Гробница Амарны 3
Гробница Амарны 3 | |
---|---|
Место захоронения Яхмоса | |
![]() Могила Яхмоса | |
Координаты | 27 ° 38'43 "N 30 ° 53'47" E / 27,64528 ° N 30,89639 ° E |
Расположение | Гробницы дворян |
Обнаруженный | Открыт в древности |
Макет | Крестообразный |
← Предыдущий Могила Мериры II Далее → Могила Мериры |
Амарнская гробница 3 — высеченная в скале гробница, расположенная в Амарне , Верхний Египет . Гробница принадлежала древнеегипетскому знатному Ахмесу (Яхмосу), служившему во времена правления Эхнатона . [ 1 ] Гробница расположена у подножия крутого утеса и горной тропы в северо-восточной части равнины Амарны. [ 2 ] Он расположен на северной стороне вади , разделяющего группу могил, известных под общим названием « Северные гробницы» . [ 3 ] Гробница Амарны 3 — одна из шести элитных гробниц, принадлежащих чиновникам Эхнатона. [ 4 ] Это была одна из первых северных гробниц, построенная в 9 году правления Эхнатона. [ 5 ]
Северные гробницы были впервые нанесены на карту и исследованы египтологом Джоном Гардинером Уилкинсоном в начале 19 века. Первое комплексное исследование гробницы № 3 Амарны было проведено французским египтологом Нестором Л'Отом в 1839 году. [ 6 ] Л'От сделал отливки и копии рельефов внутри гробницы, внеся свой вклад в современный анализ этого места, поскольку многие из этих изображений больше не видны. Гробница Яхмоса дает представление об элитных египетских погребальных обычаях и погребальной архитектуре периода Нового царства .
Яхмос
[ редактировать ]Яхмос в иероглифах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
я-мс [ 7 ] Рожденный Яхом |
Эпитеты , начертанные на гробнице, свидетельствуют об официальных титулах Яхмоса как администратора дворца. В их число входили «Истинный царский писец », «Веер по правую руку короля», «Управляющий зданием суда», «Управитель дома Эхнатона», «Королевский канцлер», «Единственный товарищ и первый Сподвижников» и «Последователь стоп Властелина Двух Земель ». [ 3 ] В гимнах в гробнице говорится, что Яхмос начал работать на Эхнатона еще в юности и служил ему до старости. Надписи также свидетельствуют о том, что у Яхмоса был сын Нефер-хеперу-ра. Кроме этой краткой биографии, никакой информации о жизни Яхмоса нет.
План гробницы
[ редактировать ]
Гробница Амарны 3 представляет собой симметричную крестообразную гробницу, состоящую из двух прямоугольных залов и святыни . [ 5 ] Гробница расположена недалеко от гробницы Мериры , первосвященника. Вход в гробницу выходит на юго-западную часть равнины Амарны. Фасад гробницы представляет собой простой дверной косяк из утопленной в скале двери, украшенный гимнами и молитвами богу Атону . [ 8 ] Перед входом в гробницу расположен трехсторонний кирпичный двор, обнесенный стеной. [ 5 ] и На перемычке косяках внешней двери имеются молитвенные надписи фараону Эхнатону . [ 9 ] Пройдя через дверной проем, вы попадаете в украшенный вход меньшего размера, ведущий во внешний зал. Остатки цвета указывают на то, что когда-то потолок и стены этого подъезда украшали расписные узоры. [ 3 ] Внешний зал представляет собой глубокую прямоугольную камеру с оштукатуренными стенами и сводчатой крышей. [ 8 ] Карнизный дверной проем ведет во внутренний зал. Внутренний зал расположен под прямым углом к внешнему залу и содержит две погребальные шахты с обоих концов. Глубина первой могильной шахты составляет около тридцати футов. [ 8 ]
Внутренний зал ведет к задней части гробницы, где находится святилище. Самый верхний сегмент перемычки дверного проема храма украшен резьбой в виде урея . [ 5 ] В нижней части изображена незаконченная резьба ряда джед -столбов . [ 10 ] В храме находится незаконченная и изуродованная известняковая статуя Яхмоса. В этой нише статуи восседает фигура Яхмоса — характерная поза египетской погребальной скульптуры, символизирующая готовность принимать подношения. [ 11 ] Пустые ниши каменной статуи когда-то состояли из цветных декоративных элементов, вырезанных из фаянса . [ 10 ] В полу у подножия статуи вырезана неглубокая чаша для возлияния , используемая для религиозных подношений богам. [ 5 ] Помещение святилища было закрыто деревянными складными дверями. Боковая стена ниши статуи была вырезана в виде идеального квадрата, что демонстрировало мастерство каменной кладки . [ 5 ] Неукрашенные стены гробницы в основном покрыты греческими граффити, процарапанными на штукатурке.
Украшение гробницы
[ редактировать ]
Внешняя стена: Ахмес в молитве
[ редактировать ]На внешней стене гробницы изображены два изображения Яхмоса в традиционной одежде египетского дворянина. Сцены и тексты сильно пострадали, но ранние копии показывают, что Яхмос был изображен по обе стороны от входа на толщине стены. [ 3 ] Он одет в длинную мантию с украшенным поясом, завязанным на талии, зашнурованные сандалии, длинный прямой парик, высокий головной убор и золотое ожерелье. [ 3 ] Яхмос изображен поклоняющимся картушу Атона и украшенным символом фараона. [ 12 ] На изображениях Яхмос держит ритуальные предметы, которые демонстрируют его официальную роль во дворце. Он держит веер, предмет, связанный с его обязанностью «носителя веера по правую руку короля». [ 9 ] Он изображен с египетским боевым топором , что указывает на его положение в армии. [ 3 ] Веер и топор связывают вместе, прикрепляют к ремню и носят через плечо. [ 13 ] Эта сцена сопровождается молитвами Яхмоса, выражающими почтение богу Атону и царской семье. Молитвы Яхмоса о процветании своей семьи, в частности, о сыне Нефер-хеперу-ра, [ 3 ] представлены рядом с этими надписями.
Верхняя западная стена: королевский визит в храм Атона
[ редактировать ]
Эта частично сохранившаяся барельефная скульптура изображает визит короля и его супруги в храм Атона. Королевская семья изображена в конной колеснице в сопровождении военного эскорта. [ 12 ] Эхнатон носит корону Хепреша , а Нефертити изображена в синей короне с плоской вершиной. Четыре ряда солдат возглавляет трубач. Впереди этих войск стоит ряд солдат с копьями, за ними следуют офицеры с серпами и дубинками. [ 3 ] Египтолог Норман де Гарис Дэвис заявил, что точность военного построения на этом рельефе свидетельствует о военном опыте Яхмоса. [ 3 ] Армия разнообразна, состоит из египетских и иностранных войск, отличающихся разными прическами и военными аксессуарами. Нубийские лучники изображены с бритыми головами и золотыми серьгами , а ливийские лучники изображены с пером в волосах. Острые бороды характеризуют сирийских офицеров с копьями. [ 8 ] Эта военная образность способствовала созданию образа воина-фараона царя Эхнатона, который также присутствует в благородных гробницах Панехеси , Маху и Мерира I. [ 14 ] Изображение царской колесницы обведено красной краской и является остатком первоначального эскиза рельефа. Когда колесница приближается к храму, королевскую свиту встречают религиозные чиновники, которые изображены предлагающими царской семье крупный рогатый скот и других священных животных. С левой стороны от резьбы расположена малая архитектурная модель планировки храма. Это художественное изображение храма дает представление о религиозной архитектуре Нового Царства. Храм состоит из королевских статуй, жертвенного алтаря, часовни, жертвенной мясной лавки, алтаря с камнем бенбен и открытого двора. [ 8 ] Правая часть рельефа не сохранилась. [ 3 ]

Нижняя западная стена: королевская семья дома.
[ редактировать ]Эта сцена изображает королевский банкет в зале дворца. В украшении древнеегипетских гробниц сцены банкета использовались как демонстрация элитарности и величия. Сцены банкетных гробниц имели религиозное значение, поскольку обозначали связь между живыми и умершими посредством предложения еды и питья. [ 15 ] На рельефе элитных гостей обслуживают слуги и развлекают музыканты, играющие на арфе и лютне. [ 14 ] Король и Королева сидят на высоких креслах, похожих на трон. Солнечные лучи пронизывают крышу зала и падают на Эхнатона и его жену Нефертити , подчеркивая связь царской семьи с богом солнца Атоном. [ 3 ] Яхмос склоняется, сопровождая царя Эхнатона и царицу Нефертити, когда они едят различное мясо. [ 14 ] Эхнатон изображен сидящим и поедающим что-то похожее на жареную утку. Позади него мы видим сидящую Нефертити с одной из принцесс на коленях. Она держит кусок мяса. Рядом с Нефертити мы видим еще двух принцесс, сидящих на стульях. Эта сцена, возможно, была включена, чтобы показать Яхмоса в роли управляющего Эхнатона. [ 3 ] Эхнатон, Нефертити и их дочери изображены в гораздо большем масштабе, чем Яхмос, что является примером условности древнего искусства иерархической пропорции . Короля и королеву сопровождает еще больше слуг, в том числе виночерпий с кубком для питья, группа нянек и группа артистов. [ 3 ]
Надписи
[ редактировать ]Наружные дверные стойки
[ редактировать ]Хотя надписи на внешних косяках двери сильно изуродованы, фрагменты гимнов Яхмоса все еще читаются. [ 1 ] Гимны на внешних дверных косяках посвящены восхвалению царя Эхнатона, получению им подношений и его способности даровать вечную жизнь своему управляющему Яхмосу. Надписи написаны по традиционной формуле подношения погребальных гимнов, называемой «Формула короля». [ 16 ] состоит из структуры: «подношение (или: благо), которое дал король…». [ 16 ] Один из гимнов на левой стороне дверного косяка выражает желание Яхмоса, чтобы его душа жила во дворце царя: «Благословение [подношение], которое царь дает Хор-Атону и Неферхепруре-Ваэнре [царю Эхнатону] : пусть он дарует вход и выход в царский дом, чтобы члены его каждый день были наполнены радостью. Для Ка истинного царского писца, надзирателя парадного зала и управителя Дома Эхнатона, еще при жизни Яхмоса». [ 9 ] Следующие гимны повторяются и сохраняют ту же структуру, еще больше выражая чувства «счастья, радости и ликования». [ 9 ] и приношения еды, которую царь даровал Яхмосу.
Внешняя перемычка
[ редактировать ]Надпись на перемычке внешней двери почти идентична гимну на внешнем дверном косяке гробницы Амарны 5 . [ 9 ] Погребальные гимны в Гробницах дворян заметно похожи, демонстрируя приверженность королевским и религиозным эпиграфическим условностям. Эта надпись предлагает короткую молитву богу Атону и царю Эхнатону. В этом гимне Яхмос представляет больше своих благородных титулов, в том числе «Королевский канцлер», «Единственный товарищ» и «Обладатель награды». [ 3 ]
Толщина восточной стены: «Гимн заходящему солнцу»
[ редактировать ]«Гимн Заходящему Солнцу» представляет собой поклонение богу солнца Атону, изображающее сотворение им мира и упрочение мира между Верхним и Нижним Египтом – «в мире двух земель». [ 1 ] В гимне говорится, что Атон позволил Яхмосу каждый день покорно служить царю и даровал ему «хорошее погребение после старости в скале Эхнатона». [ 3 ] В этом гимне приводятся подробности жизни Яхмоса, о которых у нас мало информации. Из этой надписи мы видим, что он дожил до старости и сопровождал фараона до самой его смерти. В гимне говорится, что Яхмос начал посещать Эхнатона с юных лет – «он [Эхнатон] воспитывал меня, когда я был юным, пока я не достиг почетной старости…». [ 3 ] Эта надпись демонстрирует религиозную реформацию при Эхнатоне, переходящую от поклонения Амону к монотеистическому культу бога солнца Атона, религии, известной как атенизм . По словам профессора Джеймса К. Хоффмайера , гимны Атону, которые появляются в северных гробницах Амарны, отражают «высшее выражение атенизма» и «религиозную революцию». [ 17 ] «Гимн Заходящему Солнцу» и «Восходящее Солнце» в гробнице Яхмоса напоминают Великий Гимн Атону, начертанный на западном колодце гробницы благородного Ай, Южной Гробницы 25 . [ 18 ]

Толщина западной стены: «Гимн восходящему солнцу»
[ редактировать ]Надпись на западной стене гробницы Амарны 3 представляет собой молитву богу Ра-Хорахти. [ 3 ] сочетание богов Ра , бога Солнца, и Гора , бога неба и горизонта. Подобно «Гимну заходящему солнцу», эта надпись повествует о сотворении человека и животных богом Ра. Эта надпись в первую очередь касается здоровья и процветания «любимого сына Яхмоса Нефер-Хеперу-ра». [ 3 ] Яхмос молится за благополучие и успех своего сына, призывая бога «даровать ему праздники Сед» , празднование правления фараонов и царской власти, «годы мира» и «погребение его дарования». [ 3 ] Египтолог Ян Ассман заявил, что надписи солнечных гимнов в гробницах стали установившейся практикой в период Нового царства. [ 19 ] Он отметил, что исполнение этих гимнов при захоронении было «выполнением установленной нормы». [ 19 ] не является отражением индивидуального религиозного благочестия. По мнению Ассмана, солнечные гимны в гробнице Яхмоса основаны на стандартном погребальном тексте, принадлежащем культу Атона. [ 19 ]

Греческое граффити
[ редактировать ]Пятьдесят девять экземпляров греческих граффити были выцарапаны на нижней штукатурке коридоров гробницы. [ 8 ] Граффити было обнаружено в 1835 году сэром Джоном Гардинером Уилкинсоном . [ 3 ] Барри Кемп , директор раскопок в Амарне, заявил, что это граффити можно датировать периодом Птолемеев . [ 20 ] Граффити записывает послания и имена посетителей гробницы, большинство из которых, предположительно, были солдатами. Граффито в коридоре записывает сообщение от посетителя из Греции; « Я прихожу. Год 37 ». [ 3 ] Самое известное греческое граффито из гробницы расположено рядом с дверным косяком гробницы. Надпись гласит: « Взойдя сюда, Катуллин выгравировал это в дверях, дивясь искусству святых каменоломов ». [ 3 ] Это граффито дает представление о более поздних греческих взглядах на искусство, технологии и архитектуру древних египтян. Другое сообщение — коптское христианское граффито, свидетельствующее о коптском оккупации этого места. [ 21 ] Коптские христиане заселили место Северных гробниц в пятом и шестом веках нашей эры. [ 20 ] Они населяли гробницу Яхмоса, о чем свидетельствуют две низкие внешние стены, построенные более поздними поселенцами. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брестед, Джеймс Генри (1906). Древние записи Египта, Том II (PDF) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 413–414.
- ^ «Северные гробницы - Место Амарна - Проект Амарна» . www.amarnaproject.com . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Дэвис, Норман де Гарис (1903). Скальные гробницы Эль-Амарны . Лондон: Общество исследования Египта. стр. 4–33.
- ^ Стивенс, Анна (2016). «Скажи эль-Амарне» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бадави, Александр (1968). История египетской архитектуры . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 422–427.
- ^ «Хронология открытия Амарны» . АМАРНА: 3D . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Ранке, Герман (1935). Египетские личные имена, Том 1: Список имен (PDF) . Глюкштадт: Джей Джей Огюстен. п. 12 . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Проект Амарна. Путеводитель по северным гробницам (PDF) . Амарна Траст. п. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Мурнейн, Уильям Дж. (1995). Тексты периода Амарны в Египте . Атланта, Джорджия: Scholars Press. стр. 120–122.
- ^ Jump up to: а б Амарна Траст (2014). Horizon: Проект Амарна и информационный бюллетень Amarna Trust , том. 14. С. 7-8. https://www.amarnaproject.com/documents/pdf/horizon-newsletter-14.pdf
- ^ Уоттс, Эдит В. (1998). Искусство Древнего Египта, ресурс для преподавателей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Публикации Метрополитен-музея. п. 37.
- ^ Jump up to: а б Портер, Берта; Мосс, Розалинда (1934). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин, IV. Нижний и Средний Египет . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. п. 214.
- ^ Кемп, Барри (2012) Город Эхнатона и Нефертити: Амарна и его жители , Темза и Гудзон, с. 111.
- ^ Jump up to: а б с Клифтон, Ребекка (2019). Искусство и идентичность в эпоху Эхнатона . Мельбурн, Виктория: Мельбурнский университет. стр. 149-265.
- ^ Халифа, Шериф Шабан (2014). «Банкеты в Древнем Египте». Наследие: журнал междисциплинарных исследований в археологии . 2 : 474.
- ^ Jump up to: а б Франке, Детлеф (2003). «Формулы предложения Поднебесной: вызов». Журнал египетской археологии . 89 : 39–57. дои : 10.1177/030751330308900104 . S2CID 159578775 .
- ^ Хоффмайер, Джеймс К. (2015). Эхнатон и истоки единобожия . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 213.
- ^ «Вера Амарны» . www.ucl.ac.uk. Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Ассман, Ян (1994). Египетская солнечная религия в Новом царстве: Ре, Амон и кризис многобожия . Лондон, Великобритания: Кеган Пол Интернэшнл. стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Кемп, Барри (2013). «Скальные гробницы Амарны». Солнце Эхнатона . 19 . Исследовательский фонд Амарны: 8.
- ^ Джонс, Майкл (1991). «Раннехристианские памятники в Телль-эль-Амарне и Шейхе Саиде». Журнал египетской археологии . 77 : 129–144. дои : 10.1177/030751339107700111 . S2CID 193602882 .
- ^ Зигль, Джоанна (2011). «Ткачество коптов в северных гробницах Телль-эль-Амарны» . Исследования древнеегипетской культуры . 40 : 357–386. ISSN 0340-2215 . JSTOR 41812325 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
- Проект Амарна Подробная информация о текущих раскопках и исследованиях в Амарне.
- Археология Амарны доктора Анны Стивенс. Содержит всеобъемлющий обзор современных и исторических раскопок Амарны.
- История исследований в Амарне