Мухаммад Наджати Сиддики
Мухаммад Наджати Сиддики | |
---|---|
Мухаммад Наджати Сидки | |
Рожденный | 15 мая 1905 г. |
Умер | 17 ноября 1979 г. (74 года) |
Альма-матер | НА ТВ |
Занятие | Писатель |
Организация | Коммунистическая партия Палестины |
Мухаммад Наджати Сидки ( араб . Мухаммад Наджати Сидки , Мухаммад Наджати Сидки , 19 мая 1905 — 17 ноября 1979) — палестинский общественный интеллектуал и активист. [ 1 ] [ 2 ] профсоюзный деятель, [ 3 ] переводчик, писатель, критик и бывший коммунист. Хотя его почти забыли как деятеля палестинского движения за независимость, [ 4 ] он сыграл в этом важную роль и стал свидетелем многих важных моментов в ранней истории 20 века. Помимо родного арабского языка, он свободно говорил на французском, русском и испанском языках.
Он присутствовал со своим отцом, когда шериф Хусейн начал арабское восстание против Османской империи в 1916 году; начало сионистской иммиграции в Палестину ; в первые годы установления коммунизма в Советском Союзе и был одним из немногих арабов, сражавшихся на стороне республиканцев против Франко в гражданской войне в Испании . [ 5 ] С началом Второй мировой войны он написал книгу, в которой горячо аргументировался тезис о несовместимости нацизма с исламом. [ 6 ] [ а ]
Биография
[ редактировать ]Сидки родился в палестинской семье среднего класса в Иерусалиме в 1905 году. Его отец Бакри Сидки был учителем турецкого происхождения. Его мать, Назира Мурад, происходила из известной иерусалимской торговой семьи. [ 7 ] Получив там раннее образование, он присоединился к своему отцу в 1914 году, когда тот работал в других частях Османской империи, и в годы своего становления он вырос в Дамаске , Каире и Джидде в Хиджазе , где Бакри присоединился к отряду принца Фейсала . кампания. [ 7 ] По возвращении в Палестину он стал сотрудником Департамента почты и телеграфа Подмандатной Палестины . [ 3 ] Там он встретил еврейских рабочих, которые познакомили его с коммунизмом. [ 8 ] Он провел три года, с 1925 по 1928 год, в Коминтерне при Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ, произносится Кутво ) . [ 9 ] и во время своего пребывания там вышла замуж за украинскую коммунистку. [ 10 ] Он развивал контакты с Иосифом Сталиным , Николаем Бухариным , Жоржем Марше и Халидом Бакдашем , курдским лидером Сирийской коммунистической партии . [ 10 ] встретился с Мао Цзэдуном и познакомился с турецким поэтом Назымом Хикметом и членами семьи Джавахарлала Неру . [ 7 ] Он вернулся с женой в Палестину в 1928 году, и они начали организовывать деятельность против британских подмандатных властей . [ 11 ] [ 12 ]
Во время беспорядков 1929 года еврейские коммунисты разделились на тех, кто сочувствовал жертвам массовых убийств, и тех, кто, подобно арабским коммунистам, считал момент моментом арабского восстания против британского мандата, захвата земель и обнищание крестьянства. [ 4 ] Находясь в Хайфе , где он руководил местным отделением партии, Сидки поддерживал регулярные контакты с шейхом Изз ад-Дином аль-Кассамом . [ 12 ] и определил смерть последнего в 1935 году как мученическую смерть . [ 4 ] Коминтерн поручил Палестинской коммунистической партии провести арабизацию еще в 1924 году, но без особого успеха. [ 13 ] Одной из задач, поставленных партией перед Сидки, было проведение арабизации. [ 4 ] В палестинском отделении партии в основном доминировали евреи. [ 14 ] с социалистическими тенденциями и подозревалась в наличии в своих рядах боевиков с криптосионистскими симпатиями. [ 4 ] В 1930 году Сидки был задержан мандатной полицией в Яффо и приговорён к 2 годам тюремного заключения, которые он отбывал в Иерусалиме, Яффо и Акке . Главным свидетелем обвинения был его старший брат Ахмад, который также учился с ним в КУТВ. [ 4 ] По воспоминаниям Сидки, Ахмад описывается как хрупкий человек, которого принуждают к даче признаний. В отчетах властей мандатария он фигурировал как информатор полиции, который предоставил подробную информацию о контактах и обучении Коминтерна. [ 15 ] К концу 1932 года, после его освобождения из тюрьмы, где он познакомился с Абу Джильдой, «Диллинджером пустыни». [ 16 ] Партия приказала ему связаться с Авни Абд аль-Хади , чтобы начать координацию с Партией независимости Истикляль . [ 14 ] Поскольку наблюдение со стороны мандатной администрации усилилось, Коммунистическая партия в июне 1933 года тайно вывезла его за границу. [ 12 ] в Париж, где он стал редактором арабоязычного журнала Коминтерна « Арабский Восток» . [ 17 ] Впоследствии французские власти арестовали его и депортировали обратно в Палестину. Позднее он приурочил свое противостояние нацизму к этому периоду – Гитлер пришел к власти в 1933 году. [ 18 ]
В 1935 году его направили в Ташкент для непосредственного изучения вопроса о национальности при коммунизме . Находясь в Узбекистане, он установил тесные отношения с узбекскими коммунистическими лидерами Акмалом Икрамовым и Файзуллой Ходжаевым . Оба стояли на стороне аграрной политики Николая Бухарина, которая шла вразрез с линией, установленной Сталиным . Они также ознакомили его с идеями Левой оппозиции сталинизму, связанной с Григорием Зиновьевым . [ 19 ] Вскоре после этого были убиты двое его друзей-узбеков, ставшие жертвами сталинской большой чистки . Сидки имел непосредственный опыт нацистской Германии, путешествуя по стране в 1936 году, и когда позже партийная лояльность потребовала молчания после подписания пакта Молотова-Риббентропа , он отказался подчиниться и скрыть свое несогласие. [ 20 ]
Сидки был одним из как минимум четырех палестинских арабов, трое других — Махмуд аль-Атраш, Али Абдс аль-Халик и Фауси ан-Набулси, которые, как известно, сражались на стороне республиканцев во время гражданской войны в Испании . Такого рода участие подверглось резкой критике со стороны основных палестинских газет (но не в местных коммунистических брошюрах). Отражая общую тенденцию палестинского национального движения, такие газеты, как «Филастин», были против коммунизма и поддерживали испанских фашистов, отчасти из-за желания вызвать антагонизм как Великобритании, так и Франции, колониальных держав региона. [ 21 ] Находясь в Испании, куда он прибыл в августе 1936 г., [ 22 ] Сидки обязался по указанию Коминтерна путешествовать под марокканским псевдонимом Мустафа ибн Джала и вести пропаганду, направленную на то, чтобы отговорить марокканцев в силах Франко от боевых действий на стороне фашистов. Он утверждал, что фашистская идеология противоречит исламу. В Барселоне он, согласно его мемуарам, представился местной правительственной милиции по-испански следующим образом:
Я арабский волонтер. Я приехал защищать свободу в Мадриде, защищать Дамаск в Гвадалахаре , Иерусалим в Кордове , Багдад в Толедо , Каир в Сарагосе и Татван в Бургосе . [ 23 ]
Под псевдонимом «Мустафа ибн Джала» он писал для коммунистической газеты «Мундо Обреро» , призывая марокканцев дезертировать из фашистской армии. Однако большая часть его деятельности заключалась в радиопередачах, написании брошюр на арабском языке и разглагольствованиях с марокканскими войсками в их окопах с помощью мегафона. [ 22 ] Его предложение разжечь антиколониальную революцию в марокканском Рифе , чтобы лишить фашистов пушечного мяса, встретило решительную оппозицию со стороны Долорес Ибаррури , Пасионарии от Коммунистической партии Испании, которая, как говорят, выступала против любого союза с она называла «орды мавров, зверских дикарей ( morisma salvaje ), опьяненных чувственностью, которые насилуют наших женщин и дочерей». [ 24 ] [ 25 ] Разочарованный немногими марокканцами, которые были убеждены, и испытывая враждебность партии к ним, он покинул Испанию в декабре 1936 года. [ 26 ]
Затем Сидки переехал в Алжир, где безуспешно пытался создать подпольную радиостанцию, которая бы транслировала призывы к уроженцам гор Риф дезертировать. Противодействие Ибаррури его работе привело к тому, что ему запретили возвращаться в республиканскую Испанию. [ 27 ] После этого партия заставила его вернуться в Ливан, где он возобновил свою журналистскую деятельность. [ 28 ]
В 1940 году, вскоре после начала Второй мировой войны, он опубликовал исследование длиной в книгу, в котором доказывал несовместимость нацизма и исламской традиции. Работа под названием « Исламские традиции и нацистские принципы: могут ли они договориться?» одновременно издавался в Бейруте и Каире. Вместе с напряжением в его личных отношениях с лидером Сирийской компартии Халидом Бакдашем публикация привела к его исключению из Коммунистической партии. [ 29 ] который считал зависимость произведения от многих исламских текстов противоречащей секуляристским принципам марксизма. [ 5 ] В послевоенный период он сделал успешную карьеру литературного критика и телеведущего в Ливане и на Кипре. [ 29 ] У него был сын, а одна из его дочерей стала известным врачом в Советском Союзе. [ 19 ] литературная премия в его честь — конкурс Наджати Сидки прошла В Рамалле . [ 30 ] Сидки умер в изгнании в Афинах в 1979 году. [ 31 ]
Литературная деятельность
[ редактировать ]Его книга «Араб, который сражался в Испании» была опубликована под именем Халида Бакдаша, его курдского противника внутри Коммунистической партии, что только усилило его враждебность как к Бакдашу, так и к партии.
Его переводы включали произведения крупнейших американских и китайских писателей. [ 32 ] к русской классике: познакомил с Александром Пушкиным , [ б ] Антон Чехов и Максим Горький арабскому миру. [ 5 ] Он опубликовал два сборника рассказов, многие из которых изображают жизнь и внутренние чувства низших классов. Первая, «Печальные сестры» ( аль-Ахват аль-Хазинат , Каир, 1953), рассматривает проблемы, с которыми столкнулись палестинцы при переходе от традиционного, романтически памятного арабского Яффо к развивающемуся мегаполису Тель-Авиву , а также к странным привычкам иностранцев, новым еврейским общество. [ 33 ] Заглавный рассказ (1947) представляет собой рассказ о палестинце, который сидит у подножия одного из пяти платанов , рваных остатков того, что когда-то было арабским садом, и представляет их как пять сестер, которые в траурных одеждах вспоминают быстрое изменения, поскольку фруктовый сад был захвачен современной городской застройкой. Когда осенний шторм проносится по местности, деревья стоят твердо, как «высокие горы». [ 34 ] Второй, «Коммунистический миллионер» (Бейрут, 1963), состоял из множества сатирических эпизодов, посвященных его знакомым арабским коммунистам. [ 35 ] Его мемуары ( Mudhakkirat Najati Sidqi : The Memoirs of Najati Sidqi) под редакцией Ханны Абу Ханны были опубликованы в Бейруте в
Анализ несовместимости ислама с нацизмом
[ редактировать ]Еще в советские годы Сидки в первую очередь интересовал вопрос о том, как можно добиться трансформации мусульманских обществ в современные промышленно развитые страны, не нанося ущерба их традиционной социальной структуре. [ 5 ] В своей работе 1940 года «Исламские традиции и нацистские принципы: могут ли они согласовываться/совпадают ли они?» ( ат-Такалид аль-исламийя ва-ль-мабади ан-назийя: хал таттафикан? ), опубликованный в начале мая того же года, [ 36 ] [ 6 ] Сидки утверждал, что нацизм не только диаметрально противоположен исламу, и что не может быть никакого приспособления исламского мира к тому миру, за который выступает нацистская Германия. [ 34 ] но на самом деле нацизм был антагонистом ислама. [ 6 ] Взаимодействие этих двоих могло закончиться только игрой с нулевой суммой . Таким образом, он заявляет, что:
Нет сомнений в том, что дух ислама во всех аспектах полностью противоречит всем принципам нацизма: политическому режиму, обществу, семье, экономике, образованию и личной свободе. [ 37 ]
Хотя Сидки придерживался особого подхода – он не был типичным исламским мыслителем – аргументы его книги не были уникальными, но отражали широко распространенную тенденцию в неприятии нацизма арабами. [ 38 ] Его полемика основывалась на тщательном знакомстве с гитлеровской «Майн кампф» , сочинениями Альфреда Розенберга и передачами нацистской пропаганды Йозефа Геббельса . Он сравнивает идеологический материал в этих источниках с исламскими классическими текстами, начиная от Корана и сборников хадисов и заканчивая современными произведениями, включая работы Мухаммада Абду , Джамаля ад-Дина аль-Афгани и Мустафы Камиля . [ 37 ] Фундаментальный элемент, который делает нацизм не только несовместимым с исламом, но и враждебным ему, утверждал Сидки, заключается в концепции расизма ( аль-'унсурия/аль-'иркийя ). [ 37 ]
Нацизм был связан с идеей расовой чистоты немцев и стремился отсеять или уничтожить «низшие» расы, к которым были отнесены евреи, а затем и русские, негры, арабы, египтяне и турки. Нацистский империализм требовал Lebensraum / masaha hayyawiyya и стремился завоевать территорию Великой Германии. Ислам, напротив, был лишен расистских чувств: мусульмане имели лишь одно преимущество перед другими — поклонение Творцу, утверждающее, что «все верующие — братья». Замалчивая исламское представление о том, что ислам является высшей религией, о чем также заявляют и иудаизм, и христианство, он настаивает на том, что ислам толерантен. Ислам, как и родственные монотеизмы, универсален и революционен. «Иудаизм был революцией против фараонов, христианство было революцией против римской несправедливости, а ислам был революцией, направленной на искоренение невежества: джахилийя . Только вера, а не кровь, почва или раса, формирует исламское представление о сущности человека». [ 39 ]
В то время как нацизм является материалистическим, зверским и языческим и подчеркивает физическую чувственную природу человека, ислам для Сидки воплощает идейную человеческую сторону. Таким образом, функция нацизма состоит в том, чтобы искоренить духовное, чтобы сделать приоритетом верховенство животного материализма. Первый представляет собой настоящую революцию ( савра ), нацизм сеет неповиновение ( ишйан ) и погружает человека обратно в деградировавшее языческое состояние звериного идолопоклоннического невежества, которое фактически приведет к «социальному варварству» ( аль-хамиджийя аль-иджтима'ийя ). . [ 40 ] Он предупредил, что нападки на иудаизм в нацизме в то же время являются нападением как на христианство, так и на ислам. [ 41 ] Исламский институт консультаций ( аш-шура ) заставил его принять идею современной демократии с ее гарантией свободы.
Сидки различал два вида империализма: классическую, несколько устаревшую форму колониализма, практикуемую англичанами, французами и голландцами, и немецкий империализм ( ак-исти'мар аль-алмани ). Первые признавали, что оккупированные ими страны обречены на достижение независимости, тогда как нацистский империализм использовал беспрецедентное насилие для уничтожения меньших стран. [ 42 ] Захват нацистами исламских стран приведет лишь к порабощению народа ( убудийя ), как это произошло в Австрии, Чехословакии и Польше. [ 43 ] Сила, которая в исламе была направлена против невежественных людей, отказавшихся от просвещения монотеизма, в нацизме приобрела культовое значение как самоцель, направленную на подчинение людей как на территориях, контролируемых Германией, так и за ее пределами. Радиопередачи нацизма на арабском языке с их антисемитской пропагандой были призваны побудить арабов обратиться против своих собственных меньшинств. [ 44 ] Мусульмане всего мира, заключил он, должны поддержать борьбу с нацизмом, как это уже сделали сотни тысяч (индийцев и арабов), сражаясь «плечом к плечу с английскими, французскими, польскими и чешскими солдатами». Такая поддержка основывалась на трех принципах: общее уважение к демократии, культурная близость к демократическим странам и стремление к независимости в конце войны. [ 45 ]
Нацизм также пытался создать новую религию ( дияну ), представляя Гитлера как священную фигуру, пророка, которому было необходимо слепое повиновение, и тем самым затмевала душу верующего в эту ложную религию. Он проповедовал сатанинское послание ( рисала шайтанийя ), и под руководством фюрера нацизм осаждал «крепость науки и цивилизации». [ 46 ]
В приложении он дал подробную критику меморандума, переданного египетской партией Вафд британскому послу Майлзу Лэмпсону в апреле 1940 года, в котором излагались строгие условия, которые должны соблюдаться в отношении любого вклада Египта в британские военные усилия. Меморандум был немедленно отклонен виконтом Галифаксом . Сидки раскритиковал Мустафу эль-Наххаса за неумелое понимание растущей угрозы со стороны сил Гитлера и Муссолини и призвал Египет взять на себя свою историческую ответственность, встав на сторону «двух благородных народов Англии и Франции». [ 47 ] Он признал, что, хотя и Великобритания, и Франция были колониальными державами в арабском мире, с владениями и мандатами соответственно в Подмандатной Палестине , Адене , Египте , Судане , Сирии и Ливане , антиколониальная борьба должна была дождаться результатов война, и мусульманам пришлось мобилизоваться, чтобы гарантировать, что эти две державы выйдут победителями в конфликте. Он приводил доводы в пользу этого, несмотря на тот факт, что, по его воспоминаниям, он сам подвергался преследованиям со стороны французов и не имел хороших отношений с британцами. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- исламизм
- Отношения между нацистской Германией и арабским миром
- исламофобия
- Еврейский большевизм
- Ислам в Советском Союзе
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Автор, Мухаммад Наджати Сидки, пользуется заслуженной широкой известностью как писатель и мыслитель. В заметке автор говорит о своей собственной «кампфе» против гитлеризма с тех пор, как нацисты пришли к власти... тезис о фундаментальной несовместимости ислама с О нацизме страстно спорят». ( Ответ ислама Гитлеру, 1940 г. , стр. 455)
- ↑ На самом деле, палестинец Сидки Халил Ибрагим Байдас (1874–1949), родившийся в Назарете и имеющий греческое православное происхождение, считается первым переводчиком русской художественной литературы на арабский язык и перевел Пушкина на этот язык еще в 1898 году, когда его Версия « Капитанской дочки» была опубликована в Бейруте ( Moosa 1997 , стр. 101).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тамари и Турджман 2011 , с. 25.
- ^ Гершон 2012 , с. 473.
- ^ Перейти обратно: а б Бишоп 2006 , с. 59 п.17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тамари 2008 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тамари 2008 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Нордбрух 2009 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Тамари 2001 , с. 49.
- ^ Нассар 2008 , с. 216.
- ^ Хен-Тов 1974 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Тамари 2008 , с. 167.
- ^ Тамари 2008 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз 2006 , с. 60.
- ^ Хен-Тов 1974 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз 2006 , с. 157.
- ^ Хен-Тов 1974 , с. 105, н.122.
- ^ Виндер 2015 , с. 319 н.45.
- ^ Тамари 2008 , стр. 170–171.
- ^ Перейти обратно: а б Гершон 2012 , с. 478.
- ^ Перейти обратно: а б Тамари 2008 , с. 170.
- ^ Проверено в 2013 году .
- ^ Каба 2014 , стр. 133–135.
- ^ Перейти обратно: а б Коррал 2006 , с. 440.
- ^ Кабха 2014 , с. 133.
- ^ Екатерина 2003 , с. 59.
- ^ Коррал 2006 , с. 442.
- ^ Коррал 2006 , стр. 441–442.
- ^ Екатерина 2003 , стр. 59–60.
- ^ Тамари 2001 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Тамари 2001 , с. 51.
- ^ Саиф и др. 2015 , с. 110.
- ^ Екатерина 2003 , с. 60.
- ^ Гершон 2012 , с. 472.
- ^ ЛеВин 2005 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Гершони 2012 , стр. 472–473.
- ^ Парментер 2010 , стр. 40–41.
- ^ Гершони 2012 , стр. 472, 477.
- ^ Перейти обратно: а б с Гершон 2012 , с. 479.
- ^ Гершони 2012 , стр. 472, 474.
- ^ Гершони 2012 , стр. 480–482, 486.
- ^ Гершони 2012 , стр. 483–484.
- ^ Гершони 2012 , стр. 487 и далее..
- ^ Гершони 2012 , стр. 489–490.
- ^ Гершон 2012 , с. 490.
- ^ Гершон 2012 , с. 491.
- ^ Гершони 2012 , стр. 495–496.
- ^ Гершони 2012 , стр. 485 и далее, 490.
- ^ Гершони 2012 , стр. 476–477.
Источники
[ редактировать ]- Алян, Талал (6 апреля 2013 г.). «Палестинцы и сирийская революция: уроки борьбы с фашизмом» . +972 Журнал .
- Епископ, Элизабет (2006). «Экономический империализм в палестинском мандате» . В Дугласе, РМ; Каллахан, Майкл Деннис; Епископ, Элизабет (ред.). Империализм под судом: международный надзор за колониальным правлением в исторической перспективе . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-0489-7 .
- Кэтрин, Лукас (2003). Палестина: последняя колония? . Аденские издания. ISBN 978-2-87262-200-9 .
- Коррал, Педро (2006). Дезертиры: Гражданская война, о которой никто не хочет рассказывать . Случайный Дом / Мондадори . ISBN 978-84-8306-650-8 .
- Гершони, Израиль (2012). «Почему мусульмане должны бороться против нацистской Германии: призыв Мухаммада Наджати Сидки». Мир ислама . 52 (3/4): 471–498. дои : 10.1163/15700607-20120A10 .
- Хен-Тов, Джейкоб (1974). Коммунизм и сионизм в Палестине: Коминтерн и политические волнения в 1920-е годы . Издатели транзакций . ISBN 978-1-4128-1997-8 .
- «Ответ ислама Гитлеру» . Великобритания и Восток . 54 . Индия: 455. 27 июня 1940 г. OCLC 4865016 .
- Кабха, Мустафа (2014). «Гражданская война в Испании в современной палестинской прессе» . В Гершони, Израиль (ред.). Ответы арабов фашизму и нацизму: притяжение и отталкивание . Издательство Техасского университета. стр. 127–139. ISBN 978-0-292-75747-9 .
- ЛеВайн, Марк (2005). География свержения: Яффо, Тель-Авив и борьба за Палестину, 1880–1948 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-93850-2 .
- Маттар, Филип (2005). Энциклопедия палестинцев . Факты о File, Inc. ISBN 978-0-8160-6986-6 .
- Мэтьюз, Уэлдон (2006). Противостояние империи, построение нации: арабские националисты и популярная политика в подмандатной Палестине . ИБ Таурис . ISBN 978-1-84511-173-1 .
- Моисей, Мэтт (1997). Истоки современной арабской художественной литературы (2-е изд.). Издательство Линн Риннер . ISBN 978-0-89410-684-2 .
- Нассар, Иссам (2008). «Иерусалим в позднеосманский период: историческое письмо и родной голос» . У Майера, Тамар; Мурад, Сулейман А. (ред.). Иерусалим: идея и реальность . Рутледж . стр. 205–222. ISBN 978-1-134-10287-7 .
- Нордбрух, Гетц (2009). Нацизм в Сирии и Ливане: двойственность немецкого варианта, 1933–1945 гг . Рутледж . ISBN 978-1-134-10560-1 .
- Парментер, Барбара МакКин (2010). Дать голос камням: место и идентичность в палестинской литературе . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-78795-7 .
- Саиф, Атеф Абу; и др. (2015). Книга Газы: Город в короткометражке . Запятая Пресс.
- Сидки, Наджати (2001). Эш Ханна, Ханна (ред.). Мудхаккират Наджати Сидки (Воспоминания Наджати Сидки) . Бейрут: Муассасат аль-Дирасат аль-Филастийя .
- Тамари, Салим (2001). «Загадочный иерусалимский большевик: Мемуары Наджати Сики» . Журнал палестинских исследований (14). Институт палестинских исследований : 49–50.
- Тамари, Салим (2008). «10: Загадочный большевик из Святого города» . Гора против моря: Очерки палестинского общества . Издательство Калифорнийского университета . стр. 167–17. ISBN 978-0-520-94242-4 .
- Тамари, Салим; Турджман, Ихсан Салих (2011). Год Саранчи: солдатский дневник и стирание османского прошлого Палестины . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-94878-5 .
- Вильдангель, Рене [на немецком языке] (2014). «Больше, чем муфтий: другие арабо-палестинские голоса о нацистской Германии, 1934–1945 годы и их послевоенные рассказы» . В Гершони, Израиль (ред.). Ответы арабов фашизму и нацизму: притяжение и отталкивание . Издательство Техасского университета . стр. 101–126. ISBN 978-0-292-75746-2 – через проект MUSE.
- Виндер, Алекс (2015). «Абу Джильда, Антиимперский антигерой: бандитизм и народное восстание в Палестине» . В Шайе, Сайрус; Арсан, Эндрю (ред.). Справочник Рутледжа по истории мандатов Ближнего Востока . Справочники по истории Рутледжа. Рутледж . стр. 308–319. ISBN 978-1-317-49706-6 .
- 1905 рождений
- 1979 смертей
- Палестинские писатели ХХ века
- Переводчики 20-го века
- Антифашизм в арабском мире
- Антифашисты
- Арабские люди в Подмандатной Палестине
- Выпускники Коммунистического университета трудящихся Востока
- Иностранные добровольцы в гражданской войне в Испании (республиканская фракция)
- Палестинские активисты
- Палестинские коммунисты
- Палестинские переводчики
- Политики из Иерусалима
- Узники и задержанные Подмандатной Палестины