Первый Эдем
Первый Эдем | |
---|---|
Жанр | Документальный фильм о природе |
Представлено | Дэвид Аттенборо |
Композитор | Карл Дэвис |
Страна происхождения | Великобритания |
Язык оригинала | Английский |
Количество серий | 4 |
Производство | |
Исполнительный продюсер | Эндрю Нил |
Время работы | 55 минут |
Производственная компания | Отдел естественной истории BBC |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | Би-би-си один |
Выпускать | 8 марта 29 марта 1987 г. | -
«Первый Эдем: Средиземноморский мир и человек» — документальный сериал BBC, написанный и представленный Дэвидом Аттенборо , впервые транслировавшийся в Великобритании 8 марта 1987 года.
Он состоит из четырех программ продолжительностью 55 минут каждая, которые описывают отношения человека с естественной средой обитания Средиземноморья и представляют собой портрет ландшафта, дикой природы и растений Средиземноморья. От самых ранних человеческих поселений до современных городов, от лесов побережья Северной Африки и Ближнего Востока до Южной Европы — эта серия рассказывает историю взаимодействия человека и природы.
Продюсером сериала выступил Эндрю Нил совместно с Австралийской радиовещательной корпорацией и WQED Pittsburgh . Музыку написал и дирижировал Карл Дэвис . [ 1 ]
Аттенборо взялся за этот проект между своими сериалами «Жизнь»: «Живая планета» (1984) и «Испытания жизни» (1990).
Эпизоды
[ редактировать ]«На европейском берегу пришла весна. [...] Асфодель и многие другие виды, включая дикий гладиолус, алую воронью лапку и более 50 видов орхидей, сохранили излишки пищи, которые они приготовили в прошлом году, хранящиеся под землей в луковицах и набухших При первых намеках на весну они используют эти сбережения для производства цветов, в некоторых случаях даже до того, как у них прорастут листья. В то же время, синхронно с потеплением, вылупляются насекомые. Теперь они заняты сбором листьев. взятки нектара, рекламируемые цветами, как стимул для переноса пыльцы. Это пир, которым пришли питаться птицы».
- Отрывок из повествования Дэвида Аттенборо.
1. «Создание сада»
[ редактировать ]- Британская трансляция 8 марта 1987 г.
Аттенборо открывает серию с Мертвого моря , где жаркий климат и интенсивное испарение имитируют условия, которые повторялись в гораздо большем масштабе, когда недавно образовавшийся средиземноморский бассейн высыхал . Около 5,5 миллионов лет назад Атлантика затопила бассейн, позволив морской жизни вновь заселить новое море. Горы превратились в острова: некоторые из них вулканические, другие образовались из известняка. Обычные виды, оставленные на этих островах, превратились в новые разновидности. В мальтийской пещере Аттенборо обнаруживает ископаемые зубы карликовых слонов . Большинство из них известны только по окаменелостям, но один вид, майоркинская жаба-акушерка недавно был обнаружен . Аттенборо спускается к уединенному бассейну, чтобы найти его. В Европе цветущие полевые цветы сигнализируют о приходе весны. Это провоцирует появление насекомых и, в свою очередь, прибытие насекомоядных птиц, таких как катуны и щурки . После образования Средиземного моря климат продолжал нагреваться, что вынудило многих птиц расширить свои миграционные пути между Европой и Африкой. Экзотические прибытия включают в себя колпицы , белые аисты и фламинго . Рептилии наиболее активны жарким летом. Аттенборо ловит змею Монпелье и описывает ее охотничье поведение. Некоторые существа, в том числе хамелеоны , хохлатые дикобразы и летучие мыши, колонизировали Европу из Африки. Вскоре к ним могут присоединиться каменные даманы , добравшиеся до Израиля . Прибытие людей 28 000 лет назад известно по кремневым орудиям и наскальным рисункам, найденным в испанских пещерах. Более поздние наскальные изображения продемонстрировали, что 10 000 лет назад средиземноморский человек все еще жил в обществах охотников-собирателей , но вскоре ситуация изменилась.
2. «Порабощенные боги»
[ редактировать ]- Британская трансляция 15 марта 1987 г.
Аттенборо исследует влияние первых средиземноморских цивилизаций, помещая символику быка в центр своего повествования. Наскальные рисунки во Франции и Испании, а также египетские иероглифы свидетельствуют о культурах, которые почитали дикого быка за его плодовитость и силу. Древние египтяне обожествляли многих животных, в том числе живого бога-быка Аписа , и устраивали ему такие же церемониальные захоронения, как и их фараонам . Аттенборо описывает ритуал из храма Аписа в Мемфисе . В Саккаре более 4 миллионов мумифицированных священных ибисов верующие принесли в жертву . Выращивание сельскохозяйственных культур началось в дельте Нила , но минойцы первыми начали собирать оливки , используя для их измельчения мельницы, приводимые в движение волами. Они также были опытными рыбаками, чьи традиционные методы ловли осьминогов и тунцов до сих пор практикуются современными жителями Северной Африки. Аттенборо объясняет, как критские мужчины сражались с быками на специально построенных аренах. Римляне были страстными охотниками и использовали диких животных , украденных у них на территории. Империя для развлечений, но к быку они также относились с особым уважением. Статуя Артемиды , спасенная из Эфесского храма , украшена бычьими яичками. Из более чем 600 римских городов на побережье Северной Африки Лептис-Магна был величайшим. Его богатство было построено на торговле скотом и продуктами, собранными на окружающих плодородных землях; инжир, оливки и зерно. Но вырубив эту землю, римляне ускорили свою собственную гибель. Хотя люди поработили и подчинили быка, Аттенборо заключает, что им еще предстоит осознать ценность мира природы.
«Это сами эфесяне нарушали принципы плодородия тем, что они делали с землей вокруг своего города. Раньше в таких местах говорили, что природа не смогла поддержать человека. На самом деле все как раз наоборот: здесь человек не смог поддержать природу».
- Краткое содержание Дэвида Аттенборо в конце 2 серии.
3. «Пустоши войны»
[ редактировать ]- Британская трансляция 22 марта 1987 г.
Отношения между человеком и лошадью имеют долгую историю в Средиземноморском регионе. Страсть к лошадям распространилась на запад из Центральной Азии , но потребовалось время, чтобы утвердиться, поскольку вернулся пастушеский образ жизни. На смену Римской империи пришли мародерствующие гунны , вестготы и вандалы . В седьмом веке арабские кавалеристы взяли Иерусалим и прибыли в Испанию, чтобы распространять слово Корана . Они основали базы в Кордове и Гранаде , привозя апельсиновые деревья и павлинов для садов своих впечатляющих мечетей. Арабы также привезли с собой свои навыки соколиной охоты . Птиц и по сей день используют для ловли пустынных животных, таких как зайцы и дрофы-дрофы . Многие отношения к животным возникли из дохристианских верований. Огненных саламандр подозревали в магических способностях, а мандрагору считали смертельной для тех, кто собирал ее корни. Даже сегодня в Кокульо проводится ежегодный фестиваль змей, животных, которые, как считается, приносят защиту. Аттенборо посещает неприступный Крак де Шевалье. в Сирии, чтобы обсудить крестовые походы . Черные крысы , сопровождавшие корабли отступающей христианской армии, распространили чуму по Европе, убив треть населения. В средние века леса Южной Европы были вырублены. Аттенборо обсуждает вырубку лесов, вызванную выпасом испанских мериносов и венецианской судостроительной промышленностью. Несмотря на появление двигателя внутреннего сгорания , лошади по-прежнему играют важную роль в европейской культуре. В финальных сценах показаны скачки чистокровных лошадей в Ньюмаркете и выступление Испанской школы верховой езды в Вене .
4. «Незнакомцы в саду»
[ редактировать ]- Британская трансляция 29 марта 1987 г.
Последний эпизод исследует влияние человека на Средиземноморье в двадцатом веке. Аттенборо обедает красной рыбой-солдаткой на Кипре , одной из ста или около того видов, колонизировавших Средиземное море из Красного моря через Суэцкий канал . Другие захватчики были менее желанными. из Тля филлоксера Северной Америки атаковала французские виноградные лозы, и только импорт устойчивых к насекомым корневищ из США позволил предотвратить полную катастрофу. Рост туризма привел к бесконтрольному развитию отелей и пристаней, вытеснив естественных обитателей побережья, таких как средиземноморские тюлени-монахи и черепахи-логгерхед , которые выходят на берег, чтобы отложить яйца. Морю грозит опасность стать бесплодным из-за чрезмерного вылова рыбы и загрязнения. Аттенборо ныряет под поверхность, чтобы продемонстрировать разницу между процветающей экосистемой морских водорослей и экосистемой, удушающей отложениями неочищенных сточных вод. Тем временем в Египте он рассматривает разрушительные последствия перекрытия реки Нил плотиной , в том числе снижение производительности, коллапс египетской экономики. промысел сардин и перемещение населения. Отстрел миллионов перелетных птиц, осушение водно-болотных угодий и преднамеренно развязанные лесные пожары усиливают давление на мир природы. Однако есть еще несколько мест, где Средиземное море осталось нетронутым. Одним из них является Плитвице в Хорватии , смешанные леса которого служат убежищем для многих существ, которых выгоняют или охотятся в других местах. На необитаемых островах Спорады к востоку от материковой Греции все еще могут свободно размножаться такие средиземноморские редкости, как чайка Одуэна , сокол Элеоноры и европейский черный гриф .
DVD и книги
[ редактировать ]«Первый Эдем» был выпущен в виде двухдискового DVD для Региона 2 (BBCDVD2402) 27 августа 2007 года. Этот сериал является частью энциклопедии DVD « Жизнь на суше» для Региона 2 , которая была выпущена 3 ноября 2008 года. Он также доступен (хотя и без последний эпизод) в бокс-сетах DVD «Атлас мира природы» BBC «Регион 1» и «Регион 4» .
Сопровождающая книга Первый Эдем: Средиземноморский мир и человек» ( Дэвида Аттенборо « ISBN 0-002-19827-4 ), был опубликован Коллинзом 9 марта 1987 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Первый DVD Эдема