Аскольд и г-н
Аскольд и Дир ( Хаскулдр или Хоскульд и Дир или Дьюр на древнескандинавском языке ; умер в 882 году), упомянутые как в Первичных хрониках , так и в Первичных хрониках . [ 1 ] Новгородская Первая летопись , [ 2 ] и Никоновская летопись , [ 3 ] были самыми ранними известными правителями Киева . [ 4 ] [ нужен лучший источник ]


Имя Аскольд.
[ редактировать ]Аскольд
[ редактировать ]Also — Oskold , Oskol'd , Oskolod . ( Осколд , Оскольд , Осколод )
Существует несколько версий происхождения имени Аскольд. Наиболее вероятная версия интерпретирует его как норвежское имя Хаскульд или Хёскульд. Однако написание Аскольда может быть лишь изменением на скандинавский манер (аналогично Витаутасу – Витольду)». [ 5 ] По мнению доктора исторических наук , профессора Игоря Данилевского , специалиста по истории Киевской Руси , скандинавское происхождение названия несомненно и давно доказано. [ 6 ]
Суффикс -ald- встречается в кельтских именах. Существует также теория венгерского происхождения названия, не имеющая достаточных оснований.
Г. Магнер отстаивал теорию славянского происхождения названия, выведя его от слова «сколдырыть» – накапливать. Другие сторонники теории славянского происхождения видели в слове корни оскал (усмешка), сокол (сокол), кол (шип) и коло (круг). Также возможно, что часть -old является сокращением от -volod/-vlad (господин, правитель). Эта гипотеза не противоречит данным современной исторической грамматики. [ 7 ]
Борис Рыбаков высказал предположение, что появление в летописях имен Аскольда и Дира является следствием ошибки одного из ранних летописцев. Якобы на самом деле в оригинальном тексте речь шла об одном киевском князе Асколдыре или точнее Осколдыре. [ 6 ] В данном случае Дира вообще не существовало. Но такое прочтение летописного текста есть результат предположения, не имеющего, по утверждению Игоря Данилевского , никакой текстовой основы . Однако это позволило Рыбакову «установить» славянскую этимологию имени Аскольд по названиям рек Оскиля и Ворсклы (в летописи Вороскол). Название реки Оскил (Оскол), в свою очередь, было связано Б. А. Рыбаковым с черноморским племенем «царственных» скифов — сколотами , упомянутым Геродотом . Это были якобы славяне (вопреки самому Геродоту, писавшему, что сколоты называли себя скифами), которые впоследствии стали называть себя русами. [ 6 ]
«Аскольт», возможно, является заимствованным словом у ираноязычных кочевников и означает «пограничный правитель». [ 7 ]
Антинорманизм
[ редактировать ]Направление в России досоветского периода, [ 8 ] Советская и постсоветская историография, сторонники которой отрицают роль скандинавов в создании государства Русь [ 9 ] или вообще отрицать какое-либо участие скандинавов (норманнов) в общественно-политической жизни Руси; отвергать и стремиться опровергнуть «нормандскую теорию» создания Киевской Руси. [ 10 ] Историки-антинорманисты отрицали скандинавское (древнескандинавское) происхождение имени Аскольд. Антинорманизм включает в себя широкий спектр концепций и гипотез, общими чертами которых являются отрицание существенности влияния скандинавов на политические и экономические процессы формирования Древней Руси и выдвижение альтернативных нормандских гипотез.
Ряд позднесредневековых источников, в том числе « Киевский синопсис» (1674), сообщают, что Оскольд был последним представителем местной династии князя Кия . Ссылаясь на эти летописные свидетельства, Алексей Шахматов считал факт славянского происхождения князя Оскольда несомненным. Среди исследователей XX века эту идею разделяли профессор Михаил Тихомиров и профессор Рыбаков, в подтверждение славянского происхождения князя имя Оскольд произошло от названия реки Оскиль , и поэтому, по его мнению, оно было бы правильно употреблять не «Аскольд», а именно «Оскольд», как оно встречается в древнерусских летописях (или «Осколод» – как указано в Никифоровской летописи XV век, Супрасльская хроника XVI века или средневековая польская хроника Мацея Стрыйковского ). [ 7 ] Но эти выводы предвзяты, поскольку являются частью антинорманистских настроений.
Историк Ф. Дональд Логан писал: [ 11 ]
Споры о природе Руси и происхождении Русского государства беспокоят исследования викингов, а также историю России уже более столетия. Исторически достоверно, что русы были шведами. Доказательства неопровержимы, и то, что дебаты все еще продолжаются на некоторых уровнях исторического письма, является явным свидетельством сохраняющейся силы принятых представлений. Споры по этому вопросу – бесполезные, озлобленные, тенденциозные, доктринерские – послужили затемнению самой серьезной и подлинной исторической проблемы, которая остается: ассимиляции этих викингов-русов со славянским народом, среди которого они жили. Главный исторический вопрос не в том, были ли русы скандинавами или славянами, а в том, как быстро эти скандинавские русы влились в славянскую жизнь и культуру... в 839 году русы были шведами; в 1043 году русы были славянами.
По мнению историка и археолога Л.С. Клейна , [ 12 ] «Норманнская теория», «Норманизм» никогда не существовали как научное понятие, тогда как Антинорманизм существует, но представляет собой прежде всего идеологическую платформу, основанную на комплексе неполноценности . Для России характерен антинорманизм.
Происхождение Аскольда и Дира
[ редактировать ]Некоторые историки, основываясь на поздних и недостоверных источниках, пытаются объявить Аскольда и Дира прямыми наследниками легендарного Кия , представителя династии « Киевичей ». Существование этой «княжеской династии» основано на сведениях польского историка XV века Яна Длугоша , который писал, что летописные киевские князья Аскольд и Дир, убитые Игорем (по «Первой летописи убитые Олегом »), были потомки Кия. Это послание Длугоша было использовано в работах Дмитрия Иловайского (который трактовал факты весьма произвольно) и Михаила Грушевского (стремившегося доказать существование отдельного украинского этноса уже в IV веке); Алексей Шахматов На них ссылался и в своих исторических реконструкциях. Однако данная точка зрения редко поддерживается специалистами. [ 6 ]
Упоминание Яном Длугошем о родственных связях Аскольда и Дира с легендарным Кием вызывает серьезные сомнения. По мнению Владимира Петрухина : «Ян Длугош не был так наивен, как некоторые современные авторы, некритически принявшие его выводы. Дело в том, что польский летописец стремился обосновать притязания Польского государства на Киев и потому ассоциировал киевских полян с польскими полянами , считал Кия «польским языческим князем» и т. д.». Поэтому у нас нет оснований полагать, что Аскольд и Дир принадлежали к «династии Киевичей» (или даже были славянами). [ 6 ]
Первая летопись и Новгородская Первая летопись
[ редактировать ]До XIX века «Начальная летопись» традиционно приписывалась монаху Нестору . Современные исследователи не только поставили под сомнение его авторство, но и попытались путем внутренних свидетельств установить, что «Первая летопись» не является однородным произведением, а представляет собой компиляцию нескольких летописных текстов большей древности. [ 13 ] Нестор Летописец является бесспорным автором биографического труда «Повествование о жизни, смерти и чудесах святых и блаженных мучеников Бориса и Глеба», и сравнительное исследование двух рассказов не дает никаких стилистических свидетельств того, что Нестор каким-либо образом интересовался этим произведением. составление или составление «Первой летописи», тогда как противоречия между двумя повествованиями указывают скорее в противоположном направлении. [ 14 ] Более вероятным кандидатом в качестве автора является Сильвестр Киевский , игумен ( игумен ) Михайловского монастыря в Выдубичах (село под Киевом ), который, возможно, составил несколько источников за 1116 год. [ 15 ] В любом случае «Первоначальная летопись» была написана примерно через 250 лет после событий с участием Аскольда и Дира.
Начало Синодального свитка или «старого издания» Новгородской Первой летописи отсутствует. [ 16 ] Сохранившийся текст начинается в середине предложения в 1016 году. Утерянное содержание Синодального свитка до 1016 года неизвестно, и о нем можно только предполагать. [ 16 ]
Лаврентьевская летопись Первой летописи повествует, что Аскольд и Дир были санкционированы Рюриком идти в Константинополь ( скандинавский Миклагорд , славянский Царьград ). Путешествуя по Днепру , они поселились в Киеве, захватив власть над полянами , платившими дань хазарам .

Убийство Аскольда и Дира
[ редактировать ]
Летопись также сообщает, что они были убиты варяжским новгородским князем Олегом Мудрым в 882 году. [ 1 ] Датировка предварительная, так как летописное предание было написано через полтора-два столетия после события. За летописной историей стоит реальное событие, насильственный переход власти в Киеве к новой династии Рюриковичей . Убийство описано в Первой летописи (Повести временных лет) и Новгородской Первой летописи . По данным «Первой летописи» , [ 17 ] Олег выступил, взяв с собой много воинов из числа варягов , чуди , славян , мерян , всех , кривичей . Таким образом, он прибыл со своими кривичами под Смоленск , захватил город и поставил там гарнизон. Отсюда он пошел дальше и захватил Любеч , где также поставил гарнизон. Пришел он тогда на киевские холмы и увидел, как там царствовали Аскольд и Дир. Олег хитростью подошел к подножию Венгерской горы, спрятал своих воинов в ладьях, оставил некоторых и пошел вперед сам, неся ребенка Игоря . Олег отправил послов к Аскольду и Диру, представившись гостем (торговцем), направляющимся в Грецию с поручением к Олегу и к Игорю, сыну князя, и попросив их выйти поприветствовать их как своих родных. . Аскольд и Дир тотчас вышли. Тогда все воины выскочили из лодок, и Олег сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья и даже не княжеского рода, а я княжеского происхождения». [ 17 ] [ 18 ] Затем был выдвинут Игорь, и Олег объявил его сыном Рюрика . Они убили Аскольда и Дира и, отнеся их на холм, похоронили там, на холме, известном как Венгерский. После этого, не встретив сопротивления киевлян, Олег поселился княжить в Киеве, провозгласив его «матерью городов Русских» (летописец называл Киев словами князя «матерью», а не «отцом», потому что «матерью городов Руси» города» — буквальный перевод греческого слова « метрополия », т. е. «столица»).

Василий Татищев , Борис Рыбаков и некоторые другие российские и украинские историки интерпретировали государственный переворот 882 года в Киеве как реакцию варяг -язычников на крещение Аскольда. Татищев дошел до того, что назвал Аскольда «первым русским мучеником ». [ 24 ] Игорь был еще «очень молод», и Олег «вез» его в Киев. [ 2 ]
В Новгородской Первой летописи инициатором действий был не Олег, а Игорь: сказав Аскольду, что он, в отличие от самого Игоря, не был князем или княжеским родом, Игорь со своими воинами убил Аскольда и Дира, а затем скорее Игоря чем Олег стал князем в Киеве. [ 2 ] Также нет упоминаний о провозглашении Киева «матерью городов Руси». Игорь продолжал облагать данью различные племена и завел себе жену по имени Ольга из Плескова ( Пскова ), от которой у него родился сын по имени Святослав . [ 25 ] Островский (2018) отметил, что это сильно отличается от повествования в « Первой летописи» , где Олег руководит, а Игорь пассивен и не упоминается снова до 23 лет спустя: «Когда Игорь вырос, он следовал за Олегом и подчинялся его инструкции», а Ольга «приведена была к нему из Пскова» в невесту. [ 26 ] In the subsequent Rusʹ–Byzantine War (907) (absent in Byzantine sources), the Novgorod First Chronicle again narrates that it was Igor leading the attack ( Old East Slavic : Посла князь Игорь на ГрЂкы вои В Русь скыдеи тысящь. [ 25 ] «Князь Игорь пошел против греков с тысячами русских воинов».), однако в « Первой летописи» еще раз утверждается: «Олег пошел против греков, оставив Игоря в Киеве». [ 26 ]
-
Автор неизвестен. 19 век.
-
Drawing by V. Toporkov
-
Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца 19 века.
Действовать | Новгородская Первая летопись (НПЛ) | Лаврентьевский кодекс (Лав) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Древневосточнославянский | Романизация | Современный английский | Древневосточнославянский | Романизация | Современный английский | |
Родословная 23:14–16 |
и рече Игорь ко Асколду: "вы нЂста князя, ни роду княжа, нь азъ есмь князь, и мнЂ достоить княжити". [ 25 ] | Игорь сказал Аскольду: «нет князя, нет родового князя, нет князя, а я друг князя» | И сказал Игорь Аскольду: «Ты не князь и не из рода князей, а я князь и достоин царствовать как князь». [ 25 ] [ 28 ] | и рече ѡлегъ асколду и дирови. вы нѣста кнѧзѧ. ни рода кнѧжа. но азъ есмь. роду кнѧжа. [ 29 ] [ 26 ] [ 20 ] | я пеку олег, спрашивай инсирочи. ты не носишь с собой священника. никакой священник. ну, azŔ esmϐ. из семьи священника. | И сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и даже не княжеского рода, а я княжеского происхождения». [ 30 ] |
Убийство 23:17–18 |
И убил Аскольда и Дира; и отнесли Авие на гору, и похоронили Аскольда на горе [ 25 ] | И Убыша Аскольд и Дир; и обе чести не принесли, и погребоша и Аскольда не шикарны | И убили Аскольда и Дира; и его отвели на гору, и похоронили Аскольда на горе [ 25 ] | И убил Аскольда и Дира, отнес их на гору и похоронил на горе. [ 31 ] | Я убиша Аскольда и Диры, неся не дух, а погреб и не дух. | И убили Аскольда и Дира, и, отнеся их на холм, похоронили там. [ 30 ] |
Принц в Киеве 23:22–23 |
И сЂде Игорь, княжа, в КыевЂ. [ 25 ] | I sđde Igorǐ, knjaža, v Kyevđ. | И Игорь, князь, пошёл в Кевдж. [ 25 ] | ѣсе ѡлегъ кнѧжа въ киевѣ. и слово ѡлегъ просыпается вперемешку с русским городом. [ 20 ] | в Киеве сидит священник. даже язык Олега будет русским. | Олег провозгласил себя князем в Киеве и заявил, что он должен быть матерью городов Руси. [ 30 ] |
Аль-Масуди
[ редактировать ]Единственный зарубежный источник, упоминающий одного из соправителей, — арабский историк Аль-Масуди . По его словам, «царь ад-Дир [Дайр] был первым среди царей славян » . Хотя некоторые ученые пытались доказать, что «ад-Дир» относится к славянскому правителю и современнику Дира, это предположение сомнительно, и по крайней мере одинаково вероятно, что «ад-Дир» и Дир были одним и тем же человеком. [ 32 ] Следуя его трудам, историки полагают, что Дир правил после Аскольда, преимущественно в 870—880-х годах. В таком случае, войдя в Киев, воины Олега убили только Дира, а Аскольд погиб ранее. [ 33 ]
Факты и записи
[ редактировать ]Нападение русов на Константинополь в июне 860 года застало греков врасплох, «как гром с небес», как выразился патриарх Фотий в своей знаменитой речи, написанной по этому случаю. Хотя славянские летописи склонны связывать эту экспедицию с именами Аскольда и Дира (и датировать ее 866 годом), связь остается незначительной. Несмотря на собственное утверждение Фотия о том, что он послал епископа в землю Русскую , которая стала христианизированной и дружественной Византии, большинство историков отвергают идею последующего обращения Аскольда как апокрифическую.

Можно предположить, что имена Рюрика и его родственников, Аскольда и Дира, Олега и Игоря сохранились в народной легенде в Киеве примерно так же, как и герои позднейших былин . Задача автора «Первой хроники» заключалась в том, чтобы извлечь из этих фрагментарных пережитков подобие исторического повествования. Хотя могут быть некоторые мыслимые сомнения в том, были ли Рюрик и его родственники, а возможно, Аскольд и Дир реальными персонажами, Олег и Игорь надежно засвидетельствованы, предположительно с датами, договорами с греками, в которых они упоминаются по имени. [ 34 ] Так что к существованию Аскольда и Дира следует относиться с долей скептицизма, так как эти два правителя были личностями полулегендарными, а к существованию Рюрика следует относиться с еще большей долей скептицизма, так как он был легендарной личностью в истории. .
Киевская легенда отождествляет курган Аскольда с Угорской Горой (Венгерской горой), где Ольга Киевская позже построила две церкви, посвященные Святому Николаю и Святой Ирине . Сегодня это место на крутом берегу Днепра отмечено памятником под названием «Аскольдова могила» .
Наследие
[ редактировать ]- Русский винтовой фрегат «Аскольд» (1854 г.) (см. Список русских паровых фрегатов )
- Русский крейсер Аскольд (1900 г.)
- Аскольдова могила (Русская опера XIX века Алексея Верстовского)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Нестор; Кросс, Сэмюэл Х; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1953). Русская Первоначальная летопись, Лаврентьевский текст (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. стр. 60–61. Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Островский 2018 , стр. 39–40.
- ^ Зеньковский, Серж А.; Зеньковский, Бетти Джин (1984). Никонова летопись: От начала до 1132 года . Кингстон Пресс. стр. 16–29. ISBN 978-0-940670-00-6 .
- ^ Захарий, Роман (2002). Историография норманистских и антинорманистских теорий о происхождении Руси: обзор современной историографии и основных источников по варяжским спорам и другим скандинавским концепциям происхождения Руси (магистерская диссертация). Университет Осло. hdl : 10852/26680 .
- ^ Шумило, Сергей (2 March 2010). "Киево-Русская миссия свв. Кирилла и Мефодия и первое (Аскольдово) крещение Руси (ч.1)" . religions.unian.net . Archived from the original on 18 August 2016.
- ^ Jump up to: а б с д и Данилевский, Игорь (2015). История Украины (PDF) (на русском языке). Санкт-Петербург. стр. 25–26. ISBN 978-5-9906154-0-3 . Архивировано (Wayback Machine) из оригинала 4 сентября 2023 года.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Шумило, Сергей (2 March 2010). "Киево-Русская миссия свв. Кирилла и Мефодия и первое (Аскольдово) крещение Руси (ч.1)" . religions.unian.net . Archived from the original on 18 August 2016.
- ^ Клейн, Лев Самуилович (2009). "Спор о варягах". Антинорманизм в сборнике Русского Исторического Общества (in Russian). Saint Petersburg: Евразия. ISBN 978-5-93165-066-1 . Архивировано (Wayback Machine) из оригинала 24 мая 2022 года.
- ^ Яценко, Николай Емельянович (1999). Толковый словарь обществоведческих терминов (in Russian). Archived (Wayback Machine) from the original on 8 April 2023.
- ^ Мельникова, Елена Александровна (2004–2017) [2006]. Осипов, Юрий Сергеевич (ed.). Большая российская энциклопедия: в 35 томах (The Big Russian Encyclopedia: in 35 volumes) (in Russian). Vol. 4, Большой Кавказ — Великий канал. Moscow: БРЭ. pp. 621–622. ISBN 5-85270-333-8 .
- ^ Логан, Ф. Дональд (2005). Викинги в истории . Тейлор и Фрэнсис. п. 184. ИСБН 0415327563 .
- ^ Клейн, Лев Самуилович (2010). Трудно быть Клейном: автобиография в монологах и диалогах (in Russian). Saint Petersburg: Нестор-История. ISBN 9785981873683 .
- ^ Нестор, Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 3.
- ^ Нестор, Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 7.
- ^ Островский, Дональд, изд. (2003). Повесть временных лет: Подстрочная сопоставления и парадозис. 3 тома (на русском и английском языках). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Архивировано из оригинала 9 марта 2005 года . Проверено 23 марта 2002 г.
- ^ Jump up to: а б Островский 2018 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Русская начальная летопись .
- ^ Многие ученые полагают, что завоевание Киева произошло поколением позже; см . у Олега Новгородского . обсуждение споров вокруг этой даты
- ^ "Повесть временных лет (Нестор)/1997 (ДО) — Викитека" . ru.wikisource.org (in Russian) . Retrieved 29 August 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ РУССКИХЪ ЛѢТОПИСЕЙ Изданное по Высочайшему повелѣнію Императорскою Археографическою Коммиссіею Томъ второй (Wayback Machine) (in Russian) (2nd ed.). С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Типографія М.А.Александрова. 1908. p. 13. ISBN 5-7859-0057-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2022 года.
- ^ Нестор, Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 234.
- ^ Нестор, Кросс и Шербовиц-Вецор 1953 .
- ^ Николаев, Дмитрий (2012). «Фир Флатемон в русской первичной летописи? Сказание о призыве варягов и предварительном деле к Аудахту Мораину» . Студия Celto-Slavica . 6 : 113–126. дои : 10.54586/BXAB9752 . ISSN 2058-9050 .
- ^ Украинское обозрение . Том. 10. Ассоциация украинцев Великобритании. 1962. с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Изборник 2001 .
- ^ Jump up to: а б с Островский 2018 , стр. 40.
- ^ Тихомиров М. Н. (1950). Насонов А.Н. (ред.). Новгородская Первая летопись Старшей и Младшей редакции . Академия наук СССР, Институт истории. стр. 101–116. Архивировано (Wayback Machine) из оригинала 16 апреля 2023 года.
- ^ Островский 2018 , стр. 39.
- ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 23, 14–16.
- ^ Jump up to: а б с Кросс и Шербовиц-Ветзор, 2013 , с. 8.
- ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 23, 17–18.
- ^ Золотой, ПБ (2006) «Россия». Энциклопедия ислама (Brill Online). Редакторы: П. Бирман, Т.Э. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл.
- ^ Сорока, Юрий (2020). 100 ключевых украинских личностей (PDF) . Харьков. п. 6. Архивировано (Wayback Machine) из оригинала 28 сентября 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нестор, Кросс и Шербовиц-Ветзор 1953 , с. 34.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (1930). Русская начальная летопись, Лаврентьевский текст. Переведено и отредактировано Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовицем-Вецором (1930) (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. п. 325 . Проверено 26 января 2023 г.
- Кросс, Сэмюэл Хаззард; Шербовиц-Ветзор, Ольгерд П. (2013) [1953]. СЛА 218. Украинская литература и культура. Отрывки из «Повести временных лет», ПВЛ (PDF) . Торонто: Электронная библиотека украинской литературы Университета Торонто. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2014 года . Проверено 26 января 2023 г.
- Островский, Дональд, изд. (2003). Повесть временных лет: Подстрочная сопоставления и парадозис. 3 тома (на русском и английском языках). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Архивировано из оригинала 9 марта 2005 года . Проверено 23 марта 2002 г. (доцент Дэвид Дж. Бирнбаум (Гарвардская библиотека ранней украинской литературы, том 10, части 1–3) - Это издание Островского и др. 2003 года включает подстрочную подборку , включающую пять основных свидетелей рукописи , а также новый paradosis («предлагаемое лучшее чтение»).
- Островский, Дональд; Бирнбаум, Дэвид Дж. (7 декабря 2014 г.). «Первичная летопись Руси критическая. Издание – Подстрочная построчная сверка» . pvl.obdurodon.org (на церковнославянском языке) . Проверено 5 мая 2023 г. – Улучшенная оцифрованная версия исследования Островского и др. 2002–2003 гг. 2014 г. версия.
- Izbornyk (2001). "Новгородская Первая Летопись Младшего Извода" [Novgorod First Chronicle of the Younger Edition]. Izbornyk (in Church Slavic) . Retrieved 15 May 2023 .
Литература
[ редактировать ]- Димник, Мартин (январь 2004 г.). «Титул «Великий князь» в Киевской Руси » . Средневековые исследования . 66 : 253–312. дои : 10.1484/J.MS.2.306512 . Проверено 27 февраля 2023 г.
- Островский, Дональд (2018). «Была ли в Древней Руси династия Рюриковичей?» . Канадско-американские славянские исследования . 52 (1): 30–49. дои : 10.1163/22102396-05201009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Путеводитель по могиле Аскольда
- Ястербов О. Царствование князей Аскольда и Дира: начало могучего Киевского государства . День . 29 ноября 2005 г. (на английском языке)