Рипли под землей
![]() Первое издание в США | |
Автор | Патрисия Хайсмит |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Пульсация |
Жанр | Криминальный роман |
Издатель | Хайнеманн (Великобритания) и Даблдей (США) |
Дата публикации | июнь 1970 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 298 (первое издание, твердый переплет) |
ISBN | 9780349004655 (первое издание, твердый переплет) |
Предшественник | Талантливый мистер Рипли |
С последующим | Игра Рипли |
«Рипли под землей» — психологический триллер Патриции Хайсмит , второй роман из серии «Риплиада» . Он был опубликован в июне 1970 года.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Спустя шесть лет после событий «Талантливого мистера Рипли» Тому Рипли сейчас чуть за 30, и он живет комфортной жизнью во Франции со своей женой-наследницей Элоизой Плиссон. Образ жизни в его поместье Belle Ombre поддерживается состоянием Дикки Гринлифа, периодическими работами по забору с американцем по имени Ривз Майнот и Dervat Ltd. — схемой подделки произведений искусства , которую Рипли помогла создать много лет назад в качестве молчаливого партнера.
За несколько лет до этого, после того как художник Филип Дерватт исчез и покончил жизнь самоубийством в Греции, его друзья — фотограф Джефф Констант и журналист-фрилансер Эд Бэнбери — начали рекламировать его работы и продали ряд подлинных картин. Благодаря их пиар-усилиям Дерватт стал более известным, а его картины более ценными. Когда оригинальные Дерватты начали заканчиваться, Рипли начала с ними бизнес и убедила Бернарда Тафтса, другого художника, производить кованые Дерватты. Деньги поступают, но Тафтса, боготворившего Дерватта, мучает чувство вины за свою роль в этой схеме.
Дерватт Лтд. угрожает недовольный американский коллекционер Томас Мерчисон, который предполагает, что один из его Дерваттов является подделкой. Обеспокоенная тем, что вся схема вот-вот будет раскрыта, Рипли решает поехать в Лондон и выдать себя за Дерватта, встретиться с Мерчисоном и убедить его в том, что картины подлинные. Однако Рипли терпит неудачу, особенно потому, что Тафтс встречается с Мерчисоном и говорит ему больше не покупать Дерваттс. Рипли, как и он сам, приглашает Мерчисона в Belle Ombre, чтобы осмотреть его собственную картину Дерватта (также подделку), чтобы попытаться убедить его не передавать дело куратору галереи Тейт и полиции.
Мерчисон осматривает картину Рипли и считает, что это тоже подделка. Понимая, что спор тщетен, Рипли раскрывает всю аферу, прося пощады ради Тафтса. Однако Мерчисон отказывается, поэтому Рипли убивает его. Он бросает чемодан и картину Мерчисона в аэропорту Орли , а затем закапывает свое тело в лесу недалеко от Бель-Омбре. Позже двоюродный брат Дики Крис приезжает погостить во время турне по Европе. Он замечает свежую могилу возле дома. Тафтс также навещает Рипли, потрясенный недавними событиями и говорящий, что хочет во всем признаться полиции. Рипли сообщает Тафтсу, что он убил Мерчисона, и, осознавая свой ужасный выбор места захоронения, просит его помочь переместить тело. Вместе они сбрасывают труп в реку.
Французская полиция вместе с инспектором Вебстером из Метрополитена расследует исчезновение Мерчисона, совершая поездки в Бель-Омбре и осматривая имущество. Тафтс оставляет в подвале висящее чучело , которое обнаруживает Элоиза, вместе с запиской, в которой говорится, что он собирается признаться. Когда он возвращается в Бель Омбре, Тафтс безуспешно пытается задушить Рипли, которая чувствует жалость к встревоженному мужчине и не принимает ответных мер. Позже Тафтс нокаутирует Рипли лопатой и заживо хоронит его в пустой могиле Мерчисона. Рипли удается сбежать, и она возвращается в Лондон, чтобы выдать себя за Дерватта во второй раз, на этот раз перед Вебстером и женой Мерчисона. Миссис Мерчисон решает нанести визит в Бель-Омбре, последнее место, где видели ее мужа.
После визита миссис Мерчисон Рипли понимает, что Тафтс подумывает о самоубийстве. Чувствуя ответственность, Рипли ищет его в Греции, Париже и, наконец, Зальцбурге . Когда он приближается к Тафтсу, художник считает, что Рипли — призрак. Тафтс убегает от Рипли и прыгает со скалы насмерть. Рипли частично кремирует и хоронит тело.
Рипли сообщает Вебстеру, что Дерватт покончил жизнь самоубийством, а Тафтс исчез в Зальцбурге, предположительно, чтобы последовать его примеру. Он дает Вебстеру некоторые останки Тафта, которые, как он утверждает, принадлежат Дерватту, и соглашается сопровождать его в Зальцбург, чтобы показать ему, где похоронена остальная часть его тела. Роман заканчивается тем, что Рипли готовится к новому выступлению с Вебстером и австрийской полицией.
Прием
[ редактировать ]В газете «Нью-Йорк Таймс » Аллен Дж. Хубин написал, что «изображение Хайсмит полицейских двух стран как хамов, жаждущих быть сбитыми с толку прозрачными махинациями ее негероя, оставляет меня в недоумении от недоверия». [ 1 ]
Ян Гамильтон чувствовал, что главный герой обладает «расслабленным размахом довольного психопата, как будто настоящим наследием Рипли от Дикки Гринлифа была не нормальность, а уверенность в том, что можно питать и проявлять ненормальность». [ 2 ]
HRF Китинг указывает на убийство Томом Мерчисона как на символ ситуационной этики . [ 3 ] Один ученый называет Тома Рипли «моральной тифозной Мэри … пагубно влияющей на любого, кто попал в его орбиту…» [ 4 ] На фоне более широкого обсуждения Рипли как синтома Хайсмита Фиона Питерс указывает на убийство Мерчисона как на наиболее символичный образ злодея. Рипли отчаянно пытается заставить Мерчисона понять его мировоззрение, но когда он не может, Рипли чувствует себя вынужденным убить его. [ 5 ]
По словам Майкла Дирды, Ripley Under Ground учитывает подлинность и разницу между видимостью и реальностью. Поскольку Рипли восхищается парой картин Дерватта на своих стенах, он фактически начинает предпочитать подделку подлинным произведениям искусства. Дирда отмечает: «Однако фальшивка пронизывает каждую страницу «Рипли под землей» . Том притворяется Дерваттом. Мерчисон, кажется, ловит самолет в Орли. На шее у него висит чучело Бернарда. Предположительно мертвый человек восстает из своей могилы Бернарда преследует то, что кажется призраком. В этом фальшивом мире процветает только прагматичный Том, потому что только он осознает, что между тем, что есть, нет никакого различия. реально и то, что реально лишь по видимости». [ 6 ]
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]- В фильме 1977 года «Американский друг» , в первую очередь основанном на «Игре Рипли» , также используются сюжетные элементы «Рипли под землей» . [ 7 ]
- Роман был экранизирован в 2005 году: «Рипли под землей» в Барри Пеппер роли Рипли играет , а в ролях второго плана — Уиллем Дефо , Алан Камминг и Том Уилкинсон . Режиссером фильма выступил Роджер Споттисвуд .
Телевидение
[ редактировать ]- Части романа были адаптированы в эпизоде сериала « Шоу Саут-Бэнк» 1982 года «Подарок за убийство» . Джонатан Кент играет Рипли, а сама Патриция Хайсмит — эпизодические роли.
Радио
[ редактировать ]- 2009 года BBC Radio 4 В адаптации Иэн Харт играет Рипли. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хубин, Аллен Дж. « Преступники на свободе », New York Times . 18 октября 1970 г. БР, 25 лет.
- ^ Гамильтон, Ян. «Талантливая мисс Хайсмит». Литературное приложение к «Таймс» , вып. 3630, 24 сентября 1971 г. 15.
- ^ Китинг, HRF Whodunit? Путеводитель по криминальной, детективной и шпионской фантастике . Компания Ван Ностранд Рейнхольд, 1982. 295.
- ^ Мавер, Ноэль. Критическое исследование художественной литературы Патрисии Хайсмит — от психологической к политической . Эдвин Меллен Пресс, 2004. 23.
- ^ Питерс, Фиона. Тревога и зло в произведениях Патрисии Хайсмит . Группа Тейлор и Фрэнсис, 2016. 151–2.
- ^ Дирда, Майкл (2 июля 2009 г.). «Эта женщина опасна» . Нью-Йоркское обозрение книг . 56 (11).
- ^ Пири, Джеральд (весна 1988 г.). «Патриция Хайсмит» . Вид и звук . Том. 75, нет. 2. стр. 104–105 – через geraldpeary.com.
- ↑ Страница BBC Radio 4 сериала