Якобус Капитан
Якобус Капитан | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 1717 г. |
Умер | 1 февраля 1747 г. Эльмина, Западная Африка | ( 29–30 лет
Альма-матер | Лейденский университет |
Род занятий | Писатель, поэт, служитель и миссионер |
Работает | О призвании язычников (1737) Совместимо ли рабство с христианской свободой или нет? (1742) |
Супруг | Антония Гриндердос (м. 1746) |
Якоб Элиза Йоханнес Капитеин ( ок. 1717 – 1 февраля 1747) был голландским писателем, кальвинистским священником и миссионером, наиболее известным как первый человек африканского происхождения, рукоположенный в сан священника в официальной протестантской церкви. Капитан родился в Западной Африке был доставлен в Голландскую Республику и в молодом возрасте , где он изучал теологию и писал о христианстве и рабстве, а затем вернулся в Западную Африку и в конце концов умер в долгах.
Капитан родился ок. 1717 год , Эльмина , Западная Африка. В возрасте семи или восьми лет Капитан был продан в рабство , а затем передан сотруднику Голландской Вест-Индской компании (WIC) по имени Якобус ван Гок, который отвез его в Голландскую республику в 1728 году. Хотя формально он был освобожден, находясь на голландской службе. почве, Капитан остался с ван Гохом, когда тот переехал в Гаагу , постепенно научившись говорить по-голландски и обучаясь живописи .
Живя в Гааге, Капитан проявил интерес к изучению богословия и при поддержке Ван Гоха начал обучение в гимназии Хаганум в 1731 году. В 1737 году, после его окончания, Капитан выиграл стипендию для обучения в Лейденском университете , поступив в богословский факультет. В 1742 году Капитан написал диссертацию, в которой защищал рабство на христианских основаниях, и получил положительный отклик после того, как был опубликован в текстовой форме.
После окончания Лейденского университета в 1742 году Капитан был рукоположен в сан священника Голландской реформатской церкви . Вскоре он присоединился к WIC и был отправлен капелланом в замок Эльмина в Западной Африке. Однако его усилия по служению сотрудникам WIC в Эльмине не увенчались успехом, как и попытки Капитана обратить местное население в христианство. Женившись в 1745 году на жене по расчету , Капитан умер два года спустя, по уши в долгах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Человек, который впоследствии стал известен как Якоб Капитеин, родился ок. 1717 год в Эльмине , Западная Африка , которая была частью голландского Золотого Берега . [ 1 ] Личности его родителей неизвестны, хотя он « осиротел войной или по какой-то другой причине». [ 2 ] В возрасте семи или восьми лет он был схвачен и порабощен работорговцами неизвестной личности, которые продали его капитану голландского корабля и работорговцу по имени Арнольд Стинхарт. [ 3 ] Впоследствии Стинхарт подарил его своему коллеге-работорговцу Якобусу ван Гоху, который проживал в Эльмине. [ 4 ]
В 1728 году Ван Гок вернулся в Голландскую республику после ухода со службы в Голландской Вест-Индской компании (WIC). [ 1 ] Ван Гок взял с собой примерно 10-летнего Капитана, уже усыновив ребенка в свою семью; Ван Гок забрал его обратно в Европу, потому что он считал, что «после того, как он будет должным образом обучен христианству Позже Капитан утверждал, что , [Капитейн] сможет заниматься каким-либо не унизительным ремеслом и тем самым зарабатывать на жизнь». [ 2 ] [ 5 ] перевозившее Торговое судно, Капитана и его владельца, прибыло в крупный портовый город Мидделбург, Зеландия , 14 апреля 1728 года. [ 2 ] [ 6 ]
Как только Капитен ступил на голландскую землю, из-за отсутствия в Нидерландах законов, положительно признающих существование рабства движимого имущества, ему «по умолчанию была дарована свобода » (что Капитан игнорировал в своих более поздних трудах). [ 2 ] Однако Капитан продолжал оставаться в доме Ван Гоха, присоединившись к нему, когда он переехал в Гаагу, чтобы обосноваться пенсионером. [ 7 ] Там Капитан постепенно научился говорить на голландском языке и обучался искусству живописи по заказу Ван Гоха. Он также был крещен в протестантскую веру Голландской реформатской церковью в июле 1735 года. [ 2 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]Живя в Гааге, Капитан выразил заинтересованность в получении богословского образования , на что Ван Гок неохотно согласился. [ 1 ] При поддержке голландского богослова и протестантского министра Хенрика Велсе, Капитеин начал учиться в гимназии Хаганум , государственной школе, в 1731 году, «чтобы, если Бог даст, я мог бы впоследствии показать моему народу путь к лучшей религии, поскольку им нужно отвлечься от своего культа идолопоклонства ». [ 2 ] [ 8 ] Плату за обучение Капитана в гимназии оплатили несколько местных бюргеров и администрация Лейденского университета . [ 2 ]
В гимназии Хаганум Капитеин изучал иврит , латынь и греческий язык . шесть с половиной лет [ 2 ] В 1737 году, когда Капитеин приближался к выпуску, он прочитал публичную лекцию, восхваляющую роль христианских миссий . Впоследствии Капитан опубликовал лекцию, назвав работу « О призвании язычников» (все копии которой с тех пор утеряны). После окончания гимназии Капитану в 1739 году была предоставлена стипендия для обучения в Лейденском университете. Он учился на теологическом факультете университета, «гарантируя ему лучшее образование, которое могли дать Нидерланды». [ 2 ] [ 9 ]
Капитан, который, скорее всего, учился в магистратуре Лейденского университета, проучился там три года. [ 2 ] Во время учебы в университете он написал несколько стихотворений и эссе , а также произнес проповеди , многие из которых впоследствии были опубликованы и привлекли значительное внимание голландской общественности, которая «поддержала [его] как пример универсальности христианства». [ 1 ] Два гравированных портрета Капитана были изготовлены и проданы в большом количестве экземпляров. [ 1 ] Его выпускной экзамен заключался в защите диссертации перед профессорско-преподавательским составом университета «в формальной обстановке». [ 10 ]
Диссертация, посвященная бюргерам-покровителям Капитеина (и сразу же опубликованная в виде трактата после того, как она была написана под названием « Совместимо ли рабство с христианской свободой или нет?» ), представляла собой работу в защиту рабства , которая поддерживала участие голландцев в рабстве , предлагая три ключевых религиозных аргументы в его пользу. По мнению историка Гранта Паркера , тот факт, что диссертация была опубликована сразу же после ее защиты Капитеном, указывал на то, «что [его работа] имела более широкую аудиторию за пределами академических кругов ». [ 2 ] Трактат получил высокую оценку голландских работорговцев и плантаторов . [ 1 ]
После того, как Капитан окончил Лейденский университет в 1742 году, 6 апреля того же года он был рукоположен в сан священника Голландской реформатской церкви. [ 2 ] [ 7 ] Капитан написал о своем желании продолжить миссионерскую работу в своем трактате 1742 года и поступил на работу в WIC, которому требовались христианские капелланы в замке Эльмина . В конце концов Капитан решил поехать в Эльмину, и это решение было поддержано Голландской реформатской церковью, рукоположившей его для этой конкретной цели. В июле 1742 года Капитан сел на невольничий корабль «Де Катарина Галей», чтобы отправиться в Западную Африку. [ 7 ]
Возвращение в Африку и смерть
[ редактировать ]
8 октября Капитан прибыл в Эльмину, которая к этому моменту стала фактически колонией WIC; большая часть местного населения была африканцами и проживала в деревне рядом с замком. [ 7 ] [ 11 ] Его начальство поручил Капитану служить голландским купцам, клеркам и солдатам, нанятым WIC, которые размещались в замке Эльмина. [ 1 ] Однако в этой роли он по большей части не увенчался успехом, поскольку лишь немногие сотрудники WIC в Эльмине регулярно посещали церковь. [ 9 ]
Капитан также начал усилия по служению местному африканскому населению, используя различные методы, которые он проанализировал и изложил в своих предыдущих работах. [ 12 ] Он основал отдельные места поклонения для африканских христиан, читал проповеди на родных языках , поддерживал ежедневные контакты с новообращенными и обучал местных неофитов миссионерам. Однако в конечном итоге эти усилия привели к небольшому количеству обращений в христианство среди местного населения. [ 1 ]
Его усилия по служению африканскому населению Эльмины в конечном итоге привели к тому, что Капитан в феврале 1743 года влюбился в местную женщину, с которой он вскоре обручился . [ 13 ] Как только власти WIC в Голландской Республике узнали о помолвке, они направили Капитану приказы, прямо запрещающие ему жениться на этой женщине, поскольку она не христианка. [ 1 ] WIC отправил в Эльмину голландку по имени Антония Гриндердос, чтобы он женился; пара поженилась в мае 1746 года. [ 7 ]
Во время служения в Эльмине Капитеин получал скудную зарплату от WIC, которая ожидала, что он пополнит свой доход, занимаясь частным бизнесом. [ 14 ] Находясь в Эльмине, Капитан участвовал в многочисленных предприятиях, но ни одно из них не увенчалось успехом. Паркер отметил, что, поскольку Эльмина была крупным центром работорговли в Атлантике , существовала «явная вероятность» того, что Капитан был вовлечен в рабство в той или иной форме, хотя не существует точных доказательств, связывающих его с этой торговлей. [ 14 ]
По словам американского историка Лейлы Дж. Кио, «[постепенно] Капитан пришел в упадок физически, эмоционально и финансово». [ 1 ] 1 февраля 1747 года Капитан умер в Эльмине по неизвестной причине. [ 15 ] [ 16 ] Он умер в долгах, задолжав большие суммы денег нескольким местным кредиторам (ситуация, которая обострила отношения между ним и Гриндердосом). [ 1 ] После его смерти один из сотрудников WIC написал письмо, в котором отметил, что, помимо больших долгов, Капитан также страдал алкоголизмом , проживая в Эльмине. [ 14 ]
Взгляды на рабство и наследие
[ редактировать ]Современная репутация Капитана в первую очередь основана на его трактате 1742 года, в котором теологическая защита рабства. [ 17 ] В трактате Капитан утверждал, что рабство вместо того, чтобы препятствовать усилиям по обращению африканцев в христианство, на самом деле было полезно для усилий по обращению, сближая христиан и нехристиан. [ 9 ] Капитан отверг аргументы, оправдывающие порабощение африканцев из-за их культурных и расовых различий с европейцами, и настаивал на том, чтобы христианские рабовладельцы справедливо обращались с теми, кого они поработили, включая потенциальное освобождение их. [ 18 ]
Историки дали несколько оценок того, почему Капитеин решил изложить взгляды, защищающие рабство. Историк Джозеф К. Аджайе отметил, что Капитеин никогда не ездил ни в одну из голландских колоний в Америке и поэтому ему приходилось полагаться на свидетельства из вторых рук относительно состояния плантационного рабства там, в то время как академик Тиньико Макулеле утверждает, что, поскольку большая часть время, проведенное вблизи WIC, он впитал их взгляды на рабство. [ 7 ] [ 19 ] Кроме того, Капитан большую часть своей жизни прожил в Голландской республике, которая была крупным участником работорговли в Атлантике. [ 20 ] Капитан писал, что рассматривает свои отношения со своим поработителем Ван Гохом как отношения отца и сына. [ 21 ]
Находясь в Эльмине, Капитеин перевел Библию (вместе с другими христианскими текстами) с голландского языка на диалект Фанте в рамках своей миссионерской деятельности среди местного населения. [ 22 ] Как только слухи о его усилиях по переводу дошли до старших служителей Голландской реформатской церкви, они «поставили под сомнение аспекты переводов Капитаном христианских материалов на язык фанти». [ 9 ] Подобно его холодным отношениям с WIC, Капитан часто конфликтовал с Голландской реформатской церковью, находясь в Эльмине, что резко контрастировало с теплыми отношениями, которые он имел с ними в Голландской республике. [ 18 ]
Среди голландской общественности взгляды на Капитана после его смерти были неоднозначными. Некоторые из тех, кто придерживался расистских взглядов, утверждали, что его жизнь была доказательством того, что чернокожим людям следует запретить креститься в Голландской реформатской церкви, в то время как другие утверждали, что писательские навыки Капитана и владение европейскими языками продемонстрировали, что африканцы и европейцы равны. [ 1 ] В Эльмине Капитан основал детскую школу и приют для евроафриканцев Золотого Берега ; и школа, и приют продолжали работать после его смерти, хотя в конечном итоге были закрыты. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кио 2005 , с. 738.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Паркер 2008 , с. 34.
- ^ Аджайе 2018 , с. 106.
- ^ Маккаллери 2009 , с. 56.
- ^ Макулеле 2009 , стр. 100–100. 56–57.
- ^ Хондиус 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макулеле 2009 , с. 57.
- ^ Хондиус 2013 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Хьюберт 2006 , с. 237.
- ^ Аджайе 2018 , с. 107.
- ^ Хондиус 2013 , с. 35.
- ^ Околеда 2005 , с. 46.
- ^ Паркер 2008 , стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Паркер 2008 , с. 35.
- ^ Маккаллери 2009 , с. 58.
- ^ Хондиус 2013 , с. 36.
- ^ Хондиус 2013 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Хьюберт 2006 , стр. 237–238.
- ^ Аджайе 2018 , стр. 107–108.
- ^ Аджайе 2018 , с. 108.
- ^ Отеле, Оливетт (2020). Африканские европейцы . Лондон: C. Hurst & Co., с. 68. ISBN 9781787381919 .
- ^ Боахенг 2022 , с. 82.
Библиография
[ редактировать ]- Аджайе, Джозеф К. (2018). Эльмина, «Маленькая Европа»: европейское влияние и культурная устойчивость . Издательства стран к югу от Сахары. ISBN 978-9-9885-5096-7 .
- Боахенг, Исаак (2022). Справочник для африканских переводчиков Библии, говорящих на родном языке (PDF) . Вернон Пресс. ISBN 978-1-6488-9329-2 .
- Хондиус, Динке (2013). Бресси, Кэролайн; Ади, Хаким (ред.). Принадлежность к Европе: африканская диаспора и работа . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-3179-8976-9 .
- Хьюберт, Сьюзен Дж. (2006). Финкельман, Пол (ред.). Энциклопедия истории афроамериканцев, 1619–1895: от колониального периода до эпохи Фредерика Дугласа . Том. 1. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1951-6777-1 .
- Кио, Лейла Дж. (2005). Аппиа, Кваме Энтони ; Гейтс-младший, Генри Луи (ред.). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1951-7055-9 .
- Макулеле, Тиньико (2009). Кюстер, Фолькер (ред.). Изменение протестантизма в глобальном контексте . ЛИТ Верлаг . ISBN 978-3-8258-0706-1 .
- Околеда, Норберт (2005). Проблемы и перспективы поиска католической духовной традиции в католическом пастырском служении Ганы . ЛИТ Верлаг . ISBN 978-3-8258-8490-1 .
- Паркер, Грант (2008). Акьемпонг, Эммануэль К .; Гейтс-младший, Генри Луи (ред.). Словарь африканской биографии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1953-8207-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хондиус, Динке (весна 2008 г.). «Черные африканцы в Амстердаме семнадцатого века». Возрождение и Реформация / Renaissance et Réforme . 31 (2). Возрождение и Реформация: 87–150. JSTOR 43445983 .
- Левек, Кристина (зима 2013 г.). «Якобус Капитан: голландский кальвинист и черный космополит». Исследования африканской литературы . 44 (4). Издательство Университета Индианы: 145–166. JSTOR 10.2979 .
- 1710-е годы рождения
- 1747 смертей
- Ганский народ XVIII века
- Африканские рабы
- Жители Голландского Золотого Берега
- Голландские протестантские миссионеры
- Миссионеры голландской реформатской церкви
- Люди Голландской Вест-Индской компании
- Ганские поэты-мужчины
- Ганские писатели-мужчины
- Ганские протестантские миссионеры
- Похищенные африканские дети
- Выпускники Лейденского университета
- Люди из Эльмины
- Натурализованные граждане Нидерландов
- Активисты за рабство
- Протестантские миссионеры в Гане