Эрнест Феноллоса
Эрнест Феноллоса | |
---|---|
Рожденный | Эрнест Франсиско Феноллоса 18 февраля 1853 г. Салем, Массачусетс |
Умер | 21 сентября 1908 г. Лондон, Англия | (55 лет)
Место отдыха | Мии-дэра |
Национальность | Американский |
Занятия |
|
Годы активности | 1878-1908 |
Работодатель(и) | Токийский императорский музей Музей изящных искусств, Бостон Токийская высшая педагогическая школа |
Супруг (а) | Элизабет Гудхью Миллетт (1878–1895) Мэри Макнил Скотт (1895–1908) |
Эрнест Франсиско Феноллоса (18 февраля 1853 — 21 сентября 1908) — американский искусствовед японского искусства , профессор философии и политической экономии в Императорском университете Токио . Важный педагог во время модернизации Японии в эпоху Мэйдзи , Феноллоса был энтузиастом -востоковедом , который много сделал для сохранения традиционного японского искусства.
Биография
[ редактировать ]Феноллоса родился в 1853 году в семье Мануэля Франсиско Сириако Феноллоса, испанского пианиста. [ 1 ] родившаяся в Малаге в 1818 году, и Мэри Силсби, член известной семьи в Бостон. [ 2 ] Он посещал государственные школы в своем родном городе Салем, штат Массачусетс, а затем изучал философию и социологию в Гарвардском колледже , который окончил в 1874 году.
Он проучился год в художественной школе Бостонского музея изящных искусств , за это время женился на Элизабет Гудхью Миллетт (1853–1920). [ 3 ] В 1878 году его пригласил в Японию американский зоолог и востоковед Эдвард С. Морс . [ 4 ] Феноллоса преподавал политическую экономию и философию в Императорском университете в Токио . Там он также изучал древние храмы, святыни и сокровища искусства вместе со своим помощником Окакурой Какудзо .
Во время своего пребывания в Японии Феноллоса помогал создавать нихонга стиль живописи (японский) вместе с японскими художниками Кано Хогай (1828–1888) и Хасимото Гахо (1835–1908). В мае 1882 года он прочитал лекцию «Объяснение истины искусства», которая получила широкое распространение и цитирование. [ 5 ]
После восьми лет обучения в университете Феноллоса помог основать Токийскую школу изящных искусств и Токийский императорский музей . Он занимал пост директора последнего в 1888 году. В этот период он помог разработать текст закона о сохранении храмов и святынь, а также их художественных ценностей. [ 6 ]
Под глубоким влиянием жизни в Японии Феноллоса обратился в буддизм ; ему дали имя Тейшин. Ему также было присвоено имя Кано Эйтан Масанобу, что поставило его в родословную школы Кано , которая служила художниками сёгунам Токугава. Будучи резидентом Японии, Феноллоса провел первую инвентаризацию национальных сокровищ Японии . Это привело к открытию древних китайских свитков, которые были привезены в Японию странствующими монахами столетия назад. Ему удалось спасти множество буддийских артефактов, которые в противном случае были бы уничтожены движением Хайбуцу кишаку . За эти достижения Мэйдзи император Японии наградил Феноллосу Орденом Восходящего Солнца и Орденом Священных Сокровищ .
Во время своего пребывания в Японии Феноллоса собрал большую личную коллекцию японского искусства. В 1886 году он продал свою коллекцию произведений искусства бостонскому врачу Чарльзу Годдарду Уэлду (1857–1911) при условии, что она перейдет в Музей изящных искусств в Бостоне. В 1890 году он вернулся в Бостон, чтобы работать куратором отдела восточного искусства. [ 7 ] Там Феноллосу попросили выбрать японское искусство для показа на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго . в Бостоне Он также организовал первую выставку китайской живописи в 1894 году. В 1896 году он опубликовал «Мастера укиёэ» , исторический отчет о японских картинах и гравюрах укиё-э, выставленных в Нью-Йоркском здании изящных искусств. [ 8 ]
Когда он развелся со своей женой, его немедленный повторный брак в 1895 году с писательницей Мэри Макнил Скотт (1865–1954) возмутил бостонское общество. [ 9 ] Феноллоса был уволен из музея в 1896 году.
Он вернулся в Японию в 1897 году, чтобы занять должность профессора английской литературы в Токийской высшей педагогической школе в Токио. Лафкадио Хирн считал Феноллосу своим другом; и Хирн почти поверил, что слишком часто посещал дом профессора. [ 10 ]
В 1900 году Феноллоса вернулся в Соединенные Штаты, чтобы писать и читать лекции по Азии. Его работа 1912 года в двух томах посвящена искусству до 1800 года. Он предлагает гравюры Хокусая как окно красоты после того, как японское искусство стало, по его собственному вкусу, слишком современным: «Хокусай — великий дизайнер, так же как Киплинг и Уитмен — великие поэты. Его называли Диккенсом Японии». Артур Уэсли Доу сказал о Феноллосе, что «он был одарен блестящим умом с огромной аналитической силой, что с редкой оценкой дало ему такое понимание природы изобразительного искусства, которого мало кто когда-либо достигал». [ 11 ]
После его смерти от сердечного приступа в Лондоне в 1908 году. [ 9 ] Вдова Феноллосы доверила его неопубликованные заметки о китайской поэзии и японской драме Но известному американскому поэту Эзре Паунду . Вместе с Уильямом Батлером Йейтсом Паунд использовал записи, чтобы стимулировать растущий интерес к дальневосточной литературе среди писателей-модернистов. Впоследствии Паунд завершил работу Феноллосы с помощью Артура Уэйли , известного британского китаеведа . [ 12 ]
Тело Феноллоса было ненадолго похоронено на восточной стороне Хайгейтского кладбища в Лондоне, но позже кремировано. По его желанию, его прах был возвращен для захоронения в часовню Хомё-ин Мии-дэра (где он был пострижен), высоко над озером Бива . За его надгробие заплатила Токийская школа изящных искусств. [ 13 ]
Критика
[ редактировать ]На лекции в Гарварде в 2011 году Бенджамин Элман обращается к « Эпохам китайского и японского искусства» (1912), где Феноллоса сравнивает «вырождение» позднего имперского китайского искусства с тем, что постигло высокое античное искусство Европы в Византии («беднейшее искусство Китая»). византийских мозаик»; «единственная надежда для отчаявшегося — осознать себя безнадежным»). По словам Эльмана, на восприятие Феноллосы повлияли политические и военные поражения империи Цин. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Модернистская поэзия на английском языке
- Американская философия
- Список американских философов
- Имажизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предисловие «Эпохи китайского и японского искусства»
- ↑ Эрнест Франсиско Феноллоса, 1853–1908, востоковед и искусствовед , Смитсоновский институт , 29 февраля 2016 г.
- ^ «Лиззи Феноллоса », MyHeritage.
- ^ Кевин Нут: Эрнест Феноллоса и универсальное значение японского искусства , Японский форум, Том. 7, № 1, апрель. БАЖС 1995. Страницы 25-42.
- ^ Марра, Майкл Ф. (2002). Японская герменевтика, стр. 97–98. , с. 97, в Google Книгах.
- ^ "Эрнест Ф. Феноллоса" в Британской энциклопедии
- ↑ Соня К. Коман-Эрнстофф (3 января 2020 г.): Этот день в более свободной истории: 3 января 1905 г. , Смитсоновский институт
- ^ Феноллоса, Эрнест. Сочинения 1896~1911 гг. , Источники влияния и передачи. Японизм, ориентализм, модернизм.
- ^ Jump up to: а б Две миссис Феноллосас , streetofsalem.com , 5 августа 2016 г.
- ^ Бисланд, стр. 412–414.
- ^ Доу, Артур Уэсли, Композиция: серия упражнений по художественной структуре для студентов и учителей , Бостон: Doubleday, стр. 1913.
- ^ «Феноллоса, Паунд и китайский иероглиф», Йельский литературный журнал 126.5 (1958): 24–36. Перепечатано: Pinyin.info (2010) [1]
- ^ «Спят под кленами в Хоме-ин», The Detroit Free Press , 30 января 1910 г., стр. 3.
- ^ Лекции Райшауэра, Гарвардский университет, 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ] 00:52 и далее.
Библиография
[ редактировать ]- Восток и Запад, Открытие американских и других стихов , Нью-Йорк: Thomas Y. Crowell & Co., 1983.
- Мастера Укиойе: полное историческое описание японских картин и цветных гравюр жанровой школы , Нью-Йорк: The Knickerbocker Press, 1896.
- Эпохи китайского и японского искусства , Лондон: Уильям Хайнеманн, 1912.
- Некоторые благородные пьесы Японии из рукописей Эрнеста Феноллоса под редакцией Эзры Паунда с предисловием Уильяма Батлера Йейтса, The Cuala Press, 1916.
- «Но» или достижение: исследование классической сцены Японии с Эзрой Паундом , Лондон: Macmillan and Co., 1916. Rpt. Классический японский театр Но , Нью-Йорк: Новые направления, 1959.
- Китайский письменный иероглиф как средство поэзии , под редакцией Эзры Паунда после смерти автора, 1918 год.
- Китайский письменный иероглиф как средство поэзии: критическое издание , под редакцией Хоуна Сосси, Джонатана Столлинга и Лукаса Кляйна, Fordham University Press, 2008.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бисланд, Элизабет. (1906). Жизнь и письма Лафкадио Хирна. Нью-Йорк: Хоутон, Миффлин и компания .
- Брукс, Ван Вик, Феноллоса и его круг, с другими биографическими очерками , Нью-Йорк: Даттон, 1962.
- Чисолм, Лоуренс В., Феноллоса: Дальний Восток и американская культура , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1963.
- Феноллоса, Мэри Макнил. "Предисловие." Эпохи китайского и японского искусства: очерк истории восточноазиатского дизайна , Нью-Йорк: Фредерик А. Стоукс, 1912. Перепечатка ICG Muse, 2000. ISBN 4-925080-29-6
- Курихара Синъити, от Фуэноросы до Мэйдзи бунка , Токио: Рикугей Шобо, Сёва 43, 1968 г.
- Марра, Майкл Ф. (2002). Японская герменевтика: текущие дебаты по эстетике и интерпретации. Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824824570 ; ОСЛК 237578040
- Тепфер, Диана, «Энест Феноллоса», в «Словаре искусства» , 10: 887.
- Уорнер, Лэнгдон, «Эрнест Франсиско Феноллоса», в Американском биографическом словаре , том. 6. Нью-Йорк: сыновья К. Скрибнера, 1931, стр. 325–26.
- Эзра Паунд , Катай: По большей части из китайского языка Рихаку, из заметок Эрнеста Феноллоса и расшифровок профессоров Мори и Ариги , Лондон: Элкин Мэтьюз, 1915.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Эрнеста Феноллоса в Project Gutenberg
- Работы Эрнеста Феноллоса или о нем в Интернет-архиве
- Работы Эрнеста Феноллоса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Прочитайте онлайн книгу Феноллоса «Эпохи китайского и японского искусства».
- 1853 рождения
- 1908 смертей
- Похороны на Хайгейтском кладбище
- Американские историки XIX века
- Японцы XIX века
- Американские философы 20-го века
- Американские философы XIX века
- Американцы каталонского происхождения
- Иностранные советники правительства в Японии периода Мэйдзи
- Выпускники Гарвардского колледжа
- Иностранные преподаватели в Японии
- Академический состав Токийского университета
- Американские эмигранты в Японии
- Американские японоведы
- Музей изящных искусств, Бостон
- Американские буддисты
- Японские буддисты
- Обращается в буддизм
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца
- Кавалеры Ордена Священного Сокровища
- Люди из Салема, Массачусетс
- Синбуцу бунри