Религиозные деятели династии Шан

Второй королевский режим Китая , династия Шан ( ок. 1600–1046 гг. до н. э.), разработал политеистическую религию , ориентированную на поклонение духовным существам. [ 2 ] Династия создала бюрократию, специализирующуюся на практике ритуалов, разделенную на несколько должностей, которым было поручено выполнять различные аспекты религии. [ 3 ] [ 4 ] Обычно главными практикующими были король Шан и другие члены королевской семьи. [ 3 ] Их деятельность, происходившая в столице династии Шан, городе Инь , была записана на костях оракула . Религия Шан существовала и за пределами столицы, ее практиковали королевские покровители, которым было поручено управлять различными регионами внутри государства Шан.
Поскольку ок. 1250 г. до н.э. , первые случаи записанных ритуалов были задокументированы народом Шан. Различные должности использовались либо для непосредственного исповедания религии, либо для оказания соответствующей поддержки. Причастность шаманов к религии Шан обсуждается. Такие исследователи, как К.С. Чанг, поддерживают точку зрения активных шаманов при дворе. [ 5 ] в то время как другие утверждают, что династия на самом деле не применяла шаманизм в церемониях. В определенных ситуациях король Шан и члены королевской семьи действовали шаманским образом при проведении ритуалов.
Практикующие
[ редактировать ]Надписи на костях оракула свидетельствуют о значительном количестве людей, связанных с религией Шан. В образном отчете Дэвид Кейтли воссоздал типичный ритуал Шан с участием разных практиков. Основано на реальных записях о попытках У Дина вылечить зубную боль с помощью ритуалов. Его рассказ служит критической демонстрацией регулярной работы, проводимой религиозными деятелями в столице Шан. [ 6 ]
Первосвященники
[ редактировать ]
Божества , которым поклонялись Шан, помимо сверхъестественных существ, были духами умерших предков. Правящий король Шан будет отвечать за общение со всеми духами для благополучия и успехов государства. [ 3 ] Он общался посредством гадания , написанного на костях оракула . Короли Шан обычно давали окончательные прогнозы о предстоящих событиях. [ 7 ] путем интерпретации узоров на разогретых костях (бычьих лопатках, пластронах черепах и т. д.). Предсказанные события должны были продлиться полную неделю Шан, состоящую из десяти дней ( сюнь ). [ 3 ] Во многих случаях гадания королей (по показаниям начертателей на костях) предсказывали зловещие и неудачные ситуации.
Монархи Шан также выступали организаторами церемоний. Когда король умирал, его преемник должен был провести для него надлежащий погребальный ритуал. Примером может служить У Дин (годы правления 1250–1192 гг. до н. э.), который был организатором захоронения своего отца Сио Ю. [ 8 ] Его роль в этом аспекте не ограничивалась умершими предшественниками, поскольку он также руководил захоронениями и ритуалами родственников, умерших во время его правления.
Уровень участия короля Шан во многом зависит от его влияния и получения суверенитета над отдаленными государствами. [ 9 ] Со временем династия Шан постепенно расширяла и усиливала взаимодействие с племенами и вождествами. Его религия, возможно, приняла богов, которым поклонялись эти государства, в свой собственный пантеон, а также могла связать сами государства с богами Шан. Туфану , давнему противнику династии Шан , было присвоено звание Ту (земля), что является ярким примером внешнего влияния. [ 9 ] Поклоняясь как своим, так и чужим богам, король сможет сохранить сюзеренитет над регионами.
В королевских дворцах в Инь несколько членов королевской семьи, кроме правителя, выступали в качестве главных священников. Самой активной из них была Фу Хао , второстепенная королева. Она была одним из наиболее часто упоминаемых имен в гадательных текстах Шан.
Участники гадания
[ редактировать ]
В гадательных церемониях королю Шан помогали несколько прорицателей (多卜), возможно, под руководством начальника (官占). [ 4 ] Им было поручено нагреть кости оракула, содержащие вопросы к предкам Шан, и интерпретировать трещины, образовавшиеся от жары, чтобы получить ответ. [ 12 ] Процесс гадания обычно включал в себя очистку мяса от костей, [ 13 ] очистка и полировка поверхностей, [ 14 ] помазание кровью, [ 15 ] сверление отверстий в костях, нагрев и написание символов. Часто гадательные надписи включали различную информацию, и во многих примерах записывалось имя прорицателя. [ 16 ]
На протяжении всего интервала от c. С 1250 по 1046 год до нашей эры существовало несколько отдельных групп писцов, которые часто смешивались. Их стиль, каллиграфия и содержание надписей сравнительно различны. Метод классификации китайских ученых 20-го века описывает прорицателей как две группы, называемые « Старой школой » и « Новой школой ». Согласно этой теории, после религиозных реформ, проведенных Цзу Цзя в XII веке до нашей эры, эти группы переживали периоды высокой активности, а также времена, когда они не пользовались благосклонностью. Короли Шан, такие как Гэн Дин, нанимали прорицателей и писцов того типа, которые работали под руководством У Дина , в то время как другие, такие как У И и Вэнь Дин, отдавали предпочтение тем, кто работал на Цзу Цзя . Таким образом, прорицатели интерпретировались как меняющиеся группы. В современных исследованиях надписей на костях оракула различные результаты поставили под сомнение эту гипотезу; установлена новая классификация. Прорицатели разделены на группы, названные в честь самого активного прорицателя среди них. [ 17 ]
Такая команда слой керамики |
Дун Цзобиня Периоды надписей | Царствование королей | Основные группы королевских прорицателей [ а ] | ||
---|---|---|---|---|---|
Оригинал | Подразделенный | ||||
Иньсюй I | |||||
я | [ б ] | Во Дин [ с ] | Ши 师/Дуи 𠂤 [ д ] | ||
Иньсюй II | Бин | Ли 歷, тип 1 (отец Ю ) | |||
II | IIа | Цзы Гэн | Ли 歷, тип 2 (отец Дин ) | ||
IIб | Цзо Цзи | Чу, выход | безымянный | ||
Иньсюй III | III | IIIа | Лун Синь | Что? | |
IIIб | Гэн Дин | ||||
IV | IVа | У Йу | |||
IVб | Почему У Дин | ||||
ИньсюIV | V | И | Dì Yǐ | Хуан | |
Вб | тетя Синь |
Используя гадания, написанные группами прорицателей Хуан ( 黄 ) и Чу ( 出 ), в которых подробно описан религиозный календарь, ученые смогли создать реконструкцию литургического расписания позднего Шана . [ 23 ]
Шаманы
[ редактировать ]Неизвестно, был ли шаманизм важной практикой для династии Шан или нет. Роберт Ино утверждал, что общение с обожествленными духами осуществлялось посредством жертвоприношений и технических манипуляций с костями и, следовательно, не могло быть шаманизмом, поскольку не предполагало прямой встречи с духами. [ 2 ] Вопреки предложению Ино, Кван-чи Чанг заявил, что отсутствие шаманизма сделает понимание религии Шан неполным. [ 5 ]
В династии Шан была придворная должность, называемая у (巫, изображаемая в форме знака «плюс» в надписях на костях оракула). Обычно это слово переводится как « шаман ». [ 24 ] хотя некоторые выразили несогласие с этим переводом. [ 25 ] [ 26 ] Некоторые ученые задавались вопросом о его истинном значении и о том, действительно ли оно относится к шаману или другому практикующему. четыре значения этого у : По мнению Ж. Буало, выделяют [ 27 ]
- «дух севера или востока, которому приносятся жертвы»
- «жертва, возможно, связанная с контролем ветра или метеорологией»
- «эквивалент ши 筮 , формы гадания с использованием ахилеи»
- «живое человеческое существо, возможно, имя человека, племени, места или территории»
Надписи об этом живом у раскрывают шесть характеристик:
- ли у мужчиной или женщиной; Неизвестно, является
- Это могло быть либо название функции, либо имя народа (или отдельного человека), происходящего с определенной территории или нации;
- У, кажется, отвечал за некоторые гадания (в одном случае гадание связано с жертвоприношением умиротворения);
- У рассматривается как приносящий жертву умиротворения, но надпись и тот факт, что такого рода жертвоприношение приносилось другими людьми (включая короля), позволяют предположить, что у не был человеком, которого выбрали для проведения всех жертвоприношений умиротворения;
- Есть только одна надпись, где фигурирует прямая связь между царем и у . Тем не менее, природа связи неизвестна, поскольку статус ву не виден четко;
- Он выполняет (будучи доставленным, предположительно, на территорию Шан или ко двору) приказам других людей; возможно, его преподносят Шану в качестве дани. [ 28 ]
Некоторые указывали, что у во времена династии Шан можно было расшифровать и другими способами, помимо широко используемых предположений. Виктор Х. Мэйр, исследуя связь между ранней китайской цивилизацией и Внутренней Азией , выдвинул теорию возможного значения слова «у» , изучая лингвистические данные. Согласно его теории, у во времена династии Шан имело произношение *м. и аг , связанный с термином магуш на древнеперсидском языке. [ 29 ] (он также утверждал, что «волшебник» также является родственным термином). В зороастризме волхвы ) (форма множественного числа от магуш обозначают жрецов. Следовательно, существует вероятность, что «у» во времена династии Шан изначально были людьми, мигрировавшими из Внутренней Азии, и что они не были шаманскими жрецами. Мэйр предположил, что «у» лучше понимать как людей, способных общаться с духовным миром посредством искусства и жертвоприношений, а не шаманских практик, таких как стойка и посредничество. [ 29 ]
Однако различные образцы костей оракула указывают на наличие ритуалов с участием короля Шан, которые были связаны с «призывом». На некоторых церемониях божества присутствовали в качестве «гостей», а король Шан выступал в роли «хозяина». [ 2 ] Ритуалы приема проводились во многих храмах, в каждом из которых обитал один или несколько духов. Некоторые ученые понимают, что «гостевые» ритуалы представляли королей как церемониальных хозяев, обладающих уникальными возможностями «слышать» духовные послания на религиозных мероприятиях. [ 30 ]
Надписи на костях оракула фиксируют случаи, в которых король играл главную роль, о чем свидетельствуют два примера ниже: [ 31 ]
Во время гадания в день гэнцзу Си Цзиньпин проверил это утверждение: что касается мяса, нарезанного юэ, то заклинание должен выполнять король.
— Фуин 6
При гадании в день гэнгчен : Царь проведет обряд обращения к отцу Синю с овцами, свиньями [и] ведрами просяного вина.
— Джинбун 3014
Ритуал призыва ( zhù 祝 ) интерпретируется как семантически похожий на ритуал Шан, в котором царь вызывал духов. [ 32 ] Поскольку было показано, что этот ритуал является прерогативой короля Шан, Чайлдс-Джонсон считал, что он действовал как шаман-жрец.
Другие религиозные позиции суда
[ редактировать ]. На седьмой день дзёвэй (56-й день), слившийся с Гэншен (57-й день), луна была съедена
Кость оракула Heji 40610v. [ 33 ]
Роль астрономов и астрологов в религии до конца не понята, но, возможно, была важной. Форма иероглифов Шан для религиозных деятелей предполагает сложное понимание и интерпретацию Северного полюса . Космология Шан сосредоточилась на квадрате области, определяемой окружающими Полюс звездами во времена Шан, вероятно, используя Тубан в качестве эталонного небесного объекта. [ 9 ] Шаны, похоже, считали затмения зловещими событиями, предсказывающими ужасное будущее, такими как упадок и смерть короля. На костях оракула времен правления У Дина зафиксировано пять лунных затмений, датированных ок. 1200–1180 гг. До н. э., один из которых — пример «Луна была съедена» слева.
В китайской литературе после династии Шан упоминались такие астрономы династии Шан, как Усянь, которые якобы составили звездную карту. Великий историк Хань династии Сыма Цянь заявил в «Шицзи» , что он использовал небесную карту Усяня в качестве источника для определения места жительства Шанди на небе. [ 9 ] Говорят, что Усянь служил королю Шан Тай У как астроном и шаман.
Ритуалы Шан предполагали использование музыки. Гадание проводилось, чтобы определить, какая музыка будет исполняться, обычно танцевальная. Для выполнения этой задачи было выбрано несколько танцоров ( 舞 ) под руководством музыкального руководителя ( 瞽 ). [ 34 ] Часто танцоры выступали в религиозных святилищах, в том числе среди природных ландшафтов, таких как Желтая река. [ 2 ]
Практикующие, не принадлежащие к королевскому двору
[ редактировать ]Помимо центрального правительства в Инь, религия Шан также практиковалась в других районах штата. Более 1000 костей оракула, многие из которых имеют гадательные надписи, были раскопаны в Хуаюаньчжуане, недалеко от исторического места Инь. Первоначальным владельцем был королевский родственник, близкий родственник У Дина, которому было разрешено вести собственную религиозную деятельность. [ 3 ] Согласно толкованиям гадательных надписей на костях, князь возглавлял собственную свиту прорицателей, а также родственников, которым было поручено вести религиозную деятельность во время его отсутствия. [ 35 ] Его гадания, насчитывающие до 537 письменных текстов, [ 36 ] казалось, речь шла только о некоторых людях, которым поклонялась королевская семья в столице. В частности, гадания в основном касаются бабушки Гэн , которая упоминалась в гаданиях У Дина как мать короля. [ 35 ] Гадания относительно этого умершего предка многочисленны, и их можно продемонстрировать на примерах: [ 37 ]
Гадание Цзихая: Сын остался в Жун (Ронг), а его наложница Гэн была убита и заключена в тюрьму. использовать. Предсказание на дзюхае : Наш господин, оставшись на ночь в Ронге, на рассвете убьет выращенный в загоне скот (для) Прародительницы Генг .
— ХИЗ 267
У Шен Бу: Он послал свою наложницу в (Жун) Дунгуань (Гуань). использовать.
Предсказано на вошен : следует принести подношения ( Прародительнице Гэн ) в восточном гостевом доме Ронга. Использовал.
Гичоу, наложница и Гэн будут заключены в тюрьму в этом возрасте. Ин (Ронг). один два три
На гуцхоу , принося подношения ( Предительнице Гэн ) , следует принести в жертву (Предительнице Гэн) немного скота, выращенного в загоне. В Ронге.
— ХИЗ 248
Другие божества предков, почитаемые окружением Хуаюаньчжуана, включают предка Ю , предка Цзэ , а также примерно 20 других духов. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] У Дин и Фу Хао были двумя живыми родственниками, упомянутыми в надписях Хуаюаньчжуана, которые, по-видимому, находились в регулярном контакте с принцем посредством встреч.
Помимо гаданий, этот королевский покровитель также участвовал в жертвенных ритуалах и создании религиозных центров в закрепленном за ним поместье. Упоминания о жертвоприношениях в его надписях позволяют предположить наличие посоха, которому было поручено проводить жертвоприношения от его имени. В некоторых случаях он напрямую приносил жертвы духам, как указано в одном тексте: [ 42 ]
Гадание И Мао: старый предок Илао, его сын, и он не должен быть слишком быстрым. использовать. Предсказано на ймао : принося в жертву ( предку Ю) скот, выращенный в загоне, наш господин должен сделать это сам; он не должен приглашать (кого-либо еще).
— ХИЗ 294
Многие надписи, раскопанные в Хуаюаньчжуане, были сделаны в Жун, завоеванном месте. Согласно толкованиям, князь начал селиться там, организовывал в новых местах поклонения таблички с духами предков и проводил подношения. Он также заказал для этой цели дополнительные постройки, в том числе родовой храм, башню и гостевой дом, предназначенный для хранения жертвоприношений. [ 43 ] У Дин, похоже, сыграл свою роль в этой деятельности, поскольку тексты показывают, что король раздавал покровителю материалы, такие как пленники и специальные зерна для поклонения предкам. [ 44 ] Другим родственникам, от двоюродных братьев и сестер до детей, покровитель поручил участвовать в религиозной деятельности. Согласно собранным надписям, в число этих людей входили: [ 45 ]
- Цзы Хуа, которому поручено выполнять ритуалы возлияния эля;
- Цзы Поу и Цзы Юй, участвовавшие в жертвенных церемониях;
- Цзы Ху и Цзы Би, которые были связаны с ритуалами, включающими танец и музыку.
Далее, чем Хуаюаньчжуан, были найдены также тексты из Дасиньчжуана, находящегося в 250 километрах от Инь. [ 46 ]
Считается, что простые люди в этот период могли принять участие в народной религии. Есть вероятность, что население могло участвовать в сезонных фестивалях и жертвоприношениях. [ 47 ] Простолюдины с таким же успехом могли быть вовлечены в религиозную деятельность, проводимую региональными лордами.
Обучение практиков
[ редактировать ]Обучение писцов
[ редактировать ]Костяное письмо оракула , система письма, разработанная династией Шан, чрезвычайно сложна. Грамотность писцов считалась очень важной для целей гадания и записи ритуалов. Роберт Бэгли заявил, что грамотность Шан была привязана к максимальной крайности, но он также отметил, что процесс приобретения полной грамотности писцами Шан не понятен. [ 48 ]
Иероглиф Шан, означающий «учиться» ( xué 學 ), был идентифицирован. Два пластрона, написанные в эпоху правления У Дина, HJ: 8304 и HJ: 16406, интерпретируются и указывают на то, что xué можно было записать как глагол, так и существительное. [ 49 ] Некоторые надписи показывают, что когда это слово используется в сочетании с «大», полученная фраза « 大學 » может относиться к альтернативному месту для проведения неизвестного ритуала. Сюэ , возможно, могло быть существительным в HD: 181 ( wǎngxué 往學 'идти в сюэ') и в HD: 450 ( rùxué 入學 'чтобы идти в сюэ'). введите xué'), но эти примеры в равной степени могут быть глаголами. [ 49 ] В целом утверждалось, что использование этого слова в надписях на костях оракула определенно относится к своего рода обучению писцов.
Ученые интерпретировали большое количество надписей на костях оракула и предложили метод обучения писцов посредством повторяющейся практики имитации образцовых текстов. В аннотированном каталоге 1937 года Го Моро изучил фрагмент CB: 1468=HJ: 18946, содержащий информацию о шестидесятилетних днях, и заметил такую закономерность «обучения». Го прокомментировал:
Содержимое состоит из многократно выгравированных ганжи за дни с 1 по 10. В четвертой строке текста графики написаны четко и упорядоченно, как будто выгравированы учителем (xiānshēng先生), чтобы служить образцом ( fànbĕn 範本 ). Остальные кривые и некачественные, как будто написанные кем-то, кто учится гравировать ( сюэкэ 學刻 ). Это ничем не отличается от метода, с помощью которого современные дети учатся писать (xizì習字). Проливая свет на условия образования три тысячи лет назад, оно представляет огромный интерес. Кроме того, в колонках, написанных стажером, вкраплены прекрасно написанные графики, идентичные графикам модели, где, предположительно, сопровождающий учитель взял в руки нож. Примеры включают 辰, 午 и 申 во второй строке, а также 卯, 己 и 辛 в третьей.
— Го Моруо [ 49 ]
В работе Мацумару Митио было изучено 156 случаев появления таблиц дат Шан, которые были разделены на три группы по степени письменной грамотности. Наиболее качественные тексты одной группы предлагались в качестве образцов для обучения, а тексты из двух других категорий - в качестве ученических копий. [ 50 ] Однако автор не делал никаких заявлений о том, приобретали ли студенты в данном случае грамотность или осваивали навыки гравюры.
Грамотность и техника гравировки отличаются друг от друга; поэтому некоторые подвергают сомнению интерпретацию костей Го Моро. Отвечая на замечания Го по поводу обучения, Чжан Шичао заметил, что теория первого ошибочна, поскольку кривого письма недостаточно, чтобы доказать эффективность изучения письменного языка. Он утверждал, что обучающиеся в то время могли быть действительно грамотными, а тексты могли быть их попытками освоить технику письма. [ 51 ]
Обучение другим ритуальным действиям
[ редактировать ]Записи, принадлежащие королевскому родственнику в Хуаюаньчжуане, указывают на форму обучения танцам. В пяти надписях слово сюэ встречается с словом шанг (商), которое совпадает с названием династии Шан, но в контексте имеет другое значение. Предполагалось, что этот персонаж обозначает форму танца. Есть надписи о продолжении исполнения шанг , а также кость оракула, ожидающая У Дином осмотра танцев .
Обычно считается, что у Шан могли быть какие-то специальные места обучения религиозному обучению. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
История развития
[ редактировать ]Неолитические предшественники
[ редактировать ]
До появления организованных государств в Китае этот район был населен различными племенными конфедерациями. Каждое из племен практиковало свою систему верований. Религиозные верования в доисторическом Китае основывались на идеях анимизма , тотемизма и шаманизма . [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Многие древние племена додинастического Китая разделяли общую веру в духовный мир. [ и ] Считалось, что духи обладают божественной силой. Таким образом, они могли вмешиваться и диктовать жизнь существ живого мира. Это привело к необходимости прямого общения с духами посредством мистиков. Возникла группа определенных лиц, известных как шаманы, и взяла на себя ответственность за проведение религиозных ритуалов своего племени. [ 62 ] В культурах будущего центра династии Шан практиковались жертвоприношения и похороны. [ 63 ] [ 64 ] Во многих регионах Китая неолитические культуры использовали костные материалы крупного рогатого скота для гадания. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ ж ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что музыкальная культура развивалась в Китае с очень раннего периода. При раскопках в деревне Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань были обнаружены костяные флейты, датируемые 9000 лет назад, а глиняные музыкальные инструменты под названием Сюнь, возраст которых предположительно 7000 лет, были найдены в стоянках Хэмуду в Чжэцзяне и Баньпо в Сиане . [ 69 ]
Во времена династии Чжоу
[ редактировать ]Около 1046 г. до н.э. династия Шан рухнула, и началась новая династия Чжоу. [ г ] Король Чжоу У, первый король новой королевской семьи, предоставил право Шанскому принцу У Гэну и позволил ему продолжать поклоняться духам Шан. Ранний период Западной Чжоу ( ок. 11 века до н. э. ) сохранил старые религиозные обычаи Шан, почитая духов Шан. Кости раннего оракула Чжоу, найденные в Чжоуюане, содержат надписи, касающиеся Ди И , одного из последних королей Шан, которому раньше поклонялись люди Шан. [ 70 ]
После смерти короля У У Гэн восстал вместе с Тремя стражами , но был разбит и убит королевской армией. Династия Чжоу назначила другого принца Шан по имени Вэйцзы правителем Сун . Вэйцзы и его потомки придерживались религии Шан на протяжении всего существования государства Сун. Шу И, высокопоставленный чиновник Ци около 600 г. до н.э., был прямым потомком Шан. У него был бронзовый артефакт по имени Шу И Чжун, чтобы увековечить память духов его королевских предков Шан. [ 71 ]
Когда Ци завоевал Сун в 286 г. до н.э., религия Шан перестала формально практиковаться, хотя духи королей Шан все еще почитались в более поздних императорских династиях Китая.
Традиционное повествование
[ редактировать ]Многие китайские династии, правившие после Шан, составили различные тексты, в которых упоминаются предполагаемые религиозные практикующие династии Шан. Китайские классики династии Чжоу, « Сюньцзы» , « Записки великого историка», а также другие описывают эти фигуры как прославленные образцы праведности и добродетели.

Китайская традиция описывает первого короля династии Шан, Тана, как религиозного и проницательного деятеля китайской истории. записана история Философом Сюньцзы и историком Сыма Цяном о религиозных чувствах Тана. В течение семи лет после восшествия Тана на престол (1766–1760 гг. до н.э. по традиционному летоисчислению) наблюдалась сильная засуха, сопровождавшаяся голодом. Наконец было предложено принести в жертву Небу человеческое существо и помолиться о дожде. Тан якобы сказал: «Если жертвой должен стать мужчина, то я буду им». Затем он постился, остриг себе волосы и ногти. Тан в карете, запряженной лошадьми, одетый как жертвенная жертва, отправился в лес тутовых деревьев, в котором был построен алтарь. Там он молился, спрашивая о том, какой из его проступков привел к бедствиям. Говорят, что когда Тан не закончил свою молитву, пошел сильный дождь, спасший китайский народ от дальнейших бедствий. [ 72 ] [ 73 ] История о Тане, молящемся богам, используется для восхваления его как человека, искренне подчиняющегося Небесам, или, альтернативно, верховному богу Шан Шанди .
В «Книге документов» также упоминается цитата И Иня , который был главным министром Тан, когда он давал советы молодому новому королю Тай Цзя после смерти Тана. И Инь якобы написал:
Бывший король [т. е. Тан Шана] постоянно следил за яркими требованиями Небес и поэтому поддерживал поклонение духам неба и земли, тем, кто управляет землей и зерном, а также духам предков. храм; все с искренним почтением.
- И Инь Тай Цзя, записано в Книге документов (перевод Джеймса Легга)
Помимо этого, древняя китайская традиция также говорит о более поздних королях Шан, которым их министры давали советы. Для короля У Дина , фактическое правление которого породило большинство надписей на костях оракула Шан, был изображен персонаж в Книге документов, глава «День дополнительного жертвоприношения Гаоцзуну» . Согласно повествованию, У Дин проводил ритуал в честь Тан, когда на жертвенном сосуде был замечен дикий фазан. Король истолковал это как отрицательный знак богов, но его старший сын Цзу Цзи возразил ему, посоветовав провести религиозные реформы, сократив количество подношений духам предков Шан, чтобы исправить значение жертвоприношений. Речь Цзу Цзи была записана в Книге :
Когда император Гаозун посетил Солнце, фазанов становилось все больше и больше. Предок Цзи сказал: «Только первое, что нужно сделать, это проверить короля и сделать все правильно», поэтому он научил короля. Сказал: «Только Небо наблюдает за людьми, и законы праведны. Есть вечность, и нет вечности в нисходящих годах. Если это не Небеса, люди умрут. Люди не будут слушать грехи, если их не будет». добродетельный. Поскольку Небеса благословили людей и исправили их добродетели, говорят: «Это как платформа?» Ван Си уважает людей, и жертвы не так богаты, как прозвище в день дополнительного жертвоприношения . В Гаозуне появился кукарекающий фазан. Цзу Цзи сказал: « Чтобы исправить это дело, сначала нужно исправить короля». Он преподал королю урок, сказав: «При осмотре людей внизу Небеса в первую очередь заботятся о них». праведность, и она дарует им (соответственно) долгие годы или наоборот. Не Небеса сокращают жизнь людей, они сами приводят ее к концу. и когда Небеса очевидными знаками поручили им исправить свое поведение, они все равно говорят: «О, что нам за дело?» по дару Небесному, принося жертвы своему отцу, не будь слишком чрезмерным».
- Цзу Цзи своему отцу У Дину
Чрезмерные жертвоприношения Шан подверглись дальнейшей критике со стороны человека по имени Фу Юэ , который в традиционных текстах служил У Дину. Согласно советам Фу, данным его королю, слишком большие жертвы были бы вредными и контрпродуктивными, поскольку они не вызывали уважения к духам и, следовательно, приносили беспорядок.
Последний король Шан, Ди Синь, был описан династией Чжоу как правитель, который полностью пренебрегал религиозными делами, особенно жертвоприношениями. Люди Чжоу интерпретировали его действия как одну из причин, по которой его режим в конечном итоге рухнул. Книги документов В разделе «Книга Чжоу - Речь в Му» цитируется:
Теперь король Шана принимает слова своей жены. поклоняются Фуде Потерявшие сознание и покинувшие короля родители и младшие братья до сих пор . Но грехов много в четырех направлениях, и они ускользают. Их уважают и уважают, доверяют и послы. Их считают чиновниками и министрами, так что они могут быть жестоки к народу и вероломны к купцам.
Что касается Шу, короля Шана, то он действительно следует словам своей жены . Он слепо отказывается от жертвоприношений, которые должен принести, и не отвечает [на благословения, которые он получил от духов]. Он слепо отказывается от своих дядей по отцовской и материнской линии, которые еще живы, и не может их трудоустроить. Таким образом, действительно, бродяги четырех сторон света, обремененные преступлениями, - их он чтит, их превозносит, им доверяет, их вербует, их он принимает в качестве высоких чиновников и сановников, чтобы позволить им угнетать и тиранить народ и приносить злодейство и предательство против города Шан .
- Король Чжоу У произносит речь, перевод Мартина Керна [ 74 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Здесь показаны только основные периоды деятельности. Группы прорицателей часто пересекались с соседними царствами.
- ^ Японские ученые использовали обозначение Ib для группы прорицателей (ранее называвшейся Группой королевской семьи), которую Дун первоначально интерпретировал как возрождение периода IVb практик эпохи У Дин, но теперь отнесен к группам периода I, включая Ши師/ Дуй 𠂤. [ 18 ] [ 19 ]
- ↑ Донг также включал королей Пань Гэна , Сяо Синя и Сяо И в свой Период I, но никакие надписи не могут быть достоверно отнесены к периоду правления до У Дина. [ 20 ] [ 21 ]
- ^ Авторы расходятся во мнениях, какой из этих современных символов следует использовать при чтении глифа на кости оракула. [ 22 ]
- ^ Некоторые доисторические китайские культуры производили артефакты с мотивом «AZ», который представлял собой своего рода «Высшего Бога», аналогично Ди династии Шан. [ 61 ]
- ^ Примером может служить культура Луншань, в которой практиковались человеческие жертвоприношения. [ 68 ]
- ↑ По словам Дэвида Панкеньера, повелитель Чжоу Цзи Фа победил последнего короля Шан 20 января 1046 года до н. э., что ознаменовало конец старого режима.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чен и др. (2020) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Один (2010а) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Один (2010б) .
- ^ Перейти обратно: а б Ван и Ян (1996) .
- ^ Перейти обратно: а б Чанг (1983) .
- ^ Кейтли (1978a) , с. 1-2.
- ^ Сюй (2002) , стр. 30.
- ^ Мидзогучи и Учида (2018) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дидье (2009) .
- ^ Ху (2009) .
- ^ И (2010) .
- ^ Чанг (1994) .
- ^ Сюй (2002) , стр. 24.
- ^ Кейтли (1978a) , с. 13-14.
- ^ Сюй (2002) , стр. 28.
- ^ Джао (1959) .
- ^ Ван, Тао (2007). «Ритуальные животные Шан: цвет и значение». Бюллетень СОАС . 70 (2).
- ^ Кейтли (1978a) , с. 32, н. 18.
- ^ Кейтли (1999) , с. 241.
- ^ Кейтли (1978a) , стр. 97–98, 203.
- ^ Ли (2002) , стр. 330.
- ^ Шонесси (1983) , с. 9, н. 1.
- ^ Смит (2010) .
- ^ фон Фалькенхаузен (1995) , с. 279-300.
- ^ де Гроот (1964) [1908]
- ^ Шиффелер (1976) , с. 17-35.
- ^ Буало (2002) , с. 354-355.
- ^ Буало 2002 , с. 355.
- ^ Перейти обратно: а б Майр .
- ^ Чайлдс-Джонсон (2008) .
- ^ Чайлдс-Джонсон (1995) , с. 87.
- ^ Чайлдс-Джонсон (1995) .
- ^ Шонесси (2019) , с. 85.
- ^ Теобальд (2018) .
- ^ Перейти обратно: а б Шварц (2020) .
- ^ Солнце (2014) , с. 20-21.
- ^ Шварц (2020) , с. 44.
- ^ Вэй (2006) .
- ^ Чжао (2007) .
- ^ Лин (2007) .
- ^ К (2009) .
- ^ Шварц (2020) , с. 46.
- ^ Шварц (2020) , с. 47.
- ^ Шварц (2020) , с. 51.
- ^ Шварц (2020) , с. 64.
- ^ Смит (2019) .
- ^ Ли и Чен (2012) .
- ^ Бэгли (2004) , с. 190-249.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит (2011а) .
- ^ Мичио (2003) .
- ^ Чжан (2002) .
- ^ Сун Чжэньхао (ред.). Исследование школьного образования в династии Шан на основе надписей на костях. (на китайском языке). стр. 220–230.
- ^ Мур (2000) , с. 25.
- ^ Ван, Хайчэн (2007), «Письменность и государство в раннем Китае в сравнительной перспективе», Ранний Китай , 31 , doi : 10.1017/S0362502800002078
- ^ Ли (2000) , с. 41.
- ^ Ян (2003) , с. 664.
- ^ Чайлдс-Джонсон (2023) .
- ^ Лакомска (2020) , стр. 1-17.
- ^ Нельсон и др. (2006) .
- ^ Чжан и Хрискос (2003) .
- ^ Вы (1997) , с. 52-62.
- ^ Ян, Фэнган; Ланг, Грэм (2012). Социально-научные исследования религии в Китае . Брилл. ISBN 978-9-004-18246-2 .
- ^ Чжао (2013) , стр. 250.
- ^ Никель (2011) , с. 443.
- ^ Кейтли (1978a) .
- ^ Квартира (2008) , с. 403-437.
- ^ , ред. (1986) . Гао Гуангрен; Шао Ванпин
- ^ Лю, Ли (2005). Китайский неолит: пути к ранним государствам . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81184-2 .
- ^ Цзинь Цзе (3 марта 2011 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-18691-9 .
- ^ Шэньси Чжоуюань Каогудуй Археологическая группа Шэньси Чжуюань (1979), Надписи на костях оракула времен ранней династии Чжоу обнаружены в деревне Фэнчу, Цишань, Шэньси. , культурные реликвии (на китайском языке), стр. 38–43.
- ^ Чжан Чжэнлан (张正烺), «Десять и два герцога» и связанные с ним проблемы [ «Десять плюс два герцога» и связанные с этим проблемы ] (на китайском языке)
- ^ Чанг, Рут Х. (2000). «Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан» (PDF) . Китайско-платонические статьи . № 108. с. 3.
- ^ Джеймс Легг (ред.). «Объявление Тана». Книга документов (PDF) . п. 51.
- ^ Керн, Мартин (2017) «Глава 8: «Выступления» (Ши誓) в Шаншу» в книге «Истоки китайской политической философии: исследования состава и мысли Шаншу» (Классика документов) . Серия: Исследования по истории китайских текстов, Том 8 . Эдс Кер, Мартин и Дирк, Мейер. п. 298 стр. 281-319
Источники
[ редактировать ]- Кейтли, Дэвид Н. (1999), «Шанг: первая историческая династия Китая», в Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 232–291, doi : 10.1017/CHOL9780521470308.006 , ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Ли, Сюэцинь (2002), «Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу: методология и результаты», Журнал восточноазиатской археологии , 4 : 321–333, doi : 10.1163/156852302322454585 .
- Сунь Ябин Сунь Ябин (2014). Исследование надписей на гадательных костях в районе Хуаюаньчжуандун города Иньсюй. (Докторская диссертация). Шанхай: Шанхайский гуджи чубанше.
- Джао, Цунг-И (1959) Индай чжэнбу ренву тункао . Том I. Гонконг: Издательство Гонконгского университета.
- Шварц, Адам К. (2020). Надписи на костях оракула с востока Хуаюаньчжуана . Грютер. hdl : 20.500.12657/23217 . ISBN 9781501505331 .
- Ино, Роберт (2010a). «История G380: Религия Шан» (PDF) . Университет Индианы.
- Ино, Роберт (2010b). «История G380: Общество Шан» (PDF) . Университет Индианы.
- Ван, Юсинь; Ян, Шэннань (1996). Чжунго чжэнчжи чжиду тунши (Всеобщая история китайской политической системы) , Том 2, Сяньцинь (до Цинь), Пекин: Жэньминь чубанше.
- Чанг, Кван-Чи (1994). «Шанг Шаманы». В Петерсоне, Уиллард Дж. (ред.). Сила культуры: исследования по истории китайской культуры . Гонконг: Издательство Китайского университета. стр. 10–36. ISBN 978-962-201-596-8 .
- Мидзогучи; Учида (31 мая 2018 г.). «Возвращение к королевским гробницам Аньян Сибэйган Шан: социальный археологический подход» . Античность . 92 (363): 709–723. дои : 10.15184/aqy.2018.19 . hdl : 2324/2244064 . S2CID 165873637 .
- Чанг, Кван-Чи (1983). Искусство, миф и ритуал: путь к политической власти в Древнем Китае .
- Смит, Адам Дэниел (2011). «Китайский шестидесятилетний цикл и ритуальное происхождение календаря» . В Стиле, Джон М. (ред.). Календари и годы II: Астрономия и время в древнем и средневековом мире . Книги Оксбоу. стр. 1–37. дои : 10.7916/D8891CDX . ISBN 978-1-84217-987-1 .
- Майр, Виктор. Древнекитайский мьяг, древнеперсидский маг и английский «маг»» (Ранний Китай 15, 27–47) .
- Чайлдс-Джонсон, Элизабет (2008). Значение графика И 異 и его значение для верований и искусства Шан .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Виктор Х. Майр. Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае
- Смит, Адам (8 августа 2019 г.). «Китайский шестидесятилетний цикл и происхождение китайской письменности». Китайский шестидесятилетний цикл и ритуальные основы календаря . МПРЛ – Труды. Макс-Планк-Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaften. ISBN 9783945561355 .
- Теобальд, Ульрих (2018). «Правительство, администрация, закон периода Шан» .
- Стивен Д. Хьюстон, Первое письмо, изд. (2004). «7 (стр. 190–249)». Аньянская письменность и происхождение китайской письменности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Смит, Адам (2011a). «Свидетельства обучения писцов в Аньяне». В Ли Фэне; Дэвид Прагер Браннер (ред.). Письменность и грамотность в раннем Китае . Вашингтонский университет Press.
- Мичио, Мацумару (2003). «Цзяо и пянь сыфан фэн мин кэчи гу» (Юешао М片квадратное имя ветра, вырезанные слова)». В Ван Юйсинь; Сун Чжэньхао (ред.). Цзиньиан Иньсюй Цзягувэнь Фасянь Ибай Чжоу Нянь Гоцзи Сюешу Яньтаохуэй . лунвэньцзи (Международный академический симпозиум в ознаменование столетия открытия надписей на костях в руинах Инь) Пекин: Шехуэй Кексюэ Вэньсянь Чубанше, стр. 83–87.
- Чжан, Шичао (2002) Иньсюй цзягу цзыцзи яньцзю: Сидзу buci pian (Исследование почерка на оракуле руин Инь - надписи Шицзуй) . Чанчунь: Дунбэй Шифан Даксюэ Чубанше.
- Сун, Чжэньхао, Цун цзягувэнь каошу Шан дай , стр. 224–25.
- Чайлдс-Джонсон, Элизабет (1995). «Маска головы призрака и метаморфические образы Шана». Ранний Китай . 20 (20): 79–92. дои : 10.1017/S0362502800004442 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1983). «Последние подходы к периодизации оракула». Ранний Китай . 8 : 1–13. дои : 10.1017/S0362502800005411 .
- Буало, Жиль (2002). «Ву и Шаман». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 (2): 350–378. дои : 10.1017/S0041977X02000149 . S2CID 27656590 .
- Сюй, Яхуэй (許雅惠 Сюй Яхуэй) (2002). Древняя китайская письменность, надписи на костях оракула из руин Инь. Английский перевод Марка Калтонхилла и Джеффа Мозера . Тайбэй: Национальный дворец-музей. ISBN 978-957-562-420-0 .
- Кейтли, Дэвид Н. (1978a). Источники истории Шан: надписи на костях оракула Китая бронзового века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02969-0 .
- Смит, Адам (2010). Китайский шестидесятилетний цикл и ритуальные основы календаря . дои : 10.7916/D8891CDX .
- фон Фалькенхаузен, Лотар (1995). «Размышления о политической роли духовных медиумов в раннем Китае: чиновники У в Чжоу Ли ». Ранний Китай . 20 . дои : 10.1017/S036250280000451X . S2CID 247325956 .
- де Гроот, Ян Якоб Мария (1964) [1908]. Религиозная система Китая . Том V, Книга II. Душа и поклонение предкам: Часть II. Демонология. — Часть III. Колдовство. Тайбэй: Brill-Literature House (переиздание). Автор утверждал, что «у» в китайском языке и «шаман» в западных языках являются культурно разными и несовместимы для перевода.
- Шиффелер, Джон Уильям (1976). «Происхождение китайской народной медицины». Азиатское фольклористика . 35 (1): 17–35. дои : 10.2307/1177648 . JSTOR 1177648 . ПМИД 11614235 . Автор утверждал, что корректно перевести wu никак нельзя.</ref>
- Шонесси, Эдвард Л. (2019), Китайские анналы в Западной обсерватории , Берлин, Бостон: De Gruyter Mouton, doi : 10.1515/9781501516948 , ISBN 978-1-5015-1694-8 , S2CID 243176989
- Вэй Сиде (Wei Cide) (2006), Исследование надписей на костях оракула в районе Хуаюаньчжуандун города Иньсюй (на китайском языке), Тайбэй: Тайвань гуджи
- Чжао Пэн (Zhao Peng) (2007), Предварительное исследование личных имен и датировок надписей на костях оракула в руинах Инь. (на китайском языке), Пекин: Сяньчжуан Шуцзюй
- Линь, Юн (2007), Исследование персонажей, встречающихся в оракулах Хуа Дунцзы , Древняя письменность и древняя история (на китайском языке)
- Гу Юань (古宇安) (2009). Исследование иероглифов, найденных в надписях на костях оракула в Хуадуне, руины Инь H3 (Магистерская диссертация) (на китайском языке).
- Ли, Лю; Чен, Синцань (2012). Археология Китая: от позднего палеолита до раннего бронзового века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64310-8 .
- Бэгли, Роберт (2004). «Письмо Аньян и происхождение китайской письменности». В Хьюстоне Стивен Д. (ред.). Первое письмо . Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Чен, Куан Юй; Сун, Чжэньхао; Лю, Юань; Андерсон, Мэтью (2020), Чтение Шанских надписей , Springer, Шанхайское народное издательство, стр. 227–230, ISBN 978-981-15-6213-6
- Ху, Хосюань, изд. Объяснение коллекции Oracle , Китайское издательство социальных наук, ISBN 978-7-5004-8462-2
- Ма Русен (马Rusen) (2010), Натирания костей оракула , Издательство Шанхайского университета, ISBN 978-7-811-18651-2
- Лю, Сюэшунь (2005). Первый известный китайский календарь: реконструкция с использованием синхронного доказательного подхода (докторская диссертация). Университет Британской Колумбии. п. 123. дои : 10.14288/1.0099806 .
- Мур, Оливер (2000). Китайский . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Ван, Хайчэн (2007), «Письменность и государство в раннем Китае в сравнительной перспективе», Ранний Китай , 31 , doi : 10.1017/S0362502800002078
- Ли, Томас ХК (2000). Образование в традиционном Китае: история . Брилл. п. 41. ИСБН 978-9-004-10363-4 .
- Ян Куам (楊寬) (2003). История династии Западная Чжоу (на китайском языке). Шанхайский юань чубанше.
- Чайлдс-Джонсон, Элизабет (2023), «Продолжение метаморфических образов и поклонения предкам в культуре Луншань», в Чайлдс-Джонсон, Элизабет; Майор, Джон С. (ред.), Метаморфические образы в древнем китайском искусстве и религии , Лондон: Routledge , doi : 10.4324/9781003341246 , ISBN 9781003341246
- Чжао, Чуньцин (2013), «Культура Луншань в центральной провинции Хэнань, около 2600–1900 до н.э.», в Андерхилле, Энн П. (редактор), « Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, ISBN. 978-1-4443-3529-3
- Никель, Лукас (2011). Предыстория религии в Китае . Издательство Оксфордского университета, стр. 443. ISBN 9780199232444 .
- Нельсон, Сара М.; Мэтсон, Рэйчел А.; Робертс, Рэйчел М.; Рок, Крис; Стенсель, Роберт Э. (2006). «Археоастрономические свидетельства вуизма на стоянке Хуншань в Нюхэляне».
- Чжан, Хун; Хрискос, Константин (июнь 2003 г.). «Современный китайский шаманизм: возрождение традиции» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 27 (2).
- Лакомска, Богна (2020). «Изображения животных в неолитической китайской керамике». Афинский журнал гуманитарных наук и искусств (7).
- Ду, Цзиньпэн (февраль 1997 г.) Лянчжу шэньци ю цзитан (Боги и алтари Лянчжу) .
- Флад, Р. (2008). Гадание и сила: межрегиональный взгляд на развитие гадания на костях оракула в раннем Китае . Современная антропология 49.