Гробница Тальпиота
В этом разделе используются цитаты , ссылающиеся на неработающие или устаревшие источники . ( декабрь 2021 г. ) |
![]() Запечатанная гробница в Тальпиоте | |
Расположение | Тальпиот , Иерусалим |
---|---|
Координаты | 31 ° 45'05 "N 35 ° 14'07" E / 31,751402 ° N 35,235198 ° E |
Тип | Могила |
История | |
Основан | Второй Храм – период Ирода |
Примечания к сайту | |
Обнаруженный | 1980 |
Управление | Управление древностей Израиля |
Публичный доступ | Нет |

Гробница Тальпиот (или Гробница Тальпиот ) — высеченная в скале гробница, обнаруженная в 1980 году в районе Восточный Тальпиот , в пяти километрах (трех милях) к югу от Старого города в Восточном Иерусалиме . Он содержал десять оссуариев , шесть из которых были исписаны эпиграфами , в том числе один интерпретировался как « Иешуа бар Иосеф » («Иешуа, сын Иосифа»), хотя надпись частично неразборчива, а ее перевод и интерпретация широко оспариваются. [ 1 ] В гробнице также были обнаружены различные человеческие останки и несколько резных фигурок.
Открытие Тальпиота было задокументировано в 1994 году в «Каталоге еврейских оссуариев в коллекциях Государства Израиль» под номерами 701–709 и впервые обсуждалось в средствах массовой информации Соединенного Королевства в марте/апреле 1996 года. [ 2 ] Позже в том же году статья с описанием находки была опубликована в 29-м томе журнала «Атикот» , журнала Управления древностей Израиля .
Спорный документальный фильм « Затерянная гробница Иисуса » был снят в 2007 году режиссером Джеймсом Кэмероном и журналистом Симхой Якобовичи и выпущен вместе с книгой Якобовичи и Чарльза Пеллегрино под названием «Гробница семьи Иисуса» . Книга и фильм доказывают, что гробница Тальпиот была местом захоронения Иисуса из Назарета, членов его большой семьи и нескольких других фигур из Нового Завета — и, как следствие, Иисус не воскрес из мертвых, как Новый Завет описывает. Этот вывод, хотя и слабо подтвержден статистическим анализом задействованных имен, [ 3 ] отвергается большинством археологов , теологов , лингвистов и библеистов . [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Археологическая группа, раскопавшая гробницу в 1980 году, определила, что она относится ко времени Второго Храма – Ирода . периода [ 6 ] который длился примерно с 515 г. до н.э. по 70 г. н.э. Предполагается, что гробница такого типа, типичная для этого региона, принадлежала богатой еврейской семье. В этом же районе раскопано около 900 подобных гробниц. [ 4 ]
Открытие и раскопки
[ редактировать ]Могила была обнаружена 28 марта 1980 года строителями, закладывающими фундамент жилого комплекса. [ 7 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] когда в ходе подготовительных работ по сносу случайно был обнаружен вход в гробницу. На следующий день это место посетил Амос Клонер , руководитель Департамента древностей Израиля (IDA, ныне Управление древностей Израиля, или IAA). Клонер составил набор предварительных эскизов и запросил разрешение на раскопки . Режиссер Йосеф Гат. Разрешение было выдано в понедельник, 31 марта, но фактически работы начались накануне. [ 7 ] Хотя было сказано, что команде было дано всего три дня на завершение работы, [ 8 ] В записях Гата указывается, что работы продолжались «с перерывами» до официального завершения 11 апреля, причем большая часть работ была завершена в течение первых двух дней.
Строительство жилых домов было завершено в 1982 году. Детям местной жительницы Това Брача удалось проникнуть в гробницу и поиграть внутри. Браха уведомил власти, которые из соображений безопасности закрыли вход. [ 9 ] Дети нашли несколько выброшенных еврейских религиозных текстов, которые были помещены в гробницу, которая использовалась в качестве генизы . [ нужна ссылка ]
Гробница, закрытая для публики, расположена во дворе на улице Дов Грюнер , вниз по лестнице на углу улиц Олей Хагардом и Авшалом Хавив. [ 10 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] Он был вновь открыт в 2005 году Якобовичем без разрешения Управления антиквариата во время съемок его документального фильма « Затерянная гробница Иисуса» и вскоре после этого вновь опечатан властями. В 2008 году Рут Гат, вдова археолога, руководившего первоначальными раскопками, заявила, что ее муж держал открытие в секрете до середины 1990-х годов, потому что боялся, что последует волна антисемитизма , если существование гробницы станет достоянием общественности. [ 11 ] Однако такие утверждения были отвергнуты учеными, которые отметили, что Йосеф Гат умер задолго до того, как надписи в гробнице были расшифрованы и переведены, и в любом случае у него не было опыта, чтобы прочитать надписи. [ 12 ]
Макет
[ редактировать ]Гробница высечена из твердой известняковой скалы . [ 13 ] Внутри находятся шесть кохимов , или погребальных валов, и две аркосолии , или арочные полки, где можно было положить тело для погребения. В шахтах были обнаружены оссуарии. [ 7 ]
Артефакты
[ редактировать ]Оссуарии
[ редактировать ]Десять известняков [ 13 ] были найдены оссуарии , шесть из которых снабжены эпиграфами. [ 4 ] хотя только четверо из них были признаны таковыми на местах. [ 7 ] Археологическая группа сочла оссуарии малопримечательными и доставила их в музей Рокфеллера для анализа и хранения.
По словам Якобовичи, Кэмерона и профессора религиоведения Джеймса Табора , один из безымянных оссуариев позже исчез, когда его хранили во дворе возле музея. [ 7 ] Это утверждение подверглось критике как со стороны Джо Зиаса , бывшего куратора музея, так и со стороны Клонера. [ 14 ]
В каждом из десяти оссуариев находились человеческие останки, которые, по словам Амоса Клонера, находились в «глубинной стадии разрушения». [ 7 ] Могила, возможно, принадлежала нескольким поколениям: в каждом оссуарии хранилось несколько поколений костей, но об их содержимом не велось записей. [ 15 ] и, похоже, не было проведено никакого анализа, чтобы определить, сколько людей было представлено найденными костями. [ 7 ] Кроме того, на полу гробницы ниже слоя насыпи толщиной 0,5 метра (2 фута) были найдены три черепа. [ 8 ] а в насыпи аркосолии были обнаружены раздробленные кости. [ 7 ] Разброс этих костей под насыпью указывал на то, что гробница была потревожена в древности. [ 15 ] Все кости в конечном итоге были переданы религиозным властям для захоронения. [ 7 ] [ 15 ]
Символы
[ редактировать ]круг . Над входом в гробницу виден шеврон и
Освещение в СМИ
[ редактировать ]BBC Matter впервые показала документальный фильм о гробнице Талпиот в 1996 году в рамках своего Heart of the новостного журнала . [ 8 ] В то время Амос Клонер, первый археолог, исследовавший это место, заявил, что утверждения о связи с Иисусом не подтверждаются с археологической точки зрения, добавив: «Они просто хотят получить за это деньги». Другие были настроены столь же скептически. [ 16 ]
Принстонский симпозиум 2008 г.
[ редактировать ]После симпозиума («Третий симпозиум Принстонской теологической семинарии по еврейским взглядам на загробную жизнь и погребальные практики в иудаизме Второго Храма: оценка гробницы Тальпиот в контексте»), состоявшегося в Иерусалиме в январе 2008 года, интерес средств массовой информации к гробнице Тальпиот возобновился, причем большинство особенно время [ 17 ] и CNN [ 18 ] посвятив широкое освещение и приветствуя возобновление дела. В частности, как сообщается, Симха Якобович выступил с заявлениями для прессы о том, что симпозиум возобновил дело и что он чувствует себя "полностью оправданным". [ 19 ] Якобовичи отрицает, что делал какой-либо подобный пресс-релиз. [ 20 ] [ нужна полная цитата ]
Именно во время этого симпозиума Рут Гат, принимая посмертную награду Йосефа Гата, заявила: «Мой муж, ведущий археолог гробницы Восточный Тальпиот в южном Иерусалиме, считал, что гробница, которую он раскопал в 1980 году, действительно была гробницей Иисуса из Назарета и его семьи». [ 21 ] Однако ученые семинарии подчеркнули, что Йосеф Гат умер задолго до того, как надписи в гробнице были расшифрованы и переведены, и, следовательно, не мог знать о какой-либо связи гробницы. Амос Клонер , который работал с Гатом в гробнице, также отрицал, что Гат когда-либо говорил что-либо подобное, и обвинил Якобовичи в том, что он повлиял на мнение миссис Гат. [ 22 ]
После изображения, представленного в СМИ, ученые, присутствовавшие на симпозиуме, обвинили Симху Якобовича и Джеймса Кэмерона в том, что они вводят средства массовой информации в заблуждение, утверждая, что симпозиум вновь открыл их теорию как жизнеспособную. Несколько ученых, в том числе все археологи и эпиграфисты, выступившие с докладами на симпозиуме, опубликовали открытое письмо с жалобой, утверждая, что это искажение фактов, заявив, что заявления Якобовичи и Кэмерона о поддержке со стороны симпозиума «не более чем далеки от истины», а также « что большинство присутствовавших ученых, включая всех археологов и эпиграфистов, представивших документы, касающиеся гробницы, либо отвергают идентификацию гробницы Тальпиот как принадлежащей семьи Иисуса или считают это утверждение весьма спекулятивным» и что «вероятность того, что гробница Тальпиот принадлежит семье Иисуса, практически равна нулю». [ 23 ]
Джо Зиас , старший куратор отдела археологии и антропологии Управления древностей Израиля в 1972–1997 годах, процитировал просочившуюся записку. [ нужна ссылка ] выпущенное Джеймсом Тейбором перед симпозиумом как доказательство «внешнего вмешательства Симхи и Тейбора с целью исказить повестку дня и исказить ход работы в пользу их заранее задуманного плана». [ 24 ]
Геза Вермес (крупный и уважаемый исследователь исторического Иисуса ) выступил с заявлением, в котором говорилось, что «доказательства, представленные на данный момент, далеки от доказательства того, что гробница Тальпиот является или даже могла быть могилой семьи Иисуса Христа». Назарет. Отождествление костницы Мариамны с костницей Марии Магдалины из Евангелия не имеет никакого основания, и без этого дело разваливается. Конференция, в первую очередь посвященная проблеме загробной жизни в иудаизме Второго Храма, была полезна тем, что представила последние взгляды на древние еврейские погребальные практики и современную науку. За исключением нескольких участников, подавляющее большинство собравшихся ученых считают теорию о том, что в оссуариях Талпиота содержались останки Иисуса из Назарета и его семьи, после конференции столь же маловероятной, как и раньше. По моему историческому мнению, этот вопрос, и в отсутствие существенных новых доказательств, должен оставаться закрытым». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Принстонская духовная семинария опубликовала письмо после разногласий и вновь выразила обеспокоенность по поводу того, что:
Пресса после симпозиума произвела почти прямо противоположное впечатление ( о результатах симпозиума ), заявив вместо этого, что протоколы конференции подтвердили отождествление гробницы Тальпиот с предполагаемой семейной гробницей Иисуса из Назарета. Как совершенно ясно из заявлений об обратном, сделанных после симпозиума многими участниками, такие заявления явно ложны и явно искажают дух и научное содержание дискуссий. [ 25 ]
Материалы симпозиума были отредактированы Джеймсом Чарльзвортом и опубликованы в 2013 году. [ 28 ] [ 29 ] В конце симпозиума Чарльзуорт заявил, что «большинство археологов, эпиграфистов и других ученых убедительно утверждали, что нет никаких оснований делать вывод о том, что гробница Тальпиот была могилой Иисуса». [ 30 ]
Выпуск научного журнала « Ближневосточная археология» (том 69, выпуск 3/4, сентябрь – декабрь 2006 г.), изданного Американскими школами восточных исследований, содержит несколько статей, касающихся гробницы Тальпиот, включая обзор противоречий.
В дискуссии с The Dallas Morning News ученый-евангелист Даррелл Л. Бок ( Далласская теологическая семинария ) и ученый-агностик Барт Д. Эрман ( Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл ) оба пришли к выводу, что гробница Тальпиот не имеет никакой связи с историческим Иисусом. [ 31 ]
Затерянная гробница Иисуса и семейная гробница Иисуса
[ редактировать ]Премьера «Затерянной гробницы Иисуса» состоялась на канале Discovery 4 марта 2007 года, приуроченная к публикации книги Якобовичи «Семейная гробница Иисуса» .
Якобовичи утверждает, что кости Иисуса , Марии и Марии Магдалины , а также костей некоторых их родственников когда-то были погребены в этой пещере, где работали статистики , археологи, историки, эксперты по ДНК , специалисты по роботизированным камерам, эпиграфисты и судебно-медицинские эксперты. аргументировать свое дело. [ 32 ]
Израильский археолог Амос Клонер, который был одним из первых, кто исследовал гробницу, когда она была впервые обнаружена, сказал, что имена, нанесенные на гробы, были очень распространены в то время. «Я не принимаю новости о том, что его использовал Иисус или его семья», - сказал он сайту BBC News. «Кинорежиссеры-документалисты используют его для продажи своих фильмов». [ 33 ]
В 2010 году Табор и Якобовичи исследовали (правда, не проводя полных раскопок) ранее не раскопанную еврейскую гробницу I века рядом с могилой. Табор сообщил, что они будут опубликованы на пресс-конференции в ноябре 2011 года и в следующей книге. [ 34 ]
Статистический анализ
[ редактировать ]Центральный вопрос касался вероятности того, что гробница может содержать конкретную группу имен, как гробница Тальпиот. Такие эксперты, как Ричард Бокэм , [ 35 ] Дэвид Мавора [ 36 ] и Амос Клонер [ 36 ] утверждали общность археологических надписей, носящих имя « Иисус ». Пол Майер, профессор древней истории в Университете Западного Мичигана, отмечает, что существовал по крайней мере 21 «Иешуа» или Иисус, достаточно знаменитые, чтобы быть включенными в историю Иосифа Флавия . [ 37 ] Со своей стороны, создатели фильма представляют статистическое исследование, проведенное Андреем Фейервергером , профессором статистики и математики Университета Торонто , в котором сделан вывод, что, хотя имена не являются редкостью, консервативные шансы на то, что такие имена будут найдены вместе в какой-либо одной гробнице, невелики. вокруг составляют (в зависимости от переменных) от 600 до 1 [ 38 ] до 1 000 000 к 1 в пользу подлинности. [ 39 ]
Позже в 2013 году Андрей Фейервергер пришел к выводу, что следует серьезно рассмотреть возможность того, что гробница Тальпиот (Гробница 1) принадлежит семье, имеющей какое-то отношение к Новому Завету. Он заявил следующее: «Автор придерживается мнения, что, исходя из имеющихся в настоящее время данных, существует, по крайней мере, возможность — и которую следует рассматривать серьезно, — что гробница 1 принадлежит семье, связанной с Новым Заветом. Это утверждение – не больше, но и не меньше – представляет собой собственный вывод автора к представленной здесь работе. Мы должны предоставить другим, кому это может быть интересно, дополнить любые дискуссии об актуальности статистических идей при оценке данных. эта природа». [ 40 ]
Оценка Фейервергера основывалась на нескольких предположениях:
- Мария на одном из оссуариев — это мать Иисуса, найденного на другом ящике.
- Что Мариамна - его жена
- Тот Джозеф (вписано прозвище Хосе) — его брат.
Согласно документальному фильму, подтверждением этих предположений являются следующие утверждения: [ 8 ]
- Мариамна — греческая форма имени Марья, и, по словам Франсуа Бовона , это имя описывает Марию Магдалину в Деяниях Филиппа , хотя это предположение. [ 1 ]
- Считается, что Мария Магдалина говорила и проповедовала на греческом языке.
- Хосе — прозвище, которым называли младшего брата Иисуса.
- Гробница Тальпиот — единственное место, где когда-либо были найдены оссуарии с именами Мариамна и Хосе, хотя корневые формы имени были очень популярны и были раскопаны тысячи оссуариев.
Дополнительная информация о методологии была опубликована в журнале «Анналы прикладной статистики» . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
По мнению геолога Арье Шимрона, гробница может быть подлинной и связана с костницей Джеймса . [ 51 ] Он считает, что гробница – это могила семьи Иисуса – Иисуса, Марии Магдалины и их сына Иуды. [ 52 ] Однако профессор Амос Клонер, курировавший археологические работы в гробнице Тальпиот, с этим не согласен. По мнению профессора Клонера, склеп Джеймса не мог происходить из гробницы Тальпиот, поскольку так называемый недостающий склеп гробницы Тальпиот не имел никаких надписей и имел разные размеры. [ 53 ]
25 февраля 2007 года Фейервергер провел статистический расчет кластера имен в рамках « Затерянной гробницы Иисуса» . Он пришел к выводу, что вероятность того, что комбинация имен появилась в гробнице случайно, составляет как минимум 600 к 1. Краткое содержание можно найти на канале Discovery. [ 38 ] [ 54 ] и документальный фильм [ 55 ] веб-сайты. Более подробное объяснение статистического подхода можно найти на сайте Фойервергера. [ 56 ] [ нужна полная цитата ] [ нужен неосновной источник ] а также в недавнем интервью, данном журналу Scientific American . [ 57 ] Распределение частот имен, преобладавших в тот период времени, когда происходили захоронения в оссуариях, было установлено путем изучения двух ключевых источников:
- Каталог еврейских оссуариев Рахмани в коллекциях Государства Израиль [ 58 ]
- Лексикон еврейских имен в поздней античности Тал Илана [ 59 ]
По словам профессора Фойервергера, цель статистического анализа — оценить уровень вероятности нулевой гипотезы : [ 56 ]
Здесь можно рассматривать «нулевую гипотезу» как утверждение, что этот кластер имен возник чисто случайно в результате случайной выборки из ономастикона . Альтернативная гипотеза в некотором смысле противоположна этой. В задачу статистики не входит вывод о том, принадлежит ли это захоронение новозаветной семье.
Фейервергер умножил количество случаев, когда каждое имя появлялось в период существования гробницы, на количество случаев каждого другого имени. Первоначально он обнаружил, что «Иисус, сын Иосифа», появлялся один раз из 190, Мариамна появлялась один раз из 160 и так далее:
Иисус, сын Иосифа | Мариамна | Йоша | Мария | Продукт |
---|---|---|---|---|
1/190 | 1/160 | 1/20 | 1/4 | 1/2,432,000 |
0.53% | 0.625% | 5% | 25% | ~4,11X10 −7 % |
Затем он разделил 2 432 000 на 4, чтобы учесть предвзятость исторических данных, а затем разделил этот результат (608 000) на 1 000, чтобы попытаться объяснить количество исследованных гробниц в Иерусалиме первого века. [ 60 ] [ 61 ]
Выводы Фейервергера были поставлены под сомнение:
- По мнению некоторых, умножение вероятностей отдельных имен неверно, поскольку множество перестановок одних и тех же имен. возможно
- Включение Мариамны в расчет основано на двух предположениях:
- Мария Магдалина в Новом Завете (НЗ) была женой Иисуса.
- Мариамна была тем же человеком, что и Мария Магдалина, хотя в надписи «Магдалена» не фигурирует. [ 62 ]
- В расчетах учитывается только 1000 гробниц, найденных в Иерусалиме, а не все еврейское население, проживавшее в этом районе. Фактически это предполагает, что у семьи Иисуса в Новой Зеландии действительно была семейная гробница, и она была среди 1000 гробниц, найденных в районе Иерусалима. [ 63 ] [ 64 ] Никаких исторических подтверждений этому предположению нет. Некоторые эксперты, в том числе археолог Амос Клонер (тот самый, который раскопал гробницы), не признают, что у бедной семьи из Назарета была семейная гробница в Иерусалиме. [ 65 ]
- Надпись «Иуда, сын Иисуса» при расчете игнорируется. Поскольку большинство ученых считают исторического Иисуса бездетным, некоторые полагают, что эту надпись следует включить в расчеты, чтобы уменьшить вероятность принадлежности гробницы семье Иисуса.
Стефан Пфанн (президент Иерусалимского университета Святой Земли ) указывает, что общность этих имен предполагает, что вероятность гораздо ниже. «Примечательно, что всего лишь 16 из 72 личных имен [найденных в оссуариях] составляют 75% вписанных имён». Среди этих «16 лучших» имен — Мария, Иосиф, Иисус, Матфей и Иуда (и их вариации). [ 66 ]
Между подачей статьи Фейервергера в журнал и ее публикацией Франсуа Бовон отметил, что он не сделал заявления об имени Мариамна, которое было приписано ему Якобовичи и передано Фейервергеру. [ 50 ] В частности, хотя Фейервергер учел в своих расчетах понимание того, что Бовон определил Мариамну как наиболее вероятное имя Марии Магдалины, Бовон не придерживался этого мнения. [ 50 ] Фейервергер отметил в своем ответе на комментарии, что это ложное понимание настолько смутило его расчеты, что
это означает, что мы не можем (на основе нашей процедуры RR) сказать, что находка Тальпиота статистически значима в каком-либо значимом смысле. [ 50 ]
Ричард Бокэм (профессор исследований Нового Завета и профессор епископа Уордлоу в Сент-Эндрюсе ) собрал следующие данные, чтобы показать, насколько распространены имена на этих оссуариях: [ 67 ]
Из общего числа 2625 мужчин это цифры десяти самых популярных мужских имен среди палестинских евреев. Первая цифра — это общее количество вхождений (от этого числа, при сумме 2625 для всех имен, можно вычислить проценты), а вторая — количество вхождений конкретно на оссуариях.
Классифицировать | Имя | Всего ссылок | Найден в оссуариях | Процент от общего числа упоминаний (2625) |
---|---|---|---|---|
1 | Саймон / Симеон | 243 | 59 | 9.3% |
2 | Джозеф | 218 | 45 | 8.3% |
3 | Елеазар | 166 | 29 | 6.3% |
4 | Иуда | 164 | 44 | 6.2% |
5 | Джон/Йоханан | 122 | 25 | 4.6% |
6 | Иисус | 99 | 22 | 3.8% |
7 | Ханания | 82 | 18 | 3.1% |
8 | Джонатан | 71 | 14 | 2.7% |
9 | Мэтью | 62 | 17 | 2.4% |
10 | Манаен/Менахем | 42 | 4 | 1.6% |
Для женщин всего встречается 328 случаев (женские имена фиксируются гораздо реже, чем мужские), и цифры по четырем наиболее популярным именам таковы:
Классифицировать | Имя | Всего ссылок | Найден в оссуариях | Процент от общего числа упоминаний (328) |
---|---|---|---|---|
1 | Мария/Мариамна | 70 | 42 | 21.3% |
2 | Саломея | 58 | 41 | 17.7% |
3 | Шеламцион | 24 | 19 | 7.3% |
4 | Марта | 20 | 17 | 6.1% |
Колин Эйткен, профессор судебно-медицинской статистики в Эдинбургском университете, заявил, что исследование основано на ряде предположений, и что, «даже если мы примем эти предположения, 600 к одному, безусловно, не являются шансами в пользу того, что эта гробница принадлежит Иисусу». '", [ 68 ] это означает, что даже если бы было правдой, что найти эту группу имен очень маловероятно, из этого не следует, что, следовательно, это, вероятно, могила семьи Иисуса. Питер Лампе , профессор исследований Нового Завета в Гейдельбергском университете и работающий археологом, отметил, что в 120–130-х годах н. э. в портовом городе Маоза на южной оконечности Мертвого моря одна еврейская семья состояла из следующих имен: Иисус, Симон, Мариаме, Иаков и Иуда (папирус Бабата 17 от 128 г. н. э.; 25–26 и 34 от 131 г. н. э.). Эти люди не имели никакого отношения ни к Новому Завету, ни к гробнице Тальпиот. «По логике создателей фильма, этих людей не должно было существовать». [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хайзер, Майкл. «Доказательства реальные и воображаемые: ясно думая о «гробнице семьи Иисуса» » (PDF) . стр. 9–13. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2016 г. Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «История гробницы Таймс» .
- ^ Килти, Кевин. «Вероятность, статистика и гробница Талпиота» .
- ^ Jump up to: а б с Мильштейн, Мати (28 февраля 2007 г.). «Требования о могиле Иисуса отвергнуты учеными» . Национальные географические новости. Архивировано из оригинала 10 марта 2007 г. Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Клонер, Амос; Гибсон, Шимон (2013). «Переосмысление гробницы Тальпиот: археологические факты» . В Чарльзворте, Джеймс Х. (ред.). Могила Иисуса и его семьи?: Исследование древних еврейских гробниц у стен Иерусалима . Эрдманс. стр. 29–75. ISBN 978-0-8028-6745-2 .
- ^ Святая Библия – Пересмотренная стандартная версия , Словарь, стр. 30 (Мелтон Бук Ко., 1971)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Табор, Джеймс (27 марта 2007 г.). «Пасха 1980 года» . Блог Династии Иисуса . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лэйдлоу, Стюарт (26 февраля 2007 г.). «Заявление о могиле Иисуса вызвало фурор» . Торонто Стар . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Пас, Шелли (27 февраля 2007 г.). «Жители Э. Тальпиота приспосабливаются к возможности того, что они соседи Иисуса» . Иерусалим Пост .
- ^ Гордон, Нехемия. «Гробница Иешуа, сына Иосифа, в «Восточном Тальпиоте» » . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Лис, Джонатан (17 января 2008 г.). «Вдова: археолог хранил секрет открытия «гробницы Иисуса», опасаясь антисемитизма» . Гаарец .
- ^ «Встреча выпускников 2007 года» . 27 января 2008 г. Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ниссенбаум, Дион (27 февраля 2007 г.). « Документальный фильм «Затерянная гробница» высмеивали» . Газеты Макклатчи . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Зиас, Джо (март 2007 г.). «Руководство для зрителей по пониманию документального фильма о гробнице Талпиот, который выйдет в эфир на канале Discovery» . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Натан, Питер (2 марта 2007 г.). «Критический взгляд внутрь гробницы Иисуса» . Видение Медиа. [ необходим нетретичный источник ]
- ^ Фильм «Духовенство и ученые нападают на могилу Иисуса» . Курьер-Журнал . 26 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 г. Проверено 26 февраля 2007 г.
- ^ «Возобновился спор о «гробнице» Иисуса» . Время . 16 января 2008 г. Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ «Видео CNN.com» . CNN . Проверено 24 мая 2010 г.
- ↑ Принстонская конференция оправдывает участие ассоциированных продюсеров Джеймса Кэмерона и Симхи Якобовичи в фильме «Потерянная гробница Иисуса».
- ^ «Якобовичи отвечает своим критикам | Вспыхивает спор о могиле Иисуса» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 14 апреля 2011 г.
- ^ «Информационная служба» .
- ^ «Встреча выпускников 2007 года» . 27 января 2008 г. Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Факультет религии Университета Дьюка: Возобновление спора о гробнице Тальпиота
- ^ «Умышленное введение в заблуждение?» . 23 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Воссоединение выпускников 2007 г.
- ^ Вермез, Геза (25 января 2008 г.). «Никаких глубоких разногласий» . Библейская история ежедневно . Общество библейской археологии . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Мур, Майкл (26 февраля 2017 г.). «Заявление Гезы Вермеса» . Университет Святой Земли . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Дж. Х. Чарльзворт, Опровержение сенсационных заявлений относительно симпозиума в Иерусалиме
- ^ Чарльзворт, Джеймс Х., изд. (2013). Могила Иисуса и его семьи?: Исследование древних еврейских гробниц у стен Иерусалима . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6745-2 .
- ^ «Симпозиум по загробной жизни и погребальным практикам в иудаизме Второго Храма» . Архивировано из оригинала 27 января 2008 г.
- ^ «Даррел Бок и Барт Эрман согласны!» . Денни Берк . 01.03.2007 . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Роллстон, Кристофер А. (март 2007 г.). «Просопография и семейная гробница Тальпиет Иешуа: мысли палеографа» . Форум СБЛ .
- ↑ Обнаружена гробница Иисуса, сообщает кинорежиссер BBC News. Проверено 13 апреля 2010 г./
- ^ Открытие Иисуса . 28 февраля 2012 г. ISBN. 9781442346475 .
- ^ «Голливудская шумиха: Оскар и семейная гробница Иисуса, что у них общего? (расширенная версия)» . 26 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2007 г. Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Пилкингтон, Эд; Маккарти, Рори (27 февраля 2007 г.). «Это действительно последнее пристанище Иисуса, Марии Магдалины и их сына?» . Хранитель . Лондон . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Гудштейн, Лори (28 февраля 2007 г.). «Документальный фильм исследует предполагаемые останки Иисуса и его семьи» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 1 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Вьегас, Дженнифер (25 февраля 2007 г.). «Считается, что найдена семейная гробница Иисуса» . Канал Дискавери . Архивировано из оригинала 7 марта 2007 г. Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ Гудштейн, Лори (28 февраля 2007 г.). «Документальный фильм исследует предполагаемые останки Иисуса» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 1 марта 2007 г.
- ^ Фойервергер, Андрей (23 декабря 2013 г.). «Гробница по соседству: Обновление к «Статистическому анализу археологической находки» » . Анналы прикладной статистики . 7 (4). arXiv : 1401.1689 . дои : 10.1214/13-AOAS677 . S2CID 88519583 . Проверено 02 января 2020 г.
- ^ Фейервергер, Андрей (2008). «Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 3–54. arXiv : 0804.0079 . Бибкод : 2008arXiv0804.0079F . дои : 10.1214/08-AOAS99 . S2CID 88512120 .
- ^ Стиглер, Стивен М. (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 55–56. arXiv : 0804.0080 . Бибкод : 2008arXiv0804.0080S . дои : 10.1214/08-AOAS99A . S2CID 88517412 .
- ^ Фукс, Камил (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 57–65. arXiv : 0804.0099 . дои : 10.1214/08-AOAS99D . S2CID 14469644 .
- ^ Бентли, Дональд Л. (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 66–73. arXiv : 0804.0090 . дои : 10.1214/08-AOAS99E . S2CID 8957617 .
- ^ Берд, Шейла М. (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки - скептический подсчет проблем с археологической находкой». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 74–76. arXiv : 0804.0093 . doi : 10.1214/08-AOAS99H . S2CID 6035135 .
- ^ Хёфлинг, Хольгер; Вассерман, Ларри (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 77–83. arXiv : 0804.0099 . дои : 10.1214/08-AOAS99C . S2CID 88511738 .
- ^ Ингермансон, Рэндалл (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 84–90. arXiv : 0804.0090 . doi : 10.1214/08-AOAS99G . S2CID 15352780 .
- ^ Мортера, Дж.; Викард, П. (2008). «Обсуждение: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 91–96. arXiv : 0804.0088 . дои : 10.1214/08-AOAS99F . S2CID 18589673 .
- ^ Кадане, Джозеф Б. (2008). «Обсуждение: байесовские взгляды на археологическую находку». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 97–98. arXiv : 0804.0102 . дои : 10.1214/08-AOAS99B . S2CID 88511689 .
- ^ Jump up to: а б с д Фейервергер, Андрей (2008). «Ответ: Статистический анализ археологической находки». Анналы прикладной статистики . 2 (1): 99–112. arXiv : 0804.0103 . doi : 10.1214/08-AOAS99REJ . S2CID 7738091 .
- ^ Кершнер, Изабель (4 апреля 2015 г.). «Находки возобновили дебаты по поводу претензий на кости Иисуса» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уитнолл, Адам (7 апреля 2015 г.). «Затерянная гробница Иисуса? Ученый утверждает, что у него есть «практически недвусмысленные доказательства», которые могут помочь объяснить местонахождение останков Христа» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Клонер: Отличная история, но ерунда» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Затерянная гробница Иисуса: Исследуйте гробницу: Канал Discovery. Архивировано 27 февраля 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Гробница семьи Иисуса: вероятность и «уравнение Иисуса»
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 марта 2007 г. Проверено 1 июня 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Мимс, Кристофер (2 марта 2007 г.). «Вопросы и ответы со статистиком, который подсчитал вероятность того, что эта гробница принадлежала Иисусу» . Научный американец .
- ^ Л. Рахмани, Каталог еврейских оссуариев в коллекциях Государства Израиль (IAA/ Израильская академия наук и гуманитарных наук , 1994). [ нужна страница ]
- ^ Илан, Таль. 2002. Лексикон еврейских имен в поздней античности: Часть I, Палестина, 330 г. до н.э. – 200 г. н.э. Тюбинген, Германия: Мор Зибек. [ нужна страница ]
- ^ prnewswire.com
- ^ "fisher.utstat.toronto.edu" . Архивировано из оригинала 7 марта 2007 г. Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Хачлили, Рэйчел (2013). «Что в имени?» . В Чарльзворте, Джеймс Х. (ред.). Могила Иисуса и его семьи?: Исследование древних еврейских гробниц у стен Иерусалима . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 141. ИСБН 978-0-8028-6745-2 .
- ^ Блог NT Gateway. Архивировано 3 ноября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Блог NT Gateway. Архивировано 15 октября 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Клонер, Амос (27 февраля 2007 г.). «Археолог Амос Клонер не верит в историю о гробе Иисуса Христа» . Архивировано из оригинала 30 марта 2008 г.
- ^ Пфанн, Стивен. «Неправильное применение статистики в «Потерянной гробнице Иисуса» » . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 г. Проверено 5 марта 2007 г.
- ^ Уизерингтон, Бен (26 февраля 2007 г.). «Могила Иисуса? Теория гробницы Тальпиота «Титаника» затонула с самого начала» . Проверено 28 февраля 2007 г.
- ^ theherald.co.uk. Архивировано 9 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Питер Лэмп, «MEXPI THC CHMEPON: новое издание Матфея 27:64b»; 28:13 в «Сегодняшняя поп-наука и соленый бриз с Мертвого моря», « Эксегеза Нового Завета в диалоге: герменевтика - история воздействия - Евангелие от Матфея» (ред. Питер Лампе, Мойзес Майордомо, Мигаку Сато; Festschrift Ulrich Luz; Neukirchen-Vluyn) : Neukirchener Verlag, 2008), 355–366 (с дальнейшими аргументами против теории семейной гробницы Иисуса).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрик М. Мейерс: «Спор о гробнице Иисуса: обзор», Ближневосточная археология , Vol. 69, вып. 3/4 (сентябрь – декабрь 2006 г.), стр. 116–118.
- Чарльз Фостер: Расследование Иисуса, Томас Нельсон, 2010 г.
- Питер Лампе , «MEXPI THC CHMEPON: новое издание Матфея 27:64b; 28:13 в «Сегодняшняя поп-наука и соленый бриз с Мертвого моря», «Эксегеза Нового Завета в диалоге» (ред. П. Лампе, М. Майордомо, М. Сато; Festschript U. Luz; Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 2008) , 355–366.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт гробницы семьи Иисуса/потерянной гробницы Иисуса
- Новостной сюжет канала Discovery
- Новостной сюжет CNN
- Видеоинтервью с Джеймсом Х. Чарльзвортом о споре о «Семейной гробнице Иисуса»
- История семейной гробницы Иисуса (Theopedia.com – консервативная христианская точка зрения с ресурсами в формате MP3)
- «Спор о «гробнице Иисуса» снова вспыхивает» Общество библейской археологии
- Является ли гробница Тальпиот семейной гробницей Иисуса из Назарета? JTERP (Проект образования и исследований гробницы Иисуса)