижение франшизы среди ЛГБТ+ сообщества без изображения этих персонажей гомосексуальными на экране, а также за активную рекламу небольших сцен, в которых персонажи признаются гомосексуальными, вместо того, чтобы посвящать их существенной гомосексуальности. время на экране, чтобы изобразить этих персонажей странными. [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] На дискуссии в Университете Суонси писатель Рассел Т. Дэвис утверждал, что «Локи однажды упомянул о своей бисексуальности, и все сказали: «О боже мой, это похоже на пансексуальное шоу». Это как одно слово... и мы должны сказать: «Спасибо, Дисней!»» [ 88 ] [ 89 ] На премьере фильма «Тор: Любовь и гром» в Лондоне вопросы и ответы на вопрос «Насколько гейским будет фильм?» режиссер Тайка Вайтити воскликнул, что это будет «супер-гей»; некоторые критики и кинозрители, посмотревшие фильм, выразили разочарование тем, что, по их мнению, фильм не отражает это утверждение. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ]
Побелка
[ редактировать ]Франшиза столкнулась с обвинениями в обелении , особенно в отношении персонажей Ванды Максимофф , Пьетро Максимофф и Древнего . [ и ]
Франшиза также подвергалась критике за отсутствие разнообразия как с точки зрения персонажей, так и с точки зрения производственного персонала. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] Из первых 23 фильмов MCU только два были сняты цветными людьми и только один — женщиной. [ 103 ] В 2020 году Сэма Уилсона актер Энтони Маки заявил, что «меня очень беспокоило то, что я снялся в семи фильмах Marvel, где каждый продюсер, каждый режиссер, каждый каскадер, каждый художник по костюмам, каждый PA, каждый человек был белым». [ 104 ]
Отношения с военными
[ редактировать ]Ряд фильмов MCU был снят в сотрудничестве с Вооружёнными силами США , включая доступ к военной технике и техническим консультациям, в рекламных кампаниях, а также при редактировании некоторых сценариев. [ 105 ] [ 106 ] Стив Роуз из The Guardian написал, что отношения между MCU были крепкими на протяжении всей первой фазы, вплоть до «Мстителей» (2012), в которых был изображен ракетно-ядерный удар по Нью-Йорку, но отношения были исправлены с выходом « Капитана Марвел» (2019). ). [ 107 ] [ 108 ] Роль военных в производстве MCU вызвала обеспокоенность: Акин Олла из The Guardian утверждает, что MCU рискует фактически стать «пропагандой, направленной на приукрашивание преступлений [американских] военных и разведывательных аппаратов». [ ж ] Роджер Шталь из Университета Джорджии описал роль американских военных в «Капитане Марвел» как «вербовку, реабилитацию имиджа ВВС и обращение к неуловимой, но желательной аудитории». [ 115 ] [ 116 ] В статье 2019 года в журнале « Исследования популярной культуры » Бретт Парди из Университета Макгилла утверждал, что, хотя MCU преуменьшает значение явной милитаризации:
Щ.И.Т. и Мстители, наряду с большей частью военных сил Голливуда, представляют собой либеральную фантазию об армии. Они эффективны и дисциплинированы, но не до такой степени, чтобы быть дегуманизированными взаимозаменяемыми солдатами. Они могут быть смертельными, но только для тех, кто «заслуживает этого». Их технология передовая, функциональная и точная. В исключительных обстоятельствах пытки могут быть необходимы, но они всегда эффективны и раскрывают информацию, в отличие от реальности. Эти черты способствуют восприятию «чистой войны», создавая ее таким образом, чтобы облегчить получение общественной поддержки. [ 117 ]
Однако режиссер «Стражей Галактики » (2014) Джеймс Ганн отверг утверждения о том, что Marvel необходимо официальное одобрение американских военных для сценариев, заявив, что «когда в фильме бесплатно используются военные ресурсы, эти конкретные сценарии должны получить одобрение военных, чтобы быть уверенными в том, что военные не унижаются», и добавляет, что «военные относятся к этому довольно свободно». [ 118 ] В документе Папского университета Саламанки, опубликованном в 2020 году , было обнаружено, что «представление оборонных ведомств и их учреждений в фильмах MCU носит неравномерный характер», в котором говорится, что изображения институциональной коррупции в MCU стали чаще с Фазы 1, но что изображения реальной военные и правоохранительные учреждения по большей части исчезли в пользу вымышленных институтов, таких как ЩИТ. [ 119 ] Дэйс Джонстон из Inverse утверждает, что «пока Капитан Америка остается в каноне, американский патриотизм в MCU будет связан с Мстителями», но что изображение системных проблем, с которыми сталкиваются ветераны войны в «Соколе и Зимнем солдате» (2021), «будем надеяться, что это первый шаг в долгом процессе разрушения десятилетней мифологии Marvel, окружающей военную жизнь». [ 120 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ]
- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]
- ^ Приписывается нескольким ссылкам: [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как Marvel захватила кино и телевидение» . Экономист . 17 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Харрисон, Спенсер; Карлсен, Арне; Шкерлавай, Миха (июль 2019 г.). «Машина блокбастеров Marvel» . Гарвардское деловое обозрение . Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скорсезе, Мартин (5 ноября 2019 г.). «Мнение | Мартин Скорсезе: Я сказал, что фильмы Marvel — это не кино. Позвольте мне объяснить» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 ноября 2020 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нолан, Эмма (17 сентября 2021 г.). «9 режиссеров, выступивших против фильмов Marvel» . Newsweek . Архивировано из оригинала 27 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кордеро, Рози (17 ноября 2017 г.). «Вот что режиссеры и звезды Marvel говорят о критике Мартина Скорсезе в MCU» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ О'Риган, Джек (28 января 2017 г.). «Marvel: 15 огромных проблем MCU, в которых никто не хочет признаваться» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Сэндвелл, Ян (11 сентября 2019 г.). «7 крупнейших споров Marvel в MCU» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Уорд, Ниша (14 августа 2020 г.). «Плохая политика фильмов Marvel с точки зрения неамериканской точки зрения» . Мэри Сью . Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Самые кассовые кинофраншизы в мире по состоянию на 2022 год» . Статистика . Архивировано из оригинала 4 апреля 2020 года . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Плант, Логан (4 января 2022 г.). «На фильмы Marvel пришлось 30% отечественных кассовых сборов в 2021 году» . ИГН . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Кларк, Трэвис (16 мая 2022 г.). «Все 28 фильмов кинематографической вселенной Marvel, ранжированные по количеству денег, которые они заработали в мировом прокате» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 27 июля 2022 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Тэпли, Кристофер (22 января 2019 г.). «Оскар»: «Черная пантера» стала первым фильмом о супергероях, номинированным на лучший фильм» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 23 января 2019 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Голуб, Кристиан (24 февраля 2019 г.). «Черная Пантера приносит Marvel свои первые три Оскара» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Толливер, Джазмин (15 декабря 2022 г.). « Железный человек» вошел в историю как первый фильм MCU, внесенный в Национальный реестр фильмов» . ХаффПост . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Руссо, Том (25 апреля 2012 г.). «Супергруппа» . Бостон.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года.
- ^ Вилкомерсон, Сара (8 апреля 2014 г.). «Внутри «Нового Человека-паука 2» — и стратегия Sony по расширению своей франшизы» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 10 апреля 2014 года . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ «Экономика кинематографической вселенной Marvel — Business Review в Беркли» . Business Review в Беркли - ведущий бизнес-журнал для студентов Калифорнийского университета в Беркли . 15 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2022 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Мальборо, Патрик (3 июня 2022 г.). «Кинематографическая вселенная Marvel — это не искусство» . Порок . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Иерихон, Грег (22 ноября 2021 г.). «Никаких драм: фильмы о супергероях и их дойные коровы на первых выходных вытесняют реалистичные фильмы» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Александр, Дэвид (15 сентября 2021 г.). «Disney+ убивает блокбастеры своими мегахитами-фотороботами» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Маркс, Париж (22 октября 2021 г.). «Не поддавайтесь призывам культурной индустрии к ностальгии» . Якобинец . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Роуз, Стив (5 апреля 2021 г.). «Попадают ли многообещающие женщины-режиссеры в ловушку машины франшиз?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Лесли, Ян (28 июля 2021 г.). «Как Marvel покорила культуру» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Йео, Колин (14 июня 2017 г.). «Кончатся ли когда-нибудь фильмы о супергероях? Бизнес франшиз блокбастеров» . Разговор . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Сэндвелл, Ян (5 ноября 2019 г.). «Дебаты о «анти-Марвел» имеют иронический, противоположный эффект» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Абад-Сантос, Алекс (8 ноября 2019 г.). «Борьба Мартина Скорсезе с Marvel на самом деле не связана с фильмами Marvel» . Вокс . Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Веласкес, Рауль (6 декабря 2021 г.). «Критика Marvel на самом деле применима ко всем фильмам-блокбастерам» . Гамерант . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Линч, Дэвид (12 ноября 2021 г.). «Что, если бы кинематографической вселенной Marvel не существовало?» . Инверсия . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Макалинтал, Беттина (21 октября 2021 г.). «Старые чуваки в Голливуде действительно ненавидят вселенную Marvel» . Порок . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Тиноко, Армандо (7 августа 2023 г.). «Теория Marvel Адама Девайна: «Фильмы о супергероях испортили комедии» » . Крайний срок . Архивировано из оригинала 8 августа 2023 года . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Шарф, Зак (7 августа 2023 г.). «Адам Дивайн говорит, что фильмы Marvel — это «разрушенные комедии»: они «делают эти фильмы довольно забавными», но «это не настоящая комедия» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 8 августа 2023 года . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Янг, Дэймон (6 февраля 2020 г.). «Пятничное эссе: Слава Гидре – о комиксах, этике и политике» . Разговор . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Сообщество VFX критикует Marvel Studios за условия работы» . Коллайдер . 11 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Крис (26 июля 2022 г.). «Я художник по визуальным эффектам, и я устал от того, что Marvel меня оскорбляет в пикселях» . Стервятник . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Флинт, Джо; Шварцель, Эрих (29 июля 2021 г.). «Скарлетт Йоханссон подала в суд на Disney из-за потокового релиза «Черной вдовы»» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 29 июля 2021 года . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Влессинг, Этан (30 июля 2021 г.). «Сопредседатель CAA: Дисней «бесстыдно» напал на Скарлетт Йоханссон из-за судебного иска» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ Пулвер, Эндрю (октябрь 2021 г.). «Скарлетт Йоханссон урегулировала иск Черной вдовы с Диснеем» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Робертсон, Ади (24 сентября 2021 г.). «Дисней подает в суд на сохранение авторских прав на Мстителей» . Грань . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Тильман, Сэм (9 августа 2021 г.). «Marvel и DC столкнулись с негативной реакцией по поводу зарплаты: «Они прислали благодарственное письмо и 5000 долларов — фильм заработал 1 миллиард долларов» » . Хранитель . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Штайнер, Челси (9 апреля 2022 г.). «Marvel продолжает выманивать у создателей комиксов прибыль MCU » Мэри Сью . Архивировано из оригинала 12 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Эчебири, Макуочи (11 июля 2022 г.). «Сообщество VFX критикует Marvel Studios за условия работы» . Коллайдер . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 23 сентября 2022 г.
- ^ Дойл, Сэди (12 мая 2015 г.). «Эра Альтрона — доказательство того, что Marvel убивает фильм о попкорне» . Проводной . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Джонстон, Дейс (15 июля 2020 г.). «20 лет спустя «Люди Икс» раскрывают самый большой недостаток фильмов Marvel» . Инверсия . Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Чунг, Кайли (9 мая 2022 г.). «Как и Элизабет Олсен, я тоже злюсь, защищая Marvel» . Иезавель . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Мозаффар, Омер М. (11 ноября 2019 г.). «Не защищаю кинематографическую вселенную Marvel» . rogerebert.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Эдвардс, Фил (15 октября 2018 г.). «Почему кинематографическая вселенная Marvel кажется пустой» . Вокс . Архивировано из оригинала 4 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Джаспер, Гэвин (30 апреля 2022 г.). «Кинематографическая мультивселенная Marvel глубоко ошибочна» . Логово Компьютерщика . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Уолпол, Люк (4 ноября 2021 г.). «Кинематографическая вселенная Marvel затерялась в космосе?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Дельбель, Юлия (12 октября 2021 г.). «Забудьте об усталости супергероев. А как насчет усталости от взаимосвязанной вселенной?» . Мэри Сью . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Юргенсен, Джон (12 мая 2022 г.). « В сиквеле «Доктора Стрэнджа» кинозрители делают домашнее задание. Это проблема Marvel или ее суперсила?» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Джонстон, Дейс (9 мая 2022 г.). « Доктор Стрэндж 2» наконец опровергает самый раздражающий миф фэндома MCU» . Инверсия . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Стивен Зейчик (21 июля 2021 г.) [20 июля 2021 г.]. «Поскольку продажи билетов на «Черную вдову» внезапно прекратились, у Disney's Marvel растут вопросы о том, в чем дело» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN 0190-8286 . OCLC 1330888409 . [ пожалуйста, проверьте эти даты ]
- ^ Макфарланд, Мелани (6 мая 2022 г.). «Почему я не на седьмом небе от счастья, чтобы посмотреть «Доктора Стрэнджа»? Потому что я тону в Marvel» . Салон . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Наследие, Стюарт (14 августа 2019 г.). « Воплощение серости!» Неужели мы наконец-то страдаем от усталости от Marvel?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Картер, Джастин (30 июня 2022 г.). «Неужели кинематографическая вселенная Marvel слишком старается наверстать упущенное?» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Чейни, Джен (24 ноября 2021 г.). «Соколиный глаз завершает утомительный год на Marvel TV» . Стервятник . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Судерман, Питер (9 мая 2016 г.). «Как Marvel построила такую впечатляющую киновселенную» . Вокс . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Александр, Юлия (14 января 2021 г.). «С появлением «ВандаВижена» Marvel Studios вот-вот вступит в бесконечный цикл» . Грань . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Коуч, Аарон; Кит, Борис (16 февраля 2023 г.). «Сколько стоит слишком много Marvel и «Звездных войн»? Дисней переосмысливает выпуск франшиз» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Арведон, Джон (12 апреля 2022 г.). «Пол Верховен назвал Marvel и современные фильмы о Бонде «бессексуальными» » . ЦБ РФ . Архивировано из оригинала 30 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Шарф, Зак (7 февраля 2022 г.). «Стивен Содерберг критикует отсутствие секса в фильмах о супергероях: «Никто не трахается!» " . Разнообразие . Архивировано из оригинала 30 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Риттенберг, Юлия (1 декабря 2021 г.). «Почему фильмы о супергероях MCU бесполы?» . Букриот . Архивировано из оригинала 2 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Ньюленд, Кристина (5 ноября 2021 г.). «Почему Голливуд избегает секса» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Дамор, Меган (6 февраля 2015 г.). « 'Scriptnotes' и секс-обозреватель Дэн Сэвидж обсуждают проблему бесполых супергероев Marvel» . ЦБ РФ . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Ривера, Джошуа (22 апреля 2021 г.). «Расследование заметного отсутствия поцелуев в фильмах Marvel» . Полигон . Архивировано из оригинала 30 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Бенедикт, RS (14 февраля 2021 г.). «Все красивы, и никто не возбужден» . Кровавый нож . Архивировано из оригинала 14 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Сталер, Келси (12 июля 2021 г.). «Никогда не забывайте, что Marvel задолжала Черной вдове своим сольным фильмом» . НПЗ29 . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Комонибо, Инейе (21 июня 2021 г.). «Оглядываясь назад, Скарлетт Йоханссон определенно считает, что Черная Вдова была чрезмерно сексуализирована в MCU» . НПЗ29 . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Чемберс, Эми К. (13 августа 2018 г.). «Есть причина, по которой Siri, Alexa и AI считаются женщинами – сексизм» . Разговор . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Даром, Наоми (13 августа 2019 г.). «Комментарий: сексистские требования к женщинам-супергероям: спасайте мир и выглядите сексуально» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Бейкер-Уайтлоу, Гавиа (10 мая 2022 г.). «Как «Доктор Стрэндж 2» подвел Алую Ведьму, рассказав очередную сексистскую историю Marvel» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Ямато, Джен (28 апреля 2015 г.). «Проблема черной вдовы Мстителей: как Marvel опозорила свою самую крутую супергероиню» . Ежедневный зверь . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Паллота, Фрэнк (18 сентября 2018 г.). « Капитан Марвел» представляет первый трейлер» . CNN . Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Райт, Ребекка (23 мая 2018 г.). «Просто появления женщин на экране будет недостаточно, чтобы поддержать Marvel после «Мстителей» . Разговор . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Джексон, Гита (18 мая 2022 г.). «Трудно быть женщиной в MCU» . Порок . Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Уикс, принцесса (18 мая 2022 г.). «Почему капитан Картер оставляет странный привкус во рту» . Мэри Сью . Архивировано из оригинала 18 января 2024 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Уайт, Синди (10 июля 2023 г.). «Марвелу необходимо перестать замораживать своих женских персонажей» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 28 июля 2023 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ Чайлд, Бен (17 июня 2021 г.). «Скарлетт Йоханссон и десятилетие гендерной политики во вселенной Marvel» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Йель, Джошуа (26 июня 2019 г.). «Кевин Файги из Marvel отвечает на гей-споры в «Мстителях: Финал»» . ИГН . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Поллард, Александра (3 мая 2019 г.). «Marvel не заслуживает похвалы за «Мстители: Финал» — они слишком долго игнорировали странных людей» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Зейн, Закари (6 ноября 2017 г.). «Анализ | Валькирия Тора — первый ЛГБТ-персонаж Marvel. Но из фильма вы этого не узнаете» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Уитбрук, Джеймс (18 июня 2021 г.). «Отсутствие странной репутации у Сокола и Зимнего солдата касается не Энтони Маки» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Флеминг, Майк младший (25 апреля 2019 г.). Режиссеры « Мстителей: Финал» Джо и Энтони Руссо обсуждают включение первого персонажа-гея в фильм о супергероях Marvel . Крайний срок Голливуд . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Вари, Адам Б. (23 июня 2021 г.). «В «Локи» кинематографическая вселенная Marvel наконец-то получила своего первого крупного странного персонажа – но стоит ли нам это праздновать?» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 23 июня 2021 года.
- ^ Монтей, Эбби (8 июля 2021 г.). «Пришло время Marvel смириться с представительством ЛГБТК+ или заткнуться» . Их . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Опи, Дэвид (26 марта 2021 г.). «Сокол и Зимний Солдат — странные или странные травли?» . Цифровой шпион . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Джей, Шелли (30 июня 2021 г.). «Как вообще должно выглядеть квир-представление в MCU?» . Нердист . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Кумар, Навин (11 августа 2021 г.). «Рассел Т. Дэвис раскритиковал бисексуальное раскрытие «Локи» как «жалкое» » . Их . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Рук, Крис (1 июля 2021 г.). «Локи может быть бисексуалом, но Марвел по-прежнему виновен в квирбейтинге?» . ГЦН . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Мерфи, Крис (8 июля 2022 г.). «Итак, насколько гей «Тор: Любовь и гром» на самом деле?» . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Беван, Рианнон (8 июля 2022 г.). «Тор: Любовь и гром подвергаются критике из-за квирбейтинга» . Геймер . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Чунг, Кайли (8 июля 2022 г.). « Честно говоря, «Тор: Любовь и гром» мог бы быть веселее» . Иезавель . Архивировано из оригинала 22 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Яворски, Мишель (8 июля 2022 г.). «Тайка Вайтити и Натали Портман высказались за преувеличение странностей в фильме «Тор: Любовь и гром» » . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 10 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Абад-Сантос, Александр (3 октября 2013 г.). «Проблема с выбором в «Мстителях» Алой Ведьмы на роль блондинки» . Атлантика . Архивировано из оригинала 11 марта 2023 года . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ «Кинематографической вселенной Marvel необходимо решить проблему побелки» . 25 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Бейкер-Уайтлоу, Гавиа (12 февраля 2021 г.). «Непростая история обеления Марвел Алой Ведьмы» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Брикен, Роб (26 апреля 2016 г.). «Попытки Marvel оправдать действия доктора Стрэнджа становятся оскорбительными» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Да, Лоуренс (4 ноября 2016 г.). «Азиатские актеры в фильмах по комиксам реагируют на споры об обелении «Доктора Стрэнджа»» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Абдулбаки, Мэй (12 июня 2020 г.). «У Marvel Studios серьезная проблема с разнообразием. Это необходимо изменить» . Инверсия . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Капур, Таруника (14 июня 2021 г.). «Цветное чудо: эволюция расового разнообразия в MCU» . Обзор художественной литературы Беркли . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Смолл, Гретхен (15 марта 2019 г.). «Белый герой, цветной помощник: почему Marvel нужно разорвать порочный круг» . Хранитель . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Родригес, Дезире (11 мая 2016 г.). «Насколько разнообразна кинематографическая вселенная Marvel? Фильмы: Первая фаза» . Ботаны цвета . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Ли, Кристина (31 мая 2021 г.). « У меня не было супергероя, похожего на меня»: новые женские персонажи Marvel, культурно разнообразные и странные, отражают наше время» . Разговор . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Шарф, Зак (29 июня 2020 г.). «Энтони Маки: «Это расизм», если «Черная пантера» — единственный фильм MCU с черной командой» . ИндиВайр . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Барон Рубен (16 марта 2019 г.). «Отношения MCU с военными: от Железного Человека до Капитана Марвел» . ЦБ РФ . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Павлик, Ориана (5 января 2020 г.). « Эффект «Капитана Марвел»? В Академию ВВС за 5 лет поступило больше всего женщин» . Military.com . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Роуз, Стив (26 мая 2022 г.). «Лучший стрелок по найму: почему Голливуд — лучший ведомый армии США» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 июля 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Акерман, Спенсер (7 мая 2012 г.). «Пентагон отказался от проекта «Мстители» из-за его «нереальности» » . Проводной . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Олла, Акин (9 марта 2021 г.). «Является ли «ВандаВижн»… пропагандой Пентагона?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Хенли, Стейси (23 марта 2021 г.). «Экшн-сцены MCU вернулись, как и молчаливое признание милитаризма» . Геймер . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Бейкер-Уайтлоу, Гавиа (март 2019 г.). «Является ли «Капитан Марвел» военной пропагандой?» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Савельев Давид (9 ноября 2021 г.). «Новый фильм Marvel уделяет внимание военным связям Голливуда» . Новый араб . Архивировано из оригинала 12 января 2023 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Чилтон, Луи (28 октября 2021 г.). «Если этот мега-китайский блокбастер — пропаганда, то что такое Бонд и Капитан Марвел?» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Дженкинс, Триша; Секер, Том (2020). «Борьба за будущее космоса в фильмах о супергероях: НАСА, Космические силы США, Мстители и Капитан Марвел» . Журнал американской культуры . 43 (4): 285–299. дои : 10.1111/jacc.13205 . S2CID 228886431 .
- ^ Браслоу, Сэмюэл (9 марта 2019 г.). «Феминизм Капитана Марвела переплетается с военным бустеризмом» . Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 28 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Мур, Эмма (21 марта 2019 г.). «Необходимое влияние капитана Марвела на армию» . Military.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Парди, Бретт (2019). «Милитаризация Мстителей Марвел» . Исследования в области массовой культуры . 42 (1): 103–122. JSTOR 26926334 . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Нортруп, Райан (28 октября 2021 г.). «Джеймс Ганн объясняет связь Marvel с военными и одобрением сценариев» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Медина-Контрерас, Хуан; Сангро-Колон, Педро (2020). «Представление оборонных организаций в кинематографической вселенной Marvel (2008–2019)» . Коммуникация и общество . 33 (4): 19–32. дои : 10.15581/003.33.4.19-32 . hdl : 10171/62336 . S2CID 229250462 . Архивировано из оригинала 29 июня 2022 года . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Джонстон, Дейс (29 марта 2021 г.). « Сокол и Зимний Солдат» наконец-то исправили одну ошибку, которую MCU напортачил» . Инверсия . Архивировано из оригинала 1 июля 2022 года . Проверено 21 июля 2022 г.