Чева люди
![]() Маска конца 20-го века из дерева, краски, перьев, металла и шерсти народа чева в Малави в Британском музее. | |
Общая численность населения | |
---|---|
9,8 миллиона [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 7,270,000 (2020) [ 2 ] |
![]() | 1,290,000 (2017) [ 3 ] |
![]() | 930,000 (2010) [ 4 ] |
![]() | 405,000 (2012) [ 5 ] |
![]() | 5,700 (2019) [ 6 ] |
Языки | |
Чева , английский , португальский | |
Религия | |
Христианство , традиционная религия Чева , ислам. | |
Родственные этнические группы | |
Тумбука , Тонга , Кунда , Сена , Ньюнгве |
Человек | Английский |
---|---|
Люди | Ачева |
Язык | китайский |
Страна | Учева |
Чева , (или Ачева ) — этническая группа банту проживающая в Малави , Замбии и немного в Мозамбике . Чева тесно связаны с людьми в близлежащих регионах, таких как Тумбука и Нсенга . Они исторически также связаны с народом бемба , с которым имеют схожее происхождение в Демократической Республике Конго . Как и в случае с Нсенга и Тумбука, небольшая часть территории Чева попала под влияние Нгони , которые были зулусами или наталами / Трансваалями по происхождению. Альтернативное имя, часто используемое как синоним Чева, — Ньянджа. Их язык называется Чичева . На международном уровне чева известны главным образом своими масками и тайными обществами, называемыми Ньяу , а также своими сельскохозяйственными методами.
Чева (как и Ньянджа, Тумбука , Сенга , Нсенга, Манганджа ) являются остатком народа или империи Марави (Малави). [ 7 ]
Есть два больших клана Чева: Фири и Банда . [ 8 ] с населением 1,5 млн человек. [ 9 ] Фири ассоциируются с королями и аристократией, Банда — с целителями и мистиками.
История
[ редактировать ]Устные записи чева можно интерпретировать как относящиеся к происхождению из Маламбо, региона в районе Луба в Демократической Республике Конго , откуда они эмигрировали в северную Замбию , а затем на юг и восток в высокогорье Малави . Это поселение появилось где-то до конца первого тысячелетия. Отвоевав земли у других народов банту , они перегруппировались в Чоме , месте, связанном с горой на севере Малави и плато на северо-востоке Замбии. [ нужна ссылка ]
Это одна из множества различных интерпретаций ранних устных записей чева. Первое королевство Чева было основано где-то до или после 1480 года, и к 16 веку существовало две системы правления: одну поддерживал клан Банда в Манкхамбе (недалеко от Нтхакатаки ), а другую - клан Фири в Мантимбе . Фири связаны с малавийской горой Кафиринтива . [ нужна ссылка ]
К 17 веку, когда государство «Малави» было объединено, португальцы установили некоторый контакт с чева. Хотя португальцы не достигли центра вождества, имеются хорошо задокументированные записи о контактах между 1608 и 1667 годами. К 1750 году несколько династий «Малави» укрепили свои позиции в различных частях центральной Малави; однако чева сумели отличиться от своих соседей посредством языка, наличия особых татуировок (пфини) и владения религиозной системой, основанной на тайных обществах ньяу. В колониальные времена британские и португальские миссии обратили многих в христианство, но сегодня по крайней мере одна пятая (20%) всех чева являются мусульманами. Несмотря на влияние христианства и ислама, значительная часть чева все еще придерживается системы верований своих предков. [ 10 ]
Культура
[ редактировать ]
Женщины занимают особое место в обществе и верованиях чева. Они признаны воспроизводителями рода (беле), представляющего собой расширенную семью людей, связанных с одним и тем же предком. В матрилинейном обществе права собственности и земли наследуются через мать. Беле означает «произошедшая из одной груди». Дети одной матери или женщины ( Lubele la achite ) составляют семью иждивенцев или мбумба. Старших братьев матерей зовут Нхосве, они являются хранителями рода и наставниками сыновей своих сестер.
Когда урожай продается, доход от продажи принадлежит хозяйке дома. [ 9 ]
Деревней руководил староста (Мфуму), должность, на которую мог претендовать каждый житель деревни с хорошим характером. Деревенские старосты и старосты подчинялись региональным вождям (Мвини Дзико), которые сами подчинялись верховным вождям. Подчинение означало регулярную выплату дани, а также готовность снабжать людьми во время войны.
Рост населения
[ редактировать ]Население этнической группы чева насчитывает 9 миллионов человек, что больше, чем у большинства других племен региона. Народ Чева — самая многочисленная этническая группа в регионе. Коэффициент рождаемости народа чева составляет 4,7, что более чем в два раза превышает уровень воспроизводства населения, составляющий 2,1. Перейдите на страницу «Демография Малави», чтобы увидеть демографию других племен.
Известные личности
[ редактировать ]- Замшевый ремешок Hastings
- Лазарь воскрес
- Джастин Малевези
- Джон Тембо
- Феликс Млусу
- Аарон Гардамер
- Джесси Кабвила-Капасула
- Изабель Апаво Фири
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чичева» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Чева | Энциклопедия.com» . энциклопедия.com . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Фири, Изабель Апаво (2007). Женщины, пресвитерианство и патриархат. Религиозный опыт женщин Чева в Центральной Малави . Коллектив африканской книги. стр. 23–26.
- ^ Jump up to: а б Гоф, Эми (2004). «Чева» . Фонд «Народы мира» . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Шуп, Джон А. (17 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-1-59884-363-7 .