Экапада
Экапада | |
---|---|
![]() Экапада-Тримурти | |
Принадлежность | Форма Шивы или его свирепый аспект Бхайравы. |
Экапада — одноногий аспект индуистского бога Шивы . Эта форма в основном встречается в Южной Индии и Ориссе , но также иногда в Раджастане и Непале .
Экапада в основном представлена в трех иконографических формах. В форме Экапада-мурти («одноногая икона») он изображается одноногим и четырехруким. В форме Экапада-Тримурти («одноногой Троицы») он изображается с торсами божеств Вишну и Брахмы , которые вместе с Шивой образуют индуистскую Троицу ( Тримурти ), исходящими из его боков, талией вверх и с одной нога; однако иногда, кроме центральной ноги Шивы, по бокам выходят две меньшие ноги Вишну и Брахмы. Хотя в некоторых писаниях последняя конфигурация также называется Экапада-Тримурти, некоторые называют ее Трипада-Тримурти («трехногая Троица»). В Ориссе, где Экапада считается аспектом Бхайравы — грозного аспекта Шивы, — иконография Экапада-мурти становится более жестокой, с мотивами кровавых жертвоприношений. Этот аспект называется Экапада Бхайрава («одноногий Бхайрава» или «одноногий свирепый»).
Форма Шивы Экапада произошла от ведического божества Аджа Экапада или Аджайкапада , имени, которое Экапада Бхайрава до сих пор наследует. Экапада представляет Ось Мунди (космическую опору вселенной) и изображает Шиву как Верховного Господа, от которого происходят Вишну и Брахма. Экападу часто сопровождают служители-аскеты, присутствие которых подчеркивает его приверженность суровому покаянию.
Иконография
[ редактировать ]
В Агамы тексте Амсумадбхедагама упоминается, что Экапада-Тримурти подобен аспектам Шивы Эканетра и Экарудра и является одним из аспектов Видьешвары . Он носит джата-мукуту (головной убор из спутанных волос) и белые шелковые одежды. У него три глаза и миролюбивый вид. Он держит тришулу (трезубец) и танку (маленький молоточек) в двух из четырех рук и совершает варада-мудру (жест дарования блага) и абхая-мудру (жест утешения). [ 1 ]

Другой текст Агамы, Уттара-Каранагама , также описывает Экапада-Тримурти как одну из Видьешвар. Он стоит прямо ( поза самабханга ) на одной ноге на пьедестале лотоса ( падма питха ). У него три глаза и четыре руки, и он чист, как кристалл. Его задние руки держат тришулу или мригу (оленя) и танку, а его четыре руки жестикулируют в Варада-мудре и Абхайя-мудре. Он носит обычные серьги кундала или жемчужные серьги и джата-мукуту. Из правой и левой части его тела появляются Брахма и Вишну соответственно. Они изображены выше пояса, одна из их согнутых ног удерживается над землей. Брахма и Вишну четырехрукие и держат передние руки скрещенными (в анджали мудре ). В задних руках четырехголовый Брахма держит срук (большой деревянный ковш, используемый для приношения топленого масла во время огненных жертвоприношений) и камандалу (сосуд для воды), а Вишну, украшенный кирита-мукутой (конической короной) , ) — содержит шанкху (раковину) и чакру . Экапада окружен огромным ореолом, охватывающим все три его туловища. Третий текст Агамы, Уттара-Каникагама упоминает, что фигуры Брахмы и Вишну пропорционально меньше, подобно размерам, предписанным для женских божеств. [ 2 ] Он также связывает одну ногу божества с Лингамом , аниконическим символом Шивы. [ 3 ] Линга Пурана описывает Шиву как «господа, у которого одна нога, четыре руки, три глаза и трезубец… который находится после создания Вишну с левой стороны и четырехголового Брахмы с правой стороны». [ 3 ] В храмах Южной Индии икону могут сопровождать поклоняющиеся ей йоги или аскеты, а также ваханы Троицы : хамса Брахмы (лебедь/гусь), гаруда Вишну (человек-орел) и бык Нанди Шивы . [ 4 ]
Иногда, когда видны ноги Вишну и Шивы, икону называют Трипада-Тримурти («трехногая троица») в отличие от иконы, где не показаны ноги Вишну и Шивы, когда ее называют Экапада-Тримурти. («одноногая троица»), хотя Уттара-Каранагама называет первую Экапада-Тримурти . Когда икона изображена без торсов Вишну и Брахмы, ее называют просто Экапада-мурти («одноногая икона»). [ 5 ] Другой вариант Экапады, называемый Махеша-Экапада, появляется на рельефе VIII века в Махабалипураме , где он одноногий и четырехрукий, но также имеет три видимые головы плюс голову, предполагаемую сзади и вверху, что делает его пятиногим. Двухглавая икона, напоминающая пятиглавую форму, называемую Махеша или Садашива . [ 3 ]
В Ориссе иконография Экапады сильно отличается от иконографии в Южной Индии. Хотя у него характерная одна нога, спутанные волосы, головной убор в форме полумесяца и аскетические слуги, здесь Экапада никогда не изображается с торсами Вишну и Брахмы. Он может быть четырехруким или двуруким и считается формой Бхайравы , грозного аспекта Шивы. У него короткая борода и усы, открытый рот с клыками и выпученные глаза с гневным выражением. Он итифаллический (с стоячим фаллосом ) и носит тигровую шкуру на талии. Он носит различные украшения и длинную яджнопавиту (священную нить) на груди. На более поздних изображениях Экапада имеет тенденцию быть более устрашающим: с « гирляндой из черепов , змеиными украшениями и яджнопавитой, а также трупом под ногой». Ранние изображения изображают его с жестом варада-мудры и камандалу; однако в более поздних версиях они заменены дамару и капалой. Другими его атрибутами могут быть акшамала (четки), тришула, змея, олень. Его аскетические помощники могут держать тришулу, а иногда его сопровождает служанка и его откройте Нанди. [ 6 ]
Вишвакарма -шилпа упоминает Экападу как одного из Рудр и описывает его иконографию как человека с 16 руками и держащего в левых руках кхатвангу , стрелу, чакру , дамару , мудгару (оружие, похожее на молоток), акшамалу, и тришула (трезубец), одной рукой держащийся в Варада мудре, а в правой руке держа лук, гханта (колокольчик), капала , каумуди (полумесяц), гхата (горшок), парашу (боевой топор) и шакти (сила), одной рукой в Тарджани мудре (с поднятым или угрожающим указательным пальцем, символизирующим гнев). [ 7 ] Однако никаких изображений шестнадцатеричной Экапады не обнаружено.
Развитие и поклонение
[ редактировать ]Эволюция Экапады неясна; однако большинство ученых согласны с тем, что он произошел от ведического божества Аджа Экапада или Аджайкапада ( сандхи Аджи и Экапады). [ 8 ] [ 9 ] Первое упоминание об Аджа Экападе («одноногом нерожденном/непроявленном») встречается в Ведах ( например, Ригведа 02.031.06, 06.050.14 и т. д.), самых ранних писаниях индуизма. Аджа Экапада тесно связан с Ахи Будхья («змеем глубокого океана»), появляясь рядом с последним в пяти гимнах Ригведы и один раз без него. [ 10 ] По мнению В.С. Агравалы, Аджа Экапада и Ахи Будхья кажутся двумя аспектами одного и того же божества. [ 9 ] Согласно другой интерпретации, Аджа Экапада кажется воздушным божеством, поскольку его называют покровителем неба и грозового потока. В ) Яски Найгантуке ( тезаурусе Аджа Экапада упоминается вместе с божествами небесных сфер. Атхарваведа . описывает его как состоящего из двух миров Тайттирия -брахман описывает его как восходящего с востока. [ 10 ] Комментатор этого текста интерпретирует Аджа Экападу как форму бога огня Агни . [ 10 ] как и современный ученый В.С. Агравала. [ 9 ] Дурга на Нирукте интерпретирует его как солнце, а некоторые ученые также считают его солнечным божеством. Некоторые учёные связывают его с бурями и интерпретируют Аджа Экапада как удар молнии, падающей на землю одной полосой. В индуистских эпосах Аджа Экапада, пишется как Аджайкапада, описывается как один из 11 Рудр и эпитет Шивы, идентификация, которая до сих пор находится в моде и отражена в большинстве его изображений. [ 10 ] В эпосе «Махабхарата» Аджайкапада и Ахи Будхья описаны как Рудры. [ 11 ] Божества-близнецы характеризуются как хранители золота, а Кубера — хранитель сокровищ богов. [ 10 ] В некоторых Пуранах Аджа, Экапада (Экапат) и Ахирбудхья описываются как три разные Рудры. [ 12 ] Аджайкапада также описывается как Рудра в Линга Пуране . [ 9 ] [ 13 ] В большинстве случаев Шива является управляющим божеством Рудр, включая Аджа-Экападу. [ 9 ]
Иконы Экапада находятся в большинстве важных храмов Шивы в Южной Индии . [ 14 ] «то там, то там», по крайней мере, высечено на столбе. [ 4 ] Экапада-Тримурти, найденная в Южной Индии, демонстрирует сектантскую миссию Шайвов ( секты Шивы) по утверждению своего Шивы как Верховного Бога и иллюстрирует, что Вишну и Брахма произошли от него. Похожая икона вайшнавов (секты Вишну) изображает Вишну в центральном положении и Шиву и Брахму, выходящих из его тела. [ 15 ] Согласно другой интерпретации, икона Экапада — это икона Шивы в суровом покаянии. Два подвижника-служителя, благоговейно кланяющиеся, подчеркивают его аскетический характер. С этой точки зрения Экапада считается символом «сурового аскетизма, исполнения желаний или благ и отпущения грехов». [ 16 ] Вишвакарма -шилпа описывает поклонение Экападе как дарование материальных радостей. [ 7 ]
Экапада появляется как вторичное божество ( аварана-девата ) в северной боковой нише храмов Ориссы , часто рядом с центральной нишей, изображающей богиню Махишасурамардини . В Ориссе эти иконы известны как Аджа-Экапада или Аджайкапада. Самые ранние иконы Экапада в Ориссе датируются 8 веком нашей эры и также встречаются у входа в чайтью или в качестве хранительницы-помощницы богинь Саптаматрики , как аспект Бхайравы. [ 9 ] Он остается самым популярным аспектом Бхайравы в Ориссе. [ 16 ] и ему также поклонялась секта Капалика . [ 8 ] Иконы Экапада-мурти, найденные в Калинга эпохи храмах Андхра-Прадеша , отражают иконы в соседней Ориссе. [ 17 ] В Ориссе Экапада-Бхайрава, по сути, является тантрическим божеством. Тантрические тексты явно связывают его с ведической Аджа Экападой, огнем/Агни, жертвоприношением, космическим столпом вселенной и богинями -йогинями , которые также связаны с Саптаматриками. [ 8 ] Как хранитель Саптаматриков, Экапада стал более ужасным по внешнему виду, с мотивами кровавых жертвоприношений, а его изображения ограничивались храмами тантрических богинь. По мере роста вайшнавизма в Ориссе его изображения становились все более редкими. [ 16 ] Согласно одной теории, Экапада, возможно, вдохновил популярную вайшнавскую икону Джаганнатхи , божества, изображенного без ног, но с единственной культей ниже талии. [ 8 ] [ 16 ]
Помимо Южной Индии и Ориссы изображения Экапады встречаются также в Раджастане и Непале , хотя и редко. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рао стр. 398, 402–3
- ^ Рао стр. 398–9
- ^ Перейти обратно: а б с Шринивасан, Дорис Мет (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. стр. 159–60. ISBN 9004107584 . OCLC 208705592 .
- ^ Перейти обратно: а б Рао стр. 400–1
- ^ «Шиваизм» . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Дональдсон, стр. 153–9.
- ^ Перейти обратно: а б Рао п. 388
- ^ Перейти обратно: а б с д Панда, Сасанка С. (январь 2004 г.). «Поклонение Бхайраве в Верхней долине Маханади». Обзор Ориссы : 37–49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дональдсон п. 153
- ^ Перейти обратно: а б с д и Макдонелл, Артур Энтони (2002). Ведическая мифология . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 72–4 . ISBN 81-208-1113-5 .
- ^ Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. стр. 172–3. ISBN 0-8426-0560-6 .
- ^ Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии . Внутренние традиции Интернешнл. стр. 102–4, 341, 371 . ISBN 0-89281-354-7 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 645–5 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Раджараджан, РКК (2021 г.). «Рамагири Тер Харихара и Харихара-Экапада Тримурти» . Журнал индийской истории и культуры . 28 : 187–213.
- ^ Рао, Т. А. Гопинатха (1916). Элементы индуистской иконографии . Том. 1: Часть 1. Мадрас: Юридическая типография. п. 45. ИСБН 0-89581-761-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дональдсон, стр. 158–9.
- ^ М. Кришна Кумари (1990). Социальная и культурная жизнь в средневековой Андхре . Издательство Дискавери. стр. 60, 108–9. ISBN 81-7141-102-9 .
- ^ Шарма, Б. Н. Иконография Садашивы . п. 5.
Ссылки
[ редактировать ]- Дональдсон, Томас (1982). «Образы Экапада Шивы в искусстве Ориссы». Арс Ориенталис . 13 . Галерея искусств Фрира, Смитсоновский институт и факультет истории искусства, Мичиганский университет: 153–167. JSTOR 4629316 .
- Рао, Т. А. Гопинатха (1993) [1916]. Элементы индуистской иконографии . Том. 2: Часть II (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс.