Сирийский Александр Легенда
Сирийская легенда об Александре (известная на сирийском языке как Neṣḥānā d-Aleksandrōs ; на сирийском языке : ����������������, « Победа Александра», названная в издании Баджа как «Христианская легенда об Александре» или «Христианская сирийская легенда об Александре» (CSAL)) , [1] — это сирийское легендарное повествование о подвигах Александра Великого, составленное в шестом или седьмом веке. Впервые в этом тексте мотивы Врат Александра , апокалиптического вторжения, варварских племен Гога и Магога сливаются в единое повествование. Легенда впоследствии повлияла на сирийскую литературу об Александре, как, например, в « Песне об Александре» . Это также окажет сильное влияние на последующую апокалиптическую литературу , такую как Апокалипсис Псевдо-Мефодия, написанный в конце седьмого века. В коранических исследованиях образ Александра в легенде также рассматривается как тесно связанный с кораническим персонажем по имени Зу аль-Карнайн (или «Двурогий»). [2] [3]
Некоторые считают «Сказание» независимым от « Александровского романа» , [4] тогда как другие считают, что это существенно измененная его форма. [5] «Легенда» появляется как приложение к рукописям сирийского « Романа об Александре» , но это работа более поздних редакторов и не отражает первоначальных отношений между ними. [4] Текст сохранился в пяти поздних рукописях, самая старая из которых составлена в 1708–1709 гг. [6]
Встречаться
[ редактировать ]Начиная с Теодора Нёльдеке , происхождение сирийской легенды об Александре происходит в северной Месопотамии примерно в 629–630 годах нашей эры, вскоре после того, как Ираклий победил сасанидов . [7] Однако содержание легенды могло распространяться десятилетиями до того, как она вошла в письменную форму. [8]
В последние годы возникли разногласия относительно даты написания этого текста, причем мнения отодвигают эту дату еще дальше во времени. В тексте говорится о нескольких внешних событиях и утверждается, что они прошли определенное количество лет, и поэтому большая часть датировки текста связана с сопоставлением внутренней хронологии текста с политическим пейзажем, происходящим вокруг него. Повторный анализ внутренней хронологии, проведенный Зишаном Гаффаром, привел его к мысли, что «Легенда» была составлена во время (а не после завершения) византийско-сасанидских войн, примерно вокруг событий, произошедших в 614 году нашей эры. [9]
Другая недавняя точка зрения заключалась в том, чтобы признать, что окончательная форма текста была создана в 630 году, согласно пророчеству vaticinium ex eventu, которое относится к этому моменту времени, но рассматривать это как краткую интерполяцию более раннего текста. Одна из основных причин этой точки зрения заключается в том, что vaticinium ex eventu в тексте встречается еще одно пророчество , но долгое время упускалось из виду, которое описывает событие, произошедшее в 514/5. По этой причине Стивен Шумейкер утверждал, что текст был первоначально составлен вскоре после этого события и был обновлен во время византийско-сасанидских войн, чтобы использовать его апокалиптические темы для современной политической ситуации. [10] Томмасо Тесей последовал этой логике; однако, хотя он принимает и подробно утверждает, что пророчество 630 года является интерполяцией, в своей важной новой монографии он относит возникновение Легенды к периоду правления византийского императора Юстиниана I в середине VI века по ряду дополнительных причин. по тексту в целом. [11] Недавно Мюриэль Деби также поддержала датировку VI века. [12] [13]
Сюжет
[ редактировать ]Сюжет «Легенды» можно разделить на три основных раздела: [14]
- Первый раздел. Александр созывает свой совет, чтобы заявить о своем желании исследовать самую отдаленную часть мира. Его предупреждают о проблемах, с которыми он столкнется, но он все равно решает пройти через это. Он обещает Богу, что подчинит себе мир, и собирает армию в Египет, куда набирает кузнецов и мастеров по металлу. Затем он отправляется в Зловонное море, но находит невозможным пересечь его. Он находит «небесное окно», которое позволяет ему путешествовать из места, где садится солнце, в место, где оно восходит.
- Второй раздел. Александр путешествует от места заката к восходу солнца, и раздел начинается, когда он оказывается в районе восхода солнца, на Дальнем Востоке. Оттуда он путешествует на запад, в Месопотамию и на Кавказ . Он разбивает лагерь на горе, но его встречает местная делегация старейшин, чтобы сообщить, что регион, в котором он разбил лагерь, находится под властью Тубарлака, персидского императора . В диалоге со старейшинами он спрашивает их о том, что находится за горой. Они описывают ему варварское племя, известное как гунны , двумя королями которых Гог и Магог значатся . Решив изолировать эти племена, он прибегает к помощи кузнецов и мастеров по металлу, которых нанял еще в Египте, чтобы построить стену между двумя горами из железа и бронзы. После завершения строительства Александр передает пророчество о двух будущих датах, установленных в 826 г. н. э. (514–515 гг. н. э.) и 940 г. н. э. (628–629 гг. н. э.), во время которых гунны прорвутся через ворота и начнут апокалипсис (конец мира). Возникнет мировой конфликт, из которого римляне выйдут победителями и завоюют весь мир.
- Третий раздел. Местные жители сообщают Тубарлаку, где Александр разбил лагерь. Тубарлак собирает армию и наступает на Александра; однако благодаря божественному вмешательству Александр узнает о приближении Тубарлака. Александр молится Богу о победе, несмотря на его огромное численное преимущество, поскольку его солдаты составляют одну десятую часть Тубарлака. Его молитва услышана, и во время битвы Бог принимает активное участие в победе над персами. Астрологи Тубарлака предсказывают, что в конце света Персия будет уничтожена и римляне победят. После победы Александр отправляется в Иерусалим , где молится перед Богом. Наконец он возвращается в Александрию .
Мотивы и влияние
[ редактировать ]Ворота Александра
[ редактировать ]Позднеантичная христианская сирийская легенда об Александре превратила Врата Александра в апокалиптический барьер, построенный Александром на Кавказе, чтобы не пускать народы Гога и Магога . [15] Такое развитие событий было вдохновлено некоторыми элементами исторического контекста того времени, включая страх перед северными ордами, разнообразие персидских укреплений, призванных блокировать движение степных кочевников, а также эсхатологическое мышление и взгляды того времени. [16] В начале сирийской легенды об Александре (также известной как Нешана ) рассказывается о том, как Александр построил железную стену, чтобы предотвратить вторжение гуннов , которое привело бы к грабежу народов и стран. Александр повелел построить ворота из железа и бронзы, для чего он нанял три тысячи кузнецов для работы с последними и еще три тысячи человек для работы с первыми. Однако считалось, что варварские племена прорвутся во время апокалипсиса. [17] Размеры и особенности ворот подробно описаны, и, как говорят, Александр поместил на них надпись, которая гласит: «Гунны выйдут и покорят страны римлян и персов; они будут стрелять стрелами из армагестов и вернутся». и войти в их страну. Более того, я писал, что (в) через восемьсот двадцать шесть лет гунны выступят узкой дорогой...» (надпись продолжается еще на несколько страниц). Это пророчество о том, что гунны прорываются через ворота, связано с вторжением народа сабиров в 515 году нашей эры, поскольку в сирийских текстах будет использоваться календарная система Селевкидов, которая началась 1 октября 312 года до нашей эры; вычитая 311 или 312, получаем дату 514/5, представляющую собой vaticinium ex eventu . Второе пророчество о вторжении появляется в 940 г. SE, указывает на 628/9 г. н. э. и соответствует вторжению в Армению тюркских хазар (не путать со ссылкой на тюрков, которая может не встречаться в литературе этого типа до тех пор, пока девятый век), [16] хотя, возможно, это была интерполяция, внесенная в текст во время правления Ираклия, чтобы обновить повествование с учетом современной политической ситуации. [18]
Описание Врат Александра в сирийской легенде об Александре повлияло на большую часть последующей сирийской литературы, описывающей эти события. [19]
Рога Александра
[ редактировать ]Рога Александра в «Сказании» описаны дважды. Первый – во время молитвы Александра. [20] :
Царь Александр поклонился и, поклоняясь, сказал: «О Боже, повелитель царей и судей, ты, который возвышает царей и свергает их власть, я осознаю умом своим, что ты сделал меня великим среди всех царей и что ты заставил расти рога на голову мою, чтобы я прободал ими царства мира. Дай мне силу с небес святости Твоей, чтобы я мог получить силу большую, чем царства мира, и я уничижу их и прославлю имя Твое во веки, Господи!
Второе упоминание происходит ближе к концу текста, когда Бог разговаривает с Александром и говорит ему, что дал ему два рога, чтобы использовать их в качестве оружия против других мирских царств. [21] :
Я возвысил тебя среди всех царей и вырастил на твоей голове железные роги, чтобы ты мог бодать ими царства мира.
Двурогий образ сирийской легенды об Александре объединяет элементы из Пешитты из 3 Царств 22:11/2 Паралипоменон 18:10, Михея 4:13 и двурогого овна в Даниила 8. В частности, используется термин в легенде о двух рогах qrntʾ , вероятно, вдохновлен появлением qrntʾ в Пешитте (стандартный сирийский перевод) Даниила 8:3. [21]
Гог и Магог
[ редактировать ]«Легенда» считается первым произведением, связывающим «Врата Александра» с идеей о том, что Гогу и Магогу суждено сыграть свою роль в апокалипсисе. [22] В «Легенде» Гог ( сирийский : ������, gwg) и Магог ( сирийский : гуннских ������������������, mgwg) появляются как короли народов . [а] [23] Легенда утверждает, что Александр вырезал на поверхности Ворот пророчества, отмечающие дату, когда гунны, состоящие из 24 народов, прорвутся через Ворота и подчинят себе большую часть мира. [б] [24] [25]
Материал о Гоге и Магоге, вошедший в утерянную арабскую версию, [26] а также эфиопские и более поздние восточные версии романа об Александре . [27] [с] Также было обнаружено, что это очень похоже на историю Зу аль-Карнайна в Коране (см.: Александр Великий в Коране ).
« Псевдо-Мефодиус» , первоначально написанный на сирийском языке, считается источником сказки о Гоге и Магоге, включенной в западные версии « Романа об Александре» . [28] [29] Псевдо -Мефодий (7 век). [30] ) является первым источником в христианской традиции нового элемента: две горы, сближающиеся, чтобы сузить коридор, который затем был запечатан вратами против Гога и Магога. Эта идея присутствует и в Коране (609–632 гг. н.э.). [31] [32] ), и нашел свое применение в западном Александровском романе . [33]
Вестерн Александровские романсы
[ редактировать ]Эта легенда о Гоге и Магоге не встречается в более ранних версиях Александровского романа о Псевдо-Каллисфене , самая старая рукопись которого датируется III веком. [д] но интерполяция в рецензии примерно VIII века. [и] [35] В последней и самой длинной греческой версии [ф] описаны нечистые народы, короли которых включают готов и маготов, и чей народ имеет привычку есть червей, собак, человеческие трупы и зародыши. [36] Они были союзниками бельсирианцев ( Бебрикес , [37] Вифинии . на территории современной Северной Турции ), и запечатан за «Грудью Севера», парой гор, находящейся в пятидесяти днях пути к северу [г] [36]
Гог и Магог появляются в несколько более поздних старофранцузских версиях романа. [час] [38] В стихе «Роман д'Александр , Ветвь III» Ламберта ле Торта (около 1170 г.) Гог и Магог («Gos et Margos», «Got et Margot») были вассалами Пора , короля Индии, обеспечивая вспомогательную силу. из 400 000 человек. [я] Разгромленные Александром, они бежали через ущелье в горах Туса (или Турса). [Дж] и были запечатаны возведенной там стеной до пришествия антихриста. [к] [39] [40] IV ветвь поэтического цикла повествует о том, что задача охраны Гога и Магога, а также господства Сирии и Персии была возложена на Антигона , одного из преемников Александра. [41]
Зу аль-Карнайн
[ редактировать ]В конце 19 века Теодор Нольдеке предположил, что традиции сирийской легенды об Александре сыграли роль в формировании традиций о загадочной фигуре по имени Зу аль-Карнайн («Двурогий») в Коране . Забытый, этот тезис будет возрожден в области коранических исследований Кевином ван Бладелем в статье 2008 года. [2] С тех пор диссертация получила дальнейшее развитие в публикациях Томмазо Тесеи. [3] [11] Некоторые из основных комбинаций мотивов, связанных между двумя текстами, включают апокалиптическое вторжение, Гога и Магога и Врата Александра . [42] По мнению Марианны Клар, этот тезис преувеличивает сходство и преуменьшает различия. Она утверждает, что прямая связь между двумя традициями предполагалась, но еще не установлена. [43] В свою очередь, Тесей утверждал, что повествовательные различия незначительны по сравнению со связностью между текстами и что прямая связь подкрепляется наличием многих элементов, уникальных для легенды в рассказе Зу аль-Карнайна. [44]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также называется «Христианская легенда об Александре» , изд. тр. Э.А. Уоллис Бадж. У него есть длинное полное название, которое в сокращении гласит: «Подвиг Александра… как… он сделал железные ворота и закрыл их [против] гуннов».
- ↑ Предполагается, что первое вторжение, которое, по предсказанию, произойдет через 826 лет после предсказания Александра, произойдет 1 октября 514 года; второе вторжение произошло в 629 году нашей эры ( Boyle 1979 , стр. 124).
- ^ Эфиопская версия происходит от утерянной арабской версии ( Boyle 1979 , стр. 133).
- ^ Самая старая рукопись - редакция α. Этот материал не встречается в древнейших греческих, латинских, армянских и сирийских версиях. [34]
- ^ Редакция е
- ^ Редакция c
- ↑ Молитва Александра заставила горы приблизиться, сделав проход уже, что облегчило ему строительство ворот. Это вышеупомянутый элемент, впервые увиденный у Псевдо-Мефодия.
- ^ Гог и Магог отсутствуют в Александреи (1080 г.) Вальтера Шатийонского .
- ^ Обратите внимание на изменение лояльности. По греческой версии, Гог и Магог служили бельсирианцам, с которыми Александр сразился с ними после завершения похода на Пора.
- ^ «Тус» в Иране, недалеко от южного берега Каспийского моря, известный как Сусия грекам , — город в маршруте исторического Александра. Мейер не делает этой идентификации и подозревает повреждение Монса Каспиуса и т. д.
- ^ Филиал III, отведения 124–128.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ " Поисковая запись . www.assyrianlanguages.org
- ^ Jump up to: а б Ван Бладель 2008 .
- ^ Jump up to: а б Тесей 2014г .
- ^ Jump up to: а б Тесей 2023 , с. 10.
- ^ Монферрер-Сала 2011 , с. 55.
- ^ Чианкаглини, Клаудия А. (2001). «Сирийская версия Александровского романа». Ле Музеон . 114 (1–2): 121–140. дои : 10.2143/MUS.114.1.302 .
- ^ Чианкаглини, Клаудия А. (2001). «Сирийская версия Александровского романа». Ле Музеон . 114 (1–2): 121–140. дои : 10.2143/MUS.114.1.302 .
- ^ Гриффит, Сидни (2021). «Рассказы о «товарищах по пещере», Моисее и его слуге и Зу'л-Карнайне в суре аль-Кахф: Позднеантичные знания в пределах поля зрения Корана» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 6 (1): 137–166. дои : 10.5913/jiqsa.6.2021.a005 . ISSN 2474-8420 .
- ^ Гаффар, Зишан (2020). Коран в его религиозном и всемирно-историческом контексте: Эсхатология и апокалиптика в среднемекканских сурах . Вклад в исследование Корана. Падерборн: Фердинанд Шёнинг. стр. 156–166. ISBN 978-3-506-70432-0 .
- ^ Сапожник 2018 , с. 79–86.
- ^ Jump up to: а б Тесей 2023 .
- ^ Деби, 2022 , с. 272–273.
- ^ Деби, 2024 г. , Глава 3 § Датировка текста.
- ^ Тесей 2023 , с. 10–12.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , стр. 25–49.
- ^ Jump up to: а б Диккенс, Марк (2023). «Гог и Магог в сирийской литературе II: литература, связанная с легендой об Александре до Михаила Сирийского». В Тамере, Жорж; Майн, Эндрю; Грейзигер, Лутц (ред.). Гог и Магог: вклад во всемирную историю апокалиптического мотива . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон: Де Грюйтер. стр. 153–161. ISBN 9783110720150 .
- ^ Тесей 2023 , с. 173–179.
- ^ Тесей 2023 , с. 30–44.
- ^ Диккенс, Марк (2023). «Гог и Магог в сирийской литературе II: литература, связанная с легендой об Александре до Михаила Сирийского». В Тамере, Жорж; Майн, Эндрю; Грейзигер, Лутц (ред.). Гог и Магог: вклад во всемирную историю апокалиптического мотива . Иудаизм, христианство и ислам – напряжение, передача, трансформация. Берлин Бостон: Де Грюйтер. стр. 161–195. ISBN 9783110720150 .
- ^ Бадж 1889 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б Тесей 2023 , с. 137–146.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 17: «Однако эпизод строительства Александром стены против Гога и Магога не встречается в древнейших греческих, латинских, армянских и сирийских версиях «Романа » . Хотя «Роман об Александре» имел решающее значение для распространения нового сверхъестественного образа. Александра-царя на Востоке и Западе, эпизод с барьером не имеет своего происхождения в этом тексте. Слияние мотива Александрова барьера с библейской традицией апокалиптических народов Гога и Магога фактически впервые появляется в так называемом «Александре-царе» на Востоке и Западе. Сирийское сказание об Александре . Этот текст представляет собой краткое приложение к сирийским рукописям « Романа об Александре ».».
- ^ Бадж 1889 , II , с. 150.
- ^ Бадж 1889 , II , стр. 153–54.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , стр. 17–21.
- ^ Бойл 1979 , с. 123.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 32.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 30.
- ^ Стоунман 1991 , с. 29.
- ^ Гриффит, Сидни Харрисон (2008). Церковь в тени мечети: христиане и мусульмане в мире ислама . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 34. ISBN 9780691130156 .
- ^ Фазлур Рехман Шейх (2001). Хронология пророческих событий . Та-Ха Паблишерз Лтд. 50.
- ^ Живые религии: Энциклопедия мировых религий , Мэри Пэт Фишер, 1997, стр. 338, IB Tauris Publishers.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , с. 21.
- ^ Ван Донзель и Шмидт 2010 , стр. 17, 21.
- ^ Стоунман 1991 , стр. 28–32.
- ^ Jump up to: а б Стоунман 1991 , стр. 185–187.
- ^ Андерсон 1932 , с. 35.
- ^ Вестрем 1998 , с. 57.
- ^ Армстронг 1937 , VI, с. 41.
- ^ Мейер 1886 , краткое изложение §11 (изд. Мишеля, стр. 295–313), стр. 169–170; приложение II к эпизоду о Гоге и Магоге, стр. 386–389; на третьей ветке, стр. 213, 214.
- ^ Мейер 1886 , с. 207.
- ^ Тесей 2023 , с. 114–115, 171–172.
- ^ Готово 2020 , стр. 134, 137.
- ^ Тесей 2023 , с. 171–172.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Эндрю Ранни (1932). Александровы ворота, Гог и Магог: и замкнутые народы . Средневековая академия Америки . ISBN 9780910956079 .
- Армстронг, Эдвард К. (1937). Средневековый французский роман д'Александр . Том. VI. Издательство Принстонского университета.
- Бойл, Джон Эндрю (1979), «Александр и монголы», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 111 (2): 123–136, doi : 10.1017/S0035869X00135555 , JSTOR 25211053 , S2CID 164166534
- Бадж, сэр Эрнест Альфред Уоллис , изд. (1889). «Христианская легенда об Александре» . История Александра Македонского в сирийской версии . Том. II. Издательство Кембриджского университета. стр. 144–158.
- Деби, Мюриэль (2022). «Текстовые обмены в поздней античности: восток и юг Византии сквозь призму восточного христианства». Материалы XXIV Международного конгресса византинистов. Пленарные заседания. Том. 1 . Фонд Университета Ка'Фоскари.
- Деби, Мюриэль (2024). Александр Македонский на сирийском языке . Прекрасная литература.
- Монферрер-Сала, Хуан Педро (2011). «Александр Великий в сирийской литературной традиции». В Зувии, Дэвид (ред.). Спутник Александра Литература в средние века . Брилл. стр. 41–72.
- Мейер, Пол (1886). Александр Македонский в средневековой французской литературе . Ф.Вьюег. п. 170 .
- Шумейкер, Стивен (2018). Апокалипсис империи: имперская эсхатология в поздней античности и раннем исламе . Издательство Пенсильванского университета.
- Стоунман, Ричард (тр.), изд. (1991). Греческий Александровский романс . Пингвин. ISBN 9780141907116 .
- Тесей, Томмасо (2014). «Пророчество Ху-л-Карнайна (Q 18:83-102) и происхождение корпуса Корана» . Разное арабика : 273–290.
- Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета.
- Ван Блейдел, Кевин (2008). «Легенда об Александре в Коране 18:83-102» . В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Коран в его историческом контексте . Рутледж.
- Ван Донзел, Эмери Дж.; Шмидт, Андреа Барбара (2010). Гог и Магог в ранневосточных христианских и исламских источниках: поиски Саллама стены Александра . Брилл . ISBN 978-9004174160 .
- Вестрем, Скотт Д. (1998). «Против Гога и Магога» . В Томаше, Сильвия; Сили, Жиль (ред.). Текст и территория: географическое воображение в европейском средневековье . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0812216350 .
- Клар, Марианна (2020). «Образцы Корана и поздние античные повествования». Оксфордский справочник по изучению Корана . Издательство Оксфордского университета. п. 134 137. ISBN 9780199698646 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барри, Филлипс; Андерсон, Арканзас (1933). «Обзор ворот Александра, Гога и Магога и замкнутых народов» . Зеркало . 8 (2): 264–270. дои : 10.2307/2846760 . ISSN 0038-7134 . JSTOR 2846760 .
- Чегледи, К. (1957). «Сирийская легенда об Александре Македонском» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 7 (2/3): 231–249. ISSN 0001-6446 . JSTOR 23682632 .