Перфекционизм (философия)
В этике и теории ценностей перфекционизм — это настойчивость воли в достижении оптимального качества духовного , умственного , физического и материального бытия. Томас Хурка описывает перфекционизм следующим образом:
Эта моральная теория начинается с описания хорошей жизни или желательной жизни. И это характеризует эту жизнь своеобразно. Определенные свойства, говорится в нем, составляют человеческую природу или являются определяющими для человечности — они делают людей людьми. Хорошая жизнь, говорит далее он, развивает эти свойства в высокой степени или реализует то, что является центральным в человеческой природе. Различные версии теории могут расходиться во мнениях относительно того, каковы соответствующие свойства, и, следовательно, расходиться в отношении содержания хорошей жизни. Но они разделяют основополагающую идею о том, что в конечном итоге хорошо — это развитие человеческой природы. [1]
История
[ редактировать ]Перфекционизм как моральная теория имеет долгую историю, и к нему обращались влиятельные философы. Аристотель изложил свою концепцию хорошей жизни ( эвдемония ). Он учил, что политика и политические структуры должны способствовать хорошей жизни людей; поскольку полис может лучше всего способствовать хорошей жизни, его следует предпочесть другим формам социальной организации.
Философ Стэнли Кэвелл развивает концепцию морального перфекционизма как идею о том, что существует недостижимая, но достижимая личность, к достижению которой следует стремиться. Моральные перфекционисты считают, что древние вопросы, такие как «Живу ли я так, как положено?» имеют решающее значение в мире, и они описывают обязательства, которые мы должны иметь, способами, которые кажутся, но на самом деле не являются невероятно требовательными. Мы делаем это потому, что только придерживаясь такой «невозможной» точки зрения, человек может стремиться к своему «недостигнутому, но достижимому я».
В своей книге «Города слов: Педагогические письма о регистре нравственной жизни» (2005) [2] Основываясь на курсе лекций под названием «Моральный перфекционизм», который он впервые прочитал в Гарвардском университете в 1980-х годах, Стэнли Кэвелл характеризует моральный перфекционизм в целом и то, что он называет « эмерсоновским перфекционизмом», формой морального перфекционизма, которую он принимает и защищает, а не как теория моральной философии, сравнимая с деонтологической точкой зрения Иммануила Канта о том, что существует универсальный моральный закон ( категорический императив ), с помощью которого мы можем рационально определить, является ли действие правильным или неправильным, или точкой зрения Джона Стюарта Милля о с утилитарной том, что добро действие – это то, что причинит наименьший вред или наибольшую пользу для наибольшего числа людей. Для Кавелла моральный перфекционизм — это мировоззрение или регистр мыслей, способ мышления о морали, тематически выраженный в некоторых произведениях философии, литературы и кино. Как резюмирует идею Кэвелла Уильям Ротман, «считает нашей основной задачей как людей — одновременно нашим самым глубоким желанием, независимо от того, знаем мы это о себе или нет, и нашим моральным долгом — стать более полно человечными, реализовать свою человечность в нашу жизнь в мире, который всегда требует одновременного признания человечности других (нашего признания их и их признания нас)». [3] В «Городах слов» главы посвящены крупнейшим философам западной традиции, таким как Платон , Аристотель , Иммануил Кант , Ральф Уолдо Эмерсон , Фридрих Ницше , Джон Стюарт Милль , Зигмунд Фрейд и Джон Ролз , поддерживая понимание Кэвеллом морального перфекционизма и таких художников, как Уильям. Шекспир , Генри Джеймс , Хенрик Ибсен и Джордж Бернард Шоу , все главы которых посвящены фильмам, кроме одного ( «Зимняя сказка» (1992) Эрика Ромера ), представителя классических голливудских жанров; то, что он называл « комедией повторного брака » и «мелодрамой о неизвестной женщине». Аргумент Кэвелла состоит в том, что эти фильмы являются иллюстрацией морального перфекционизма (и, более , . конкретно эмерсоновского ) перфекционизма Например, они, по выражению Кавелла, «менее формулируются вопросами о том, что им следует делать, что для них было бы лучше и правильнее делать, чем вопросами, как им прожить свою жизнь, какого рода людьми, которыми они стремятся быть». [4] 7
Счастье
[ редактировать ]Совершенство означает нечто большее, чем счастье или удовольствие, или что-то отличное от него, а перфекционизм отличается от утилитаризма во всех его формах. Общество, приверженное перфекционистским принципам, не может производить счастливых граждан – это далеко не так. Кант рассматривал такое общество как правительственный патернализм , который он отрицал ради «патриотического» государства ( imperium non paternale, sed atriticum ). В то время как человек несет ответственность за добродетельную жизнь, государство должно ограничиваться регулированием человеческого сосуществования. [5]
Альфред Наке считал, что не существует универсальных параметров совершенства. Индивиды и культуры выбирают те ценности, которые для них представляют собой идеал совершенства. Например, один человек может рассматривать образование как ведущее совершенство, а для другого красота — высший идеал.
Он писал по этому поводу:
Истинная роль коллективного существования... состоит в том, чтобы учиться, открывать, знать. Еда, питье, сон, жизнь, одним словом, — это всего лишь аксессуар. В этом отношении мы не отличаемся от скота. Знание – это цель. Если бы я был приговорен выбирать между человечеством, материально счастливым, пресыщающимся, как стадо овец в поле, и человечеством, существующим в нищете, но от которого здесь и там исходила некая вечная истина, то это было бы последнее. мой выбор упадет. [6]
С критической точки зрения аналогичные настроения были выражены Мэтью Арнольдом в его эссе «Культура и анархия» . Согласно точке зрения, которую он выдвинул в публикации 1869 года, «Культура [...] - это исследование совершенства». Далее он писал, что: «[Культура] стремится покончить с классами; сделать лучшее, что было придумано и известно в мире, распространенным повсюду; заставить всех людей жить в атмосфере сладости и света [...]» . [7]
Более того, в предисловии к этому тексту он написал:
Вся цель эссе состоит в том, чтобы рекомендовать культуру как великую помощь в преодолении наших нынешних трудностей; Культура - это стремление к нашему полному совершенству посредством познания по всем вопросам, которые нас больше всего волнуют, лучшего, что было мыслито и сказано в мире, и посредством этого знания направляя поток свежих и свободных мыслей. на наши устоявшиеся представления и привычки, которым мы теперь следуем стойко, но механически, тщетно воображая, что в неуклонном следовании им есть добродетель, которая компенсирует вред механического следования им.
Трансгуманизм
[ редактировать ]Философ Марк Алан Уокер утверждает, что рациональный перфекционизм является или должен быть этическим императивом, лежащим в основе трансгуманизма . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хурка, Томас (1993). Перфекционизм . Издательство Оксфордского университета, стр. 3.
- ^ Кавелл, Стэнли (2005). Города слов: Педагогические письма о регистре нравственной жизни . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674013360 .
- ^ Ротман, Уильям (2014). Должны ли мы убить то, что любим? Эмерсоновский перфекционизм и фильмы Альфреда Хичкока . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 4. ISBN 9780231166027 .
- ^ Кавелл, Стэнли (2005). Кэвелл о фильме . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 354. ИСБН 9780791464328 .
- ^ Иммануил Кант: О распространенном высказывании: Это может быть правильно в теории, но не подходит для практики, AA VIII, 273-314, здесь 291.
- ^ Наке, Альфред (1904). Анархия и коллективизм .
- ^ Арнольд, Мэтью (1889). Культура и анархия; очерк политической и социальной критики . Интернет-архив. Лондон, Смит, Элдер.