Карл Тиме
Карл Отто Тиме (25 мая 1902 — 26 июля 1963) — немецкий историк и политолог. Тиме обратился в католическую церковь из лютеранства и был частью международной интеллектуальной сети вместе с такими фигурами, как Вальдемар Гуриан и Джон М. Остеррайхер (оба обращенные из иудаизма), которые первоначально выступали против антиеврейских настроений и за обращение евреев в христианство. . После Второй мировой войны он был пионером в католико-еврейском межконфессиональном диалоге благодаря своей работе в Гертруды Люкнер и Freiburger Rundbrief многочисленным личным перепискам. Хотя Тиме умер до окончания Второго Ватиканского Собора , его деятельность вместе с «его интеллектуальным спарринг-партнером» Остеррайхером проложила путь к Nostra aetate (Декларации об отношениях Церкви с нехристианскими религиями).
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Карл Отто Тиме родился в Лейпциге в семье Карла Тиме-старшего, этнического немецкого лютеранского протестантского богослова, который преподавал в Лейпцигском университете . Его братом был историк права Ганс Тиме . С 1912 года посещал гимназию Кенигина-Каролы , которую покинул в 1921 году с аттестатом об окончании средней школы. [ 1 ] Затем он изучал философию, историю и право в университетах Лейпцига, Базеля и Берлина до 1926 года. Уже в 1924 году он получил докторскую степень под руководством своего учителя Ганса Дриша по теме метафизики Шопенгауэра в ее отношении к кантовской трансцендентальной философии.
С 1927 года Карл Тиме преподавал в Берлинской Немецкой высшей школе политики вслед за своим учителем Германом Хеллером . Тиме, сын лютеранской семьи из Дрездена , считал себя христианином на протяжении всей своей жизни, в том числе и в юности. Тиме стал участвовать в левой политике и вступил в Социал-демократическую партию Германии в 1924 году. [ 2 ] Это шокировало некоторых его друзей, поскольку в то время Социал-демократическая партия Германии считалась марксистской (хотя и демократической) и в своих материалах была открыто антирелигиозной. [ 3 ] Однако Тиме продолжал заявлять о своих религиозных убеждениях, редактируя публикацию Religiöse Besinning , которая пропагандировала экуменизм между протестантами и католиками (что затем осуждалось Ватиканом). [ 4 ]
С 1931 по 1933 год он был профессором истории и граждановедения Педагогической академии в Эльбинге . В последние годы Веймарской республики он кратко заигрывал с консервативной революцией и политикой « третьего позиционирования », включая Отто Штрассера ( штрассеризм ), Neue Blätter für den Sozialismus (социал-демократов, которые были на правом фланге партии) и католиков. Кольцевой механизм Генриха Брюнинга . [ 4 ] После прихода к власти Адольфа Гитлера и установления национал-социализма в качестве правящего режима в Германии Тиме должен был выступить с речью на мероприятии Социал-демократической партии в Эльбинге, посвященном празднованию Карла Маркса в пятидесятую годовщину его смерти, 14 марта 1933 года. Однако мероприятие было отменено, поскольку гестапо арестовало в городе политиков-марксистов, а неделю спустя сам Тиме был помещен под стражу. Тиме сообщили, что у него больше нет работы в академии, поскольку социал-демократам запрещено занимать государственные должности. [ 4 ]
Церковь и евреи
[ редактировать ]Сначала Тиме, стремясь защитить свою семью, подумывал о вступлении в Der Stahlhelm , чтобы избежать политических преследований. Однако его жена запретила это. К июлю 1933 года, посещая Берлин, Тиме из первых рук услышал рассказы о кровопролитной неделе Кёпеника ; насилие, совершенное Sturmabteilung (SA), в результате которого был убит по меньшей мере 21 человек, в том числе соратники Тиме социал-демократы (многие другие были подвергнуты пыткам). [ 4 ] С этого момента он перешёл в открытую оппозицию национал-социалистическому режиму. [ 4 ] К этому времени многие из протестантской Ландескирхе склонились на сторону правительства Гитлера и приняли « арийский параграф »; к большому разочарованию Тиме (обращенным еврейского происхождения было запрещено занимать должности в этих протестантских церквях). [ 5 ] Контролировать и произвольно изменять доктрины Католической церкви оказалось бы труднее для любого политического режима; это привлекло к нему в то время Тиме и некоторых немецких протестантов (католическая церковь, не уважая евреев, не исключала по признаку расового происхождения новообращенных из участия в жизни церкви). [ 5 ] Тиме вошел в католическую церковь 30 января 1934 года, и за ним последовали около сорока протестантских пасторов из «круга Тиме». [ 5 ] Немецкие официальные лица подали в Рим жалобу на кружок Тиме, а Альфред Розенберг , ведущий идеолог НСДАП и автор «Мифа двадцатого века », осудил Тиме за его «предательское паломничество в Рим». [ 5 ]
В 1935 году, когда внимание политических властей теперь было обращено непосредственно на него, а политическое насилие стало реальной угрозой, Тиме решил покинуть Германию и эмигрировал в Швейцарию . Находясь в Швейцарии, Тиме контактировал с другими политическими эмигрантами левого толка, бежавшими из Германии, в частности с Вальтером Беньямином и Теодором Адорно из Франкфуртской школы . Тиме послал Бенджамину копию своей работы 1934 года « Старые истины: история формирования личности на Западе» . Бенджамин положительно относился к работе Тиме, поскольку она напоминала ему теологию его старого немецкого друга-протестанта Флоренса Кристиана Ранга ; это хорошо согласовывалось с мнением Беньямина о том, что марксизм представляет собой секуляризацию « иудео-христианского мессианизма». [ 6 ] [ 7 ] Переписка между двумя мужчинами продолжалась несколько лет: в 1936 году, во время Олимпийских игр в Берлине , Тиме помог Беньямину опубликовать работу «Немецкий народ» (под псевдонимом «Детлеф Хольц») через Vita Nova в Люцерне , в которой критиковался дух Национал-социалистическая эпоха. [ 8 ] Здесь, из Швейцарии, вместе с Вальдемаром Гурианом (российско-евреем, принявшим католичество) под редакцией Джона М. Остеррайхера (австрийско-еврейского обращения в католицизм), Тиме написал в 1937 году меморандум, озаглавленный « Церковь Христа и еврейский вопрос». «, который призывал всех христиан, но особенно Папу и Римскую курию , противостоять современным антиеврейским настроениям и занять публичную позицию в отношении движения против евреев в Германия . [ 9 ] С 1943 года он имел право жить в Лауфенльфингене , Базель-Ландшафт .
Межконфессиональные отношения в послевоенные годы
[ редактировать ]С 1947 года он был приглашенным профессором, с 1953 года — профессором европейской истории, философии и германистики в Институте иностранных языков и устных переводов Майнцского университета в Гермерсхайме .
В 1950 году Тиме изменил свою позицию в отношении христианской миссии среди евреев, заявив вместо этого, что приверженцы раввинистического иудаизма угодны Богу как евреи и не нуждаются в обращении (вопреки традиционному христианскому учению, которое иногда называют суперсессионизмом и в частности, католическая концепция Extra Ecclesiam nulla salus ). [ номер 1 ] [ 2 ] [ 10 ] Пытаясь теологически оправдать это, Тиме попытался радикально переосмыслить отрывок из Послания апостола Павла к римлянам . [ 2 ] Он распространял эти идеи через свою работу в качестве соредактора Freiburger Rundbrief , публикации, связанной с Гертрудой Люкнер (англо-немецкой, обращенной в католицизм из квакерства , которая была частью немецкого сопротивления и провела время в концентрационном лагере Равенсбрюк ), которая он был соредактером с 1948 года. [ 11 ] Издание было основано с целью «противодействия антисемитизму внутри христианства» и распространялось по немецкоязычным католическим и протестантским приходам. [ 2 ] Хотя их взгляды были непопулярны и считались радикальными, у них были некоторые сторонники, такие как давний интеллектуальный партнер Тиме Остеррайхер, работавший к тому времени в Университете Сетон-Холл в США , и Поль Деманн во Франции (еврей венгерского происхождения, принявший католицизм из Конгрегации наших Леди Сиона , участвовавшая в Зейлисбергской конференции, связанной с Жюлем Исааком ). [ 2 ]
В это время Тиме также поддерживал тесную переписку с рядом еврейских деятелей, в том числе с Мартином Бубером , Эрнстом Эрлихом (будущий директор Бней-Брит в Европе, также базирующимся в Швейцарии), а также с раввинами Берна и Женевы. , среди других. [ 2 ] Тиме поддерживал контакты с христианско-еврейскими обществами и был консультантом по религиозным вопросам в Немецком координационном совете обществ христианско-еврейского сотрудничества .
С 1954 по 1963 год он был директором института иностранного и устного перевода, затем заместителем директора. Хотя Остеррайхер и Тиме поддерживали переписку после войны, в 1960 году они поссорились, когда у Тиме сложилось впечатление, что Остеррайхер считал его неортодоксальным (Остеррайхер питал некоторую надежду на обращение евреев в христианство в 1960-е годы). [ 2 ] Несмотря на это и смерть Тиме до примирения со своим интеллектуальным щадящим партнером, Остеррайхер позже принял те же взгляды, что и Тиме, и работа с кардиналом Августином Беа на Втором Ватиканском соборе оказала значительное влияние на разработку документа Nostra aetate (Декларация об отношениях между Церковь с нехристианскими религиями). [ 2 ] Тиме По мнению Джона Коннелли, Остеррайхер напрямую заимствовал видение конца времен , которое он сформулировал для экуменического конгресса в Эванстоне в 1954 году, в текст Nostra aetate (Тиме позаимствовал это у Карла Барта , а Барт позаимствовал его у Моисея Маймонида). ). [ 2 ] Тиме умер в Базеле , Швейцария, в 1963 году. Архив Карла Тиме существует в Еврейской национальной библиотеке в Иерусалиме с 1980 года. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]- Старая правда. История образования на Западе. Лейпциг, 1934 год.
- Христианское образование в это время , издательство Benziger, Айнзидельн, 1935 г.
- Вклад в историю устного перевода (совместно с Эдгаром Глессером и Альфредом Германом), Мюнхен, 1956 г.
- Библейская религия сегодня. Гейдельберг 1960 г.
- Три тысячи лет иудаизма. Источники и представления по еврейской истории , Падерборн, 1960 г.
- (Редактор): Антисемитизм. Презентация и анализ. Библиотека знаний Фишера, Франкфурт-на-Майне, 1963.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Несмотря на то, что Тиме решительно выступал за обращение евреев, в своих взглядах он был явно юдофилом . Давая отпор движению « немецких христиан » внутри Немецкой евангелической церкви , в оставшемся без ответа письме, отправленном Папе Пию XI после вступления «круга Тиме» в католическую церковь, он сказал в письме, что Иисус Христос «возлюбил своего Еврейский народ, пусть даже и некрещеный, с горящим сердцем, как мы любим своих».
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Иоганн Гауптман: Алфавитный список бывших кароланцев , в: Празднование двадцатипятилетия гимназии королевы Каролы в Лейпциге, 1927 г. , Лейпциг, 1927 г., стр. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коннелли, Дж. (2014). Эсхатология и идеология антииудаизма. Исследования христианско-еврейских отношений, 9 (1)
- ^ Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 123.
- ^ Эйланд, Ховард. От врага к брату . п. 471.
- ^ Гольдштейн, WS. (2001). Мессианизм и марксизм: диалектические теории секуляризации Вальтера Беньямина и Эрнста Блоха. Критическая социология, Том 27, Выпуск 2
- ^ Витте, Бернд. Уолтер Бенджамин: интеллектуальная биография . п. 172.
- ^ Элиас Х. Фюлленбах: Церковь Христа и еврейский вопрос (1937) , в: Справочник по антисемитизму. Антисемитизм в прошлом и настоящем, Том 6: Публикации, под ред. Вольфганг Бенц, Берлин/Бостон, 2013 г., стр. 400–403.
- ^ Гордон, ЧП. (2012). Пересекающие границу. Новая Республика
- ^ Элиас Х. Фюлленбах: «Друзья старого и нового народа Божьего». Теологические подходы к иудаизму после 1945 года , в: Rottenburger Jahrbuch für Kirchengeschichte 32 (2013), стр. 235–252.
- ^ Мануэла Нипп. «Биография Карла Тиме» . Personenlexikon.bl.ch (на немецком языке).
Библиография
[ редактировать ]- Элиас Х. Фюлленбах: католико-еврейские отношения в 20 веке. Католические инициативы против антисемитизма и начало христианско-еврейского диалога в Германии . В: Рейнхольд Бошки, Альберт Герхардс (ред.), Культура памяти в плюралистическом обществе. Новые перспективы христианско-еврейского диалога . Шёнинг, Падерборн, 2010, стр. 143–163.
- Джон Коннелли . От врага к брату: революция в католическом учении о евреях, 1933–1965, издательство Гарвардского университета, 2014.