МС Африка Шелл
История | |
---|---|
Имя | МВ Африка Шелл |
Владелец | Shell Company of East Africa Ltd. - Anglo-Saxon Petroleum Co. Ltd., Лондон |
Оператор | 1939–1939: Shell Company of East Africa Ltd. |
Порт приписки | Лондон |
Маршрут | Восточная Африка |
Строитель | George Brown & Co (Marine) Ltd , Гринок |
Номер двора | 207 |
Заложен | 1938 |
Запущен | 10 ноября 1938 г. |
Завершенный | февраль 1939 г. |
В эксплуатации | 1939 |
Не работает | 1939 |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен танковым адмиралом графом Шпее. 24 ° 31' ю.ш., 35 ° 12' в.д. / 24,517 ° ю.ш., 35,200 ° в.д. |
Общие характеристики | |
Тип | Прибрежный нефтяной танкер |
Тоннаж | 706 регистровых тонн брутто (GRT) |
Длина | 184,8 футов (56,3 м) |
Луч | 29,6 футов (9,0 м) |
Глубина | 11,5 футов (3,5 м) |
Ледовый класс | Н/Д |
Установленная мощность | 162 НХП |
Движение | Масляный двигатель Веркспур; закручивание двойных винтов |
Экипаж | 28 |
MS Africa Shell — британский прибрежный нефтяной танкер, управляемый компанией Shell Company of East Africa Ltd. Срок службы корабля был коротким, продлившись всего несколько месяцев с момента его ввода в строй в 1939 году, пока он не был перехвачен и потоплен немецким котлом. Линкор «Адмирал Граф Шпее» в Мозамбикском проливе , у берегов Португальской Восточной Африки , стал шестой жертвой графа Шпее торгового рейдового вылазки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Довоенная служба
[ редактировать ]Судно Africa Shell было спроектировано и построено на в Гриноке верфях компании George Brown & Co (Marine) Ltd . Ее двигатель был произведен голландской машиностроительной компанией Werkspoor NV, Амстердам . После постройки Africa Shell вступила в строй в конце весны 1939 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После начала войны между Германией и союзниками в сентябре 1939 года Адольф Гитлер приказал немецкому флоту начать коммерческие рейды против торгового транспорта союзников. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Под командованием капитана zur See Ганса Лангсдорфа адмирал граф Шпее отплыл из Вильгельмсхафена 21 августа 1939 года, направляясь в Южную Атлантику . Он прошел через Датский пролив и вышел в открытый океан, где 1 сентября встретился со своим кораблем снабжения «Альтмарк» на позиции к юго-западу от Канарских островов . В течение следующих трех недель Граф Шпее оставалась в центре Атлантики не получила приказ начать торговый рейд . , пока 26 сентября [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Адмирал граф Шпее получил строгие инструкции соблюдать правила награждения . Это требовало от нее остановки и обыска всех перехваченных судов на предмет контрабанды перед их потоплением, а также обеспечения безопасной эвакуации экипажей таких судов до начала каких-либо действий. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Поначалу вылазка прошла успешно, и в конце октября Лангсдорф направил свой корабль в Индийский океан к югу от Мадагаскара . Целью этого набега было отвлечь военные корабли союзников от Южной Атлантики и сбить союзников с толку относительно его намерений. К этому времени адмирал граф Шпее прошёл почти 30 000 морских миль (56 000 км; 35 000 миль) и нуждался в капитальном ремонте двигателя. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Перехват
[ редактировать ]К ноябрю 1939 года под командованием капитана Патрика Дава и с экипажем из 28 человек компания Africa Shell использовалась в прибрежных водах юго-восточной Африки для пополнения запасов авиагаза , который будет использоваться летающими лодками на маршрутах Империи. компании Imperial Airways . [ 6 ]
15 ноября компания Africa Shell следовала через Мозамбикский пролив по маршруту из Келимане в Лоуренсу-Маркес, плывя в балласте . Утром в точке в 10 морских милях (19 км; 12 миль) к юго-юго-западу от маяка на мысе Завора она была замечена графом Шпее , который приказал ей остановиться, произведя выстрел по ней. поклон . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Africa Shell не была оборудована беспроводной телеграфией и поэтому не могла передавать международно признанный сигнал: RRR (на меня нападает рейдер).
Остановив « Африку Шелл», с был отправлен катер абордажной группой с «Графа Шпее» , который затем поднялся на борт танкера, причем командующий офицер обратился к капитану Даву на прекрасном английском языке со словами: «Доброе утро, капитан. Извините, судьба войны. " [ 2 ]
Со временем абордажная группа приказала корабельной компании , за исключением Africa Shell капитана , сесть в спасательные шлюпки, прежде чем забрать с Africa Shell все продукты, включая небольшое количество вина . Экипажу было приказано грести к берегу, однако капитан Дав был взят в плен на борту « Графа Шпее», где его и должны были держать в плену. Капитан Дав был возмущен перехватом его корабля и лично пожаловался капитану Лангсдорфу, сославшись на то, что « Африка Шелл» находилась в территориальных водах Португалии и что это действие является явным нарушением международного права . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Тонущий
[ редактировать ]Когда экипаж « Африки Шелл» добрался до берега, а капитан Дав был переведен на « Граф Шпее», абордажная группа приступила к операции по потоплению танкера. затопленные заряды Внутри корабля были установлены и установлены таймеры, после чего группа снова погрузилась на моторный катер и направилась обратно на «Граф Шпее». Когда весь персонал находился на борту « Графа Шпее» в безопасности , Лангсдорф и его команда наблюдали детонацию зарядов, проделавших две дыры в «Африка Шелл» корме . После этого Граф Шпее открыл огонь из части своего дополнительного вооружения - 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C / 28, потопив корабль Africa Shell . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Фотоматериалы фиксируют затопление. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Экипаж Africa Shell благополучно прибыл позднее в тот же день в Лоренсу-Маркиш . Они немедленно сообщили о захвате своего корабля местным властям, однако в их отчете ошибочно говорилось, что их перехватил танковый «Адмирал Шеер» , а не « Граф Шпее», что только способствовало путанице, которую намеревался создать вылазка торгового рейдера. . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Потопив « Африку», «Шелл» Лангсдорф вышел из Индийского океана , обогнул мыс Доброй Надежды и направился обратно в Южную Атлантику .
Пребывание графа Шпее в Индийском океане принесло Лангсдорфу плохую отдачу, единственным успехом стало затопление корабля Africa Shell . Более богатую добычу предстояло получить в Атлантике, и дальнейшего успеха добился « Граф Шпее» , потопив « Дорическую звезду» 2 декабря и грузовой лайнер « Тайроа» 3 декабря, прежде чем он встретился со своим кораблем снабжения «Альтмарк» поздно вечером 6 декабря адмирал Граф Шпее . Вечером 7 декабря встретил свою последнюю жертву: грузовое судно «Стреоншалх» . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Впоследствии Граф Шпее сохранил капитана Дава вместе с пятью офицерами «Дорической звезды» , включая капитана Уильяма Стаббса, которые находились на борту «Графа Шпее» вместе с другими пленными союзников, когда она принимала участие в битве у реки Плейт 13 декабря. После боя поврежденный «Граф Шпее» переправился в Монтевидео , и по прибытии все находившиеся на борту заключенные были освобождены. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Капитан Дав подружился с капитаном Лангсдорфом во время его заключения на борту «Графа Шпее» и позже вспоминал об этом в своей книге « Я был узником графа Шпее». [ 8 ] Книга Дава легла в основу Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера британского военного фильма 1956 года «Битва у реки Плейт » (выпущенного в США под названием «Погоня за графом Шпее »). [ 9 ] В фильме персонажа капитана Дава играет Бернард Ли , однако сам Дав появляется в эпизодической роли в роли одного из других офицеров, удерживаемых на борту «Графа Шпее».
Официальный номер
[ редактировать ]Официальные номера выдаются отдельными государствами флага. Их не следует путать с идентификационными номерами судов ИМО . Компания Africa Shell имела официальный номер в Великобритании 167164.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «МВ Африка Шелл (1939)» . Место крушения . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Моторное судно AFRICA SHELL, построенное компанией George Brown & Co. (Marine) Ltd. в 1939 году для Shell Company of East Africa Ltd. — Anglo-Saxon Petroleum Co. Ltd., Лондон, танкер» . www.clydeships.co.uk .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дав, капитан Патрик (1 января 1940 г.). «Я БЫЛ ПЛЕННЫМ ГРАФА ШПЕ!» . Withy Grove Press – через Amazon.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Я был там! - Наши корабли были потоплены «Графом Шпее» - The War Illustrated» . www.thewarillustrated.info .
- ^ Jump up to: а б "MaritimeQuest - Africa Shell (1938) Данные строителя" . www.maritimequest.com .
- ^ «PG DOVE МЕРТВЫЙ КАПИТАН ТАНКЕРА; шкипер корабля, затопленного графом Шпее, был пленником во время британской атаки (опубликовано в 1957 году)» . 26 мая 1957 г. - через NYTimes.com.
- ^ «Африка Шелл МВ» . www.recksite.eu . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Дав, капитан Патрик (1 января 1940 г.). «Я БЫЛ ПЛЕННЫМ ГРАФА ШПЕ!» . Withy Grove Press – через Amazon.
- ^ Миллер, Фрэнк. «Погоня за графом Шпее (1957)» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Капитан Патрик Дав (1940). Я был пленником графа Шпее . Лондон: Withy Grove Press. стр. 78, 80, 90, 92, 95, 96. ASIN B0016JJN3O .
- Дэвид Миллер (2013). Решения командования: Лангсдорф и битва у реки Плейт . Лондон: Pen & Sword Books Ltd. Чёрч-стрит, Барнсли, Южный Йоркшир. стр. 7, 10, 13, 16. ISBN. 978-1-84884-490-2 .
24 ° 48' ю.ш., 35 ° 01' в.д. / 24,800 ° ю.ш., 35,017 ° в.д.
- корабли 1938 года
- Морские инциденты в ноябре 1939 г.
- Нефтяные танкеры
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Индийском океане
- Корабли, построенные в Глазго
- Морские инциденты 1939 года
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Корабли постройки Джорджа Брауна и компании