Битва при Думпу
Битва при Думпу | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампаний Маркхэма, Раму и Финистерре , Вторая мировая война. | |||||||
Австралийские войска переходят мост через реку Гусап со скоростью 19 километров в час (10 узлов), 25 октября 1943 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иван Догерти | Масутаро Накаи | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
21-я бригада | 78-й пехотный полк | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
5 мертвых 8 раненых 119 больных | неизвестный |
Битва при Думпу — битва, которая велась в сентябре и октябре 1943 года между австралийскими и японскими войсками в Новой Гвинее во время кампаний Маркхама, Раму и Финистерре во время Второй мировой войны . После битвы при Кайапите 20 сентября 1943 года, в которой 2/6-я отдельная рота одержала победу над численно превосходящими японскими силами, Догерти 21- я пехотная бригада Ивана 7-й дивизии продвинулась от Кайапита к Думпу в долине Раму .
21-й пехотной бригаде противостоял генерал-майора Масутаро Накаи отряд Накаи , который состоял из 78-го пехотного полка и одной роты 80-го пехотного полка , оба из 20-й дивизии . Произошла серия незначительных действий, но наступление австралийцев не было задержано, и Думпу, как и планировалось, был захвачен.
На протяжении всего наступления австралийские и американские войска в долине Раму снабжались по воздуху. Захват долины Раму позволил создать передовую авиабазу в Гусапе .
Фон
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Долина Маркхэм является частью плоской вытянутой впадины шириной от 8 до 32 километров (от 5,0 до 19,9 миль), которая прорезает гористую местность внутренней части Новой Гвинеи и течет от устья реки Маркхэм недалеко от порта Лаэ , до реки Раму , находящейся примерно в 600 километрах (370 миль). Две реки текут в противоположных направлениях, разделенные невидимой водоразделом примерно в 130 километрах (81 миле) от Лаэ. Район равнинный и подходит для взлетно-посадочных полос, хотя его пересекают многочисленные притоки двух основных рек. Территория вокруг водораздела была самой большой территорией в Новой Гвинее, лишенной лесного покрова, и была проходима для транспортных средств. Между долиной Раму и Мадангом лежали суровые хребты, метко названные Финистерре . [ 1 ] [ 2 ]
Военная ситуация
[ редактировать ]После высадки в Надзабе 5 сентября 1943 года и последующего захвата Лаэ 16 сентября -майора Джорджа Алана Васи генерал 7-я дивизия перешла к следующей задаче, поставленной главнокомандующим в юго-западной части Тихого океана : Генерал Дуглас Макартур в директиве от июня 1943 года, в которой описывалась операция «Картвил» . Это повлекло за собой защиту территории, которую она захватила вокруг Надзаба , чтобы позволить построить там аэродромы, а также существующие аэродромы вокруг Горока и Бена-Бена . [ 3 ]
В битве при Кайапите 20 сентября 2/6-я отдельная рота одержала ошеломляющую победу над численно превосходящими японскими силами. [ 4 ] Когда японцы потеряли равновесие, Васи сообщил своему начальнику, генерал-лейтенанту сэру Эдмунду Херрингу , командующему I корпусом , о своем намерении продвинуться вверх по долине Маркхэм к долине Раму, вниз по долине Раму к Маравасе и, наконец, к Думпу . Среди генералов авиации и инженеров шли споры об относительных достоинствах аэродромов вокруг Кайапита и Марасавы, но Васи в любом случае намеревался захватить их все. [ 5 ] [ 6 ]
Австралийская разведка правильно определила, что противостоящие японские силы принадлежали 78-му пехотному полку , а также одной роте 80-го пехотного полка , оба из 20-й дивизии . [ 7 ] Японцам он был известен как отряд Накаи, по имени его командира генерал-майора Масутаро Накаи . [ 2 ] Напротив, японцы не идентифицировали австралийцев как принадлежащих к 7-й дивизии. [ 8 ]
В Кайапите бригадный генерал Иван Догерти , командир 21-й пехотной бригады , располагал 2/16-м пехотным батальоном , 2/6 отдельной ротой и ротой «Б» папуасского пехотного батальона . Хотя было возможно, что австралийские силы в Кайапите могут противостоять всей 20-й японской дивизии, Догерти не думал, что японцы смогут поддержать такие крупные силы в верхней части долины Маркхэм. [ 7 ] Подполковник У. Т. Робертсон Васи , GSO1 , сказал Догерти, что у него есть время до 4 октября, чтобы добраться до Думпу, поскольку с 10 по 20 октября не будет прикрытия истребителей , и поэтому не будет никаких операций по воздушному транспорту для пополнения запасов. [ 7 ] Сообщение от Васи, полученное в 00:50 23 сентября, предписывало Догерти не предпринимать «дальнейших изменений в силе». [ 9 ]
Отпор в Кайапите и высадка в Финшхафене 22 сентября заставили генерал-лейтенанта Хатазо Адачи , командующего Восемнадцатой японской армией (и, следовательно, противника Херринга), изменить свои планы. Первоначально он предполагал, что 51-я дивизия отступит из Лаэ вдоль южных склонов хребта Финистерре, через Кайапит и оттуда в верхнюю часть долины Раму; но Васи предвидел это и заблокировал путь. Командир 51-й дивизии генерал-лейтенант Хидэмицу Накано решил отойти через крутой и труднопроходимый хребет Сарувагед . [ 2 ] Это означало, что отряд Накаи не прикрывал отход 51-й дивизии и необходимости отбивать Кайапит не было. Поэтому 23 сентября Адачи приказал Накаи отойти к Думпу, а остальная часть 20-й дивизии двинулась против Финшхафена . [ 10 ]
Боевой
[ редактировать ]Сагерак
[ редактировать ]22 сентября в Кайапит прибыл 2/16-й пехотный батальон подполковника Ф. Х. Сублета, подразделение из Западной Австралии . Он отправился в путь в 15:00 того же дня, пересек реку Маньянг, которая имела ряд каналов протяженностью 1800 метров (2000 ярдов). [ 11 ] Его патрули пытались обнаружить японцев, как и самолеты 4-й эскадрильи RAAF . Только один их видел, 12-й взвод под командованием лейтенанта Дж. Р. Уолдера, который заметил на дальнем берегу реки Уми трех японских солдат, которые бежали под обстрелом. 12-й взвод Уолдера и 17-й взвод под командованием капитана К. Маккалоу переправились через Уми, ширина которой составляла около 46 метров (50 ярдов), глубина до 1,68 метра (5 футов 6 дюймов) в месте перехода, быстрая и быстрая. направился в Сагерак. [ 12 ] [ 13 ]
, 2/27-й пехотный батальон южно -австралийское подразделение под командованием подполковника Дж. А. Бишопа, прибыл в Кайапит утром 23 сентября, вылетев прямо из Джексонса и Уордса в Порт-Морсби на 45 USAAF C-47 транспортных самолетах в сопровождении истребителями P-47 «Тандерболт» , P-38 «Лайтнинг» и P-39 «Аэрокобра» . Первый C-47 прибыл в Кайапит в 09:00, а последний — в 10:50. Каждому потребовалось около десяти минут, чтобы выгрузить все свои войска и припасы. [ 14 ] 27-я 2-я дивизия взяла на себя оборону Кайапита у 2-й независимой роты. [ 12 ] 24 сентября ни один самолет не прибыл, в результате чего Догерти остался без 2/14-го пехотного батальона , который все еще находился в Надзабе, и с только пайками и боеприпасами, которые привезли с собой 2/16-й и 2/27-й батальоны. [ 15 ]
Пионерский . взвод 16-го 2-го полка натянул веревку через реку Уми, позволив тяжеловооруженным землекопам рот B и C пересечь быстрый поток Они переправились к 12:30, но весь 16/2 завершил переправу только к 20:00. На другой стороне был установлен контакт с японскими частями, и 12-й взвод попал под огонь ручных пулеметов , но отогнал японцев своими 2-дюймовыми минометами . Когда 17-й взвод был обстрелян из ручных пулеметов, он применил свои 2-дюймовые минометы для постановки дыма, что позволило ему отойти. К 14:40 передовой взвод, 10-й взвод под командованием лейтенанта У. Дж. Дункана, наблюдал за Сагераком, но в 17:00 Дункан был ранен снайпером. Сублет приказал роте B остановиться на возвышенности с намерением атаковать Сагерак на следующий день. [ 13 ] [ 15 ]
В 20:30, всего через полчаса после завершения переправы через Уми, 16-й 2-й полк получил приказ от Догерти отойти. При значительном отсутствии энтузиазма 16-й 2-й полк повторно переправился через Уми, на этот раз в темноте. Повторное пересечение началось в 03:00 и завершилось к 08:00. 11-й взвод лейтенанта Р.Г. Кромби остался на возвышенности с видом на Сагерак. Тем утром он вошел в Сагерак и обнаружил, что тот пуст. Около 16 японских солдат при их приближении бежали, оставив свои документы, медикаменты и оборудование. Лейтенант Эверетт Э. Фрейзер, американский авиационный инженер, разметил неподалеку взлетно-посадочную полосу и за четыре часа подготовил ее к приему C-47. [ 13 ] [ 16 ]
Васи прилетел в Кайапит, чтобы поговорить с Догерти. Он объяснил, что причиной остановки 16 февраля было понимание того, что Адачи будет настаивать на своем первоначальном плане, известном австралийцам из документов, захваченных в Кайапите, даже несмотря на то, что события отошли на второй план. Васи считал, что открытая территория между Уми и Кайапитом будет отличным местом для уничтожения японских войск, если они решат атаковать. Поэтому он предложил остановиться на некоторое время, усилив позиции в Кайапите 25-й пехотной бригадой бригадного генерала , Кеннета Эзера вместо того, чтобы вытеснить ее вперед, как первоначально предполагалось. Догерти пролетел над этим районом на Douglas SBD Dauntless и согласился с оценкой местности Васи, хотя и не с его оценкой намерений противника. [ 17 ]
разговаривать
[ редактировать ]2/14-й пехотный батальон, викторианское подразделение, вместе с 54-й батареей 2/4-го полевого полка наконец прилетели в Кайапит из Надзаба 25 сентября. [ 18 ] но первые части 25-й пехотной бригады не прибыли еще два дня. Частично проблема заключалась в том, что Пятые воздушные силы ограничили посадку в Кайапите периодом с 09:00 до 15:30 предыдущего дня, чтобы сохранить истребители. Васи встретился с генерал-лейтенантами сэром Ивеном Маккеем (командующим Силами Новой Гвинеи ), Эдмундом Херрингом и Джорджем К. Кенни (командующим ВВС союзников), генерал-майором Фрэнком Берриманом (начальником штаба Маккея) и вице-адмиралом Артуром С. Карпендер (командующий военно-морскими силами союзников) в Порт-Морсби 26 сентября. Васи проинформировали, что строительство дороги Маркхэм-Вэлли от Лаэ до Надзаба и операции вокруг Финшхафена имеют приоритет, и что его 18-я пехотная бригада не будет переброшена, за исключением случаев чрезвычайной ситуации. [ 19 ] Пауза позволила собрать местную рабочую силу в Кайапите. Около 300 человек были доставлены самолетом из Надзаба, а Административная единица Австралийской Новой Гвинеи (ANGAU) наняла местную рабочую силу, чтобы довести общую численность рабочей силы примерно до 600 человек. [ 20 ] [ а ]
Появилось все больше свидетельств того, что японцы отступают, а не наступают. 26 сентября Кромби сообщил, что Руму пустует. [ 19 ] На следующий день патрули 2/6-й отдельной роты и роты B папуасского пехотного батальона сообщили, что Наравапум также опустел. [ 22 ] В тот вечер Васи подал сигнал Догерти, разрешая наступление на Маравасу «со всей скоростью». [ 23 ] 21-я пехотная бригада выступила в сопровождении папуасской роты, отрядов 2/6-го полевого санитарного полка и 2/4-го полевого полка. Шесть джипов перевозили пайки, четыре перевозили штаб бригады и средства связи, три доставляли 2/6 полевой машины скорой помощи, а два буксировали 25-фунтовые орудия . [ 20 ]
28 сентября две роты 2/16-го полка форсировали Уми. После наступления темноты остальная часть 21-й пехотной бригады последовала за ней, переправившись на пяти резиновых плотах. Джипы и легкие пушки перетащили через Уми, оставив три позади, чтобы сформировать челночную службу, которая доставляла магазины из Кайапита. Их переправили через реку и оттуда на свалку в Сагараке. К утру 30 сентября все склады были за рекой. Дорога стала непроходимой примерно в 3,2 км (2 милях) от Сагерака, и потребовались некоторые работы по ее улучшению. Взлетно-посадочная полоса в Сагераке была введена в эксплуатацию, доставлены еще четыре джипа и трейлера, а также некоторые припасы. Прилетел и Васи, привезя новые письменные приказы о наступлении на Гусап. [ 20 ] [ 23 ] К этому времени Херринг знал, что остальная часть 20-й японской дивизии находится на побережье Рай, а не в районе Маравасы, поэтому Васи противостоял только ее 78-й пехотный полк. [ 24 ]
Бена-Бена располагала гарнизонами 2/2-й и 2/7-й независимых рот . Эти подразделения патрулировали перед наступлением 21-й пехотной бригады. 28 сентября хорошо вооруженный патруль 2/2-й независимой роты под командованием капитана Д. Ст. А. Декстера устроил засаду около 60 японских солдат возле Кесавая в долине Раму, нанеся японцам серьезные потери. [ 25 ]
Хотя для доставки пайков в войска были наняты местные носильщики, 1 октября 16-й и 27-й полки продвигались так быстро, что припасы пришлось сбрасывать по воздуху. Сброс был произведен в 19:00, но из-за плохого освещения, высокой травы и неправильной разметки зоны сброса удалось подобрать только половину запасов. [ 20 ] На следующий день они достигли слияния рек Раму и Гусап. [ 26 ]
Свалка
[ редактировать ]Догерти дал отдых своим людям 3 октября (это было воскресенье). Мужчины расслабились и искупались в реках Раму и Гусап. Однако были отправлены патрули. [ 27 ] Один патруль из 2/16 полка под командованием лейтенанта Л.Д. Бремнера попал в засаду возле деревни Намапут, в результате чего один австралиец был убит. Патруль атаковал деревню и убил семерых японцев, направлявшихся к близлежащим предгорьям. Затем патруль сам попал под шквальный огонь и был вынужден отойти обратно в деревню. Трое австралийцев были ранены, в том числе Бремнер, один смертельно; 14 японских солдат были убиты. [ 28 ]
Пауза дала время административным элементам наверстать упущенное. 1 октября дорога задержала продвижение из-за необходимости переправить мост через ручей в Маравассе. Затем выяснилось, что дорога на дальней стороне непроходима, поэтому был построен объезд, позволивший им перебраться в район возле ручья Арафаган, на берегу реки Раму. Под руководством Фрейзера 27-й 2-й полк построил неподалеку взлетно-посадочную полосу. Во второй половине дня 2 октября здесь произошла перебои с подачей воздуха. [ 20 ]
21-я пехотная бригада снова выступила в путь 4 октября: 2/14-я дивизия подполковника Ральфа Хоннера направлялась на Вампун, а 2/16-я дивизия наступала на Думпу. [ 27 ] переправа через Гусап по мосту, построенному накануне. [ 20 ] [ 29 ] Штаб 21-й стрелковой бригады переехал в Кайгулан-2. [ б ] 2/6-я полевая скорая помощь открыла там перевязочный пункт. К западу от реки Уоррис был создан склад выдачи деталей (DID), откуда выдавались пайки. [ 20 ]
14/2 достигли незанятого Вампуна в 14:00. [ 29 ] Хоннер обнаружил, что у местных носильщиков, сопровождавших его батальон, не было воды, и поэтому они не только хотели пить, но и были голодны, поскольку не могли приготовить себе рисовые пайки. Если поблизости не окажется воды, ему придется организовать доставку воды на джипе из Кайгулана-2 или перебросить весь батальон к цели следующего дня. [ 30 ] [ 31 ]
отправился Хоннер вместе с сержантом Т.Г. Прайором и тремя рядовыми посмотреть, сможет ли он найти воду в районе роты А вокруг Корама. Около 15:00 они наткнулись на банановую плантацию и увидели, как по ней передвигаются войска. Они предположили, что они из роты А, но когда они приблизились, по ним открыли огонь, а Хоннер и Прайор были ранены. Прайор, раненый в горло и грудь, попытался оттащить Хоннера, который был ранен в бедро и не мог легко передвигаться, но Хоннер приказал ему вернуться за помощью. Рядовой WHG Беннетт остался защищать Хоннера, в то время как два других рядовых сопровождали Прайора. Хоннеру удалось проползти 230 метров (250 ярдов) до высокой травы кунай и спрятаться там. Японцы выслали патрули, чтобы найти двоих мужчин, и они открыли огонь по траве кунай, где он прятался, снова ранив его, на этот раз в левую руку. Беннетт собирался в одиночку атаковать японцев, когда патрули отошли и вернулись на банановую плантацию. [ 30 ] [ 31 ]
Прайор добрался до роты D, командир которой капитан Го О'Дэй немедленно выступил в путь вместе с 16-м взводом лейтенанта А. Р. Эйвери. Эйвери нашел Беннета и Хоннера, покрытых кровью и черными муравьями. Хоннер отказался выноситься под огнем, так как это могло поставить под угрозу носильщиков. Вместо этого он использовал радио Эйвери, чтобы организовать нападение на банановую плантацию компаний A, C и D, которое было доставлено в 18:00. Пока продолжался бой, носильщики обработали раны Хоннера и отнесли его обратно. В ходе боя были ранены семь австралийцев, в том числе Хоннер, которого на следующий день вылетели из Гусапа; 26 японских солдат были убиты, а один, раненый, попал в плен. Вода была обнаружена в районе расположения роты А, хотя ее часть также была отправлена на джипах. [ 30 ] [ 31 ] [ 29 ] Раненых, в том числе Хоннера, доставили на джипе в перевязочный пункт Кайгулан-2. Последний прибыл только после полуночи. [ 20 ]
Тем временем основные силы 2/16-го пехотного батальона к 15:15 форсировали реку Суринам. 18-й взвод лейтенанта Дж. Скотта провел разведку в направлении Думпу, но в 16:40 сообщил, что он все еще занят. Затем майор У. Г. Симингтон выдвинул остальную часть роты D вперед для атаки на деревню. Сопротивления не было, хотя один японский отставший был убит. Они нашли еду, одежду и боеприпасы, а в туалетах — свидетельства дизентерии среди японских солдат. На ужин рота D ела японский рис и рыбные консервы. [ 32 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на различные препятствия, 21-я пехотная бригада продвинулась от Кайапита к Думпу, который она захватила в установленный срок. Японцы не задержали его и не ослабили давление на 51-ю дивизию. Японские планы по захвату Бена-Бены пришлось навсегда отложить. [ 32 ] В Думпу была построена взлетно-посадочная полоса, которая имела большое значение для материально-технического обеспечения последующих боев в Финистерресе. С 15 сентября по 5 октября 21-я пехотная бригада сообщила о 5 убитых и 8 раненых. Еще 34 мужчины были эвакуированы больными малярией , а 85 - с лихорадкой, в основном сыпным тифом . Однако к 1 ноября еще 318 человек были эвакуированы с малярией и 327 с лихорадкой, многие из которых заразились ею во время этой кампании. [ 13 ]
После некоторых споров инженеры решили построить передовую базу для двух истребительных групп и средней бомбардировочной группы недалеко от слияния рек Раму и Гусап, на участке под названием Гусап. Для его разработки был привлечен 872-й воздушно-десантный инженерный авиационный батальон США. Это подразделение имело переносное оборудование именно для такой задачи. За исключением 2 1 ⁄ 2 -тонные грузовики, 3 Полуторатонные переносные транспортные средства и тягачи Д4, совершавшие переход по суше, все оборудование было доставлено самолетами С-47. Первоначально инженеры попытались улучшить существующую полосу, которую они назвали № 1, но этот участок был признан непригодным для больших объемов движения, поэтому был выбран другой участок в 1,6 км (1 миле) от него, который стал № 2. Это место оказался подходящим для большего количества взлетно-посадочных полос. Для строительства всепогодной полосы из Надзаба был переброшен 871-й воздушно-десантный инженерный авиационный батальон США. Всепогодная полоса была завершена к январю 1944 года, когда к двум батальонам присоединился третий, 875-й воздушно-десантный инженерный авиационный батальон США. [ 33 ] пулеметчики 6-го пулеметного батальона . На аэродром для обороны были переброшены [ 34 ]
, 49-й истребительной группы США 8-я истребительная эскадрилья оснащенная Р-47, перебралась в Гусап 29 октября, за ней последовали Р-40 7 -й истребительной эскадрильи 16 ноября и Р-47 9-й истребительной эскадрильи 16 ноября. 16 декабря. 39 35-й истребительной группы , -я истребительная эскадрилья и 41-я истребительная эскадрилья также оснащенные Р-47, последовали за ними 27 и 31 января 1944 года. В декабре и январе к ним присоединились А-20 312- й бомбардировочной группы . База в Гусапе «многократно окупила себя количеством японских самолетов, техники и личного состава, уничтоженных в результате запланированных с нее ударных миссий союзников». [ 35 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ ANGAU — подразделение австралийской армии, ответственное за гражданские дела на территории Папуа и подмандатной территории Новая Гвинея . Он нанимал и контролировал местную рабочую силу, а также консультировал командиров по вопросам, характерным для Новой Гвинеи. [ 21 ]
- ^ Если группа деревень в Новой Гвинее имела название, отдельным деревням, входящим в их состав, были присвоены номера, чтобы их можно было отличить. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Декстер 1961 , стр. 415–416.
- ^ Jump up to: а б с Уиллоуби 1966 , с. 221.
- ^ Декстер 1961 , с. 414.
- ^ Декстер 1961 , с. 422.
- ^ Декстер 1961 , с. 426.
- ^ Уотсон 1950 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Догерти 1943 , с. 2.
- ^ Декстер 1961 , с. 682.
- ^ Догерти 1943 , с. 5.
- ^ Уиллоуби 1966 , с. 225.
- ^ Декстер 1961 , с. 423.
- ^ Jump up to: а б Декстер 1961 , с. 428.
- ^ Jump up to: а б с д «Кампания Маркхэма и долины Раму» . Австралийский военный мемориал . Боевой дневник, 2/16-й пехотный батальон, AWM52, 03.08.16/25 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ «Сентябрь 1943 года» . Австралийский военный мемориал . Боевой дневник, 2/27-й пехотный батальон, AWM52, 3.08.27.67 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Декстер 1961 , с. 429.
- ^ Декстер 1961 , с. 430.
- ^ Догерти 1943 , стр. 5–7.
- ^ Декстер 1961 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б Декстер 1961 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Отчет адмирала об операциях - 21 Aust Inf Bde - с 15 сентября по 31 октября 1943 года» . Австралийский военный мемориал . Боевой дневник, 21-я пехотная бригада, AWM52, 21.08.24 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Декстер 1961 , с. 66.
- ^ Декстер 1961 , с. 434.
- ^ Jump up to: а б Догерти 1943 , стр. 8–10.
- ^ Декстер 1961 , с. 438.
- ^ Декстер 1961 , стр. 434–435.
- ^ Декстер 1961 , с. 439.
- ^ Jump up to: а б с Декстер 1961 , с. 440.
- ^ «Доклад патруля» . Австралийский военный мемориал . 3 октября 1943 г. Боевой дневник, 2/16-й пехотный батальон, AWM52, 03.08.16/27 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сводка событий» . Австралийский военный мемориал . 4 октября 1943 г. Боевой дневник, 2/14-й пехотный батальон, AWM52, 03.08.14/69 . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Брэдли 2004 , стр. 46–48.
- ^ Jump up to: а б с Декстер 1961 , стр. 440–442.
- ^ Jump up to: а б Декстер 1961 , с. 443.
- ^ Кейси 1951 , стр. 171–174.
- ^ Декстер 1961 , стр. 594, 684.
- ^ Вольф 2011 , с. 381.
Ссылки
[ редактировать ]- Брэдли, Филипп (2004). На Шегги-Ридж. 7-я австралийская дивизия в долине Раму: от Кайапита до хребтов Финистерре . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555100-1 . ОСЛК 56601964 .
- Кейси, Хью Дж. , изд. (1951). Развитие аэродромов и баз . Инженеры юго-западной части Тихого океана. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 16114629 .
- Декстер, Дэвид (1961). Наступление на Новой Гвинее . Австралия в войне 1939–1945 годов . Серия 1 – Армия. Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 2028994 .
- Догерти, Иван (1943). Отчет о боевых действиях в долинах Маркхам-Раму 15 сентября 1943 г. 9 ноября 1943 г. Канберра: Австралийский военный мемориал. АВМ54 595/7/11.
- Уотсон, Ричард Л. (1950). «Залив и полуостров Хуон». В Крейвене, Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Том IV, Тихий океан: от Гуадалканала до Сайпана, август 1942 г. - июль 1944 г. Армейская авиация во Второй мировой войне. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 163–202. OCLC 5732980 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 года . Проверено 20 октября 2006 г.
- Уиллоби, Чарльз А. , изд. (1966). Японские операции в юго-западной части Тихого океана, Том II – Часть I. Доклады генерала Макартура. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. OCLC 62685965 . Архивировано из оригинала 25 января 2008 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
- Вольф, Уильям (2011). Том 1 – Перл-Харбор до сокращения Рабаула . Пятое истребительное командование во Второй мировой войне. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 9780764339554 . OCLC 730404992 .
- 1943 год в Папуа-Новой Гвинее.
- Территория Новой Гвинеи
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Папуа-Новой Гвинеи
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Сражения Второй мировой войны с участием США
- Конфликты 1943 года
- Юго-западно-Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
- События сентября 1943 года
- События октября 1943 года