Апраксия речи
Апраксия речи | |
---|---|
Другие имена | Вербальная апраксия, нарушение звука речи, нарушение развития звука речи |
Симптомы | Оральное моторное планирование, задержка речи |
Апраксия речи ( АОС ), также называемая вербальной апраксией , представляет собой нарушение речевого звука , влияющее на способность человека переводить сознательные речевые планы в двигательные планы, что приводит к ограничению и затруднению речевых способностей. По определению апраксии , АОС влияет на волевой (преднамеренный или целенаправленный) характер движений. Однако AOS обычно влияет и на автоматическую речь . [1]
Людям с АОС трудно передавать речевые сообщения от мозга ко рту. [2] АОС — это потеря предшествующей речевой способности в результате травмы головного мозга, такой как инсульт или прогрессирующее заболевание.
Вербальная диспраксия развития (DVD), также известная как детская апраксия речи (CAS) и апраксия речи развития (DAS), [3] [4] Это неспособность использовать моторное планирование для выполнения движений, необходимых для речи, в процессе изучения языка ребенком. Хотя причины АОС и DVD различаются, основные характеристики и методы лечения схожи. [2] [5]
Презентация
Апраксия речи (АОС) — нейрогенное коммуникативное расстройство, затрагивающее систему моторного программирования речи. [6] [7] Лица с АОС демонстрируют трудности с произношением речи, особенно с последовательностью и формированием звуков. Модель Levelt описывает процесс производства речи в следующие три последовательных этапа: концептуализация, формулирование и артикуляция. Согласно модели Левелта, апраксия речи приходится на область артикуляции. У человека нет языкового дефицита, но он испытывает трудности с произношением речи на слух. Примечательно, что эта трудность ограничивается голосовой речью и не влияет на производство жестового языка. Человек точно знает, что хочет сказать, но в той части мозга, которая посылает сигнал мышцам о конкретном движении, происходит сбой. [7] Лица с приобретенным АОС демонстрируют характерные особенности артикуляционных и просодических ошибок (ритма, ударения или интонации). [6] [7] Сосуществующие характеристики могут включать в себя нащупывание и напряженную речь с самокоррекцией, трудности с инициированием речи, ненормальный стресс, ошибки интонации и ритма, а также несогласованность артикуляции. [8]
Wertz et al., (1984) описывают следующие пять речевых характеристик, которые могут проявляться у человека с апраксией речи: [8]
- Упорный метод проб и ошибок при нащупывании
- Ощупывание — это когда рот ищет положение, необходимое для создания звука. Когда происходит этот процесс проб и ошибок, звуки могут удерживаться дольше, повторяться или произноситься беззвучно. В некоторых случаях человек с АОС может легко и бессознательно произносить определенные звуки самостоятельно, но когда другой человек побуждает его произнести тот же звук, пациент может нащупывать губы, используя волевой контроль (сознательное осознание попытки произнести речь). движения), изо всех сил пытаясь произвести звук. [7]
- Самостоятельное исправление ошибок
- Пациенты осознают свои речевые ошибки и могут попытаться их исправить. Это может включать в себя искаженные согласные, гласные и замены звуков. Люди с АОС часто понимают речь гораздо лучше, чем могут выразить. Эта восприимчивая способность позволяет им предпринимать попытки самокоррекции. [9]
- Нарушение ритма, напряжения и интонации.
- У людей с АОС наблюдаются просодические ошибки, которые включают нерегулярную высоту звука, скорость и ритм. Из-за нарушения просодии речь становится слишком медленной или слишком быстрой и сильно сегментированной (много пауз). Спикер AOS также делает ударения в слогах неправильно и монотонно. В результате речь часто называют «роботизированной». Когда слова произносятся монотонно с одинаковым слоговым ударением, такое слово, как «тектоника», может звучать как «тек-тон-ик», а не как «тек-ТОН-ик». Эти паттерны возникают, даже если говорящие знают о просодических паттернах, которые следует использовать. [10]
- Непоследовательные артикуляционные ошибки при повторении одного и того же высказывания.
- Произнося одно и то же высказывание в разных случаях, у человека с АОС могут возникнуть трудности с использованием и поддержанием той же артикуляции, которая ранее использовалась для этого высказывания. В некоторые дни у людей с АОС может возникать больше ошибок или может возникнуть ощущение, что они «теряют» способность издавать определенные звуки на определенное время. Артикуляция также становится более сложной, когда слово или фраза требует регулировки артикуляции, при которой губы и язык должны двигаться, чтобы переключаться между звуками. Например, слово «ребенок» требует меньше регулировки рта, чем слово «собака», поскольку для произнесения слова «собака» требуется два движения языка и губ. [6]
- Трудности с инициированием высказываний.
- Произнесение высказываний становится трудной задачей у пациентов с АОС, что приводит к различным речевым ошибкам. Ошибки в выполнении жеста речевого движения могут увеличиваться по мере увеличения длины высказывания. Поскольку многосложные слова сложны, люди с АОС используют простые слоги и ограниченный набор согласных и гласных. [6] [7]
Причины
Апраксия речи может быть вызвана нарушением работы частей мозга, контролирующих движения мышц и речь. [2] [11] Однако определение конкретной области мозга, в которой всегда возникает АОС, остается спорным. У различных пациентов с поражением левых подкорковых структур, островковой доли и зоны Брока диагностирован АОС. Чаще всего оно вызвано сосудистыми поражениями, но АОС также может возникать из-за опухолей и травм. [6]
Острая апраксия речи
Связанный с инсультом АОС является наиболее распространенной формой приобретенного АОС и составляет около 60% всех зарегистрированных случаев приобретенного АОС. Это одно из нескольких возможных заболеваний, которые могут возникнуть в результате инсульта, но только около 11% случаев инсульта связаны с этим расстройством. Повреждение нейронных связей и особенно нервных синапсов во время инсульта может привести к приобретенному АОС. Большинство случаев АОС, связанных с инсультом, являются незначительными, но в наиболее тяжелых случаях все лингвистические моторные функции могут быть потеряны, и их необходимо заново изучать. Поскольку большинству людей с этой формой АОС уже исполнилось пятьдесят лет, лишь немногие полностью восстанавливаются до прежнего уровня способности произносить речь.
Другие расстройства и травмы головного мозга, которые могут привести к АОС, включают (травматическую) деменцию , прогрессирующие неврологические расстройства и черепно-мозговую травму . [11]
Прогрессирующая апраксия речи.
Исследования последних лет установили существование первично-прогрессирующей апраксии речи, обусловленной нейроанатомической моторной атрофией . [12] [13] Долгое время это расстройство не отличалось от других двигательных речевых нарушений, таких как дизартрия и, в частности, от первично-прогрессирующей афазии . Было проведено множество исследований, пытающихся определить области мозга, в которых возникает это конкретное расстройство, или, по крайней мере, показать, что оно возникает в других областях мозга, чем другие расстройства. [14] В одном исследовании наблюдалось 37 пациентов с нейродегенеративными речевыми расстройствами, чтобы определить, можно ли отличить их от других расстройств, и если да, то в каком отделе мозга их можно обнаружить. Используя речевое и языковое , неврологическое , нейропсихологическое и нейровизуализирующее тестирование, исследователи пришли к выводу, что PAS действительно существует и что он коррелирует с верхней латеральной премоторной и дополнительной моторной атрофией. [13] Однако, поскольку PAS является настолько редким и недавно обнаруженным заболеванием, во многих исследованиях недостаточно участников для наблюдения, чтобы сделать данные полностью убедительными. [ нужна ссылка ]
Диагностика
Апраксия речи может быть диагностирована логопедом ( SLP) посредством специальных обследований, которые измеряют устные механизмы речи. Обследование оральных механизмов включает в себя такие задания, как поджимание губ, сморкание, облизывание губ, поднятие языка, а также осмотр полости рта. Полный осмотр также включает наблюдение за тем, как пациент ест и разговаривает. SLP не согласны с конкретным набором характеристик, составляющих апраксию речевого диагноза. [ нужна ссылка ] поэтому любая из характеристик из раздела выше может быть использована для постановки диагноза. [2] Пациентов могут попросить выполнять другие повседневные задачи, такие как чтение, письмо и общение с другими. В ситуациях, связанных с повреждением головного мозга, МРТ головного мозга также помогает выявить поврежденные участки мозга. [2]
Дифференциальный диагноз необходимо использовать, чтобы исключить другие подобные или альтернативные расстройства. Хотя такие расстройства, как экспрессивная афазия, проводниковая афазия и дизартрия, имеют схожие симптомы с апраксией речи, эти расстройства необходимо различать, чтобы правильно лечить пациентов. [ нужна ссылка ] В то время как АОС включает этап моторного планирования или обработки речи, афазические расстройства могут включать и другие речевые процессы. [15]
По мнению Зиглера и др., эта трудность диагностики связана с неизвестными причинами и функцией расстройства, что затрудняет установку определенных параметров для идентификации АОС. В частности, он объясняет, что орально-лицевая апраксия, дизартрия и афазические фонологические нарушения — это три совершенно разных расстройства, которые заставляют людей проявлять симптомы, часто похожие на симптомы людей с АОС, и что эти близкие родственники должны быть правильно исключены с помощью логопеду до того, как АОС может быть поставлен в качестве диагноза. Таким образом, АОС является диагнозом исключения и обычно распознается при устранении всех других подобных нарушений речевого звукопроизношения. [16]
Возможные сопутствующие афазии
АОС и выраженную афазию (также известную как афазия Брока) часто ошибочно принимают за одно и то же расстройство, главным образом потому, что они часто встречаются у пациентов вместе. Хотя оба расстройства проявляются такими симптомами, как затруднение произношения звуков из-за повреждения языковых отделов мозга, они не одинаковы. Основное различие между этими расстройствами заключается в способности понимать разговорную речь; пациенты с апраксией способны полностью понимать речь, тогда как пациенты с афазией не всегда способны полностью понимать речь других. [17]
Проводниковая афазия — еще одно речевое расстройство, похожее на апраксию речи, но не то же самое. Хотя пациенты с афазией проводимости имеют полное понимание речи, как и пациенты с АОС, между этими двумя расстройствами существуют различия. [18] Пациенты с кондуктивной афазией обычно могут бегло говорить, но не способны повторять то, что слышат. [19]
Аналогичным образом, дизартрия , другое двигательное расстройство речи, характеризуется трудностью артикуляции звуков. Затруднение артикуляции не возникает из-за планирования двигательного движения, как это происходит при АОС. Вместо этого дизартрия вызвана неспособностью или слабостью мышц рта, лица и дыхательной системы. [20]
Управление
В случаях острого АОС (инсульта) может наступить спонтанное выздоровление, при котором прежние речевые способности восстанавливаются самостоятельно. Все остальные случаи приобретенного АОС требуют определенной терапии; однако терапия варьируется в зависимости от индивидуальных потребностей пациента. Обычно лечение включает в себя индивидуальную терапию с логопедом (SLP). [2] При тяжелых формах АОС терапия может включать несколько сеансов в неделю, что сокращается по мере улучшения речи. Другой основной темой лечения АОС является использование повторения для достижения большого количества целевых высказываний или желаемых речевых оборотов. [ нужна ссылка ]
Существуют различные методы лечения АОС. Один из методов, называемый лингвистическим подходом, использует правила для звуков и последовательностей. Этот подход фокусируется на расположении рта при формировании звуков речи. Другой тип лечения — подход моторного программирования, при котором практикуются моторные движения, необходимые для речи. В этой технике используется большое количество повторений, чтобы отработать последовательности и переходы, необходимые между произнесением звуков. [ нужна ссылка ]
Исследования лечения апраксии выявили четыре основные категории: артикуляционно-кинематическая, контроль скорости/ритма, межсистемные методы облегчения/реорганизации и альтернативная/дополнительная коммуникация. [21]
- Артикуляционно-кинематические методы лечения почти всегда требуют речевого производства, чтобы улучшить речь. Одним из распространенных методов для этого является моделирование или повторение с целью установления желаемого речевого поведения. Артикуляционно-кинематические методы лечения основаны на важности для пациентов улучшения пространственных и временных аспектов речеобразования.
- Существуют методы контроля скорости и ритма, позволяющие исправить ошибки в синхронизации речи пациентов, что является общей характеристикой апраксии. Эти методы часто включают внешний источник контроля, такой как метрономный темп, например, при повторяющихся речевых постановках.
- Техники межсистемной реорганизации/фасилитации часто включают в себя жестовые подходы к физическому телу или конечностям для улучшения речи. Жесты обычно сочетаются с вербальной речью. Считается, что жесты конечностей могут улучшить организацию речи.
- Наконец, альтернативные и усиливающие коммуникационные подходы к лечению апраксии строго индивидуализированы для каждого пациента. Однако они часто включают в себя «комплексную систему общения», которая может включать в себя «речь, пособие по общению, систему правописания, систему рисования, систему жестов, технологии и информированных речевых партнеров».
Один конкретный метод лечения называется PROMPT. Эта аббревиатура расшифровывается как «Подсказки для реструктуризации устных мышечных фонетических целей» и описывает многомерный подход к лечению нарушений речевого производства. Терапевты PROMPT интегрируют физико-сенсорные, когнитивно-лингвистические и социально-эмоциональные аспекты двигательной активности. Основное внимание уделяется развитию языкового взаимодействия с помощью этого тактильно-кинетического подхода с использованием сенсорных сигналов для облегчения артикуляционных движений, связанных с отдельными фонемами и, в конечном итоге, со словами. [22]
В одном исследовании описано использование электропалатографии (ЭПГ) для лечения пациента с тяжелой приобретенной апраксией речи. EPG — это компьютерный инструмент для оценки и лечения нарушений речевой моторики. Программа позволяет пациентам видеть расположение артикуляторов во время произнесения речи, что помогает им исправить ошибки. Первоначально после двух лет логопеда у пациента возникли проблемы с речевой моторикой и производством, включая проблемы с фонацией, артикуляцией и резонансом. Это исследование показало, что терапия EPG дала пациенту ценную визуальную обратную связь для уточнения речевых движений, которые пациенту было трудно выполнить, когда он получал только слуховую обратную связь. [23]
Хотя во многих исследованиях все еще изучаются различные методы лечения, несколько предложений ASHA по лечению пациентов с апраксией включают интеграцию объективных доказательств лечения, теоретического обоснования, клинических знаний и опыта, а также потребностей и целей пациента.
История и терминология
Термин «апраксия» был впервые определен Хьюго Карлом Липманном в 1908 году как «неспособность выполнять произвольные действия, несмотря на сохраненную мышечную силу». В 1969 году Фредерик Л. Дарли ввёл термин «апраксия речи», заменив первоначальный термин Липмана «апраксия языко-губно-глоточных структур». Поль Брока также определил это речевое расстройство в 1861 году, которое он назвал «афемией»: расстройство, связанное с трудностями артикуляции, несмотря на сохранные речевые навыки и мышечную функцию. [6]
В настоящее время это расстройство называют «апраксией речи», но ранее его также называли «вербальной диспраксией». Термин «апраксия» происходит от греческого корня «праксис», означающего выполнение действия или умелое движение. [8] Добавление префикса «а», означающего отсутствие, или «dys», означающего ненормальный или трудный, к корню «праксис», оба символа подразумевают речевые трудности, связанные с движением.
См. также
Ссылки
- ^ Уэст, Кэролайн; Хескет, Энн; Вейл, Энди; Боуэн, Одри; Уэст, Кэролайн (2005). «Вмешательства при апраксии речи после инсульта» . Cochrane Database Syst Rev. 2010 (4): CD004298. дои : 10.1002/14651858.CD004298.pub2 . ПМЦ 8769681 . ПМИД 16235357 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Апраксия речи» . Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств . Национальные институты здравоохранения . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Морган А.Т., Фогель А.П. (март 2009 г.). «Кокрейновский обзор лечения детской апраксии речи» . Eur J Phys Rehabil Med . 45 (1): 103–10. ПМИД 19156019 .
- ^ Варга-Хадем Ф., Гадиан Д.Г., Копп А., Мишкин М. (февраль 2005 г.). «FOXP2 и нейроанатомия речи и языка» (PDF) . Нат. Преподобный Нейроски . 6 (2): 131–8. дои : 10.1038/nrn1605 . ПМИД 15685218 . S2CID 2504002 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2020 г. Проверено 27 ноября 2013 г.
- ^ Маассен, Б. (ноябрь 2002 г.). «Проблемы противопоставления приобретенной апраксии речи у взрослых и апраксии развития» . Выступление Сёмина на языке . 23 (4): 257–66. дои : 10.1055/s-2002-35804 . ПМИД 12461725 . S2CID 14047372 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Огар Дж., Слама Х., Дронкерс Н., Амичи С., Горно-Темпини М.Л. (декабрь 2005 г.). «Апраксия речи: обзор». Нейрокейз . 11 (6): 427–32. дои : 10.1080/13554790500263529 . ПМИД 16393756 . S2CID 8650885 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ноллман-Портер К. (2008). «Приобретенная апраксия речи: обзор». Реабилитация после инсульта . 15 (5): 484–93. дои : 10.1310/tsr1505-484 . ПМИД 19008207 . S2CID 1664688 .
- ^ Jump up to: а б с Розенбек, Джон К.; Вертц, Роберт Т.; ЛаПуант, Леонард Л. (1984). Апраксия речи у взрослых: расстройство и его лечение . Нью-Йорк: Грюн и Страттон. ISBN 978-0-8089-1612-3 . OCLC 13284954 .
- ^ ван дер Мерве, Анита (июнь – август 2007 г.). «Самокоррекция апраксии речи: эффект лечения» (PDF) . Афазиология . 21 (6–8): 658–669. дои : 10.1080/02687030701192174 . S2CID 218638938 .
- ^ Бутсен, Франция; Кристман, СС (ноябрь 2002 г.). «Просодия при апраксии речи». Семинары по речи и языку . 23 (4): 245–56. дои : 10.1055/s-2002-35799 . ПМИД 12461724 . S2CID 33325182 .
- ^ Jump up to: а б «Апраксия речи» . Американская ассоциация речи, языка и слуха. 2013.
- ^ Джозефс К.А., Даффи-младший (декабрь 2008 г.). «Апраксия речи и небеглая афазия: новый клинический маркер кортико-базальной дегенерации и прогрессирующего надъядерного паралича». Современное мнение в неврологии . 21 (6): 688–92. doi : 10.1097/WCO.0b013e3283168ddd . ПМИД 18989114 . S2CID 34877712 .
- ^ Jump up to: а б Джозефс К.А., Даффи Дж.Р., Стрэнд Э.А. и др. (май 2012 г.). «Характеристика нейродегенеративного синдрома: первично-прогрессирующая апраксия речи» . Мозг . 135 (Часть 5): 1522–36. дои : 10.1093/brain/aws032 . ПМЦ 3338923 . ПМИД 22382356 .
- ^ Риччи М., Магарелли М., Тодино В., Бьянкини А., Каландриелло Э., Трамутоли Р. (2008). «Прогрессирующая апраксия речи, проявляющаяся как изолированное нарушение речевой артикуляции и просодии: клинический случай». Нейрокейз . 14 (2): 162–8. дои : 10.1080/13554790802060839 . ПМИД 18569741 . S2CID 31167113 .
- ^ Крут, К. (ноябрь 2002 г.). «Диагностика АОС: определение и критерии». Семинары по речи и языку . 23 (4): 267–80. дои : 10.1055/s-2002-35800 . ПМИД 12461726 . S2CID 32257774 .
- ^ Зиглер В., Айхерт И. и Штайгер А. (2012). Приложение Американской ассоциации речи, языка и слуха: Апраксия речи: концепции и разногласия. Журнал исследований речи, языка и слуха, 55, 1485–1501.
- ^ Джанет Чой Дж., Томпсон С.К. (май 2010 г.). «Связывание при аграмматической афазии: обработка для понимания» . Афазиология . 24 (5): 551–579. дои : 10.1080/02687030802634025 . ПМЦ 2882310 . ПМИД 20535243 .
- ^ Робин Д.А., Джекс А., Хагеман С., Кларк Х.М., Вудворт Дж. (август 2008 г.). «Способности зрительно-моторного отслеживания говорящих с апраксией речи или афазией проводимости» . Мозговой Ланг . 106 (2): 98–106. дои : 10.1016/j.bandl.2008.05.002 . ПМЦ 2579757 . ПМИД 18558428 .
- ^ Карлсон, Нил Р. (2010). Психология: наука о поведении . Канада: Pearson Education. ISBN 978-0205702862 .
- ^ «Дизартрия» . Американская ассоциация речи, языка и слуха.
- ^ Маушицки, Шеннон С.; Вамбо, Джули (2011). «Приобретенная апраксия речи: обзор лечения» . Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA). Архивировано из оригинала 13 августа 2013 года . Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «Институт подсказки - что такое подсказка?» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Ховард, Сара; Варли, Розмари (1995). «III: EPG в терапии с использованием электропалатографии для лечения тяжелой приобретенной апраксии речи». Международный журнал языковых и коммуникативных расстройств . 30 (2): 246–255. дои : 10.3109/13682829509082535 . ПМИД 7492855 .