Цфат Санджак

Цфат Санджак ( араб . سنجق صفد ; турецкий : Safed Sancağı ) — санджак (район) Дамаска Эялет ( османская провинция Дамаск ) в 1517–1660 годах, после чего он вошел в состав Сидон Эялет (османская провинция Сидон ). Санджак был сосредоточен в Цфате и охватывал Галилею , Джебель-Амиль и прибрежные города Акко и Тир . Город Цфат состоял из горожан-мусульман и евреев. При этом остальная часть санджака была заселена мусульманами-суннитами, еврейскими крестьянами, соплеменниками-бедуинами, мусульманами-шиитами / митвали и крестьянами- друзами .
Территория и демография
[ редактировать ]Территория Цфата Санджака состояла из территории между рекой Захрани на севере и горой Кармель (недалеко от Хайфы ) на юге и территории между Галилейским морем на востоке и Средиземным морем на западе. Помимо Цфата, в него входили портовые города Акра и Тир , а также вся Галилея и Джебель-Амиля район . Население района было смешанным, состоящим из крестьян и бедуинов . Жители региона Джебель-Амиль были преимущественно мусульманами-шиитами, исторически называемыми митвали , в то время как в Галилее проживало мусульманское большинство суннитов, включая крестьян и бедуинов, а также большое меньшинство друзов . [ 1 ] В районе также находились еврейские общины. [ 2 ]
Административное деление
[ редактировать ]В 16 веке Цфат Санджак был разделен на следующие пять навахи (единственное число: нахия ; административные подразделения третьего уровня) и амаль (единственное число: амал ; административные подразделения четвертого уровня): [ 3 ] [ 4 ]
- Нахия из Джиры — примерно соответствовала восточной Верхней Галилее , окружающей город Цфат. Имя Джира , вероятно, является производным от Джар , что по-арабски означает «сосед», а нахия ранее была известна как аль-Зуннар , что по-арабски означает «пояс», потому что она окружала Цфат. [ 5 ]
- Амаль из Барр Сафада
- Нахия из Акры — примерно соответствовала западной Верхней Галилее.
- Нахия Твериады — примерно соответствовала Нижней Галилее , а частью границы, отделявшей ее от нахии Джиры, был ручей Вади ар-Рубудия (Залмон). [ 6 ]
- Амаль из Тверии
- Амаль из Назарета
- Амаль Мардж Бани Амира — Амаль включала лишь часть Изреельской долины, остальная часть принадлежала Икте Турабая , которая позже стала Ладжун Санджаком . [ 7 ]
- Амаль из Кафр-Канны
- Нахия Тибнина - он примерно соответствовал юго-восточному Джебель-Амилю и альтернативно назывался Билад Бани Бишара . [ 8 ] Бишара, возможно, был офицером- айюбидом предоставил эту территорию в качестве икты , которому султан Саладин , хотя мамлюкские источники предполагают, что Бану Бишара были мусульманским племенем шиитов, жившим в этом районе. [ 9 ] Границей, отделяющей его от нахии Акко на юге, была широкая долина Вади-эль-Карн , примерно в 5 км (3,1 мили) к югу от современной границы Израиля и Ливана . [ 6 ]
- Нахия Шакифа - примерно соответствовала северо-восточной части Джебель-Амиля и границе, отделяющей ее от нахии Тибнина на юге реками Литани и Хасбани . [ 6 ]
- Благотворительность Шакифа
Информации об административном делении Цфата Санджака в 17 веке нет. К 18 веку Цфат Санджак был разделен на десять навахи . [ 10 ]
История
[ редактировать ]Административное происхождение и османское завоевание
[ редактировать ]До османского правления Цфат был столицей мамлаки ( провинции) Каире базирующегося в Мамлюкского султаната, . [ 11 ] Административная информация о Мамлакате Сафаде происходит в основном из двух источников: кади (главного исламского судьи) Цфата в 1370-х годах Шамса ад-Дина аль-Усмани и мамлюкского историка аль-Калкашанди , который основывал большую часть своих материалов о Мамлакате Сафаде на Работа аль-Усмани. [ 11 ] Большая часть информации о мамлаке охватывает период между 1260 и 1418 годами, тогда как о последнем столетии правления мамлюков до османского завоевания после битвы при Мардж-Дабике в 1516 году известно мало. [ 12 ] В отчетах путешественников XV века описывается общий упадок региона вокруг Цфата, вызванный голодом, эпидемиями, стихийными бедствиями и политическим хаосом, а также бегством крестьян из своих деревень в крупные города или переходом к кочевничеству. [ 12 ]
Османы вошли на территорию мамлаки через мост Дочерей Иакова и не встретили никакого сопротивления в Цфате или вокруг него. [ 13 ] Они обошли город, разбили лагеря у Дочерей Моста Иакова, Хана Джубба Юсуфа , Хана аль-Минья и Хана аль-Туджара , расположенных в мамлаке , прежде чем приступить к завоеванию мамлюкского Египта. [ 13 ] Пока Селим I был в Египте, в Цфате распространились слухи о том, что он был убит, что побудило горожан восстать против османов, прежде чем они были подавлены новыми властями. [ 14 ]
Процветание в начале-середине шестнадцатого века.
[ редактировать ]После присоединения к Османской империи Цфат был реорганизован в санджак, административно входивший в состав Дамасского эялета . [ 1 ] Его юрисдикция примерно соответствовала территории Мамлакат-Сафада. [ 12 ] Цфат Санджак процветал, по крайней мере, в течение первых шестидесяти лет османского правления: перемещенные крестьяне вернулись в свои деревни, а город Цфат стал убежищем для евреев из Европы, которые превратили город в центр производства шерсти . [ 15 ] Первое известное османское обследование земель и налогов в санджаке было проведено в 1525/26 году, за ним последовало второе обследование в 1538/39 году. Второе исследование показывает существенный рост населения и налоговых поступлений, возможно, в результате возвращения крестьян в свои деревни и стабильности, принесенной первыми османскими правителями. [ 16 ] В 1547–1548 годах в Сафад Санджаке было всего 287 деревень. [ 3 ]
В 16 веке клан Судун из Каны , который был мусульманами-шиитами предполагаемого черкесского происхождения, и Аль Шукр из Айнатхи , семья шиитских сейедов (религиозных лидеров), доминировали в Билад Бишара Нахия Санджака. [ 9 ]
Господство друзов
[ редактировать ]Первоначальное процветание санджака пошло на убыль к концу 16 века и оставалось в общем упадке, более или менее продолжаясь до 19 века. [ 17 ] Местный летописец и ханафитский муфтий Цфата аль-Халиди ас-Сафади (ум. 1625) указал в своих трудах, что последние годы XVI века в санджаке были отмечены опустошением и запустением, что в целом отражается на османском правительстве. записи. [ 18 ]
В 1602 году друзский вождь Шуфе жившей в династии Ман, , и губернатор Сидон-Бейрута Фахр ад-Дин II был назначен губернатором Цфата. Фахр ад-Дин становился все более влиятельной фигурой в регионе и в то время пользовался поддержкой правительства Османской империи. В Цфате ему было поручено контролировать мусульманские кланы-шииты, к которым османы-сунниты обычно относились более негативно, чем к друзам, и, как и друзы и бедуины региона в целом, часто находились в состоянии восстания из-за накопления запасов мушкетов. и отказ платить налоги. [ 19 ] Через три года после назначения Фахр ад-Дина османы похвалили его за «охрану страны, сдерживание бедуинов, обеспечение благосостояния и спокойствия населения, развитие сельского хозяйства и рост благосостояния». [ 20 ] Халиди, который стал советником Фахр ад-Дина и практическим придворным историком, также показал, что при Фахр ад-Дине прекратился разбой бедуинов на дорогах санджака, что привело к миру и безопасности, и что сельское хозяйство снова процветало. [ 20 ]
была создана новая эялет В 1614 году в Сидоне (провинция) и к ней был присоединен Цфат. Позже в том же году провинция была расформирована, и Цфат Санджак вернулся в состав Дамаска Эялет. [ 1 ] Во время изгнания Фахр ад-Дина между 1613 и 1619 годами мусульманская шиитская династия Харфуш попыталась, но безуспешно, получить контроль над ним. [ 21 ] Примерно в то же время, в 1617 году, мусульманский шиитский клан Мункар и дом Эль-Ассаада Али Ас-Сагира появились вместе с Аль-Шукром в качестве противников Ма'нов в Билад-Бишаре. [ 9 ] После пятилетнего изгнания в Тоскане Фахр ад-Дин восстановил свои позиции в регионе, его власть достигла апогея в 1630-х годах, пока он не был убит имперскими османскими войсками в 1635 году. [ 22 ] Али аль-Сагир и его брат Хусейн, которые ведут свое происхождение от старого влиятельного мусульманского племени шиитов, уничтожили конкурирующие кланы Судун в 1639 году и Аль Шукр в 1649 году, после чего их семья стала единственными лидерами мусульманских кланов-шиитов по всей территории. Джебель-Амиль, включая районы Тибнин, Хунин , Кана и Маарака. [ 9 ]
Поселения Галилеи, особенно Цфат и Тверия, пришли в упадок во время борьбы за захват региона племянником Фахр ад-Дина Мулхимом ибн Юнусом Маном, который в конечном итоге получил контроль над Цфатом Санджаком в 1653 году. [ 23 ] В следующем году клан Али ас-Сагира разозлил власти тем, что они не направили доходы из Тира, предназначенные для вакфа (религиозного фонда) в Дамаске. [ 9 ] Возможно, это ускорило их упадок, которому способствовала смерть Хусейна и его сына Хасана в 1655 и 1656 годах. [ 9 ] В 1660 году Сидон Эялет был восстановлен, и к нему снова был присоединен Цфат. [ 1 ] Османский губернатор новой провинции начал кампанию против шиитских феодалов, в результате которой погиб Али и многие его сыновья. [ 9 ] Менее влиятельные шиитские кланы, такие как Зайн из Бинт-Джебейля , впоследствии заполнили пустоту в местном руководстве, хотя Али ас-Сагир перегруппировался к концу века и, возможно, сохранил молчаливую поддержку со стороны Ма'на. [ 24 ]
Ахмад Ман умер в 1697 году, не оставив потомства мужского пола, и налоговые фермы Мана в Сидон-Бейруте Санджак были переданы Османским правительством Хайдару Шихабу. [ 25 ] С упадком Ма'нов в конце 17 века Сафад Санджак также в значительной степени перешел под контроль династии Шихабов . [ 21 ] Эмир Шихабитов Башир I , дядя Хайдара и эффективный лидер династии Шихабов, начал карательную кампанию против Али ас-Сагиров в Билад-Бишаре в 1698 году, захватив Мушрифа и его сына Мухаммеда и передав их под опеку правителя Сидона Каплана. Паша , брат губернатора Триполи Эялета и союзника Шихаба Арслана Мехмеда-паши . [ 24 ] Впоследствии Башир был назначен губернатором Сафад Санджака. [ 24 ] Он разгромил коалицию шиитских кланов Али ас-Сагир, Сааб и Мункар в Набатии в 1707 году. [ 26 ] Взяв под свой контроль Билад Бишару, он передал его своему заместителю-друзу Махмуду Абу Хармушу. [ 26 ]
Правило Зайдани
[ редактировать ]К концу 17 века бедуинское племя Бану Сакр практически доминировало на территории к западу от Тверии между Цфатом и Наблусом. [ 27 ] Сакр распространил свою защиту на клан Бану Зайдан под руководством его вождя, имя которого в источниках не определено. [ 27 ] Сын вождя Умар аз-Зайдани был назначен мутасаллимом (откупщиком) Цфата Баширом I, который также назначил своего собственного сына Мансура губернатором Сафада Санджака. [ 28 ] Мансур умер в 1702 году, и на посту губернатора его сменил Умар, который занимал этот пост до своей смерти в 1706 году, в том же году, когда Башир I умер в Цфате. [ 28 ]
Губернатор Сидона Эялета при поддержке местных сил из Наблуса решил подчинить себе Сакра, который заработал репутацию человека, совершающего набеги на деревни, подвергающего опасности путешественников и торговлю и уклоняющегося от налогов. [ 29 ] Стремясь улучшить свое положение в отношениях с властями, Сакр поручил сыну Умара аз-Зайдани Захиру аль-Умару стать их представителем. [ 29 ] При их поддержке Захир получил контроль над Тверией и убедил Сидона назначить его ее откупщиком. [ 29 ] К 1738 году он добился сдачи Цфата местным диктатором и налоговым фермером Мухаммадом Нафи. [ 29 ] В 1746 году он присоединил к своим владениям налоговую ферму Акры, в то время как он и другие зайданцы укрепили свой контроль над остальной частью Галилеи. [ 30 ] После двадцати пяти лет столкновений и сотрудничества Захир и мусульманские кланы-шииты Джебель-Амиля во главе с Насифом ан-Нассаром из клана Али ас-Сагир договорились о формальном союзе, сделав Захира своим официальным представителем при властями Сидона, контролирующим их налоговые сборы. выплаты и согласие защищать их от друзов во главе с Мулхимом Шихабом в обмен на их военную поддержку. [ 31 ]
Захир укрепил Акру и сделал ее столицей своего расширяющегося шейха и центром своей монополии на торговлю хлопком из Палестины. Практическое господство Акры над санджаком при Захире, который правил до своей смерти в 1775 году, и его назначенных османами преемниках Джаззар-паши (1775–1804), Сулеймана-паши аль-Адиля (1805–1819) и Абдуллы-паши (1820–1831) способствовали к политическому упадку Цфата, который стал центром нахии с ограниченным местным влиянием, принадлежащим Акко Санджак . [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Абу Хусейн 2004, с. 135.
- ^ Давид и Ордан 2010, с. 28.
- ^ Jump up to: а б Элленблюм 2003, с. 216.
- ^ Род 1979, стр. 28–30.
- ^ Род 1979, стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с Род 1979, с. 31.
- ^ Род 1979, с. 30.
- ^ Род 1979, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зима 2010, с. 126.
- ^ Род 1979, с. 33.
- ^ Jump up to: а б Род 1979, с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Род 1979, с. 17.
- ^ Jump up to: а б Род 1979, с. 18.
- ^ Род 1979, стр. 18–19.
- ^ Род 1979, с. 20.
- ^ Род 1979, с. 21.
- ^ Род 1979, стр. 21–22.
- ^ Абу-Хусейн 1985, с. 93.
- ^ Абу-Хусейн 1985, стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б Абу-Хусейн 1985, с. 84.
- ^ Jump up to: а б Абу Хусейн 2004, с. 136.
- ^ Джудан 1987, стр. 13.
- ^ Фалах 1978, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Зима 2010, с. 127.
- ^ Зима 2010 г., с. 128.
- ^ Jump up to: а б Зима 2010, с. 129.
- ^ Jump up to: а б Джуда 1987, с. 20.
- ^ Jump up to: а б Джуда 1987, с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Филипп 2001, с. 32.
- ^ Филипп 2001, стр. 33–36.
- ^ Филипп 2001, с. 37.
- ^ Аббаси 2003, с. 50.
Библиография
[ редактировать ]- Аббаси, Мустафа (февраль 2003 г.). «Арабская община Сафада 1840–1918: критический период» (PDF) . Иерусалим Ежеквартальный . 17 : 49–58.
- Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (1985). Руководство провинций Сирии, 1575-1650 гг . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN 9780815660729 .
- Абу Хусейн, Абдул Рахим (2004). Взгляд из Стамбула: Османский Ливан и Друзский эмират . ИБТаурис. ISBN 9781860648564 .
- Дэвид, Авраам; Ордан, Дена (2010). Прийти на землю: иммиграция и расселение в Эрец-Исраэль XVI века . Издательство Университета Алабамы. ISBN 9780817356439 .
- Элленблюм, Р. (2003). Франкское сельское поселение в Латинском Иерусалимском королевстве . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521521871 .
- Фалах, Салман (1975). «История поселений друзов в Палестине в период Османской империи». В Маозе, Моше (ред.). Исследования Палестины в период Османской империи . Иерусалим: Магнес Пресс. ISBN 9789652235893 .
- Филипп, Томас (2001). Акко: взлет и падение палестинского города, 1730–1831 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50603-8 .
- Род, Х. (1979). Управление и население Санджака Сафада в шестнадцатом веке (доктор философии). Колумбийский университет.