Зооморфизм
Слово зооморфизм происходит от древнегреческого : ζωον , латинизированного : zōon , букв. «животное» и древнегреческий : μορφη , латинизированный : morphē , букв. 'форма; форма'. В контексте искусства зооморфизм может описывать искусство, которое представляет людей как животных, не являющихся людьми. [ 1 ] Его также можно определить как искусство, изображающее один вид животных как другой вид животных, или искусство, в котором животные используются в качестве визуального мотива, иногда называемое « животным стилем ». Изображение божеств в животной форме ( териоморфизм ) — пример зооморфизма в религиозном контексте. [ 2 ] Это также похоже на термин териантропия ; это способность принимать форму животного, [ 3 ] за исключением того, что при зооморфизме животная форма применяется к физическому объекту. Это означает приписывать формы животных или характеристики животных другим животным или вещам, отличным от животного; похож на антропоморфизм, но шире его . В отличие от антропоморфизма , который рассматривает поведение животных или неживотных с точки зрения человека, зооморфизм — это тенденция рассматривать поведение человека с точки зрения поведения животных. Он также используется в литературе для изображения действий людей или объектов с анималистическим поведением или чертами. Использование зооморфизма служило декоративным элементом для предметов, обычно довольно простых по форме и конструкции.


Примеры
[ редактировать ]Зооморфное представление в религии
[ редактировать ]
- Явление Святого Духа как голубя в Новом Завете (Евангелие от Луки 3:22), «и сошел на Него Дух Святый в телесном виде, как голубь...»
- Отметьте Евангелиста как льва в поздней христианской иконографии .
- В индуизме вахана Гаруда Вишну изображается в виде орла или воздушного змея, либо с полукоршуном и получеловеческим телом.
- Египетские боги часто изображались зооморфными или гибридными .
- Имена двух самых выдающихся еврейских библейских пророков - Деворы и Олды - в Вавилонском Талмуде интерпретировались в зооморфных терминах как «оса» и «ласка». [ 4 ]
- Зооморфные и антропоморфные буквы использовались в некоторых религиозных рукописях, таких как Библия Кенникотта .
Зооморфный язык вещей, идей.
[ редактировать ]- Литературная фраза, такая как «Рев океана».
- Водяной волк , голландский термин, обозначающий тенденцию водоемов на низинных землях со временем увеличиваться в размерах, вызывая смерть, потерю скота и потерю земли.
- Грех, скрывающийся, как зверь, ожидающий поглотить Каина в книге Бытия . [ 5 ]
Человечество в эволюционном контексте
[ редактировать ]Десмонд Моррис в «Голой обезьяне» и «Человеческом зоопарке» , Роберт Ардри в «Африканском генезисе» и Конрад Лоренц в «Агрессии» — все они писали с социобиологической точки зрения. Они рассматривали человеческий вид как животное, подчиняющееся эволюционному закону выживания наиболее приспособленных посредством адаптации к биофизической среде . [ 6 ]
Зооморфное изображение в исламском искусстве
[ редактировать ]
Одним из примеров зооморфного объекта является курильница амира Саифа ад-Дунья ва'л-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди, сегодня находящаяся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Курильницы были обычными предметами для зооморфных форм, служившими вместилищем для сжигаемого ароматического материала. [ 8 ] Этот конкретный объект происходит из периода Сельджуков в Иране. [ 9 ] Он сделан из бронзы, а это означает, что это был более дорогой предмет, поскольку металлические курильницы стоили дороже в производстве и были менее распространены, чем другие изделия из глины или мягких камней. [ 10 ] В работе задумано изображение льва или большой кошки. Художник играет с анатомическими элементами тела, чтобы их можно было использовать для сжигания благовоний. Вокруг основания шеи показана область, где голову можно снять, чтобы положить в нее уголь и благовония. [ 11 ] По всему телу были проколоты небольшие отверстия для выхода дыма. Этот объект мог быть найден в домашнем пространстве из-за изображения, напоминающего животное.

Еще одним примером зооморфизма в исламском искусстве является масляная лампа в форме птицы, расположенная в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Масляная лампа также могла использоваться как предмет повседневного обихода в домашнем пространстве. Ручка светильника изображается головой и шеей птицы. Корпус имеет форму основания лампы, в небольшое отверстие которого можно наливать масло. Художник использует форму птицы, чтобы использовать лампу как висящую, так и отдыхающую. По обеим сторонам корпуса имеются отверстия для подвешивания лампы на цепочке, а плоское основание позволяет разместить лампу на любой гладкой поверхности. [ 13 ] Сходство между курильницей и лампой демонстрирует, как зооморфизм использовался в исламской культуре.

Зооморфизм проявляется на предметах, выходящих за рамки предметов домашнего обихода. Примером тому является Кинжал с зооморфной рукоятью, также находящийся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Рукоять или рукоять кинжала принимает форму дракона, нападающего на льва, который совершает то же самое с оленем. Каждое атакующее животное соединено когтями и зубами, образуя ручку. Включение персидских и индийских символов власти было обычным явлением в зооморфных изображениях на рукоятках кинжалов. [ 15 ] На этом кинжале перед оленем изображена фигура птицы, которая символизирует индийское божество Гаруду. [ 16 ] Из-за сложной конструкции и мастерства изготовления этого кинжала он, скорее всего, использовался не в качестве оружия, а скорее как церемониальный предмет. [ 17 ] Многие виды оружия, включенные в исламское искусство, служили символами власти и богатства. [ 18 ]
Другой
[ редактировать ]- Фенрисульфр — волк в скандинавской мифологии.
- Айравата — царь-бог слонов в индийской мифологии.
- на ножках Ванна , с ножками в форме львиных лап.
- Сфинкс . из Софокла « Царя Эдипа »
- Слоновий Колосс , отель
- Аслан в «Льве, ведьме и платяном шкафу» — лев, король Нарнии.
- Роботизированные домашние животные, такие как AIBO , созданные по образцу собак или других животных.
- В 2010 году градостроители Южного Судана , который через год стал независимым, обнародовали планы строительства центра города в его столице Джубе в форме носорога . Город Вау должен был быть преобразован в форму жирафа . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Вернесс, Хоуп Б. (2004). Энциклопедия анималистической символики в искусстве «Континуум» . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-1525-3 . OCLC 52838305 .
- ^ Найовиц, Симсон Р. (2004). Египет, ствол дерева: современный обзор древней земли. Том. II, Последствия того, как Египет стал стволом дерева . Нью-Йорк: Паб Алгора. ISBN 0-585-49235-2 . OCLC 54540012 .
- ^ Данвич, Герина. (1997). Викка от А до Я: энциклопедия современной ведьмы . Секокус, Нью-Джерси: Кэрол Паб. Группа. ISBN 0-8065-1930-4 . OCLC 37154859 .
- ^ Шойер, Блаженка (2017). «Имена животных для еврейских библейских женщин-пророков». Литература и теология . 31 (4): 455–471. doi : 10.1093/litthe/frx032 .
- ^ Синтез: бюллетень национального комитета по сравнению литературы / Национальный комитет сравнительного литературоведения, Институт истории и теории литературы «Г. Кэлинеску». - 2002 «Грех олицетворяется как (животное?), которое «приседает» у двери Каина (Быт. 4:7). Как отмечает Герхард фон Рад (Бытие, 105): «Сравнение греха с лежащим хищным зверем перед дверью странно, как и чисто декоративное назначение»
- ^ Уильям Икес , Совместимые и несовместимые отношения , Springer Verlag, 1985, стр.26
- ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Магёр, Стеренн Ле (2010). «Типология курильниц исламского периода». Материалы семинара по арабистике . 41 : 173–185. JSTOR 41622131 .
- ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ Магуер, Стеренн Ле (2010). «Типология курильниц исламского периода». Материалы семинара по арабистике . 41 : 182. JSTOR 41622131 .
- ^ «Курильница амира Саифа ад-Дунья валь-Дина ибн Мухаммада аль-Маварди» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Масляная лампа в форме птицы» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Масляная лампа в форме птицы» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ «Кинжал с зооморфной рукоятью» . Метрополитен-музей . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Рассел, Фрэнсис (2003). Темпл, Генри, 2-й виконт Пальмерстон . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t083752 .
- ^ Рассел, Фрэнсис (2003). Темпл, Генри, 2-й виконт Пальмерстон . Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t083752 .
- ^ Хауден, Дэниел (19 августа 2010 г.). «Поверните налево у гудка: раскрыт «Город носорогов» - Дэниел Хауден, 9 августа 2010 г. The Independent» . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 14 марта 2014 г.