Хидатса

Хидатса — народ сиу . Они зачислены в признанное на федеральном уровне Три родственных племени резервации Форт-Бертольд в Северной Дакоте . Их язык родственен языку Ворон , и их иногда считают родительским племенем современных Ворон в Монтане .
Имя
[ редактировать ]Хидатса Автоним — Хираака . Согласно племенной традиции, слово хираака происходит от слова « ива »; однако этимология не прозрачна, а сходство с mirahací «ивами» неубедительно. Нынешнее название Хидатса раньше носило одно из трех племенных деревень. Когда деревни объединились, название было принято за племя в целом. [ нужна ссылка ]
, называют их Минитари («пересекать воду») Их союзники, Манданы . в Ассинибойне ассинибойны (называемые Хидусиди Хидатса) знают их как: wakmúhaza yúde, şewáktųkta [ 1 ]
Иногда их также путают с Гро-Вантрес в современных провинциях Монтана и Прерии Канады, которые были частью народов, говорящих на арапахоанских языках . Кочевников Миннетари Форт-де - Гро-Вентров называли Прери, Миннетари Прери, Миннетари Равнин или Гро-Вентры Прерий, в то время как полуоседлые Хидатса были известны как Миннетари из Миссури или Гро-Вентры из Миссури . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]До 1850 г.
[ редактировать ]
На протяжении сотен лет район реки Найф в нынешней Северной Дакоте был домом хидатса и их предков. Первые деревни датируются 13 веком. [ 2 ]
В летописях начала 18 века идентифицируются три тесно связанные деревенские группы, к которым применяется термин Хидатса. То, что сейчас известно как племя Хидатса, представляет собой объединение этих трех групп, которые имели разную историю и говорили на разных диалектах ; они сошлись вместе только после того, как поселились на реке Миссури (Авати/Awáati) . [ 3 ]
У Аваксави («Деревня на холме») или Амахами («Расколотая земля», «Горная страна») есть традиция творения, подобная традиции Мандана, которая описывает их появление давным-давно с Земли, у Озера Дьявола (Мири xопаш / Mirixubáash / Miniwakan) («Там святая вода»). [ 4 ] Позже они двинулись на запад, в Расписной лес (около Сквер-Бьюттс или Авакотчкесшеш) и поселились возле деревень Мандан и еще одной деревни Аватикса. [ нужна ссылка ]
Аватикса ( « Деревня разбросанных лож») или Авадиша («Высокая деревня») возникла не с земли, а с неба под предводительством Обугленного Тела. [ 5 ] По их традиции, их первые люди жили недалеко от Пейнтед-Вудса, «где они были созданы». [ 6 ] После этого они всегда жили между рекой Сердце (Наада Ааши / Наадаашиш) и рекой Найф (Мее ecci Ааши / Ме'сии'аашиш) вдоль реки Средний Миссури (Авати / Аваати). [ нужна ссылка ]
или Собственно Хидатса Хираака /Хиратса («Люди Ив»), крупнейшие из трех, представляли собой конфедерацию многочисленных кочевых групп Хидатса с севера, которые отделились от аваксави/амахами на территории нынешней западной Миннесоты. Сначала они поселились на севере, затем двинулись на юг, к Чертову озеру. В своих путешествиях они встретили манданов (Адахпакоа / Ароксбагуа) (иногда их также называют: Аракбакуа Итаватиш), а затем двинулись на запад и поселились у этих дальних родственников к северу от реки Найф, где они освоили сельское хозяйство и создали постоянные деревни. Позже они перебрались в устье реки Найф. Их территория располагалась вверх по течению вдоль реки Миссури, ее притоков на западе, а также районов реки Маус и озера Дэвилз на северо-востоке. Первоначально они были частью тех, кто впоследствии стал Речной Вороной . Хидатса называли Нацию Ворон Гиксааикка / Гиксаа-икка («Те, кто надуваются из-за требухи»). [ нужна ссылка ]
Хидатса первоначально жили в Мири Хопаш/Мириксубааш/Минивакан , районе озера Дьявол в Северной Дакоте, прежде чем их вытеснили на юго-запад Лакота (Итахатски/Идаахачги) . Мигрируя на запад, хидатса наткнулись на Мандан в устье реки Харт . Эти две группы сформировали союз и разделили территорию вдоль рек. [ нужна ссылка ]

До эпидемии 1782 года у них было мало врагов. Хидатса охотились вверх по течению от деревень-земляков на реке Найф и ниже. Здесь, между реками Найф и Йеллоустоун (Mii Ciiri Aashi/Mi'ciiriaashish) , они были достаточно многочисленны, чтобы противостоять нападениям ассинибойнов (Hidusidi/Hirushíiri) , которые охотились в этом районе, но редко зимовали на реке Миссури, как часть Могучая Железная Конфедерация (в которой доминировали кри (Сахе/Шахии) и Ассинибойны) была противником, на которого Хидатса должен был обратить внимание. [ нужна ссылка ]
Замечательная осада деревни Большая Хидатса сиу около 1790 года закончилась крупной победой жителей. По данным источников, они убили 100 или более отступающих сиу в ходе контратаки. [ 7 ]
Примерно в 1795 году Джон Таннер присутствовал среди манданов, когда они пытались организовать согласованную войну против хидатса с союзниками даже из Великих озер, включая приемную Таннером семью Одава из Мичигана. Однако атака провалилась еще на стадии планирования. [ 8 ]
Хидатса играла центральную роль в торговых сетях Индии на Великих равнинах благодаря выгодному географическому положению в сочетании с излишками сельского хозяйства и ремесла . Исторические источники показывают, что деревни Хидатса посещали кри , ассинибойны , кроу , шайенны , арапахо , кайова , равнинные апачи и команчи . [ 9 ] Белые торговцы с севера, такие как представитель Северо-Западной компании Дэвид Томпсон, начали посещать деревни Хидатса и Мандан в 1790-х годах. [ 10 ]
В 1800 году группа хидатса похитила Сакагавеа и нескольких других девочек в битве, в результате которой среди шошонов (Маабугшаруксбаага) («Змеиный народ») погибли четыре мужчины, четыре женщины и несколько мальчиков. Ее отвезли в плен в деревню Хидатса недалеко от современного Уошберна, Северная Дакота . [ нужна ссылка ]
В 1804 году Льюис и Кларк пришли к Хидатса (в своих записях они называли их Миннетари ) в трех деревнях в устье реки Найф и к Мандану в двух деревнях несколькими милями ниже по реке Миссури. [ нужна ссылка ]
В июле 1825 года «гровонтеры [хидатса] собрались на совет, и были заключены мирные, торговые и дружеские договоры» с Соединенными Штатами. [ 11 ] Племя – в документе под названием «Беланце-Этоа или Минитари» – также признало превосходство Соединенных Штатов, понимало оно это или нет. [ 12 ] Мирный договор никогда не был нарушен. «Мы всегда были друзьями белых», — подчеркнул Вольф Чиф в 1888 году, и дело никогда не доходило до боев с армией Соединенных Штатов. [ 13 ]
Племенной внешний вид и обычаи были задокументированы во время визитов двух художников на американский запад. Союзные племена впервые посетил американец Джордж Кэтлин , который оставался с ними несколько месяцев в 1832 году. За ним последовал Карл Бодмер , швейцарский художник, сопровождавший немецкого исследователя Максимилиана Вид-Нойвида в экспедиции по реке Миссури с 1832 по 1834 год. В работах Бодмера описаны общества Хидатса и Мандан, которые быстро менялись под давлением вторжения поселенцев, инфекционных заболеваний и правительства. ограничения. [ нужна ссылка ]
Весной 1834 года аваксави и аватиша по необходимости поселились в Большой Хидатсе. Сиу напали на деревни Хидатса и превратили «две нижние деревни в пепел». [ 14 ] И до, и после эпидемии оспы в 1837 году между хидатса и такими врагами, как ассинибойны и янктонайские сиу, происходили кровавые бои. Каждое племя давало и брало. [ 15 ]
Эпидемия оспы 1837–1838 годов сократила численность Хидатса примерно до 500 человек. Оставшиеся манданы и хидатса объединились и двинулись дальше вверх по течению Миссури в 1845 году. «Отряды сиу подстерегали охотничьи отряды или бродили по нашим деревням, чтобы украсть лошадей», - объяснила женщина-птица-буйвол причина, по которой они на протяжении веков покинули свою родную землю вдоль реки Найф. . [ 16 ] В конце концов они поселились в деревне «Как рыболовный крючок» (Mua iruckup hehisa atis, Mu'a-idu'skupe-hi'cec) недалеко от торгового поста форта Бертольд. В 1862 году к ним присоединились арикара (Адакадахо / Арагараху) . [ нужна ссылка ]
1851–1900
[ редактировать ]
Племя хидатса было одной из сторон договора в форте Ларами 1851 года. Вместе с манданами и арикара они получили договор о земле к северу от реки Харт. [ 17 ] Одиннадцать лет спустя Три Племени не проживали ни в одной дачной деревне на территории договора. Лакота более или менее аннексировали его, хотя и были участниками мирного договора. [ 18 ]

Вдохновленный Карлом Бодмером, швейцарский художник Рудольф Ф. Курц путешествовал по Северным равнинам в начале 1850-х годов. Он оставил отчет, а также зарисовки деревенских племен. [ 19 ]

Четыре Медведя, выдающийся военный вождь хидатса после эпидемии оспы в 1837 году (был одним из тех, кто основал деревню «Как рыболовный крючок» для хидатса, мандан и арикара – и его не следует путать со знаменитым вождем мандан Мато- топе (Четыре медведя) ), был убит вместе с другими жителями деревни при нападении на янктон-сиу в 1861 году. [ 20 ] В декабре 1862 года некоторые сиу сожгли части деревни «Как рыболовный крючок» и, возможно, в то же время они собирали спрятанную кукурузу. [ 21 ]
Подобные нападения на их дома заставили «Три племени» обратиться к армии США с просьбой вмешаться. Уже в 1857 году вождь хидатса Длинноволосый обвинил сиу в том, что они пытаются быть «самыми сильными и влиятельными людьми на Земле». [ 22 ] Спустя годы настала очередь вождя Кроуса Бреста высказать резкие жалобы на сиу. [ 23 ]
Хидатса сами не бездействовали, временами даже совершая набеги на лакота к югу от реки Харт. [ 24 ]
Примерно в 1870 году группа «диссидентов» Хидатса во главе с Бобтейлом Быком, а затем с Воронами Летит Хай, покинула ортодоксальную или консервативную группу в «Деревне как рыболовный крючок». Для защиты они строят новую деревню всего в двух милях к западу от военного поста Форт Буфорд. Иногда мужчины искали армию. Ведя себя сдержанно во время охоты на оленей и другую мелкую дичь вдоль Малой Миссури, они преуспели в качестве индейцев, не являющихся резервациями, до 1894 года. [ 25 ]
Три племени продали часть земли Соединенным Штатам в 1870 году. Последний договор, уменьшавший индейскую резервацию Форт-Бертольд, был подписан в 1886 году (ратифицирован в 1891 году). [ 26 ] В следующем столетии племена выиграют судебный процесс и получат компенсацию за часть земель, утраченных по указу президента пятьдесят лет назад. [ 27 ]
Всеохватывающие разногласия с лакота сошли на нет после заключения мирного соглашения в 1875 году при полковника Г. А. Кастера . посредничестве [ 28 ] С тех пор Хидатса все больше и больше сосредоточивал свое внимание на разногласиях с властями столицы. [ 29 ]
Добрый Медведь исполнил Накспайк (Солнечный танец Хидатса) в 1879 году. Он был последним Хидатса, сделавшим это. [ 30 ]
Культура
[ редактировать ]

Хидатса — народ по материнской линии , происхождение которого определяется по материнской линии. Поскольку ранние манданы и хидатса часто вступали в браки, детей учили говорить на языке своей матери, но понимать диалект любого племени. Краткое описание культуры хидатса-мандан, включая грамматику и словарный запас языка хидатса, было опубликовано в 1877 году Вашингтоном Мэтьюзом , государственным врачом, прикомандированным к индейской резервации Форт-Бертольд . [ нужна ссылка ]
В начале 20-го века Гилберт Ливингстон Уилсон провел обширную этнографическую работу с пожилой женщиной хидатса, женщиной-птицей-буйволом . Он также взял интервью у членов ее ближайших родственников в форте Бертольд. На основе информации, полученной от них, Уилсон описал традиционную экономику, церемонии и повседневную практику, которую вспоминает женщина-бизонья птица, которая жила в деревне «Как рыболовный крючок». [ нужна ссылка ]
Фрэнсис Денсмор записала ряд церемониальных и личных песен Хидатса до 1920 года. [ 31 ]
Археологические исследования предоставили доказательства присутствия нескольких полов в обществе Хидат до колонизации. [ 32 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Хидатса (Грос Вентр) возглавляет Воронью Грудь и Бедного Волка. Воронья Грудь была главой Хидатса в середине 1870-х годов. [ 33 ]
-
Танцоры с собаками, индейцы хидатса, Северная Дакота, диорама XIX века в Общественном музее Милуоки.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Поиск в базе данных словаря AISRI — версия прототипа. Ассинибойн. «Монтана» « . Проверено 7 июля 2012 г.
- ^ Алер, Стэнли А., Т.Д. Тиссен и М.К. Тримбл: Народы ив. Предыстория и ранняя история индейцев хидатса. Гранд Форкс, 1991, с. 38, столбец II.
- ^ Бауэрс 1965
- ^ Майк Стивенс для библиотеки Форт-Бертольд. «Словарь английского языка хидатса» . Архивировано из оригинала 17 июня 2015 г.
- ^ Вуд и Хэнсон 1986:34
- ^ Бауэрс 1948: 17–18
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 29 и с. 272, примечание 39.
- ^ Таннер, Джон (1994). Сокол . Нью-Йорк: Пингвин. стр. 38–39.
- ^ Уильям Р. Свагерти (1988). «Индийская торговля на западе Транс-Миссисипи до 1870 года». Справочник североамериканских индейцев, том 4: История отношений белых индейцев. Смитсоновский институт, стр. 351–353.
- ^ Вуд, Раймонд В. и Томас Д. Тиссен: Ранняя торговля мехом на северных равнинах. Канадские торговцы среди индейцев мандан и хидатса, 1738–1818 гг. Норман и Лондон, 1987 г., таблица 1.
- ^ Дженсен, Ричард Э. и Джеймс С. Хатчинс: Колесные лодки на Миссури. Журналы и документы экспедиции Аткинсона-О'Фаллона, 1824–1826 гг. Хелена и Линкольн, с. 141.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры. Том 2, Договор с Белантсе-Этоа или Минитари, стр. 239–244.
- ^ Гилман, Кэролайн и Мэри Джейн Шнайдер: Путь к независимости. Воспоминания индийской семьи Хидатса, 1840–1920 гг. Святой Павел, 1987, с. 228, столбец I.
- ^ Стюарт, Фрэнк Х.: Деревни Мандан и Хидатса в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Plains Anthropologie , 19 (ноябрь 1974 г.), стр. 287–302, цитата стр. 296, столбец I.
- ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834–1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997 г., см., например, стр. 52, 127 и 167–168.
- ^ Уилсон, Гилберт Л.: Вахини. История индийской девушки, рассказанная ею Гилберту Л. Уилсону. Линкольн и Лондон, 1981, с. 11.
- ^ Капплер, Чарльз Дж.: Дела Индии. Законы и договоры. Вашингтон, 1904, Том. 2, с. 594. http://digital.library.okstate.edu/kappler/Vol2/treaties/sio0594.htm. Архивировано 12 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 108.
- ^ Курц, Рудольф Ф.: Журнал Рудольфа Фридриха Курца. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии, Бюллетень 115 . Вашингтон, 1937 год.
- ^ Серийный номер 1157, 37-й Конгресс, 3-я сессия, Том. 2, Исполнительный документ Палаты представителей № 1, стр. 337–338. Мейер Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 108.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 119. См. также Уилсон, Гилберт Л.: Сельское хозяйство индейцев хидатса. Индийская интерпретация. Нью-Йорк, 1979, стр. 95 и 97.
- ^ Серийный номер 942, 35-й Конгресс, 1-я сессия, Исполнительный документ Палаты представителей № 1, стр. 428. Цитируется у Мейера, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 107.
- ^ Серийный номер 1449, 41-й Конгресс, 3-я сессия, Том. 4, Исполнительный документ Палаты представителей № 1, с. 674.
- ^ Гилман, Кэролайн и Мэри Джейн Шнайдер: Путь к независимости. Воспоминания индийской семьи Хидатса, 1840–1920 гг. Святой Павел, 1987, с. 164, столбец I.
- ^ Фокс, Грегори Л.: Деревня банды диссидентов Хидатса конца девятнадцатого века: Место в Гарден-Кули (32WI18). Линкольн, 1988 год.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977 год, карта на стр. 112. Или см. «Память Америки». ( http://memory.loc.gov ). Передача земель индейцам в Соединенных Штатах, 1784–1894 гг. Серийный номер 4015, 56-й Конгресс, 1-я сессия, стр. 852–853. Карта: Дакота 1.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, стр. 187–188.
- ^ Макгиннис, Энтони: Подсчет переворота и резка лошадей. Межплеменная война на северных равнинах, 1738–1889 гг. Эвергрин, 1990, с. 133.
- ^ Гилман, Кэролайн и Мэри Джейн Шнайдер: Путь к независимости. Воспоминания индийской семьи Хидатса, 1840–1920 гг. Святой Павел, 1987, стр. 222–230.
- ^ Бауэрс, Альфред: Социальная и церемониальная организация Хидатса. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень 194 . Вашингтон, 1965, с. 308.
- ^ Денсмор, Фрэнсис: Музыка Мандан и Хидатса. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень 80 . Вашингтон, 1923 год.
- ^ Прайн, Э. 2000. В поисках третьего пола: к предыстории домашнего пространства в деревнях Среднего Миссури. В книге Восс Б. и Шмидт Р. Археология сексуальности. Рутледж, Лондон, Великобритания, стр. 197–219.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 129.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Опись документов Г.Л. и Ф.Н. Уилсона Исторического общества штата Миннесота
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Дж. Г. Ши (1879). " В Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А. (ред.). Американская циклопедия .
- Сад женщины-бизона, рассказанный Макси'дивиаком (женщиной-бизоном) (ок. 1839–1932) из индейского племени хидатса, первоначально опубликовано Гилбертом Ливингстоном Уилсоном под названием «Сельское хозяйство индейцев хидатса: индийская интерпретация».