Jump to content

Зооморфизм

(Перенаправлено с Териоморфизма )
Дверная ручка в форме рыбы из Германии, образец зооморфного произведения искусства.

Слово зооморфизм происходит от древнегреческого : ζωον , латинизированного : zōon , букв. «животное» и древнегреческий : μορφη , латинизированный : morphē , букв. 'форма; форма'. В контексте искусства зооморфизм может описывать искусство, которое представляет людей как животных, не являющихся людьми. [ 1 ] Его также можно определить как искусство, изображающее один вид животных как другой вид животных, или искусство, в котором животные используются в качестве визуального мотива, иногда называемое « животным стилем ». Изображение божеств в животной форме ( териоморфизм ) — пример зооморфизма в религиозном контексте. [ 2 ] Это также похоже на термин териантропия ; это способность принимать форму животного, [ 3 ] за исключением того, что при зооморфизме животная форма применяется к физическому объекту. Это означает приписывать формы животных или характеристики животных другим животным или вещам, отличным от животного; похож на антропоморфизм, но шире его . В отличие от антропоморфизма , который рассматривает поведение животных или неживотных с точки зрения человека, зооморфизм — это тенденция рассматривать поведение человека с точки зрения поведения животных. Он также используется в литературе для изображения действий людей или объектов с анималистическим поведением или чертами. Использование зооморфизма служило декоративным элементом для предметов, обычно довольно простых по форме и конструкции.

Диадема «Петушок» из музея Галуста Гюльбенкяна ( Лиссабон , Португалия), изготовленная между 1897 и 1898 годами Рене Лаликом.
Каллиграмма тигра . на арабском языке , пример зооморфной каллиграфии

Зооморфное представление в религии

[ редактировать ]
Зооморфные и антропоморфные буквы в Библии Кенникотта.
  • Отметьте Евангелиста как льва в поздней христианской иконографии .
  • В индуизме вахана Гаруда Вишну изображается в виде орла или воздушного змея, либо с полукоршуном и получеловеческим телом.
  • Египетские боги часто изображались зооморфными или гибридными .
  • Имена двух самых выдающихся еврейских библейских пророков - Деворы и Олды - в Вавилонском Талмуде интерпретировались в зооморфных терминах как «оса» и «ласка». [ 4 ]
  • Зооморфные и антропоморфные буквы использовались в некоторых религиозных рукописях, таких как Библия Кенникотта .

Зооморфный язык вещей, идей.

[ редактировать ]

Человечество в эволюционном контексте

[ редактировать ]

Десмонд Моррис в «Голой обезьяне» и «Человеческом зоопарке» , Роберт Ардри в «Африканском генезисе» и Конрад Лоренц в «Агрессии» — все они писали с социобиологической точки зрения. Они рассматривали человеческий вид как животное, подчиняющееся эволюционному закону выживания наиболее приспособленных посредством адаптации к биофизической среде . [ 6 ]

Зооморфное изображение в исламском искусстве

[ редактировать ]
Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди, датированная 577 г. хиджры / 1181–82 гг. Н.э., созданная Джафаром ибн Мухаммадом ибн Али, сделанная из бронзы; литой, гравированный, чеканный, проколотый, В: 33 1/2 дюйма Д: 32 1/2 дюйма Ш: 9 дюймов [ 7 ]

Одним из примеров зооморфного объекта является курильница амира Саифа ад-Дунья ва'л-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди, сегодня находящаяся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Курильницы были обычными предметами для зооморфных форм, служившими вместилищем для сжигаемого ароматического материала. [ 8 ] Этот конкретный объект происходит из периода Сельджуков в Иране. [ 9 ] Он сделан из бронзы, а это означает, что это был более дорогой предмет, поскольку металлические курильницы стоили дороже в производстве и были менее распространены, чем другие изделия из глины или мягких камней. [ 10 ] В работе задумано изображение льва или большой кошки. Художник играет с анатомическими элементами тела, чтобы их можно было использовать для сжигания благовоний. Вокруг основания шеи показана область, где голову можно снять, чтобы положить в нее уголь и благовония. [ 11 ] По всему телу были проколоты небольшие отверстия для выхода дыма. Этот объект мог быть найден в домашнем пространстве из-за изображения, напоминающего животное.

Масляная лампа в форме птицы конца XII — начала XIII века, изготовленная из бронзы; литой, гравированный, инкрустированный серебром и медью, В: 8 дюймов, Д: 9 3/8 дюйма, Ш: 11 13/16 дюйма. [ 12 ]

Еще одним примером зооморфизма в исламском искусстве является масляная лампа в форме птицы, расположенная в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Масляная лампа также могла использоваться как предмет повседневного обихода в домашнем пространстве. Ручка светильника изображается головой и шеей птицы. Корпус имеет форму основания лампы, в небольшое отверстие которого можно наливать масло. Художник использует форму птицы, чтобы использовать лампу как висящую, так и отдыхающую. По обеим сторонам корпуса имеются отверстия для подвешивания лампы на цепочке, а плоское основание позволяет разместить лампу на любой гладкой поверхности. [ 13 ] Сходство между курильницей и лампой демонстрирует, как зооморфизм использовался в исламской культуре.

Кинжал с зооморфной рукоятью, вторая половина XVI в., рукоять медная; литой, чеканный, позолоченный и инкрустированный рубинами, Клинок из стали; кованый, L: 15 5/8 дюйма. [ 14 ]

Зооморфизм проявляется на предметах, выходящих за рамки предметов домашнего обихода. Примером тому является Кинжал с зооморфной рукоятью, также находящийся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Рукоять или рукоять кинжала принимает форму дракона, нападающего на льва, который совершает то же самое с оленем. Каждое атакующее животное соединено когтями и зубами, образуя ручку. Включение персидских и индийских символов власти было обычным явлением в зооморфных изображениях на рукоятках кинжалов. [ 15 ] На этом кинжале перед оленем изображена фигура птицы, которая символизирует индийское божество Гаруду. [ 16 ] Из-за сложной конструкции и мастерства изготовления этого кинжала он, скорее всего, использовался не в качестве оружия, а скорее как церемониальный предмет. [ 17 ] Многие виды оружия, включенные в исламское искусство, служили символами власти и богатства. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вернесс, Хоуп Б. (2004). Энциклопедия анималистической символики в искусстве «Континуум» . Нью-Йорк: Континуум. ISBN  0-8264-1525-3 . OCLC   52838305 .
  2. ^ Найовиц, Симсон Р. (2004). Египет, ствол дерева: современный обзор древней земли. Том. II, Последствия того, как Египет стал стволом дерева . Нью-Йорк: Паб Алгора. ISBN  0-585-49235-2 . OCLC   54540012 .
  3. ^ Данвич, Герина. (1997). Викка от А до Я: энциклопедия современной ведьмы . Секокус, Нью-Джерси: Кэрол Паб. Группа. ISBN  0-8065-1930-4 . OCLC   37154859 .
  4. ^ Шойер, Блаженка (2017). «Имена животных для еврейских библейских женщин-пророков». Литература и теология . 31 (4): 455–471. doi : 10.1093/litthe/frx032 .
  5. ^ Синтез: бюллетень национального комитета по сравнению литературы / Национальный комитет сравнительного литературоведения, Институт истории и теории литературы «Г. Кэлинеску». - 2002 «Грех олицетворяется как (животное?), которое «приседает» у двери Каина (Быт. 4:7). Как отмечает Герхард фон Рад (Бытие, 105): «Сравнение греха с лежащим хищным зверем перед дверью странно, как и чисто декоративное назначение»
  6. ^ Уильям Икес , Совместимые и несовместимые отношения , Springer Verlag, 1985, стр.26
  7. ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  8. ^ Магёр, Стеренн Ле (2010). «Типология курильниц исламского периода». Материалы семинара по арабистике . 41 : 173–185. JSTOR   41622131 .
  9. ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  10. ^ Магуер, Стеренн Ле (2010). «Типология курильниц исламского периода». Материалы семинара по арабистике . 41 : 182. JSTOR   41622131 .
  11. ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  12. ^ «Масляная лампа в форме птицы» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  13. ^ «Масляная лампа в форме птицы» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  14. ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
  15. ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 4 ноября 2019 г.
  16. ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 4 ноября 2019 г.
  17. ^ Рассел, Фрэнсис (2003). Темпл, Генри, 2-й виконт Пальмерстон . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t083752 .
  18. ^ Рассел, Фрэнсис (2003). Темпл, Генри, 2-й виконт Пальмерстон . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t083752 .
  19. ^ Хауден, Дэниел (19 августа 2010 г.). «Поверните налево у гудка: раскрыт «Город носорогов» - Дэниел Хауден, 9 августа 2010 г. The Independent» . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 14 марта 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d59fb86a49d08d9cff88781670d80b0a__1719390300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/0a/d59fb86a49d08d9cff88781670d80b0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoomorphism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)