Японское плетение из бамбука.
Бамбуковое плетение ( Такеами , имеющее множество различных применений, стилей плетения и внешнего вида. Японское плетение из бамбука особенно его ) — это форма обработки бамбука ( Такэдзаику известно ) ( и традиционное ремесло японское Когей хорошо благодаря ) использованию в плетении корзин .
История
[ редактировать ]В Японии растет более шестисот видов бамбука, некоторые из которых являются эндемиками острова. Хотя бамбук определяется как подсемейство трав, он характеризуется деревянистым стеблем и корневой системой, которая может образовывать либо толстые, медленно раскидистые гроздья, либо более агрессивные побеги. [ 1 ] Такие качества, как прочность и гибкость разновидностей бамбука, сильно различаются: некоторые виды считаются более подходящими для использования в поделках из бамбука, чем другие. Одним из таких типов, особенно используемых в бамбуковом плетении, является Phyllostachys bambusoides , известный как мадаке ( 真竹 ) или каширодаке ( 皮白竹 ) , который известен своим сочетанием высокой прочности и высокой гибкости.
Бамбук обладает характеристиками, которые со временем привели к его частому использованию в японской культуре и развитию символизма, связанного с его качествами. Это быстрорастущее, прямолинейное и гибкое растение, не быстро разлагается после срезки и может использоваться для строительства убежищ, оружия, инструментов и контейнеров. Молодые съедобные побеги бамбука составляют часть традиционной японской кухни , а бамбук является распространенной темой в японской литературе и живописи .
Наряду с вечнозелеными соснами и цветущей сливой – первым цветком весны – бамбук является частью традиционного мотива «Три друга зимы» , который обычно можно увидеть на кимоно, которое носят в благоприятных случаях, как символ настойчивости и стойкости. Японские художники часто изображали бамбук, устойчивый к ненастной погоде, например, дождю или снегу, отражая его репутацию гибкого, но нерушимого растения и его ассоциацию с стойкостью и верностью. [ 1 ]
Цветочные корзины для икебаны под названием ханакаго ( 花籠 ) и других видов были импортированы из Китая или скопированы в их стиле. Эти корзины карамоно ( 唐物 , букв. « Китайский стиль » ) имели формальную, симметричную структуру с плотно заплетенными переплетениями. [ 2 ] [ 3 ] Именно чайный мастер XVI века Сэн-но Рикю (1522–1591) выступал за простой, строгий стиль ваби-ча с естественной и спонтанной или, казалось бы, безыскусной посудой. Эта чайная посуда создала японское бамбуковое искусство, отличное от импортного китайского стиля. [ 2 ] Корзины были разработаны так, чтобы выглядеть естественно, асимметрично, в стиле вамоно ( 和物 , букв. « Японский стиль » ) . [ 2 ] [ 3 ] Около 1700 года принятие глубокой японской чайной церемонии ( сенча ) совпало с возобновлением восхищения китайской культурой , литературой и живописью среди японских литераторов , явление, которое продолжалось и в 19 веке. [ 4 ] Тонко сотканные, элегантные корзины, импортированные из Китая, послужили моделями корзин карамоно , которые теперь создаются японскими мастерами по традиции, сложившейся в период Муромати (1392–1573). [ 3 ] Признание изготовления бамбука как традиционного японского декоративного искусства началось в конце 19 века и стало признанным видом искусства. [ 1 ]
Центр поддержки технического обучения бамбуку в городе Оита был основан в 1938 году, что сделало его единственным финансируемым государством учреждением на уровне префектуры в стране, которое занимается ремеслами из бамбука. После Второй мировой войны поделки из бамбука исчезли, поскольку пластик заменил их утилитарными изделиями. Тем не менее, сохранялось высокое производство и развивались помимо ремесел формы искусства. Бамбуковое искусство получало все большее признание. В 1967 году Сёно Сёнсай ( 生野祥雲斎 ) (1904–1974) из Беппу стал первым художником по бамбуку, номинированным правительством на звание «Живое национальное достояние». [ 5 ] В 1979 году бамбуковые ремесла Беппу были признаны Министерством экономики, торговли и промышленности классом традиционных искусств и ремесел. [ 6 ]
Большинство мастеров-ремесленников, получивших звание « Живые национальные сокровища» , выбираются из числа участников ежегодных выставок Японской ассоциации Когей . В то время как ежегодные выставки Японской академии искусств ( Ниттен ( 日展 ) ) подчеркивают художественное выражение, выставки искусства и ремесел отдают приоритет сохранению традиционных навыков и обычно представляют функциональные, хотя и современные корзины. В послевоенную эпоху многие ведущие художники по бамбуку были связаны с устоявшимися родословными. [ 1 ] Хотя большинство художников — мужчины, в последнее время появился ряд художниц. [ 7 ] как Тосиэ Оки такие [ 8 ] и Сэцуко Исохи ( Сэцуко Исохи , р. 1964) . [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Бамбуковое искусство последних десятилетий, несмотря на то, что его мастера на протяжении всей истории придерживались такого же уважения к традициям и происхождению, как и художники по бамбуку, отражает большее разнообразие в технике и видении. Известные художники пришли в это ремесло не из традиционных семейных линий, и многие из них работают независимо. Некоторые имеют опыт работы в области изобразительного искусства, в то время как другие обнаружили, что эта практика привлекла их после работы в несвязанной области. [ 1 ]
Как и в других японских ремеслах, приобретение знаний обычно предполагало длительное обучение у мастера мастерской. [ 12 ] часто отец молодого ученика в системе, называемой ситей ( 師弟 ) . Обучение базовым навыкам и приемам обычно занимает от пяти до десяти лет, но их освоение и выработка индивидуального стиля могут занять десятилетия. [ 12 ] [ 13 ] В предыдущие столетия ученик, отданный в ученики мастеру, должен был усердно работать почти каждый день за небольшую плату или вообще без нее; ученик будет жить в доме своего хозяина, и от него также ожидается, что он будет участвовать в домашних обязанностях. Прежде чем начать какое-либо обучение, ученик должен просто наблюдать за работой своего мастера и других более старших учеников; даже старшие и более опытные ученики обычно учатся с помощью этого метода наблюдения. В последнее время этот метод обучения изменился и больше не является типичным или распространенным: студенты, занимающиеся плетением бамбука, вместо этого изучают базовые навыки в технических школах, таких как центр в Оите, прежде чем позже пойти к мастеру.
Некоторые работы из бамбука можно выполнить за несколько недель, другие требуют многих месяцев, а выставочные работы часто требуют больше времени, иногда год или два. [ 1 ] [ 3 ] Бамбуковое искусство имеет более низкий статус по сравнению с керамикой, главным образом из-за сравнительно небольшого количества мастеров и количества времени, которое требуется для завершения объекта. [ 14 ]
Бамбуковые плетения часто дополняют другими материалами, такими как ротанг или конопляная пальма ; Также существуют плетения только из этих материалов. Другое — цурудзайку ( つる細工 ) , ремесло плетения лозы , популярное во многих частях северного региона Тохоку , где бамбук более редок, в частности плетение акебии квината , известное как акэбидзайку ( アケビ細工 ) . [ 15 ]
Тремя основными производственными районами бамбукового плетения являются западный регион Кансай вокруг городов Осака и Киото, восточный регион Канто вокруг Токио и самый южный остров Кюсю . У каждого есть свои методы и стили плетения бамбука. [ 1 ] [ 16 ]
-
Корзина для угля в китайском стиле ( саиро-сумитори ) для японской чайной церемонии . Древесный бамбук, карликовый бамбук и ротанг. Период Эдо, 19 век.
-
Корзина-корзина с пионами. Бамбук, лак и золото хирамаки-э . Период Эдо, вторая половина 19 века.
-
Подвесная цветочная корзина ( какэ-ханакаго ) в форме цикады . Ротанг. Период Эдо, 19 век.
-
Цветочная корзина. Бамбук. Период Эдо, вторая половина 19 века.
Ремесленники Кансай
[ редактировать ]Из предметов, сотканных из бамбука в Японии, изысканные корзины с цветами сенча и корзины для чайной посуды исторически пользовались особенно высоким спросом в западном регионе Кансай, с центрами Осаки и Киото. В конце 19 века мастера региона начали сочетать техническое совершенство с художественной индивидуальностью для создания функциональных «художественных корзин», подписанных художником. [ 1 ] художник-новатор из Кансай Хаякава Сёкосай I ( 早川尚古斎 , 1815–1897) . Первым мастером, подписавшим свои корзины, считается [ 2 ] [ 16 ] изучал традиционное ремесло плетения из ротанга и сосредоточился на сенча . посуде для чая [ 3 ] Его старший сын, Сёкосай II (1860–1905), последовал за ним в плетеное дело, но умер в раннем возрасте. Ему наследовал его младший брат Сёкосай III (1864–1922), который разработал продвинутый стиль плетения, называемый «грубым плетением», что является отходом от фирменных техник семьи. После Второй мировой войны Сёкосай IV (1902–1975) переехал из Осаки в Киото, где основал новую семейную мастерскую. [ 17 ] Сёкосай V (1932–2011) исследовал дополнительные возможности плетения доспехов, типа параллельной конструкции, считающегося одной из традиционных техник Хаякавы. [ 18 ] Он выставлял свои работы на ежегодных выставках японских традиционных художественных ремесел, начиная с 1966 года, а в 2003 году был признан живым национальным достоянием . [ 1 ] [ 19 ]
Художник по бамбуку из Осаки Вада Вайчисай I ( Wada Waichisai , 1851–1901) основал важную и продолжительную линию мастеров. [ 20 ] Он был известен своей точной и деликатной техникой плетения, изготавливая в основном корзины и посуду карамоно (в китайском стиле) для чайной церемонии сенча . [ 1 ] [ 3 ] Среди его многочисленных учеников был Танабэ Тикуунсай I ( 1877–1937 ) , который одновременно увековечил унаследованные традиции и начал их модернизировать. [ 21 ] Он разработал так называемый стиль плетения рюрикё после изучения картин Янагисавы Киена XVIII века , который часто изображал бамбуковые корзины, наполненные цветами или фруктами, в стиле литераторов бунджин . Тикуунсай изготавливал корзины рюрикё специально для выставок, и эта тенденция ознаменовала значительный сдвиг в японском искусстве бамбука, отражая стремление мастеров достичь той же степени признания, которую уже получили современные художники по керамике и лаку. Танабэ Чикуунсай II (1910–2000) и Тикуунсай III (1940–2014) расширили линию Танабэ, причем последний создал уникальные геометрические скульптуры. [ 22 ] Танабэ Сакаи из Тикуунсай IV ( р. 1973). [ 23 ] продолжил семейную традицию, а также экспериментировал с монументальной скульптурой и органическими инсталляциями, такими как Годай высотой почти 6 метров (20 футов) в Музее Гиме в 2016 году. [ 24 ] или с The Gate в 2017 году в Метрополитен-музее . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Другим учеником Вада Вайчисай I был Ямамото Чикурюсай I ( 初代山本竹龍斎 , 1868–1945) , получивший награды на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже, ярмарке «Век прогресса» 1933 года в Чикаго и 1937 Международная выставка искусств и техники в мире. «Современная жизнь» в Париже. Он также был одним из первых мастеров по бамбуку, чьи работы были допущены на Тейтенскую выставку Императорской Академии Художеств. [ 28 ]
Маэда Тикубосай I ( 初代前田竹房斎 , 1872–1950) , также родом из Сакаи, основал свою собственную выдающуюся семейную линию. Он начал свою карьеру с производства корзин карамоно и литературных корзин, но затем разработал уникальный метод использования натуральных ветвей и корней бамбука для достижения более деревенского эффекта. [ 3 ] Он также сделал несколько произведений для Императорского двора. [ 29 ] Чикубосай II (1917–2003) производил как корзины для сенча , так и современные сосуды из круглых полосок согнутого и собранного бамбука. [ 1 ] [ 3 ] Начиная с периода Тайсё , и Танабэ Тикуунсай I, и Маэда Тикукосай I включали в свои работы старинные стрелы, что особенно ценилось клиентами, происходящими от самураев . [ 30 ] За ним последовал Маэда Чикубосай II ( 二代前田竹房斎 , 1917–2003) , чьи работы были показаны в Ниттене и который в 1995 году был награжден правительством как третий художник по бамбуку, получивший звание «Живое национальное достояние». . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Одним из художников, на которого повлиял Танабэ Тикуунсай II, является Сугита Дзёзан ( род. 1932 в Осаке). [ 34 ] Среди других известных ремесленников и художников — Сузуки Генгенсай ( Suzuki Gengensai , 1891–1950) , [ 35 ] Хигаси Такесоносай ( 1915–2006 ) , [ 36 ] который находился под влиянием Рокансая и получил Специальную премию признания ( Токусэн ) на выставке Ниттена 1971 года , [ 37 ] [ 36 ] Танака Косай ( 1912–1993 ) [ 38 ] чей также включил в свою работу древки стрел, [ 39 ] Танака Кодзи ( Tanaka Koji , р. 1941) , [ 40 ] и Таниока Сигео ( Tanioka Shigeo , р. 1949) , который был учеником Танабэ Тикуунсай II. [ 41 ]
-
Большая цветочная корзина. Бамбук с акцентами из ротанга. Хаякава Сёкосай I, вторая половина XIX века.
-
Котелок. Древесина бамбука, ротанга и парчового шелка. Хаякава Сёкосай I, эпоха Мэйдзи , ок. 1880–1890 гг.
-
карамоно Цветочная корзина в стиле . Древесина бамбука, ротанга и лака. Автор Вада Вайчисай I, период Мэйдзи, ок. 1890–1901 гг.
-
Рюрикё Подвесная цветочная корзина . Копченый карликовый бамбук и ротанг. Танабэ Тикуунсай I, конец периода Мэйдзи – начало Тайсё, ок. 1900–1920 гг.
Монден Когьёку ( 門田篁玉 , р. 1916) производил тысячи утилитарных корзин для оптовиков в течение двух десятилетий после Второй мировой войны. Позже он создал ряд художественных произведений с использованием чрезвычайно тонких полосок бамбука и сложных техник. Он живет недалеко от Хиросимы в соседнем регионе Тюгоку. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Канто Ремесленник
[ редактировать ]Японское искусство бамбука в восточном регионе Канто вокруг Токио претерпело процесс модернизации в первой половине 20 века. Некоторые мастера прославились благодаря участию во вновь организованных отечественных художественных международных выставках и начали изготавливать «художественные корзины».
Иидзука Хосай II ( 1872–1934 ) [ 45 ] и его брат Иизука Рокансай ( Иидзука Рокансай , 1890–1958, урожденный Яносукэ) [ 46 ] возглавил движение, открыв новые направления в этой области и возведя ремесло из бамбука в вид искусства. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Подчеркивая свободу творчества и индивидуальность, Рокансай экспериментировал с возможностями этого материала и разработал несколько новых техник, в том числе связное плетение ( табане-ами ) и вышитое плетение ( такэ саши-ами ). [ 3 ] Он получил награду на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. [ 46 ] Иидзука Сёкансай ( 飯塚小玕斎 ) (1919–2004), обучавшийся у своего отца, знаменитого Рокансая, регулярно выставлял свои работы на ежегодной выставке Ниттена и выставках традиционного искусства и ремесел. [ 50 ] и был признан Живым национальным достоянием в 1982 году. Семейные традиции Иидзука были переданы Кацусиро Сохо ( 勝城蒼鳳 ) (род. 1934). [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] и Фудзинума Нобору ( р , . 1945) [ 54 ] [ 55 ] обе организации «Живые национальные сокровища» действуют в Тотиги . префектуре [ 1 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 3 ] [ 58 ] [ 59 ]
Исикава Сён (1895–1973) [ 60 ] был учеником Иидзуки Рокансая , [ 61 ] как и Ёкота Хосай ( 1899–1975 ) . [ 62 ] [ 63 ] Хосай был одним из семнадцати членов-основателей Японской ассоциации художников по бамбуку в 1955 году вместе с Косугэ Сётикудо и Иидзукой Сёкансай . [ 64 ] Сузуки Кёкушосай I ( Сузуки Асахи , ок. 1872–1936) [ 65 ] [ 66 ] возможно, был связан с линией Хосай . [ 67 ] Другим учеником Рокансая был Наката Кинсеки 1902–1959 ( ) . [ 68 ]
Бусэки Суйгецу ( 1930–2013 ) — художник, работающий в Токио. [ 69 ]
Фудзицука Сёсэй ( 藤塚松星 ) (род. 1949) учился у Баба Сёдо (1925–1996) и живет в Канагаве . Его инсталляции выполнены в очень индивидуалистическом стиле. [ 70 ]
-
Большая цветочная корзина ( ханакаго ). Бамбуковая древесина, ротанг и лак. Иидзука Хосай II, эпоха Мэйдзи, ок. 1910 год
-
Ящик с чернильными камнями ( сузурибако ). Бамбуковая древесина, ротанг, лак и золотой порошок. Иидзука Хосай II, период Тайсё,
-
Цветочная корзина ( корзина цветов ). Фиолетовая дымчатая древесина, бамбук, ротанг и лак. Иидзука Хосай II, период Сёва , ок. 1924–1934 гг.
Тюбу Ремесленники
[ редактировать ]Важной линией Тюбу , особенно в регионе Хокурику , является линия Хонмы Кадзуаки ( Хонма Кадзуаки ) (р. 1930), [ 71 ] [ 72 ] с острова Садо и базируется в префектуре Ниигата . Он учился у Хаяси Сёгецусай ( 林尚月斎 ) (1911–1986). [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Он специализируется на работах из гнутого бамбука и прославился своими масштабными абстрактными композициями. Он далее развил идею Иидзуки Сёкансая о двумерных произведениях в бамбуковых рамах, называемых «плетеными картинами», и получил две награды специального признания ( Токусэн ) на выставке Ниттен , одну в 1983 году. [ 76 ]
Его ученик Хонма Хидеаки ( honma Hideaki ) (р. 1959), [ 77 ] [ 78 ] Работая на острове Садо, он использует гибкую местную разновидность бамбука в своих работах, вдохновленных флорой и фауной острова. [ 1 ] Другим учеником Хонмы Кадзуаки был Уэно Масао (род. 1949) из Ииямы, Нагано , создающий инсталляционные работы. [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ]
Другая важная линия на острове Садо была основана Косугэ Тикудо ( 1895–1966), которую продолжили его сыновья Косугэ Сётикудо ( 小管小竹堂 ) (1921–2003) и Косугэ Когецу ( 小蕕狠月 ) (р. 1932). [ 82 ] [ 83 ]
Сётикудо изначально не был заинтересован в том, чтобы стать художником по бамбуку, и формально не учился у своего отца. Тем не менее, он представил работу, которая была принята на Токийскую выставку ремесленных искусств, когда ему было четырнадцать лет. Впоследствии он работал с бамбуком, а после окончания Второй мировой войны правительство префектуры Ниигата наняло его обучать плетению бамбуковых плетений. Его работы были допущены к выставкам Ниттена , а в 1955 году он стал одним из семнадцати членов-основателей Японской ассоциации художников по бамбуку. В конце концов он перестал создавать работы для публичных выставок и сосредоточился на дизайне и небольших предметах, работая, например, вместе с модельером Иссеем Мияке . [ 82 ] Баба Сёдо (1925–1996) обучался у него. [ 70 ]
Его младший брат Когецу , ученик чаною , прославился техникой «скрученной конструкции» ( хинери-гуми ). Он участвовал в выставках Ниттена и Традиционного декоративно-прикладного искусства и получил награды за свои цветочные корзины. [ 83 ]
Тории Иппо ( 1930–2011 ) , [ 84 ] [ 85 ] родился в Нисио, Айти , [ 86 ] ему пришлось продолжить семейный бизнес по производству бамбука в возрасте 21 года после смерти отца. В 1959 году он увидел церемониальную бамбуковую корзину VIII века нашей эры в Сёсоин в Наре . Вдохновленный этим произведением, он в конечном итоге представил свои работы на японских выставках современного искусства и ремесел и получил специальную награду ( Tokusen ) на выставке Nitten 2006 года . [ 85 ] [ 87 ] [ 88 ]
Яко Ходо ( 八子Ходо ) (р. 1940), первоначально проживавший в префектуре Ниигата, учился у Накадзимы Хосо, Накамура Юкосай и Баба Сёдо (1925–1996), [ 89 ] который вдохновил его исследовать современную скульптуру. [ 90 ] [ 91 ] Позже он переехал в район Токио. [ 92 ] и создавал масштабные композиции, за которые получил признание. Он начал выставлять свои работы в Ниттене в 1973 году. [ 90 ] [ 92 ]
Нагакура Кеничи ( р. 1952 ) — художник из префектуры Сидзуока . [ 93 ] Первоначально он изучал юдзэн технику окрашивания , но перешел к ткачеству из бамбука после работы на оптовом предприятии своего деда по бамбуку. [ 94 ] Его органические, скульптурные корзины и трехмерные абстрактные скульптурные произведения обязаны своим появлением разнообразным традициям. [ 95 ] Он работает как независимый художник и не связан ни с какими конкретными организациями. [ 96 ] [ 97 ]
Кюсю Ремесленник
[ редактировать ]Благодаря теплому южному климату, идеальному для выращивания бамбука , остров Кюсю является местом производства более половины бамбука в Японии. В в начале 20 века город Беппу в префектуре Оита , известный своими горячими источниками , стал известным центром ремесел из бамбука; [ 98 ] [ 2 ] Функциональные корзины и резные изделия из бамбука из этого района были широко выставлены. В 1938 году был основан Центр поддержки бамбуковых ремесел и технического обучения префектуры Оита , финансируемое государством учреждение, занимающееся ремеслами из бамбука. [ 1 ] [ 99 ]
Художник Сёно Сёнсай ( 山野香云sai ) (1904–1974). [ 100 ] за свою долгую карьеру привлек множество учеников. Его абстрактные бамбуковые скульптуры 1950-х и 1960-х годов считались революционными. [ 101 ] В 1967 году он стал первым художником по бамбуку, удостоенным звания «Живое национальное достояние». Сёно Токузо ( 生野徳三 ) (род. 1942), [ 102 ] [ 103 ] его сын и наследник семейной традиции обычно использует выщелоченный бамбук, разделенный на широкие полоски, и сочетает параллельную конструкцию с плетением для достижения текстурного, многослойного эффекта. [ 104 ] [ 1 ] [ 105 ]
Ивао Кунсай (1901–1992) основал линию, в которую входили Кадота Нико ( Кидота Нико ) (1907–1994), [ 106 ] который применил характерные техники Кюсю, [ 104 ] и Хонда Сёрю ( 本圣流 ) (р. 1951), [ 107 ] один из его учеников, который делает волнообразные сложные скульптуры из легкого ажурного текстиля. [ 108 ] Кибе Сейхо ( 岐部笙芳 ) (р. 1951), один из учеников Сёрю , предпочитает функциональные сосуды и использует классические техники плетения. [ 108 ] [ 109 ] Другие художники, такие как Уэмацу Тикую ( 目松竹邑 ) (р. 1947) и Сиоцуки Дзюран ( 塩月 синий долголетие ) (р. 1948), создают уникальные скульптуры. [ 1 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ]
Техники
[ редактировать ]В Японии в разных регионах с течением времени возник ряд техник плетения и плетения бамбука. [ 113 ] Существует ряд стандартных схем плетения, из которых можно составить сотни комбинаций. [ 114 ]
- Плетение основы хризантемы зоко кику ами ) (
- Круговое плетение (в том числе техники, известные как ринко ами ( по круговой дуге ) , амида ко ами ( вязание вязание Амида Хикари ) и ja no me ami ( вязание джаноме ) ), известное под общим названием мару дзинку ами ( вязание мару дзинку ) в Западной Японии. Эту технику иногда переводят как «плетение «бычий глаз». [ 114 ] или «плетение змеиных глаз».
- Плетение ( тессен ами , клематиса разновидность кикко ами ) плетения. , шестиугольного
- Сложное ромбовидное плетение ( саси хишимэ ами , как известное ёцумэ в гаэси Западной ) Японии
- Саржевое плетение с ромбовидным узором ( масу адзиро ами ) хана , известное как саржевое плетение с цветочным узором ( ), адзиро ами когда оно неоднократно используется в качестве дизайна на большой площади.
- Плетение из листьев конопли ( но ха ами ( ) ) , известное как аса ами аса плетение из конопли или уроко ами ( чешуйчатое плетение ) в Западной Японии.
- ( муцумэ ами , плетение Шестиугольное кагоме ами , как также кикко ами в известное ) Западной Японии
- Неравномерное плетение ( или ами ами или хёрэцу ами , Кюсю в также ятара ) как мидаре Западной очимацуба ами известное Японии на
- Плетение коврика или простое плетение ( также известное ами годзаме как ами ) в нуки , Западной Японии
- ( ами яцумэ Восьмиугольное ) плетение
- Плетение из сосновых иголок ( ами ) одна и та же ориентация. , называемое «плетением без плетения» ( сейкай ами ), мацуба когда для каждого ряда используется
- ржанки чидори ами ами , гаке чидори ( Плетение , ами сахари 編みすがり))
- узор ами ёцумэ Квадратное плетение или крестообразный ) ( [ 114 ]
- Тысячелинейная конструкция, или гребенчатое плетение ( сэнсудзи гуми ( 千筋組 ) , кусимэ ами ( 櫛目編み ) ). Технически не плетение, а выравнивание элементов параллельно друг другу и последующее их крепление любым из вышеперечисленных способов. Также известно как «параллельное строительство» ( куми ( 組 ) ).
- , или сетчатое плетение аджиро ами ( ) Саржевое плетение [ 114 ]
- Сплетение ами наваме ) (
Бамбуковое плетение в искусстве
[ редактировать ]И бамбук, и, в частности, бамбуковое плетение являются часто изображаемой темой во многих традиционных японских формах искусства.
-
Дизайн этого фарфорового блюда Набэсима конца 17 — начала 18 века изображает падающие цветы вишни в плетеных бамбуковых корзинах, плывущие вдоль ручья. [ 115 ] [ 116 ]
-
В какэдзику (подвешенном свитке) «Осенние цветы в бамбуковой корзине» Нанга Йосы художника Бусона (1716–1783) букет осенних цветов изображен в высокой бамбуковой корзине в китайском стиле с закругленной ручкой. Изображенные цветы — хризантемы ( кику ), китайские колокольчики ( кикё ) и мальвы розовые ( фуйо ), осенние цветы, обозначающие время года. Цветы изображены в стиле суми-ниджими , или «размытие чернил», создавая мягкую текстуру. [ 117 ]
-
Еще один предмет, изображающий или имитирующий плетеный кусок бамбука, — это кувшин для воды для чайной церемонии мидзусаси , ок. 1750–1850 ( период Эдо ), который имеет форму бамбуковой корзины. Банка керамическая, с кремовой накладкой и коричневой глазурью, текстура плетеного бамбука впрессована в банку. [ 118 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бинцик, Моника; Морояма, Масанори (2017). Японское бамбуковое искусство: Коллекция аббатства . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 48. ИСБН 9781588396143 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Бамбук: Традиция в современной форме – NGV» . www.ngv.vic.gov.au.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Плетающая красавица — Корзины из японского бамбука — L'Asie Exotique» . www.lasieexotique.com . Архивировано из оригинала 30 августа 2017 г. Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ «Японское искусство бамбука» . www.taimodern.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ «За пределами баскетбола» . 1 февраля 2011 г.
- ^ «История бамбуковых ремесел Беппу - центр традиционных бамбуковых ремесел города Беппу» . www.city.beppu.oita.jp .
- ^ «Бамбук: традиции в современной форме | NGV» .
- ^ "ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ" . ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ .
- ^ "ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ" . ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ .
- ^ «Празднование следующего поколения японских художников по бамбуку» . www.asianart.com .
- ^ «Исохи Сэцуко - Большое зеркало - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Глядя на японские бамбуковые корзины» .
- ^ «Корзина в стиле реки Кацура» .
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 16. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ и корзины акэби (народные поделки) | Мингей Окумура» . www.mingei-okumura.com «Японские поделки акэби
- ^ Перейти обратно: а б «Мастера бамбука: японские корзины и скульптура в коллекции Котсена» . www.asianart.com .
- ^ «Хаякава Сёкосай IV (1902-75) — Эрик Томсен Азиатское искусство» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 24. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ Хаякава | Список карьер художников | Секреты покупки и продажи антиквариата» . www.e-kotto.com «5-й Сёкосай
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 25. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 26. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 27. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Маэдзаки, Минамото, Тадаюки (2017) : Танабэ Чикуунсай IV и Тадаюки Минамото , Милан: 5 Континентов . 978-8874397815 .
- ^ «Карт-бланш Сётику Танабэ» . www.guimet.fr (на французском языке). Музей Гиме. 2016 . Проверено 13 августа 2017 г.
- ^ «Японское искусство бамбука: Коллекция аббатства» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей. 10 августа 2017 г. Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Смит, Роберта (3 августа 2017 г.). «Бамбук в японском стиле от династических мастеров искусства» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 11 августа 2017 г.
Первая выставка Метрополитена, посвященная бамбуковым плетениям и скульптуре, прослеживает присутствие этого материала во всей японской визуальной культуре.
- ^ «Ямамото Тикурюсай I - Цветочная корзина (Тамасударе-ами ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Маэда Чикубосай I (1872–1950) - Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Танака Косай, 1946 год. Выставка Ниттен. Цветочная корзина со стрелами - японское искусство Кагедо» .
- ^ «Маэда Тикубосай II - Цветочная корзина (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Маэда Тикубосай II - Цветочная корзина (Ханакаго) в форме цветущего цветка - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Маэда Чикубосай II, Светлая цветочная корзина с прошивкой - японское искусство Кагедо» .
- ^ Беймел, Стив (9 мая 2011 г.). «Встречи с замечательными людьми в Японии: Дзёзан Сугита» . ХаффПост .
- ^ «Сузуки Генгенсай - Цветочная корзина на парящей скале (Ханакаго) - Япония - период позднего Тайсё (1912–26) – Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Хигаси Такесоносай - Пара - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Хигаси Такесоносай, Цветочная корзина в форме подноса — японское искусство Кагедо» .
- ^ «Танака Косай - Поднос с фруктами (Морикаго) со старинными бамбуковыми стрелами - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Танака Косай, 1946 год. Выставка Ниттен. Цветочная корзина со стрелами - японское искусство Кагедо» .
- ^ «Танака Кодзи - Цветочная корзина с ромбовидным узором (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Таниока Сигео - Цветочная корзина священных деревьев (Ханакаго) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Монден Когёку - Волна - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Онлайн-коллекция Музея азиатского искусства» . asianart.emuseum.com .
- ^ Искусство, Филадельфийский музей. «Художественный музей Филадельфии — Объект коллекции: Океанский водоворот» . www.philamuseum.org .
- ^ «Иидзука Хосай II — Большая цветочная корзина (Ханакаго) — Япония — Период Мэйдзи (1868–1912) — Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Иидзука Рокансай - Цветочная корзина (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Иидзука Рокансай (1890–1958) - Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Архивы Иидзука Хосай II - Японское искусство Кагедо» . Японское искусство Кагедо .
- ^ «Архивы Иидзука Рокансай - Японское искусство Кагедо» . Японское искусство Кагедо .
- ^ «Иидзука Шокансай (1919–2004) - Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com .
- ^ «Кацусиро Сохо - Двойной колокольчик или поднос для подношений (Яэкикё морикаго) - Япония - период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ «Кацусиро Сохо - Песня о цветочной корзине нарциссов (Ханакаго) - Япония - период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ «Фудзинума Нобору - Цветочная корзина в форме лодочки (Ханакаго) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Фудзинума Нобору - Бесподобные фрукты или поднос для подношений (Морикаго) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен » музей Метрополитен -
- ^ "ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ" . ГАЛЕРЕЯ ЯПОНИЯ .
- ^ «Кацусиро Сохо (1934-), ТАКА НО СУ [СОКРОВИНОЕ ГНЕЗДО], 1982» . www.christies.com .
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ «Подробности срока» . Британский музей .
- ^ «База данных по изделиям из бамбука . www.dh-jac.net »
- ^ «Исикава Сён (1895–1973) - Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Ёкота Хосай - Поднос с фруктами или подношениями (Морикаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Ёкота Хосай (1899–1975) — Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Ёкота Хосай - Поднос с фруктами или подношениями (Морикаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Онлайн-коллекция Музея азиатского искусства» . asianart.emuseum.com .
- ^ «Сузуки Кёкушосай - Цветочная корзина (Ханакаго) - Япония - Период Тайсё (1912–26) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Судзуки Кёкушосай I (ок. 1872–1936) – Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 г. Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ «Наката Кинсеки - Сундук для чайной церемонии - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Бусэки Суйгецу - Древняя и современная подставка для цветов (Ханаре) - Япония - период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Фуджитсука Сёсей - Прилив - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Хонма Кадзуаки - Дыхание - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Архивы Хонма Кадзуаки - Японское искусство Кагедо» . Японское искусство Кагедо .
- ^ «Хаяси Сёгецусай - Цветочная корзина (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Онлайн-коллекция Музея азиатского искусства» . onlinecollection.asianart.org .
- ^ «Независимое административное учреждение Национальный художественный музей – Коллекции» . search.artmuseums.go.jp .
- ^ «Хонма Кадзуаки - Панно в рамке с струящейся водой - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Хонма Хидеаки - Плавный узор - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Архивы Хонма Хидеаки - Японское искусство Кагедо» . Японское искусство Кагедо .
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Масао Уэно — Артлинг» . Артлинг .
- ^ «УЭНО МАСАО» . бамбукуэномасао.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Косуге Сётикудо - Мелодия струнной цветочной корзины (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Косугэ Когецу - Цветочная корзина (Хинери-гуми ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Тори Иппо - Солнечный свет - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Тори Иппо - Водоворот голубой воды - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Художник по бамбуку — живое искусство Японии Стива Беймеля» . japanlivingarts.com . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Тори Иппо, Цветочная корзина в крылатой форме — японское искусство Кагедо» .
- ^ «Бамбуковая скульптура, 20 ВЕК, ПОДПИСЬ ИППО (ТОРИИ ИППО [Б. 1930])» . www.christies.com .
- ^ «Баба Сёдо (1925–1996) — Азиатское искусство Эрика Томсена» . www.erikthomsen.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Яко Ходо - Небоскребы - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Яко Ходо - Живое искусство Японии Стива Беймеля» . japanlivingarts.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Нагакура Кенъити - Цветочная корзина сестры Луны (Ханариэ) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен » музей Метрополитен -
- ^ «Нагакура Кеничи - Живое искусство Японии Стива Беймеля» . japanlivingarts.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Нагакура Кеничи - Женская цветочная корзина (Ханаре) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен » музей Метрополитен -
- ^ «ТАИ Модерн» . www.taimodern.com . Архивировано из оригинала 21 августа 2018 г. Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Нагакура Кеничи (р. 1952) » www.mingei-art-gallery.com . Архивировано из оригинала 0 сентября 2018 г. Проверено 0 октября 2017 г.
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 32. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ «Обработка бамбука - Изучение бамбука - Центр традиционных бамбуковых ремесел города Беппу» . www.city.beppu.oita.jp .
- ^ «База данных по изделиям из бамбука . www.dh-jac.net »
- ^ Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 32-33. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ «Сёно Токудзо - Сияние - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ «Сёно Токудзо - Цветение - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 33. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ «Наследие вдохновения: Сёно Сёнсай и его ученики» .
- ^ «Кадота Нико - Цветочная корзина в бронированной банке (Ханакаго) - Япония - период Сёва (1926–89) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Honda Shōryū - Dance - Japan - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б Мелисса М. Ринне. Мастера бамбука: художественные линии в коллекции японских корзин Ллойда Котсена . Музей азиатского искусства, Сан-Франциско. стр. 34. 2008. ISBN 978-0939117406
- ^ «Кибэ Сэйхо - Эхо корзины дождевых цветов (Ханакаго) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - The Met» . Метрополитен-музей .
- ^ «Уэмацу Тикую - Осенний бриз - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Уэмацу Тикую (1947-)» . www.mingei-arts-gallery.com . Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 г. Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ «Сиоцуки Дзюран - Постоянная корзина (Объет) - Япония - Период Хэйсэй (1989 – настоящее время) - Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Техника плетения бамбука» (PDF) . Музей азиатского искусства . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Техники ткачества - Знакомство с бамбуком - Центр традиционных бамбуковых ремесел города Беппу» . www.city.beppu.oita.jp .
- ^ «Онлайн-коллекция Музея азиатского искусства» . asianart.emuseum.com .
- ^ «Маленькое блюдо с цветущей вишней в бамбуковых корзинах — Япония — Период Эдо (1615–1868) — Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Ёса Бусон — Осенние цветы в бамбуковой корзине — Япония — Период Эдо (1615–1868) — Метрополитен» . Метрополитен-музей .
- ^ «Кувшин для воды (Мидзусаси) в форме бамбуковой корзины — Япония — Период Эдо (1615–1868) — Метрополитен» . Метрополитен-музей .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адачи, Барбара (1973). Живые сокровища Японии . Сан-Франциско: Коданша Интернэшнл. ISBN 087011204X .
- Адовасио, Дж. М. (1977). Технология изготовления корзин: Руководство по идентификации и анализу . Чикаго: Издательская компания Aldine. ISBN 978-0202330358 .
- Остин, Роберт; Уэда, Коитиро (1970). Бамбук . Нью-Йорк: Уэтерхилл. ISBN 978-0834800489 .
- Бесс, Нэнси Мур (2001). Бамбук в Японии . Токио: Коданша Интернэшнл. ISBN 978-4770025104 .
- Буден, Филипп; Ньянг, Зоэ (2019). Оита: японское бамбуковое искусство из района Оита . Париж: Галерея Мингеи. ISBN 978-2-9566150-2-6 .
- Браун, Мартин (2003). Бамбук в старой Японии: искусство и культура на пороге современности, Коллекция Ганса Спорри в Этнографическом музее Цюрихского университета . Штутгарт: Издательство Arnoldsche Art. ISBN 978-3897901902 .
- Коффленд, Роберт Т. (февраль 1999 г.). «Энергия и сила в балансе: искусство бамбуковой корзины Фудзинумы Нобору». Ориентации . 30 (2): 39–46.
- Коффленд, Роберт Т. (март – апрель 1999 г.). «Японское искусство бамбука». Искусство Азии . 29 (2): 78–91.
- Коффленд, Роберт Т. (2000). Японское современное бамбуковое искусство . Санта-Фе: Ресурсы Art Media и Галерея Тай. ISBN 978-1878529671 .
- Коффленд, Роберт Т.; Доу, Дональд (2006). Хин: Тихая красота японского бамбукового искусства . Чикаго: Ресурсы Art Media и Галерея Тай. ISBN 978-1588860910 .
- Корт, Луиза Эллисон; Накамура, Кендзи (1995). Корзинщик из сельской Японии . Вашингтон, округ Колумбия, и Нью-Йорк: Смитсоновский институт и Уэзерхилл. ISBN 978-0834803367 .
- Котсен, Ллойд; Коплос, Джанет; Грэм, Патрисия Дж.; Джонсон, Хироко; Морояма, Масанори (1999). Шедевры формы и текстуры: корзина из японского бамбука . Лос-Анджелес: Периодическая пресса Котсена.
- Котсен, Ллойд; Коффленд, Роберт Т. (2002). Искусство бамбуковой корзины Хигаси Такесоносай . Лос-Анджелес: Периодическая пресса Котсена. ISBN 978-1588860262 .
- Эрл, Джо (2017). Корзины: шедевры японского бамбукового искусства . Гонконг: Stark Studios. ISBN 978-988-13754-5-2 . OCLC 1042817014 .
- Эмери, Ирен (1995). Первичные структуры тканей: иллюстрированная классификация . Нью-Йорк: Публикации Уотсона-Гуптилла.
- Фаррелли, Дэвид (1984). Книга Бамбука . Сан-Франциско: Книги Сьерра-клуба. ISBN 978-0871568250 .
- Фолкнер, Руперт (1995). Японские студийные ремесла: традиции и авангард . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-0812233353 .
- Грэм, Патрисия Дж. (1999). Чай мудрецов: искусство сенчи . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0824820879 .
- Хизингер, Кэтрин Б.; Фишер, Феличе (1995). Японский дизайн: обзор с 1950 года . Филадельфия: Художественный музей Филадельфии. ISBN 978-0810935099 .
- Каленберг, Мэри Хант; Шварц, Марк (1983). Книга о траве: ее красота и применение . Нью-Йорк: EP Dunon.
- Ларсен, Джек Ленор; Фройденхайм, Бетти (1987). Переплетение: ткань элементалей . Сан-Франциско: Коданша Интернэшнл. ISBN 978-0870117787 .