Битва при Вау
Битва при Вау | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть новогвинейской кампании Тихоокеанского театра военных действий (Вторая мировая война) | |||||||
![]() 25-фунтовая пушка 2/1-го полевого полка выгружается из « Дакоты» на аэродроме в Вау. Позже в тот же день орудие было собрано и обстреляно японскими позициями в районе Вау. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
3,000 | 4,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
349 убитых, раненых или пропавших без вести | 1200 убитых (оценка) |
Битва при Вау , 29 января — 4 февраля 1943 года, была битвой в кампании Новой Гвинеи во время Второй мировой войны . Войска Японской империи отплыли из Рабаула , пересекли Соломоново море и, несмотря на воздушные атаки союзников, успешно достигли Лаэ , где высадились. Затем японские войска продвинулись по суше на Вау , австралийскую базу, которая потенциально угрожала японским позициям в Саламауа и Лаэ. Развернулась гонка между японцами, двигавшимися по суше, которым мешала местность, и австралийцами, двигавшимися по воздуху, которым мешала погода. К тому времени, когда японцы после перехода через горы достигли района Вау, австралийские защитники получили значительные подкрепления с воздуха. В последовавшем за этим сражении японские нападавшие, несмотря на достижение тактической внезапности за счет подхода с неожиданного направления, не смогли захватить Вау.
Фон
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Вау — город в Новой Гвинее , в провинции Моробе, расположенный на одном конце долины Вау-Булоло. Это было место золотой лихорадки в 1920-х и 1930-х годах. Золотоискатели прибыли на побережье Саламауа и двинулись вглубь страны по Тропе Черной Кошки . Шахтеры частично расчистили территорию, построили дома и мастерские, наладили водоснабжение и электросеть. [ 1 ] [ 2 ] Они построили аэродромы в Вау и Булоло , которые были основным средством достижения долины Вау-Булоло. [ 1 ] Аэродром Вау представлял собой грубую взлетно-посадочную полосу длиной 3100 футов (940 м) с 10-процентным уклоном, ведущую прямо к горе Каинди. Самолеты могли приближаться только с северо-востока, приземляясь вверх по склону и взлетая вниз. Гора в конце взлетно-посадочной полосы препятствовала повторным попыткам приземления и расширению полосы. [ 3 ] Пилотам приходилось маневрировать «Дакотой» под облаками и через опасные перевалы, «уклоняясь от пика здесь и облака там», приземляясь на высоких скоростях. [ 4 ] Для этого требовалась хорошая видимость, но погода над хребтом Оуэна Стэнли характеризовалась частыми штормами, вертикальными сквозняками и туманами, поднимавшимися над поверхностью джунглей. [ 5 ] Первую посадку в Вау совершил Эрнест Мастард на своем De Havilland DH.37 19 апреля 1927 года. [ 1 ] Осмар Уайт , достигший Вау в июне 1942 года, писал:
[Вау и Булоло] были городами, построенными исключительно благодаря завоеванию человеком воздуха. Каждый гвоздь, лист железа, обшивка, пятно краски, оконное стекло, черепок, проволока или лист бумаги доставлялись по воздуху по фрахтовым ставкам от 4 до 1/5 пенса за фунт. Разбитые грузовики, которые теперь были усеяны шоссе, проржавевшие и искривленные огнем, были доставлены по воздуху. Бильярдные столы в гостиницы были завезены по воздуху. Мягкие кресла, холодильники, ванны, печи, динамо-машины, линолеум, ковры, садовые скульптуры, даже огромные карьерные экскаваторы, бульдозеры и экскаваторы — все это было завезено по воздуху, и это в десятилетие, когда большинство людей в Австралии все еще считали это приключением. совершить пятиминутную прогулку по аэродрому. [ 6 ]
Канга Сила
[ редактировать ]
После начала войны с Японией Вау стал центром эвакуации, принимавшим беженцев из Лаэ и Саламауа. Некоренные женщины и дети были эвакуированы, а мужчины призывного возраста были призваны на службу в Добровольческие стрелки Новой Гвинеи , местное подразделение ополчения. Первоначально мирных жителей эвакуировали гражданские самолеты, но по мере приближения японцев, бомбардировавших Вау 23 января 1942 года, летать без истребительного сопровождения, которого не было, стало слишком опасно. В результате около 250 мужчин из Европы и Азии оказались в затруднительном положении. Эти беженцы совершили опасное путешествие пешком через хребет Оуэн-Стэнли через Куджеру и Текаду до Бульдога, заброшенного шахтерского поселения, где находился аэродром, а затем вниз по реке Лакекаму к морю. [ 7 ] [ 8 ]
Продемонстрировав таким образом осуществимость маршрута, силы Новой Гвинеи решили установить линию связи с Вау через Бульдожью тропу . Взвод 1-й независимой роты покинул Порт-Морсби на шхуне «Роял Индевор» и пересек маршрут, присоединившись к бойцам Добровольческого стрелкового полка Новой Гвинеи, удерживавшим район Вау. [ 9 ] Это было началом того, что стало называться Kanga Force 23 апреля 1942 года. [ 10 ] 22 мая 21-я авианосная эскадрилья USAAF вылетела в составе коммандос , 2/5-й независимой роты чтобы присоединиться к отряду Канга. рота В октябре 1942 года последовала 2/7-я независимая . [ 11 ]
Припасы можно было доставить в Вау, если бы было доступно прикрытие истребителей. 5 сентября в Куджеру было сброшено 12 самолетов с припасами. [ 12 ] Чтобы сэкономить на дефицитных транспортных самолетах, воздушный транспорт был дополнен сухопутным маршрутом. Припасы доставлялись в устье Лакекаму на люгерах . [ 13 ] перевозили вверх по реке в Бульдог на катерах или каноэ с двигателем , [ 14 ] а затем перевезли по Bulldog Track местные перевозчики. [ 13 ]
Стратегия
[ редактировать ]
Группа «Канга» добилась одного заметного успеха во время рейда на Саламауа в июне 1942 года, но «кроме этого они мало что сделали для преследования японцев на их базах в Саламауа и Лаэ». [ 15 ] Однако им удалось угрожать японцам, не провоцируя их на наступление на Вау в то время, когда у союзников не было ресурсов для усиления сил Канга, и они предоставили ценную информацию. [ 15 ] Вау занимал важное место в стратегии командующего сухопутными войсками союзников в юго-западной части Тихого океана генерала сэра Томаса Блейми , который одновременно командовал силами Новой Гвинеи из Порт-Морсби . В то время японцы владели превосходством в воздухе над Соломоновым морем , что исключало возможность воздушных и морских операций против японской базы в Лаэ . Поэтому Блейми решил, что ему придется захватить Лаэ сухопутной кампанией. Трасса «Бульдог» будет преобразована в шоссе, по которому можно будет перевозить грузовики и танки, которые смогут поддержать дивизию, которая будет продвигаться по суше на Лаэ. [ 16 ]
Генерал-лейтенант Хитоси Имамура , командующий 8-й японской армией в Рабауле , правильно определил намерения своего противника и силу сил Канга и решил предотвратить опасность для Лаэ. Он приказал генерал-лейтенанта Хатазо Адачи Восемнадцатой армии обеспечить безопасность «важных районов к западу от Лаэ и Саламауа». [ 17 ] 29 декабря 1942 года Адачи приказал 102-му пехотному полку и другим частям под командованием генерал-майора Тору Окабе , командира пехотной группы 51-й дивизии , перебраться из Рабаула в Лаэ , а затем немедленно продвинуться вглубь страны, чтобы захватить Вау. [ 17 ] Отряд Окабе был известен как Отряд Окабе.
Имамуре противостоял находчивый, решительный и агрессивный противник, имевший к тому же доступ к хорошей разведке. Взломщики кодов Allied Ultra читали японские коды доставки, и к 3 января 1943 года командование союзников заранее знало о силах, которые Адачи планировал отправить из Рабаула в Лаэ. [ 18 ] хотя они не знали конечного пункта назначения войск. [ 19 ] Блейми решил не ждать, пока это прояснится, а немедленно приказал 17-й пехотной бригаде перебраться из залива Милн в Вау 4 января 1943 года. [ 20 ] Его командиру — бригадному генералу Мюррею Мотену — было приказано принять на себя командование силами Канга и защищать Вау. [ 21 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Командующий ВВС союзников в юго-западной части Тихого океана генерал-лейтенант Джордж Кенни приказал командиру своего бомбардировщика бригадному генералу Кеннету Уокеру провести полномасштабную бомбардировку на рассвете корабля в гавани Рабаул, прежде чем он сможет уйти. Уокер возражал; его бомбардировщикам было бы трудно найти место встречи, если бы им пришлось покинуть Порт-Морсби ночью. Вместо этого он рекомендовал атаку в полдень. Кенни признал обеспокоенность Уокера, но был настойчив; он предпочитал бомбардировщики, вышедшие из строя, бомбардировщикам, сбитым истребителями противника, которые наверняка могли перехватить атаку в дневное время. [ 22 ] Ненастная погода помешала участию бомбардировщиков из Австралии, поэтому все, что было в наличии, — это самолеты, имеющиеся в Папуа: шесть B-17 и шесть B-24 . Несмотря на приказ Кенни, Уокер атаковал гавань Рабаул в полдень 5 января. [ 23 ] и столкнулся с сильной зенитной артиллерией и непрерывными атаками истребителей. Сорок 500-фунтовых (230 кг) и 24 1000-фунтовых (450 кг) бомб были сброшены с высоты 8500 футов (2600 м). По данным формирования, пострадали девять кораблей общим водоизмещением 50 000 тонн. Были сбиты два B-17, в том числе тот, на борту которого находился Уокер. [ 24 ] посмертно награжденный Медалью Почета . [ 25 ] После войны JANAC подтвердило затопление только одного японского торгового судна — «Кейфуку Мару» водоизмещением 5833 тонны . [ 26 ] Два других корабля были повреждены, как и эсминец «Тачикадзе» . [ 27 ]

6 января японский конвой с войсками Окабе отправился в Лаэ из Рабаула. Предупрежденные «Ультрой», самолеты USAAF и RAAF заметили, преследовали и атаковали конвой, который был прикрыт низкими облаками и японскими истребителями. Союзники заявили, что сбили 69 японских самолетов, потеряв 10 собственных. Пилот P-38 Ричард старший лейтенант Бонг забил три, став асом . [ 28 ] RAAF Каталина из 11-й эскадрильи RAAF под командованием лейтенанта Дэвида Вернона совершила ночную бомбардировку конвоя, потопившего транспорт « Ничирю Мару» . [ 29 ] Эсминцы спасли 739 военнослужащих из 1100 находившихся на борту, но корабль забрал с собой все медикаменты Окабе. Другой транспорт, Myoko Maru USAAF, , был настолько сильно поврежден в Лаэ B-25 что его пришлось выбросить на берег. Тем не менее 7 января конвою удалось достичь Лаэ и высадить около 4000 военнослужащих. [ 30 ] Всего ВВС союзников совершили 416 боевых вылетов.

С 10 по 16 января отряд Окабе двинулся вдоль побережья на баржах в Саламауа, [ 30 ] где он собрался и завершил подготовку к нападению на Вау. [ 31 ] 16 января японцы столкнулись со взводом 2/7 отдельной роты под командованием капитана Джеффри Боуэна. Последовала короткая операция, в ходе которой Боуэн был убит, а австралийцы отступили обратно в Скиндевай. [ 32 ] Однако вместо того, чтобы преследовать их, Окабе решил наступать на Вау по старой и редко используемой дороге, проходящей через труднопроходимую местность параллельно Тропе Черной кошки, и обе стороны потеряли контакт. Таким образом Окабе скрыл силу и цель своих войск и застал австралийцев врасплох. [ 30 ] Необходимо было пересечь холм Комиатум, продвинуться к Мубо, а затем двинуться по дороге на запад. Этот маршрут был выбран для того, чтобы избежать наблюдения со стороны самолетов союзников в дневное время, когда они пробирались в джунгли. Горный хребет к востоку от Вау имел высоту около 1500 футов (460 м), и его не особенно трудно было пересечь, но в некоторых местах на нем не было троп. Их нужно было подготовить так, чтобы их не заметила авиация союзников. Поскольку солдатам приходилось нести продовольствие, боеприпасы и снаряжение на спине, продвижение было трудным и заняло больше времени, чем ожидалось. В конце концов они достигли вершины, с которой можно было увидеть долину Вау-Булоло. К этому времени еды уже не хватало. Командир отряда Окабе, указывая на деревню Вау, отдал приказ атаковать: «У нас не хватает продовольствия — давайте быстро захватим Вау и добудем продовольствие у противника!» Однако движение через такие густые джунгли привело к тому, что его подразделения потеряли связь друг с другом. Результативная атака была проведена по частям, без достаточной подготовки. [ 31 ]

Тем временем первая группа 17-й пехотной бригады — 2/6-й пехотный батальон — 9 января 1943 года отправилась в Порт-Морсби. Остальная часть батальона следовала за ней в течение следующих двух ночей. 2 /7-й пехотный батальон покинул Милн-Бей на армейском транспорте Таруна 13 января, а 2/5-й - из Дантруна на следующий день. [ 33 ] Перспективы победы над японцами до Вау выглядели не очень хорошо. В это время в Новой Гвинее находилось всего 28 «Дакот» в трёх недоукомплектованных эскадрилиях — 6-й , 21-й и 33-й авианосных эскадрильях США 374-й авианосной группы . Их нужно было разделить с фронтом Буна-Гона , поэтому каждому району боевых действий было выделено 14 самолетов, что составляло 10 самолетов в день для каждого. [ 34 ] «Дакота» могла перевозить 27 пассажиров или 10 000 фунтов (4500 кг) груза. [ 35 ] Для перемещения пехотного батальона потребовалось 60 самолетов; Для перемещения бригадной группы потребовался 361 загрузка самолета. [ 36 ] С 10 по 19 января 2/6-й пехотный батальон был переброшен из Порт-Морсби для усиления сил Канга. При этом произошло три аварии. Плохая летная погода вынудила многие самолеты вернуться без посадки. Бригадному генералу Мотену дважды приходилось возвращаться в Порт-Морсби, прежде чем он достиг Вау с третьей попытки. Плохая погода продолжалась и на следующей неделе, ограничивая воздушные операции, а иногда и полностью исключая их. Часть 2/5 пехотного батальона прибыла 27 января. [ 37 ]
Боевой
[ редактировать ]На пути продвижения Окабе стояла рота 2/6 пехотного батальона под командованием капитана У.Х. Шерлока. 28 января Окабе приказал атаковать позиции Шерлока. Шерлок был вынужден покинуть свою позицию и отступил на ближайший отрог. Большую часть дня лобовые атаки японцев отражались австралийским минометным и пулеметным огнем, а попытки проникнуть на позиции Шерлока были сорваны штыковой атакой, возглавляемой лично Шерлоком. К 18:00 у Шерлока закончились боеприпасы к миномету и к стрелковому оружию, а его позиции были обстреляны минометными снарядами и прострелены пулеметным огнем. Шерлок продержался всю ночь и был убит на следующий день, пытаясь прорваться через японские позиции. [ 38 ] За свои действия Шерлок был посмертно упомянут в депешах . [ 39 ]

Бои в Буне закончились 23 января, высвободив самолеты для поддержки Вау, и 52 новеньких «Дакоты » 317-й авианосной группы США прибыли в Австралию, их перемещение из Соединенных Штатов было ускорено в ответ на срочные запросы генерала. Дуглас Макартур, возникший в результате боя с Буной. После быстрой проверки их переправили в Порт-Морсби, чтобы помочь 374-й авианосной группе переправить 17-ю пехотную бригаду в Вау. Это означало, что теперь ежедневно было доступно до 40 самолетов. [ 40 ]
29 января прибыло 57 самолетов с большей частью 2/7-го пехотного батальона и остальной частью 2/5-го. Несмотря на то, что 40 самолетов подверглись обстрелу из стрелкового оружия при прибытии и разгрузке, на следующий день они совершили 66 рейсов. В их груз входили две демонтированные 25-фунтовые пушки 2/1 полевого полка с боезапасом 688 выстрелов под командованием капитана Р. Дж. Уайза. Они были высажены утром и вступили в бой до полудня, обстреляв скопление в 300 солдат противника между деревнями Вандуми и Кайсеник. Японцы также были атакованы истребителями Beaufighter из 30-й эскадрильи RAAF, осуществлявшими непосредственную поддержку с воздуха. [ 37 ] Три самолета «Дакота» были повреждены, когда один из них при приземлении вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в два других. Один был отремонтирован, но два других были полностью потеряны. Один из пилотов 46-й эскадрильи авианосцев , штаб-сержант Уильям Б. Тиг, был ранен и потерял ногу. [ 41 ] Японским атакам в тот день удалось достичь угла взлетно-посадочной полосы, но они были вынуждены отступить под огромным давлением. [ 30 ]
31 января 35 самолетов совершили 71 рейс, а 40 самолетов совершили 53 рейса 1 февраля, доставив подкрепления, включая 2/3-ю независимую роту, которая довела численность отряда Канга до более чем 3000 человек. В их число входила рота пулеметов 7-го пулеметного батальона , переброшенная для защиты аэродрома. [ 37 ] К 4 февраля Окабе оказался под угрозой окружения и был вынужден отдать приказ об отходе. Поскольку вся надежда на поимку Вау исчезла, Окабе было приказано отказаться от попытки. [ 30 ] За «высокий уровень руководства и контроля» в Вау [ 42 ] Мотен был награжден баром к ордену «За выдающиеся заслуги» . [ 43 ]

Японцы попытались перекрыть поток транспортных средств союзников, разбомбив взлетно-посадочную полосу Вау, но это был сезон дождей, и они столкнулись с теми же погодными условиями, которые мешали союзникам. Самолеты, вылетевшие из Рабаула, не смогли увидеть взлетно-посадочную полосу Вау и вернулись, ничего не совершив. [ 31 ] Лишь 6 февраля произошел воздушный бой. Восемь P-39 из 40-й истребительной эскадрильи патрулировали на высоте 12 000 футов (3700 м) над Вау, обеспечивая сопровождение полета пяти самолетов «Дакота», когда они заметили 24 японских самолета. Капитан Томас Х. Уинберн возглавил атаку на своих P-39, заявив, что 11 Mitsubishi A6M Zeroes и Mitsubishi Ki-21 сбиты «Sallys». Тем временем восемь P-40 7-й истребительной эскадрильи, также выполнявшие миссию по сопровождению, заметили 12 самолетов, бомбивших взлетно-посадочную полосу в Вау. Транспорты, которые они сопровождали, повернули назад, а истребители вступили в бой с японцами, заявив, что было сбито семь самолетов. [ 44 ] В это время четыре «Дакоты» находились на земле в Вау, а еще пять кружили в ожидании приземления. Один «Дакота», которым командовал второй лейтенант Роберт М. Швенсен, был сбит. Все пять членов экипажа на борту погибли. [ 41 ] Находившийся на земле самолет Dakota был поврежден, а самолет CAC Wirraway был уничтожен взрывом бомбы. Экипаж из двух человек поспешно покинул самолет несколькими секундами ранее и рухнул на землю. Пилот, сержант А. Родберн, не пострадал, но наблюдатель, сержант А. Е. Коул, получил осколочное ранение в плечо. Хижина связи воздушного сотрудничества получила прямое попадание, трое мужчин погибли. [ 45 ] [ 46 ]
генерал-майора Энниса Уайтхеда Штаб передового эшелона (ADVON) в Порт-Морсби приказал трем базирующимся там эскадрильям присоединиться к бою. P-38 39-й истребительной эскадрильи атаковали над Вау дюжину японских истребителей, сбив один. Несколько минут спустя 9-я истребительная эскадрилья , лишь недавно переоборудованная в P-38, сбила еще один японский истребитель, а P-40 41- й истребительной эскадрильи застали врасплох шесть японских истребителей, сбив три. [ 44 ] Летчики заявили, что сбили 23 японских истребителя и бомбардировщик. [ 45 ] Австралийские артиллеристы 156-й легкой зенитной батареи задержали еще один бомбардировщик и два истребителя. [ 46 ] За участие в бою 374-я авианосная группа была награждена Почетной грамотой . [ 47 ]
Последствия
[ редактировать ]С момента своего создания в мае 1942 года по 15 февраля 1943 года силы Канга потеряли 30 офицеров и 319 солдат, в том числе 4 офицеров и 48 солдат 2/6-го пехотного батальона. Австралийцы насчитали 753 погибших японца. Если добавить 361 потерянного на Ничирю Мару и многочисленных летчиков, число погибших японцев составит около 1200. [ 37 ]
Хотя силы Новой Гвинеи хотели преследовать японцев, логистические трудности помешали этому. Японцы готовились предпринять еще одну попытку захватить Вау. На этот раз планировалось подойти с севера, проложив дорогу от Маркхэм-Пойнт до долины реки Снейк. Оттуда наступление должно было направиться вниз по долине к Вау. , 51-я дивизия Для этой миссии была выделена но она понесла тяжелые потери на пути в Новую Гвинею в битве на море Бисмарка . Это впечатлило японское командование опасностями, исходящими от авиации союзников. Поэтому был разработан новый план, согласно которому должна была быть установлена наземная линия связи, проходящая вниз по долинам Раму и Маркхэм . [ 48 ] В июне Адачи было приказано подготовиться к захвату Вау. [ 49 ] Строительство дороги велось с большими трудностями для задействованных войск, но дорога все еще была незавершенной, когда из-за высадки союзников в Надзабе и Лаэ работы были приостановлены. [ 50 ] Для союзников Вау стал важной отправной точкой в кампании Саламауа-Лаэ . [ 51 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брэдли 2008 , с. 1
- ^ Маккарти 1959 , с. 53
- ^ Келли 2006 , с. 24
- ^ Уотсон 1946 , с. 71
- ^ Уотсон 1948 , стр. 416–417.
- ^ Белый 1945 , с. 144
- ^ Маккарти 1959 , стр. 56–58.
- ^ Рейнхольд 1946 , стр. 1–2.
- ^ Рейнхольд 1946 , с. 3
- ↑ Операционная инструкция сил Новой Гвинеи № 7 , 23 апреля 1942 г., Австралийский военный мемориал : AWM54 578/6/1.
- ^ Уотсон 1948 , стр. 477–478.
- ^ Келли 2006 , с. 418
- ^ Jump up to: а б Брэдли 2008 , с. 14
- ^ Белый 1945 , стр. 114.
- ^ Jump up to: а б Маккарти 1959 , с. 544
- ^ Декстер 1961 , стр. 269–271.
- ^ Jump up to: а б Уиллоуби 1966 , стр. 189–190.
- ^ Круг 1996 , с. 265
- ^ Дреа 1992 , стр. 63–66
- ^ «Военный дневник 17-й пехотной бригады, 4 января 1943 года» (PDF) . Австралийский военный мемориал. АВМ52 02.08.17 . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Маккарти 1959 , с. 545
- ^ Кенни 1949 , стр. 175–176.
- ^ Берд 1997 , с. 118
- ^ Уотсон 1950 , стр. 138–139.
- ^ «Почетные медали получателей Второй мировой войны (T – Z)» . Армия Соединенных Штатов . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 20 февраля 2009 г.
- ^ Уотсон 1950 , с. 716
- ^ Гэмбл 2010 , с. 283
- ^ Уотсон 1950 , с. 136
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 674–675
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллоуби 1966 , с. 190
- ^ Jump up to: а б с Ёшихара 1955 г.
- ^ Брэдли 2008 , с. 108
- ^ «Военный дневник 17-й пехотной бригады, 4–12 января 1943 года» . Австралийский военный мемориал. АВМ52 02.08.17 . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Келли 2006 , с. 420
- ^ Келли 2003 , с. 57
- ^ «Заметки для обсуждения главнокомандующего с генералом Макартуром», 15 июля 1943 г., Австралийский военный мемориал : AWM54 213/3/20
- ^ Jump up to: а б с д Маккарти 1959 , стр. 545–558.
- ^ Австралийская армия 1943 , стр. 18–23.
- ^ «№36297» . Лондонская газета (Приложение). 23 декабря 1943 г. с. 5577.
- ^ Келли 2006 , стр. 420–421.
- ^ Jump up to: а б Келли 2006 , с. 425
- ^ «Рекомендация наградить Мюррея Джона Мотена орденом за выдающиеся заслуги» (PDF) . Австралийский военный мемориал . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ «№36018» . Лондонская газета (Приложение). 23 мая 1943 г. с. 2208.
- ^ Jump up to: а б Уотсон 1946 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Гиллисон 1962 , стр. 611, 685
- ^ Jump up to: а б Келли 2006 , стр. 27, 420.
- ^ Узнал 1998 , с. 21
- ↑ Отчет I Aust Corps об операциях в Новой Гвинее с 22 января 1943 г. по 8 октября 1943 г. , Австралийский военный мемориал : AWM54 519/6/32.
- ^ Декстер 1961 , с. 231
- ^ Казухара 2004 , стр. 121–123
- ^ Брэдли 2008 , стр. 244–245.
Ссылки
[ редактировать ]- Австралийская армия (1943 г.). Победа в джунглях: официальная история австралийского солдата в кампании Вау-Саламауа, январь 1943 г. - сентябрь 1943 г. Австралийская армия . ОСЛК 220456019 .
- Брэдли, Филипп (2008). Битва за Вау: линия фронта Новой Гвинеи, 1942–1943 гг . Мельбурн: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-89681-8 . OCLC 180989632 .
- Берд, Марта (1997). Кеннет Н. Уокер: несдержанный крестоносец авиации (PDF) . База ВВС Максвелл , Алабама : Издательство Air University Press. ОСЛК 39709748 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2012 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
- Декстер, Дэвид (1961). Наступление на Новой Гвинее . Австралия в войне 1939–1945 годов . Канберра : Австралийский военный мемориал. ОСЛК 2028994 .
- Дреа, Эдвард Дж. (1992). ULTRA Макартура: Взлом кодов и война против Японии, 1942–1945 гг . Лоуренс, Канзас : Университетское издательство Канзаса . ISBN 0-7006-0504-5 . ОСЛК 23651196 .
- Гэмбл, Брюс (2010). Крепость Рабаул: битва за юго-западную часть Тихого океана, январь 1941 г. — апрель 1943 г. Миннеаполис, Миннесота: Зенит Пресс. ISBN 978-0-7603-2350-2 . OCLC 437298983 .
- Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 годов . Канберра : Австралийский военный мемориал. OCLC 2000369 .
- Импарато, Эдвард Т. (1998). 374-я авианосная группа, 1942–1945 гг . Падука, Кентукки : Turner Publishing. ISBN 1-56311-435-6 . OCLC 46887211 .
- Казухара, Кадзуми (2004). Деннис, Питер; Грей, Джеффри (ред.). Основы победы: Тихоокеанская война 1943–1944 гг . Канберра: Отдел истории армии. OCLC 222945525 .
- Келли, Роберт Х. (2003). Операции воздушного транспорта союзников в юго-западной части Тихого океана во время Второй мировой войны, Том 1: Развитие воздушного транспорта 1903–1943 гг . Будерим , Квинсленд : Роберт Х. Келли. ISBN 0-646-42637-0 . OCLC 62546830 .
- Келли, Роберт Х. (2006). Воздушно-транспортные операции союзников в юго-западной части Тихого океана во время Второй мировой войны, Том 2: 1943 - год расширения и консолидации . Будерим, Квинсленд: Роберт Х. Келли. ISBN 0-646-45837-Х . OCLC 224699549 .
- Кенни, Джордж К. (1949). Отчеты генерала Кенни: личная история войны на Тихом океане (PDF) . Нью-Йорк: Дуэлл, Слоан и Пирс . ISBN 0-912799-44-7 . ОСЛК 1227801 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2009 года . Проверено 20 февраля 2009 г.
- Крейс, Джон Ф., изд. (1996). Пронзая туман: разведка и операции армейских ВВС во Второй мировой войне . База ВВС Боллинг : Программа истории и музеев ВВС. ISBN 0-16-048187-2 . OCLC 32396801 .
- Маккарти, Дадли (1959). Юго-западная часть Тихого океана — первый год . Австралия в войне 1939–1945 годов . Канберра : Австралийский военный мемориал. ОСЛК 6152102 .
- Рейнхольд, WJ (1946). Дорога Бульдог-Вау . Брисбен : Университет Квинсленда . OCLC 221614508 .
- Уотсон, Ричард Л. (1946). «Историческое исследование ВВС США № 113 - Пятые воздушные силы в кампании на полуострове Хуон» (PDF) . OCLC 19047950 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 мая 2006 года . Проверено 15 февраля 2009 г.
- Уотсон, Ричард Л. (1948). «Защита Австралии». В Крейвене — Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Планы и первые операции (январь 1939 г. - август 1942 г.) Vol. Я. Армейская авиация во Второй мировой войне. Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 403–426. OCLC 222565036 .
- Уотсон, Ричард Л. (1950). «Битва на море Бисмарка». В Крейвене — Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Том. IV. Тихий океан: от Гуадалканала до Сайпана, август 1942 г. — июль 1944 г. Армейская авиация во Второй мировой войне. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 129–162. Архивировано из оригинала 15 ноября 2006 года . Проверено 20 октября 2006 г.
- Уайт, Осмар (1945). Зеленая броня . Австралийская военная классика. Камбервелл, Виктория : Пингвин . ISBN 0-14-014706-3 . OCLC 27487867 .
- Уиллоби, Чарльз А. , изд. (1966). Японские операции в юго-западной части Тихого океана, том II – Часть I. Доклады генерала Макартура. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США . OCLC 643562232 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2009 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- Ёшихара, Кейн (1955). «Южный Крест: отчет о кампании в Восточной Новой Гвинее» . Австралийский военный мемориал . Проверено 15 января 2011 г.
7 ° 20'20 "ю.ш., 146 ° 43'00" в.д. / 7,33889 ° ю.ш., 146,71667 ° в.д.
- Конфликты 1943 года
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- 1943 год в Папуа-Новой Гвинее.
- Территория Новой Гвинеи
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Папуа-Новой Гвинеи
- Юго-западно-Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
- Сражения Второй мировой войны с участием США
- События января 1943 года