Часовня Санта-Фина

Часовня Святой Фины (итал. Cappella di Santa Fina ) — часовня раннего Возрождения в правом приделе Соборной церкви Санта-Мария-Ассунта , расположенной в Сан-Джиминьяно , Тоскана, Италия. Он был спроектирован Джулиано и Бенедетто да Майано в 1468 году для хранения мощей святой Фины . Боковые стены часовни расписаны фреской Доменико Гирландайо с двумя сценами из ее жизни, выполненными между 1477 и 1478 годами.
История
[ редактировать ]После ее смерти 12 марта 1253 года почитание Фины деи Чарди быстро выросло до защитницы и святой покровительницы города Сан-Джиминьяно. Ее захоронение, находившееся сейчас недалеко от дверей ризницы, находилось в то время в небольшом монастыре, примыкавшем к кладбищу. В 1325 году коммуна Сан-Джиминьяно одобрила возведение внутри церкви алтаря для хранения ее мощей. [ 1 ]
В 1457 году город решил построить «красивую и почетную» часовню, посвященную Санта-Фине, чтобы хранить ее мощи. [ 2 ] Работы шли медленно, пока в 1468 году из Флоренции не был вызван Джулиано да Майано, чтобы предоставить коммуне подходящий проект часовни. [ 3 ] Джулиано заплатили сумму в 11 лир 6 сольдо . [ 4 ]
Папская булла, изданная папой Сикстом IV в октябре 1481 года: [ 3 ] подтверждено Папой Павлом III в 1538 году, [ 5 ] разрешил общественный культ и почитание святой Фины как одной из святых католической церкви. Часовня была освящена епископом Пистойи 4 октября 1488 года. [ 6 ]
Архитектура
[ редактировать ]Архитектура, завершенная в 1472 году, вдохновлена Антонио Росселлино капеллой кардинала Португалии в базилике Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции . Его глубина составляет один пролет, каждая стена ограничена арочным углублением. Арки поддерживают антаблемент, украшенный цветным терракотовым фризом с серафимами . Над антаблементом расположены люнеты с круглыми окнами. [ 7 ]
Алтарь, в котором хранятся мощи святой, представляет собой работу Бенедетто да Майано (1475 г.), на которой изображены рельефные сцены из жизни святой Фины. Над алтарем находится дарохранительница с ее кожаным портретом, работа сиенца Манно ди Бандино начала XIV века. В урне скинии хранились кости святого до 1738 года. Верхний люнет украшен картиной «Мадонна с Младенцем между двумя ангелами» . Вокруг боковых стен расположены киоски из резного и инкрустированного дерева работы Антонио да Колле. Потолок украсил Себастьяно Майнарди , зять и учитель Гирландайо, фигурами евангелистов и учителей церкви. [ 8 ]
В 1661 году часовня была обнесена мраморной балюстрадой. [ 9 ]
Фрески Гирландайо
[ редактировать ]
Боковые стены часовни были расписаны фресками флорентийского художника Доменико Гирландайо в период с конца 1477 по сентябрь 1478 года. [ 10 ] одновременно с работой над скульптурой работал Бенедетто да Майано. [ 7 ]
Надпись на могиле последнего намекает на их одновременное присутствие в 1475 году. На саркофаге, украшенном обнаженными гениями, находится надпись, приписываемая Джованни Баттисте Канталичо , автору хвалебных стихов в честь святого Григория, напечатанных в Венеции в 1493 году: [ 11 ]
КОСТИ ДЕВЫ СКРЫТЫ В КРУГЕ, КОТОРЫЙ ТЫ ПОДОЗРЕВАЕШЬ, ГОСТЬ; ЭТОТ БОГ — ВАШ ПРИМЕР И ЗАЩИТА. НАЗВАНИЕ БЫЛО КОНЦОМ ЭТИХ СТРАН; ВЫ ИЩЕТЕ ЧУДА? ПРОЧИТАЙТЕ ТО, ЧТО УЧАТ СТЕНЫ, И ЖИВИТЕ ПО ЗНАКАМ. 3375"
— В гробнице, которую ты видишь, странник, спрятаны кости Девы; она — слава, пример, хранительница своих сограждан. Ее звали Фина; это (есть) ее родная земля. Ищете чудес? Понаблюдайте, чему учат стена и яркие изображения. MCCCCLXXV
Однако, хотя утверждается, что последняя строка эпитафии доказывает, что Гирландайо написал фрески не позднее 1475 года, это не является окончательным, поскольку сюжет и композиция, вероятно, были определены с начало. [ 12 ] В книге работ коллегиальной церкви существуют записи об определенных суммах денег, выплаченных Бенедетто да Майано за эпитафию Санта-Фины, под датами 29 мая 1490 года и 13 декабря 1493 года. [ 13 ]
Фрески являются первым известным крупным заказом Гирландайо и демонстрируют первые следы его зрелого стиля. Согласно агиографии святой Фины , она посвятила свою позднюю жизнь мистической преданности, которая в конечном итоге привела ее к параплегии . Однажды ей явился святой Григорий и сообщил, что вскоре она освободится от болезни в обмен на внешнюю жизнь. В день ее похорон произошло несколько чудесных событий, в том числе исцеление ее медсестры, у которой был паралич руки. [ 7 ]
Фреска на правой стене часовни изображает на главном поле святого Григория Великого , поддерживаемого краснокрылыми херувимами, который является Санта-Фине, чтобы объявить о ее смерти. Святая Фина в окружении своих медсестер Бельдии и Бонавентуры молится, лежа на деревянной доске. Согласно легенде, после ее смерти палитра покрылась фиалками, типичными мартовскими цветами Сан-Джиминьяно. Сцена представляет собой домашний интерьер с побеленными стенами и кессонным потолком. Для него характерны яркие цвета. Комната расписана с использованием геометрической перспективы и имеет дверь, ведущую в сад с кустами роз, и окно, через которое видна далекая цитадель . [ 7 ] Крыса под скамейкой на заднем плане — отсылка к мученической кончине святой Фины (ее заживо съели крысы и черви). Символическое значение имеют и другие предметы: гранат — символ царственности, плодородия, воскресения и единства Церкви; [ 14 ] [ 15 ] яблоко – символ первородного греха ; вино относится к таинству Евхаристии . Искусно выполненное блюдо, возможно, является автобиографическим элементом, поскольку отец Гирландайо был ювелиром, и художник также прошел обучение этому искусству. Сложные архитектурные элементы, обрамляющие сцену, стали характерной чертой многих более поздних работ Гирландайо. [ 7 ]

На стене окрашенной комнаты находится плита с надписью золотыми буквами следующих слов св. Григория: [ 16 ]
БУДЬ ГОТОВА, ДОЧЬ, ПОТОМУ ЧТО В ДЕНЬ МОЕГО ТОРЖЕСТВИЯ ТЫ ПРИДЁШЬ В НАШ СОЮЗ, С СУПРУГОЙ ТВОЕЙ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ НАВСЕГДА В СЛАВЕ
— Будь готова, дочь моя, потому что в мой праздник ты поднимешься на небо, где будешь жить вечно со своим женихом.
Над расписным архитравом в верхней части картины на небольшом изображении изображены два ангела, переносящие душу молящейся женщины в ореоле . [ 7 ]
Сцена на левой стене изображает похороны святой Фины . Святая лежит на погребальном одре, лежит на богато украшенной парчовой скатерти, положив голову на подушку. Сцена разворачивается перед ренессансной экседрой вокруг алтаря, украшенного драгоценным мрамором, рифлеными колоннами и составными капителями, поддерживающими богатый антаблемент и синий полукупол. Позади святой стоит ее старая медсестра Бельдия, которая становится на колени, когда рука святой Фины касается ее, вызывая чудо, исцелившее ее от паралича. Второе чудо представлено плачущим мальчиком, который касается пальцев ее ног и снова обретает зрение. О третьем чуде, заключающемся в том, что в колокола башен Сан-Джиминьяно звонили ангелы, свидетельствует летающий путто возле одной из башен, изображенных на заднем плане. городе . Справа видна Торре-Гросса, самая высокая в На картине также представлены первые реальные портреты Гирландайо с жестами и выражениями лиц, знакомыми из повседневной жизни. Среди граждан, изображенных на картине, вероятно, есть дарители произведения. [ 7 ]
Четыре подвески , поддерживающие свод, украшены фигурами пророков, а в люнетах изображены святые Амвросий, Николай, Иероним, Джиминьяно и Августин работы Себастьяно Майнарди. Наконец, в хранилище есть «Четыре евангелиста», тоже Майнарди. [ 8 ]
Стиль этой схемы, сочетающий в себе как исторические, так и современные элементы, возможно, был вдохновлен « Филиппо Липпи в Историями святого Стефана и Иоанна Крестителя» соборе Прато и позже был использован Гирландайо во фресках собора Прато. Капелла Сассетти в базилике Санта-Тринита во Флоренции. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэнсфилд 1908 , с. xxxvi
- ^ Пекори 1853 , с. 517
- ^ Jump up to: а б Мэнсфилд 1908 , с. xxxix
- ^ Мэнсфилд 1908 , с. 120
- ^ Мэнсфилд 1908 , с. 124
- ^ Мэнсфилд 1908 , с. хи [1]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Керманн 1998 г.
- ^ Jump up to: а б Мэнсфилд 1908 , с. 122
- ^ Пекори 1853 , с. 518
- ^ Кох 1998 , стр. 143.
- ^ Мэнсфилд 1908 , с. 121
- ^ Гарднер 1902 , стр. 348–349.
- ^ Пекори 1853 , с. 519
- ^ Уэббер 2003 , с. 78
- ^ Силл 1976 , с. 56
- ^ Оветт 1908 , с. 41
Источники
[ редактировать ]- Мэнсфилд, Милдред (1908) [1598]. Фра Джованни Коппо — Легенда о Святой Фине, Деве Санто-Джеминьяно . Нью-Йорк: Даффилд и компания.
- Гарднер, Эдмунд Г. (1902). «В городе красивых башен». История Сиены и Сан-Джиминьяно . Лондон: JM Dent & Co. стр. 344–365 .
- Кох, Линда А. (1998). «Изображение женской святости в Сан-Джиминьяно эпохи Возрождения: фрески Гирландайо с легендой Санта-Фины». Искусство и история 19 (38): 143–170. дои : 10.2307/1483589 . JSTOR 1483589? .
- Пекори, Луиджи (1853). История земли Сан-Джиминьяно (на итальянском языке). Флоренция: Галилейская типография. п. 3 .
- Оветт, Анри (1908). Гирландайо (на французском языке). Пэрис: Плон.
- Керманн, Андреас (1998). Гирландайо . Кёльн: Кенеманн. ISBN 978-3-8290-0248-6 .
- Уэббер, Франция (2003). Церковная символика: объяснение наиболее важных символов Ветхого и Нового Завета, первобытной, средневековой и современной церкви . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-4009-7 .
- Силл, Гертруда Грейс (1976). Справочник символов в христианском искусстве . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-29678-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Мильорини, Тамара (2008). «Пусть ему будет возвращена былая слава». История и анализ реставрации часовни Санта-Фина в коллегиальной церкви Сан-Джиминьяно (на итальянском языке). Поджибонси: Лалли Эдиторе.
- Крон, Дебора Л. (2004). «Между легендой, историей и политикой: часовня Санта-Фина в Сан-Джиминьяно». В Милнере, Стивен Дж.; Кэмпбелл, Стивен Дж. (ред.). Художественный обмен и культурный перевод в итальянском городе эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 246–272. ISBN 978-0-521-82688-4 .
43 ° 28'4,66 "с.ш. 11 ° 2'33,59" в.д. / 43,4679611 ° с.ш. 11,0426639 ° в.д.
- Римско-католические церкви в Сан-Джиминьяно
- Римско-католические часовни в Италии
- Церковные фрески в Италии
- Картины Доменико Гирландайо
- картины 1470-х годов
- 15 век во Флорентийской республике.
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 1472 году.
- Здания римско-католической церкви XV века в Италии
- Архитектура эпохи Возрождения в Тоскане.
- 1477 год в Европе