Меланжель
Меланжель | |
---|---|
![]() Эскиз крыши в Пеннант Меланжелл, сделанный Джоном Инглби , 1795 год. | |
Игуменья , Отшельница | |
Рожденный | Ирландия |
Умер | Королевство Поуис , Уэльс |
Главный храм | Церковь Святой Меланжель , Пеннант Меланжель |
Праздник | 27 мая или 31 января |
Покровительство | Зайцы |
Меланжель ( Валлийский : [me`laŋeɬ] , латынь : Monacella , букв. 'маленькая монахиня' [ 1 ] ) была валлийской отшельницей и настоятельницей . Возможно, она жила в VII или VIII веке, хотя точные даты неизвестны. Согласно ее агиографии , она изначально была ирландской принцессой, которая сбежала от брака по расчету и стала посвященной девственницей в пустыне Королевства Поуис . Она сверхъестественным образом защитила зайца от охотничьих собак принца и получила землю для основания святилища и монастыря.
Меланжелла Культ был тесно связан с ее святыней XII века в церкви Святой Меланжелл , Пеннант Меланжель, которая была основана на ее могиле. В церкви находится реконструированная романская святыня Меланжелла, которая была разобрана после Реформации . Со времен средневековья ее почитали как покровительницу зайцев; на протяжении многих столетий ее связь с зайцами была настолько сильна, что местные жители не стали убивать зайца в приходе Пеннант-Меланжелл.
Жизнь
[ редактировать ]Меланжелла Основная агиография — « Historia Divae Monacellae» , написанная в 15 веке. « История» сохранилась в трех полных и двух неполных рукописях, самая ранняя из которых датируется концом 16 века, а также одна печатная копия рукописи 17 века. [ 2 ] Хронология Меланжелла неизвестна, некоторые свидетельства указывают на VII или VIII век. [ 3 ] Хотя « История» дает дату 604 г. н.э., эта дата вызывает подозрения из-за ее вероятного происхождения из « , Беды Истории церковной истории» которую ученые считают исторически недостоверной. [ 4 ]
Джейн Картрайт, профессор Уэльского университета Тринити-Сент-Дэвид , проводит параллель между агиографией Меланжелла и валлийскими апокрифическими легендами о Марии Магдалине ; оба раскаялись глубоко в лесу и не видели людей в течение многих лет. В их рассказах люди, пытающиеся приблизиться к ним в пустыне, поражаются их божественностью. [ 5 ]
Агиографический отчет
[ редактировать ]« История» изображает жизнь Меланжель с большим акцентом на ее девственность, считая ее сутью ее святости. [ 6 ] Урок, который излагает это повествование, заключается в том, что божественное возмездие ждет тех, кто попытается осквернить девственницу, - мораль, которую также можно найти в агиографии Уайнфрида и легендах, окружающих других валлийских девственниц-мучеников . [ 7 ]
Согласно « Истории» , Меланжель была принцессой Ирландии , сбежавшей от брака по расчету. Она жила в пустыне Поуиса как посвященная девственница пятнадцать лет, прежде чем ее обнаружил принц по имени Брохвел Исгитрог. В 604 году нашей эры Брохвель охотился недалеко от Пеннанта (ныне Пеннант Меланжелл). Его собаки, преследуя зайца, привели его к «прекрасной внешностью деве», истово молившейся: [ 8 ] а заяц спокойно лежит под подолом ее платья. Князь погнал собак, но они отступили и убежали от зайца. Услышав историю Меланжелла, Брохвел пожертвовал ей землю, предоставив вечное убежище как людям, так и животным этого района. Меланжель прожила в том же месте еще 37 лет, основав и став настоятельницей общины монахинь. Зайцы и дикие звери вели себя по отношению к Мелангеллу как прирученные, и им приписывали чудеса. После смерти Меланжелла некто по имени Элиза попытался напасть на девственниц, но «кончился самым ужасным образом и погиб внезапно». [ 9 ]
Почитание
[ редактировать ]Меланжель и Вайнфрайд — единственные две валлийские святые, имеющие латинские агиографии. [ 3 ] Культ Меланжелла, вероятно, процветал на местном уровне за несколько столетий до того, как « История» была написана ; романская святыня и церковь, построенные над ее могилой , указывают на то, что ее культ утвердился в Пеннанте-Меланжеле к 12 веку, а ее могила была предметом почитания еще до норманнского завоевания Уэльса . [ 10 ] Праздник Меланжель - 27 мая. [ 3 ] или 31 января. [ 11 ] [ 12 ]
Ассоциация с зайцами
[ редактировать ]Валлийский антиквар Томас Пеннант в своей работе 1810 года « Туры по Уэльсу » описывает связь Меланжелла с зайцами, отмечая, что их прозвали «ягнятами Святой Моначеллы» ( валлийский : Wyn Melangell ). [ 13 ] [ 14 ] Пеннант также отмечает, что «до прошлого столетия преобладало настолько сильное суеверие [ sic ], что никто в приходе не убивал зайца; и даже позже, когда зайца преследовали собаки, твердо верили, что если кто-нибудь кричал: «Бог и святая Моначелла с тобой», он обязательно убежал». [ 13 ] Еще в 1900 году местные жители Пеннант-Меланжелла были известны своим отказом убивать зайцев. [ 15 ] Археолог Кэролайн Малим предполагает связь между местным почитанием зайцев (наряду с другими местными традициями) и дохристианской кельтской религией , отмечая, что зайцы исторически ассоциировались с богиней луны в мифологиях по всему миру. [ 16 ]

Храм Вымпела Мелангеля
[ редактировать ]Само поселение Пеннант, вероятно, было заложено в 8 веке, а самая ранняя часть церкви датируется 12 веком. В восточном конце церкви, за алтарем , находится небольшая комната, известная как « клетка-кровать » (могильная камера), в которой размещалась первоначальная святыня. Могила принадлежала Меланжелле и служила реликварием , выставляя ее останки приходящим паломникам. [ 17 ] Богато украшенная романская резьба на святыне, ныне расположенной в алтаре, характерна для местных работ конца XII века. [ 18 ]
В период Реформации и последующие столетия келью превратили в классную комнату, а святыню разобрали. Скульптурные камни святыни были повторно использованы в стенах церкви и в личских воротах . [ 19 ] В 1958 году в церкви были проведены реставрационные работы, включавшие восстановление святыни на ее первоначальном месте — келье-кровати . В 1991 году реконструированная святыня была перенесена на нынешнее место в алтаре. [ 20 ]
Меланжель также изображена на изображении, традиционно называемом святым, и на резном ширме . На чучеле изображена женщина в одежде XIV века с животными (возможно, зайцами) у ее ног. Если животные действительно зайцы, то это, скорее всего, культовое изображение Меланжелла, подобное тем, что были найдены в церкви Святого Пабо в Лланбабо и церкви Святого Истина в Лланиестине . На ширме конца XV века изображена история Меланжелла и зайца. [ 21 ]
В литературе
[ редактировать ]Агнес Стоунхьюер опубликовала длинное стихотворение о Меланжелле в 1876 году. [ 22 ] Еще одно стихотворение о Меланжелле было опубликовано в поэтическом журнале Agenda в 2014 году. [ 23 ]
История о Мелангелле и зайце появилась в сборниках валлийских сказок . Уильяма Дженкина Томаса 1907 года Валлийская книга сказок [ 24 ] и Уильям Эллиот Гриффис « Валлийские сказки 1921 года». [ 25 ] оба включают рассказы о встрече Меланжель с принцем.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прайс 1994 , с. 29
- ^ Прайс 1994 , с. 24
- ^ Jump up to: а б с Фермер 2011 , с. 306
- ^ Рэли Рэдфорд и Хемп 1959 , с. 83
- ^ Картрайт 2013 , стр. 59–60.
- ^ Прайс 1994 , с. 23
- ^ Картрайт 2002 , с. 7
- ^ Прайс 1994 , стр. 39–40.
- ^ Прайс 1994 , стр. 39–40.
- ^ Прайс 1994 , стр. 33–34.
- ^ Книга святых; словарь служителей Божиих, канонизированный католической церковью; извлечено из римских и других мартирологов . Составлено монахами-бенедиктинцами аббатства Святого Августина в Рамсгейте (3-е изд.). Нью-Йорк: Компания Macmillan . 1934. с. 192.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Бонд, Эндрю; Мабин, Николас (1979). Святые Британских островов . Богнор Реджис, Западный Суссекс: Новые горизонты. п. 52. ИСБН 978-0-86116-211-6 .
- ^ Jump up to: а б Вымпел 1810 г. , с. 174
- ^ Прайс 1994 , с. 35
- ^ Томас 1900 , стр. 239–240.
- ^ Малим 2018 , с. 98
- ^ Рэли Рэдфорд и Конопля 1959 , стр. 85–88.
- ^ Рэли Рэдфорд и Хемп 1959 , с. 93
- ^ Рэли Рэдфорд и Хэмп 1959 , стр. 89–91.
- ^ Бритнелл и Уотсон 1994 , с. 148
- ^ Риджуэй 1994 , стр. 130–135.
- ^ Стоунхьюер, Агнес (1876). Моначелла: Поэма . Лондон: HS King & Co.
- ^ Льюис, Анна (март 2014 г.). «Меланжель» . Повестка дня . 48 (1–2): 78.
- ^ Томас, Уильям Дженкин (1907). Валлийская книга сказок . Т. Ф. Анвин. ISBN 978-7-250-00548-1 .
- ^ Гриффис, Уильям Эллиот (1921). «Валлийский кролик и охотящиеся зайцы». Валлийские сказки . Проект Гутенберг .
Библиография
[ редактировать ]- Бритнелл, В.Дж.; Уотсон, К. (1994). «Храм Святой Меланжель, Вымпел Меланжель». Коллекции Монтгомеришира . 82 : 147–166. hdl : 10107/1271085 . ISSN 0144-0071 .
- Картрайт, Джейн (2002). «Мертвые девственницы: женская святость в средневековом Уэльсе». Средний Эвум . 71 (1): 7. дои : 10.2307/43630386 . ISSN 0025-8385 . JSTOR 43630386 .
- Картрайт, Джейн (2013). Мария Магдалина и ее сестра Марта: издание и перевод средневековых валлийских жизнеописаний . Издательство Католического университета Америки . ISBN 978-0-8132-2189-2 .
- Фермер, Дэвид (2011). Оксфордский словарь святых (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-959660-7 .
- Малим, Кэролайн (2018). «Как вверху, так и внизу: Святая Меланжель и небесное путешествие». В Георгиу, Драгош; Нэш, Джордж; Бендер, Герман; Пастор, Эмилия (ред.). Земли шаманов: археология, ландшафт и космология . Книги Оксбоу . дои : 10.2307/j.ctvh1dx1b.8 . ISBN 978-1-78570-954-8 . JSTOR j.ctvh1dx1b .
- Пеннант, Томас (1810). Туры в Уэльсе . Том. 3. Уилки и Робинсон.
- Прайс, Хью (1994). «Новое издание истории божественной монахини». Коллекции Монтгомеришира . 82 : 23–40. hdl : 10107/1271085 .
- Рэли Рэдфорд, Калифорния ; Конопля, WJ (1959). «Вымпел Меланжель: Церковь и святыня». Археология Камбренсис . 108 : 81–113. hdl : 10107/4742843 .
- Риджуэй, Морис Х. (1994). «Мебель и оборудование в церкви Пеннант Меланжелл». Коллекции Монтгомеришира . 82 : 127–138. hdl : 10107/1271085 . ISSN 0144-0071 .