Взять конвой Ичи
Взять конвой Ичи | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны | |||||||
![]() Маршрут конвоя Таке Ичи из Шанхая в Хальмахеру (показаны современные названия) [ 1 ] | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 подводные лодки |
1 минный заградитель | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
Четыре транспорта потоплены 4290 солдат убиты |
Такэ -Ичи сэндан ( яп . 竹一船団 , букв. « Бамбуковый конвой номер один » ) — японский военно-морской конвой времен Второй мировой войны . Конвой покинул оккупированный Шанхай 17 апреля 1944 года, неся две пехотные дивизии для усиления оборонительных позиций Японии на Филиппинах и в западной части Новой Гвинеи . ВМС США (USN) Подводные лодки атаковали конвой 26 апреля и 6 мая, потопив четыре транспорта и убив более 4000 солдат. Эти потери стали причиной того, что конвой был направлен в Хальмахеру , где были выгружены уцелевшие солдаты и их снаряжение.
Потери конвоя Таке Ичи имели важные стратегические последствия. Неспособность доставить две дивизии к месту назначения без потерь способствовала решению Японского императорского генерального штаба отодвинуть оборонительный периметр Японии назад на 1000 км (600 миль). Боевая мощь дивизий также была ослаблена их потерями, и хотя обе они участвовали в боевых действиях против сил армии США , они мало внесли вклад в военные усилия Японии.
Фон
[ редактировать ]В сентябре 1943 года Императорский флот Японии (IJN) и Императорская армия Японии (IJA) договорились создать оборонительные позиции вдоль так называемой «абсолютной зоны национальной обороны» Японии. Периметр зоны простирался от Марианских и Каролинских островов до западной части Новой Гвинеи и морей Банда и Флорес . [ 3 ] В это время в этом районе находилось мало армейских частей, и было решено перебросить боевые части из Китая и Маньчжурии для защиты аэродромов, которые составляли основу оборонительных планов Японии. Однако передвижение этих войск было задержано из-за нехватки судов. [ 4 ] Усилия по укреплению Марианских и Каролинских островов были признаны наивысшим приоритетом. Подразделения, отобранные для западной части Новой Гвинеи, оставались в Китае до апреля 1944 года, прежде чем появились корабли для их перевозки. [ 5 ]
К началу 1944 года подводные лодки союзников потопили большое количество японских кораблей. Их действия часто руководствовались « магическими » сведениями о движении кораблей, которые собирались путем перехвата и расшифровки закодированных радиопередач. IJN регулярно транслировал местоположение и предполагаемый маршрут конвоев, находящихся под его защитой, а расшифровка этих сообщений позволяла военно-морским командирам союзников предупреждать подводные лодки, находящиеся вблизи конвоев. Командиры подводных лодок могли свободно планировать перехват и атаку там, где условия были наиболее благоприятными. [ 6 ]

доктрина IJN Неверная противолодочная также способствовала потерям Японии в судоходстве. Военно-морской флот уделял мало внимания защите торгового судоходства от нападения подводных лодок до и в первые годы войны, и конвои регулярно собирались только в 1943 году. [ 7 ] Штаб Великого эскорта был сформирован в конце 1943 года для координации конвоев и реализации стандартной доктрины. Штаб сопровождения конвоев также был создан в апреле 1944 года для обеспечения резерва старших командиров, которые были готовы командовать конвоями, хотя ни один из них не имел никакого опыта работы с конвоями или противолодочной борьбы. [ 8 ]
Нападения на торговое судоходство в феврале 1944 года заставили японцев изменить состав своих конвоев. В течение этого месяца более десяти процентов японского торгового флота было потоплено подводными лодками союзников и воздушными атаками. [ 9 ] В число этих потерь входило несколько транспортных кораблей с подкреплениями для Марианских и Каролинских островов. [ 10 ] [ 11 ] В ответ штаб Великого эскортного флота увеличил средний размер японских конвоев с пяти кораблей до «больших» конвоев из десяти-двадцати судов. Это изменение позволило IJN выделить больше кораблей сопровождения для каждого конвоя, и была надежда, что проведение меньшего количества конвоев также уменьшит количество целей, доступных для подводных лодок. Хотя японские офицеры объясняли снижение числа затоплений в марте изменением тактики, на самом деле это произошло из-за того, что подводные лодки Тихоокеанского флота США были перенаправлены для поддержки рейдов, проведенных в этом месяце оперативной группой Fast Carrier . [ 12 ]
Конвой Таке Ичи был собран в Шанхае в апреле 1944 года. Его задачей было доставить 32-ю дивизию на Минданао , а основные силы 35-й дивизии — на запад Новой Гвинеи. [ 13 ] Обе дивизии были сформированы в 1939 году и являлись ветеранами боевых действий в Китае во время Второй китайско-японской войны . [ 14 ] 35-й дивизии Один из трех пехотных полков был выделен из дивизии в начале апреля и отправлен на острова Палау , прибыв туда позже в том же месяце без потерь. [ 15 ]
Обе дивизии погрузились на большие транспортные корабли под защитой необычайно сильного эскорта. [ 16 ] контр-адмирал Садамичи Кадзиока , который был ветераном нескольких предыдущих операций, включая битву за остров Уэйк . Командовать конвоем был назначен [ 2 ] Силы сопровождения представляли собой недавно созданное 6-е командование эскортных конвоев и включали в себя флагманский корабль Кадзиока, угольный минный заградитель «Сиратака» , а также эсминцы «Асакадзе» , «Сиратсую» и «Фудзинами» , океанские корабли сопровождения ( кайбокан ) «Курахаси» , CD-20 и CD-22 , тральщик. W-2 , подводники CH-37 и CH-38 и канонерские лодки Uji , Ataka и Tama Maru №7 . [ 17 ]
Путешествие
[ редактировать ]Шанхай — Манила
[ редактировать ]
Конвой Таке Ичи отправился из Шанхая в Манилу 17 апреля. [ 18 ] и первоначально включал в себя 15 транспортов и 6-е командование эскортных конвоев. Семь транспортов направлялись только в Манилу, а 32-я и 35-я дивизии перевозились на четырех судах каждая. [ 17 ] Взломщики кодов союзников расшифровали радиосигналы, относящиеся к отбытию конвоя, и последующие перехваты позволили аналитикам радиотрафика проследить за его продвижением на юг. [ 2 ] [ 19 ]
Разведка перехваченных радиосигналов была использована для направления подводной лодки USS Jack к конвою, и она вступила в контакт с ней у северо-западного побережья Лусона утром 26 апреля. [ 19 ] Капитан подводной лодки — командир (впоследствии контр-адмирал) Томми Дайкерс — попытался занять позицию для атаки на конвой, но потерял контакт, когда был вынужден уклониться от японской подводной лодки. Через несколько минут самолет заметил и атаковал Джека , но конвой не изменил курса. Дайкерс восстановил контакт в полдень после того, как заметил мощную дымовую трубу Ширатаки , и всплыл на поверхность за час до захода солнца, чтобы занять позицию для атаки. Однако он был вынужден погрузиться под воду, когда другой самолет атаковал подводную лодку. [ 2 ]
Джек снова всплыл на поверхность после наступления темноты и успешно атаковал после захода луны. Дайкерс обнаружил, что японский эскорт был настороже и не смог проникнуть в конвой. В результате он трижды атаковал, выпустив в общей сложности 19 торпед с большого расстояния по массе кораблей в центре конвоя. [ 2 ] В результате этих атак было потоплено водоизмещением 5425 тонн грузовое судно SS Yoshida Maru No. 1 , на борту которого находился целый полк 32-й дивизии. Все 3000 солдат на борту утонули, когда корабль быстро затонул. [ 20 ] Остальные японские корабли продолжили путь в Манилу и прибыли туда 29 апреля. [ 21 ]
Манила — Хальмахера
[ редактировать ]Пункт назначения 32-й дивизии изменился во время путешествия из Шанхая в Манилу. Имперский генеральный штаб был обеспокоен тем, что возрастающая сложность доставки подразделений к линии фронта означала, что будет невозможно завершить запланированное усиление «абсолютной зоны национальной обороны» до того, как союзные войска достигнут этого района. В результате было решено использовать дивизию для усиления Второй армии на западе Новой Гвинеи и восточной Нидерландской Ост-Индии (NEI), которые находились под прямой угрозой нападения, а не отправлять ее на Минданао. [ 21 ]

Конвой Таке Ичи возобновил свой путь в Новую Гвинею 1 мая. В его составе теперь было восемь транспортов (один из направлявшихся в Манилу транспортов сменил Ёсида Мару ) под охраной Ширатаки , Асакадзе , Сирацую , тральщиков W-22 , CH-37 и CH-38 . [ 17 ] Конвой следовал по специальному маршруту, запланированному Третьим Южным экспедиционным флотом, чтобы снизить риск нападения подводных лодок. [ 21 ]
Операторы радиотехнической разведки США вновь зафиксировали отбытие конвоя. 2 мая аналитики оценили его размер в девять транспортов и семь эскортов, на борту которых находились 12 784 военнослужащих 32-й дивизии и неизвестное количество солдат 35-й дивизии. Расшифрованные сообщения Кодекса водного транспорта японской армии также предоставили союзникам маршрут, скорость, ежедневные позиции в полдень и пункт назначения. 2 мая этот «чрезвычайный разведывательный переворот» был передан соответствующему командованию, и ВМС США разместили подводные лодки, чтобы устроить засаду на японские корабли. [ 22 ]
6 мая конвой Таке Ичи подвергся разрушительной атаке подводной лодки. В тот день военный корабль США « Гурнард» перехватил японские корабли в море Селебеса недалеко от северо-восточной оконечности острова Селебес . Капитан « Гурнарда » — коммандер Херб Эндрюс — погрузил свою лодку под воду и осторожно приблизился, чтобы избежать обнаружения самолетами. Через четыре часа он достиг огневой позиции и выпустил шесть торпед по двум транспортам. Только одна из этих торпед попала в цель, а второй залп не попал в намеченную цель, но поразил другой транспорт. Затем Эндрюс развернул свою лодку и выпустил дополнительные торпеды из Гурнарда кормовых торпедных аппаратов , которые поразили третий транспорт. Один из японских эсминцев контратаковал Гурнарда и заставил Эндрюса прервать атаку. [ 20 ] Однако эсминец двигался со слишком большой скоростью, чтобы его средства обнаружения могли сработать, и не повредил подводную лодку, несмотря на то, что сбросил около 100 глубинных бомб . [ 20 ] [ 23 ]
Два часа спустя Гурнард поднялся на глубину перископа и обнаружил, что предпринимаются серьезные усилия по спасению войск и оборудования из торпедированных транспортов. Той ночью подводная лодка торпедировала один из поврежденных транспортов, который все еще находился на плаву. Гурнарда В результате атаки были потоплены транспорты «Аден Мару» (5825 тонн) и «Тайдзима Мару» (6995 тонн), а также грузовое судно «Теншинзан Марау» (6886 тонн). [ 20 ] Хотя спасательная операция была относительно успешной, 1290 военнослужащих погибли и большая часть их оборудования была потеряна. [ 21 ] [ 22 ]
Из-за больших потерь конвою Таке Ичи было приказано пришвартоваться в Хальмахере на востоке NEI, а не продолжать путь в Новую Гвинею. Уцелевшие корабли прибыли туда 9 мая. [ 21 ] Обе дивизии и их техника были выгружены, и 13 мая конвой отправился в Манилу и прибыл 20 мая без дальнейших потерь. [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]Атаки на конвой Таке Ичи снизили боеспособность 32-й и 35-й дивизий. Боевые части 32-й дивизии были сокращены с девяти до пяти пехотных батальонов и с четырех до полутора артиллерийских дивизионов. [ 21 ] [ 24 ] Только четыре из шести пехотных батальонов 35-й дивизии, плывших в составе конвоя, достигли Хальмахеры, и большая часть артиллерии дивизии была потеряна. [ 21 ]
Потеря конвоя Таке Ичи во многом помогла генералу армии США Дугласу Макартуру в двойном вторжении в Голландию и Аитапе 22 апреля 1944 года, в сотнях километров к западу от предыдущей линии боевых действий в восточной части Новой Гвинеи . Силы Макартура смогли быстро продвинуться на запад с минимальными потерями в течение следующих пяти месяцев вплоть до Моротаи , недалеко от Хальмахеры, отчасти из-за того, что этим японским войскам не удалось достичь большей части западной части Новой Гвинеи. . [ 25 ]
Уничтожение конвоя Таке Ичи также заставило японское руководство признать, что больше невозможно укрепить или защитить большую часть западной части Новой Гвинеи. Хотя Второй армией региона командующий генерал-лейтенант Коречика Анами потребовал, чтобы уцелевшие корабли попытались переправить 35-ю дивизию в Новую Гвинею, это было отклонено Имперским генеральным штабом. Потери, нанесенные конвою, также способствовали решению Имперского генерального штаба перенести периметр «абсолютной зоны национальной обороны» обратно на линию, идущую от Соронга до Хальмахеры. [ 26 ] Это представляло собой стратегический отход от периметра на 1000 км (600 миль), который был запланирован в марте. [ 27 ]
В июне офицеры штаба японских военно-морских сил собрались в Маниле, чтобы проанализировать конвой Таке Ичи. Офицеры считали, что коды связи Японии безопасны, и обсуждали альтернативные объяснения обнаружения конвоя. Эти объяснения включали усиление радиосигналов во время отплытия конвоя, обнаруженное аналитиками радиотрафика союзников, японский офицер в Маниле, случайно разгласивший информацию, и шпионы союзников, работавшие на набережной Манилы, передающие по радио сообщения о составе конвоя и его отправлении. На встрече был сделан вывод, что ответственность за обнаружение конвоя несут шпионы союзников, а коды японских военных не были изменены. [ 28 ]
Некоторые из уцелевших частей 32-й и 35-й дивизий позже участвовали в боевых действиях против американских войск. В мае 35-я дивизия была переброшена из Хальмахеры в Соронг на небольших кораблях. [ 27 ] Полк, отправленный в Палаус в апреле, также был успешно переброшен в Новую Гвинею. [ 29 ] Части 35-й дивизии впоследствии участвовали в боях при Биаке и Сансапоре , но большая часть дивизии дислоцировалась на полуострове Фогелькоп , где была изолирована с сентября 1944 года. [ 30 ] 32-я дивизия была оставлена в Хальмахере для размещения гарнизона на острове. [ 27 ] Большая часть дивизии позже участвовала в боях на соседнем острове Моротаи , где понесла тяжелые потери при попытке контратаковать силы союзников , которые разместили там базу в сентябре и октябре 1944 года. [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Парилло (1993), с. 140
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блэр (2001), с. 622
- ^ Уиллоуби (1966), с. 250
- ^ Уиллоуби (1966), стр. 251–252.
- ^ Уиллоуби (1966), стр. 257–258, 272.
- ^ Парилло (1993), стр. 89–90
- ^ Парилло (1993), стр. 133–134
- ^ Парилло (1993), стр. 135–136
- ^ Парилло (1993), с. 137
- ^ Уайз и др. (2003), с. 46
- ^ Морисон (2001), с. 20
- ^ Парилло (1993), стр. 137–139
- ^ Уиллоуби (1966), с. 272
- ^ Мадей (1981), стр. 60, 62–63
- ^ Смит (1953), с. 459
- ^ Уиллоби (1966), стр. 272–273.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Кандалл, Питер (1998–2005). «Минный заградитель IJN Сиратака: табличная запись движения» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ Парилло (1993), стр. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Дреа (1992), стр. 129.
- ^ Перейти обратно: а б с д Блэр (2001), с. 623
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уиллоби (1966), с. 273
- ^ Перейти обратно: а б Дреа (1992), стр. 130.
- ^ Парилло (1993), стр. 141.
- ^ Мадей (1981), с. 60
- ^ «Операции в Западной Новой Гвинее» . стр. 272–276 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Уиллоуби (1966), с. 274
- ^ Перейти обратно: а б с Смит (1953), с. 233
- ^ Дреа (1992), стр. 130–131
- ^ Смит (1953), с. 460
- ^ Смит (1953), стр. 263, 443–444, 449.
- ^ Уиллоуби (1966), стр. 348–352.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2001) [1975]. Тихая победа: подводная война США против Японии . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-217-Х . OCLC 45207785 .
- Дреа, Эдвард Дж. (1992). УЛЬТРА Макартура. Взлом кодов и война против Японии, 1942–1945 гг . Лоуренс: Издательство Канзасского университета. ISBN 0-7006-0504-5 . ОСЛК 23651196 .
- Мадей, В. Виктор (1981). Боевой порядок Вооруженных сил Японии 1939–1945 гг. Том I. Аллентаун: Компания игрового маркетинга. ОСЛК 8930220 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001). Новая Гвинея и Марианские острова, март 1944 г. — август 1944 г. История военно-морских операций США во Второй мировой войне , Том VIII (изд. Castle Books). Эдисон: Castle Books. ISBN 0-7858-1309-8 . OCLC 52192318 .
- Парилло, Марк П. (1993). Японский торговый флот во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-677-9 . OCLC 26767394 .
- Смит, Роберт Росс (1953). Подход к Филиппинам . Армия США во Второй мировой войне: Война в Тихом океане. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США . OCLC 1260896 .
- Уиллоуби, Чарльз А., изд. (1966). Японские операции в юго-западной части Тихого океана, том II – Часть I. Доклады генерала Макартура. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США . OCLC 174861388 . Архивировано из оригинала 25 января 2008 г. Проверено 9 июля 2010 г.
- Уайз, Джеймс Э; Барон, Скотт (2003). Солдаты, пропавшие в море: хроника катастроф военных кораблей . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 46 . ISBN 1-59114-966-5 . OCLC 52182511 .
Возьми конвой Ичи.