Пусть Л-410 Турболет
Л-410 Турболет | |
---|---|
Роль | Региональный авиалайнер , грузовой самолет |
Производитель | Рейс Куновице |
Первый полет | 16 апреля 1969 г. [ 1 ] |
Введение | 1970 |
Статус | В эксплуатации |
Произведено | 1971 – настоящее время |
Количество построенных | 1,200 [ 2 ] [ 3 ] |
Варианты | Авиационная промышленность L 410 NG |
Let L-410 Turbolet — двухмоторный ближнемагистральный транспортный самолет, разработанный и производимый чешским авиастроительным предприятием Let Kunovice (с 2005 года называется Aircraft Industries).
Он был разработан как L-400 в 1960-х годах в ответ на Аэрофлота потребность в замене Антонова Ан-2 и совершил свой первый полет 16 апреля 1969 года. С 1970 года L-410 эксплуатируется у различных заказчиков. , который обычно использовался в качестве авиалайнера и транспортного самолета, многие военные авиационные службы также приняли этот тип. Самолет способен приземляться на короткие и грунтовые взлетно-посадочные полосы и работать в экстремальных условиях от -50 до +50 °C (от -58 до 122 °F).
Различные модели L-410 производились на протяжении более пятидесяти лет; в то время как первоначальные самолеты оснащались импортными двигателями Pratt & Whitney Canada PT6-27 , большинство моделей оснащались двигателями Walter M601 отечественного производства . В разных семействах самолеты различаются как по размеру, так и по возможностям; в течение 1990-х годов компания ориентировалась на западный рынок и добивалась сертификации типа Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) и Агентством авиационной безопасности Европейского Союза своих более поздних моделей (EASA). Пожалуй, наиболее существенным вариантом на сегодняшний день является L 410 NG , у которого запас хода вдвое больше, чем у оригинальной модели, а также другие улучшения, такие как стеклянная кабина . К 2016 году было построено более 1200 самолетов L-410, а более 350 самолетов, как сообщается, находились в эксплуатации у операторов в более чем 50 странах. [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Разработка L-410 была начата в середине 1960-х годов чехословацкой авиастроительной компанией Let Kunovice. [ 4 ] Компания решила запустить проект, осознавая, что советская авиакомпания «Аэрофлот» активно искала с турбовинтовым замену биплану Ан-2 двигателем , что рассматривалось как потенциально выгодная возможность для подходящего самолета. [ 5 ] Предварительные исследования, проведенные Летом, были сосредоточены на конструкции, получившей название L-400 . Помимо его использования в качестве авиалайнера, не меньшее внимание уделялось его пригодности для роли грузового самолета . [ 1 ]
После значительной доработки первоначальной концепции была выпущена новая версия, которую компания назвала L-410 Turbolet . 16 апреля 1969 года первый прототип, получивший обозначение XL-410 , совершил свой первый полет , пилотируемый Владимиром Виком и Франтишеком Свинкой. [ 1 ] [ 5 ] Прототип использовался не только для испытательных полетов, но и для продвижения самолета потенциальным заказчикам, появляясь на различных авиасалонах, в том числе на Парижском авиасалоне 1969 года . [ 5 ] Вследствие задержки разработки подходящего чешского двигателя Walter M601 и прототип, и первоначальная серийная модель были оснащены двигателями Pratt & Whitney Canada PT6-27 и Hartzell трехлопастными винтами HC-B-3TN-3D. оба из которых были импортированы из Северной Америки . [ 6 ]
Как только разработка двигателя M601 была завершена, он был быстро принят на вооружение и дополнен Avia трехлопастными воздушными винтами V 508 производства , чтобы заменить двигатель PT6 на второй серийной модели, получившей обозначение L-410M . [ 6 ] Дальнейшая версия, Л-410 УВП , была специально разработана для Аэрофлота, выразившего недовольство характеристиками исходной модели. [ 5 ] По сравнению с более ранними моделями доработанный самолет обеспечил улучшенные характеристики при взлете и посадке, что во многом связано с увеличенной площадью крыла и хвостового оперения, что сделало его самолетом с коротким взлетом и посадкой (КВП). Вследствие увеличенной массы пустого самолета и смещения центра тяжести Л-410 УВП имеет уменьшенную пассажировместимость - 15 пассажиров. [ 7 ]
Самый распространенный вариант этого типа, Л-410 УВП-Э , имеет увеличенную максимальную взлетную массу до 6400 кг (14 100 фунтов), оснащен более мощными двигателями М601Е, приводящими в движение новые пятилопастные винты , получившие обозначение V 510. и предназначен для оснащения законцовочных баков крыла , увеличивающих общий запас топлива самолета. [ 6 ] L-410 UVP-E совершил свой первый полет в 1984 году, а серийное производство модели началось в 1986 году. К 1990 году было построено более 1000 L-410. [ 8 ]
L -410 UVP-E9 и L-410 UVP-E20 представляют собой версии, которые лишь незначительно отличаются друг от друга. Они были произведены с учетом различных правил различных сертифицирующих органов в разных регионах. Более поздние серийные L-420 были оснащены более новым вариантом двигателя Walter M601F. Производство L-410 UVP-E20 продолжалось в начале двадцать первого века, он был оснащен последней модификацией двигателя M601, получившей обозначение GE H80-200 , и оснащен новыми Avia Propeller AV-725 . пятилопастными винтами [ 9 ]
После окончания холодной войны представители компании решили использовать возможности для продажи самолетов на западных рынках. на использование в Северной Америке 11 марта 1998 года L-410 впервые получил одобрение Федерального управления гражданской авиации (FAA) ; улучшенный Л-410 УВП-Э20 прошел аналогичную сертификацию 30 июня 2015 года. [ 10 ] [ 3 ] 4 февраля 2005 года эта же модель L-410 была сертифицирована Агентством авиационной безопасности Европейского Союза (EASA), а все остальные производственные варианты последовали этому 28 марта 2007 года. [ 11 ] В середине 2010-х годов типовая мощность производства составляла 15 УВП Л-410 в год. [ 12 ]
3 сентября 2013 года российская компания УГМК (Искандер Махмудов) стала мажоритарным владельцем ЛЭТ Kunovice Aircraft Industries. Во время приобретения было объявлено, что новая линия по производству L-410 будет создана в России в течение одного года. [ 13 ] В рамках этой стратегии компания разработала наиболее существенный на сегодняшний день вариант самолета, L 410 NG , который визуально отличается от своих предшественников значительно более длинным носом, а также увеличенной задней частью, причем последнее изменение было внесено в обеспечить перевозку двойного багажа. Он также имеет новый дизайн крыла и оснащен модернизированной Garmin G3000 стеклянной кабиной . Силовая установка также была модернизирована: в нее вошли более мощные и тихие двигатели GE H85, приводящие в движение воздушные винты Авиа-725. L 410 NG может летать на удвоенную дальность полета по сравнению с исходной моделью самолета. [ 14 ] [ 5 ]
7 июля 2015 года компания представила первый L 410 NG, произведенный в России; [ 15 ] Свой первый полет он совершил 29 июля 2015 года. [ 14 ] [ 16 ] Мощность выросла до 850 л.с. (630 кВт) вместо прежних 800 л.с. (600 кВт) у GE H80-200, скорость увеличилась до 223 узлов (413 км/ч). Максимальная взлетная масса выросла с 500 кг (1100 фунтов) до 7000 кг (15000 фунтов), а дальность полета до 1350 миль (2500 км) по сравнению с первоначальными 820 миль (1520 км). Запас топлива увеличился с 1300 до 2450 кг (с 2870 до 5400 фунтов), а автономность - с пяти до девяти часов. FAA , EASA и России Сертификация прошла в конце 2017 года. [ 17 ] Серийное производство L 410 NG началось в марте 2018 года. [ 18 ]
Из-за российского вторжения в Украину, которое привело к санкциям против РФ со стороны Евросоюза и других стран Запада, Aircraft Industries потеряла основного заказчика пассажирских самолетов – Россию. Из-за последующих финансовых трудностей авиазавод в Куновице был приобретен группой OMNIPOL в 2022 году. [ 19 ]
Дизайн
[ редактировать ]Let L-410 Turbolet — негерметичный цельнометаллический пригородный высокоплан. Он характеризуется относительно низкими затратами на техническое обслуживание и эксплуатацию, а также адаптируемой конструкцией, включающей специальные взаимозаменяемые конфигурации. [ 20 ] Все модели оснащены выдвижной ходовой частью . Л-410 УВП-Э имеет два гидравлических контура: основной и аварийный; Основная электрическая система работает от напряжения 28 В постоянного тока. Противообледенительная система представляет собой новейшие пневматические антиобледенители и электрический обогрев гребных винтов, кабины лобовых стекол и головок статической системы Пито . Максимальная взлетная масса L-410 УВП-Э составляет 6400 кг с возможностью увеличения до 6600 кг (14 600 фунтов) для вариантов E9 и E20 с максимальной пассажировместимостью от 17 до 19 пассажиров. Л-410 УВП-Э оснащен Avia пятилопастными воздушными винтами V 510.
Л 410 УВП-Е20 сертифицирован на основании FAR 23 либо поправки 34, либо поправки 41. Сертифицирован Европейским Союзом, Российской Федерацией, США, Бразилией , Аргентиной , Чили , Перу , Венесуэлой , Кубой , Индией. , Непал , Филиппины , Корея , Индонезия Республика , Южно-Африканская , Алжир , Австралия , Тайвань , Турция и многие другие страны, принявшие некоторые из предыдущих сертификатов. [ 21 ] Самолет также одобрен к эксплуатации в ряде других стран, таких как Кения , Танзания , Уганда , Тунис , Колумбия , Венесуэла, Южная Корея и другие. Самолет сертифицирован для выполнения полетов по IFR , заходов на посадку по CAT I ILS и полетов в условиях обледенения.
Варианты
[ редактировать ]- L-410: прототип, построено три единицы.
- L-410A: первая серия с турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PT6A-27 и трехлопастными винтами Hartzell HC-B3TN-3D. 25 построено.
- L-410AB: Версия с четырехлопастными винтами Hartzell HC-B4TN-3.
- L-410AF: версия для аэрофотосъемки и картографии с остекленной носовой частью и фиксированным носовым колесом. Один построен.
- Л-410АС: десять экземпляров для советского рынка с модернизированным навигационным и связным оборудованием.
- Л-410М: вторая серия с двигателями Walter M601 A и трехлопастными воздушными винтами Avia V508.
- L-410MA: Версия с винтами M601B и Avia V508B, также известная как L-410MU .
- Л-410УВП: ( Укороченная взлот-посадка , «короткий взлет и посадка»). Третья серия, принципиально модифицированная. Основные изменения - это ствол, увеличенный на 0,80 м (2,6 фута) размах крыла, M601B (M601D после 1983 г.) с воздушными винтами Avia V508B (V508D после 1983 г.) и более высокий горизонтальный стабилизатор. Варианты УВП обладают характеристиками СВП . Пассажировместимость упала до 15 из-за увеличения веса.
- Л-410ФГ: Идентичен Л-410АФ, но на базе Л-410УВП.
- Л-410Т: Транспортный вариант УВП с увеличенным погрузочным люком (1,25 на 1,46 метра или 4,1 на 4,8 фута), может перевозить 6 носилок в качестве медицинского самолета с медиком или 12 парашютистов. Он также может перевозить грузовые контейнеры массой 1000 кг (2200 фунтов).
- Л-410УВП-С: VIP-вариант УВП с откидывающейся вверх дверью кабины.
- Л-410УВП-В: ( «Вставка» , «вставка») 1986 года, удлиненная версия на 22 пассажира; остался прототипом.
- Л-410УВП-Э: ( экономический , «экономичный») Четвертая серия, улучшенный Л-410УВП с двигателями М601Е или Е-21, пятилопастными воздушными винтами Avia V510 и дополнительными наконечниками баков. Заднее багажное отделение также было переработано, вместимость которого снова увеличилась до 19 человек.
- L-410UVP-E1: два экземпляра для Болгарии, как сообщается, в роли фотографа/транспортера.
- L-410UVP-E2: Модифицированная версия для Польского морского ведомства.
- Л-410УВП-Э3: Версия для прыжков с парашютом.
- Л-410УВП-Е4:
- Л-410УВП-Э6: калибровочная версия навигационной системы.
- Л-410УВП-Э8:
- Л-410УВП-Э9: Идентичен Л-410УВП-Э, но с увеличенными МТОМ и МЛМ.
- L-410UVP-E9A: версия для шведского рынка с авионикой Bendix/King.
- L-410UVP-E9D: один экземпляр, модифицированный системой кабины Bendix/King EFIS.
- Л-410УВП-Э13:
- Л-410УВП-Э14: Версия с авионикой Bendix/King для перевозки высокопоставленных военных.
- Л-410УВП-Э15:
- Л-410УВП-Э16:
- L-410UVP-E17: Версия для польского рынка.
- Л-410УВП-Э19:
- Л-410УВП-Э20: западная версия по стандартам США FAR-23; сертифицирован как L-420E
- L-410UVP-E20C: Версия для Южной Африки
- Л-410УВП-Э20Д: VIP-версия для государственного использования.
- Л-410УВП-Э20Г: Версия для ВС Туниса.
- Л-410УВП-Э27: четыре образца для высотных операций в Индии
- Л-410УВП-ЭПТ: Л-410УВП-Э9, переоборудованный под двигатели ПТ6А-42 и пятилопастные воздушные винты «Авиа АВ-725». Один построен.
- Л-420: модернизированный Л-410 УВП-Э - новые М601Ф, сертифицированный вариант Л-410УВП-Э20.
- L 410 NG : существенно переработанная и расширенная версия, оснащенная новыми двигателями GE H85 и стеклянной кабиной . Способен перевозить в два раза больше груза, а также примерно вдвое увеличить выносливость по сравнению с оригинальной моделью.
Операторы
[ редактировать ]Большое количество L-410 было поставлено в Советский Союз ; Сообщается, что к 1985 году только в СССР различными эксплуатантами было приобретено 500 самолетов. [ 22 ] Соответственно, этот тип активно эксплуатировался в различных бывших советских государствах, в частности в России . Кроме того, многочисленные L-410 были проданы авиакомпаниям Азии , Африки , Центральной Америки и Южной Америки . Сорок самолетов используются по всей Европе для коммерческих операций, включая прыжки с парашютом .
Гражданский
[ редактировать ]В июле 2015 года в эксплуатации авиакомпаний находились 178 Let L-410: 73 в Африке, 58 в Европе, 41 в Америке и 6 в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке; его авиакомпаниями с четырьмя или более самолетами были: [ 23 ]
- 25: Эйр-Тек Глобал
- 8: Оренбургская авиакомпания
- 7: Акулы
- 5: «Кин Авиа» и Петропавловск-Камчатский авиапредприятие
- 4: Air Express Algeria , Eagle Air , Solenta Aviation , 2-я Архангельская объединенная авиационная дивизия , Van Air Europe , Комиавиатранс , КрасАвиа , Air Guyane Express и Comeravia
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По статистике, L-410 Turbolet можно считать безопасным самолетом, поскольку за время его разработки он пережил 118 аварий из общего количества произведенных и экспортированных самолетов 1200. [ 24 ] [ 25 ] Этот популярный самолет претерпел ряд усовершенствований и модернизаций, а последние модели L 410 UVP-E20 и L 420 сертифицированы EASA и FAA соответственно. [ 7 ] Хотя лишь немногие из этих происшествий закончились смертельным исходом, некоторые говорят, что на показатели безопасности самолета больше влияют методы эксплуатации, чем его конструкция. Некоторые клиенты и регулирующие органы выбрали определенные методы, которые влияют на общие показатели безопасности. [ 26 ] [ 27 ]
Технические характеристики (Л-410 УВП-Э20)
[ редактировать ]Данные ЛЭТ [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 19 пассажиров / полезная нагрузка 1800 кг (3968 фунтов).
- Длина: 14,42 м (47 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 19,98 м (65 футов 7 дюймов)
- Высота: 5,97 м (19 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 34,86 м 2 (375,2 кв. футов)
- Соотношение сторон : 11,45
- Профиль крыла : корень: NACA 63A418 ; наконечник: NACA 63A412 [ 28 ]
- Вес пустого: 4200 кг (9259 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6600 кг (14 551 фунт)
- Запас топлива: 1300 кг (2866 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric H80-200 турбовинтовых мощностью 597 кВт (801 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 5-лопастные Avia AV 725, диаметр 2,3 м (7 футов 7 дюймов).
Производительность
- Крейсерская скорость: максимальная крейсерская скорость 405 км/ч (252 миль в час, 219 узлов).
- Дальность: 1500 км (930 миль, 810 миль), полезная нагрузка 1800 кг (3968 фунтов), ISA, FL140, запас хода 45 минут.
- Выносливость: пять часов шесть минут.
- Практический потолок: 8382 м (27500 футов)
- Скорость набора высоты: 8,5 м/с (1670 футов/мин)
- Расход топлива: 240 кг/ч (529 фунтов/ч)
- Разбег: 510 м (1670 футов) (ISA, SL, MTOW)
- Посадочная длина: 500 м (1600 футов) (ISA, SL, MTOW)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-28 / PZL M28 Skytruck
- Бериев Бе-30
- Бриттен-Норман Трисландер
- CASA C-212 Авиокар
- de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter
- Дорнье 228
- Embraer EMB 110 Бандейранте
- Харбин Y-12
- ИАИ Арава
- Митсубиси МУ-2
- Короткий SC.7 Skyvan
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джейн, 1980, с. 725.
- ^ Jump up to: а б с Брошюра L 410 UVP-E20 (PDF) , LET, 2016 г., заархивировано из оригинала (PDF) 23 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Полек, Григорий (15 июля 2015 г.). «Обновленный турбовинтовой L-410 выкатывают в Чехии» . АЙН онлайн.
- ^ Стоффельс, Феликс (11 сентября 2019 г.). «L-610 воскреснет из мертвых» . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кросс, Ли (16 апреля 2023 г.). «16.04.1969: Первый полет Лета Л-410» . airwaysmag.com.
- ^ Jump up to: а б с Cecrdle 2023, с. 267.
- ^ Jump up to: а б «Самолет ближнего действия Л 410/Л 420» . Аэрокосмические технологии . 7 ноября 2017 года . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Кингсли-Джонс, Макс (14 июля 1999 г.). «Перепись старения авиалайнеров 1999 года» . Flightglobal.com.
- ^ Cecrdle 2023, стр. 267-268.
- ^ Паспорт сертификата типа № A42CE (PDF) , Федеральное управление гражданской авиации , 24 июня 2016 г., заархивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2017 г. , получено 17 августа 2017 г.
- ^ Технический паспорт сертификата типа A.026, выпуск 22 (PDF) , Агентство авиационной безопасности Европейского Союза , 14 августа 2017 г., заархивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2017 г.
- ^ Стенхейс и Эрикссон 2015, с. 327.
- ^ "Новости NEWSru.com :: Чешский самолет L 410 окончательно станет российским" . newsru.com . 25 July 2013 . Retrieved 7 March 2016 .
- ^ Jump up to: а б «Пусть Л-410НГ». Мир авиалайнеров : 19 октября 2015 г.
- ^ "ВЗГЛЯД / УГМК представила новый российский самолет L-410 NG" . vz.ru . Retrieved 7 March 2016 .
- ^ «Чешские товарищи: однажды направляясь в Сибирь, этот воздушно-десантный дуэт продолжает подниматься все выше» . Дженерал Электрик . 29 июля 2015 г.
- ^ «ILA: Aircraft Industries планирует продажи нового турбовинтового самолета L 410 в 2016 году» . Рейс Интернешнл. 31 мая 2016 г.
- ^ Э. Ховард, Кортни (8 марта 2018 г.). «Aircraft Industries запускает самолеты нового поколения» . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «О нас - Омнипол» . www.omnipol.cz . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ «Л 410» . let.cz . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Сертификаты Л-410» . ПОЗВОЛЯТЬ. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Индийский торговый журнал . Департамент коммерческой разведки и статистики. 1985.
- ^ «Всемирная перепись авиалайнеров» (PDF) . Полет Глобал. Август 2015.
- ^ Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс типа воздушного судна > Let L 410 > Let L-410 Статистика» . Aviation-safety.net .
- ^ Смит, Оливер (19 июня 2013 г.). « Выявлены «наименее безопасные» модели самолетов» . Телеграф .
- ^ Смит, Кристин Форбс (26 июня 2013 г.). «Проектирование самолетов редко является фактором аварии» .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (19 февраля 2020 г.). «Нетерпеливые первые офицеры представляют опасность в сложных непальских аэропортах» . Flightglobal.com.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Майкл Джон Хэддрик Тейлор, изд. (1980). Энциклопедия авиации Джейн: Том 4 . Образовательная корпорация Гролье.
- Цецрдл, Иржи (2023). Вихревое флаттер конструкций турбовинтовых самолетов . Эльзевир Наука. ISBN 9780323955560 .
- Харм-Ян Стенхейс; Сорен Эрикссон, ред. (2015). Мировая индустрия коммерческой авиации . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781136672392 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Джордж, Фред (17 июня 2013 г.). «Отчет о пилотировании: Турболет Л410 УВП» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 1 января 2019 года . Проверено 17 августа 2017 г.