Jump to content

Карл Тиме

Карл Отто Тиме (25 мая 1902 — 26 июля 1963) — немецкий историк и политолог. Тиме обратился в католическую церковь из лютеранства и был частью международной интеллектуальной сети вместе с такими фигурами, как Вальдемар Гуриан и Джон М. Остеррайхер (оба обращенные из иудаизма), которые первоначально выступали против антиеврейских настроений и за обращение евреев в христианство. . После Второй мировой войны он был пионером в католико-еврейском межконфессиональном диалоге благодаря своей работе в Гертруды Люкнер и Freiburger Rundbrief многочисленным личным перепискам. Хотя Тиме умер до окончания Второго Ватиканского Собора , его деятельность вместе с «его интеллектуальным спарринг-партнером» Остеррайхером проложила путь к Nostra aetate (Декларации об отношениях Церкви с нехристианскими религиями).

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и предыстория

[ редактировать ]

Карл Отто Тиме родился в Лейпциге в семье Карла Тиме-старшего, этнического немецкого лютеранского протестантского богослова, который преподавал в Лейпцигском университете . Его братом был историк права Ганс Тиме . С 1912 года посещал гимназию Кенигина-Каролы , которую покинул в 1921 году с аттестатом об окончании средней школы. [ 1 ] Затем он изучал философию, историю и право в университетах Лейпцига, Базеля и Берлина до 1926 года. Уже в 1924 году он получил докторскую степень под руководством своего учителя Ганса Дриша по теме метафизики Шопенгауэра в ее отношении к кантовской трансцендентальной философии.

С 1927 года Карл Тиме преподавал в Берлинской Немецкой высшей школе политики вслед за своим учителем Германом Хеллером . Тиме, сын лютеранской семьи из Дрездена , считал себя христианином на протяжении всей своей жизни, в том числе и в юности. Тиме стал участвовать в левой политике и вступил в Социал-демократическую партию Германии в 1924 году. [ 2 ] Это шокировало некоторых его друзей, поскольку в то время Социал-демократическая партия Германии считалась марксистской (хотя и демократической) и в своих материалах была открыто антирелигиозной. [ 3 ] Однако Тиме продолжал заявлять о своих религиозных убеждениях, редактируя публикацию Religiöse Besinning , которая пропагандировала экуменизм между протестантами и католиками (что затем осуждалось Ватиканом). [ 4 ]

С 1931 по 1933 год он был профессором истории и граждановедения Педагогической академии в Эльбинге . В последние годы Веймарской республики он кратко заигрывал с консервативной революцией и политикой « третьего позиционирования », включая Отто Штрассера ( штрассеризм ), Neue Blätter für den Sozialismus (социал-демократов, которые были на правом фланге партии) и католиков. Кольцевой механизм Генриха Брюнинга . [ 4 ] После прихода к власти Адольфа Гитлера и установления национал-социализма в качестве правящего режима в Германии Тиме должен был выступить с речью на мероприятии Социал-демократической партии в Эльбинге, посвященном празднованию Карла Маркса в пятидесятую годовщину его смерти, 14 марта 1933 года. Однако мероприятие было отменено, поскольку гестапо арестовало в городе политиков-марксистов, а неделю спустя сам Тиме был помещен под стражу. Тиме сообщили, что у него больше нет работы в академии, поскольку социал-демократам запрещено занимать государственные должности. [ 4 ]

Церковь и евреи

[ редактировать ]

Сначала Тиме, стремясь защитить свою семью, подумывал о вступлении в Der Stahlhelm , чтобы избежать политических преследований. Однако его жена запретила это. К июлю 1933 года, посещая Берлин, Тиме из первых рук услышал рассказы о кровопролитной неделе Кёпеника ; насилие, совершенное Sturmabteilung (SA), в результате которого был убит по меньшей мере 21 человек, в том числе соратники Тиме социал-демократы (многие другие были подвергнуты пыткам). [ 4 ] С этого момента он перешёл в открытую оппозицию национал-социалистическому режиму. [ 4 ] К этому времени многие из протестантской Ландескирхе склонились на сторону правительства Гитлера и приняли « арийский параграф »; к большому разочарованию Тиме (обращенным еврейского происхождения было запрещено занимать должности в этих протестантских церквях). [ 5 ] Контролировать и произвольно изменять доктрины Католической церкви оказалось бы труднее для любого политического режима; это привлекло к нему в то время Тиме и некоторых немецких протестантов (католическая церковь, не уважая евреев, не исключала по признаку расового происхождения новообращенных из участия в жизни церкви). [ 5 ] Тиме вошел в католическую церковь 30 января 1934 года, и за ним последовали около сорока протестантских пасторов из «круга Тиме». [ 5 ] Немецкие официальные лица подали в Рим жалобу на кружок Тиме, а Альфред Розенберг , ведущий идеолог НСДАП и автор «Мифа двадцатого века », осудил Тиме за его «предательское паломничество в Рим». [ 5 ]

В 1935 году, когда внимание политических властей теперь было обращено непосредственно на него, а политическое насилие стало реальной угрозой, Тиме решил покинуть Германию и эмигрировал в Швейцарию . Находясь в Швейцарии, Тиме контактировал с другими политическими эмигрантами левого толка, бежавшими из Германии, в частности с Вальтером Беньямином и Теодором Адорно из Франкфуртской школы . Тиме послал Бенджамину копию своей работы 1934 года « Старые истины: история формирования личности на Западе» . Бенджамин положительно относился к работе Тиме, поскольку она напоминала ему теологию его старого немецкого друга-протестанта Флоренса Кристиана Ранга ; это хорошо согласовывалось с мнением Беньямина о том, что марксизм представляет собой секуляризацию « иудео-христианского мессианизма». [ 6 ] [ 7 ] Переписка между двумя мужчинами продолжалась несколько лет: в 1936 году, во время Олимпийских игр в Берлине , Тиме помог Беньямину опубликовать работу «Немецкий народ» (под псевдонимом «Детлеф Хольц») через Vita Nova в Люцерне , в которой критиковался дух Национал-социалистическая эпоха. [ 8 ] Здесь, из Швейцарии, вместе с Вальдемаром Гурианом (российско-евреем, принявшим католичество) под редакцией Джона М. Остеррайхера (австрийско-еврейского обращения в католицизм), Тиме написал в 1937 году меморандум, озаглавленный « Церковь Христа и еврейский вопрос». «, который призывал всех христиан, но особенно Папу и Римскую курию , противостоять современным антиеврейским настроениям и занять публичную позицию в отношении движения против евреев в Германия . [ 9 ] С 1943 года он имел право жить в Лауфенльфингене , Базель-Ландшафт .

Межконфессиональные отношения в послевоенные годы

[ редактировать ]

С 1947 года он был приглашенным профессором, с 1953 года — профессором европейской истории, философии и германистики в Институте иностранных языков и устных переводов Майнцского университета в Гермерсхайме .

В 1950 году Тиме изменил свою позицию в отношении христианской миссии среди евреев, заявив вместо этого, что приверженцы раввинистического иудаизма угодны Богу как евреи и не нуждаются в обращении (вопреки традиционному христианскому учению, которое иногда называют суперсессионизмом и в частности, католическая концепция Extra Ecclesiam nulla salus ). [ номер 1 ] [ 2 ] [ 10 ] Пытаясь теологически оправдать это, Тиме попытался радикально переосмыслить отрывок из Послания апостола Павла к римлянам . [ 2 ] Он распространял эти идеи через свою работу в качестве соредактора Freiburger Rundbrief , публикации, связанной с Гертрудой Люкнер (англо-немецкой, обращенной в католицизм из квакерства , которая была частью немецкого сопротивления и провела время в концентрационном лагере Равенсбрюк ), которая он был соредактером с 1948 года. [ 11 ] Издание было основано с целью «противодействия антисемитизму внутри христианства» и распространялось по немецкоязычным католическим и протестантским приходам. [ 2 ] Хотя их взгляды были непопулярны и считались радикальными, у них были некоторые сторонники, такие как давний интеллектуальный партнер Тиме Остеррайхер, работавший к тому времени в Университете Сетон-Холл в США , и Поль Деманн во Франции (еврей венгерского происхождения, принявший католицизм из Конгрегации наших Леди Сиона , участвовавшая в Зейлисбергской конференции, связанной с Жюлем Исааком ). [ 2 ]

В это время Тиме также поддерживал тесную переписку с рядом еврейских деятелей, в том числе с Мартином Бубером , Эрнстом Эрлихом (будущий директор Бней-Брит в Европе, также базирующимся в Швейцарии), а также с раввинами Берна и Женевы. , среди других. [ 2 ] Тиме поддерживал контакты с христианско-еврейскими обществами и был консультантом по религиозным вопросам в Немецком координационном совете обществ христианско-еврейского сотрудничества .

С 1954 по 1963 год он был директором института иностранного и устного перевода, затем заместителем директора. Хотя Остеррайхер и Тиме поддерживали переписку после войны, в 1960 году они поссорились, когда у Тиме сложилось впечатление, что Остеррайхер считал его неортодоксальным (Остеррайхер питал некоторую надежду на обращение евреев в христианство в 1960-е годы). [ 2 ] Несмотря на это и смерть Тиме до примирения со своим интеллектуальным щадящим партнером, Остеррайхер позже принял те же взгляды, что и Тиме, и работа с кардиналом Августином Беа на Втором Ватиканском соборе оказала значительное влияние на разработку документа Nostra aetate (Декларация об отношениях между Церковь с нехристианскими религиями). [ 2 ] Тиме По мнению Джона Коннелли, Остеррайхер напрямую заимствовал видение конца времен , которое он сформулировал для экуменического конгресса в Эванстоне в 1954 году, в текст Nostra aetate (Тиме позаимствовал это у Карла Барта , а Барт позаимствовал его у Моисея Маймонида). ). [ 2 ] Тиме умер в Базеле , Швейцария, в 1963 году. Архив Карла Тиме существует в Еврейской национальной библиотеке в Иерусалиме с 1980 года. [ 12 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Старая правда. История образования на Западе. Лейпциг, 1934 год.
  • Христианское образование в это время , издательство Benziger, Айнзидельн, 1935 г.
  • Вклад в историю устного перевода (совместно с Эдгаром Глессером и Альфредом Германом), Мюнхен, 1956 г.
  • Библейская религия сегодня. Гейдельберг 1960 г.
  • Три тысячи лет иудаизма. Источники и представления по еврейской истории , Падерборн, 1960 г.
  • (Редактор): Антисемитизм. Презентация и анализ. Библиотека знаний Фишера, Франкфурт-на-Майне, 1963.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Несмотря на то, что Тиме решительно выступал за обращение евреев, в своих взглядах он был явно юдофилом . Давая отпор движению « немецких христиан » внутри Немецкой евангелической церкви , в оставшемся без ответа письме, отправленном Папе Пию XI после вступления «круга Тиме» в католическую церковь, он сказал в письме, что Иисус Христос «возлюбил своего Еврейский народ, пусть даже и некрещеный, с горящим сердцем, как мы любим своих».
  1. ^ Иоганн Гауптман: Алфавитный список бывших кароланцев , в: Празднование двадцатипятилетия гимназии королевы Каролы в Лейпциге, 1927 г. , Лейпциг, 1927 г., стр. 34.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коннелли, Дж. (2014). Эсхатология и идеология антииудаизма. Исследования христианско-еврейских отношений, 9 (1)
  3. ^ Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 121.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 122.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Коннелли, Джон. От врага к брату . п. 123.
  6. ^ Эйланд, Ховард. От врага к брату . п. 471.
  7. ^ Гольдштейн, WS. (2001). Мессианизм и марксизм: диалектические теории секуляризации Вальтера Беньямина и Эрнста Блоха. Критическая социология, Том 27, Выпуск 2
  8. ^ Витте, Бернд. Уолтер Бенджамин: интеллектуальная биография . п. 172.
  9. ^ Элиас Х. Фюлленбах: Церковь Христа и еврейский вопрос (1937) , в: Справочник по антисемитизму. Антисемитизм в прошлом и настоящем, Том 6: Публикации, под ред. Вольфганг Бенц, Берлин/Бостон, 2013 г., стр. 400–403.
  10. ^ Гордон, ЧП. (2012). Пересекающие границу. Новая Республика
  11. ^ Элиас Х. Фюлленбах: «Друзья старого и нового народа Божьего». Теологические подходы к иудаизму после 1945 года , в: Rottenburger Jahrbuch für Kirchengeschichte 32 (2013), стр. 235–252.
  12. ^ Мануэла Нипп. «Биография Карла Тиме» . Personenlexikon.bl.ch (на немецком языке).

Библиография

[ редактировать ]
  • Элиас Х. Фюлленбах: католико-еврейские отношения в 20 веке. Католические инициативы против антисемитизма и начало христианско-еврейского диалога в Германии . В: Рейнхольд Бошки, Альберт Герхардс (ред.), Культура памяти в плюралистическом обществе. Новые перспективы христианско-еврейского диалога . Шёнинг, Падерборн, 2010, стр. 143–163.
  • Джон Коннелли . От врага к брату: революция в католическом учении о евреях, 1933–1965, издательство Гарвардского университета, 2014.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9381db25d959fe0b9aa4c1eed146eb21__1696140840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/21/9381db25d959fe0b9aa4c1eed146eb21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Thieme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)