Идеальное несовершенство
![]() Обложка польского издания. | |
Автор | Яцек Дукай |
---|---|
Оригинальное название | Совершенное несовершенство. Первая треть Прогресса |
Переводчик | не переведено |
Художник обложки | Томаш Багинский |
Язык | Польский |
Жанр | тяжелая научная фантастика |
Издатель | Литературное издательство |
Дата публикации | 2004 |
Место публикации | Польша |
Страницы | 456 |
ISBN | 83-08-03647-3 |
ОКЛК | 60361233 |
Класс ЛК | PG7163.U4 P47 2004 г. |
Совершенное несовершенство: Первая треть прогресса ( польский : Perfekcyjna niedoskonałość. Pierwsza tercja progresu ; также иногда переводится как « Идеальное несовершенство ») — научно-фантастический роман, опубликованный в 2004 году -фантастом польским писателем Яцеком Дукаем , якобы как первая часть запланированная трилогия (другие части не были опубликованы и не объявлены в стадии разработки). Он был опубликован в Польше издательством Wydawnictwo Literackie .
В 2004 году роман получил главную польскую награду в области научно-фантастической литературы — премию Януша А. Зайделя . [ 1 ] Он был переведен на русский язык в 2019 году. [ 2 ]
Книга была положительно воспринята критиками, хотя некоторые отметили, что она тематически напоминает более ранние произведения автора, вероятно, потому, что была написана за несколько лет до публикации. Его уникальный язык, в том числе «постчеловеческая грамматика», получил ряд научных интерпретаций.
Сюжет
[ редактировать ]XXI века Астронавт Адам Замойский восстанавливается после несчастного случая. Сначала он думает, что восстанавливается после авиакатастрофы , и любые странные вещи, которые он воспринимает, являются галлюцинациями, связанными с его выздоровлением. Вскоре он обнаруживает, что, чтобы предотвратить культурный шок (или, возможно, то, что лучше было бы назвать глубоким будущим шоком ), вся получаемая им информация фильтруется через имплантат, создавая полувиртуальный мир , и фактически он был возрожден. в 29 веке, в мире посттехнологической сингулярности . Однако его имплант повреждается, и он оказывается в мире, где обычные Homo Sapiens — всего лишь реликты. Большинство людей, которых он встречает, являются искусственного интеллекта агентами , дефицит был устранен с помощью нанотехнологий , виртуальная реальность слита с «реальностью», валюта — экзотическая материя, используемая в экспериментах в пространстве-времени — и внезапно Адам попадает в паутину трансгалактического мира. интрига, созданная существами, гораздо более разумными, чем неаугментированный человек. В чем секрет, который он предположительно узнал до того, как его космический корабль был уничтожен еще в 21 веке? Тайна, которую он не может вспомнить и которую не может восстановить наука 29 века, несмотря на то, что воскресила его? И в мире, где целые вселенные посвящены единственной цели — служить оружейными лабораториями для гонка вооружений между мультицивилизациями, может ли обычный человек стать чем-то большим, чем игрушкой невероятно разумных существ?
Вселенная
[ редактировать ]Как и во всех романах Дукая, мир « Совершенного несовершенства» изобилует различными концепциями и идеями. [ 3 ]
кривая Реми
[ редактировать ]
Перевод терминов: * животные - животные * стахи - STAHS, стандартный Homo sapiens * фибы - PHB's, постчеловеческие существа * инклюзии - Komputer Ostateczny - Ultimate Computer * Inkluzja Ultymatywna - Ultimate Inclusion * плато - конечная коммуникационная сеть
Кривая Реми, показывающая ход эволюции человечества , — одно из самых фундаментальных понятий в «Совершенном несовершенстве» . Дукай использовал концепции антропного принципа , технологической сингулярности и трансгуманизма, чтобы предложить разделение интеллекта по линиям интеллекта и адаптации :
- Стандартные Homo Sapiens — обычные люди.
- Постчеловеческие существа — это следующий уровень эволюции человека. При поддержке искусственного интеллекта одной из характеристик фиби является ее способность разделяться на множество копий с различными уровнями, задачами и уровнями автономии, каждой из которых можно поручить анализ и работу с частями реальности. Еще одной характеристикой является способность трансформировать как свое тело, так и разум.
- Ultimate Computer — это компьютер , использующий лучшее оборудование , допускаемое физическими константами нашей Вселенной. См. также физику вычислений .
- Включения , по сути, являются «карманными вселенными ». Они созданы для того, чтобы определенные объекты могли запускать оборудование в выделенной вселенной с физическими константами , отличными от наших, что обеспечивает более высокую производительность, чем в нашей вселенной.
- Абсолютное включение — это включение с наилучшим возможным набором физических констант во всей мультивселенной.
Кривая иллюстрирует связь между интеллектом (вертикальная ось) и адаптацией (горизонтальная ось), где адаптация означает способность использовать в своих целях ресурсы Вселенной . Он начинается с животных и заканчивается оптимальной формой, Абсолютным Включением , способным наиболее эффективно использовать все ресурсы вселенной, как путем совершенствования использования ресурсов, так и путем адаптации своей формы к наиболее эффективному их использованию. Эта кривая, названная в честь вымышленного ученого Реми, должна быть универсальной для всех разумных видов во всей Мультивселенной .
Ось адаптации разделена двумя точками (порогами) на три трети. Первая треть – это естественная эволюция. Первый пункт, Самотворение или Физика, разделяет естественно развившихся сущностей от тех, кто использует технологию, до дальнейшей эволюции, но технология все еще ограничена физикой одной вселенной. Второй пункт, Метафизический (следует подчеркнуть – не метафизический ), отделяет их от логических включений, которые используют «лучшую» физику других вселенных для самосовершенствования. Обратите внимание, что Дукай определяет метафизику как науку об изменении физики (физических констант).
Одним из выводов теории Реми является принцип конвергенции. После нескольких столетий эволюции на второй и третьей трети разница между различными цивилизациями относительно невелика. Даже если они возникли в разных вселенных, каждая породила множество подтипов, столь же чуждых себе, как и любой из созданных другими, и фактически, когда они приближаются к Абсолютному Включению, они становятся все более и более похожими. Первый контакт может быть шокирующим и пугающим для молодых цивилизаций, но для старых это просто ежедневное явление, а вновь встречающиеся расы не более удивительны, чем новая цивилизация молодежной моды, наблюдавшаяся несколько лет назад.
Многие понятия, важные для стахов, по большей части не имеют значения для фибов (например, пола ) или включений (например, возраста). Стахи, тем не менее, сохраняются, им позволяют жить своей жизнью и превращаться в фиби или инклюзы по своему желанию, поскольку благодаря устранению дефицита и способности создавать новые вселенные нет конкуренции за ресурсы (по крайней мере, за те, которые могут быть использованы Стас).
Ремесло
[ редактировать ]Ремесло (или крафт) — это практика метафизики, наука об изменении физических констант или формировании пространства-времени посредством изменения самих законов физики . [ 3 ]
Анализ
[ редактировать ]Сам Дукай писал, что намеревался написать « космическую оперу, которая положит конец всем космическим операм», но для этого ему пришлось создать научно правдоподобную и сложную вселенную, создав таким образом жесткий научно-фантастический роман. [ 4 ]
Одним из многих оригинальных поворотов в книге является новый язык, например, новая грамматика и префиксы, которые пытаются описать постчеловеческие существа (чем-то напоминающие концепцию гендерно-нейтрального языка ). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Эта языковая игра также делает книгу особенно сложной для переводчиков. [ 3 ] [ 10 ] (Перевод книги на русский язык был номинирован на российскую премию за лучшие переводы). [ 2 ]
Жерар Ронж проанализировал философский посыл книги и пришел к выводу, что роман «предлагает полную философскую модель возможных способов представления будущего, которая уникальна, но полностью соответствует парадигме Просвещения». [ 11 ]
Несмотря на то, что книга была опубликована в 2004 году, она в основном была написана в 1998–2000 годах и, как отметили некоторые рецензенты, она имеет сходство с более ранним стилем Дукая. [ 12 ] [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]В 2004 году роман получил главную польскую награду в области научно-фантастической литературы — премию Януша А. Зайделя . [ 1 ]
В 2004 году Войцех Орлинский написал рецензию на книгу для Gazeta Wyborcza . Он отмечает, что книга, как и многие работы Дукая, затрагивает метафизическое измерение – мир, в котором развитое человечество, или постчеловечество, может изменить сами законы физики. В конце, однако, он отмечает, что одна константа остается неизменной — склонность к ошибкам и некомпетентность политиков, что и составляет большую часть сюжета книги. [ 7 ] в своей статье для связанного с «Gazeta Wyborcza» «gazeta.pl» портала Михал Ольшевский отметил, что книга подтверждает, что Дукай является одним из лучших авторов современной Польши, но в то же время книга является сложной, смешивая различные жанры, науки и философии, даже теологию . Изображенный мир очень сложен, и одно из измерений, которое делает его таким, заключается в том, что главный герой страдает от кризиса идентичности в рамках своей эволюции от человека к постчеловеческому существу. [ 13 ]
Рецензируя книгу для Esensja также в 2004 году, Гжегож Рогачевский отмечает, что, хотя это якобы космическая опера, произведение сочетает в себе элементы других жанров, от научной фантастики до фэнтези , плаща и кинжала , гротеска , сверхъестественной и философской фантастики . Он также отмечает, что эта работа, похоже, напоминает некоторые более ранние работы Дукая, наполненные множеством научных ссылок, и поэтому может быть несколько более сложной для обычных читателей, не знакомых с научной фантастикой. Тем не менее он заключает, что книга приятная и «незабываемая». [ 12 ]
Павел Дунин-Вонсович , писавший для Przekrój в 2004 году, отметил, что книга, вероятно, поразит любого читателя, незнакомого с произведениями Дукая, но те, кто знаком с ними, могут заметить повторение некоторых тем, представленных в Extensa и других песнях , и поэтому книга своего рода «шаг назад» в контексте литературного развития Дукая, что вполне объяснимо, поскольку это была более старая рукопись, опубликованная через несколько лет после завершается. [ 8 ]
В 2015 году Михал Совинский написал рецензию на книгу для Tygodnik Powszechny , назвав Дукая гениальным писателем, позволяющим нам «заглянуть на другую сторону языка и понимания». Он отметил, что книга, названная первой из обещанной трилогии, так и осталась незавершенной, что, тем не менее, соответствует ее названию и теме. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лауреачи» (на польском языке) . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б "Опубликован лонг-лист литературной премии «Вавилонская рыбка 2021»" . ИА REGNUM (in Russian) . Retrieved 9 September 2022 .
- ^ Jump up to: а б с Круглик, Павел (2021). «Лингвистические эксперименты Яцека Дукая и их отражение в переводе (на материале романа «Совершенное несовершенство»)» . Studia Translatorica (на польском языке) (12): 193–204. ISSN 2084-3321 .
- ^ Длугош, Артур (5 октября 2004 г.). «Последствия воображения» [интервью с Яцеком Дукаем]» . Esensja.pl (на польском языке) . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Сухарска, Катажина (6 сентября 2012 г.). «Язык польских научно-фантастических романов на примере «Совершенного несовершенства» Яцека Дукая .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Пшитула, Петр (2020). «За пределами языка – лингвистические новации в прозе Яцека Дукая (типы и функции)» . Лингвистические труды (на польском языке). 22 (XXII/2): 191–204. дои : 10.31648/pj.5252 . ISSN 1509-5304 . S2CID 234984116 .
- ^ Jump up to: а б Войцех, Орлинский (8 ноября 2004 г.). «Совершенное несовершенство, Дукай, Яцек» . wyborcza.pl . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Дунин-Вонсович, Павел (5 декабря 2004 г.). «Идеальный шаг назад» . Пшекрой (на польском языке). Том 49. Архивировано из оригинала 5 мая 2007 года.
- ^ Совинский, Михал (17 мая 2015 г.). «Гений, или несовершенство | Тыгодник Повшехны» . www.tygodnikpowszechny.pl . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Орлинский, Войцех (7 июня 2009 г.). «Гей-фэнтези» . экскурсии в дискурсе (на польском языке) . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Ронж, Жерар (2020). «Декарт – Лиотар – Дукай. «Совершенное несовершенство» как предложение Просвещения после признания конца великой нарративной парадигмы» . Литература и народная культура (на польском языке). 26 : 169–178. дои : 10.19195/0867-7441.26.13 . ISSN 0867-7441 . S2CID 244617321 .
- ^ Jump up to: а б Рогачевский, Гжегож (4 октября 2004 г.). «Резонанс морфа и формы» . Esensja.pl (на польском языке) . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Ольшевский, Михал (2 декабря 2004 г.). «Совершенное несовершенство» . Газета.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2007 года.
- ^ «Гений, или несовершенство | Тыгодник Повшехны» . www.tygodnikpowszechny.pl . Проверено 9 сентября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 2003 Интервью с Яцеком Дукаем на сайте Wotmania.com
- Описание книги на официальной странице Яцека Дукая (на польском языке)
- Подробное описание «Идеального несовершенства» на английском языке
- «Совершенное несовершенство» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- (на польском языке) «Совершенное несовершенство» Яцека Дукая Рецензия Войцеха Орлинского в Gazeta Wyborcza , 8 ноября 2004 г.
- (на польском языке) Другие отзывы: [1] , [2]