Иван Мосюкин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Иван Мосюкин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Иван Ильич Можухин 26 сентября 1889 г. |
Умер | 18 января 1939 г. | (49 лет)
Другие имена | Молодой Мосюкин Ivan Mozzukhine Иван Мосюкин |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1911–1936 |
Супруги |
Ivan Ilyich Mozzhukhin (Russian: Иван Ильич Мозжухин , IPA: [ɪˈvan ɨˈlʲjitɕ mɐˈʑːʉxʲɪn] ; 26 сентября [ OS 8 октября] 1889 — 18 января 1939), обычно называемый французской транслитерацией Иван Можукин , был российским актёром немого кино. [ 1 ]
Карьера в России
[ редактировать ]
родился в Кондоле Саратовской губернии Российской империи (современная Пензенская область России Иван Мозжухин ), был младшим из четырёх братьев. Его мать Рахиль Ивановна Мозжухина (урожденная Ласточкина) была дочерью русского православного священника, а отец Илья Иванович Мозжухин происходил из крестьян и служил управляющим имением дворянского рода Оболенских . Это положение он унаследовал от собственного отца — крепостного , детям которого была дарована свобода в благодарность за его службу. [ 2 ] [ 3 ]
Пока все трое старших братьев заканчивали семинарию , Иван был отдан в Пензенскую мужскую гимназию, а затем изучал право в Московском государственном университете . В 1910 году он оставил академическую жизнь, чтобы присоединиться к труппе бродячих актеров из Киева , с которой гастролировал в течение года, набираясь опыта и репутации динамичного сценического актера. По возвращении в Москву он начал свою карьеру на экране с 1911 году экранизации в Толстого «Крейцеровой сонаты» . Также он снялся в «Доме в Коломне» (1913, по Пушкину ), Петр Чардынин поставил драму « Ты помнишь?» напротив популярной русской балерины Веры Каралли (1914), Николая Ставрогина (1915, по Достоевского » Бесам « « Пиковой ), даме» (1916, по Пушкину) и другим обработкам русской классики.
The Kuleshov Effect
[ редактировать ]Самым значительным вкладом Можукина в теоретическую концепцию фильма как изображения является наследие его собственного лица в повторяющихся репрезентациях иллюзорных реакций, наблюдаемых в Льва Кулешова психологическом монтажном эксперименте , который продемонстрировал эффект Кулешова . В 1918 году, в первый полный год Русской революции , Кулешов собрал свою революционную иллюстрацию применения принципов монтажа фильмов из кадров одного из фильмов Мошукина царской эпохи, которые остались позади, вместе со всем его фильмом. продюсерская компания, отбыла в относительную безопасность Крыма в 1917 году.
Карьера во Франции
[ редактировать ]В конце 1919 года Можукин прибыл в Париж и быстро зарекомендовал себя как одна из ведущих звезд французского немого кино , снимаясь в одном успешном фильме за другим. Красивый, высокий и обладающий сильной внешностью на экране, он завоевал немало поклонников как загадочная и экзотическая романтическая фигура.
Первый фильм его французской карьеры стал также и его последним российским фильмом. «L'Angoissate Aventure» («Мучительное приключение») представляло собой инсценировку трудного и опасного путешествия русских актеров, режиссеров и других кинодеятелей, пробиравшихся из Крыма в хаос Османской Турции в разгар послевоенной войны. Я паду Султанат . Группу возглавлял известный режиссер Яков Протазанов , в ее состав входила частая исполнительница главных ролей Можукина Наталья Лисенко (во Франции ее называют Натали Лисенко), на которой он женился, а затем развелся. Их конечным пунктом назначения был Париж, который стал новой столицей для большинства сосланных бывших аристократов и других беженцев, спасавшихся от гражданской войны в России . Фильм был завершен и выпущен в Париже в ноябре 1920 года.

Кинослава Мосжукину была обеспечена, и в 1920-е годы его лицо с фирменным гипнотическим взглядом появилось на обложках киножурналов по всей Европе. Он написал сценарии для большинства своих главных транспортных средств и поставил два из них: L'Enfant du Carnaval ( «Дитя карнавала» ), выпущенный 29 августа 1921 года, и Le Brasier ardent ( «Пылающий ад» ), выпущенный 2 ноября 1923 года. В обоих фильмах главной героиней была тогдашняя «мадам Можукин» Натали Лисенко . Brasier , в частности, получил высокую оценку за свои новаторские и изобретательные концепции, но в конечном итоге оказался слишком сюрреалистичным и причудливым, чтобы добиться финансового успеха. В фильме, оформленном в стиле полукомического кафкианского кошмара, он играет детектива, известного как «Z», нанятого пожилым мужем, чтобы следить за своей предприимчивой молодой женой. Однако сюжет был лишь инструментом, с помощью которого Можукин и его помощник режиссера Александр Волков экспериментировали с зрительским восприятием реальности. Многие из сцен, кажется, происходят на съемочной площадке, которая сбивает с толку больше, чем обычно, и в одной особенно поразительной сцене муж входит в детективное агентство и обнаруживает синхронизированную линию мужчин, предположительно детективов, все в смокингах и скользящих строем. Мосжукин получил похвалу за свою восторженную игру и проявление эмоций.
Сдаться в Голливуде
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( Апрель 2020 г. ) |
Согласно популярному мифу, когда Рудольф Валентино 23 августа 1926 года умер , голливудские продюсеры начали искать другое лицо или образ, который мог бы передать хоть каплю того уникального присутствия на экране, которое излучал «Великий любовник». Однако Можукин был подписан Universal еще до смерти Валентино, поскольку в выпуске Motion Picture News от 14 августа 1926 года упоминается роль Можукина в фильме «Мишель Строгов» , поскольку Universal только что объявила, что выводит фильм на американский рынок. Упоминалось, что Леммле из Universal подписал контракт с Мосжукином на приезд в Америку этой осенью. [ 4 ] Некоторые из французских постановок, в которых снимался Можукин, были показаны в крупных городах США , где во множестве кинотеатров регулярно демонстрировались европейские фильмы, но в целом он был незнакомой личностью для подавляющего большинства американской аудитории. Universal из Карл Леммле , который нанял Валентино в качестве актера второго плана в двух фильмах 1919-1920 годов, обнаружил, что Можукин в европейской прессе часто описывался как русский Валентино.
Однако, как оказалось, «Сдача» , снятая летом 1927 года, не доверила Мосюкине вести сюжетную линию. Он был всего лишь партнером по фильму, а главная роль и главная роль достались Мэри Филбин , популярной ведущей актрисе того периода, которая восемнадцатью месяцами ранее сыграла эффектную роль Кристины, предмета одержимости Лона Чейни . и любовь в «Призраке Оперы» . Недавняя русская революция была популярной темой фильмов того времени: фильм Джона Бэрримора и Камиллы Хорн 1926 года в фильме «Буря» и Эмиля Дженнингса автомобиль «Последний приказ» , выпущенный через три месяца после «Капитуляции» , являются двумя примерами этого жанра. Поскольку новая звезда Леммле действительно пережила Революцию, казалось вполне естественным, что действие истории разворачивается в этой среде.
Симптоматично для статуса коллеги Мошукина, он не появляется даже в первые пятнадцать минут фильма, занятых изображением жизни восточноевропейского еврейского поселения накануне Первой мировой войны . В конце концов, в центре сюжета Мэри Филбин, как девственная дочь деревенского раввина, сталкивается с поразительным выбором: добровольно «отдать» свое девичество аристократическому лидеру казачьего отряда Мошукина , посланному стереть с лица земли ее деревню, или отказаться и видеть, как он выполняет свое задание. Хотя этот тип личности вписывался в прошлую характеристику Валентино « Сын шейха» доминирующего, сильного любовника, который сначала берет женщин против их воли, пока они не тают под сиянием его чистого животного магнетизма, он противоречил образу европейского Казановы Мошукина как фаталистического непреодолимый любовник , к которому женщины стекаются и «сдаются» без всякого намека на силу или угрозу, а просто из-за своей неспособности сопротивляться.
Это фундаментальное непонимание несходства между Валентино и Можукиным в сочетании с умелым руководством Эдварда Сломана и безразличием Мэри Филбин и отсутствием химии с ее главным актером привело к тому, что фильм был встречен прохладно критиками и публикой. Несмотря на умеренную прибыльность, Леммле не ожидал такого прибыльного успеха. Мошукин получил несколько хороших отзывов, но ряд критиков усомнились в его пригодности для американской аудитории. премьере фильма Однако еще более зловещая нота прозвучала на бродвейской 10 октября 1927 года. Премьера другого фильма, показанного через дорогу, состоялась четырьмя днями ранее, 6 октября. «Певец джаза» привлек гораздо большую аудиторию, чем «Сдача» , и, поскольку он положил начало озвучке в кино, вскоре стал похоронным звоном для карьеры Мушукина как звезды немого кино, поскольку его сильный русский акцент в конечном итоге нанес сокрушительный удар по его надеется продолжить работу в звуковом кино .
Вернуться в Европу
[ редактировать ]После неудачной попытки сделать карьеру в Голливуде Мошукин вернулась в Европу. Оставшуюся часть своей кинокарьеры, снимаясь в новом фильме каждый год, по крайней мере, до 1936 года, он провел в Европе. Он появлялся в основном в немецких фильмах в последние годы Веймарской республики , переехав во Францию после прихода к власти нацистов . В обеих странах ему часто давали роли в фильмах российского происхождения. Многие из его фильмов были сняты соотечественниками-эмигрантами Владимиром Стрижевским , Виктором Туржанским и Александром Волковым .
Личная жизнь
[ редактировать ]У Мосжукина было три старших брата. Александр Мозжухин (1878–1972) был известным оперным певцом, который также уехал из России в Париж в 1926 году. После его смерти его жена Клео Карини вернулась в Советский Союз, привезя с собой архивы мужа, включавшие множество документов. Среди них была автобиография и множество писем членов его семьи, в том числе Ивана. В настоящее время они хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства и в ряде музеев. [ 2 ] [ 5 ]
Второй брат Можукина Алексей (род. 1880) служил офицером Российской Императорской Армии , позже был зачислен в Красную Армию . В 1931 году арестован и приговорен к трем годам лишения свободы за антисоветскую агитацию . В 1937 году он был вторично арестован по тому же обвинению и решением тройки НКВД приговорен к смертной казни. [ 3 ] Константин Мозжухин (род. 1882) также был армейским офицером, служившим в Императорском Российском флоте . В 1935 году он и его отец были арестованы и отправлены в Иргиз Казахской ССР . В 1937 году он был арестован во второй раз, также за антисоветскую агитацию, и приговорен к десяти годам лагерей. Дата его смерти неизвестна. [ 6 ]
Мушукин был официально женат трижды. Его первой женой стала русская актриса Наталья Лисенко (1884–1960). Они поженились в 1912 году и развелись в 1927 году. В 1928 году Мошукин женился на датской актрисе Агнес Петерсен (1906–1973). Его третьей женой стала французская актриса русского происхождения Таня Федор (1905–1985), хотя в браке они прожили недолго. [ 2 ] [ 7 ]
В подростковом возрасте Мошукин завязал романтические отношения с Ольгой Броницкой (урожденной Телегиной) — актрисой популярной передвижной труппы под руководством ее брата Петра Заречного. В 1908 году она родила внебрачного сына Александра, который был зарегистрирован как сын Петра Заречного под его официальной фамилией. Таким образом, мальчика воспитали как Александра Петровича Телегина, хотя ему и сообщили о его настоящем отце. Несколько лет Мушукин путешествовал со своей гражданской женой и сыном, прежде чем вернуться в Москву и жениться на Наталье Лисенко. По словам Телегина, отец всегда поддерживал их, присылая письма, деньги и посылки, пока его имя не попало под запрет в Советском Союзе. Телегин и его семья жили в Москве, хотя им приходилось скрывать свое происхождение. По сей день он остается единственным подтвержденным отпрыском Мосжукина. [ 2 ] [ 7 ]
Французский писатель Ромен Гари утверждал, что его рождение было результатом романа Мошукина и его матери Нины Овчиньской, польско - еврейской актрисы, которая позже вышла замуж за Арье Кацева. В 1960 году он написал автобиографический рассказ о борьбе и победах своей матери « La promesse de l'aube» ( «Обещание на рассвете »), который стал основой для англоязычной пьесы и франко-американского фильма. Спектакль « Сэмюэля А. Тейлора» открылся Первая любовь на Бродвее в Театре Мороско на Рождество 1961 года и закрылся 13 января 1962 года после 24 представлений. В 1970 году, вернувшись к своему первоначальному названию, он был адаптирован для экрана и поставлен Жюлем Дассеном как средство передвижения для его жены Мелины Меркури (тогда ей было 49 лет), сыгравшей Нину. Дассен, которому на тот момент было 59 лет, решил сыграть самого Мушукина в единственной сцене, в которой этот персонаж появляется в фильме.
Смерть
[ редактировать ]Иван Мошукин умер от туберкулеза в клинике Нейи-сюр-Сен . Во всех доступных источниках ему 49 лет, а год рождения - 1889. Однако на его надгробии на русском кладбище в парижском пригороде Сент-Женевьев-де-Буа указан 1887 год.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- «Крейцерова соната» (1911, реж. П. Чардынин ), партия Трухачевского
- Defence of Sevastopol (1911, dir. Vasily Goncharov and Aleksandr Khanzhonkov ), as Admiral Vladimir Kornilov
- Ночь перед Рождеством (1913, реж. Ладислас Старевич ), в роли Демона
- Domik v Kolomne ( The Little House in Kolomna ) (1913)
- Пиковая дама (1916, реж. Яков Протазанов ), в роли Германа
- Satan Triumphant (1917, dir. Yakov Protazanov )
- Father Sergius (1917, dir. Yakov Protazanov and Alexandre Volkoff ), as Prince Kasatsky / Father Sergius
- «Мучительное приключение» (1920, реж. Яков Протазанов ), роль Анри де Гранье
- «Карнавальное дитя» (1921, реж. Иван Можукин) в роли маркиза Сержа де Гранье
- Justice d'abord (1921, dir. Yakov Protazanov )
- Темпетес (1922, реж. Робер Будриоз ), как Анри
- «Таинственный дом» (1923, реж. Александр Волков ), как Жюльен Вилландрит
- «Горящая жаровня» (1923, реж. Иван Можукин), в роли З.
- Кин (1924, реж. Александр Волков ), в роли Эдмунда Кина
- Проходящие тени (1924, реж. Александр Волков ), как Луи Барклай
- Лев Моголов (1924, реж. Жан Эпштейн ), как принц Раундгито-Синг
- Феу Матиас Паскаль (1925, реж. Марсель Л'Эрбье ), как Матиас Паскаль
- Michel Strogoff (1926, dir. Victor Tourjansky ), as Michael Strogoff
- Любовь Казановы (1927, реж. Александр Волков ), в роли Джакомо Казановы
- Капитуляция (1927, реж. Эдвард Сломан ), как Константин
- Президент (1928, реж. Дженнаро Ригелли ), в роли Пепе Торре
- Тайный курьер (1928, реж. Дженнаро Ригелли ), как Жюльен Сорель
- Царский адъютант (1929, реж. Владимир Стрижевский ) в роли князя Бориса Курбского
- Манолеску (1929, реж. Виктор Туржанский ), ас Жорж Манолеску
- Белый дьявол (1930, реж. Александр Волков ) в роли Хаджи Мюрата
- Сержант Икс (1932, реж. Владимир Стрижевский ), в роли Жана Рено
- 1002-я ночь (1933, реж. Александр Волков ), как принц Тахар
- Казанова (1934, реж. Рене Барберис ), в роли Джакомо Казановы
- L'Enfant du carnaval (1934, реж. Александр Волков ), в роли Анри Строганова
- Ничево (1936, реж. Жак де Барончелли ), как Меутер
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 472–473. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Олег Сиротин (2014). Двойная звезда: двойная биография Александра и Ивана Мозжухиных в Пензенской областной библиотеке, электронная версия (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Олег Сиротин. Семья и отечество Ивана Мозжухина. Статья из журнала «Записки о киноведении», главный редактор Наум Клейман (2006, на русском языке)
- ^ «Майкл Строгов будет предложен в следующем месяце». Новости кино. 14 августа 1926 года.
- ^ Александр Мошукин на Pinterest.
- ^ Восстановленные имена. «Русская книга памяти» Проект Российской национальной библиотеки (2003–2017, на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Антонина Варияш. Иван Мозжухин. Биографическая статья «Незнакомые сыновья» в ежемесячном журнале «Караван историй», 28 декабря 2015 г. (на русском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1889 рождений
- 1939 смертей
- Жители Пензенской области.
- Люди из Петровского уезда.
- Российские актеры театра-мужчины.
- Российские киноактёры-мужчины.
- Российские актеры немого кино, мужчины.
- Белые русские эмигранты во Франции
- Французские киноактёры-мужчины
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Выпускники МГУ
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
- Смертность от туберкулеза во Франции