Пять остроумий
Вот что вспоминает В. Уиттс про себя:
Сначала общий ум, а затем воображение,
Фантазия и истинная оценка,
И память, как я рассказываю;
Каждый на другом имеет занятие.
Стивен Хоуз , «Развлечение удовольствия» , XXIV «О пяти внутренних остротах» [1]
Геринг, зрение, обоняние и чувство,
жевать белые пять,
Все, что может быть, — это саль-пас,
quen þe Hert Sal Riue.
Курсор Мунди , строки 17017–17020. [2]
Во времена Уильяма Шекспира обычно считалось, что существует пять умов и пять чувств . [3] Пять умов иногда считались синонимами пяти чувств. [3] но в остальном они также были известны и считались пятью внутренними умами , в отличие от пяти чувств, которые были пятью внешними умами. [4] [5]
Большая часть этого смешения возникла в результате изменения смысла. В раннем современном английском языке слова « остроумие » и « смысл » пересекались по значению. Оба могли означать способность восприятия (хотя в 17 веке это значение выпало из слова «остроумие»). Таким образом, «пять ума» и «пять чувств» могли описывать обе группы ума/чувств, внутренние и внешние, хотя общим различием там, где оно проводилось, было «пять ума» для внутреннего и «пять чувств» для внутреннего. наружу. [6]
Внутреннее и внешнее остроумие — продукт многовековой философской и психологической мысли, на протяжении которой постепенно развивались понятия, берущие свое начало в трудах Аристотеля . Концепция пяти внешних умов пришла в средневековое мышление из классической философии и нашла свое наиболее яркое выражение в христианской религиозной литературе Средневековья. Концепция пяти внутренних умений также возникла из классических взглядов на психологию.
Современное мышление состоит в том, что существует более пяти (внешних) чувств, и идея о том, что их пять (соответствующих грубым анатомическим особенностям — глаза, уши, нос, кожа и рот — у многих высших животных) не выдерживает критики. научное исследование. (Подробнее об этом см. «Определение смысла ».) Но идея пяти чувств/сообразительности из аристотелевской мысли, средневековья и мысли XVI века все еще настолько прочно сохраняется в современном мышлении, что чувство, выходящее за рамки естественных, до сих пор называют «шестым чувством». ". [7]
«Внутреннее» остроумие
[ редактировать ]Стивена Хоуза Стихотворение «Grunde Amoure» показывает, что пятью (внутренними) остроумиями были «обыденное остроумие», «воображение», «фантазия», «оценка» и «память». [3] «Общее остроумие» соответствует аристотелевской концепции здравого смысла ( sensus communis ), а «оценка» примерно соответствует современному понятию инстинкта . [8]
Сам Шекспир несколько раз упоминает об этих остроумиях: в «Ромео и Джульетте» (первый акт, сцена 4 и акт II, сцена четвертая), «Короле Лире» (акт III, сцена четвертая), «Много шума из ничего» (акт I, сцена I, 55). ) и «Двенадцатая ночь» (акт IV, сцена 2, 92). [3] Он различал пять умов и пять чувств, как видно из сонета 141 . [3] [9] [10]
Пять остроумий происходят от способностей души, которые Аристотель описывает в De Anima . [10]
Внутреннее остроумие — часть средневековой психологической мысли. Джеффри Чосер перевел » Боэция « Утешение философией на среднеанглийский язык. Согласно переводу Чосера, «воображение» — это самая основная внутренняя способность восприятия. С помощью воображения можно вызвать в памяти образ предмета, либо непосредственно переживаемый, либо чисто воображаемый. Выше всего идет «резоун», посредством которого такие изображения отдельных предметов соотносятся с универсальными классами, к которым они принадлежат. Выше всего этого стоит «разум», который связывает универсальные классы с вечной «простой формой» (сродни платоническому идеалу ). Таким образом, люди являются «чувствительными», «вообразимыми» и «разумными» (т.е. способны чувствовать, воображать и рассуждать, как это определено), все три из которых сохраняются в памяти. (Разум — единственная сфера компетенции Божественного Провидения.) [11]
К этому квартету добавляется еще и «фантазия», творческая грань воображения. Знаменитый пример этому дает Августин , который проводит различие между воображением Карфагена по памяти (поскольку он был там) и воображением Александрии , чистым фантастическим образом места, в котором он никогда не был. [12]
«Внешний» ум
[ редактировать ]Возраст: Из .v. У меня есть знания.
Упорство: Форсот, сир, херинге, сейинг и вонючий,
Вкусные и вкусные впечатления:
Эти бен .v. остроумно,
И, сэр, там есть и другие в. витты.
Возраст: Сир настойчивость Я не знаю их.
Упорство: Теперь, раскаяние, я вам расскажу.
Они — сила души:
Клер в моем мире, есть один,
Воображение и вся причина,
Андерстондинг и сострадание:
Они относятся к настойчивости.
«Мир и Чайльда» , напечатанный Винкином де Вордом в 1522 году и перепечатанный на странице 334 в 12 томе « » Роберта Додсли . Старых пьес [3] [13]
Пять (внешних) чувств, как описано в Cursor Mundi , — это «геринг» (слух), «зрение», «обоняние» (обоняние), «феле» (осязание) и «жевание» (вкус). [7] Оно соотносит их с пятью элементами Эмпедокла (которые Аристотель описывает в «Де Каело» ): зрение происходит от огня, слух — от верхнего воздуха (эфира), обоняние — от нижнего воздуха, вкус — от воды и осязание — от земли. Это определение происхождения человеческих чувств было чрезвычайно популярным в средние века в Европе, не в последнюю очередь из-за его приблизительного соответствия с главой 30 Второй книги Еноха . [14]
Использование слова «остроумие» для описания этих пяти чувств иллюстрируется «Миром и ребенком» (справа) и следующими двумя цитатами: [15]
И это знание нисходит и приходит от пяти телесных чувств и ума человека, как глаза, понимание и слух ушей, обоняние носа, вкус рта, [...]
- Ларк, Книга мудрости [15]
Своими пятью умственными способностями я с любовью злоупотреблял и тратил их на слух, видение, обоняние, вкус, а также на ощущения, которые Ты дал мне [...]
- Букварь короля Генриха Восьмого , 1546 г. [15]
Это определение пяти чувств возникло у мыслителей, пришедших после Аристотеля. Сам Аристотель в книге «De Sensu et Sensibilibus» определил четыре чувства: зрение (связанное с водой, поскольку глаз содержит воду), звук (соответствующий воздуху), обоняние (соответствующее огню) и осязание (соответствующее земле). Аристотель рассматривал вкус просто как специализированную форму осязания, которое он, в свою очередь, считал основным чувством (поскольку им обладают все формы жизни). Он отверг более раннюю точку зрения Демокрита о том, что на самом деле существует только одно чувство - осязание. [16]
Точно так же Платон в «Теэтете » утверждает, что Сократ утверждает, что существуют бесчисленные чувства без названий, и что чувства с именами включают слух, зрение, обоняние, чувства тепла и холода, удовольствие, боль, желание и страх. [16]
Авл Геллий определил пять чувств, сказав: «Ex quinque his sensibus quose animantibus natura tribit, visu, Auditu, Gustu, Tactu, odoratu, quas Graeci αισθητεισ appellant» («Природа дала живым существам пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание». и запах, называемый греками αισθητεισ»). Но нет никаких доказательств того, что этот топос существовал в мышлении англосаксов, поскольку древнеанглийский язык не обладает необходимой таксономией и испытывает трудности с переводом латинских текстов, которые ею обладают. [16]
Идея существования пяти чувств встречается в христианских проповедях, религиозной литературе и религиозных аллегориях среднеанглийского языка , хотя не все авторы пришли к единому мнению, какие именно чувства это были. Петр Дамиан в XI веке соотнес пять ран, которые Иисус получил во время распятия, с пятью чувствами, что было повторено Джоном Бромьярдом в Summa cantium , хотя последний явно упоминает только слух, осязание, вкус и зрение. К 14 веку Ришар Ролль дал формулировку пяти чувств, которая теперь известна: [16]
И все пять умников были заняты пейном, чтобы поддержать треспас наших остроумий. В этом видении вы были ослеплены, [...]. В этом запахе [...]. На вкус, [...]. В хиринге, [...]. В фелинге, [...].
У Чосера была такая же формулировка:
пять острот: зрелище, прикосновение, обоняние, вкус или смакование и ощущение
— Джеффри Чосер , «Рассказ пастора» [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Хоуз . Времяпровождение с удовольствием . Ранняя английская поэзия, баллады и популярная литература средневековья. Том. XVII. Читайте книги.
- ^ Ричард Моррис (ред.). Курсор Мунди . Читайте книги. п. 974.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гораций Ховард Фернесс (1880). «Король Лир». Шекспир . Том. 5 (7-е изд.). Филадельфия: JB Lippincott Co. p. 187. ИСБН 9780742652866 .
- ^ «остроумие». Новая книга по истории слов Мерриама-Вебстера . Мерриам-Вебстер. 1991. С. 508 . ISBN 9780877796039 .
- ^ Клайв Стейплс Льюис (1990). "Смысл". Исследования в словах (2-е (переиздание) изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 147. ИСБН 9780521398312 .
- ^ Чарльз Лоуренс Барбер (1997). «Изменения смысла». Ранний современный английский . Издательство Эдинбургского университета. п. 245. ИСБН 9780748608355 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Рэймонд Постгейт (1995). «Микрочувства». Внешние границы жизни . Издательство Кембриджского университета. п. 165. ИСБН 9780521558730 .
- ^ Льюис, CS (1964). Выброшенный образ: введение в литературу Средневековья и Возрождения . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 162 , 164.
- ^ Хэнкинс, Джон Эрскин (1978). Предпосылки мысли Шекспира . Книги Архонта. п. 73. ИСБН 9780208017437 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марес, Фрэнсис Хью (2003). Много шума из ничего Уильяма Шекспира (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 9780521532501 .
- ^ Колве, В.А. (1984). Чосер и образность повествования . Паоло Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 20–22. ISBN 0-8047-1349-9 .
- ^ Августин (1990). Работы святого Августина . Нью-Йорк: Институт наследия августинцев. п. 470. ИСБН 978-1-56548-175-6 .
- ^ Джон Пейн Коллиер и Генри Р. Кук (1843 г.). «Король Лир». Произведения Уильяма Шекспира . Том. VII. Лондон: Whitaker & Co., с. 426.
- ^ Сара М. Хорролл, изд. (1978). Южная версия Cursor Mundi: строки 1-9228 . Университет Оттавы Press. п. 350. ИСБН 9780776648057 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гораций Ховард Фернесс (1899). «Ромео и Джульетта». Шекспир . Том. 1 (10-е изд.). Филадельфия: JB Lippincott Co. p. 60. ИСБН 9780742652828 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эрл Р. Андерсон (2003). «Пять чувств». Народные таксономии в раннем английском языке . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. ISBN 9780838639160 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Александра Барратт (1987). «Пять остроумий и их структурное значение в части II Анкрена Виссе ». Средний Эвум . 56 (1): 12–24. дои : 10.2307/43629057 . JSTOR 43629057 .
- http://chestofbooks.com/reference/Manual-Useful-Information/The-Five-Wits.html
- http://dev.hil.unb.ca/Texts/EPD/UNB/view-works.cgi?c=hawesste.812&pos=5 [ постоянная мертвая ссылка ]
- http://www.lib.rochester.edu/camelot/sggk.htm
- https://archive.today/20130221092422/http://dictionary.die.net/the%20five%20wits