Поклонение
Ибад или Эбад [1] ( араб . عِباد ) — христианская арабская группа в городе аль-Хира (Хирта) в период поздней античности и раннего средневековья , когда город был частью Сасанидской империи , а затем Халифата . Ибады, принадлежащие к разным племенам, были объединены только своей приверженностью христианству, а после шестого века - Церкви Востока .
Источники
[ редактировать ]Письменные источники по истории Ибади встречаются на арабском , сирийском и греческом языках . [2]
Наиболее обширные источники по Ибаду находятся на арабском языке. Они, как правило, сосредотачиваются на королях и поэтах, а также на племенных генеалогиях. Начиная с периода Аббасидов , они также склонны идеализировать доисламское прошлое, джахилийю . Важным авторитетом в области Ибада в арабской традиции является Хишам ибн аль-Калби (ум. 819), который консультировался с книгами Ибади и архивами в Аль-Хире. Таким образом, он передает что-то из собственного восприятия Ибада о себе, своей истории и своем городе. [3] Его монография об Ибаде называется «Церкви и монастыри аль-Хиры и Генеалогии Ибади» . [4] И ат-Табари , и Абуль-Фарадж используют его в качестве основного источника по аль-Хире. [3]
Устная традиция также повлияла на арабскую историографию. В двенадцатом веке Абуль-Бак из аль-Хиллы писал, что школьникам преподавали историю династии Лахмидов , правившей регионом до ислама. [3]
Все сирийские источники являются церковными. [3] Их интересы и тенденции полностью отличаются от взглядов арабской исламской историографии. Их интересуют только святые, святые люди и священнослужители, и они часто преувеличивают свои страдания. [2]
Археология региона аль -Хира и изучение архитектуры Церкви Востока недостаточно изучены и недостаточно развиты. Хотя как в арабских, так и в сирийских источниках упоминается множество церквей и монастырей, связанных с Ибадом, ни одна из них еще не была идентифицирована с какими-либо существующими руинами. [5]
Имя и племенная принадлежность
[ редактировать ]Арабский означает « слуги термин «ибад» » или «преданные». [6] Вероятно, это сокращение фразы «ибад ар-Рабб» («рабы Господа»), [7] Бибад аль-Масих («рабы Христа») [7] или «ибад Аллах» («рабы Божии»). [8] Судя по всему, это было самоназвание христиан Аль-Хиры. [8] Хотя в более поздней исламской литературе этот термин обычно относился исключительно к христианам аль-Хиры, иногда он мог использоваться как синоним христиан в целом, как во фразе аль-Ибадийун мин Тамим («Христиане Тамима»), найденной в Китаб аль-Агани из Абул-Фараджа, [7] или для христиан Церкви Востока, как тогда, когда Ибн Асакир (ум. 1175) проводит различие между бывшими « якобитскими » церквями и «церквями Ибада» в Дамаске . [9]
Ибад имел разнообразное племенное происхождение как из северной Аравии ( Тамим , Рабиа и Мудар ), так и из южной ( Азд , Ияд и Лахм ). Были Ибады, которые могли проследить свою генеалогию до Бану Алкама, Бану Айюб, Бану Букайла (Азд), Бану Кааб , Бану Укайл и даже Бану Марина, той же ветви, что и королевская семья Лахмидов. [10] [11] В аль-Хире были выдающиеся христиане тайи , но неясно, считались ли они ибадами. [11] Акулай, сирийское название Ибада, происходит от имени известного племени Бану Укайл . [10] Когда христианство начало распространяться из Аль-Хиры в Вавилонию , одно раннехристианское поселение было названо Акулой в честь племени. [10] Поскольку Ибады представляли собой объединение, образованное из нескольких племен, говорит аль-Джавхари , они получили свою собственную нисбу , фамилию, обычно указывающую на племенную принадлежность: аль-Ибади. [11]
В целом термин «Ибад» , по-видимому, относится только к устоявшемуся оседлому христианскому населению смешанного племенного происхождения в Аль-Хире. Христиан близлежащих полукочевых бедуинских племен обычно не называли Ибад, и они не были христианами, впервые прибывшими в Аль-Хиру. Абуль-Бак прямо говорит, что Ибады были «благородными людьми аль-Хиры, людьми хороших семей» ( buyutāt ). [12]
Язык и культура
[ редактировать ]Ибады имели значительную древность и были частью более широкой христианской общины в южной Месопотамии и Сасанидской империи, которая развивалась независимо от тенденций внутри Римской империи . [13]
Первым языком Ибада был арабский, но их одежда и манеры были такими же, как у арамейскоязычного крестьянства Савада ( плодородной земли южной Месопотамии). Более поздние исламские традиции гласят, что арабским завоевателям Месопотамии было трудно принять ибадов как своих собратьев-арабов. В одной из легенд говорится, что Ибади называет свой народ одновременно «истинными арабами и арабизированными арабами» ( ʿarab ʿāriba wa-ʿarab mutaʿarriba ), то есть смесью южных кахтанитов и северных аднанитов . [14] В другом записано легендарное высказывание Ибади Абд аль-Масих ибн Букайлы : «Мы набатеанизированные арабы и арабизированные набатеи » ( арабун станбатна ва-набатун старабна ). Традиции показывают, что ибады были приняты другими арабами как арабы, во многом потому, что их родным языком был арабский. [15]
Археологические раскопки предполагают, что церковная архитектура Ибада принадлежала традициям месопотамской архитектуры и сасанидской архитектуры с небольшим влиянием восточно-римской архитектуры . Этот стиль церковной архитектуры встречается по всей Вавилонии и Персидскому заливу . [16]
Утверждалось, что Ибад разработал оригинальное куфическое письмо еще в доисламские времена. Ранняя исламская традиция, как и в «Китаб аль-Агани» , возводит сценарий к аль-Хире. [17]
История
[ редактировать ]Согласно сирийской традиции, христианство было принесено в регион аль-Хира отшельником по имени Абдишо в третьем веке. Говорят, что он основал первый монастырь аль-Хира, вероятно, как отшельник. [13] К концу третьего века лагерь аль-Хира стал столицей Лахмидов, которые превратили его в важный торговый центр. К пятому веку доминирующей группой там были христиане, называвшие себя Ибад. [6] Абуль-Бак, писавший в двенадцатом веке, говорит, что Ибад «составлял большинство» в Аль-Хире. [12] Они прибыли в результате серии миграций из восточной Аравии и аль-Ямамы в центральной Аравии. [15]
Епископ аль-Хиры по имени Осия впервые упоминается в актах Селевкии -Ктесифона в 410 году. Престол был суфражистом патриаршей провинции . [13] На Соборе 484 года Церковь Востока приняла диофизитство (несторианство), но доктрина, преобладающая в аль-Хире, сомнительна. Монофизитские (яковитские) миссионеры действовали среди арабских племен вокруг города. В начале шестого века Ахудемме обратил в веру танухов и арабов Куфы , а Симеон из Бет-Аршама активно обращался в свою веру в самой аль-Хире. Таглибы в также были обращены в монофизитство, а язычники оазиса Айн ан-Намир даже фантазизм . [18]
Ибад, по-видимому, был смешанным в доктринальном отношении до конца шестого века, когда влияние диофизитов преобладало над монофизитами. Закрытие диофизитской школы Нисибиса в 540 году стало главным катализатором, поскольку она была заново основана некоторыми бывшими учениками в аль-Хире. Примерно в то же время, по-видимому, произошел исход монофизитов из аль-Хиры в Наджран . [19]
Во время правления Хосрова I (531–579) и епископа Ефрема в Аль-Хире был основан монастырь Дайр аль-Хинд аль-Кубра. Это единственный монастырь, от которого сохранилась фундаментальная надпись. Его скопировал Хишам ибн аль-Кальби. В нем записано, что церковь была основана Хинд бинт аль-Харис, женой короля Лахмидов аль-Мундхира III ибн ан-Нумана (503–554) и матерью короля Амра III ибн аль-Мундхира (554–570). [20]
Около 592 года царь Лахмидов ан-Нухман III обратился в несторианство. Согласно легенде, повторенной Абуль-Баком, царь заболел и попросил помощи как у Якубийи ( яковитов), так и у Настуриюнов (несторианцев). Молитвы якобитов не смогли исцелить царя, и несториане потребовали, чтобы он обратился в их веру. Это было сделано в ходе публичной церемонии, но, тем не менее, архиепископа Мосула и Эрбиля пришлось вызвать для проведения экзорцизма. Эта история, вероятно, представляет собой часть легенды о происхождении Ибада времен Абуль-Бака, объясняя, как конфессиональное разнообразие в городе сменилось единообразием. [19] Согласно аль-Масуди , писавшему в десятом веке, все Ибады были несторианами, что означало членов Церкви Востока. [18]
В 636 году, во время мусульманского завоевания Персии , церковь Аль-Хира была снесена, чтобы Саад ибн Аби Ваккас мог построить свою столицу Куфу. [10] В более поздних исламских писаниях аль-Хира стала символом мимолетности мирских достижений. Это была обычная обстановка для оргий и вакханалий в хамрияте (винной поэзии) «проклятых поэтов» ( шуарах аль-муджун ) Куфы, поскольку монастыри аль-Хира были связаны с выпивкой и тавернами. [21] Согласно аш-Шабушти , дочери ан-Нухмана III, Хинд бинт ан-Нухман , ушедшая в монастырь, встретила Саида ибн Аби Ваккаса и Мугиру ибн Шухба аль-Сакафи примерно во время завоевания и рассказала им, как:
Вечером не было на земле араба, который бы не просил у нас милостей и не прославлял нас, но утром не было никого, у кого бы мы не просили милостей и не прославляли нас! [21]
Известные Ибади
[ редактировать ]- Аус ибн Каллам (годы правления 363–368 гг.)
- Ади ибн Зайд (6 век)
- Джабир ибн Шамун (6 век)
- Шубхалишо (эт. 780-е)
- Хунайн ибн Исхак аль-Ибади (809–873)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Босворт 2012 .
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Торал-Нихофф 2010 , с. 2.
- ^ Тримингем 1979 , с. 196.
- ^ Торал-Нихофф 2010 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Такахаши 2011б .
- ^ Jump up to: а б с Тримингем 1979 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 11.
- ^ Такахаши 2011a .
- ^ Jump up to: а б с д Тримингем 1979 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с Торал-Нихофф 2010 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Торал-Нихофф 2010 , с. 13.
- ^ Торал-Нихофф 2010 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 7.
- ^ Торал-Нихофф 2010 , стр. 12–13.
- ^ Тримингем 1979 , стр. 225–228.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 17.
- ^ Торал-Нихофф 2010 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Торал-Нихофф 2010 , с. 18.
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, К. Эдмунд (2012) [2003]. «Хира» . Энциклопедия Ираника . Том. XII, Фаск. 3. С. 322–323 . Проверено 10 октября 2019 г.
- Хайнталер, Терезия (2005). «Ади ибн Зайд аль-Ибади, доисламский христианский поэт аль-Хиры, и его стихотворение № 3, написанное в тюрьме» (PDF) . Пароль де л'Ориент . 30 : 157–172. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хайнталер, Терезия (2007). Арабы-христиане до ислама: распространение и конфессиональная принадлежность: введение . Левен: Питерс.
- Такахаси, Хидеми (2011a). «Дамаск» . В С. П. Броке ; А. М. Баттс; Г.А. Кираз ; Л. Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 10 октября 2019 г.
- Такахаси, Хидеми (2011b). «Хирта (аль-Хира)» . В С. П. Брока; А. М. Баттс; Г.А. Кираз; Л. Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 10 октября 2019 г.
- Торал-Нихофф, Изабель (2010). «Ибад аль-Хиры: арабская христианская община в позднеантичном Ираке» . В Анжелике Нойвирт; Майкл Маркс; Николай Синай (ред.). Коран в контексте: запутанные истории и текстовые палимпсесты . Лейден: Брилл. стр. 323–347 (1–25 в PDF).
- Тримингем, Дж. Спенсер (1979). Христианство среди арабов в доисламские времена . Лондон: Лонгман.
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Издательство Восток и Запад.
- Вуд, Филип (2016). «Аль-Хира и ее истории» . Журнал Американского восточного общества . 136 (4): 785–799.