Gran Turismo (видеоигра 1997 года)
Гранд Туризм | |
---|---|
![]() Японская обложка с изображением Nissan Skyline GT-R (слева) и Toyota Supra (справа). | |
Разработчик(и) | Японская студия ( Polys Entertainment ) [ а ] |
Издатель(и) | Sony Компьютерные развлечения |
Директор(ы) | Казунори Ямаути |
Продюсер(ы) | Казунори Ямаути Сюхей Ёсида |
Дизайнер(ы) | Казунори Ямаути Такеши Ёкоучи Хиротака Комияма |
Программа(ы) | Сейичи Икиу |
Художник(а) | Масааки Гото |
Композитор(ы) | Масахиро Андо (Япония) Исаму Охира (Япония) Джейсон Пейдж (ЕС/США) |
Ряд | Гранд Туризм |
Платформа(ы) | PlayStation |
Выпускать | |
Жанр (ы) | Сим гонки [ 4 ] [ 5 ] |
Режим(ы) | Одиночная игра , многопользовательская игра |
Гранд Туризм [ б ] [ с ] — -симулятор гонок видеоигра 1997 года, разработанная японской студией Polys Entertainment (позже названная Polyphony Digital для релизов и сиквелов в Северной Америке) и изданная Sony Computer Entertainment для PlayStation . Режиссер Кадзунори Ямаути , продюсер Сюхей Ёсида . Это первая игра в Gran Turismo серии .
После пяти лет разработки Gran Turismo была хорошо принята как коммерчески, так и критиками: всего было продано 10,85 миллионов копий по всему миру. [ 1 ] [ 6 ] (что делает ее самой продаваемой игрой для PlayStation ) и набирает в среднем 95% в совокупном рейтинге GameRankings , что делает ее гоночной видеоигрой с самым высоким рейтингом на момент закрытия сайта в 2019 году. [ 7 ] Многие издания назвали ее одной из величайших видеоигр всех времен . Игра положила начало серии и породила более 10 спин-оффов и сиквелов.
Геймплей
[ редактировать ]
Gran Turismo — гоночная игра . Игрок должен маневрировать автомобилем, чтобы соревноваться с водителями с искусственным интеллектом на различных гоночных трассах . В игре используются два разных режима: аркадный режим и режим моделирования (режим Gran Turismo в версиях PAL и японской версии). В аркадном режиме игрок может свободно выбирать трассы и транспортные средства, которые он хочет использовать. Победа в гонках открывает дополнительные автомобили и трассы.
Однако режим симуляции требует от игрока получения водительских прав разного уровня , чтобы участвовать в мероприятиях. [ 8 ] и зарабатывайте кредиты (деньги), трофеи и призовые автомобили, выигрывая гоночные чемпионаты . Победа в одном конкретном чемпионате также открывает видео и несколько дополнительных демонстрационных треков. Кредиты можно использовать для покупки дополнительных транспортных средств, а также для запчастей и тюнинга.
В Gran Turismo представлены 140 автомобилей и 11 гоночных трасс (а также их перевернутые версии). Два автомобиля Honda NSX 1992 года выпуска были включены в японскую версию, но были удалены из североамериканской и европейской версий. Также есть 1967 года Chevrolet Corvette и 1998 года, Mazda Roadster эксклюзивные для аркадного режима.
Разработка
[ редактировать ]На создание игры ушло пять лет [ 9 ] с бюджетом развития в 5 миллионов долларов. [ 10 ] Персонал разработчиков в основном состоял из той же команды, которая стояла за предыдущими гонками для PlayStation Motor Toon Grand Prix и Motor Toon Grand Prix 2 , а Gran Turismo использует части Motor Toon игрового движка , такие как физическая модель. [ 11 ] Кадзунори Ямаути рассказал, что разработка Gran Turismo началась во второй половине 1992 года. Ямаути добавил, что в разное время ему помогали всего от семи до пятнадцати человек. [ 12 ] Поскольку Motor Toon Grand Prix 2 все еще находилась в разработке на момент начала работы над Gran Turismo , несколько человек присоединились к команде разработчиков только после того, как завершение Motor Toon Grand Prix 2 освободило их для работы над Gran Turismo . [ 11 ] Сюхэй Ёсида , на тот момент возглавлявший Japan Studio. Продюсером игры был [ 13 ]
Когда его спросили, насколько сложно было создавать Gran Turismo , Ямаути заметил: «На это ушло пять лет. За эти пять лет мы не могли видеть конца. Я просыпался на работе, ложился спать на работе. поэтому я знал, что сейчас зима. По моим оценкам, я был дома только четыре дня в году». [ 9 ] Хотя команда частично использовала стандартные библиотеки PlayStation, чтобы заставить игру работать с оптимальной скоростью, им пришлось использовать ассемблерный код , и даже тогда они обнаружили, что ограничения ЦП PlayStation не позволяют им достичь первоначальной цели — иметь 12 машин в каждой гонке. [ 11 ] Звуковое оформление было одним из аспектов, который, по мнению Ямаути, был ухудшен из-за нехватки времени. Хотя Казунори считал, что искусственный интеллект игры превосходит конкурентов, он остался недоволен ее развитием. [ 14 ]
Gran Turismo была первой игрой, полностью поддерживающей контроллер DualShock для PlayStation . [ 15 ]
Когда Gran Turismo была выпущена в Японии, Polys Entertainment все еще была группой разработчиков в японской студии Sony Computer Entertainment. Студия была преобразована в Polyphony Digital в апреле 1998 года, перед выпуском игры на западе. [ 16 ] Ямаути подсчитал, что Gran Turismo использует около 75% максимальной производительности PlayStation. [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]Коммерческий
[ редактировать ]Gran Turismo стала коммерческим хитом. [ 1 ] [ 2 ] В мае 1998 года Sony наградила Gran Turismo «Двойным платиновым призом» за продажи более 2 миллионов единиц только в Японии. [ 18 ] За первый месяц на японском рынке было продано более 1 миллиона копий, что сделало ее самой продаваемой видеоигрой сезона праздничных покупок 1997 года в Японии. [ 8 ] По данным Weekly Famitsu , за первую половину 1998 года было продано дополнительно 1,34 миллиона копий, что сделало ее второй самой продаваемой игрой в Японии за этот период. [ 19 ] Он также пользовался спросом в Австралии: за первые два месяца было продано более 100 000 единиц, а к октябрю 1998 года продажи превысили 130 000. [ 20 ] В Соединенных Штатах это была самая продаваемая игра для PlayStation 1998 года с продажами 1 431 483 и доходом в 58 568 520 долларов (что эквивалентно 109 484 150 долларам в 2023 году). [ 21 ] [ 22 ] Это снова стала самой продаваемой игрой для PlayStation 1999 года в США: в том же году было продано 1,3 миллиона единиц и собрано около 35 миллионов долларов (что эквивалентно 64 миллионам долларов в 2023 году). [ 23 ] [ 24 ] в сумме около 62 000 000 долларов США к 1999 году объем продаж в США составит 2 731 483, а выручка составит (что эквивалентно 116 000 000 долларов США в 2023 году).
В августе 1998 года он получил «золотую» награду от Ассоциации развлекательного программного обеспечения Германии (VUD). [ 25 ] при продаже не менее 100 000 единиц в Германии, Австрии и Швейцарии. [ 26 ] в регионе С января по сентябрь 1998 года на немецком рынке было продано 270 000 единиц, что сделало ее самой продаваемой консольной игрой того периода на всех системах. [ 27 ] VUD повысил его до «Платинового» статуса, что означает 200 000 продаж к ноябрю. [ 28 ] На фестивале Milia 1999 года в Каннах она получила «Платиновый» приз за доход выше 66 миллионов евро или 78 000 000 долларов США (что эквивалентно 150 000 000 долларов США в 2023 году) в Европейском Союзе в 1998 году. Это сделало ее второй по прибылям игрой в Европе из год, позади Tomb Raider III . [ 29 ] Это снова была вторая по прибылям игра в Европе в 1999 году: в этом году было собрано 94,444 миллиона евро или 100 658 000 долларов (что эквивалентно 184 000 000 долларов в 2023 году). [ 30 ] в сумме составит более 160,444 миллиона евро или 175 658 000 долларов США (что эквивалентно 328 000 000 долларов США в 2023 году) в Европе к 1999 году и более 238 000 000 долларов США (что эквивалентно 445 000 000 долларов США в 2023 году) в Европе и США к 1999 году.
К марту 1999 года Gran Turismo . по всему миру было продано более шести миллионов экземпляров [ 31 ] из которых два миллиона были получены из Соединенных Штатов. [ 32 ] К февралю 2000 года по всему миру было продано 7 миллионов единиц, за что он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый симулятор вождения. [ 33 ] К декабрю 2000 года было продано более 10 миллионов копий по всему миру, включая 3,7 миллиона копий в США. [ 34 ] По состоянию на апрель 2008 года было продано 2,55 миллиона копий игры в Японии, 10 000 в Юго-Восточной Азии, 4,3 миллиона в Европе и 3,99 миллиона в Северной Америке, всего 10,85 миллиона копий. Она остается самой продаваемой видеоигрой для PlayStation и пятой по популярности игрой во франшизе Gran Turismo после Gran Turismo 4 , Gran Turismo 5 , Gran Turismo Sport и Gran Turismo 3: A-Spec соответственно. [ 1 ] [ 2 ] [ 35 ]
В Австралии за первые два месяца было продано более 110 000 копий игры. [ 36 ]
Критический
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 96/100 [ 37 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
ВсеИгры | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Компьютерные и видеоигры | 9/10 [ 39 ] |
Край | 10/10 [ 40 ] |
Ежемесячник электронных игр | 9.25/10 [ 41 ] |
ИграРеволюция | А [ 42 ] |
GameSpot | 8.6/10 [ 43 ] |
Гипер | 92% [ 44 ] |
ИГН | 9.5/10 [ 45 ] |
Следующее поколение | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Официальный журнал PlayStation – Великобритания | 10/10 [ 47 ] |
Официальный журнал PlayStation в США | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Развлечения Еженедельник | А- [ 49 ] |
Публикация | Премия |
---|---|
Награды в центре внимания (1999) | Лучшее моделирование |
Официальный британский журнал PlayStation | Идеально 10 |
Академия интерактивных искусств и наук | Консольная гоночная игра года |
МобиИгры | Игра года |
Gran Turismo получила широкое признание благодаря своей графике. [ 41 ] [ 43 ] [ 46 ] [ 50 ] сложная и правдоподобная физика, [ 41 ] [ 43 ] [ 45 ] [ 46 ] жесткий контроль, [ 41 ] [ 43 ] [ 46 ] [ 50 ] и количество автомобилей; [ 41 ] [ 43 ] [ 50 ] GamePro отметила, что здесь «больше машин, чем на парковке торгового центра». [ 50 ] классифицировал его как «всеобщее признание» Агрегатор рецензий Metacritic . [ 37 ]
Ряд критиков особо похвалили режим повтора, высоко оценив использование просмотра с нескольких камер и сравнив качество с видео в реальном времени. [ 45 ] [ 46 ] [ 50 ] Возможность модернизировать и настраивать автомобили различными способами также получила широкую поддержку, при этом некоторые отметили, что это позволяет игроку построить машину, которая соответствует его собственному стилю игры и компенсирует его собственные слабости. [ 43 ] [ 46 ] [ 50 ] Дин Хагер из Electronic Gaming Monthly (EGM) и Винс Броуди из GameSpot особо отметили Gran Turismo . успешное сочетание аркадного стиля и гонок-симуляторов в соревнование, в то время как другие сходят с ума от реалистичной физики и мощных возможностей настройки игры в стиле симулятора. Действительно, редкая, почти несуществующая гонка, которая имеет законную привлекательность для обоих лагерей, игра, сочетающая в себе элементы действия и сим в такой тонкой манере, что в результате получается нечто совершенно новое». [ 41 ] [ 43 ]
Компания Next Generation заявила, что «в японской версии все в Gran Turismo является первоклассным, и она поднимает планку гоночных игр практически на всех возможных уровнях. Наша самая высокая рекомендация». [ 46 ] Рассматривая выпуск в США, Джон Риккарди и Крейг Куджава из EGM раскритиковали то, что для многих автомобилей сохранены японские названия и сходства вместо использования американских версий, но с таким же энтузиазмом отнеслись к игре в целом, комментируя: «Привыкайте на эту цитату, потому что вы будете часто ее слышать: Gran Turismo — лучшая гоночная игра всех времен». [ 41 ] Хагер и GamePro были менее уверены в этом утверждении, полагая, что Gran Turismo современная Need for Speed III была, по крайней мере, жизнеспособным конкурентом. [ 41 ] [ 50 ] IGN назвал ее лучшей гоночной игрой на сегодняшний день и особенно похвалил то, как физика игры заставляет автомобили реалистично реагировать на окружающую среду и вождение. [ 45 ]
Единственная существенная критика, высказанная в адрес Gran Turismo, заключалась в том, что процедура лицензирования чрезмерно затянута и сложна. [ 41 ] [ 50 ] Броди особенно раскритиковал то, что сдать экзамен на получение лицензии может быть сложнее, чем выиграть гонку, которую открывает эта лицензия. [ 50 ]
Gran Turismo получила награду « Гоночная игра года для консолей » на 2-й ежегодной премии Interactive Achievement Awards (теперь известной как DICE Awards ). [ 51 ] выиграл «Лучший симулятор» 1999 года на церемонии вручения наград Spotlight Awards , [ 52 ] выиграла «Лучшая гоночная игра» и «Лучшая графика» 1999 года по версии сотрудников PlayStation Official Magazine и была признана читателями журнала шестой лучшей игрой всех времен в том же выпуске. [ 53 ] На церемонии вручения наград Milia D'Or Awards 1999 года в Каннах игра Gran Turismo победила в категории «Гоночные игры». [ 54 ] В 2000 году читатели журнала «Компьютерные и видеоигры» назвали ее восьмой лучшей видеоигрой всех времен. [ 55 ] Game Informer поставил ее на 21-е место среди лучших видеоигр, когда-либо созданных в 2001 году. Сотрудники посчитали, что гоночный жанр не предлагался в таком «полном пакете», как Gran Turismo . [ 56 ] В 2017 году Top Gear признал Gran Turismo лучшей гоночной игрой всех времен. [ 57 ]
В 1999 году компания Next Generation поместила Gran Turismo на 15-е место в списке «50 лучших игр всех времен», отметив, что «в Gran Turismo представлены автомобили, управляемость которых лучше, чем в любой другой гоночной игре, когда-либо созданной». [ 58 ] В 2006 году Gran Turismo была включена в GameSpot . по версии список величайших игр всех времен [ 59 ] В 2015 году IGN назвал Gran Turismo второй по влиятельности гоночной игрой всех времен (после Pole Position ), назвав ее «дедушкой всех современных консольных гоночных симуляторов». [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и « Список названий программного обеспечения серии Gran Turismo» . Полифония цифровая . Июнь 2008. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 3 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Поставки серии Gran Turismo превысили 50 миллионов единиц по всему миру» (пресс-релиз). Сони Интерактив Энтертейнмент. 9 мая 2008 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 мая 2008 г.
- ^ «Sony выпускает величайшую в мире гоночную игру» . PSX Нация . 12 мая 1998 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2001 года . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «10 самых влиятельных гоночных игр всех времен» . ИГН . 3 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ↑ Величайшие игры всех времен: Gran Turismo. Архивировано 5 сентября 2017 г. на Wayback Machine , GameSpot.
- ^ «Список названий программного обеспечения серии Gran Turismo» . Polyphony.co.jp. 2013. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ «Обзоры и новостные статьи» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Gran Turismo: лучшая гоночная игра». Ежемесячник электронных игр . № 105. Зифф Дэвис . Апрель 1998 г. с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Вон, Марк (3 июня 2009 г.). «Шесть вопросов создателю Gran Turismo» . Журнал «АвтоНеделя». Архивировано из оригинала 12 июля 2009 года . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ «Звучит знакомо?» . «Дейли телеграф» . 7 августа 1999 г. с. 77. Архивировано из оригинала 10 октября 2023 года . Проверено 10 октября 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «NG Alphas: Gran Turismo». Следующее поколение . Нет. 36. Imagine Media . Декабрь 1997. стр. 110–111.
- ^ Такахаси, декан (14 января 2010 г.). «Создатель Gran Turismo делает пятый шаг к созданию идеальной гоночной игры» . ИгрыBeat . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Эшкрафт, Брайан (4 ноября 2013 г.). «Как студия Sony в родном городе восстала из пепла во время выхода PS4» . Котаку .
- ^ «Предварительный экран: Gran Turismo 2». Край (68). Будущие публикации: 48–49. Февраль 1999 года.
- ^ «GT Gran Turismo: новый симулятор вождения от Sony» . Ежемесячник электронных игр . № 102. Зифф Дэвис . Январь 1998 г. с. 92.
- ^ «Корпоративный профиль» . Polyphony.co.jp . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 15 января 2012 г.
- ^ «Предварительный экран: Gran Turismo 2». Край (68). Будущее издание: 46. Февраль 1999 г.
- ^ Джонстон, Крис (18 мая 1998 г.). «Sony Awards Лучшие игры для PlayStation» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 8 марта 2000 года.
- ^ Обучи, Ютака (20 августа 1998 г.). «Десять лучших японских игр за первое полугодие 98 года» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 2 марта 2000 года.
- ^ «10 миллионов PlayStation PAL». Официальный журнал PlayStation (Австралия) (15): 14 октября 1998 г.
- ^ «Рекорды: лучшие титулы в игровой индустрии» . Кормовой журнал . 22 апреля 1999 г. Архивировано из оригинала 8 мая 1999 г.
- ^ Прогноз отрасли связи Veronis, Suhler & Associates . Веронис, Сулер и партнеры . 1999. с. 247. Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 24 октября 2021 г.
В то время как игры для Nintendo 64 доминировали в списке 10 лучших бестселлеров в 1997 году, программное обеспечение PlayStation восстановилось в 1998 году, заняв шесть позиций из 10 лучших. Тем не менее, лидер продаж — Legend of Zelda: Ocarina of Time — является продолжением популярной фэнтезийной серии производства Nintendo. Вторая по популярности игра, Gran Turismo , — это автомобильная гоночная игра, созданная Sony для платформы PlayStation.
- ^ «Nintendo доминирует в продажах видеоигр: небольшое количество игр для N64 последовало темпу, заданному играми для Game Boy» . ИГН . 13 января 2000 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2002 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Продажи игровой индустрии в 1999 году превысили 7,4 миллиарда долларов» . Spectrum: интерактивные медиа и новости онлайн-разработчиков . Данные ПК . 7 февраля 2000 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2000 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Смотрите TCM Hannover – блестящее событие на CebitHome» (пресс-релиз) (на немецком языке). Ассоциация развлекательного программного обеспечения Германии. 26 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2000 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Хорн, Андре (14 января 2004 г.). «ВУД-Золото-Премия 2003» . GamePro Germany (на немецком языке). Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года.
- ^ Мюллер, Ева; Канибол, Ханс-Петер (23 ноября 1998 г.). «Спасмашина» . Фокус (на немецком языке). Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года.
- ^ «Новости из офиса ассоциации» (Пресс-релиз) (на немецком языке). Падерборн : Ассоциация развлекательного программного обеспечения Германии. 27 ноября 1998 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2000 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Персонал (12 февраля 1999 г.). «Новости Милиа; Назовите победителей премии ECCSELL» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 30 августа 1999 года . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Le Milia 2000 Annonce Les Gagnants Des Prix ECCSELL, Organisés Par Le Sell en Partenariat Avec Gfk Et Chart-Track» [Milia 2000 объявляет победителей премии ECCSELL Awards, организованной Le Sell в партнерстве с Gfk и Chart-Track]. FHCOM (на французском языке). Рид Мидам . 15 февраля 2000 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Результаты финансового года, закончившегося 31 марта 1999 г.» (PDF) . Сони . 28 апреля 1999 г. с. 4. Архивировано (PDF) оригинала 24 октября 2021 г. Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Персонал (12 июля 1999 г.). « Turismo Races превысила два миллиона» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 29 февраля 2000 года.
- ^ «Компьютерные игры: самый продаваемый симулятор вождения» . Книга рекордов Гиннесса 2001 года . Гиннесс. 2000. с. 120. ИСБН 978-0-85112-102-4 .
- ^ «Gran Turismo™ 3 A-spec обеспечивает самые высокотехнологичные гоночные возможности исключительно на PlayStation®2» . Sony.com . Sony Computer Entertainment Америка . 22 декабря 2000 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «Информация о продукте | Polyphony Digital» 27 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. Проверено 22 января 2020 г. .
- ^ Хоули, Джонатан (13 сентября 1998 г.). «Видео убило автогонщика» . Возраст . п. 116. Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Получено 2 апреля 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Обзоры Gran Turismo для PlayStation» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 3 сентября 2020 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Бросдер, Крис. «Гран Туризмо — Обзор» . Вся игра . Архивировано из оригинала 14 ноября 2014 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Алекс С (1998). «Обзор PlayStation: Gran Turismo» . Компьютерные и видеоигры . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Edge Staff (февраль 1998 г.). «Обзор Gran Turismo» . Край . № 55. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дэвисон, Джон; Риккарди, Джон; Хагер, Дин; Куджава, Крейг (июль 1998 г.). «Команда обзора: Gran Turismo». Ежемесячник электронных игр . Нет. 108. Зифф Дэвис . п. 138.
- ^ Болдрик (май 1998 г.). «Обзор Gran Turismo (PS)» . Игра Революция . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 года . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Броуди, Винсент (15 января 1998 г.). «Обзор Гран Туризмо» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «RIP PlayStation: Лучшее за 1995–2001 годы» . Гипер . № 90 (апрель 2001 г.). 28 февраля 2001 г. стр. 44–51.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бур, Джей (23 августа 1998 г.). «Гран Туризмо» . ИГН . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Тур де Форс». Следующее поколение . № 40. Imagine Media . Апрель 1998 г. с. 97.
- ^ «Игровой тест: Gran Turismo» . Официальный британский журнал PlayStation Magazine (Platinum Special): 24–31. 1999.
- ^ «Гран Туризмо». Официальный журнал PlayStation в США . Том. 1, нет. 9. Июнь 1998 г., стр. 78–80.
- ^ Уок, Гэри Энг (19 июня 1998 г.). «Гран Туризмо» . Развлекательный еженедельник . № 437. Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Эйр Хендрикс (июль 1998 г.). «PlayStation ProReview: Gran Turismo». ГеймПро . № 118. ИДГ . п. 64.
- ^ «Вторая награда за интерактивные достижения — консоль» . Интерактив.орг . Академия интерактивных искусств и наук. Архивировано из оригинала 11 октября 1999 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Выбор разработчиков игр» . Gamechoiceawards.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ↑ Официальный выпуск журнала PlayStation Magazine в Великобритании, выпуск 50, стр. 38, Future Publishing , октябрь 1999 г.
- ^ Роджер, Дженнифер (15 февраля 1999 г.). «Сеть: неудачный год для «офлайна» » . Независимый . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Компьютерные и видеоигры, выпуск 218.
- ^ Корк, Джефф (16 ноября 2009 г.). «100 лучших игр всех времен по версии Game Informer (около 100 выпуска)» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
- ^ «50 лучших гоночных игр за всю историю: 10-1» . Топ Гир . 23 декабря 2016. Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 года . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «50 лучших игр всех времен». Следующее поколение . № 50. Imagine Media . Февраль 1999 г. с. 79.
- ^ «Величайшие игры всех времен: Gran Turismo » . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- видеоигры 1997 года
- Игры Gran Turismo (серия)
- Игры только для PlayStation (консоли)
- Многопользовательские игры с разделенным экраном
- Гоночные симуляторы
- Гоночные видеоигры
- Игры для PlayStation (консоли)
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры, написанные Масахиро Андо
- Игры японской студии
- Многопользовательские и однопользовательские видеоигры