Еврейское художественно-музыкальное движение
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Июнь 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Движение еврейской художественной музыки зародилось в конце XIX века в России, когда группа русских еврейских композиторов-классиков посвятила себя сохранению еврейской народной музыки и созданию нового, характерно еврейского жанра классической музыки. В созданной им музыке использовались западные классические элементы, отличающиеся богатыми хроматическими гармониями русской музыки позднего романтизма, но с мелодичным, ритмическим и текстовым содержанием, взятым из традиционной еврейской народной или литургической музыки. Группа основала Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки — движение, которое распространилось на Москву, Польшу, Австрию, а затем на Палестину и США. Хотя первоначальное общество формально просуществовало всего 10 лет (с 1908 по 1918 год), его влияние на развитие еврейской музыки было глубоким. Общество и движение художественной музыки, которое оно поощряло, вдохновили новый интерес к музыке восточноевропейского еврейства по всей Европе и Америке. Он заложил основы еврейской музыки и возрождения клезмерской музыки в Соединенных Штатах и оказал ключевое влияние на развитие Израильская народная и классическая музыка .
С началом Первой мировой войны и ростом коммунизма в России большинство композиторов, активно участвовавших в еврейском музыкальном движении, бежали из Восточной Европы, направившись в Палестину или Америку. Там они стали лидерами еврейских музыкальных общин, сочиняя музыку как для синагоги, так и для концертного зала.
Происхождение
[ редактировать ]Интерес к еврейской национальной музыке совпал с националистическими тенденциями в музыке по всей Восточной Европе. В России композиторы под руководством Римского-Корсакова сочиняли новые произведения на русские народные темы. В Венгрии Золтан Кодай , а затем и Бела Барток предприняли масштабный проект по записи и каталогизации народных мелодий и включению их в свои композиции. Другие композиторы, такие как Антонин Дворжак и Леош Яначек, все чаще стремились к уникальному национальному звучанию в своем творчестве. «Европа была движима романтической тенденцией все более и более резко устанавливать в музыкальных вопросах национальные границы», — писал Альфред Эйнштейн. «Сбор и просеивание старых традиционных мелодических сокровищ… легли в основу творческой арт-музыки». [ 1 ]
Параллельно с этой тенденцией к национальным музыкальным стилям произошло пробуждение националистических настроений среди евреев России и Восточной Европы. Долгое время подвергавшиеся жестким ограничениям своей жизни, вспышкам жестоких антисемитских погромов и принудительной концентрации в изолированном регионе России, называемом чертой оседлости . [ 2 ] Начиная с 1880-х годов российское еврейство развило сильную националистическую идентичность. Эта идентичность породила ряд политических движений — сионистское движение , выступавшее за эмиграцию из России в Палестину, и Бунд , стремившийся к культурному равенству и автономии внутри России. Произошел расцвет литературы на идише, среди таких авторов, как Шолом-Алейхем , Менделе Мохер Сфорим и другие. , Началось театральное движение на идише издавались многочисленные газеты и периодические издания на идиш.
Несмотря на ограничения по месту жительства и квоты на еврейских студентов в университетах , многие российские евреи поступили на музыкальные факультеты Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. В их число входили скрипач Иосиф Ахрон , композитор Михаил Гнесин и другие. Многие из великих скрипачей прошлого века — Яша Хейфец , Натан Мильштейн , Ефрем Цимбалист , Миша Эльман и многие другие — были еврейскими учениками Леопольда Ауэра , преподававшего в консерватории.
Хотя многие из этих студентов происходили из ортодоксальных евреев (Ахрон, например, был сыном кантора ) , их музыкальное обучение в консерватории строго соответствовало западной классической традиции. Однако рост национализма в русской музыке также пробудил зарождающийся интерес к еврейской музыке. В 1895 году идишский писатель Ю. Л. Перец начал собирать тексты идишских народных песен. [ 3 ] : 28 Авраам Гольдфаден , основатель идишского театра в России, включил в свои постановки множество народных песен и музыки в народном стиле. [ 3 ] В 1898 году два еврейских историка, Саул Гинзбург и Песах Марек, предприняли первую попытку создать антологию еврейской народной музыки. [ 3 ] : 26
Однако главным катализатором движения национальной еврейской музыки был Джоэл Энгель . Энгель, композитор и музыкальный критик, родился за чертой еврейского поселения и был полностью ассимилированным русским. [ 4 ] : 33 Встреча с русским критиком-националистом Владимиром Стасовым вдохновила Энгеля искать свои еврейские корни. «Слова (Стасова) как молния поразили воображение Энгеля, и в нем проснулся еврей», [ 4 ] - написал друг и соратник Энгеля композитор Яков Вайнберг , русско-еврейский композитор и концертирующий пианист (1879-1956), вступивший в Московское отделение Общества еврейской народной музыки. В конце концов Вайнберг эмигрировал в Палестину, где в 1924 году написал первую еврейскую оперу «Пионеры» ( Гечалуц ). Энгель приступил к изучению народной музыки евреев русских местечек , проведя лето 1897 года, путешествуя по Черте оседлости, слушая к и записи песен на идиш . В 1900 году он выпустил альбом из десяти еврейских песен и представил лекционный концерт еврейской народной музыки. [ 3 ] : 31
Санкт-Петербургское общество еврейской народной музыки
[ редактировать ]В 1908 году Энгель и группа музыкантов-единомышленников из Петербургской консерватории (в том числе Лазар Саминский ) основали «Петербургское общество еврейской народной музыки». Целями общества было развитие еврейской музыки «путем сбора народных песен… и поддержки еврейских композиторов», а также публикация композиций и исследований еврейской музыки. [ 5 ]
Общество давало концерты, преимущественно обработки народных мелодий для различных ансамблей, издавало аранжировки и оригинальные сочинения своих членов. В их число входили композиторы Соломон Розовский , Александр Крейн , Любовь Штрайхер , [ 6 ] Михаил Гнесин и скрипач Иосиф Ахрон .
Учитывая рост националистических и сионистских настроений среди еврейского населения, эти концерты были встречены с энтузиазмом. Например, на концерте в украинском городе Винница «артистов встретили в поезде и с большой церемонией и энтузиазмом проследовали по еврейской части города», вспоминал местный кантор. [ 3 ] : 48 Среди артистов, выступавших на этих концертах, были скрипачи Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист , виолончелист Джозеф Пресс и бас Федор Шаляпин .
В 1912 году общество спонсировало экспедицию, в которую входил идишский музыкант и педагог Суссман Киссельгофф , для записи еврейской народной музыки с помощью недавно изобретенного фонографа Эдисона . Группа зафиксировала более 1000 восковых цилиндров . Коллекция хранится в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского , в Киеве. Этот сборник является одним из важнейших этнографических источников еврейской жизни Украины того периода. Еще одним важным начинанием общества стало издание «Сборника песен для еврейских школ и дома». Этот песенник представлял собой монументальный шеститомник и включал, помимо народных песен, собранных Киссельгофом и другими, оригинальные авторские песни и раздел, посвященный кантилляции религиозных текстов.
Еврейское искусство музыки за пределами России
[ редактировать ]Успех общества распространился по всей России, а также в Восточной и Центральной Европе. В 1913 году был основан филиал в Харькове , а позже в Москве и Одессе . Наступление Первой мировой войны и Русская революция положили конец формальному существованию общества, но его члены продолжали свою деятельность и влияние в России и за рубежом. Польские еврейские музыканты, такие как Янот Роткин, вдохновленные обществом, приступили к реализации собственных проектов по сбору, аранжировке и сочинению еврейской музыки. В 1928 году в Вене было основано Общество содействия еврейской музыке. [ 7 ]
С наступлением русской революции большинство ведущих членов петербургского общества покинули Россию. Джоэл Энгель переехал в Берлин в 1922 году, где основал издательство Juwal. Там он переиздал многие произведения общества. Два года спустя он переехал в Палестину и основал «Джибне», продолжившую издательскую работу Джувала. Он умер в Израиле в 1927 году. Сейчас его имя носит улица в Тель-Авиве. Лазар Саминский эмигрировал в США в 1920 году, где стал ведущей фигурой в продвижении еврейской музыки. Он был музыкальным руководителем реформаторской общины Храма Эману-Эль в Нью-Йорке и занимал эту должность до своей смерти в 1959 году. [ 8 ]
Подобным же образом лирический бас Сидор Беларский покинул Россию в 1930 году после окончания учебы в Санкт-Петербургской консерватории и получил должность преподавателя в Университете имени Бригама Янга , где продолжил научные исследования в области иудаистской народной музыки. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В 1932 году Мириам Цунсер вместе с Саминским, Йозефом Ясером и другими основала МАЙЛАММ (известный по еврейской аббревиатуре) — институт по изучению и продвижению еврейской музыки в Палестине и США; [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] это была одна из организаций-предшественниц Американского общества еврейской музыки, созданного под этим названием в 1974 году. [ 12 ]
Соломон Розовский переехал в Израиль, а затем в США, где продолжил сочинять, преподавать и исследовать еврейскую музыку.
Якоб Вайнберг переехал в Израиль в 1922 году после преследований со стороны большевиков в Одессе. В 1927 году его опера «Пионеры» получила первую премию на конкурсе композиций «Полустолетие». С призовыми он смог переехать в Нью-Йорк. Его религиозные произведения исполнялись в Нью-Йорке в Темпле Эмануэль (где он стал «домашним композитором»), а также в синагоге на Парк-авеню и 92-м Сент-Й. Он поступил на музыкальный факультет Хантер-колледжа и (ныне несуществующий) Нью-Йоркский музыкальный колледж. Он продолжал сочинять, выступать и преподавать. Его комическая опера «Пионеры» («Гечалуц») (1924) исполнялась на концертах в Карнеги-холле в феврале 1941 года, затем в феврале 1947 года, а в 1930-х годах в центре города (тогда называвшемся «Храм Мекки»). с его мавританской архитектурой). Его также исполняла в Берлине в 1930-х годах Культурбунд при участии великого сопрано Маши Бени . Ее ария «Песнь Соломона» была совсем недавно исполнена в 1998 году сопрано Харолин Блэквелл в Эйвери Фишер-холле Линкольн-центра на гала-концерте «Салют к 50-летию Израиля» под управлением Леона Ботштейна с Американский симфонический оркестр . запланирована постановка «Пионеров» в честь открытия нового центра исполнительских искусств. в Бруклинском колледже Осенью 2015 года [ нужно обновить ] Концертная версия этой оперы была спродюсирована его внучкой Эллен Л. Вайнберг в Нью-Йорке в 2012 году, и ее можно увидеть на YouTube.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эйнштейн (1947), с. 332.
- ^ Общую историю российского еврейства см. в Дубнове (1975).
- ^ Jump up to: а б с д и Вайссер (1987).
- ^ Jump up to: а б Джейкоб Вайнберг (1946). (перепечатано в Heskes (1998).
- ^ Конституция Общества, перепечатано в Weisser (1987), стр. 45.
- ^ «Саминский, Лазар» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «История Новой еврейской школы в музыке» .
- ^ Слонимский, Николай (2007). «Саминский, Лазарь » В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаизма Том. 17 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 100-1 746–747. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Служба национальных парков - Остров Эллис - Этот месяц в истории, 8-14 февраля. Сидор Беларский входит на остров Эллис в 1930 году на nps.gov.
- ^ Дети острова Эллис. Морено, Барри. Аркадия, 2005 с. 121 Сдиор Беларский в Google Книгах
- ^ Специальные коллекции Университета Бригама Янга - Биография Сидора Беларского на lib.byu
- ^ Jump up to: а б " О нас ". Американское общество еврейской музыки. jewishmusic-asjm.org. Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ Гольдштейн, Эрик Л. (1 марта 2009 г.). « Цунсер, Мириам Шомер . Еврейские женщины в Америке: Историческая энциклопедия . Через Архив еврейских женщин . jwa.org. Получено 6 августа 2017 г. Версия для печати: Routledge, 1997; том 2, стр. 1549-1550.
- ^ Леффлер, Джеймс, 19 октября 2010 г.). « Общество еврейской народной музыки ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . yivoencyclepedia.org. Проверено 6 августа 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]Эйнштейн, Альфред (1947). Музыка эпохи романтизма . WW Нортон. ISBN 9780393097337 .
Дубнов, Саймон (1975). История евреев в России и Польше: с древнейших времен до наших дней . Издательство Ктав.
Вайссер, Альберт (1983). Современный ренессанс еврейской музыки . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-76207-2 .
Вайнберг, Джейкоб (1946–1947). «Джоэл Энгель, пионер еврейского музыкального возрождения (личные воспоминания, 1902–1927)». Вестник еврейского музыкального форума . 7–8 : 33–38.
Эпштейн, Джоэл (2022). «Йидл Мит а Фидл: Евреи России». Музыка из любви к ней: эпизоды любительского музицирования . Публикации Джувала. ISBN 978-9659278237 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Песни для скрипки или альта, написанные композиторами общества.
- История общества и биографии композиторов.
- Архивные записи еврейских авторских песен кантора Луи Данто.