Денди (консоль)
![]() | |
![]() Dendy Junior с картриджем и съемными контроллерами. | |
Разработчик | Стиплер |
---|---|
Производитель | Корпорация ТКС Субор Завод «Тензор», г. Дубна. |
Семейство продуктов | Famicom Аппаратный клон |
Тип | Домашняя игровая консоль |
Дата выпуска | |
Снято с производства | 1998 |
Продано единиц | 1.5 [3] до 6 [4] миллион |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | Рико 2А03 |
Dendy ( русский : Де́нди ) — серия домашних игровых консолей , неофициальный аппаратный клон приставки Famicom Nintendo от поколения третьего . Dendy производился компанией Steepler с конца 1992 года и собирался на Тайване из китайских комплектующих. В основном он продавался в России и странах постсоветского пространства . Производственная сборка выросла за счет завода Субор в Китае и завода Тензор в городе Дубна в России.
Модельный ряд Dendy разделился на две категории: базовый Dendy Classic и бюджетный Dendy Junior, которые отличаются дизайном, качеством и ценой. Classic является копией консоли Micro Genius тайваньской корпорации TXC и производилась на том же заводе. Junior был сделан по более дешевой системно-чиповой технологии специально для Steepler. Версия Dendy Pro с одним проводным и одним беспроводным геймпадом продавалась всего одной небольшой партией.
Поскольку Famicom и Nintendo Entertainment System никогда официально не продавались в постсоветских странах, Dendy приобрела большую популярность в этом регионе. Его продвигали через телевизионные программы и журналы по видеоиграм. Имя Dendy стало нарицательным в России и стало применяться к остальным аппаратным клонам Famicom, в просторечии называемым Famiclones , и к другим консолям. После банкротства Steepler продажи оригинальной Dendy прекратились в 1998 году, и на тот момент, по разным оценкам, было продано от 1,5 до 6 миллионов единиц. Считается, что это создало рынок видеоигр и игровых консолей в России.
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]
В 1992 году в компанию Steepler пришел бизнесмен Виктор Савюк с предложением создавать и продавать игровые телевизионные приставки со съемными игровыми картриджами под торговой маркой Dendy. [4] До этого компания занималась поставкой продукции Hewlett-Packard , системной интеграцией и локализацией операционной системы Windows 3.x на русский язык с помощью пакета CyrWin. [4] [2] Основатели компании планировали развивать игровое подразделение, и в сентябре 1992 года Савюк присоединился к вновь созданному подразделению. [2]
Савюк установил контакты с тайваньскими производителями консолей и проявил интерес к их продукции. Стиплер не рассматривал возможность продажи оригинальной Famicom, так как она была в три раза дороже существующих контрафактных клонов, а Nintendo не интересовала рынок стран СНГ . [2] В конце концов, Steepler заключил сделку с TXC Corporation, тайваньской фирмой, которая производила Famiclone и продавала их под брендом Micro Genius . [5] Первой консолью, проданной Steepler под брендом Dendy, была Micro Genius IQ-501, которая поступила в продажу как Dendy Classic. Создавая имя, Савюк выбрал английское слово для обозначения Денди – человека, подчеркивающего внешность, утонченную речь и неторопливые увлечения. Букву «а» заменили на «е» для удобства чтения на русском языке. [2]
Талисман консоли — слон Денди — нарисовал российский аниматор Иван Максимов . [2] Консоль рекламировалась на российском телевидении со слоганом «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — все играют!». Музыкальная группа « Несчастный случай » записала рекламный ролик, музыку к которому написал клавишник Сергей Чекрыжов, а слоган придумал гитарист Андрей Гуваков. Анимация для клипа также была сделана совместно с группой. [2] Рекламный ролик стартовал за две недели до начала продаж и транслировался компанией Video International. [2]
Dendy поступил в продажу 17 декабря 1992 года. [2] за 39 000 рублей (тогда это эквивалентно 94 долларам США ). [6] [1] [7] Однако ошибка при выводе устройства на рынок привела к тому, что первая партия была со стандартом видео PAL-I , тогда как SECAM-DK вместо него требовался стандарт . Вся первая партия была отремонтирована в Москве. Первые фирменные магазины были открыты в Москве на Петровке , Красной Пресне и в переходе, ведущем от станции метро «Театральная» к ГУМ . универмагу [2] К февралю 1993 года продажи достигли 3000 консолей в месяц. Игры были прибыльными, и менеджеры Steepler ездили в регионы, чтобы найти региональных дилеров и закупить рекламу. [2]
Спрос стал очень высоким, и в апреле 1993 года у Steepler уже было четыре региональных дилера и оборот в 500 миллионов рублей (722 000 долларов). [8] К концу 1993 года ежедневно продавалось до 4000 консолей, а исследование потребительского спроса показало, что в категории «бытовая электроника» Dendy находилась на третьем месте после холодильника и телевизора. [2] Имя консоли стало нарицательным и стало применяться к другим Famiclone и к другим консолям. [2] [8] Steepler занял практически незанятую нишу, а мировые производители компьютерных игр и консолей в то время Россией не интересовались. Ему не пришлось бороться за спрос, поскольку основными конкурентами был «серый» импорт аналогичной продукции китайского производства. [2] [8] К концу 1994 года годовой оборот компании достиг 75–80 миллионов долларов. В конце концов Стиплер приостановил рекламную кампанию, поскольку спрос превысил предложение. [2]
Журналы и телешоу
[ редактировать ]Изучая рынок печатной прессы, Стиплер наткнулся на журнал Video-Ace Computer Games и предложил издателю начать совместное издание. Первый номер Video-Ace Dendy под редакцией Валерия Полякова вышел летом 1993 года. Первые семь номеров журнала представляли собой рекламные буклеты продукции Steepler. [2] По соглашению с французским издательством Hachette Filipacchi-Press журнал также перепечатывал статьи из французских журналов Joypad и Joystick . В журнал были добавлены статьи о Sega Mega Drive и Super Nintendo Entertainment System , которые также продавались Steepler. [2]
После задержек с финансированием контракт на издание журнала был расторгнут, и Steepler запустил собственный журнал Dendy: The New Reality , издаваемый редакцией журнала «Птюч» , с текстами, написанными рекламным отделом Steepler. Через шесть номеров журнал Dendy: The New Reality закрылся полностью, а редакция закрытого журнала Video-Ace Dendy возобновила издание под названием «Великий Дракон» , независимо от Стиплера. [2]
телевизионная программа Dendy: The New Reality . была запущена Начиная с сентября 1994 года на телеканале 2×2 телеканала Steepler [2] Ведущим выступил Сергей Супонев , ранее ведущий «Времени звезд» и «Зова джунглей» . В каждом выпуске были представлены игры для Dendy, Mega Drive и Super NES. Шоу получило высокие рейтинги и пользовалось большой популярностью. После 33 серии программа завершилась, а через два месяца была возобновлена на канале ОРТ как второй сезон с сокращенным названием «Новая реальность» . Во втором сезоне играм Dendy уделялось меньше внимания, и в январе 1996 года в эфир вышла последняя серия. [2] Причинами закрытия были названы неудачное время эфира в 15:45 по пятницам, поскольку не все дети были дома или смотрели телевизор в это время. [6] а затраты на производство каждой серии выросли с 50 000 до 100 000 долларов. Вскоре после закрытия «Новой реальности » телеканал МТК запустил телепрограмму « Dendy World » с ведущими Семеном Фурманом и Сергеем Гвоздевым, которая закрылась после 12 серий. [2]
Контракт Nintendo, конкуренция и падение
[ редактировать ]В 1994 году ежемесячно продавалось 100 000–125 000 консолей, а ежемесячный оборот составлял 5 миллионов долларов. [2] К 1995 году компания наняла для продолжения рекламы певца Олега Газманова и его сына Родиона. [2] [9] Кроме того, анимационная студия Argus была нанята для производства короткометражного анимационного фильма « Приключения слоненка Денди» . Также планировалось телешоу из тринадцати серий, но оно так и не было закончено. [2] Позже Савюк рассказал, что компания обнаружила, что лояльность пользователей превышает 80% и что при таком уровне реклама не нужна. [10]
Были открыты три новых подразделения: Steepler Graphic Center по созданию компьютерной графики, Steepler Trading по продаже компьютерного оборудования и центр подготовки программистов. [2] Вскоре Steepler проводит реорганизацию, в результате которой розничная сеть Steepler Trading была выделена в отдельную компанию Lamport. [11]
В 1994 году Steepler захотела заручиться поддержкой Nintendo и попыталась установить контакт со своим европейским подразделением через региональный офис в Германии. После периода игнорирования контактов в Nintendo узнали о популярности клонов 8-битных консолей в России, поэтому в начале 1994 года они связались со Steepler и пригласили Виктора Савюка на встречу в Сиэтле с Nintendo of America руководителями Минору Аракавой и Говардом Линкольном . [4] [2] После многодневных переговоров компания Steepler достигла соглашения с Nintendo, по которому отказалась от продвижения продукции Sega и получила эксклюзивные права на распространение Super Nintendo Entertainment System и Game Boy консолей на территории Содружества Независимых Государств. [2] [12] и все постсоветские государства . [13] По этому соглашению Nintendo также отказалась от претензий на продажи Dendy. [4] [2]
В конце 1994 года у Steepler появилось два конкурента: Lamport, начавшая производить собственную консоль Kenga, и Bitman, купившая на Тайване клоны Famicom, Mega Drive и Game Boy. Kenga отличилась, предложив портативную консоль Ken-Boy, а Bitman подписала официальное соглашение с Sega, согласно которому начала продавать лицензионные Mega Drive 2, Mega CD 2, Mega Drive 32X , Game Gear , Sega Saturn и образовательную Sega Pico . [2] [14] [15] Обе компании закрыли свой игровой бизнес полтора года спустя; Kenga перепозиционировалась как магазин детских товаров, а Bitman выкупила компания R-Style. [2]
В январе 1995 года продажи заметно упали, и расследование показало, что конкуренты начали закупать консоли в Китае и смогли снизить цены ниже стоимости консолей Dendy. В то время Dendy все еще производилась на Тайване. [2] Кроме того Subor , на рынок вышла китайская компания . Ранее Субор обращался к Стиплеру с предложением о сотрудничестве, но получил отказ. При поддержке китайского правительства Субор открыл офис в Москве и занялся демпингом . После этого Subor предложил Steepler перенести производство на завод Subor, сделав оптовую цену $8–9 по сравнению с прежними $12 на тайваньском заводе. [2] Условия были приняты, и на заводах в Китае был размещен заказ на 80 000 консолей Dendy. Кроме того, компания Steepler получила право эксклюзивно распространять Subor SB-225 и SB-225B через свои магазины, и продажи вернулись на прежний уровень. [2] В ноябре 1995 года у Dendy было 10 дочерних компаний в регионах и 80 дилеров, а розничные цены на консоли упали до 20 долларов. [16]
После середины 1990-х годов 16-битные консоли Mega Drive и Super Nintendo начали уступать на Западе консолям следующего поколения, таким как первая PlayStation . В России тоже заканчивалась эра 8-битных консолей. Стиплер планировал начать продавать различную бытовую электронику, например, DVD-плееры , под брендом Dendy. Однако эти планы провалились, когда Стиплер выиграл тендер на автоматизацию Государственной Думы . Из-за противодействия Федерального агентства правительственной связи и информации и покушений на сотрудников Steepler потеряла контракты с государственными учреждениями и обанкротилась в 1996 году. [4] [2] [17] Подразделение Dendy выжило как отдельная компания, хотя оборотный капитал хранился на счетах Steepler, и столкнулось с большими трудностями. Какое-то время поставщики продавали компании товары в кредит, но когда срок иссяк, подразделение Dendy было вынуждено продавать акции исключительно на несколько месяцев. В конце концов, когда в 1998 году разразился финансовый кризис в России , компания полностью закрылась. [4] [2]
По некоторым оценкам, продажи Dendy в России составляют от 1,5 до 2 миллионов консолей, по другим оценкам — до 6 миллионов. [4] [3] Консоль приобрела ностальгический статус среди тех, кто был детьми в России в 1990-е годы, подобно консолям Nintendo и Sega той же эпохи в США, Японии и Европе. В то время название Dendy стало синонимом игровых приставок, подключаемых к телевизору, и считается, что именно Dendy создала рынок видеоигр и игровых приставок в России и породила первое поколение российских геймеры . [18] [19] Его популярность привела к появлению поддельных клонов Dendy от других производителей. По состоянию на 2021 год Dendy являются предметами коллекционирования. [19] и популярен среди любителей ретрогейминга в России. [19] [20]
Модели
[ редактировать ]-
Денди Классик
-
Денди Классик II
-
Контроллер Денди Классик II
-
Денди Джуниор
-
Контроллер Dendy Junior
-
Денди Джуниор II
-
Контроллеры Dendy Junior II
Dendy выпускалась в нескольких модификациях. В целом модельный ряд разделился на две категории: базовый Classic и бюджетный Junior. Первая консоль серии — копия тайваньской Micro Genius IQ-501, созданная на базе Twin Famicom от Sharp . Тайваньская корпорация TXC переосмыслила дизайн Twin Famicom и сделала консоль более компактной. Steepler переименовал IQ-501 в Dendy Classic и выпустил его 17 декабря 1992 года. [2]
В середине 1993 года был выпущен Dendy Junior, который стал «упрощенной версией Classic для детей младшего возраста». Компания решила, что необходимо создать консоль настолько дешевую, чтобы оптовикам было выгоднее покупать ее у Steepler, чем у китайских поставщиков. Dendy Junior был создан по более дешевой технологии и использовал систему на кристалле . Консоль изначально разрабатывалась корпорацией TXC по заказу специально для Steepler, чтобы конкурировать с поставщиками китайских клонов, которые были низкого качества и продавались дешевле. Дизайн консоли был скопирован с оригинального Famicom , а дизайном коробки занимался Рустем Адагамов . Оптовая цена Dendy Junior составляла 29 долларов, а после выпуска Classic продажи выросли. [2]
Следующей моделью стала Dendy Junior II, имевшая округлый корпус, похожий на Dendy Junior, но геймпады были несъемными, а у второй из них отсутствовали кнопки «Старт» и «Выбор». К нему прилагалась Dendy Junior IIP, которая имела легкий пистолет , внешне похожий на NES Zapper , и картридж с несколькими играми. [2]
После Junior II был выпущен Dendy Junior IVP, в котором не было названия Junior III, поскольку неизвестные конкуренты выпустили модифицированную модель Junior II под этим названием. Стиплер решил не конкурировать с ними и сразу же выпустил Junior IVP в черном цвете, из более дешевого пластика и с легким пистолетом, похожим на Beretta M9 . [2]
Последней моделью серии стала Dendy Classic II, основанная на Micro Genius IQ-502, с новым закругленным дизайном и новыми геймпадами. Консоль была дороже обычных младших версий и пользовалась низким спросом. Также планировалось выпустить Dendy Pro на базе Micro Genius IQ-1000 с одним проводным и одним беспроводным геймпадом. Савюк охарактеризовал ее газете «Коммерсантъ» как консоль, которая «конкурирует с лучшими японскими 8-битными консолями». [21] но в конце концов он сказал, что он поступил в продажу только ограниченной партией в 1000-1200 единиц, которая продавалась плохо. [2]
Игровые картриджи
[ редактировать ]
Будучи Famiclone , Dendy запускает игры для Famicom. Для Денди было выпущено большое количество поддельных копий игр для NES, самодельных взломанных версий игр и так называемых «мультиигровых» картриджей, таких как «99 в 1». Однако зачастую большая часть игр в мультиигровых картриджах не работает, а остальные по сути представляли собой копии с небольшими вариациями. [3] Первые версии картриджей Dendy продавались в футлярах с надписью «TV.GAME CARTRIDGE» и с пылезащитной крышкой. [22] Наибольшей популярностью пользуется «Патрон с чайками», с «9999 Games to 1», меню с летящими над морем чайками и 8-битной аранжировкой « Unchained Melody » группы The Righteous Brothers . [2]
Библиотека игр Dendy представляет собой смесь легальных игр из американских, японских и европейских регионов, а также неофициальных игр китайских разработчиков. [2] Картриджи Денди не имеют памяти для сохранения , поэтому игры, в которых она использовалась, такие как Final Fantasy , The Legend of Zelda и Metroid , так и не дошли до российского рынка. [2] [23] Картриджи Dendy от Steepler создали коллекционный рынок: цены на игровые картриджи по состоянию на 2021 год достигнут десятков тысяч рублей . [2]
Многие поддельные игры Dendy часто создавались путем объединения элементов из других игр и назывались в честь известной игровой серии, хотя на самом деле не имели к ней никакого отношения. К таким играм относились Street Fighter V (созданный задолго до настоящего Street Fighter V ), Contra 6 и Robocop IV . [24] Многие китайские разработчики копировали для Dendy и других Famiclone игры с других консолей, таких как Street Fighter II , Mortal Kombat и различные варианты игр Disney Interactive . [2] [23] Одна из самых известных поддельных игр Dendy — Somari , основанная на Sonic the Hedgehog для Sega Mega Drive и разработанная на Тайване. Однако игра замедлена по сравнению с оригиналом, с вкраплениями элементов из Sonic the Hedgehog 2 , а главным героем вместо Соника является Марио в ботинках Тейлза . [3]
При копировании официальных игр фальшивомонетчики часто меняли их код и удаляли логотипы игровых компаний, что часто срабатывает защита от копирования , что делает игру совершенно неиграбельной или значительно усложняющей. Самыми известными примерами являются Баки О'Хара из -за чрезвычайно высокой сложности и Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project , где финальный босс Шреддер стал бессмертным и его невозможно победить. [2] [25]
-
Денди картриджи
-
Картридж с фирменной наклейкой Dendy.
-
Картридж с играми 120 в 1 (доступные игры повторяются под разными названиями)
-
Картриджные платы без корпусов, верхняя — более ранняя версия со встроенными микросхемами памяти.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пичугин, Игорь (18 December 1992). "Steepler начал продавать Dendy — Московская фирма начинает большую видеоигру" (in Russian). Коммерсантъ . Archived from the original on 4 January 2012 . Retrieved 20 June 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Kostin, Semyon (14 December 2021). "Легенда о слоне: как IT-компания Steepler создала Dendy и основала российский консольный рынок" [The Legend of the Elephant: How the Steepler IT Company Created Dendy and Founded the Russian Console Market]. DTF (in Russian). Archived from the original on 14 December 2021 . Retrieved 15 December 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д Хилл, Марк (22 ноября 2013 г.). «Тайная история поддельных консолей» . Эскапист . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хохлов, Олег (9 August 2016). "Приставка Dendy: Как Виктор Савюк придумал первый в России поп-гаджет" . Секрет фирмы (in Russian). Archived from the original on 12 June 2018 . Retrieved 10 June 2018 .
- ^ Pichugin, Igor (18 December 1992). "Steepler начал продавать Dendy — Московская фирма начинает большую видеоигру" [Steepler started selling Dendy - Moscow firm starts big video game] (in Russian). Коммерсантъ . Archived from the original on 4 January 2012 . Retrieved 20 June 2012 .
- ^ Jump up to: а б Сударушкин, Дмитрий (February 2013). "Как продавали слона. История становления российского консольного рынка" [How an elephant was sold. History of the formation of the Russian console market]. Хакер (in Russian). No. 169.
- ^ "Мелкооптовая торговля" . Коммерсантъ . 21 December 1992. Archived from the original on 15 October 2012 . Retrieved 20 June 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Людмирский, Дмитрий; Пичугин, Игорь (14 April 1993). "Обзор российского рынка видеоигр — Бурный рост приводит к аномалиям" (in Russian). Коммерсантъ . Archived from the original on 6 January 2012 . Retrieved 20 June 2012 .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Полугодовые итоги по бизнесу Dendy — К "русскому Nintendo" добавилась японская Sega" . Коммерсантъ . 19 July 1994. Archived from the original on 7 August 2011 . Retrieved 20 June 2012 .
- ^ Верещагин, Андрей (30 October 2017). " "Я боялся, что название будут читать как Дендю" — интервью с создателем бренда Dendy" . DTF (in Russian) . Retrieved 22 December 2021 .
- ^ "Реорганизация Steepler" . Коммерсантъ . 1 February 1994. Archived from the original on 8 April 2015 . Retrieved 21 September 2011 .
- ^ Mandrova, Natalia (26 November 1994). "Реклама: казнить нельзя помиловать" [Advertising: Execution cannot be pardoned]. Коммерсантъ . Archived from the original on 2 January 2012 . Retrieved 15 June 2012 .
- ^ Pichugin, Igor (1 November 1994). "Соглашение Steepler и Nintendo" [Steepler and Nintendo Agreement]. Коммерсантъ (in Russian) . Retrieved 12 February 2022 .
- ^ Сергеев-Ценский, Антон (April 1996). "Шаги Командора" . Магазин Игрушек (журнал) (in Russian). No. 4 ( Магазин Игрушек ed.). Компьютерра . pp. 89–90. ISSN 1819-2734 .
- ^ "ВИДЕОПРИСТАВКИ. Новинки в компьютерных играх" . Аргументы и факты (in Russian). 19 April 1995. Archived from the original on 31 October 2021 . Retrieved 18 December 2021 .
- ^ " "Денди" сделала ставку на регионы" . Коммерсантъ (in Russian). 2 November 1995. Archived from the original on 13 February 2013 . Retrieved 20 June 2012 .
- ^ Вадим Резвый (3 April 2004). "Кто подставил слоника Dendy?" . Forbes . Archived from the original on 30 April 2012 . Retrieved 20 February 2012 .
- ^ Кальвин, Алекс (17 декабря 2017 г.). «Как контрафактная консоль NES открыла российский игровой рынок» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 26 ноября 2021 года . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Аликин, Алексей; Ермаков, Дмитрий (7 January 2021). " "Денди" навсегда: почему россияне до сих пор играют в приставку" . РИА Новости (in Russian) . Retrieved 12 January 2022 .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тухи, Натан (2010). "Ретро-китч в московской машине времени". Московские новости .
- ^ Пичугин, Игорь (14 April 1993). "Российский рынок видеоигр расширяется – Steepler выпустит еще три игровые приставки" (in Russian). Коммерсантъ . Archived from the original on 19 March 2017 . Retrieved 17 December 2021 .
- ^ Костин, Семён (16 March 2017). "Эпоха Dendy: как появились консоли в России" . DTF (in Russian) . Retrieved 17 December 2021 .
- ^ Jump up to: а б Никифоров, Кирилл (5 October 2020). "Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy" . Игромания (in Russian) . Retrieved 12 January 2022 .
- ^ Планкетт, Люк (13 декабря 2011 г.). «Street Fighter V? Contra 6? Такие игры существуют (в России)» . Котаку . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Маккиг, Мэтт (31 декабря 2014 г.). «Как игровые компании борются с пиратством, пытая дешевых игроков» . Гафф . Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года . Проверено 14 ноября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Горж, Флоран (2020). История Nintendo. Книга 3. Famicom . ISBN 978-5604370148 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Dendy (консоль), на Викискладе?