Эдикт Сен-Жермена
Эдикт Сен-Жермена ( фр . édit de tolérance de Saint-Germain ), также известный как Январский эдикт ( Édit de janvier ), был знаковым указом о толерантности, обнародованным регентшей Франции Медичи Екатериной в Январь 1562 г. Указ предусматривал ограниченную терпимость к протестантским гугенотам в католическом королевстве, хотя и с уравновешивающими ограничениями на их поведение. Этот закон стал кульминацией нескольких лет медленной либерализации указов, которая началась с Амбуазского эдикта 1560 года . Через два месяца парижский парламент будет вынужден зарегистрировать его из-за быстро ухудшающейся ситуации в столице. Практическое влияние указа будет сильно ограничено последующим началом первых французских религиозных войн, но он станет основой для последующих указов толерантности, таких как Нантский эдикт 1598 года.
Предыдущее законодательство
[ редактировать ]Во время правления короля Генриха II протестантизм подвергался гонениям во Франции в соответствии с эдиктами Шатобриана , Экуана и Компьеня . [ 1 ] [ 2 ] Этот закон был направлен на исправление того, что, по мнению Генри, было слабым соблюдением прежних законов о ереси местными судами, путем восстановления Палаты Арденте и направления специальных уполномоченных для ведения дел в местных судах. [ 3 ]
С неожиданной ранней смертью Генриха II во время рыцарского турнира в 1559 году эта новая программа преследований была приостановлена, поскольку сначала королем стал болезненный Франциск II , а затем Карл IX . [ 4 ] Уже во время правления Франциска II начал формироваться новый подход, благодаря Амбуазскому эдикту 1560 года , который помиловал осужденных за религиозные преступления при условии, что они будут продолжать вести хорошую католическую жизнь. [ 5 ] Дальнейшее законодательство Роморантенского эдикта, принятого позднее в мае того же года, передало рассмотрение дел о ереси в ведение церковных судов, которые не имели полномочий назначать смертные приговоры. [ 5 ]
За этим последовал в июле 1561 года, во время правления брата Франциска Карла IX, издан июльский эдикт , который подтвердил передачу Ромарантеном дел о ереси в церковные суды и отменил наказание в виде телесных наказаний за ересь, а также запретил расследование дел соседей. дома, чтобы найти еретические услуги. [ 6 ] [ 7 ]
Дорога в Сен-Жермен
[ редактировать ]После Амбуазского заговора , неудавшейся попытки нескольких видных гугенотов захватить власть, острая необходимость религиозного мира возросла. Именно с этой целью кардинал Лотарингии Карл объявил о планах создания национального религиозного совета для примирения двух вероисповеданий. [ 8 ]
Позже в том же году на Собрании знати в Фонтенбло фракция Муаннера стремилась выдвинуть программу галликанских реформ, чтобы подавить злоупотребления католической церкви, которые разозлили протестантов, и позволить конфессиям воссоединиться. [ 8 ] Эта попытка оказалась наивной, поскольку протестант Луи, принц Конде, выступил с встречным предложением о существовании двух конфессий рядом друг с другом, что привело встречу в беспорядок. [ 9 ] Однако собрание смогло одобрить планы создания национального совета для решения религиозного вопроса, одобренные королевским указом от 31 августа 1560 года. [ 10 ]
12 июня 1561 года было принято решение созвать народный совет 20 июля. [ 11 ] Однако он будет отложен и откроется не раньше 9 сентября. [ 12 ] Встреча, которая стала известна как Коллоквиум Пуасси, провалилась, поскольку кальвинисты под руководством Теодора Безы не пожелали подписаться под Аугсбургским исповеданием, предложенным Лотарингией. [ 13 ] Разочарованная неудачей беседы, Екатерина вместо этого обратилась к Риму с просьбой о доктринальных уступках относительно принятия Евхаристии в обоих видах. [ 14 ] Это тоже сошло на нет.
Не обращая внимания на все эти неудачи, Екатерина организовала тщательно выбранные умеренные депутаты от различных парламентов Франции для участия в конференции в Сен-Жермен-ан-Ле, где они в конечном итоге составили указ 17 января 1562 года. [ 14 ] Наряду с двумя либеральными представителями каждого парламента были приглашены члены частного совета и ордена Святого Михаила. [ 15 ] Парижский парламент направил знаменитого либерала де Ту и пожилого священнослужителя Виоле. [ 15 ] В то время как Гизы и Констебль бойкотировали мероприятие, кардинал Бурбон и Турнон на нем присутствовали , а также Франсуа де Монморанси и триумвир Сен-Андре . [ 15 ] Разбирательство возглавил Мишель де Л'Опиталь , который прямо на собрании затронул тему религии, в отличие от предыдущих законов, в которых подчеркивалось понятие общественного порядка. [ 15 ]
Написанный указ будет передан в парижский парламент 23 января. [ 16 ]
Условия
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]Указ был задуман как лишь временное решение религиозной проблемы до ожидаемого примирительного результата общецерковного Тридентского Собора . [ 17 ] В указе ясно говорилось, что его следует воспринимать не как одобрение «новой религии», а как необходимое средство до тех пор, пока этого желает король. [ 17 ] Король заявил, что он пришел к выводу, что это необходимо из-за временного характера июльского эдикта и по рекомендации своего дяди Антуана Наваррского, принцев, тайных советников и главных судей парламентов . [ 18 ]
Параметры поклонения
[ редактировать ]В нем были обозначены места и время, в которых могло происходить протестантское богослужение: не в городах, не под оружием и не ночью. [ 17 ] Это не могло произойти в зданиях, освященных как церкви. [ 17 ] Странствующие проповедники не могли проводить проповеди в пределах города. [ 18 ] Исключение делалось для дворянских поместий, в которых можно было свободно исповедовать веру. [ 19 ] Дальнейшие службы могли проводиться в городах, в домах, если бы они предназначались только членам семьи. [ 15 ] Корона отменила свой предыдущий июльский указ, согласно которому, когда протестанты собираются за пределами городов, их не должны беспокоить люди любого уровня. Если люди пытались причинить им вред во время их прихода и ухода, магистраты должны были вмешаться и наказать их. [ 18 ]
Королевским офицерам всегда предоставлялся доступ к местам отправления культа, если они просили о входе. [ 17 ] Пастор был обязан выяснять личности присутствовавших на протестантской службе, чтобы их можно было легко передать властям в случае необходимости арестовать. [ 18 ]
Другие условия
[ редактировать ]Протестантам не будет разрешено взимать налоги со своих религиозных зданий, и им придется полагаться на добровольные пожертвования. [ 17 ] Политический закон Римской церкви, касающийся брака и праздников, должен был соблюдаться ими, и они должны были вернуть любую собственность, которую они приобрели или украли у католиков в течение последних нескольких тревожных лет. [ 17 ] Среди протестантов не могло быть создания законов или магистратов, независимых от корон и офисов католической церкви. [ 18 ] Все протестантские синоды должны были проводиться либо с разрешения, либо при присутствии генерал-лейтенанта соответствующей провинции. [ 20 ] Упреки в адрес католической церкви были объявлены правонарушением. [ 20 ] Иконоборчество и подстрекательство к мятежу должны были караться смертью. [ 15 ] Равно как и смертные приговоры за распространение запрещенных книг. [ 15 ] Священники должны были поклясться соблюдать этот указ, и им было приказано не выдумывать в дальнейшем ереси и не проповедовать, противоречащие Никейскому Символу веры . [ 18 ] Священникам любой веры было запрещено подстрекать свою паству к насилию. [ 21 ]
Регистрация и сопротивление
[ редактировать ]Парижский парламент
[ редактировать ]Парижский парламент воспротивился регистрации указа, необходимой предпосылки для того, чтобы он стал законом, и выступил против короны. [ 22 ] Их неодобрение поддержали городской совет, духовенство и Сорбонна. [ 22 ] Их несогласие с указом поддержал тот факт, что у них была задолженность по зарплате, и в этом они видели полезный рычаг против регистрации. [ 16 ]
Указ рассмотрен
[ редактировать ]Указ был зачитан перед собравшимся парламентом 24 января в присутствии маршала Монморанси и Антуана Наваррского . [ 16 ] с подразумеваемой угрозой, что парламент должен немедленно зарегистрировать его. [ 16 ] Однако даже умеренные парламентарии не приняли этого, и как ультра Ле Местр, так и умеренный де Харли потребовали копии указа, чтобы они могли надлежащим образом изучить его. [ 16 ] Монморанси курировал печать экземпляров по выходным, и к понедельнику несколько экземпляров оказались в руках парламентера . [ 16 ] Корона, стремясь ускорить этот процесс, каждые пару дней отправляла своих представителей в парламент, чтобы поддержать давление. [ 16 ] 7 февраля, проголосовав, парламент заявил, что не может проверить или опубликовать указ и направит протест короне. [ 23 ] Чтобы объяснить это, де Ту и Виоле отправили обратно в корону. [ 23 ]
Протест был составлен 12 февраля и подписан Ле Местром и Гаянтом. [ 23 ] В своем протесте они утверждали, что решением беспорядков было бы изгнание всех протестантских пасторов, отвергая представление о том, что протестанты представляют собой достаточно значительное меньшинство, чтобы требовать управления. [ 23 ] 14 февраля де Ту и Виоле выступили с речью со стороны короля, который объяснил, что двор не так понимает ситуацию в стране, как корона. Однако он заверил, что всегда останется католиком, и разъяснил спорный отрывок законопроекта, касающийся официального посещения протестантских служб, как вопрос только полиции. [ 23 ]
Уменьшает дефект
[ редактировать ]С этим документом де Ту вернулся 16 февраля в парламент, заявив, что теперь он чувствует себя комфортно, регистрируя указ. Другие умеренные, де Харле и Байе, согласились. [ 24 ] Однако даже несмотря на то, что на их стороне были умеренные, силам короны не хватило большинства в суде, и 18 февраля законопроект был снова отклонен. [ 24 ]
Екатерина прибыла в Париж 20 февраля и вызвала Виоле, который пояснил, что у членов суда есть предложения по альтернативному предложению. [ 24 ] Для обсуждения этого вопроса на 23 февраля была назначена встреча, хотя на ней присутствовало всего 69 членов, и они в основном находились на консервативной стороне двора. [ 25 ]
Встречное предложение
[ редактировать ]Члены парламента, выступавшие против указа, предлагали запретить все протестантские богослужения, сослать пасторов, запретить все сделки с некатолической собственностью и заставить всех королевских чиновников подписать исповедание веры. [ 25 ] Екатерина получила это письмо 25 февраля и подготовила свой ответ для Чарльза, принца Ла-Рош-сюр-Йон . [ 25 ] При этом они утверждали, что предложение судов просто непрактично в нынешней ситуации и что парламент ухудшает ситуацию в стране, подталкивая протестантов к вооружению. [ 25 ] Более того, Чарльз подчеркнул, что другие парламенты уже зарегистрировали указ и, как следствие, стали свидетелями снижения беспорядков. [ 25 ] 4 марта студенты устроили бунт во Дворце правосудия, требуя регистрации законопроекта и угрожая конфисковать храмы, если им их не дадут. [ 25 ]
Регистрация
[ редактировать ]Все это в конечном итоге подтолкнуло парламент к капитуляции, а адвокат короля дю Мениля, возглавлявший оппозицию, перешел под венец, чтобы поддержать ее вместе с gens du roi . [ 26 ] 5 марта было решено зарегистрировать указ на следующий день. Пять членов, в том числе Ле Местр и Сен-Андре, возглавлявшие ультраправое крыло суда, не присутствовали на окончательной регистрации. [ 26 ] Более того, одобрение судов было отклонено в секретном реестре парламента. [ 26 ]
Другие парламенты
[ редактировать ]Парламент Руана оказался более податливым и зарегистрировал указ 16 февраля. [ 27 ] Парламент Дижона отказался зарегистрировать указ и не был бы вынужден сделать это до начала гражданской войны, что сделало его мертвой буквой. [ 28 ] Парламент Экс-ан-Прованса окажет особенное сопротивление регистрации указа, и после продолжающегося сопротивления после Амбуаза его самые непокорные члены будут уволены из парламента. [ 29 ]
Принуждение и сопротивление
[ редактировать ]Большинство принцев королевства выступили против указа, за исключением принца Конде, Антуана III де Кроя , графа Порсьена и Шарля, принца Ла-Рош-сюр-Йона . [ 30 ] Антуан Наваррский , который был генерал-лейтенантом королевства, проголосовал против указа в совете и призвал Гиза вернуться в Париж, чтобы помочь своей оппозиции. [ 30 ]
В конце 1561 года несколько комиссаров были отправлены в регионы Гиенна , Лангедок и Прованс в надежде успокоить беспорядки, охватившие провинции за предыдущий год. [ 31 ] Для достижения этой цели им были предоставлены широкие полномочия, а с принятием Сен-Жерменского эдикта им было поручено обеспечить его регистрацию и исполнение в своих областях. [ 31 ] [ 32 ] Им была оказана помощь со стороны вице-губернаторов их соответствующих провинций, а также возможность передать дела в суд, если их было сложно решить. [ 33 ]
Прованс
[ редактировать ]В Провансе комиссары Фюме и Понна столкнулись с мятежным первым консулом Флассаном, который взял в руки оружие и терроризировал протестантов региона. [ 29 ] Он отказался встретиться с комиссарами или разоружиться. [ 29 ] Поскольку власти Экса отказали членам комиссии во въезде, они расположились в Мариньяне и вызвали офицеров для встречи с ними; среди муниципальных чиновников отказался только Фласан. [ 34 ] Духовенство капитулировало и встретилось с ними 5 февраля. [ 34 ] Это позволило им получить доступ в город, и они приступили к работе над своей комиссией. [ 34 ] После поражения Флассана на поле боя было решено не преследовать его последователей. [ 34 ] Тем временем в апреле они приступили к замене непокорных членов консульства, хотя к сентябрю все они были возвращены в политическую жизнь, включая Флассана. [ 34 ] Таковы были трудности с соблюдением указа о том, что Прованс будет освобожден от действия Амбуазского указа в отношении протестантских церквей. [ 34 ]
Лангедок
[ редактировать ]В Лангедоке ситуация была обратной, и перед комиссарами стояла задача восстановить католическое духовенство в его должности и изгнать протестантов из церквей, которые они оккупировали в городах. [ 35 ] Гугеноты Нима и Монпелье обратились к комиссарам с просьбой разрешить им продолжать частное богослужение в оккупированных ими городах. [ 35 ] С этой задачей комиссары по большому счету не справились. [ 35 ]
Гайенн
[ редактировать ]В Гиенне комиссары Компэн и Жирар задержались с прибытием, и поэтому де Монлюк и де Бюри наблюдали за назначением вместо них двух новых комиссаров, которым не хватало широких полномочий, как у назначенных королевской властью. [ 36 ] Парламент Бордо пытался вмешаться, утверждая, что он обладает знаниями местных условий, чтобы лучше и доступнее обеспечивать правосудие в регионе, несмотря на то, что члены комиссии пытались избежать этого. [ 36 ] Когда Компэн и Жирар наконец прибыли, они быстро стали непопулярными среди местной знати и Монлюка, которые восприняли их решения как поддержку протестантской партии. [ 36 ] Бюри и Монлюк выступили против своей интерпретации Сен-Жерменского эдикта, заявив, что он не должен вводить министров-гугенотов в области, в которых они раньше не бывали. [ 36 ] Кардинал Арманьяк присоединился к этим нападкам на членов комиссии, утверждая, что они удовлетворили запросы министров, не посоветовавшись с местным духовенством (что не было условием Амбуаза). [ 36 ] После всех этих нападок их в конце концов уволили со своих должностей. [ 36 ]
Васи и гражданская война
[ редактировать ]Будучи вызванным Наваррой обратно в Париж, Франциск, герцог Гиз, 1 марта остановился по пути в городе Васси, который стал протестантским оплотом в преимущественно католической сельской местности Шампани. [ 37 ] Разъяренный звуком протестантского колокольного звона в городе, он и его компания джентльменов решили войти под предлогом прослушивания мессы. [ 38 ] В городе он еще больше разгневался, обнаружив, что протестанты собираются в районе замка, который находился на его территории. [ 39 ]
Позже возникли разногласия по поводу законности услуги, с которой столкнулся Гиз. Хотя эта встреча состоялась после издания Сен-Жерменского эдикта, она состоялась до того, как Парижский парламент был вынужден зарегистрировать его. [ 40 ]
Гиз послал впереди себя джентльмена, который затеял перепалку у двери сарая, где молились протестанты. Последовало насилие, и, когда рота Гиза рванулась вперед, началась резня, в результате которой было убито 50 прихожан. [ 39 ] Продолжая путь в Париж, несмотря на приказ Екатерины прийти к ней и объясниться, он вошел в город, где его встретили как героя. [ 41 ]
В городе присутствовал Конде и его люди, и, таким образом, это была потенциальная пороховая бочка, если его пути и Гиз пересекутся. Понимая это, Екатерина приказала обоим покинуть город, но только Конде подчинился, направившись в Орлеан , где 2 апреля поднял знамя восстания, начав первую французскую религиозную войну . [ 41 ] [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Фонтенблоский эдикт , отмена Людовиком XIV Нантского эдикта в 1685 году.
- Декларация прав человека и гражданина , документ о гражданских правах Французской революции 1789 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 22. ISBN 1841763950 .
- ^ Холт, Мак (2005). Французские религиозные войны 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 41. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 110. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. стр. 21–29. ISBN 1841763950 .
- ^ Перейти обратно: а б Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 26. ISBN 1841763950 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 136. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 137. ИСБН 9780199596799 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547–1589 гг . Хэмблдон Пресс. п. 124. ИСБН 9780907628446 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547–1589 гг . Хэмблдон Пресс. п. 133. ИСБН 9780907628446 .
- ^ Сазерленд, Никола (1984). Политика и религия князей 1547–1589 гг . Хэмблдон Пресс. п. 136. ИСБН 9780907628446 .
- ^ Кнехт, Роберт (2010). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 32. ISBN 9781408228197 .
- ^ Перейти обратно: а б Кнехт, Роберт (2010). Французские религиозные войны 1559–1598 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 33. ISBN 9781408228197 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Пресса Калифорнийского университета. п. 263. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозная реформация шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 265. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 129.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 31–33. ISBN 0333647998 .
- ^ Холт, Мак (2005). Французские религиозные войны 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 47. ИСБН 9780521547505 .
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559–1576 гг.: Гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 130.
- ^ Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 264. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б Дифендорф, Барбара (1991). Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 0195070135 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 266. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 267. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 268. ИСБН 0520086260 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рулкер, Нэнси (1996). Один король, одна вера: Парижский парламент и религиозные реформации шестнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. п. 269. ИСБН 0520086260 .
- ^ Томпсон, Джеймс (1909). Религиозные войны во Франции 1559-1576 годов: гугеноты, Екатерина Медичи и Филипп II . Издательство Чикагского университета. п. 128.
- ^ Холт, Мак (2020). Политика вина во Франции раннего Нового времени: религия и народная культура в Бургундии, 1477–1630 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 151. ИСБН 978-1108456814 .
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. п. 54. ИСБН 9781137326744 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Стюарт (2013). « ' Nager entre deax eaux': Принцы и двусмысленности французского протестантизма». Журнал шестнадцатого века . 44 4 : 1015.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. п. 52. ИСБН 9781137326744 .
- ^ Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. п. 58. ИСБН 9781137326744 .
- ^ Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. п. 53. ИСБН 9781137326744 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время религиозных войн во Франции . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 55–56. ISBN 9781137326744 .
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. п. 57. ИСБН 9781137326744 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робертс, Пенни (2013). Мир и власть во время французских религиозных войн ок. 1560–1600 . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 58–61. ISBN 9781137326744 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 13. ISBN 978-0199229079 .
- ^ Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN 978-0199229079 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Стюарт (2009). Мученики и убийцы: Семья Гизов и становление Европы . Издательство Оксфордского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0199229079 .
- ^ Холт, Мак (1995). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 48. ИСБН 9780521358736 .
- ^ Перейти обратно: а б Кнехт, Роберт (2002). Французские религиозные войны 1562–1598 гг . Издательство Оспри. п. 12. ISBN 1841763950 .
- ^ Поттер, Дэвид (1997). Французские религиозные войны: избранные документы . Макмиллан. стр. 73–75. ISBN 0312175450 .