Джон Бетьюн (канадский министр)

Джон Бетьюн ( шотландский гэльский : т-урр. Иэн Беутан ) (1751 — 23 сентября 1815) был шотландским пресвитерианским священником , который служил и помогал основать реформатские общины среди шотландской диаспоры в колонии Северная Каролина , Квебеке и в Верхняя Канада .
После сражения на проигравшей стороне во время Американской революции преподобный Бетьюн бежал на север и поселился с другими « лоялистами Объединенной Империи » на том, что осталось от Британской Северной Америки . в Канаде Он основал первые пресвитерианские церкви , сначала в Монреале , а затем среди своих собратьев -гэлов в округе Гленгарри, Онтарио .
Преподобный Бетьюн является общим предком очень большой и известной шотландско-канадской большой семьи, связанной с торговлей мехом , политикой , медициной, правом и служением в нескольких церковных конфессиях. Он является прапрадедом Нормана Бетьюна , канадского врача и новатора в области медицины, а также прапрапрадедом легендарного актера театра и кино Кристофера Пламмера .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Деда преподобного Бетьюна по материнской линии, Дональда Кэмпбелла (1696-1784) из Скалпея , лучше всего помнят за его участие в побеге Красавчика принца Чарли в 1746 году после битвы при Каллодене . Принца отвезли в Скалпей, в дом Дональда и Кэтрин (Макдональд) Кэмпбелл, что было большим риском, поскольку было известно, что Дональд Кэмпбелл поддерживал дело Ганноверского дома . Тем не менее, врожденное гэльское культурное чувство гостеприимства дедушки Бетьюна к гостям и его преданность родственникам -якобитам его жены означали, что он приветствовал и защищал принца, несмотря на их религиозные и политические разногласия.
Преподобный Джон Бетьюн родился в уважаемой семье, по словам Майкла Ньютона, также в Гленелге . [ 1 ] или на острове Скай . Он был сыном Ангуса Бетьюна и Кристиана Кэмпбелла.
Преподобному Бетьюну нужна была стипендия, чтобы продолжать обучение в Королевском колледже в Абердине . В 1773 году он был рукоположен в сан пресвитерианского священника .
Северная Каролина
[ редактировать ]Под влиянием родственника Аллана Макдональда, бывшего таксмана Кингсбурга , Скай и мужа якобитской героини Флоры Макдональд , преподобный Бетьюн и его мать эмигрировали в колонию Северная Каролина , где и поселились, там же, где и Макдональдсы.
После своего прибытия преподобный Бетьюн работал служителем пресвитерианской на церкви Барбеке территории нынешнего округа Харнетт в колонии Северная Каролина . [ 1 ]
Как и в других поселениях шотландских гэлов в Тринадцати колониях , реформатское богослужение в пресвитерианской церкви Барбекю продолжило практику 16-го века совместного пения исключительных псалмов на шотландском гэльском языке в форме а капелла , называемой прецентированием строки .
Среди постоянных посетителей церкви были Флора Макдональд и ее муж.
В 1773 году преподобный Бетьюн написал письмо из Кинтейла поэту Иэну Мак Мхурчайду (Джон Макрей), крупному деятелю шотландской гэльской литературы , которого преподобный Бетьюн также призывал иммигрировать. Хотя неизвестно, о чем говорилось в письме преподобного Бетьюна, ученые-литературоведы считают вероятным, что он упомянул обилие дичи в Новом Свете . [ 1 ]
В шотландской культуре охота была традиционным развлечением как для знати, так и для воинов, а употребление рыбы или морепродуктов считалось признаком низкого происхождения или статуса. все больше рассматривали охоту как браконьерство землевладельцы Однако к этому времени англо-шотландские . Иэн Мак Мхурчайд уже сочинил стихотворение, в котором жаловался на то, что его права на охоту ограничиваются, и по этой и многим другим причинам он решил последовать совету министра и эмигрировать в колонию Северная Каролина . [ 2 ]
В качестве лоялистов военного капеллана бригадного генерала Дональда Макдональда в Хайлендском полку преподобный Бетьюн сражался в битве при мосту Мурс-Крик в феврале 1776 года, но был захвачен победившими Патриотами вместе со многими людьми Макдональда.
Несмотря на лояльность преподобного Бетьюна, его бывший апостольство, пресвитерианская церковь Барбекю и окружающий ее район, впоследствии были известны как «остров вигов в море тори ». [ 3 ]
Преподобный Бетьюн содержался в Филадельфии и в конце концов был освобожден в результате обмена пленными . Он пробился в Монреаль , где был назначен капелланом 1-го батальона 84-го пешего полка (Королевские горные эмигранты) .
Канада
[ редактировать ]
В 1784 году, после демобилизации своего полка, Бетьюн служил небольшой группе пресвитерианских шотландцев и в 1786 году основал первую пресвитерианскую церковь на улице Святого Габриэля в Монреале , которая стала материнской церковью пресвитерианства в Канаде . Год спустя он приехал в Гленгарри (в то время называвшееся Гленгари), чтобы оказаться среди лояльных поселенцев своего полка. Поселившись в своем доме (ныне национальное историческое место, позже занятое Дэвидом Томпсоном ) в Уильямстауне , здесь он посвятил остаток своей жизни служению. [ 4 ] О необычайно гармоничных и дружеских отношениях между местными конфессиями ходят легенды. Первый римско-католический епископ Кингстонской епархии молитв и шутил , Александр Макдонелл гордился своим знанием протестантских что при необходимости он может заменить преподобного Бетьюна.
Семья
[ редактировать ]В 1782 году, перед окончанием войны, Бетьюн женился на Веронике Ваден (ум. 1846), дочери Жана-Этьена Вадена (1738–1782), партнера-основателя Северо-Западной компании . Матерью Вероники была Мари-Жозеф Де Гир и сестра Маргариты, жены доктора Джона Маклафлина, отца Орегона. После смерти Бетьюна Вероника Бетьюн счастливо прожила со своей дочерью Кристиной и зятем Робертом Генри в Кобурге в течение 31 года и считалась выдающимися путешественниками того периода женщиной большого ума и обаяния. Бетьюны были родителями десяти детей (все сыновья получили образование у Джона Страчана ) и одной приемной дочери, Энн МакЛеод:
- Ангус Бетьюн (1783–1858) из Торонто . Партнер по зимовке в Северо-Западной компании , а после 1821 года — главный фактор в компании Гудзонова залива . Вместе с исследователем Дэвидом Томпсоном он путешествовал по Скалистым горам и совершил путешествие в Гуандун , Китай, на службе HBC. В 1818 году он был одним из пяти последних мужчин, принятых в Бобровый клуб . Он женился на Луизе («Зеленое одеяло») Маккензи, дочери Родерика Маккензи из Терребонна от его деревенской жены. Они были прадедом Нормана Бетьюна, врача и филантропа, которого до сих пор почитают 1,4 миллиарда китайцев.
- Сесилия Бетьюн (1785–1842) из Кингстона . Ее первым мужем был Уолтер Батлер Уилкинсон из Корнуолла, Онтарио , многообещающий молодой юрист, который умер в возрасте 26 лет. После его смерти она вышла замуж за Джона Кирби из Кингстона.
- Кристин Бетьюн (1787–1865) из Кобурга . Ее первым мужем был Джон Лоу Фарранд из Корнуолла, Онтарио . Во-вторых, она вышла замуж за Роберта Генри, сына исследователя Александра Генри . Он был партнером Северо-Западной компании по зимовке и директором коммерческого банка округа Мидленд в Кобурге .
- Норман Бетьюн (1789–1848) из Монреаля . Королевский аукционист в Монреале со своим родственником Александром Генри . Он также владел коммерческим экспедиторским агентством в Лашине для лодок и лодок Дарема по маршруту Святого Лаврентия к Великим озерам . Он женился на Маргарет Китсон, отец которой был пасынком Александра Генри .
- Джон Бетьюн (1791–1872) из Монреаля . Первый уроженец канадца, рукоположенный в англиканской церкви . Он был ректором Университета Макгилла и деканом Монреаля. Он женился на Элизабет Хэллоуэлл из Монреаля , дочери Уильяма Хэллоуэлла из Бедфорда , Англия , партнера по подписанию контракта с North West Company . Они были родителями леди Эбботт , Страчана Бетьюна , 1-го англиканского канцлера Монреаля и прапрадедушки актера Кристофера Пламмера.
- Джеймс Грей Бетьюн (1793–1841) из Рочестера, штат Нью-Йорк . Банкир и купец в Кобурге . После позора в своем бизнесе он покинул Канаду . Он женился на Марте Коверт из Кобурга.
- Энн Бетьюн (1798–1835) из Монреаля и Кобурга. Она вышла замуж за Генри Маккензи, партнера Северо-Западной компании по зимовке , клерка сессии пресвитерианской церкви на улице Святого Габриэля в Монреале и владельца фирмы MacKenzie and Olgilvie, которая управляла промышленным комплексом (ныне музеем) в Терребонне, сеньории. на окраине Монреаля, который он делил со своим братом Родериком Маккензи , также партнером Северо-Западной компании и основателем первого европейского поселения в Альберта и двоюродный брат исследователя Александра Маккензи , который достиг западного побережья Северной Америки на двенадцать лет раньше Льюиса и Кларка.
- Александр Бетьюн (1800–1879), второй епископ Торонто , сменивший своего учителя и наставника Джона Страчана . Он женился на Джейн Элизе Крукс, дочери Джеймса Крукса и племяннице Рамзи Крукса, партнера Джона Джейкоба Астора в Американской меховой компании. Отец Чарльза Бетьюна, второго директора школы Тринити-колледжа.
- Дональд Бетьюн судоходную фирму (1802–1869) основал в Верхней Канаде , которая в конечном итоге потерпела неудачу. Он также был политиком. Он женился на Дженнет Смит, дочери Питера Смита из Кингстона, Онтарио .
- Энн МакЛеод, десятый член семьи Бетьюнов в Уильямстауне, была осиротевшей дочерью метиса Нор'Вестера Александра Маклеода из Дуириниша, Лохалш (недалеко от Скай), родственницы Арчибальда Нормана Маклеода , который умер в 1809 году в Монреале . Она вышла замуж за Александра Маккензи из Уильямстауна, но умерла при родах в возрасте 24 лет. Ее сын, Александр Маклеод Маккензи, давний регистратор округа в Александрии, похоронен рядом со своими родителями на церковном кладбище Сент-Эндрюс в Уильямстауне, рядом с памятником г-ну Бетьюну.
Наследие
[ редактировать ]По словам Майкла Ньютона, «письма и книги преподобного Джона Бетьюна (который после войны за независимость переехал из Шотландии в Северную Каролину, а затем в графство Гленгарри в Канаде) были спасены от забвения совсем недавно, в 1977 году. В его коллекцию входили множество дореволюционных светских книг, но они не были тщательно изучены до того, как были разбросаны на аукционе в 1987 году. Ученый, грамотный гэльский говорящий в центре сообщества - это именно тот человек, который, вероятно, был заинтересован в записи местных знаний. и литературу, и если его библиотеку удастся отследить и тщательно изучить, возможно, удастся найти какой-нибудь гэльский материал». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Майкл Ньютон (2001), Мы уверены, что мы индейцы: наследие шотландских горцев в Соединенных Штатах , Saorsa Media. Страница 94.
- ^ Майкл Ньютон (2001), Мы уверены, что мы индейцы: наследие шотландских горцев в Соединенных Штатах , Saorsa Media. Страница 95.
- ^ Американская революция в Северной Каролине: Церковь барбекю
- ^ Макдугалл, Э.А. (1983). «Бетюн, Джон (1751–1815)» . В Халпенни, Фрэнсис Дж. (ред.). Словарь канадской биографии . Том. V (1801–1820) (онлайн-изд.). Университет Торонто Пресс .
- ^ Майкл Ньютон (2001), Мы уверены, что мы индейцы: наследие шотландских горцев в Соединенных Штатах , Saorsa Media. Страница 266.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1751 рождений
- 1815 смертей
- Выпускники Абердинского университета
- Американские пресвитерианские служители
- Капелланы американской революции
- Британские эмигранты в Квебеке до Конфедерации
- Канадские пресвитерианские министры
- Канадские военные капелланы
- Иммигранты в провинцию Квебек (1763–1791)
- Лоялисты американской революции из Северной Каролины
- Лояльные военнослужащие американской войны за независимость
- Жители округа Харнетт, Северная Каролина.
- Люди из колониальной Северной Каролины
- Люди с острова Скай
- Люди из Соединенных графств Стормонт, Дандас и Гленгарри
- Шотландско-американская культура в Северной Каролине
- Шотландско-канадская культура в Онтарио
- Шотландские эмигранты в Тринадцати колониях