Люди Бунонг
![]() Группа жителей Бунонг в традиционной и церемониальной одежде. | |
Общая численность населения | |
---|---|
37,500 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мондулкири , ![]() | |
Языки | |
Кости | |
Религия | |
Анимисты (большинство), католики , протестанты , буддизм Тхеравады. | |
Родственные этнические группы | |
Кхмерский Лоу , Кхмеры , Стиенг |

Бунонг альтернативно ( Пнонг , [ 2 ] Шеф, или Пнонг ) [ 3 ] [ 4 ] — коренная этническая группа Камбоджи . Они встречаются в основном в провинции Мондулкири в Камбодже. Бунонг — крупнейшая коренная горная этническая группа Камбоджи. У них есть язык под названием бунонг , который принадлежит к банарской ветви австроазиатских языков . Большинство жителей Бунонга — анимисты , но меньшинство из них исповедует христианство (евангелический протестантизм или римский католицизм) и буддизм Тхеравады . После обретения Камбоджей независимости в 1953 году принц Сианук создал новую терминологию, называя горных жителей страны, включая бунонг, кхмерами лоу («горные кхмеры»). В Народной Республике Кампучия (1979–89) стал использоваться общий термин ជនជាតិភាគតិច ( chunchheat pheaktech ) «этнические меньшинства», и бунонг стал называться ជនជាតិព្នង ( чунчит пнонг ), что означает «этнический пнонг». Сегодня общий термин, который многие буноги используют для обозначения себя, - это ជនជាតិដើមភាគតិច ( chunchheat daem pheaktech ), который можно перевести как «коренное меньшинство» и предполагает особые права, в частности, на коллективные права собственности на землю как «коренное сообщество». . [ 5 ] Во Вьетнаме народы, говорящие на языке бунонг, часто называют мнонг .
Язык
[ редактировать ]Язык бунонг (иногда пишется как «мнонг») является родным языком народа бунонг. Он является членом банарской ветви австроазиатских языков и имеет отдаленное родство с кхмерским и другими языками, на которых говорят в горной местности Камбоджи (за исключением джарай и раде , которые являются австронезийскими языками, тесно связанными с чамским ). Существует несколько диалектов бунонга, некоторые из которых даже признаны лингвистами отдельным языком; На большинстве диалектов бунонг говорят в соседнем Вьетнаме , за исключением краола, на котором говорят в Камбодже.
Культура
[ редактировать ]Банонг практикуют очень разнообразную, динамичную, неструктурированную и часто скрытную традиционную медицину . Первоначально связанные с большим биоразнообразием их лесной среды, войны 1970-х годов оказали значительное влияние на культуру Бунонг и знания традиционной медицины, когда все переехали либо во Вьетнам, либо в камбоджийский район Ко-Нек . Новые растения и методы были приобретены Бунонгами в этих новых местах, но по возвращении в 1980-х и 1990-х годах многие забыли о знаниях и использовании растений, произрастающих на их родине. Местным жителям сельской местности Камбоджи может быть трудно или невозможно получить адекватную традиционную биомедицину и здравоохранение, особенно в сезон дождей, и поэтому официальная политика правительства Камбоджи (при поддержке ВОЗ ) заключается в поддержке практики традиционной биомедицины и здравоохранения. лекарства. Исследования показывают, что по состоянию на 2011 год 95% жителей двух деревень Бунонг по-прежнему регулярно употребляют лекарственные растения. Есть надежда, что культура традиционной медицины Бунонг поможет воспитать уважение к окружающей среде и остановить вырубка лесов и потеря среды обитания в Камбодже на местном уровне. [ 6 ]
Традиционное сельское хозяйство
[ редактировать ]Сорта высокогорного риса были основным продуктом питания для Бунонга, выращиваемого на подсечно-огневых или выгребных участках, называемых «мир». Обычно они расположены на склонах долин. Эти участки используются до 5 лет, прежде чем их снова зарастают лесом, восстанавливая плодородие почвы и позволяя снова использовать их в будущем. Рис традиционно дополняли другими продуктами, собранными в лесу, включая овощи, растения, коренья и мед. [ 4 ] За последние два десятилетия в общинах Бунонг произошел все больший переход к выращиванию товарных культур, особенно маниоки и кешью . [ 7 ]
Духовные практики и религия
[ редактировать ]Бунонг традиционно относится к богам-духам ( брах-йанг ), живущим в окружающих лесах, горах или реках. Мир Бунонгов населен духами, с которыми люди взаимодействуют посредством ритуалов, предлагая им кувшины с вином и приносимых в жертву животных. Нет духов более могущественных, чем духи Леса Духов. - Чок Марель [ 8 ] Предки также занимают важное место в ритуальной жизни Бунонга и, как и боги-духи, их призывают участвовать в каждой церемонии. Во время войны во Вьетнаме, в начале 1970-х годов, некоторые буноны обратились в христианство во время ссылки в лагерях беженцев Южного Вьетнама. [ 9 ] В последние годы христианские миссионеры разных конфессий пытались распространять свою религию в Мондулкири, в частности, путем одновременной поддержки развития. [ 10 ] Духовные практики Бунонг также были смешаны с кхмерским буддизмом благодаря близости.
Документация
[ редактировать ]Документальные фильмы
[ редактировать ]- «Бунонг гуу о / Практика родов Бунонга: между традициями и изменениями» (2011) Томми Менделя и Бриджит Никлс http://www.tigertoda.ch/BUNONG_GUU_OH.html
- «Последнее убежище» (2013) Анн-Лор Поре и Гийома Суона https://bophana.org/productions/the-last-refuge/
- «Последний из людей-слонов» (2015) Арно Буке и Дэниела Фергюсона https://fr.wikipedia.org/wiki/Les_Derniers_Hommes_%C3%A9l%C3%A9phants
- «Мирр» (2016) Мехди Сахеби http://www.mirr.ch/
См. также
[ редактировать ]- Мнонг люди
- Австроазиатская корзина для переноски, известная в Мондолкири как капха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись населения Камбоджи 2008 г.
- ^ «Пхнонг» имеет уничижительный оттенок на кхмерском языке и означает «дикарь» или «нецивилизованный».
- ^ Бунонг: Смотрители священных лесов Камбоджи . Пномпень: USAID, Европейский Союз.
- ^ Jump up to: а б Смит, П. (2010). Культура молчания Бунонг: изучение взглядов Бунонг на участие в взаимодействии между культурой Бунонг и организациями развития.
- ^ «Закон о земле (2001 г.) — OD Mekong Datahub» .
- ^ Саважоль; и др. (2011). Традиционные терапевтические знания целителей северо-восточной Камбоджи, их практики и лекарственные растения . Nomad Recherche et Soutien International.
- ^ Маханти, Санго; Милн, Сара (август 2016 г.). «Анатомия бума: маниока как «переходная» культура на северо-восточной границе Камбоджи: анатомия бума» . Точка зрения Азиатско-Тихоокеанского региона . 57 (2): 180–193. дои : 10.1111/apv.12122 .
- ^ Фатер, Т. (2006). Бунонг: смотрители священных лесов Камбоджи . Пномпень: USAID, Европейский Союз.
- ^ Шеер, Кэтрин. «Когда духи злятся, популярность Бога возрастает: исследование возникновения протестантизма Бунонг в высокогорной Камбодже». Асеани, нет. 28 (2011): 45–72. https://www.persee.fr/doc/asean_0859-9009_2011_num_28_1_2213
- ^ «Камбоджа» . www.cmalliance.org . Проверено 24 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Лингвистика
[ редактировать ]- Бекетт, Ребекка. «Ссылка на участника, дейксис и анафора в повествовательном дискурсе Бунонга». Высший институт прикладной лингвистики, 2008 г.
- Батлер, Бекки. «Бунонг». В «Справочнике австроазиатских языков » Матиаса Дженни и Пола Сидвелла, 717–45. Лейден ; Бостон: Брилл, 2014.
- Батлер, Бекки. «Подход к фонологическому пониманию полуторасложного слога на основе фонетических данных кхмерского и бунонгского языков». В книге « Языки материковой части Юго-Восточной Азии: современное состояние» , Нью-Джерси Энфилд и Бернард Комри, 443–99. Тихоокеанская лингвистика. Берлин: Де Грютер Мутон, 2015.
- Фогель, Сильвен и Жан-Мишель Филиппи. Элементы языка пнонг . Пномпень: Editions Funan, 2006.
Устная литература
[ редактировать ]- Фогель, Сильвен. Знакомство с языком и традиционными поговорками Пнонга Мондулкири . Пномпень: Editions Funan, 2006.
- Фогель, Сильвен. Стихи и песни пнонгов Мондулкири . Пномпень (Камбоджа): Фунан, 2008 г.
- Фогель, Сильвен. Аспекты традиционной культуры Бунунга Мондулкири. Тук Тук Издания. Пномпень, 2011 г.
- Фогель, Сильвен. «Каменные дома деревни Чианг»: точка зрения Бунонга на храмы Ангкора и различие между народами холмов и равнин». Полуостров, нет. 71 (2015): 149–95.
- Фогель, Сильвен. Голос исторического Мондулкири . Пномпень: ЮНЕСКО, 2015.
Ботаника и этнофармакология
[ редактировать ]- Шассан, Франсуа, Сованмоли Юль, Эрик Деаро и Женевьева Бурди. «Природные средства правовой защиты, используемые народом бунонг в провинции Мондулкири (северо-восток Камбоджи), с особым упором на лечение 11 наиболее распространенных заболеваний». Журнал этнофармакологии 191 (15 сентября 2016 г.): 41–70.
- Лаваль, Полина. «Влияние нехватки лекарственных растений и деревенских стратегий. Случай двух деревень в провинции Мондолкири, Камбоджа». Истом, 2010.
История
[ редактировать ]- Бурдье, Фредерик. «От Сесана до Срепка: корни и судьба коренного населения северо-восточной Камбоджи». В «Кхмерских исследованиях» , Сорн Самранг, 1058–1079 гг. Пномпень, 1996 год.
- Герен, Матье, Эндрю Харди, Ван Чинь Нгуен и Стэн Тан Бун Хви. От горцев к этническим меньшинствам: Какая национальная интеграция для жителей горных районов Вьетнама и Камбоджи? Париж: L'Harmattan, 2003. https://books.openedition.org/irasec/1420.
- Герен, Матье. Лесные крестьяне в колониальную эпоху: умиротворение аборигенов Камбоджийского нагорья . Ренн: Presses Universitaires de Rennes, 2008.
- Шеер, Кэтрин. «Младшие солдаты: омраченная битва горцев Бунонг в Кхмерской республике (1970–75)». Журнал исследований Юго-Восточной Азии 53, вып. 1–2 (2022).