Jump to content

USOS с видом на море

USOS с видом на море
USOS Seaview – вымышленная гражданская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами.
История
Имя USOS с видом на море
Заказал 1970
Заложен 1972
Запущен 1973
В эксплуатации 1973
Порт приписки Санта-Барбара, Калифорния
Девиз Этот корабль предназначен для разработки подводных ресурсов для будущего использования человеком
Судьба Редизайн носовой части для летающей подводной лодки FS-1.
Общие характеристики
Смещение 16 500 тонн (оценка)
Длина 172,93 м (567 футов 2 дюйма) (по масштабной модели)
Луч 12,19 м (42 фута 1 дюйм) (по масштабной модели)
Высота 18,9 м (62 фута) (по масштабной модели)
Движение один ядерный реактор, два насосно-реактивных движителя
Скорость 40+ узлов (оценка)
Дополнить 90–125 - офицеры, члены экипажа, гражданские и государственные ученые и техники (оценка)
Вооружение
  • 16 ракет вертикального пуска.
  • обычные и экспериментальные торпеды
  • луковый лазер
  • электрически заряженный корпус
  • ультразвуковое оружие
Броня электронный щиток корпуса
Ремесло 1 × летающая подводная лодка ФС-1
1 двухместная мокрая мини-субмарина
1 × двухместный глубоководный колокол

«Сивью Вымышленная атомная подводная лодка » стала местом действия фильма 1961 года «Путешествие на дно моря » с Уолтером Пидженом в главной роли . [ 1 ] а позже в ABC одноименном телесериале 1964–1968 годов . [ 2 ] В фильме Сивью запускает баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, чтобы потушить пояс Ван Аллена, загоревшийся в результате космического катаклизма.

Историческая справка

[ редактировать ]
Профиль военного корабля США «Сивью» .

Достижения американских атомных подводных лодок были главными новостями за годы до фильма «Путешествие на дно моря» выхода . «Путешествие на дно моря» стало третьим американским научно-фантастическим фильмом, в котором были показаны такие корабли. Первыми двумя были «Оно пришло из-под моря» (1955) и «Атомная подводная лодка» (1960).

Подводная лодка USS Nautilus , вошедшая в строй в 1954 году, была первым атомным кораблем любого типа. В августе 1958 года он прошел под арктической ледяной шапкой , совершив первый переход из Тихого океана в Атлантический через Северный полюс. 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. [ 3 ]

17 марта 1959 года атомная подводная лодка USS Skate стала первой подводной лодкой, всплывшей на Северный полюс. Находясь на полюсе, ее команда развеяла прах исследователя Арктики сэра Хьюберта Уилкинса . [ 4 ]

Фильм «Путешествие на дно моря» начинается с «Вид на море» в Арктике на заключительном этапе ходовых испытаний, которые включают погружение под арктическую ледяную шапку.

Военный корабль США «Джордж Вашингтон» был введен в эксплуатацию 20 декабря 1959 года как первая в Америке атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). 20 июня 1960 года она произвела первые два подводных пуска ракеты «Поларис» . Она отправилась в первый патруль сдерживания 15 ноября 1960 года. [ 5 ]

фильма « Путешествие на дно моря» Две вехи в подводных исследованиях были достигнуты в 1960 году, за год до выхода .

С 16 февраля 1960 года по 10 мая 1960 года подводная лодка USS Triton совершила первое подводное кругосветное плавание . Во время этой миссии Тритон тщательно наблюдала и фотографировала Гуам через свой перископ , но не была обнаружена ВМС США на Гуаме. [ 6 ]

В фильме путешествие «Сивью» к огневой точке повторяет почти тот же маршрут, что и Тритон во время своего кругосветного плавания: на юг через Атлантический океан, вокруг мыса Горн , а затем на северо-запад через Тихий океан к огневой точке возле Гуама. Носовая и кормовая части Seaview радикально отличаются от Triton , но длинный и тонкий корпус Seaview напоминает корпус Triton .

23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант Дон Уолш (USN) на батискафе «Триест» совершили первый спуск на дно Бездны Челленджера . Бездна Челленджера — самое глубокое исследованное место в мировом океане, расположенное в Марианской впадине , к юго-западу от Гуама. [ 7 ]

В киноверсии учёный адмирал Гарриман Нельсон (USN-Ret) ( Уолтер Пиджон ) был проектировщиком/строителем судна «Сивью» , действовавшего под эгидой Бюро морских исследований Министерства науки США (по словам арт-директора Германа Блюменталь).

В контексте телесериала « Сивью» была одной из нескольких экспериментальных подводных лодок, спроектированных адмиралом Нельсоном ( Ричард Бейсхарт ), директором Института морских исследований Нельсона , сверхсекретного правительственного комплекса, расположенного в Санта-Барбаре, Калифорния , в тогдашнем -будущие годы, между 1973 и 1983 годами. «Сивью» В телесериале было изображено два однотипных корабля : «Нептун» (вариант того же класса, что и « Сивью», уничтоженный в конце первого сезона) и практически идентичный «Рыболов» (показанный в эпизоде ​​«The Seaview») . Враги ). « Полидор » , прототип ударной подводной лодки, был уничтожен в третьем эпизоде ​​сериала.

Сивью имел префикс «USOS» только в фильме 1961 года. Префикс «USOS» произносится в новостях о корабле в первые минуты фильма, и когда радист корабля пытается позвонить в Вашингтон, округ Колумбия. В Теодора Стерджена новеллизации фильма «USOS» означает Соединенные Штаты. Океанографическая съемка .

В телесериале к названию « Сивью » обычно добавлялся префикс «SSRN» (см. ниже). В более поздних статьях объяснялось, что «SSRN» означает « Атомная подводная лодка (SSN), Research (R) или SSRN» , и адмирал Нельсон по крайней мере в одном эпизоде ​​называл его «SSNR Seaview». Однако в пилотном эпизоде ​​​​«Одиннадцать дней до нуля» (см. Ниже) Сивью новый командир « » открывает запечатанные приказы, адресованные «командиру Ли Б. Крейну, военный корабль США Сивью».

В ВМС США классификационный символ корпуса «SSRN» (без точек) будет обозначать атомную подводную лодку радиолокационного дозора . «Сивью» был оснащен ядерной установкой, но не было никаких указаний на то, что он был оборудован для радиолокационного дозора. Классификационный символ корпуса корабля ВМС США никогда не пишется с точками после букв. Например, бортовой номер USS Triton (единственной атомной подводной лодки радиолокационного дозора, когда-либо построенной для ВМС США) всегда пишется «SSRN-586», а не «SSRN-586». Есть как минимум шесть серий сериала, в которых показано «SSRN», написанное с точками:

  • В «Призраке Моби Дика» (сезон 1, серия 14) «SSRN Seaview» появляется в двух местах в наблюдательной комнате: именной табличке на переборке правого борта и плане корабля на переборке левого борта.
  • В 1-м сезоне 25-й серии «Колыбели глубин» снова появляется табличка с названием «SSRN Seaview». Кроме того, на табличке указано, что ее киль был заложен 15 сентября (год неизвестен) и вступил в строй 26 июля 1973 года.
  • В «Существе» (сезон 1, серия 28) «SSRN Seaview» появляется в наблюдательной комнате, над плечом приглашенной звезды Лесли Нильсен.
  • В «Смертельных водах» (3 сезон, 7 серия) мы еще раз очень четко видим мемориальную доску, которая уточняет год закладки ее киля и дает нам хорошее представление о «девизе корабля».
  • В «Смертельных куклах» (сезон 4, серия 2) профессор Множественный ( Винсент Прайс ) изучает «Характеристики ПЛАРК с видом на море» в каюте адмирала Нельсона, готовясь принять управление кораблем.
  • В «Многоликом человеке» (сезон 4, серия 6) ящик, адресованный «SSRN Seaview», опускают краном в ракетный зал.

В фильме Ли Крейн (изображаемый Робертом Стерлингом ; первоначально роль предназначалась Дэвиду Хедисону , который отказался от нее, но позже согласился на ту же роль в телесериале) был единственным капитаном «Сивью» с момента его запуска под названием «Нельсон Безумие», как описал это конгрессмен Ллевеллин Паркер ( Говард Макнир ). В сериале первым капитаном «Сивью » был коммандер Джон Филлипс (изображаемый Уильямом Хадсоном ). Он был убит в «Одиннадцати днях до нуля», пилотном эпизоде ​​сериала. На его место был выбран командир Ли Крейн ( Дэвид Хедисон ), арендованный ВМС США . (Звание Крейна было командиром, но обычно к нему обращались как « капитан », потому что он был командиром корабля.) В состав другой команды входили старший офицер- лейтенант-коммандер Чип Мортон (Роберт Дауделл), шеф «Керли» Джонс ( Генри Калки ) ( первый сезон) и шеф Шарки ( Терри Беккер ) (2, 3 и 4 сезоны). Члена экипажа Ковальски сыграл Дель Монро, сыгравший в художественном фильме похожего персонажа, «Ковски».

Корпус Seaview был спроектирован так, чтобы выдерживать глубину 3600 футов (1100 м), и в одном из эпизодов он выдержал погружение на глубину, приближающуюся к 5000 футов (1500 м). с прозрачным корпусом и «оконной секцией» Носовая часть Seaview не была закругленной, как у традиционной подводной лодки, а была превращена в пару неподвижных носовых самолетов, похожих на крылья манты (в дополнение к ее более традиционным парусным самолетам). Это было добавлено после того, как первоначальный фасад, похожий на B-29 , с двенадцатью парами окон на двух уровнях был модифицирован для «анатомически аналогичных проблем по Фрейду». На внешних кадрах носовая часть Сивью имела восемь окон в фильме и первом сезоне телесериала и четыре окна во втором-четвертом сезонах сериала. На внутренних кадрах всегда было видно только четыре окна, хотя это действительно подразумевало два уровня в сцене с нападением гигантского осьминога. Также во втором-четвертом сезонах телевизионной версии пара раздвижных металлических «аварийных дверей» закрывала лицевую часть носовой смотровой площадки, чтобы защитить прозрачную поверхность с четырьмя окнами в чрезвычайных ситуациях. В новеллизации фильма Теодора Стерджена окна описываются как «... огромные листы корпуса, которые оказываются прозрачными». «Они невероятно прочные, потому что сделаны из «геркулита Х-закалки» — совершенно секретного процесса, разработанного Нельсоном. [ 8 ] Чтобы избежать ощущения клаустрофобии при просмотре художественного фильма 1961 года, салон «Сивью » был значительно просторнее и комфортнее, чем у любой настоящей военной подводной лодки. Это было еще больше расширено, когда к миниатюрам была добавлена ​​​​летающая подводная лодка с еще более открытым набором для интерьера диспетчерской.

Корма имела нетрадиционные длинные V-образные плоскости над двухмоторным отделением. В оригинальной конструкции Seaview был указан один центральный скеговый руль направления, а также две поверхности управления задней кромкой, аналогичные V-образному хвостовому оперению самолета ; комбинация руля высоты и направления направления или «руля направления», установленная на Beechcraft Bonanza и других самолетах. [ 9 ] Но на отснятых миниатюрах миниатюра высотой 8 футов 7 дюймов (103 дюйма; 262 сантиметра) имела три руля направления : по одному за каждой гондолой и в самой задней части скега (см. «Призрак Моби Дика»). . Этот функциональный скеговый руль направления был установлен только на 103-дюймовой (262 см) миниатюре и в нерабочем состоянии был установлен на 51,5-дюймовой (131 см) миниатюре, а не на 206-дюймовой (523 см) версии, которая имела фиксированный скег.

И в фильме, и в сериале «Сивью» был вооружен торпедами и ядерными баллистическими ракетами . Эта серия пополнила зенитными ракетами арсенал Seaview . В пилотной серии их называли «ракетами-перехватчиками», а в серии «Террор» (4 сезон, 10 серия) «ракетами море-воздух».

Во втором-четвертом сезонах сериала в переднем прожекторе также находился лазерный луч, который можно было использовать против враждебных морских обитателей или вражеских судов.

Seaview также был способен электрифицировать внешний корпус, чтобы отразить атаку морских обитателей, пытавшихся уничтожить корабль. В эпизоде ​​«Мятеж» (1 сезон, 18 серия) Крейн приказал подготовить «генераторы атаки» для использования этой возможности на гигантской медузе .

Наконец, «Сивью» был оснащен «ультразвуковым» оружием, способным вызвать взрыв другой подводной лодки, хотя для его использования обычно требовалось специальное разрешение. («Корабль смерти», 2 сезон, 22 серия)

Корпус Seaview был частично защищен «полем радиоэлектронной защиты». («Спасение», 2 сезон, 9 серия). Кроме того, в фильме, когда « Сивью » подвергается нападению другой подводной лодки, адмирал Нельсон советует капитану Крейну нырнуть в Марианскую впадину , чтобы спастись, утверждая, что «Сивью» — единственная подводная лодка, которая может пережить нападение. давление внутри траншеи. Атакующая субмарина раздавлена ​​давлением, когда следует за Сивью в траншею.

Двигательная установка и скорость

[ редактировать ]

Хотя об этом никогда не говорилось, подразумевалось, что «Сивью» использовал какой-то водометный двигатель, в целом похожий на турбонасосный двигатель, разработанный Томом Свифтом-младшим. [ 10 ] или более поздний магнитогидродинамический двигатель, использованный в вымышленной подводной лодке «Красный Октябрь» . [ 11 ] Это, возможно, объясняет ее скорость (очень большую для подводной лодки) и ее склонность к драматическим аварийным всплытиям. Эпизод «Время умирать» (сезон 4, серия 11) начинается с того, что Сивью поражает вибрация из неизвестного источника. Нельсон говорит: «Если бы мы использовали гребные винты, я бы сказал, что это был подшипник приводного вала». Однако это противоречит более раннему эпизоду: в «Существе» (сезон 1, серия 28) машинное отделение сообщает, что «приводные валы гребных винтов заклинены». В эпизоде ​​«Слава вождю» (сезон 1, серия 16) «Сивью» бежит под водой со скоростью 40 узлов от Норфолка, штат Вирджиния , до Виргинских островов .

В эпизоде ​​«Призрак Моби Дика» доктор Уолтер Брайс ( Эдвард Биннс ) говорит: «Я думал, что эти атомные подводные лодки развивают большую скорость под водой», и Нельсон с ним соглашается. [ 12 ] В эпизоде ​​​​«Возвращение «Фантома»» лейтенант-коммандер Мортон заявляет: «Каждый человек, который когда-либо служил на борту атомной подводной лодки, знает, что, находясь под водой, они лучше проводят время». [ 13 ]

Будет ли подводная лодка быстрее погружаться или находится на поверхности, зависит от конструкции ее корпуса, а не от ее силовой установки. Первые американские атомные подводные лодки находились под водой немного быстрее, чем на поверхности, потому что их корпуса были обтекаемыми в соответствии с программой Greater Underwater Propulsion Power Program (GUPPY). « Корпус Albacore », которого не было у Seaview , необходим для того, чтобы скорость в подводном положении была значительно выше надводной. USS Triton , реальная подводная лодка, корпус которой больше всего напоминает Seaview , в подводном положении была медленнее, чем на поверхности.

В новеллизации Теодора Стерджена фильма «Путешествие на дно моря » «Сивью» на поверхности движется быстрее, чем под водой: «...Капитан...проследовал на надводном положении, где можно было выжать еще пятнадцать узлов из большая подводная лодка». [ 14 ]

В серии много кадров Seaview, бегущего по поверхности с носом выше кормы и плещущейся водой внизу носовой части. Но есть и кадры, где она бегает в надводном положении и правильно дифферентована носом и кормой – то есть нос и корма ровные. На этих кадрах вода течет вверх и через носовую часть, как у подводной лодки с корпусом «Альбакор» (для примера см. фото в статье USS Skipjack (SSN-585) ). Поэтому не исключено, что «Сивью» находился под водой быстрее, чем на поверхности. Такие кадры можно увидеть в вступительных титрах первого сезона, а также в эпизодах «Призрак Моби Дика» и «Да здравствует король» (15 серия первого сезона). В эпизоде ​​​​«Слава вождю» (16-я серия первого сезона) есть кадр Сивью, правильно обрезанный вперед и назад, за которым сразу же следует снимок, на котором ее нос находится выше кормы.

Если не указано иное, приведенные ниже данные о скорости взяты из «Корабли и самолеты флота США» книги Нормана Полмара (12-е издание, 1981 г., Naval Institute Press, Аннаполис). ДЭПЛ обтекаемой формы включены для сравнения с атомными кораблями.

  • «Тан» Класс : дизель-электрические подводные лодки класса «Тан» были первыми американскими подводными лодками, предназначенными для более быстрого погружения, чем на поверхности. Надводная скорость: 15,5 узлов; Скорость под водой: 18,3 узла. [ 15 ]
  • USS Albacore представлял собой невооруженную дизель-электрическую подводную лодку, построенную для испытаний обтекаемой конструкции корпуса. Этот корпус «Альбакора» оказался настолько удачным, что стал стандартной конструкцией корпуса американских подводных лодок. Надводная скорость: 15 узлов; Скорость под водой: 27,4 узла. [ 16 ]
  • USS Nautilus был первой атомной подводной лодкой и первым атомным кораблем любого типа. Надводная скорость: 18 узлов; Скорость под водой: более 20 узлов ( Полмар , стр. 39).
  • USS Skipjack была первой американской атомной подводной лодкой с корпусом «Альбакор ». Надводная скорость: примерно 20 узлов; Скорость под водой: более 30 узлов ( Polmar , стр. 36)
  • USS Triton был спроектирован и построен для высокоскоростных надводных операций в качестве подводной лодки радиолокационного дозора. Надводная скорость: 27 узлов; Скорость под водой: более 20 узлов ( Polmar , стр. 35)
  • Barbel Класс : USS Barbel и два его родственных корабля, USS Blueback и USS Bonefish , были последними дизель-электрическими боевыми подводными лодками, построенными для ВМС США. Они также были единственными американскими боевыми подводными лодками, сочетавшими дизельную мощность и корпус «Альбакор ». Надводная скорость: 15 узлов; Скорость в подводном положении: 25 узлов ( Полмар , стр. 40).

Ремонт и летающая подводная лодка

[ редактировать ]

Между первым и вторым сезонами телеверсии миниатюры «Сивью» были тщательно переработаны. В рисунках, датированных маем 1965 года Уильямом Кребером (который также разработал саму летающую подлодку), говорилось, что «модификации должны быть применены ко всем миниатюрам». Количество эркеров было сокращено с восьми на двух уровнях по четыре на каждом до одного ряда из четырех (фактически два с разделительной балкой). Это затем совместило внутренний набор с внешними миниатюрами, но с дополнительными вредными эффектами более выпуклого окна. внешний вид и уменьшение видимых габаритных размеров сосуда. Рубка управления, ранее располагавшаяся на верхнем уровне, была перенесена вперед на нижний уровень перед боевой рубкой большой ангарный , чтобы напрямую соединяться с комнатой наблюдения, а в носовой части под комнатой наблюдения / диспетчерской был добавлен отсек. комбинация. В этом ангаре находился летающий подводный аппарат шириной 36 футов (11 м) и длиной, метко названный «Летающая подводная лодка» или «FS-1». [ 17 ] подразумевая, что на базе было еще несколько, что должно было быть так, поскольку несколько летающих подводных лодок были потеряны в результате несчастных случаев или боевых действий во время шоу. В рекламных материалах, опубликованных между первым и вторым сезонами, она называлась « Летучая рыба» , но это название, очевидно, было исключено перед началом съемок и никогда не использовалось в сериале. [ нужна ссылка ] Его развернули через двери , похожие на бомбоотсек . Когда он вынырнул на поверхность, его двигатели смогли создать достаточную тягу, чтобы аппарат мог взлететь и лететь на сверхзвуковой скорости. Летающая подводная лодка также была оснащена ядерной установкой. [ 18 ]

История производства

[ редактировать ]

Три модели Seaview — 1/8 дюйма до фута 4 (51½ дюйма), 1/4 дюйма до фута 8,5 (103 дюйма) и 1/2 дюйма до фута 17 футов (206 дюймов) (1,2 дюйма). , 2,4 и 5,5 м) в длину - были построены версии (нос с восемью окнами в кино и первом телесезоне, версия с четырьмя окнами после этого). Модель высотой четыре фута из дерева и стальной трубы, одобренная / образец, широко использовалась в художественном фильме и в телесериале и использовалась в качестве декорации на полке в смотровой носовой части и за столом Нельсона в его каюте. Восьмифутовая модель имела внешние двери для необорудованной девятидюймовой летающей субмарины, а более детализированная 18-дюймовая летающая субмарина размещалась внутри более крупного Seaview . Для крупных планов была изготовлена ​​трехфутовая летающая подводная лодка, которая также использовалась в воздушных сценах. Все три модели Seaview были построены в 1961 году по цене 200 000 долларов модельным магазином Херба Чикса в Fox и были сняты Л. Б. Эбботтом, получившим две премии «Эмми» за спецэффекты в сериале. Для телесериала была построена довольно плохо прорисованная двухфутовая модель.

Судьба трех оригинальных моделей разная; Оригинальная модель высотой четыре фута из дерева и стали с восемью окнами была повреждена в результате ссоры между писателем Харланом Эллисоном и руководителем телевидения ABC Адрианом Сэмишем и после полной реставрации находится в частной коллекции. Существовало как минимум две «мокрые модели» этого размера, отлитые из стекловолокна, и все они сейчас находятся в частных руках. Одна из двух восьмифутовых моделей была существенно модифицирована; (лук отрезан) для использования в недолговечном сериале « Возвращение капитана Немо» (1978), считается, что, за исключением носовой части, он был уничтожен. Единственная 17-футовая модель стояла в ) в Вирджиния-Бич гараже модельера Дэйва Мерримана (который создал несколько миниатюр для фильма «Охота за Красным Октябрем» на протяжении большей части 1980-х годов, где ее первоначальный вид был изменен. Затем с 1993 по 2002 год он выставлялся над баром в (ныне несуществующем) ресторане Beverly Hills Planet Hollywood , а после частичной реставрации выставлен в Музее научной фантастики . расположен в Сиэтле, штат Вашингтон . Было несколько миниатюр летающей субмарины и мини-субмарины, и после аукциона реквизита и памятных вещей в конце 1970-х годов в компании 20th Century Fox большинство из них попали в частные коллекции.

Наборы моделей

[ редактировать ]

И Seaview , и Flying Sub были представлены несколькими модельными комплектами. Оба были первоначально предложены корпорацией Aurora Plastics еще в 1960-х годах во время показа шоу и были переизданы несколько раз. Компания Moebius Models недавно выпустила версии Seaview и Flying Sub, каждая в двух разных масштабах. Хотя они и превосходят оригинальные наборы 60-х годов, они все же не совсем соответствуют контурам и размерам оригинальных миниатюр.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Путешествие на дно моря. Дэвид Хедисон вспоминает дни перископа» . Лос-Анджелес Таймс, LAtimes.com . Проверено 2 ноября 2014 г.
  2. ^ «Путешествие на дно моря» . Официальный сайт 60-х годов . Проверено 2 ноября 2014 г.
  3. ^ Андерсон, капитан Уильям Р. и Кейт, Дон; «Ледяные дневники: нерассказанная история самой смелой миссии холодной войны» ; Нэшвилл, Томас Нельсон, 2008 г.; страницы с 268 по 292
  4. ^ Словарь боевых кораблей американского военно-морского флота
  5. ^ Полмар, Норман ; Мур, К.Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. п. 121.
  6. ^ Бич, капитан Эдвард Л.; Вокруг света под водой: путешествие «Тритона» ; Аннаполис, Bluejacket Books, Naval Institute Press, 1962 (издание Bluejacket Books, 2001 г.); страница 292 и страницы с 197 по 201.
  7. ^ «Батискаф ВМФ погружается на 7 миль в Тихоокеанской впадине»; Нью-Йорк Таймс ; 24 января 1960 г.; страница 1
  8. ^ Осетр, Теодор (1961). Путешествие на дно моря . Книги о пирамидах. п. 10.
  9. ^ «Чертежи подводной лодки с видом на море» . Сеть новостей Ирвина Аллена . Проверено 2 ноября 2014 г.
  10. ^ Эпплтон II, Виктор. Том Свифт и его Jetmarine (Нью-Йорк: Grosset & Dunlap), 1954 год.
  11. ^ Клэнси, Том. Охота за Красным Октябрем (Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института), 1984, страницы 16–17.
  12. ^ «Призрак Моби Дика», « Путешествие на дно моря » , сезон 1: серия 14, Серия длится 17 минут 15 секунд. DVD 20th Century Fox Home Entertainment, «Путешествие на дно моря» , сезон 1, том 1, диск 5.
  13. ^ «Возвращение Призрака», « Путешествие на дно моря » , сезон 2: серия 26, 30 минут и 48 секунд после начала серии. DVD 20th Century Fox Home Entertainment, «Путешествие на дно моря» , сезон 2, том 2, диск 3.
  14. ^ Осетр (1961) , с. 44
  15. ^ Полмар и Мур (2004) , с. 17
  16. ^ Полмар и Мур (2004) , с. 146
  17. ^ «Путешествие на дно моря на летающей подводной лодке» . Сеть новостей Ирвина Аллена . Проверено 2 ноября 2014 г.
  18. ^ Андерсон, капитан Уильям Р. и Кейт, Дон; «Ледяные дневники: нерассказанная история самой смелой миссии холодной войны» ; Нэшвилл, Томас Нельсон, 2008 г.; страницы с 268 по 292
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a09bf4c50c2e92fa121e9fa46c7eeae9__1706059020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/e9/a09bf4c50c2e92fa121e9fa46c7eeae9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USOS Seaview - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)