Jump to content

Экапада

Экапада
Экапада-Тримурти
Принадлежность Форма Шивы или его свирепый аспект Бхайравы.

Экапада — одноногий аспект индуистского бога Шивы . Эта форма в основном встречается в Южной Индии и Ориссе , но также иногда в Раджастане и Непале .

Экапада в основном представлена ​​в трех иконографических формах. В форме Экапада-мурти («одноногая икона») он изображается одноногим и четырехруким. В форме Экапада-Тримурти («одноногой Троицы») он изображается с торсами божеств Вишну и Брахмы , которые вместе с Шивой образуют индуистскую Троицу ( Тримурти ), исходящими из его боков, талией вверх и с одной нога; однако иногда, кроме центральной ноги Шивы, по бокам выходят две меньшие ноги Вишну и Брахмы. Хотя в некоторых писаниях последняя конфигурация также называется Экапада-Тримурти, некоторые называют ее Трипада-Тримурти («трехногая Троица»). В Ориссе, где Экапада считается аспектом Бхайравы — грозного аспекта Шивы, — иконография Экапада-мурти становится более жестокой, с мотивами кровавых жертвоприношений. Этот аспект называется Экапада Бхайрава («одноногий Бхайрава» или «одноногий свирепый»).

Форма Шивы Экапада произошла от ведического божества Аджа Экапада или Аджайкапада , имени, которое Экапада Бхайрава до сих пор наследует. Экапада представляет Ось Мунди (космическую опору вселенной) и изображает Шиву как Верховного Господа, от которого происходят Вишну и Брахма. Экападу часто сопровождают служители-аскеты, присутствие которых подчеркивает его приверженность суровому покаянию.

Иконография

[ редактировать ]
Высеченная в камне скульптура Аджайкапада в Государственном музее Одиши

В Агамы тексте Амсумадбхедагама упоминается, что Экапада-Тримурти подобен аспектам Шивы Эканетра и Экарудра и является одним из аспектов Видьешвары . Он носит джата-мукуту (головной убор из спутанных волос) и белые шелковые одежды. У него три глаза и миролюбивый вид. Он держит тришулу (трезубец) и танку (маленький молоточек) в двух из четырех рук и совершает варада-мудру (жест дарования блага) и абхая-мудру (жест утешения). [ 1 ]

Трипада Тимурти.

Другой текст Агамы, Уттара-Каранагама , также описывает Экапада-Тримурти как одну из Видьешвар. Он стоит прямо ( поза самабханга ) на одной ноге на пьедестале лотоса ( падма питха ). У него три глаза и четыре руки, и он чист, как кристалл. Его задние руки держат тришулу или мригу (оленя) и танку, а его четыре руки жестикулируют в Варада-мудре и Абхайя-мудре. Он носит обычные серьги кундала или жемчужные серьги и джата-мукуту. Из правой и левой части его тела появляются Брахма и Вишну соответственно. Они изображены выше пояса, одна из их согнутых ног удерживается над землей. Брахма и Вишну четырехрукие и держат передние руки скрещенными (в анджали мудре ). В задних руках четырехголовый Брахма держит срук (большой деревянный ковш, используемый для приношения топленого масла во время огненных жертвоприношений) и камандалу (сосуд для воды), а Вишну, украшенный кирита-мукутой (конической короной) , ) — содержит шанкху (раковину) и чакру . Экапада окружен огромным ореолом, охватывающим все три его туловища. Третий текст Агамы, Уттара-Каникагама упоминает, что фигуры Брахмы и Вишну пропорционально меньше, подобно размерам, предписанным для женских божеств. [ 2 ] Он также связывает одну ногу божества с Лингамом , аниконическим символом Шивы. [ 3 ] Линга Пурана описывает Шиву как «господа, у которого одна нога, четыре руки, три глаза и трезубец… который находится после создания Вишну с левой стороны и четырехголового Брахмы с правой стороны». [ 3 ] В храмах Южной Индии икону могут сопровождать поклоняющиеся ей йоги или аскеты, а также ваханы Троицы : хамса Брахмы (лебедь/гусь), гаруда Вишну (человек-орел) и бык Нанди Шивы . [ 4 ]

Иногда, когда видны ноги Вишну и Шивы, икону называют Трипада-Тримурти («трехногая троица») в отличие от иконы, где не показаны ноги Вишну и Шивы, когда ее называют Экапада-Тримурти. («одноногая троица»), хотя Уттара-Каранагама называет первую Экапада-Тримурти . Когда икона изображена без торсов Вишну и Брахмы, ее называют просто Экапада-мурти («одноногая икона»). [ 5 ] Другой вариант Экапады, называемый Махеша-Экапада, появляется на рельефе VIII века в Махабалипураме , где он одноногий и четырехрукий, но также имеет три видимые головы плюс голову, предполагаемую сзади и вверху, что делает его пятиногим. Двухглавая икона, напоминающая пятиглавую форму, называемую Махеша или Садашива . [ 3 ]

В Ориссе иконография Экапады сильно отличается от иконографии в Южной Индии. Хотя у него характерная одна нога, спутанные волосы, головной убор в форме полумесяца и аскетические слуги, здесь Экапада никогда не изображается с торсами Вишну и Брахмы. Он может быть четырехруким или двуруким и считается формой Бхайравы , грозного аспекта Шивы. У него короткая борода и усы, открытый рот с клыками и выпученные глаза с гневным выражением. Он итифаллический (с стоячим фаллосом ) и носит тигровую шкуру на талии. Он носит различные украшения и длинную яджнопавиту (священную нить) на груди. На более поздних изображениях Экапада имеет тенденцию быть более устрашающим: с « гирляндой из черепов , змеиными украшениями и яджнопавитой, а также трупом под ногой». Ранние изображения изображают его с жестом варада-мудры и камандалу; однако в более поздних версиях они заменены дамару и капалой. Другими его атрибутами могут быть акшамала (четки), тришула, змея, олень. Его аскетические помощники могут держать тришулу, а иногда его сопровождает служанка и его откройте Нанди. [ 6 ]

Вишвакарма -шилпа упоминает Экападу как одного из Рудр и описывает его иконографию как человека с 16 руками и держащего в левых руках кхатвангу , стрелу, чакру , дамару , мудгару (оружие, похожее на молоток), акшамалу, и тришула (трезубец), одной рукой держащийся в Варада мудре, а в правой руке держа лук, гханта (колокольчик), капала , каумуди (полумесяц), гхата (горшок), парашу (боевой топор) и шакти (сила), одной рукой в ​​Тарджани мудре (с поднятым или угрожающим указательным пальцем, символизирующим гнев). [ 7 ] Однако никаких изображений шестнадцатеричной Экапады не обнаружено.

Развитие и поклонение

[ редактировать ]
Экапада Бхайрава в храме Чаусати Джогини , Хирапур, Одиша

Эволюция Экапады неясна; однако большинство ученых согласны с тем, что он произошел от ведического божества Аджа Экапада или Аджайкапада ( сандхи Аджи и Экапады). [ 8 ] [ 9 ] Первое упоминание об Аджа Экападе («одноногом нерожденном/непроявленном») встречается в Ведах ( например, Ригведа 02.031.06, 06.050.14 и т. д.), самых ранних писаниях индуизма. Аджа Экапада тесно связан с Ахи Будхья («змеем глубокого океана»), появляясь рядом с последним в пяти гимнах Ригведы и один раз без него. [ 10 ] По мнению В.С. Агравалы, Аджа Экапада и Ахи Будхья кажутся двумя аспектами одного и того же божества. [ 9 ] Согласно другой интерпретации, Аджа Экапада кажется воздушным божеством, поскольку его называют покровителем неба и грозового потока. В ) Яски Найгантуке ( тезаурусе Аджа Экапада упоминается вместе с божествами небесных сфер. Атхарваведа . описывает его как состоящего из двух миров Тайттирия -брахман описывает его как восходящего с востока. [ 10 ] Комментатор этого текста интерпретирует Аджа Экападу как форму бога огня Агни . [ 10 ] как и современный ученый В.С. Агравала. [ 9 ] Дурга на Нирукте интерпретирует его как солнце, а некоторые ученые также считают его солнечным божеством. Некоторые учёные связывают его с бурями и интерпретируют Аджа Экапада как удар молнии, падающей на землю одной полосой. В индуистских эпосах Аджа Экапада, пишется как Аджайкапада, описывается как один из 11 Рудр и эпитет Шивы, идентификация, которая до сих пор находится в моде и отражена в большинстве его изображений. [ 10 ] В эпосе «Махабхарата» Аджайкапада и Ахи Будхья описаны как Рудры. [ 11 ] Божества-близнецы характеризуются как хранители золота, а Кубера — хранитель сокровищ богов. [ 10 ] В некоторых Пуранах Аджа, Экапада (Экапат) и Ахирбудхья описываются как три разные Рудры. [ 12 ] Аджайкапада также описывается как Рудра в Линга Пуране . [ 9 ] [ 13 ] В большинстве случаев Шива является управляющим божеством Рудр, включая Аджа-Экападу. [ 9 ]

Иконы Экапада находятся в большинстве важных храмов Шивы в Южной Индии . [ 14 ] «то там, то там», по крайней мере, высечено на столбе. [ 4 ] Экапада-Тримурти, найденная в Южной Индии, демонстрирует сектантскую миссию Шайвов ( секты Шивы) по утверждению своего Шивы как Верховного Бога и иллюстрирует, что Вишну и Брахма произошли от него. Похожая икона вайшнавов (секты Вишну) изображает Вишну в центральном положении и Шиву и Брахму, выходящих из его тела. [ 15 ] Согласно другой интерпретации, икона Экапада — это икона Шивы в суровом покаянии. Два подвижника-служителя, благоговейно кланяющиеся, подчеркивают его аскетический характер. С этой точки зрения Экапада считается символом «сурового аскетизма, исполнения желаний или благ и отпущения грехов». [ 16 ] Вишвакарма -шилпа описывает поклонение Экападе как дарование материальных радостей. [ 7 ]

Экапада появляется как вторичное божество ( аварана-девата ) в северной боковой нише храмов Ориссы , часто рядом с центральной нишей, изображающей богиню Махишасурамардини . В Ориссе эти иконы известны как Аджа-Экапада или Аджайкапада. Самые ранние иконы Экапада в Ориссе датируются 8 веком нашей эры и также встречаются у входа в чайтью или в качестве хранительницы-помощницы богинь Саптаматрики , как аспект Бхайравы. [ 9 ] Он остается самым популярным аспектом Бхайравы в Ориссе. [ 16 ] и ему также поклонялась секта Капалика . [ 8 ] Иконы Экапада-мурти, найденные в Калинга эпохи храмах Андхра-Прадеша , отражают иконы в соседней Ориссе. [ 17 ] В Ориссе Экапада-Бхайрава, по сути, является тантрическим божеством. Тантрические тексты явно связывают его с ведической Аджа Экападой, огнем/Агни, жертвоприношением, космическим столпом вселенной и богинями -йогинями , которые также связаны с Саптаматриками. [ 8 ] Как хранитель Саптаматриков, Экапада стал более ужасным по внешнему виду, с мотивами кровавых жертвоприношений, а его изображения ограничивались храмами тантрических богинь. По мере роста вайшнавизма в Ориссе его изображения становились все более редкими. [ 16 ] Согласно одной теории, Экапада, возможно, вдохновил популярную вайшнавскую икону Джаганнатхи , божества, изображенного без ног, но с единственной культей ниже талии. [ 8 ] [ 16 ]

Помимо Южной Индии и Ориссы изображения Экапады встречаются также в Раджастане и Непале , хотя и редко. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рао стр. 398, 402–3
  2. ^ Рао стр. 398–9
  3. ^ Перейти обратно: а б с Шринивасан, Дорис Мет (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 159–60. ISBN  9004107584 . OCLC   208705592 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Рао стр. 400–1
  5. ^ «Шиваизм» . Проверено 5 июня 2011 г.
  6. ^ Дональдсон, стр. 153–9.
  7. ^ Перейти обратно: а б Рао п. 388
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Панда, Сасанка С. (январь 2004 г.). «Поклонение Бхайраве в Верхней долине Маханади». Обзор Ориссы : 37–49.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дональдсон п. 153
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Макдонелл, Артур Энтони (2002). Ведическая мифология . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 72–4 . ISBN  81-208-1113-5 .
  11. ^ Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. стр. 172–3. ISBN  0-8426-0560-6 .
  12. ^ Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии . Внутренние традиции Интернешнл. стр. 102–4, 341, 371 . ISBN  0-89281-354-7 .
  13. ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 645–5 . ISBN  0-8426-0822-2 .
  14. ^ Раджараджан, РКК (2021 г.). «Рамагири Тер Харихара и Харихара-Экапада Тримурти» . Журнал индийской истории и культуры . 28 : 187–213.
  15. ^ Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть 1. Мадрас: Юридическая типография. п. 45. ИСБН  0-89581-761-6 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Дональдсон, стр. 158–9.
  17. ^ М. Кришна Кумари (1990). Социальная и культурная жизнь в средневековой Андхре . Издательство Дискавери. стр. 60, 108–9. ISBN  81-7141-102-9 .
  18. ^ Шарма, Б. Н. Иконография Садашивы . п. 5.
  • Дональдсон, Томас (1982). «Образы Экапада Шивы в искусстве Ориссы». Арс Ориенталис . 13 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 153–167. JSTOR   4629316 .
  • Рао, Т. А. Гопинатха (1993) [1916]. Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть II (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b22f06f2b7f21e909c2f2ccd1831c03__1710336540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/03/9b22f06f2b7f21e909c2f2ccd1831c03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ekapada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)