Золотые рога Галлехуса

Золотые рога Галлехуса — два рога из листового золота , обнаруженные в Галлехусе, к северу от Мёгельтондера в Южной Ютландии , Дания . [1] Рога датируются началом V века, то есть началом германского железного века .
Рога были найдены соответственно в 1639 и 1734 годах на расстоянии всего лишь 15–20 метров друг от друга. [1] Они состояли из сегментов двойного листового золота. Два рога оказались неполными; более длинный, найденный в 1639 году, имел семь сегментов с орнаментом, к которым были добавлены шесть простых сегментов и простой обод, возможно, реставратором 17 века. Более короткий рог, найденный в 1734 году, имел шесть сегментов: узкий с прото-скандинавской надписью Старшего Футарка по краю и пять сегментов, украшенных изображениями. Неясно, предназначались ли рога для питья или для трубления , хотя рога для питья имеют более выраженную историю как предметы роскоши, изготовленные из драгоценного металла.
Оригинальные рога были украдены и переплавлены в 1802 году. Были утеряны и слепки, сделанные из рогов конца XVIII века. Таким образом, копии рогов должны основываться исключительно на рисунках 17 и 18 веков и, соответственно, чреваты неопределенностью. Тем не менее, копии оригинальных рогов были изготовлены, две из них выставлены в Национальном музее Дании в Копенгагене , а копии, например, в музее Мосгаард , недалеко от Орхуса , Дания. Эти копии также дважды были украдены и возвращены: в 1993 и 2007 годах.
Рога являются предметом одного из самых известных стихотворений в датской литературе «Золотые рога» ( Guldhornene ) Адама Оленшлегера .
Описание
[ редактировать ]
Оба рога состояли из двух слоев листового золота: внутренний лист меньшего качества, пропитанный серебром, внешний лист — из чистого золота. Внешний лист был построен из нескольких колец, каждое из которых было покрыто литыми фигурками, припаянными к кольцам, причем в кольца между более крупными фигурами выгравировано еще больше фигур. На втором роге была надпись Старшего Футарка на прото-норвежском языке , представляющая большую ценность для германской лингвистики .
Оба рога когда-то были одинаковой длины, [ сомнительно – обсудить ] но часть узкого конца второго (более короткого) рога, отсутствовавшего на момент его обнаружения (1734 г.), уже была распахана и восстановлена до 1639 г. Впоследствии он также был переплавлен и утерян. [ нужна ссылка ] Длина более длинного рога в отреставрированном состоянии составляла 75,8 см, если измерять его по внешнему периметру; диаметр отверстия составлял 10,4 см, а вес рога 3,2 кг.
Поскольку слепки, сделанные с рогов, были утеряны, неизвестно, были ли рога просто изогнуты или они имели извилистую спиральную кривизну, как у натурального бычьего рога.
Руническая надпись
[ редактировать ]На втором роге была следующая надпись Старшего Футарка ( DR 12 †U ), идентифицирующая создателя как Хлевагаста :
ᛖᚲ
я
я
я
ᚺᛚᛖᚹᚨᚷᚨᛊᛏᛁᛉ
хлевагастиз
Хлевагастиз
Хлевагастиз
᛬
:
ᚺᛟᛚᛏᛁᛃᚨᛉ
Холтияз
Холтияз
Холтияз
᛬
:
ᚺᛟᚱᚾᚨ
уже
уже
рог
᛬
:
ᛏᚨᚹᛁᛞᛟ
Тавидо
рак
сделал
᛬
:
«Я Хлевагастиз Холтиджаз сделал рог».
Эта надпись является одной из самых ранних надписей Старшего Футарка, в которых записано полное предложение, и самой ранней, сохранившей строку аллитеративного стиха .
Значение имени Хлевагастис обсуждается : оно может означать либо «подлый гость», либо «славный гость». Холтияз может быть либо отчеством, «сыном (или потомком) Холта», либо выражать такую характеристику, как «деревянный». [2]
Возможный шифр руны
[ редактировать ]
Два ряда изображений в верхнем сегменте более длинного рога были приняты за шифр, кодирующий рунический текст из 22 букв, хотя общепринятой расшифровки не существует. Хартнер (1969) прочитал luba Horns ens helpa hjoho , « апотропное предложение», переведенное Хартнером как «могу ли я, зелье этого рога, принести помощь клану». [3]
Иконография
[ редактировать ]Фигуры, отчеканенные на рогах, сочетают в себе изображения многочисленных антропоморфных, зооморфных и гибридных мотивов. Помимо припаянных к рогу основных фигур, выступающих за поверхность рога, имеется ряд дополнительных фигур и орнаментов, выполненных чеканкой .
Были многочисленные попытки их интерпретации, но все спекулятивные. Интерпретация особенно сложна, поскольку приходится полагаться на неточные рисунки, сделанные до утраты оригинальных рогов. Интерпретации обычно пытаются согласовать иконографию с германской мифологией , хотя средиземноморские ( византийские упоминаются и ) элементы.
Очевидные параллели с искусством периода германской миграции довольно ограничены. Здесь обитает большое количество змей, некоторые из них переплетаются в стиле более широкого животного стиля Европы темных веков. Фигуру с рогом можно сравнить с «валькирией», изображенной на камне с изображением Тьенвиде . Две фигуры в масках, вооруженные мечом и щитом, на меньшем роге напоминают другие германские изображения танцев с мечами , например, на шлеме Саттон-Ху . Две другие вооруженные фигуры с большими рогами можно сравнить с иконографией рогатого шлема или с фигурой « Цернунноса » на котле Гундеструпа . Своеобразный образ трехголовой (трехглавой) фигуры был принят за языческий предшественник изображений трехглавого Христа, символизирующего Троицу , в христианской иконографии, но его трудно поместить в современный контекст. ряд скандинавских богов Ольрик (1918) тем не менее признал среди фигур , в том числе Тюра , Одина , Тора и Фрейра . [4]
Франкфуртский историк науки Вилли Хартнер в 1969 году опубликовал интерпретацию, включающую гематрию и археоастрономию , взяв многие фигуры за созвездия , утверждая, что иконография относится к лунному затмению 4 ноября 412 года и солнечному затмению 16 апреля 413 года.
Первый рог (А) имел фигуры, расположенные в семи сегментах. Второй рог (В) имел шесть сегментов, включая узкий, содержащий руническую надпись по краю.
рог | сегмент | с облегчением | в погоне |
---|---|---|---|
А | 1 | Хартнера два ряда антропоморфных и териоморфных фигур, включая змей и рыб ( шифр-руны ) | Две переплетающиеся змеи и пять четырехконечных звезд. |
А | 2 | Пять фигур, четыре антропоморфных, в том числе одна верхом на лошади, одна вооруженная луком, одна держащая рог для питья, а также лошадь без всадника. | пять мифологических гибридных фигур, |
А | 3 | вооруженная фигура, стоящая за распростертым телом (аналогично расположению на 4-м сегменте второго рога), кентавр и две фигуры с собачьими головами. | переплетающиеся фигурки змей, одна с человеческим туловищем |
А | 4 | еще одна вооруженная фигура и три животных. | пять змей, одна четырехконечная звезда |
А | 5 | две фигурки играют в настольную игру , под доской сидит существо, две змеи и рыба. | четыре змеи и несколько маленьких звездочек |
А | 6 | пять изображений подряд, два из них — собаки (из них одно обращено к солнцу или звезде), остальные, возможно, растения. | |
А | 7 | три символа неясного значения: два в виде растений и один в виде двух досок или флажков с тройными точками или отверстиями. | вертикальная пунктирная линия и расположение вертикальных волнистых и зигзагообразных линий |
Б | 1 | надпись Старшего Футарка | |
Б | 2 | четыре антропоморфные фигуры, все вооруженные, две из них с большими рогами. Между ними и под ними находится несколько териоморфных фигур, одна из них с рогами. у двух «танцоров с мечом» было отверстие, вероятно, предназначенное для цепи для ношения рога. | Среди фигур разбросаны звездные символы от трех до восьми лучей и несколько животных, в том числе рыба. |
Б | 3 | две антропоморфные фигуры, одна вооруженная луком, нацеленным на фигуру животного, а другая с тремя головами, держащая в одной руке топор и веревку, прикрепленную к рогатому или рогатому животному, возможно, козлу. Три змеи: большая, держащая во рту шарик, и две поменьше, кусающие брюхо большей. Линкольн (1976) считает трехглавую фигуру, привязанное рогатое животное и трех змей, «лежащих мертвыми», германским отражением индоевропейского мифа об убийстве драконов и угонах скота . [5] | другие териоморфные фигуры и звездные символы. |
Б | 4 | всадник верхом на лошади, еще одна фигура с мечом, стоящая перед распростертым телом, и кентавр. Животное, похожее на лошадь, с головой на каждом конце и без хвоста. Извивающаяся змея смотрит на предмет, похожий на растение, или пожирает его, который может представлять собой змея (дракона) Нидхёггра, пожирающего корни Иггдрасиля. | формы рыб и звездные символы. |
Б | 5 | фигура, держащая в левой руке большой серп или меч, а в правой — лошадь на привязи. Две собаки. | фигурки кабана, птицы и рыбы |
Б | 6 | четыре антропоморфные фигуры: одна вооружена луком, другая — двумя кинжалами, одна держит правую ногу в правой руке и одна, очевидно, обезглавлена, | четыре фигурки рыб и восемь четырехконечных звезд. |
Открытие
[ редактировать ]



Первый рог
[ редактировать ]Более длинный рог был обнаружен 20 июля 1639 года крестьянской девушкой по имени Кирстен Свендсдаттер в деревне Галлехус, недалеко от Мёгельтондера , Дания, когда она увидела, что он выступает над землей. Она написала письмо королю Дании Кристиану IV , который забрал его и, в свою очередь, передал датскому принцу Кристиану , который [ сомнительно – обсудить ] переделал его в рог для питья, добавив на узкий конец золотое навершие, чтобы закрыть его.
Датский антиквар Олаус Вормиус написал трактат под названием De aureo cornu о первом Золотом Роге в 1641 году.Первый сохранившийся эскиз рога взят из этого трактата. Вормиус отмечает, что он не видел рога в том состоянии, в котором он был найден, и сейчас невозможно определить, были ли ободок и узкие сегменты, лишенные орнамента, современными дополнениями, такими как навершие.
В 1678 году рог был описан в Journal des Savants .
Второй рог
[ редактировать ]Примерно 100 лет спустя, 21 апреля 1734 года, другой (более короткий, поврежденный) рог был найден Эрихом Лассеном недалеко от первого рога. Он передал его графу Шакенборгу, который, в свою очередь, передал его королю Дании Кристиану VI и получил 200 ригсдалеров взамен . С этого момента оба рога хранились в Det kongelige Kunstkammer (Королевской художественной палате) в Кристиансборге , ныне датском Rigsarkivet (национальный архив). Более короткий рог был описан в трактате архивариуса Рихарда Иоахима Паулли в том же году. [6]
Кража со взломом и разрушение
[ редактировать ]Оригинальные рожки
[ редактировать ]4 мая 1802 года рога были украдены ювелиром и часовщиком по имени Нильс Хайденрайх из Фулума , который вошел в складское помещение, где хранились рога, с помощью поддельных ключей. Хайденрайх забрал рога домой и переплавил их, чтобы переработать золото. Кража была обнаружена на следующий день. [7] и в газетах было объявлено о награде в 1000 ригсдалеров.
Гроссмейстер Андреас Хольм подозревал , ювелиров гильдии что в этом замешан Хайденрайх, поскольку тот пытался продать Холму кованые « пагоды » (индийские монеты с мотивами богов), изготовленные из плохого золота, смешанного с латунью . Хольм и его коллеги следили за Хайденрайхом и видели, как он бросил монетные марки в городской ров. Он был арестован 27 апреля 1803 года и признался 30 апреля. 10 июня Хайденрайх был приговорен к тюремному заключению и освобожден только в 1840 году. Он умер четыре года спустя. Его покупатели вернули переработанное золото, которое оказалось в виде монет, а не копий рогов.
Гипсовые слепки рогов были изготовлены для кардинала в Риме , но они уже погибли в результате кораблекрушения у корсиканского побережья. Вместо этого по эскизам были созданы приблизительные копии. Рога, изображенные выше, являются более новыми копиями, изготовленными в 1980 году.
Копии
[ редактировать ]
были украдены копии рогов В 1993 году из музея Моэсгаарда , которые вскоре были найдены в лесу недалеко от Хасселагера . Эти копии изготовлены из позолоченной латуни . [8]
набор современных позолоченных серебряных копий. 17 сентября 2007 года в 4:30 утра из музея Конгернес Еллинг был украден [9] но были обнаружены вскоре после этого, 19 сентября 2007 года. [10]
Мемориальные камни в Галлехусе
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Официальная страница датских новостей (DR) с блоком фактов по теме (на датском языке) ; Рога также идентифицируются как Tunderense в старой литературе, ученое латинское прилагательное, образованное от Tundern , старого названия Tønder.
- ^ Кильский университет имеет сборник литературы. Более распространена интерпретация как отчество. Альтернативная интерпретация «священной рощи» встречается у Клингенберга, Хайнца , Runenschrift — Писание Мышление — Рунические надписи . Гейдельберг (1973) и в Грёнвике, Оттар, «Runeinnskriften på gullhornet fra Gallehus» в Maal og Minne (1999), 1–18. Перевод «лесной житель» можно найти в книге Karker, Allan, Dansk i tusind år: Et omrids of sprogets historie , Копенгаген (1993). Интерпретация Холта как топонима, переводится как «от Холт», встречается в Гутенбруннере, Зигфриде , старейшей литературе Шлезвиг-Гольштейна. От периода кимвров до печати Гудрун , Киль (1949).
- ^ обзор Хартнера (1969), сделанный А.Т. Райхе в Isis, The History of Science Society (1973), стр. 236; см. Пиво (1970), с. 140.
- ^ Аксель Ольрик, Изображения Бога на золотых рогах и других старых памятниках , Danske Studier (1918), 1–35.
- ^ Брюс Линкольн, Индоевропейский миф об угоне скота , История религий (1976), стр. 58.
- ^ Опубликовано на немецком языке как «Надежный снос Гюльденен-Хорна» (1734 г.), найденного недалеко от Тундерна в Анно 1734 г., в датском переводе как Tilforladelig Tegning paa det Anno 1734 udi Jydland Founde Guld-Horn (1735 г.), с 7 гравюрами на дереве, включающими вырез на полстраницы. на титульном листе и 6 рисунков, изображающих руническую надпись и украшения на золотом роге. Репродукции см. Оксеншерна, ЭКГ « Золотые рога Галлехуса» , Лидингё, 1956.
- ^ «Золотые рога Галлехуса «Культура торговли людьми» . www.trafficcultural.org . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ Моэсгаард демонстрирует золотой рог. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Профессионалы, стоящие за кражей золотого рога. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Культура торговли людьми, http://traffickingcultural.org/encyclepedia/case-studies/golden-horns-of-gallehus/
Литература
[ редактировать ]- Артур Бир: Хартнер и загадка Золотых Рогов , Журнал истории астрономии, Том. 1, с. 139 (1970).
- Оттар Грёнвик : Руническая надпись на золотом роге из Галлехуса. В: Маал ог Минне. Det Norske Samlaget, Осло, 1999, 1, 1–18.
- Вилли Хартнер: Золотые Роги Галлехуса Ф. Штайнера, Штутгарт (1969), переиздание 1998 г., ISBN 3-515-00078-X .
- Хайнц Клингенберг : Руническое письмо – письменное мышление – рунические надписи . Карл Винтер, Гейдельберг, 1973 год. ISBN 3-533-02181-5
- Х. Ф. Нильсен, В. Хейцманн, М. Аксбо : Галлехус . В: Реальный лексикон германской древности , изд. Генриха Бека. Том 10. Вальтер де Грюйтер, Берлин-Нью-Йорк, 1998, стр. 330 и далее. ISBN 3-11-015102-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Репродукции в Британском музее
- Золотые Рога (natmus.dk)
- Культура торговли людьми
- Артефакты V века
- 1639 археологические открытия
- 1734 археологические открытия
- Доисторические предметы в Национальном музее Дании
- Доисторическая Скандинавия
- Археологические открытия в Дании
- Германские археологические артефакты
- Северогерманские языки
- Языки, засвидетельствованные с V века.
- Германское язычество
- Раннее германское искусство
- Прото-норвежский язык
- Надписи Старшего Футарка
- Археологические артефакты
- Золотые предметы
- Скандинавия железного века
- Предыстория Дании
- Потерянные произведения искусства
- Золото в Дании
- Рожки для питья