Список византийских императоров армянского происхождения


Согласно средневековым и современным источникам, ряд византийских императоров предположительно были армянами или частично армянского происхождения. В следующем списке представлены византийские императоры, которым источники приписывают армянское происхождение. Предположения об армянском происхождении императоров остаются широкой темой дискуссий.
История и критика
[ редактировать ]В 1891 году Джон Бьюкен Телфер сообщил Королевскому обществу искусств о нескольких византийских императорах армянского происхождения, включая Мориса и Иоанна Цимисхия. [ 8 ]
Первую работу о византийских императорах армянского происхождения « » императоры написал Армянские Византии о. Гарабеда Дер-Саагяна и опубликовано в 1905 году конгрегацией Сан мхитаристов -Лаццаро-дельи-Армени в Венеции. [ 9 ] Энтони Калделлис предположил, что Дер-Саагян распространил «западноевропейские способы расовой и националистической историографии на историю средневековой Армении». Калделлис считает, что именно Николас Адонц «превратил поиск армян в Византии в более научный и менее романтический националистический процесс». Однако он критикует Адонца, поскольку видел «армян повсюду и вовлекал их в столько важных событий, сколько мог». По словам Калделлиса, позже он был поддержан Питером Чаранисом и Александром Кажданом и «широко распространился в области византийских исследований ». [ 10 ] Книга Каждана « Армяне в правящем классе Византийской империи в XI-XII веках» была издана Армянской академией наук на русском языке в 1975 году. [ 11 ]
Чаранис предположил, что «каждый император, восседавший на византийском престоле от воцарения Василия I до смерти Василия II (867—1025), был армянского или частично армянского происхождения». [ 12 ] Однако он отмечал, что «в Византии этническое происхождение человека не имело значения при условии, что он интегрировался в ее культурную жизнь». [ 13 ] Роберт Х. Хьюсен насчитал «не менее шестнадцати императоров и одиннадцати императриц» Византии армянского происхождения и предположил, что армяне правили «почти треть истории [империи]». Однако он признал, что «[большинство] этих армян, конечно, были полностью эллинизированы, а членство в Греческой церкви было непременным условием для продвижения в византийском мире». [ 14 ]
Энтони Калделлис резко критикует то, что он называет «армянским заблуждением» в византийских исследованиях , чему он посвятил отдельную главу ( «Армянское заблуждение» ) и подраздел, посвященный императорам ( «армянским» императорам ) в своей книге 2019 года «Романланд: этническая принадлежность и Империя в Византии , опубликовано издательством Гарвардского университета . [ 15 ] Он написал: [ 16 ]
Согласованная массовая галлюцинация, являющаяся армянским заблуждением, имеет населили византийскую историю рядом предполагаемых «армянских» императоров.
Еще раньше, в 2008 году, Калделлис написал в публикации для Oxford University Press : [ 17 ]
Здесь наша наука вносит путаницу, называя этих людей, подчиняясь потребностям современного национализма, «армянами», «болгарами», «арабами» и так далее. Однако в подавляющем большинстве случаев их следует называть римлянами армянского происхождения (или славянами, или как бы то ни было), и в большинстве случаев их вообще не следует называть так без веской причины. Есть все признаки того, что они или их непосредственные потомки были полностью ассимилированы с обычаями, языком, религией и социальным консенсусом, которые поддерживали — и фактически составляли — (византийскую) римскую нацию. Называть императоров Ираклия или Базилея I «армянами» имеет столько же смысла, сколько называть президента Билла Клинтона «англичанином» или Барака Обаму «кенианцем» — на самом деле даже меньше, поскольку прежние этнические атрибуты в основном носят этнический характер. предположительно с нашей стороны. Нет никаких свидетельств того, что эти императоры говорили на своих предполагаемых «языках предков» или что-то знали об обычаях своего предполагаемого предка. Однако, поскольку национальные претензии Рима никогда не воспринимались всерьез, византийцы заполнили этот пробел современными требованиями. Не случайно и то, что современные историки в подавляющем большинстве случаев называют византийца «армянином» (или тому подобным) в тех случаях, когда современная нация, соответствующая этому ярлыку, все еще существует и предъявляет свои этнические претензии к прошлому. Народы, которые с тех пор утратили свою лоббистскую силу — например, готы, печенеги и многие другие — любопытным образом утратили право на аналогичную колонизацию византийского «ассимилированного» подданного. Это несоответствие раскрывает современную динамику, стоящую за этим этническим дискурсом.
Критика Калделлиса «армянского заблуждения» впоследствии получила высокую оценку и поддержку со стороны таких историков, как Йоханнес Прейзер-Капеллер, [ 18 ] Александр Бейхаммер, [ 19 ] Марек Клаты, [ 20 ] и Си Джей Мейнелл, [ 21 ] среди других. [ 22 ] Тоби Бромидж писал, что Калделлис «иногда может показаться пренебрежительным по отношению к глубине и влиянию, которое армяне имели в Византии, особенно к силе наследственного происхождения у некоторых людей, но он правильно указывает на отсутствие соответствующих исторических исследований и точности». [ 23 ]
Список
[ редактировать ]Портрет | Имя | Царствование | Династия | Комментарии и примечания |
---|---|---|---|---|
домедонский[ редактировать ] | ||||
![]() |
Морис | 582–602 (20 лет) |
Юстиниан | Средневековые армянские летописцы, такие как Степанос Таронеци и Киракос Гандзакеци, утверждают, что Морис был армянского происхождения. [ 24 ] Однако в современной науке нет единого мнения. Кшиштоф Стопка пишет, что это вообще считается легендой. [ 25 ] Его принял Николас Адонц . [ 26 ] Питер Чаранис , [ а ] Анри Грегуар , [ 13 ] Роберт Х. Хьюсен , [ 14 ] но отвергнут другими, такими как Поль Губер . [ 28 ] Уолтер Каеги описал его как «вероятно армянского происхождения». [ 29 ] Энтони Калделлис утверждает, что его армянское происхождение «во многом неизвестно историкам, изучающим его правление» и что «ни один современный источник - а их много - не упоминает о нем». Он считает средневековые армянские хроники «армянскими сказками » и отмечает, что «ни одно из имен в его большой семье не армянское». [ 30 ] А. Е. Редгейт также настроен скептически; поскольку «контраргументы в его случае кажутся подавляющими». [ 31 ] |
![]() |
Ираклий | 610–641 (31 год) |
Ираклий | Сын Ираклия Старшего , который общепризнан учеными как армянин. [ 39 ] [ б ] По мнению армянского историка VII века Себеоса , Ираклий был родственником армянской династии Аршакидов . [ 41 ] Хьюзен говорил о том, что Гераклиды были «царского аршакидского происхождения». [ 14 ] Редгейт считает вероятным свое армянское происхождение. [ 31 ] Вальтер Каеги отмечает, что Ираклий, предположительно, был «двуязычным (армянским и греческим) с раннего возраста, но даже это сомнительно». [ 32 ] Калделлис утверждает, что «[т] армянское этническое происхождение императора Ираклия Ираклия (610–641) получает приз за художественную литературу, маскирующуюся под историю» и что утверждения о его происхождении «были сотканы из воздуха». [ 42 ] Он отмечает, что « не существует ни одного первоисточника , в котором говорилось бы, что Ираклиос был армянином» и, более того, «ни одно из имен в его большой семье не является армянским, и это в эпоху, когда армянские генералы на римской службе сохраняли свои родные имена». и не всегда переходили на греко-римские ». [ 42 ] Он пишет, что это утверждение о происхождении Ираклия основано на ошибочном прочтении Феофилакта Симокатты . В письме Приск , полководец, сменивший Ираклия Старшего, писал ему «оставить войско и вернуться в свой город в Армении». Калделлис интерпретирует его как командный штаб Ираклия Старшего, а не его родной город, поскольку «[в контексте повествования для Филиппика не имело бы смысла отправлять Ираклия «домой»». [ 43 ] По словам историка Бенджамина Андерсона, Калделлис «фактически развенчивает общепринятые представления » о происхождении Ираклия. [ 44 ] |
![]() |
Мизизиос | 668–669 (1 год) |
—
( узурпатор ) |
Считается армянским среди основных ученых. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Он происходил из семьи Гнуни . [ 48 ] |
![]() |
Филиппик Барданы |
711–713 (2 года) |
—
( Двадцать лет анархии ) |
Считается армянским среди основных ученых. [ с ] [ 53 ] Калделлис оспаривает эту точку зрения, указывая на свою антиармянскую политику, такую как его решение изгнать всех армян из империи, заставив их искать убежища среди арабов (хотя это не было полностью выполнено), а также его более поздний указ , предписывающий всем армянам принять власть Константинопольского Патриарха . По словам Калделлиса, это «показывает, что, несмотря на его происхождение, он не был и не считал себя «армянином», как его называют некоторые современные историки», и предполагал, что он мог быть персом . [ 54 ] |
![]() |
Артабасдос | 741–743 (2 года) |
—
( узурпатор ) |
Считается армянским среди основных ученых. [ 55 ] [ 56 ] [ 14 ] Нина Гарсоян предполагает, что он был родом из дома Мамиконянов . [ 57 ] Калделлис считает, что мы «недостаточно знаем о первом [то есть Артабасдосе], чтобы провести интересное обсуждение его этнической принадлежности». [ 58 ] |
![]() |
Лео V | 813–820 (7 лет) |
нединастический
|
Ученые сходятся во мнении, что он, по крайней мере частично, был армянского происхождения. [ д ] [ 65 ] По словам Дженкинса, с одной стороны он определенно был армянского происхождения. Говорят, что он был «ассирийцем», то есть сирийцем, с другой стороны: но это, возможно, связано с ним из-за его еретических и иконоборческих убеждений, а также из-за того факта, что он строил себя по образцу великого завоевателя-иконоборца Льва III. которому с большей уверенностью приписывалось сирийское происхождение. [ 66 ] Он единственный император, которого византийские историки прозвали «армянином». [ 1 ] Армянские хроники утверждают, что он был Арцруни . [ 67 ] Калделлис отмечает, что его «предки, как говорят, были армянами, ассирийцами и амаликитянами (библейский этноним), что бы именно эти термины ни значили в контексте конца восьмого века». [ 58 ] Он также пишет, что «у нас нет доказательств того, как Леон V признавал, пытался скрыть, противодействовать или улучшить свое «этническое» происхождение в качестве императора». [ 58 ] |
![]() |
Константин | 813–820 (7 лет) |
соправитель
нединастический |
Сын Льва V Армянина . |
![]() |
Майкл III | 842–867 (25 лет) |
аморийский | Его мать, Феодора , жена Феофила , как полагают некоторые ученые, была, по крайней мере частично, армянского происхождения. [ 70 ] [ и ] Калделлис утверждает, что «как реставратор икон в 843 году она упоминается во многих текстах, но ни в одном из них не упоминается ее армянское происхождение». [ 71 ] |
![]() |
Теодора | 842–856 (14 лет) |
аморийский | Императрица царствовала во время несовершеннолетия Михаила III . [ 72 ] [ 73 ] Некоторые ученые считают, что он, по крайней мере частично, был армянского происхождения. [ 76 ] [ ж ] Калделлис писала, что ни один источник (византийский или средневековый армянский ) не называет ее армянкой или женщиной армянского происхождения. [ 77 ] |
Македонская династия[ редактировать ]Македонская династия , правившая империей между 867 и 1056 годами, была названа некоторыми армянскими учеными, такими как Джордж Бурнутян, «армянской династией». [ 78 ] и Мак Шахин. [ 79 ] Захари Читвуд предполагает, что термин «македонская династия» является «неправильным» из-за (предполагаемого) армянского происхождения Василия I , основателя династии. [ 80 ] | ||||
Портрет | Имя | Царствование | Династия | Комментарии и примечания |
![]() |
Василий I | 867–886 (19 лет) |
македонский | Многие считают, что его отец был армянского происхождения. [ 84 ] Армянское происхождение его матери обсуждается. [ г ] [ 86 ] Ее имя греческое , что указывает на греческое происхождение. ее [ 87 ] [ 88 ] Средневековые армянские историки Самуэль Анеци и Степанос Таронеци утверждали, что он был родом из региона Тарон . [ 81 ] Он также «предположительно происходил из царского дома Аршакидов » . [ 62 ] Калделлис называет связь с Аршакидом «пропагандой», направленной на придание легитимности предполагаемому «царскому» и «библейскому» происхождению Василия. [ ч ] и, кроме того, предназначался для предоставления «дипломатических рычагов в его отношениях с армянскими соседями империи». [ 90 ] Он писал: «Римляне обычно называли Басилея македонцем по его провинциальному происхождению, а не армянином, а некоторые арабские тексты называют его славянином. [ я ] . По этому поводу среди ученых, как и ожидалось, разгорелись ожесточенные дебаты, как будто о его происхождении могла существовать одна «правда» (все дебаты основаны на идее расовой чистоты)». [ 92 ] |
![]() |
Римляне I Лекапинос |
920–944 (24 года) |
Македонский/ Лекапинос |
По мнению некоторых учёных. [ 61 ] [ 85 ] [ 63 ] [ 93 ] Чаранис писал, что Романос Лекапинос «точно известно, что он был армянского происхождения». [ 85 ] По словам Марка Уиттоу, Романос «кажется, был армянином». [ 63 ] По словам Калделлиса, Романос упоминается во многих византийских источниках, «но ни один из них не называет его армянином», но поскольку его отец происходил из скромного происхождения, предполагалось, что он был армянином. «Его предполагаемая этническая принадлежность так часто повторялась в литературе, что приобрела статус известного факта, хотя и основана на самых тонких из косвенных связей», — писал Калделлис. [ 94 ] |
![]() |
Никифор II Фока |
963–969 (9 лет) |
македонский | По мнению некоторых ученых, он имел по крайней мере частичное армянское происхождение. [ 35 ] [ Дж ] Калделлис отмечает, что недавние исследования правильно исключили имя его семьи из списка византийских семей «армянского» происхождения, написав, что оно было помещено туда изначально по «надуманным (то есть несуществующим) причинам». [ 95 ] |
![]() |
Джон I Цимисхий |
969–976 (8 лет) |
македонский | Считается армянским среди основных ученых. [ 98 ] [ к ] По сообщению средневекового армянского летописца Матфея Эдесского Цимисхий был родом из области Хозан, из местности, которая ныне называется Чмушкацаг ». [ 100 ] Калделлис настроен скептически, называя основания для своего армянского происхождения "чрезвычайно слабыми", отмечая, что "Цимисхий" - это прозвище, данное ему служившими под его началом армянскими солдатами, имея в виду его небольшой статут, а не фамилию. [ 101 ] Оценивая доказательства, он заключает, что «на основании таких доказательств нельзя предполагать ни этническую принадлежность, ни даже отдаленное происхождение». [ 102 ] |
Постмакедонский[ редактировать ] | ||||
![]() |
Андроник III Палеологос |
1328–1341 (13 лет) |
Палеологос | Его мать, Рита-Мария , была дочерью Льва II , царя Армянской Киликии , и сестрой Хетума II . [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Чаранис изменил свои взгляды на этническое происхождение Мориса. В своей книге «Армяне в Византийской империи» (1961) он писал, что «крайне сомнительно», что Морис мог иметь армянское происхождение. [ 27 ] Однако в статье 1965 года «Заметка об этническом происхождении императора Мориса» он написал, что «поэтому Мориса следует признать первым византийским императором [...] армянского происхождения». [ 13 ]
- ^ "...Ираклий, сам армянского происхождения..." [ 40 ]
- ^ «Армянские Барданы занимали престол с 711 по 713 год». [ 49 ]
- ^ "Лев V, известный как Армянин, занимал трон с 813 по 820 год. В одном из источников он упоминается как дигенес, "твиборн", т.е. рожденный от двух рас, причем эти две расы указаны как ассирийская и Армянин (56), однако тщательное и внимательное исследование всех источников показало, что в предании нет истины (57). [ 59 ]
- ^ «Феодора, жена Феофила, сына и преемника Михаила II, была уроженкой Эбисы в Пафлагонии, но она имела армянское происхождение, по крайней мере, по отцовской линии. Таким образом, Михаил III, преемник своего отца Теофила, был частично армянином. [ 59 ]
- ^ «Феодора, жена Феофила, сына и преемника Михаила II, была уроженкой Эбисы в Пафлагонии, но она имела армянское происхождение, по крайней мере, по отцовской линии. Таким образом, Михаил III, преемник своего отца Теофила, был частично армянином. [ 59 ]
- ^ "То, что Василий I, основатель самой блестящей династии Византийской империи, действительно был армянином и армянином с обеих сторон, можно считать установленным фактом". [ 85 ]
- ^ За исключением Аршакидов, Василий утверждал, что связан с такими фигурами, как Александр Великий , Константин Великий , Кир Великий , Давид , Соломон , а также с пророками Ветхого Завета . [ 89 ]
- ^ Тем не менее, арабский термин Саклаби, используемый для определения Василия и принятый некоторыми современными учеными для описания его как частично славянского человека, также описывал жителей между Константинополем и Первой Болгарской империей . [ 91 ]
- ^ "Тогда Фокады, если и не были полностью армянскими по происхождению, были таковыми, по крайней мере частично. Это означает, конечно, что Никифор Фока, один из трех императоров десятого века, которые не были законными членами македонской династии, но были связаны вместе с тем, также был, по крайней мере частично, армянским по происхождению». [ 12 ]
- ^ "Таким образом, Цимисхий, один из поистине великих воинов-императоров Византии, принадлежал по происхождению к знатному армянскому роду, утвердившемуся среди военной аристократии Византии". [ 99 ]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Лэнг, Дэвид Маршалл (1970). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин . п. 185.
Однако Лев V (813-20) является единственным императором, официально признанным византийскими историками армянином.
- ^ Нерсесян 1966 , стр. 389.
- ^ Манго и Хокинс 1972 , с. 38.
- ^ Ланг, Дэвид М. (1983). «Иран, Армения и Грузия». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. п. 522 . ISBN 9780521200929 .
Каменный обелиск, обозначающий его дом, показан посетителям армянского села Ошакан...
- ^ Тораманян, Телец (1948). Армянская архитектура, том II (на армянском языке). Ереван: Издательство Армянской академии наук. п. 54 .
Хотя в деревне распространено поверье или традиция, что Морик - это могила матери императора.
- ^ Шагинян, А.Н. (1974). «Памятники VII века в Гегамских горах [Памятники седьмого века в Гегамских горах]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 31 (7–8): 76.
...памятник VII века, приписываемый императору Морику или его матери в Ошакане...
- ^ Галпахчян, Оганес [на армянском языке] (1962). «Качающийся обелиск Татева» . Эчмиадзин (на армянском языке). 19 (9): 51–52.
Местное население считает надгробие матерью императора Морика, который по традиции был армянином и родился в Ошакане.
- ^ Телфер, Джон Бьюкен (29 мая 1891 г.). «Армения и ее народ» . Журнал Общества искусств . XXXIX (2, 010). Лондон: Королевское общество искусств : 572 .
- ^ Дер-Саагян, Гарабед (1905). Армянские императоры Византии (на армянском языке). Сан-Лаццаро, Венеция: Конгрегация мхитаристов.
- ^ Калделлис 2019 , с. 157.
- ^ Kazhdan, Alexander (1975). Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI - XII вв. [Armenians in the Ruling Class of the Byzantine Empire in the XI-XII Centuries] (in Russian). Yerevan: Armenian Academy of Sciences Press.
- ^ Jump up to: а б Чаранис 1963 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Чаранис, Питер (1965). «Записка об этническом происхождении императора Мориса». Византия . 35 (2). Издательство Peeters : 417. JSTOR 44170146 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. п. 92. ИСБН 0-226-33228-4 .
- ^ Калделлис 2019 , стр. 155–195.
- ^ Калделлис 2019 , с. 180.
- ^ Калделлис, Энтони (2015). «От Рима к Новому Риму, от империи к национальному государству: новое открытие вопроса о римской идентичности Византии» . В Григе, Люси ; Келли, Гэвин (ред.). Два Рима: Рим и Константинополь в поздней античности . Издательство Оксфордского университета. п. 392. дои : 10.1093/acprof:oso/9780199739400.003.0017 . ISBN 978-0-19-024108-7 .
- ^ Прейзер-Капеллер, Йоханнес (2020). «Аристократы, наемники, священнослужители и беженцы: преднамеренное и принудительное перемещение армян в раннем средневековом Средиземноморье (6-11 века нашей эры)» . Миграционные истории средневековой афроевразийской переходной зоны . Брилл. стр. 328, №3. дои : 10.1163/9789004425613_013 . ISBN 978-90-04-42561-3 . S2CID 218992750 .
Совсем недавно Калделлис, Романланд, стр. 155–195 (законно) обсуждал то, что он называет «армянским заблуждением», то есть тенденцию в науке идентифицировать отдельных членов византийской элиты как «армян» даже через несколько поколений после иммиграция их предков и их интеграция в восточно-римское государство в отношении языка, религии и идентичности. Похожий случай, касающийся Аббасидского халифата, см. сейчас у Прайзера-Капеллера, «Али ибн Яхья аль-Армани».
- ^ Бейхаммер, Александр (2020). «20.04.28 Калделлис, Романландия» . Средневековый обзор . ISSN 1096-746X .
Калделлис развенчивает представление о том, что высокопоставленные сановники и даже императоры строили свою карьеру на основе армянского семейного происхождения и лояльности, как «армянское заблуждение», привнесенное националистическими тенденциями, и демонстрирует, насколько слабы доказательства армянского происхождения человека в большинстве случаев. ...его анализ проблемы армянского заблуждения чрезвычайно убедителен
- ^ Клаты, Марек (2021). «КАЛДЕЛЛИС, Энтони. Романландия: этническая принадлежность и империя в Византии. Кембридж; Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 2019. xv + 373 стр. ISBN 978-0-674-98651-0» . Исторический час . 69 (5): 941–948. дои : 10.31577/histcaso.2021.69.5.6 . ISSN 2585-9099 . S2CID 246451714 .
Автор метко называет это «армянским заблуждением» научного сообщества. Потому что такая трактовка этничности основана на биологической и ложной культурной преемственности и не учитывает формирование идентичности на основе принципа культурной интеграции и ассимиляции.
- ^ Мейнелл, CJ (2023). Романство и ислам: коллективная римская идентичность в Византии с седьмого по десятый век [докторская диссертация]. Оксфордский университет. стр.293-294. «Армяне» присутствовали в империи в больших количествах до начала нашего периода и становились все более заметными на протяжении веков - факт, который хорошо подтвержден и хорошо изучен. Однако большая часть литературы, посвященной им, имеет тенденцию подчеркивать этническую идентичность. представлено в источниках, принимая за чистую монету ярлык «армянин», не задаваясь вопросом, было ли это изменчивое качество. Это «армянское заблуждение» в формулировке Калделлиса, согласно которому римский и армянский языки помещаются в одно и то же понятие. Включение армян в нашу структуру римской группировки приводит к интересным результатам. Нам почти никогда не дают никаких объяснений, почему определенные люди классифицируются как «армяне».13 Являются ли они армянами на основании своей религиозной доктрины, языка, места рождения или, что более туманно, своих обычаев, считали ли они себя «армянинами» и идентифицировали себя как таковые в отличие от римлян? В подавляющем большинстве случаев мы не можем этого знать: они просто «армяне». Можно предположить, что предполагаемый читатель таких текстов мог по своей сути «знать», что подразумевалось под этим названием, но случаи слишком многочисленны и разнообразны, чтобы это было возможно во всех случаях. Должны ли мы поэтому считать этих людей армянами, а не римлянами? Ответ должен быть «нет» или, по крайней мере, категорическим «нет». Картина слишком сложна для какого-либо простого решения.
- ^ Димитриадис, Стефанос (2020). «ByzRev 02.2020.002: Антоний Калделлис, Романландия. Этническая принадлежность и империя в Византии» . Византийское обозрение : 5–8 Сейтен. дои : 10.17879/BYZREV-2020-2637 .
Следуя той же схеме, в пятой главе он, в частности, рассматривает «армянское заблуждение» (стр. 155–195), то есть широко распространенное абсурдное утверждение, что многие римляне только потому, что имели (некоторое) армянское происхождение, не были ассимилировались и действовали как армянская властная группа в Румынии. Самым забавным является подраздел «Армянские императоры», поскольку он эффективно разоблачает ошибочную линию мышления (часто расовую), предполагающую такое происхождение некоторых римских монархов. Целью данной главы является не отрицание армянского происхождения многих римлян, а разоблачение устаревшей тенденции в этой области «выкапывать» этнических армян среди совершенно римской элиты.
- ^ Бромидж, Тоби (апрель 2021 г.). «Энтони Калделлис, Романландия: этническая принадлежность и империя в Византии, Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 2019. Стр. xv, 373» . Византийские и новогреческие исследования . 45 (1): 131–133. дои : 10.1017/byz.2020.30 .
- ^ Абрамян, Ашот Г. ; Петросян, Гарегин Б. [на армянском языке] (1979). Анания Ширакаци: Библиография [Ания Ширакаци: Сочинения] . Ереван: Советакан грог. п. 332.
Византийский император Морик [...] По сведениям армянских летописцев, он армянского происхождения. Сведениями об этом располагают Шапух, Степанос Таронец, Киракос Гандзакетс и другие историки. Некоторые из новейших исследователей отрицают его армянское происхождение.
- ^ Стопка, Кшиштоф [на польском языке] (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4–15 века) . Издательство Ягеллонского университета . п. 78 .
Некоторые армянские летописи [...] пишут, что император Маврикий имел армянские корни. Обычно это считается легендой.
- ^ Адонц, Николас (1934). «Легенды о Маврике и Константине V, императорах Византии». Справочник Института восточной и славянской филологии и истории (на французском языке). 2 . Свободный университет Брюсселя : 1–12.
- ^ Чаранис 1963 , с. 14.
- ^ П. Губер, Византия до ислама , I. Париж, 1951, стр. 34-41.
- ^ Каеги, Уолтер (1995). Византия и ранние исламские завоевания . Издательство Кембриджского университета. п. 64. ИСБН 9780521484558 .
...еще один император, вероятно, армянского происхождения, Морис.
- ^ Калделлис 2019 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: а б Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Издательство Блэквелл . п. 237. ИСБН 9780631220374 .
- ^ Jump up to: а б Каеги, Уолтер Э. (2003). Ираклий: император Византии . Издательство Кембриджского университета . п. 21 . ISBN 9780521814591 .
Преобладание свидетельств указывает на армянское происхождение Ираклия Старшего...
- ^ Шахид, Ирфан (1972). «Иранский фактор в Византии во время правления Ираклия». Документы Думбартон-Окса . 26 : 293–320. дои : 10.2307/1291324 . JSTOR 1291324 . п. 305 «...армянское происхождение Ираклия...»; п. 308 «...дом Ираклия, армянское происхождение основателя которого общепризнано».
- ^ Jump up to: а б Эванс, Хелен С. (2018). «Армяне и их средний возраст». Армения: искусство, религия и торговля в средние века . Метрополитен-музей . п. 34 . ISBN 9781588396600 .
Византийский император Ираклий (годы правления 610-640) был сыном армянина... [...] В 867 году Василия I (годы правления 867-886), отец которого также был армянином...
- ^ Jump up to: а б с Геанакоплос, Дено Дж. (1984). Византия: Церковь, общество и цивилизация глазами современников . Издательство Чикагского университета . п. 344 . ISBN 9780226284606 .
Некоторые из величайших византийских императоров — Никифор Фока, Иоанн Цимисхий и, возможно, Ираклий — имели армянское происхождение.
- ^ Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . БРИЛЛ. п. 57 . ISBN 9789047442639 .
Большинство современных историков согласны с тем, что Ираклий имел армянское происхождение.
- ^ Тредголд 1997 , с. 287 : «Ираклий [...] ...его семья была армянами из Каппадокии...»
- ^ Манго, Сирил (1985) [1978]. Византийская архитектура . Милан: Электа Эдитрис. п. 98 . ISBN 0-8478-0615-4 .
Византийская аристократия, возникшая в Средние века, была в значительной степени армянской; и несколько армян взобрались на императорский трон, начиная с самого великого Ираклия.15
- ^ [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
- ^ Чаранис 1963 , с. 18.
- ^ Васильев, Александр Алексеевич (1958). История Византийской империи, 324–1453 гг . Университет Висконсина Пресс . п. 193 . ISBN 9780299809256 .
- ^ Jump up to: а б Калделлис 2019 , с. 182-183.
- ^ Калделлис 2019 , с. 183.
- ^ Андерсон, Бенджамин (1 августа 2021 г.). «Андерсон на Калделлисе» (PDF) . Классический журнал : 1–3.
- ^ Тойнби, Арнольд Дж. (1973). Константин Багрянородный и его мир . Издательство Оксфордского университета . п. 80. ИСБН 9780192152534 .
Исключением является Мжеж Гнуни (Греция Мизизиос), армянский иммигрант в первом поколении. Мьежу удалось в 668 году убить своего хозяина Константа II...
- ^ Халдон, Дж. Ф. (1990). Византия в седьмом веке: трансформация культуры (Переизданная ред.). Издательство Кембриджского университета . п. 61 .
...армянский генерал Мзез Гнуни, или Мизизиос, как его называют в греческих источниках [...], был провозглашен императором.
- ^ Горлица, Гарри (1982). Хроники Феофана: Anni Mundi 6095–6305 (602–813 гг. н. э.) . Издательство Пенсильванского университета . п. 51 .
Похоронив его, они назвали Мизизиоса — армянина — императором...
- ^ Чаранис 1963 , стр. 21–22.
- ^ Чаранис 1963 , с. 22.
- ^ Васильев, Александр Алексеевич (1958). История Византийской империи, 324–1453 гг . Университет Висконсина Пресс . п. 194 . ISBN 9780299809256 .
...армянский Вардан или Филиппик (711-13)...
- ^ Лэнг, Дэвид Маршалл (1970). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин . п. 14.
Вардан Филиппик, армянский император 711-713 гг.
- ^ Райс, Дэвид Талбот (1965). Константинополь от Византии до Стамбула . Штейн и Дэй . п. 79.
В 710 г. вспыхнуло восстание против Юстиниана 11, и армянские Варданы (711–713) появились с флотом у Константинополя; Юстиниан был свергнут и убит, а императором провозглашен Бардан.
- ^ [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 14 ]
- ^ Калделлис 2019 , с. 185-186.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . п. 142 . ISBN 9780691135892 .
...армянский генерал Артавасдос. [...] Потому что Артавасдос был армянином...
- ^ Каждан, Александр , изд. (1991). «Артабасдос». Оксфордский словарь Византии .
... узурпатор (742–43). Армянин (Туманов, «Кавказия» 135), Артабасд был назначен стратегом Армякона...
онлайн - ^ Гарсоян, Нина (1998). «Интеграция Армении в Византийскую империю». В Арвайлере , Хелен ; Лайу, Анжелики Э. (ред.). Исследования внутренней диаспоры Византийской империи . Думбартон Оукс . п. 97 . ISBN 9780884022473 .
Напротив, зять иконопочитателя Льва II, Артавасдос, все еще сохранял традиционное имя, которое безошибочно указывало на его происхождение от армянского Мамиконеевского дома...
- ^ Jump up to: а б с Калделлис 2019 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Чаранис 1963 , с. 23.
- ^ Чират, Х. «Лев V, византийский император». Новая католическая энциклопедия .
Лео имел армянское происхождение.
онлайн - ^ Jump up to: а б с д Россер, Джон Хатчинс (2012). "Армения". Исторический словарь Византии . Пугало Пресс . п. 56 . ISBN 9780810875678 .
... ряд важных военачальников и гражданских администраторов были армянами, в том числе императоры Лев V, Василий I, Роман I Лакапин и Иоанн I Цимисхий.
- ^ Jump up to: а б с Газарян, Джейкоб Г. (2000). Армянское царство в Киликии во время крестовых походов: интеграция киликийских армян с латинянами, 1080-1393 гг . Психология Пресс . стр. 40-41 . ISBN 9780700714186 .
Император Лев V (813-20), ранее солдат и по происхождению армянин. Предполагается, что император Василий I (867-86) происходил из царского дома Аршакидов [...] армянина Иоанна I Цимисхия (969-76)...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Издательство Калифорнийского университета . п. 201 . ISBN 9780520204966 .
Четыре императора — Лев V, Василий I, Роман I и Иоанн Цимисхий — по-видимому, были армянами, как и императрица Феодора, жена Феофила...
- ^ Бери, Джон Багнелл (1912). «Лев V (Армянин) и возрождение иконоборчества (813–820 гг. Н.э.)». История Восточной Римской империи от падения Ирины до воцарения Василия I (802–867 гг. н.э.) . п. 43 .
Лев Владимирович был не первым армянином. 1 занимавший императорский престол. 1 = С одной стороны, его происхождение было «ассирийским», что предположительно означает сирийское.
- ^ [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 14 ]
- ^ Дженкинс, Ромилли Джеймс Хилд (1987). Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг . н.э. Средневековая академия Америки, Университет Торонто Press. ISBN 978-0802066671 .
- ^ Куркджян, Ваган М. (1958). «Армяне за пределами Армении». История Армении . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз Америки. п. 462 .
В 813 году Леон V, известный в истории как «Армянин», был возведен на престол армией, только что нанесшей болгарам тяжелое поражение. Армянские летописцы называют его Леоном Ардзруни.
- ^ Каждан, Александр (ред.). «Феодора». Оксфордский словарь Византии, том III . п. 2037.
...она была армянского происхождения...
- ^ Кодоньер, Хуан Сигнес (2016). Император Феофил и Восток, 829–842: Двор и граница в Византии во время последней фазы иконоборчества . Рутледж . п. 111 . ISBN 9781317034278 .
Он также родился и был женат на армянских женщинах (Фекле и Феодоре)...
- ^ [ 68 ] [ 69 ] [ 63 ]
- ^ Калделлис 2019 , с. 172.
- ^ Рингроуз, Кэтрин М. (2008). «Женщины и власть при византийском дворе». В Уолтхолле, Энн (ред.). Слуги династии: дворцовые женщины в мировой истории . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 78. ИСБН 978-0520254435 .
- ^ Гриффит, Сидни Х. (2001). « Жизнь Феодоры Эдесской : история, агиография и религиозная апологетика в монастыре Мар-Саба в ранние времена Аббасидов». В Патриче, Джозеф (ред.). Сабаитское наследие в Православной Церкви от V века до наших дней . Левен: Питерс. п. 155. ИСБН 90-429-0976-5 .
- ^ Каждан, Александр (ред.). «Феодора». Оксфордский словарь Византии, том III . п. 2037.
...она была армянского происхождения...
- ^ Кодоньер, Хуан Сигнес (2016). Император Феофил и Восток, 829–842: Двор и граница в Византии во время последней фазы иконоборчества . Рутледж . п. 111 . ISBN 9781317034278 .
Он также родился и был женат на армянских женщинах (Фекле и Феодоре)...
- ^ [ 74 ] [ 75 ] [ 63 ]
- ^ Калделлис 2019 , с. 170-172, 192.
- ^ Бурнутян, Джордж (2002). Краткая история армянского народа . Издательство Мазда. п. 89 . ISBN 9781568591414 .
.... более поздняя македонская династия, по мнению большинства византийцев, также имела армянское происхождение. [...] По иронии судьбы, именно эта же армянская династия несет главную ответственность за распад царства Багратуни.
- ^ Чахин, Мак. Королевство Армения: История . Лондон: RoutledgeCurzon, 2001, с. 232 ISBN 0-7007-1452-9
- ^ Читвуд, Закари (2017). Византийская правовая культура и римская правовая традиция, 867-1056 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 18 . ISBN 9781107182561 .
- ^ Jump up to: а б PmbZ , Базилей И. .
- ^ Тредголд 1997 , с. 455: «Несмотря на армянское происхождение, Василия называли Македонянином, потому что он родился в феме Македонии...»
- ^ Васильев, Александр (1964). История Византийской империи, 324-1453, Том 1 . Университет Висконсина Пресс. п. 301 . ISBN 9780299809256 .
- ^ [ 81 ] [ 34 ] [ 82 ] [ 61 ] [ 63 ] [ 83 ]
- ^ Jump up to: а б с Чаранис 1963 , с. 35.
- ^ Адонц, Возраст и происхождение императора Василия I, Византия 8 (1933) 475-550; 9 (1934) 223-260.
- ^ Амандос, Константинос Иоанну (1953). История Византийского государства: 395-867 [ История Византийского государства: 395-867 ] (на греческом языке). Издательская организация школьных книг. п. 436.
Василия Македонянина считают армянским по происхождению, но мать его звали Пагалео и, следовательно, была гречанкой.
- ^ Лили, Ральф Йоханнес; Людвиг, Клаудия; Зильке, Беате; Пратч, Томас (2013). «Басилий I». Просопография византийского мира . Де Грютер.
Его мать Панкало (№ 5679), вероятно, гречанка.
- ^ Калделлис 2019 , с. 192-193.
- ^ Калделлис 2019 , с. 193.
- ^ Лили, Ральф-Йоханнес; Людвиг, Клаудия; Зильке, Беате; Пратч, Томас (2013). «Панкало». Просопография византийского мира . Грюйтер
- ^ Калделлис 2019 , с. 192.
- ^ «Римлянам и Лакапину» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Калделлис 2019 , стр. 174–175.
- ^ Калделлис 2019 , стр. 174.
- ^ «Иоанн I Цимисхий (969–76)». Оксфордский словарь Византии .
Джон был генералом армянского происхождения....
онлайн ( в архиве ) - ^ Лэнг, Дэвид Маршалл ; Уокер, Кристофер Дж. (1976). Армяне . Группа по правам меньшинств . п. 7.
Другим армянским императором был Иоанн Цимисхий (969–976), один из самых блестящих завоевателей, когда-либо восседавших на престоле...
- ^ [ 96 ] [ 35 ] [ 61 ] [ 97 ] [ 63 ] [ 62 ] [ 14 ]
- ^ Чаранис 1963 , с. 37.
- ^ (на армянском языке) Матфей Эдесский . Эдесского Матфея Летопись . Перевод и комментарии Грача Бартикяна . Ереван, Армянская ССР: Издательство Айастан, 1973, стр. 12-13.
- ^ Калделлис 2019 , с. 184.
- ^ Калделлис 2019 , с. 185.
- ^ Никол, Дональд (1993). Последние столетия Византии, 1261-1453 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 151 . ISBN 9780521439916 .
...в 1295 году он женился на сестре царя Армении по имени Рита или Мария. Она родила ему двух сыновей и двух дочерей. Старший из сыновей был назван по византийскому обычаю в честь деда и стал императором Андроником III...
- ^ Максвелл, Кэтлин (2014). Между Константинополем и Римом: Иллюминированное византийское Евангелие (Париж, гр. 54) и Союз Церквей . Издательство Эшгейт. п. 209 . ISBN 9781409457442 .
- ^ Гарланд, Линда (2002). Византийские императрицы: женщины и власть в Византии 527–1204 гг . Рутледж. п. 226 . ISBN 9781134756391 .
...Рита-Мария, армянская принцесса, вышедшая замуж за Михаила IX и мать Андроника III...
Библиография
[ редактировать ]- Чаранис, Питер (1963). Армяне в Византийской империи . Лиссабон: Фонда Галуста Гюльбенкяна Армянская библиотека . OCLC 17186882 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Дер Нерсесян, Сирарпи (1966). «Портреты Григория Просветителя в византийском искусстве» . Византия (на французском языке). 36 (2): 386–395. JSTOR 44169213 .
- Калделлис, Энтони (2019). Романландия: Этническая принадлежность и империя в Византии . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674986510 .
- Манго, Кирилл ; Хокинс, Эрнест Дж.В. (1972). «Мозаики Святой Софии в Стамбуле. Отцы Церкви в Северном тимпане» . Документы Думбартон-Окса . 26 : 1–41. дои : 10.2307/1291315 . JSTOR 1291315 .