Яудхейя
Яудхейя | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
V век до н.э. – IV век н.э. | |||||||
Монета Яудхея, имитация кушанской чеканки, III-IV вв. н.э. Аверс : Карттикея стоит лицом, держит копье с дви («два» в Брахми ) слева от головы Карттикеи, справа внизу павлин, Брахми вокруг легенда : 𑀬𑁅𑀥𑁂𑀬 𑀕𑀦𑀲𑁆𑀬 𑀚𑀬 ( yaudheya ganasya jaya , «Виктор» й народу Яудхейя») . Реверс : Девасена стоит влево и поднимает руку; ваза для цветов слева, перевернутая нандипада справа. [ 1 ]
| |||||||
![]() Расположение Яудхеи относительно других групп: Аудумбары, Вемаки, Вришни, Кунинды, Пауравы и Арджунаяны. | |||||||
Капитал | Рохтак | ||||||
Правительство | Республика | ||||||
История | |||||||
• Учредил | V век до нашей эры | ||||||
• Упразднено | 4 век н.э. | ||||||
|
Яудхейя ( скрипт брахми : 𑀬𑁅𑀥𑁂𑀬) или Йоддхейя Гана (Республика Йоддхейя) — древняя воинственная гана (конфедерация), базирующаяся в восточном регионе Сапта Синдху . Слово Яудхейя является производным от слова йодха, означающего воины. [ 2 ] [ 3 ] и, согласно Панини , суффикс «-йа» имел значение для воинских племен, [ 4 ] что поддерживается их сопротивлением вторгающимся империям, таким как Кушанская империя и индо-скифы . [ 5 ] Рудрадаман I из западных сатрапов отмечает в своей наскальной надписи в Джунагадхе , что яудхейи были «героями среди всех кшатриев » и «не хотели сдаваться». Было отмечено, что они имели республиканскую форму правления, уникальную по сравнению с другими Джанападами , которые вместо этого поддерживали монархию. [ 6 ]
География
[ редактировать ]По словам Ананта Садашива Альтекара , нумизматические данные указывают на то, что территориальное владычество Яудхеев простиралось от Бахавалпура на юго-западе до Лудхианы на северо-западе, охватывая Дели на юго-востоке и Сахаранпур на востоке. [ 7 ] Однако его исследования показывают, что яудхейи представляли собой не одно единое образование, а скорее три отдельные республики. Помимо вышеупомянутого региона, еще одна республика располагалась в Северном Раджастане , а еще одна существовала в Северном Панчале . [ 8 ] Он описывает столицу как расположенную в современном Ротаке . [ 9 ]
Надпись на столбе Биджаягарх Яудхеев, обнаруженная в районе Бхаратпур , также служит дополнительным свидетельством, подтверждающим, что Яудхеи создают и поддерживают территорию в Северном Раджастане . [ 10 ] По словам Александра Каннингема, яудхеи, вероятно, имели значительное присутствие в южном Раджастане во время вторжения западных сатрапов , что позволяет предположить, что в противном случае контакт между ними был бы невозможен. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Ведическая эпоха
[ редактировать ]
Яудхеи возникли как единое целое после упадка Королевства Куру (ок. 1200 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.). Яудхеи в конечном итоге охватили земли, ранее принадлежавшие Куру, включая их бывшие столицы Индрапрастху , Хастинапур и Асандиват . Королевство Куру, которое было выдающейся державой в ведическую эпоху, потеряло свое значение по сравнению с другими Махаджанападами .
Самые ранние упоминания о существовании Яудхеев содержатся в Панини » «Аштадхьяи (V.3.116-17 и IV.1.178) (около 500 г. до н.э.) и в « Ганапатах» . В его работах яудхеи упоминаются как айудха-дживин сангхи , то есть община, живущая военным делом. [ 2 ]
Империя Маурьев (4–2 до н. э.)
[ редактировать ]
Яудхеи были включены в состав Империи Маурьев Чандрагуптой Маурья . Они также аннексировали Пауравов . Чандрагупта под опекой Чанакьи завоевал местные королевства и республики в Пенджабе, прежде чем завоевать Империю Нанда . Чандрагупта во многом полагался на Яудхею Гану в своих кампаниях. [ 12 ] В его вооруженных силах было широко представлено Яудхея Гана и подобные республиканцы. Кроме того, элита и вожди Яудхеи были назначены на государственные должности.

Как записано в надписи в Биджойгархе, созданной во время правления Ашоки, Яудхейя-гана-пураскрита назначил вождя, носившего титул Махараджа-Сенапати. [ 12 ] Этот вождь республики Яудхея был назначен Махасенапати , или «Великим командующим армией» армии Маурьев. Артхашастра , написанная Чанакьей, описывает сенапати как знатоков всех способов ведения войны (сарвайудха), всех видов оружия (прахарана), обладающих скромностью и сдержанностью (видьявинита) и способных контролировать все четыре крыла армии (чатурангини сена).
Индо-Греческая империя (ок. 150 г. до н. э. – ок. 100 г. до н. э.)
[ редактировать ]После упадка империи Маурьев на смену Западному Пенджабу пришло Индо-греческое королевство . Однако только во время правления Менандра I Восточный Пенджаб предположительно перешел под их власть. Впоследствии последовала серия конфликтов между индо-греческими преемниками и различными республиканскими образованиями Восточного Пенджаба. Королевство Тригарта , например, чеканило свои собственные монеты, что указывало на их независимый статус. Тем временем Яудхеи и Арджунаяны одержали победу благодаря военной доблести, добившись триумфа с помощью меча, который указан на их чеканке. [ 14 ]

Западные сатрапы (2 век н. э.)
[ редактировать ]
Во втором веке нашей эры Яудхейя Гана противостояла индо-скифам, но потерпела поражение от Рудрадамана I. [ 16 ]
Наскальная надпись Рудрадамана в Джунагадхе (ок. 150 г. н.э.) [ 17 ] признал военную мощь Яудхеев, «которые не подчинились, потому что гордились своим титулом «герои среди кшатриев » », хотя надпись утверждает, что в конечном итоге они были побеждены Рудрадаманом. [ 18 ] [ 19 ]
Рудрадаман (...), который силой уничтожил Яудхеев, не желавших подчиняться, возгордился тем, что они продемонстрировали свой «титул» героев среди всех кшатриев.
- Надпись на скале Джунагадх [ 20 ]
Александр Каннингем предполагает, что победа Рудрадамана над Яудхеями, скорее всего, была грабительской экспедицией, а не претензией на политический контроль, поскольку он не утверждает их территорию как часть своего собственного королевства. [ 21 ]
Кушанская империя (ок. 130 г. н.э. – ок. 180 г. н.э.)
[ редактировать ]
Считается, что кушаны затем стали сюзеренами Яудхеев, когда они попытались удержать территорию Матхуры . [ 22 ] Показанием является тот факт, что кушанский правитель Хувишка изображал на своих монетах Маасено , кушанское воплощение индуистского бога Карттикеи , или Сканда , эпитет которого был « Махасена ». Поскольку этот бог особенно важен для яудхеев, он, возможно, был включен в чеканку кушанских монет, когда кушаны расширились на территорию яудхеи. [ 23 ] [ 22 ]
В Канишка наскальной надписи Рабатак описывает кампанию в «царстве кшатриев » в Индии, которая предположительно включает территории Яудхеи. Кроме того, Канишка относится к заказу статуй различных местных иранских и индийских божеств, включая божество Махасена или Махасено ( Картикея ), которое было главным божеством Яудхеев и часто изображалось на их монетах.
(Строка 4) В первый год это было провозглашено Индии, всему царству кшатриев...»
(Строки 10-11) ...и зовут его Маасено... и он также приказал сделать изображения этих богов, о которых написано выше..."
- Рабатакская надпись Канишки
По данным Р. К. Маджумдара , примерно в 180 году н. э. яудхеи в сочетании с другими джанападами , расположенными в районе Прис-Сатледжа , такими как арджунаяны и кунинды , сыграли решающую роль в нанесении значительного удара по кушанам . [ 24 ] В результате кушаны прекратили свое присутствие в Восточном Пенджабе. Нумизматические данные еще раз подтверждают это утверждение, поскольку монеты Яудхеяна с гордостью отмечают это победное событие. Примечательно, что эти монеты имеют отличительную особенность: письмо Кушан Харости заменено письмом Брахми , что подчеркивает значение триумфа. [ 25 ] Чеканка Яудхеи после Кушанского периода простирается до современного Химачал-Прадеша, раскопан большой клад а в Кангре , что указывает на их власть над регионом. [ 26 ]

Империя Гуптов
[ редактировать ]Яудхеи упоминаются в надписи на Аллахабадском столбе Самудрагупты , правителя империи Гуптов . Согласно историческим записям, яудхеи признали власть Самудрагупты и подчинились его правлению, однако это подчинение, похоже, произошло без какого-либо вооруженного сопротивления. Историк Упиндер Сингх отмечает, что нет никаких конкретных упоминаний о том, что яудхеи предоставили войска Самудрагупте , что позволяет предположить, что их отношения с империей были относительно свободными. [ 28 ] Примечательно, что успешные военные кампании Самудрагупты в регионах Арьяварта и Дакшинапатха значительно укрепили его репутацию. Считается, что его завоевания и связанная с ними слава сыграли важную роль в убеждении приграничных правителей и племен, в том числе яудхеев, добровольно подчиниться его власти, не участвуя в каких-либо боевых действиях. [ 29 ]
Этот конкретный период ознаменовал постепенный распад республики Яудхейя.
(Строки 22–23) ( Самудрагупта , чье) грозное правление было умилостивлено выплатой всех дани, выполнением приказов и посещениями (его двора) для почтения таких пограничных правителей, как Саматата , Хавака , Камарупа , Непала и Картрипура , а также малавы , Арджунаяна , Яудхеи , Мадраки , Абхирасы , Праджуны, Санаканики, Какасы, Харапарики и другие ( племена )».
Литература
[ редактировать ]Пураны (например, Брахманда, Ваю, Брахма и Харивамша) описывают Яудхеев как потомков Ушинары и Нригу. [ 30 ]
Есть и другие упоминания о них, а именно в Махабхарате , Махамаюри, Брихатсамхите , Пуранах , Чандравьякаране и Кашике.
В Махабхарате земля Бахудханьяка упоминается как одна из стран, покоренных Накулой , четвертым Пандавом . Бахудханьяка был первым, кто пал под завоеванием Накулы в западном направлении к Сакастану , что согласуется с районом Рохтак - Хисар . [ 31 ]
Варахамихира в своей «Брихатсамхите» (XIV.28 и XVI.22) поместил их в северную часть Индии.
Они упоминаются в Панини «Аштадхьяи» и «Ганапатхе» .
Чеканка монет
[ редактировать ]Яудхеи использовали письмо Брахми только на своих монетах и печатях. [ 32 ]
Александр Каннингем разделил монеты Яудхейя на два различных типа; более старые и меньшие монеты класса A, датированные ранее I веком до нашей эры, и более крупные монеты класса B, датированные III веком нашей эры, во время упадка индо -скифской державы. [ 33 ] Каннингем утверждает, что более поздние монеты, очевидно, были скопированы с денег индо-скифов.
Джон Аллан классифицировал монеты Яудхейи на шесть классов, а Винсент Артур Смит ранее выделил три типа. Классификации, использованной Алленом, до сих пор в основном придерживаются ученые.
Монеты Яудхея были найдены в древней столице Хокракоте (современный Рохтак ) и Наурангабаде . [ нужна ссылка ]
Основываясь на ранних монетах, выпущенных Яудхеями, можно с уверенностью сказать, что Карттикея считалась их Ишта-деватой .
-
Храм Карттикея с антилопой. Яудхейя, Пенджаб, II век нашей эры. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баджпай, К.Д. (октябрь 2004 г.). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. стр. 29–30. ISBN 978-81-7017-035-8 .
- ^ Jump up to: а б «Йаудхейас». Древние сообщества Гималаев, автор Динеш Прасад. Саклани, Индус Паб. Co., 1998, стр. 112–115.
- ^ Смит, В. (1897). Искусство. XXIX.— Завоевания Самудры Гупты. Журнал Королевского азиатского общества, 29 (4), 859–910. дои: 10.1017/S0035869X0002503X
- ^ Каннингем, сэр Александр (1882). Отчет о поездке в Пенджаб в 1878-79 годах . Канцелярия суперинтенданта государственной печати. п. 140.
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра; Альтекар, Анант Садашив (1986). Возраст Вакатака гупты: около 200-550 лет . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 28–30. ISBN 978-81-208-0026-7 .
- ^ Государство и правительство в Древней Индии - А.С. Альтекар . стр. 71–72.
- ^ Государство и правительство в Древней Индии - А.С. Альтекар . п. 79.
Места находок его монет показывают, что он простирался от Сахаранпура на востоке до Бахавалпура на западе, от Лудхияны на северо-западе до Дели на юго-востоке.
- ^ Государство и правительство в Древней Индии - А.С. Альтекар . п. 79.
Это была конфедерация трех республик. Рохтак в Пенджабе был столицей одного из них, а северная Панчала, известная как страна Бахудханьяка (богатая кукурузой), была центром власти второго. Северный Раджпутана, похоже, находился под юрисдикцией третьего.
- ^ Государство и правительство в Древней Индии - А.С. Альтекар . п. 79.
Рохтак в Пенджабе был столицей одного из них.
- ^ Маджумдар, RC (01 января 2016 г.). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. п. 131. ИСБН 978-81-208-0435-7 .
- ^ Каннингем, Александр (1871). Древняя география Индии . Дом индологической книги. п. 246.
- ^ Jump up to: а б Гупта, Гьян Сваруп (1999). Индия: от цивилизации долины Инда до Маурьев . Концептуальное издательство. ISBN 9788170227632 .
- ^ Корпус индийских надписей, том 3, стр. 251
- ^ Тарн, Уильям Вудторп (24 июня 2010 г.). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 324. ИСБН 978-1-108-00941-6 .
Аудумбарас, Тригартас, Куниндас, Яудхеяс, Арджунаянас - начали чеканить в первом веке до нашей эры, что означает, что они стали независимыми царствами или республиками; но не все монеты рассказывают одну и ту же историю. Те из двух самых южных народов начинаются где-то около 100 г. до н. э. и несут легенды «Победа Арджунаянов» и (на их медном изделии) «Победа Яудхеев», которые указывают на то, что они завоевали независимость с помощью меча.
- ^ Jump up to: а б «Британский музей» . Британский музей .
- ^ Шарма, Суреш К. (1 февраля 2006 г.). Харьяна: прошлое и настоящее . Публикации Миттала. ISBN 9788183240468 .
- ↑ Наскальная надпись Джунагадха Рудрадамана I. Архивировано 23 февраля 2009 г. в Wayback Machine , доступ осуществлен 23 марта 2007 г.
- ^ Розенфилд, «Династическое искусство кушанов», стр. 132.
- ^ Рэпсон, «Каталог индийских монет в Британском музее», p.lx.
- ^ "Источник" . Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 г. Проверено 23 марта 2007 г.
- ^ Отчет о поездке в Пенджаб в 1878-79 годах . п. 140.
- ^ Jump up to: а б Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э., Художественный музей округа Лос-Анджелес, Пратападитья Пал, Калифорнийский университет Press, 1986, стр.78 [1]
- ^ Группа классической нумизматики
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра; Альтекар, Анант Садашив (1986). Возраст Вакатака гупты: около 200-550 лет . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 31. ISBN 978-81-208-0026-7 .
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра; Альтекар, Анант Садашив (1986). Возраст Вакатака Гупта: около 200-550 лет . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN 978-81-208-0026-7 .
Однако иностранное греческое письмо и письмо кшарошти было заменено национальным шрифтом брахми, и легенда гордо провозгласила победу новой республики.
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра; Альтекар, Анант Садашив (1954). Эпоха Вакатака Гупта (около 200-550 гг. н.э.) . п. 28.
С другой стороны, посткушанские монеты Яудхеев, имеющие легенды буквами III или IV вв. н.э., встречаются в больших кладах между Сатледжем и Джамной, в районах Саханмпур, Дехра Дун, Дели, Рохтак. , Лудхиана и Кангра. Поэтому совершенно очевидно, что они правили этой территорией как независимая держава с начала III века.
- ^ Jump up to: а б Флит, Джон Фейтфулл (1888). Корпус индийских надписей Том. 3 . стр. 6–10.
- ^ Сингх, Упиндер (25 сентября 2017 г.). Политическое насилие в Древней Индии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-98128-7 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1. 300–985 годы нашей эры . Народное издательство. 1981. с. 25.
- ^ Паргитер, Ф. Е. Древняя индийская историческая традиция Мотилал Банарасидасс, Дели, 1972, стр. 109.
- ^ Бхарадвадж, ОП (1986). Исследования по исторической географии Древней Индии Сандип Пракашан. ISBN 9788185055893 .
- ^ Баджпай, К.Д. (октябрь 2004 г.). Индийские нумизматические исследования . Публикации Абхинава. ISBN 9788170170358 .
- ^ Каннингем, сэр Александр (1882). Отчет о поездке в Пенджаб в 1878-79 годах . Канцелярия суперинтенданта государственной печати. п. 142 .
йаудхейас.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дасгупта, К.К. Племенная история древней Индии: нумизматический подход , Калькутта, 1974.
- Лахири, Коренные штаты Бела Северной Индии (около 200 г. до н.э. – 320 г. н.э.) , Калькуттский университет, 1974.