Битва при Кайапите
Битва при Кайапите | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании «Долина Маркхэма и Раму — хребет Финистерре» , Вторая мировая война. | |||||||
![]() Австралийские солдаты из 2/16-го батальона прибывают в Кайапит 20 сентября после того, как этот район был захвачен 2/6-й независимой ротой. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
226 | 500 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
| >214 убитых |

Битва при Кайапите — битва, произошедшая в 1943 году между австралийскими и японскими войсками в Новой Гвинее во время долине Маркхэма и долины Раму — хребет Финистерре в кампании Второй мировой войны . После высадки в Надзабе и Лаэ союзники попытались развить свой успех , наступив в верхнюю часть долины Маркхам , начиная с Кайапита . Японцы намеревались использовать Кайапит, чтобы угрожать позициям союзников в Надзабе и устроить диверсию, чтобы позволить японскому гарнизону в Лаэ вовремя уйти.
Австралийская 2/6-я независимая рота прилетела в долину Маркхэм из Порт-Морсби на 13 самолетах USAAF C-47 Dakotas , совершив трудную посадку на неровной взлетно-посадочной полосе. Не зная, что гораздо более крупные японские силы также направляются в Кайапит, рота 19 сентября атаковала деревню, чтобы обезопасить территорию и превратить ее в аэродром. Затем компания удержала его от сильной контратаки. В течение двух дней боев австралийцы разгромили более крупные силы японцев, понеся при этом относительно небольшие потери.
Победа австралийцев при Кайапите позволила 7-й австралийской дивизии переброситься в верхнюю часть долины Маркхэм. Это выполнило основную задачу 7-й дивизии, поскольку японцы больше не могли угрожать Лаэ или Надзабу, где строилась крупная авиабаза. Победа также привела к захвату всей долины Раму , которая предоставила новые передовые взлетно-посадочные полосы истребителей для воздушной войны против японцев.
Фон
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Долина Маркхэм является частью плоской вытянутой впадины шириной от 8 до 32 км (от 5,0 до 19,9 миль), которая прорезает гористую местность внутренней части Новой Гвинеи и течет от устья реки Маркхэм недалеко от порта Лаэ, до реки Раму, находящейся в 600 км (370 миль). Две реки текут в противоположных направлениях, разделенные невидимой водоразделом примерно в 130 км (81 миле) от Лаэ . Район равнинный и подходит для взлетно-посадочных полос, хотя его пересекают многочисленные притоки двух основных рек. Между долиной Раму и Мадангом лежит суровый хребет, метко названный Финистерре . [ 1 ]
Военная ситуация
[ редактировать ]После высадки в Надзабе генерал сэр Томас Блейми , командующий сухопутными войсками союзников , намеревался развить свой успех, наступив в верхнюю часть долины Маркхэм, которая защитит Надзаб от японских наземных атак и послужит плацдармом для сухопутных наступлений. продвигаться в долину Раму, чтобы захватить там аэродромы. 16 сентября 1943 года — в тот же день, когда пал Лаэ — генерал-лейтенант сэр Эдмунд Херринг , командующий I корпусом , генерал-майор Джордж Алан Васи , командующий 7-й дивизией , и генерал-майор Эннис Уайтхед , командующий передовым эшелоном Пятых ВВС. , встретились в штаб-квартире Уайтхеда. Уайтхед хотел, чтобы к 1 ноября 1943 года в районе Кайапита были созданы взлетно-посадочные полосы для истребителей , чтобы доставить истребители ближнего действия в зону досягаемости главной японской базы в Веваке . Задача 7-й дивизии заключалась в том, чтобы помешать японцам в Маданге использовать долины Маркхам и Раму для угрозы Лаэ или Надзабу. Васи и Херринг рассматривали возможность как наземной операции по захвату Думпу, так и воздушно-десантной операции с использованием парашютистов ВВС. США армии 503-й парашютно-пехотный полк . Блейми не согласился с их идеей сначала захватить Думпу, настаивая на том, чтобы Кайапит был взят заранее. [ 2 ] [ 3 ]
До тех пор, пока не была открыта дорога из Лаэ, снабжение района Кайапита могло осуществляться только по воздуху, а количество транспортных самолетов было ограниченным. Даже полет в составе инженерно-десантного авиационного батальона для улучшения взлетно-посадочной полосы потребовал бы отвода самолетов от операций по поддержке 7-й дивизии в Надзабе. Более того, Уайтхед предупредил, что он не может гарантировать адекватную воздушную поддержку как Кайапита, так и предстоящей операции в Финшхафене одновременно. Однако Херринг подсчитал, что 7-я дивизия имела в Надзабе достаточные резервы, чтобы можно было приостановить полеты по техническому обслуживанию примерно на неделю после захвата Кайапита. Он планировал захватить Кайапит наступлением по суше из Надзаба независимых рот , папуасского пехотного батальона 7-й дивизии и 21-й пехотной бригады . [ 3 ]
Командующий Пятыми воздушными силами генерал-лейтенант Джордж Кенни позже вспоминал, что полковнику Дэвиду У. «Фото» Хатчисону , который был командующим воздушной группой в Мэрилинане и перебрался в Надзаб, чтобы руководить там воздушной деятельностью, было приказано отработать Проблема с Васи: «Меня не волновало, как это было сделано, но я хотел хороший передовой аэродром примерно в ста милях дальше по долине Маркхэм. Фотография Хатчисон и Васи были естественной командой. Они оба знали, чего я хочу, и Васи не только верил, что военно-воздушные силы могут творить чудеса, но что 7-я дивизия и пятая воздушная армия, работая вместе, могут сделать что угодно». [ 4 ]
Взлетно-посадочная полоса в Кайапите была осмотрена 11 сентября 1943 года 4-й эскадрильей RAAF , которая сообщила, что она, очевидно, в хорошем состоянии, а трава кунай недавно скошена. [ 5 ] Лейтенант Эверетт Э. Фрейзер, ВВС США , выбрал ровную выжженную местность возле реки Лерон, недалеко от Кайапита, и приземлился на L-4 Piper Cub . Он определил, что здесь можно будет посадить самолет C-47 Dakota. 16 сентября Хатчисон утвердил место для приземления Дакоты. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]2 /6-я независимая рота прибыла в Порт-Морсби из Австралии 2 августа 1943 года. Подразделение сражалось в Папуа в 1942 году в битве при Буна-Гона и с тех пор проводило интенсивную подготовку в Квинсленде. Ротой командовал капитан Гордон Кинг , который был ее заместителем в Буне. 12 сентября Кинг получил предупредительный приказ, предупредивший его о необходимости подготовки к захвату Кайапита, и имел доступ к подробным аэрофотоснимкам этого района. [ 7 ]

Независимая рота в то время имела номинальную численность 20 офицеров и 275 других чинов. Будучи крупнее обычной пехотной роты, она состояла из трех взводов, каждый из которых состоял из трех секций, каждая из которых состояла из двух подразделов. Он обладал значительной огневой мощью. В каждом подразделении имелся ручной пулемет «Брен» . Два помощника наводчика несли винтовки и дополнительные магазины «Брен» на 30 патронов. У снайпера также была винтовка, а у одного человека были винтовочные гранаты . Остальные четыре или пять человек несли автоматы Оуэна . В каждом взводе также имелось отделение 2-дюймовых минометов . [ 8 ]
Рота была хозрасчетной, имела собственные инженерные, связные, транспортные и интендантские отделения. В отделе связи имелся мощный, но громоздкий радиоприемник № 11 для связи с 7-м дивизионом. Работавший на свинцово-кислотных батареях , которые заряжались от бензиновых генераторов, он требовал наличия нескольких связистов, а шум мог привлечь внимание противника. Взводы были оснащены новыми беспроводными комплектами армейского № 208 . [ 8 ] Это были небольшие портативные устройства, разработанные для нужд связи подразделений, находящихся в движении во время войны в джунглях. [ 9 ] Однако 2/6 отдельная рота не успела с ними оперативно поработать. [ 8 ]
Три дня подряд 2/6-я независимая рота готовилась к вылету из Порт-Морсби, но ей сообщили, что ее рейс отменен из-за плохой погоды. 17 сентября 1943 года 13 «Дакот» из 374-й авианосной группы США наконец вылетели в Лерон. Кинг летел на головном самолете, который пилотировал капитан Фрэнк Чёрч. [ 10 ] которого Кенни назвал «одним из самых популярных пилотов авианосцев Хатчисона». [ 4 ] Когда он зашел на посадку, Кинг заметил в этом районе патрули папуасского пехотного батальона. [ 10 ]

У одного из «Дакот» лопнуло колесо при приземлении на неровной взлетно-посадочной полосе; другой попытался приземлиться на одно колесо. Его шасси рухнуло, и он приземлился на брюхо . Первый впоследствии был спасен, но второй был полностью потерян. [ 11 ] Кинг разослал патрули, которые вскоре обнаружили роту «Б» капитана Дж. А. Чока папуасского пехотного батальона, действовавшую в этом районе. В тот вечер Чок и Кинг получили сброшенные с воздуха сообщения от Васи с указанием им как можно скорее занять Кайапит и подготовить взлетно-посадочную полосу для самолетов с войсками. Васи сообщил им, что в этом районе находятся только небольшие японские группы, бежавшие из Лаэ, и их боевой дух очень низок. [ 1 ] Васи прилетел в Лерон 18 сентября, чтобы встретиться с Кингом. Приказ Васи был прост: «Скорее идти в Кайапит, зачистить япошек и сообщить в дивизию». [ 12 ]
Так случилось, что японский командующий генерал-майор Накаи Масутаро 20-й дивизии приказал перебросить в Кайапит значительные силы под командованием майора Ёнекуры Цунео. Силы Ёнекуры включали 9-ю и 10-ю роты 78-го пехотного полка , 5-ю роту 80-го пехотного полка , отделение крупнокалиберного пулемета, отделение связи и инженерную роту — всего около 500 военнослужащих. [ 13 ] Из Кайапита он должен был угрожать позициям союзников в Надзабе, создавая отвлекающий маневр, позволяющий японскому гарнизону в Лаэ вовремя уйти. Основные силы покинули Йокопи на хребте Финистерре 6 сентября, но были задержаны из-за проливных дождей, из-за которых войска большую часть пути, промокшие, пробирались по мутной воде. Только передовой отряд этих сил достиг Кайапита к 18 сентября, когда Лаэ уже пал. [ 14 ] Основные силы Ёнекуры, двигавшиеся ночью, чтобы их не заметила авиация союзников, к этому времени находились не дальше от Кайапита, чем Кинг, но им нужно было пересечь две реки. Поскольку оба стремились к одной и той же цели, столкновение было неизбежным. [ 15 ]
Боевой
[ редактировать ]
Кинг собрал свои войска в Сангане, примерно в 16 км (9,9 миль) к югу от Кайапита, за исключением одного подразделения под командованием лейтенанта Э. Ф. Максвелла, которое было отправлено вперед для разведки деревни. Утром 19 сентября Кинг отправился в Кайапит, оставив позади своего интенданта, транспортную и инженерную части, которые должны были переместить запасы, оставшиеся на реке Лерон, сначала в Санган, а затем 20-го числа в Кайапит. Он взял с собой одну часть папуасов, оставив Чалка и остальных своих людей сопровождать местных носильщиков, доставляющих припасы. [ 16 ]
Люди Кинга шли по пятьдесят минут, а затем десять отдыхали. Идти было относительно легко, поскольку земля была довольно ровной, но трава кунай высотой 2 м (6,6 фута) удерживала жару и влажность, а люди были тяжело нагружены боеприпасами. [ 16 ] В 14:45 рота достигла Рагитумкиапа, деревни недалеко от Кайапита. Пока его люди немного отдохнули, Кинг попытался связаться с большим армейским радиоприемником № 11, который он оставил в Сангане, а оттуда Васи вернулся в Надзаб, с помощью новых армейских радиоприемников № 208, которые он принес с собой. К сожалению, Кинг обнаружил, что их радиус действия недостаточен. Он также услышал выстрелы вдалеке и догадался, что секция Максвелла обнаружена. [ 17 ]
2/6-я независимая рота сформировалась в 15:15 в траве кунаи примерно в 1200 м (1300 ярдов) от Кайапита. По мере продвижения рота попала под обстрел из окопов на окраине деревни. [ 17 ] 2-дюймовый миномет подбил ручной пулемет. [ 16 ] Окопы были обойдены с флангов и уничтожены ручными гранатами и штыками . Японцы отступили, оставив после себя 30 человек убитыми. У австралийцев двое убитых и семь раненых, в том числе Кинг, который был легко ранен. [ 17 ]

На ночь рота заняла оборонительную позицию. Пока они это делали, прибыл командир одного из папуасских взводов лейтенант Д.Б. Стюарт. Они забеспокоились, когда радиосвязь была потеряна и его послали выяснить, что происходит. Кинг приказал ему привести папуасов из Сангана с дополнительными боеприпасами и комплектом № 11. Около 17:30 появился туземец с сообщением для японского командующего. У него отобрали бумагу и застрелили при попытке к бегству. [ 17 ] Позже японский патруль вернулся в Кайапит, не зная, что теперь он находится в руках австралийцев. Они были убиты, когда наткнулись на артиллерийскую позицию Брена. Еще четверо японских солдат вернулись после полуночи. Один из них сбежал. [ 19 ]
Ёнекура и его люди достигли Кайапита после изнурительного ночного марша. Ёнекура знал, что австралийцы достигли Кайапита, но его главной заботой было не попасться на открытом воздухе самолетам союзников. Заметив в предрассветном свете позиции австралийцев, японская колонна открыла огонь. Поток огня обрушился на австралийцев, которые время от времени отвечали, пытаясь сохранить боеприпасы. [ 20 ] Хотя у него заканчивались боеприпасы, Кинг начал немедленную контратаку на японцев. [ 21 ] что застало их врасплох. [ 22 ]
Взвод C лейтенанта Деррика Уотсона выступил примерно в 06:15 и продвинулся к окраине деревни 3 на расстояние около 200 ярдов (180 м), прежде чем был скован сильным японским огнем. Затем Кинг послал взвод А капитана Гордона Блейни вокруг правого фланга, к возвышенности на Мишн-Хилл, с которой открывался вид на поле боя. Это было обеспечено к 07:30. Тем временем некоторые связисты и сотрудники штаба 2/6 отдельной роты собрали все боеприпасы, которые могли, и доставили их взводу С около 07:00. Затем взвод C закрепил штыки и продолжил наступление. [ 23 ]
Командир 9-го отделения взвода «С» лейтенант Боб Балдерстоун был ранен пулей, выпущенной, очевидно, одним из его собственных людей. [ 24 ] Он повел свой отряд вперед по открытой местности на 70 ярдов (64 м) и атаковал три японских пулеметных поста с помощью ручных гранат. [ 23 ] [ 25 ] Позже он был награжден Военным крестом за «высокое мужество и лидерство». [ 26 ] [ 27 ] Лейтенант Редж Халлион возглавил свое третье отделение взвода А против японских позиций у подножия Мишн-Хилл. [ 28 ] Он погиб при атаке на пулеметный пост, но его подразделение захватило позицию и убило двенадцать японцев. К 10:00 акция закончилась. [ 23 ]
После боя люди Кинга насчитали 214 тел японцев и подсчитали, что еще 50 или более лежали мертвыми в высокой траве. [ 29 ] Ёнекура был среди погибших. [ 30 ] Австралийцы потеряли 14 убитыми и 23 ранеными. Брошенная техника включала 19 пулеметов, 150 винтовок, 6 гранатометов и 12 японских мечей . [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]Консолидация
[ редактировать ]2/6-я отдельная рота одержала значительную победу, но теперь имела 23 раненых и очень мало боеприпасов. Фрейзер приземлился на недавно захваченной взлетно-посадочной полосе на своем Piper Cub в 12:30. [ 31 ] Он отверг взлетно-посадочную полосу как непригодную для Дакоты и руководил подготовкой новой взлетно-посадочной полосы на более удобном месте недалеко от Мишн-Хилл. [ 32 ] Это по-прежнему был трудный подход, поскольку самолету приходилось приземляться с наветренной стороны, избегая при этом Мишн-Хилл. Хотя было неизвестно, будет ли готова взлетно-посадочная полоса, Хатчисон прилетел туда для пробной посадки на следующий день, 21 сентября, в 15:30. Он собрал раненых и доставил их в Надзаб, а через час вернулся с грузом пайков и боеприпасов. Он также привез с собой бригадного генерала Ивана Догерти , командира 21-й пехотной бригады, и его штаб, который взял на себя управление этим районом. Около 18:00 прибыло еще шесть транспортов. [ 31 ]
Васи был обеспокоен безопасностью района Кайапит, поскольку считал, что японцы были склонны продолжить реализацию плана, как только он будет реализован. [ 33 ] Пользуясь хорошей летной погодой 22 сентября, [ 31 ] Между Надзабом и Кайапитом было совершено 99 рейсов туда и обратно. [ 34 ] большая часть 2/16-го пехотного батальона и несколько американских инженеров. Была переброшена [ 31 ] 2 /14-го пехотного батальона и батарея 2/4-го полевого полка прибыли 25 сентября, а 25-я пехотная бригада бригадного генерала начала Кеннета Эзера прибывать через два дня, освободив Догерти для наступления на Думпу. [ 35 ]
Базовое развитие
[ редактировать ]
Кайапит не стал важной авиабазой. К тому времени, когда инженерные изыскания местности были завершены, что стало прямым следствием победы при Кайапите, люди Догерти захватили Гусап . Там инженеры обнаружили хорошо дренированную местность с почвенными условиями, подходящими для строительства всепогодных взлетно-посадочных полос, беспрепятственный доступ воздуха и приятный климат. Поэтому было решено ограничить строительство в болотистом и малярийном Кайяпите и сконцентрироваться на Гусапе, где 871-й, 872-й и 875-й воздушно-десантные инженерные батальоны США построили десять взлетно-посадочных полос и множество объектов. Хотя некоторое оборудование было перевезено в путь по суше, большую часть пришлось доставить самолетом, и к моменту завершения работ почти все оно было изношено. Первая эскадрилья истребителей Р-40 «Киттихаук» начала действовать в Гусапе в ноябре, а взлетно-посадочная полоса для всепогодных истребителей была завершена в январе 1944 года. Взлетно-посадочная полоса в Гусапе «многократно окупилась количеством японских самолетов, техники и личного состава, уничтоженных Отсюда прогнозировались атакующие миссии союзников». [ 36 ]
Военные преступления
[ редактировать ]В Кайапите были найдены трое туземцев, которые были привязаны веревкой к стойкам туземной хижины, а затем заколоты штыками. В результате Московской декларации министр иностранных дел доктор Х. В. Эватт подготовить доклад поручил Уильяму Уэббу о военных преступлениях, совершенных японцами. Уэбб взял показания трех членов 2/6-й независимой роты об инциденте в Кайапите, которые стали частью его отчета, который был представлен Комиссии ООН по военным преступлениям в 1944 году. [ 37 ]
Результаты
[ редактировать ]2/6-я независимая рота разгромила авангард войск Накаи и остановила его продвижение вниз по долине Маркхэм. [ 38 ] Битва при Кайапите завершила основную миссию Васи, поскольку японцы больше не могли угрожать Надзабу. Он открыл ворота в долину Раму для 21-й пехотной бригады, предоставил новые передовые взлетно-посадочные полосы для истребителей для воздушной войны против японцев. [ 29 ] и утвердил новые методы обучения австралийской армии и организационный упор на огневую мощь. [ 22 ]

Позже Васи сказал Кингу: «Нам повезло, нам очень повезло». Кинг возразил: «Если вы считаете, что то, что мы сделали, было удачей, я не согласен с вами, сэр, потому что я думаю, что нам не повезло, мы были просто чертовски хороши». Васи ответил, что он имел в виду, что ему, Васи, повезло. [ 39 ] Он признался Херрингу, что, по его мнению, совершил потенциально катастрофическую ошибку: «совершенно неправильно посылать такое маленькое подразделение, как 2/6-я независимая рота, так далеко, что его нельзя будет поддержать». [ 40 ]
Японцы полагали, что на них напали «австралийские силы неожиданной силы». [ 41 ] Японский историк Танака Кенгоро сказал, что миссия отряда Накаи достигла цели - угрожать Надзабу, чтобы отвлечь внимание союзников от войск, бегущих из Лаэ. Однако Накаи не удалось удержать Кайапит, в то время как союзники закрепили его в качестве базы для будущих операций. [ 42 ] Австралийский историк Дэвид Декстер заявил, что «неторопливого Накаи перехитрил сообразительный и агрессивный Васи». [ 43 ] В конце концов Васи двинулся быстрее, выведя японца из равновесия. Заслуга в попадании в Кайапит в первую очередь принадлежит экипажам ВВС США, которым удалось совершить трудную посадку на неровной взлетно-посадочной полосе в Лероне. 2/6-я независимая рота оказалась идеальным подразделением для этой миссии, поскольку она сочетала решительное руководство с тщательной подготовкой и эффективной огневой мощью. [ 39 ]
За участие в бою Кинг был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» . 20 января 1944 года [ 44 ] [ 45 ] Он считал это формой награды подразделения и позже сожалел, что не попросил Уайтхеда о награде за заслуги перед американским подразделением , например, которая была вручена роте D 6-го батальона Королевского австралийского полка за аналогичные действия в битве при Лонг-Тане в 1966 году. . [ 38 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Декстер 1961 , стр. 415–416.
- ^ Хорнер 1992 , стр. 269–270.
- ^ Перейти обратно: а б Декстер 1961 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Кенни 1949 , с. 300.
- ↑ Разведывательный отчет RAAF, 11 сентября 1943 г., Военный дневник, 45-я секция воздушной связи, AWM52, 14.01.40.
- ^ Уотсон 1950 , с. 190.
- ^ Брэдли 2004 , стр. 14–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли 2004 , с. 13.
- ^ Меллор 1958 , с. 497.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 2004 , стр. 16–18.
- ^ Брэдли 2004 , с. 19.
- ^ Декстер 1961 , с. 417.
- ^ Брэдли 2004 , с. 34.
- ^ Кудзухара 2004 , стр. 123.
- ^ Брэдли 2004 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли 2004 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Декстер 1961 , стр. 417–419.
- ^ Брэдли 2004 , стр. 34–35.
- ^ Брэдли 2004 , с. 29.
- ^ Брэдли 2004 , стр. 30–31.
- ^ Декстер 1961 , с. 420.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 2004 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Декстер 1961 , стр. 421–422.
- ^ Брэдли 2004 , с. 37.
- ^ Брэдли 2004 , с. 38.
- ^ «Рекомендация награждению Роберта Тейлора Балдерстона Военным крестом» (PDF) . Рекомендации: Вторая мировая война . Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2012 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «№36337» . Лондонская газета (Приложение). 20 января 1944 г. с. 391.
- ^ Брэдли 2004 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с Декстер 1961 , с. 422.
- ^ Брэдли 2004 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Декстер 1961 , с. 423.
- ^ Брэдли 2004 , с. 41.
- ^ Декстер 1961 , с. 430.
- ^ Кенни 1949 , с. 301.
- ^ Декстер 1961 , стр. 431–434.
- ^ Кейси 1951 , стр. 171–172.
- ^ Уэбб 1944 , стр. 261–266.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 2004 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли 2004 , с. 43.
- ^ Декстер 1961 , с. 426.
- ^ Уиллоуби 1966 , с. 225.
- ^ Хорнер 1992 , с. 272.
- ^ Декстер 1961 , с. 425.
- ^ «Рекомендация для награждения Гордона Гримли Кинга орденом «За выдающиеся заслуги»» (PDF) . Рекомендации: Вторая мировая война . Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2015 года . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ «№36337» . Лондонская газета (Приложение). 20 января 1944 г. с. 392.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэдли, Филипп (2004). На Шегги-Ридж. 7-я австралийская дивизия в долине Раму: от Кайапита до хребтов Финистерре . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555100-1 . ОСЛК 56601964 .
- Кейси, Хью Дж. , изд. (1951). Развитие аэродромов и баз . Инженеры юго-западной части Тихого океана. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 16114629 .
- Декстер, Дэвид (1961). Наступление на Новой Гвинее . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 1 – Армия. Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 2028994 . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- Хорнер, Дэвид (1992). Война генерала Васи . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета. ISBN 0-522-84462-6 . ОСЛК 26195398 .
- Кенни, Джордж К. (1949). Отчеты генерала Кенни: личная история войны на Тихом океане . Нью-Йорк: Дуэлл, Слоан и Пирс. ISBN 0-912799-44-7 . OCLC 477957447 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- Кудзухара, Кадзуми (2004). «Аварийный отряд Накаи и сражения у хребта Канкирей». В Деннисе, Питере; Грей, Джеффри (ред.). Основы победы: Тихоокеанская война 1943–1944 гг. (PDF) . Канберра: Отдел истории армии. стр. 118–135. ISBN 0-646-43590-6 . OCLC 59714455 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2011 года . Проверено 3 октября 2011 г.
- Меллор, ДП (1958). Роль науки и промышленности . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 4 – Гражданская. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 4092792 . Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- Уотсон, Ричард Л. (1950). «Залив и полуостров Хуон». В Крейвене, Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Том. IV. Тихий океан: от Гуадалканала до Сайпана, август 1942 г. — июль 1944 г. Армейская авиация во Второй мировой войне. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 163–202. OCLC 5732980 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 года . Проверено 20 октября 2006 г.
- Уэбб, Уильям (октябрь 1944 г.). Отчет о военных преступлениях против австралийцев, совершенных отдельными членами вооруженных сил противника . НАА (ACT): A10950 1.
- Уиллоби, Чарльз А. , изд. (1966). Японские операции в юго-западной части Тихого океана, Том II – Часть I. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. OCLC 62685965 . Архивировано из оригинала 25 января 2008 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
- 1943 год в Папуа-Новой Гвинее.
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Папуа-Новой Гвинеи
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Сражения Второй мировой войны с участием США
- Конфликты 1943 года
- Юго-западно-Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
- События сентября 1943 года