Колливадес
Колливады Κολλυβάδες ( греч . , ) были членами движения внутри Восточной Православной Церкви которое началось во второй половине восемнадцатого века среди монашеской общины Афона , которое было озабочено восстановлением традиционных практик и противодействием необоснованным нововведениям. , и которое неожиданно превратилось в движение духовного возрождения. епископ Диоклейский Каллист Как лаконично отмечает :
На протяжении всего турецкого периода традиции исихазма оставались живы, особенно на Афоне . Здесь во второй половине восемнадцатого века возникло важное движение духовного обновления, последствия которого можно ощутить и сегодня. Ее члены, известные как Колливады, были встревожены тем, как слишком многие их соотечественники-греки подпадали под влияние западного Просвещения . Колливады были убеждены, что возрождение греческой нации произойдет не через принятие светских идей, модных на Западе, а только через возвращение к истинным корням православного христианства – через новое открытие святоотеческого богословия и православной литургической жизни. В частности, они выступали за частое причащение – по возможности ежедневное – хотя в то время большинство православных причащались всего три-четыре раза в год. За это колливады подверглись жестоким нападениям на Святой Горе и в других местах. [ 1 ]
Движение получило свое название от коллива (вареная пшеница), которую используют во время поминальных служб . Его сторонниками были афонские монахи, которые строго придерживались Священного Предания и настаивали на том, чтобы панихиды совершались не по воскресеньям , потому что это день Воскресения Господня , а в субботу , обычный день поминовения усопших. Они также были за частое принятие Святого Причастия и практиковали непрестанную сердечную молитву .
Термины «Колливадес» , «Колливистай» и «Саббатианой» были эпитетами, которые изначально имели саркастический смысл как горькие оскорбления, однако с течением времени эти презрительные наименования стали титулом или почетным знаком. [ 2 ] Лидерами движения были Неофит Кафсокаливитис (1713-1784), [ примечание 1 ] Святитель Макарий (Нотарас) Коринфский (1731–1805), святитель Никодим Святогорец (1749–1809) и святитель Афанасий Парий (1722–1813).
История
[ редактировать ]Памяти погибших
[ редактировать ]Движение возникло в 1754 году в результате спора внутри скита Святой Анны на Афоне, когда группа монахов возражала против назначения поминовения усопших на воскресенье, день, который символизировал Воскресение и победу Христа над смертью. субботы или будних дней, как это было по древнему обычаю. поминовение усопших имеет тему Воскресения Другие монахи считали, что в каждом богослужении . В то время как между группами развивалась большая враждебность, движение Колливадов, как они стали известны, стало частью попытки устранить недостатки духовной жизни, возникшие в Церкви с византийских времен.
Первый ответ Константинополя на вопрос о воскресных поминках усопших пришел в виде письма патриарха Феодосия II в 1772 году, в котором он заявил, что те, кто совершал субботние поминки, делали это надлежащим образом в соответствии с древней традицией, а те, кто совершал им по воскресеньям «ой гипокеинтаи кримати» (не греши). [ 2 ]
Эта попытка примирения потерпела неудачу, преемник Патриарха Самуил I Хацерес (1773–1774) издал Синодальную энциклику (1773), предписывающую всем монашествующим придерживаться политики, проводимой их монастырями, и избегать разногласий по вопросу поминовения. И снова эта тактика, также выполненная в духе компромисса и направленная на примирение двух фракций, потерпела неудачу. [ 2 ]
был созван Синод Поэтому в 1774 году в Кутлумусском монастыре на Афоне по повелению Вселенского Патриарха . В его состав вошли два бывших Константинопольских Патриарха, четыре отставных митрополита, два действующих митрополита и два епископа из Салоник. На созыве присутствовало также около двухсот монахов. Синод объявил, что все не принявшие Синодального послания 1773 года подлежат анафеме . Несмотря на это решение, спор продолжался. [ 2 ]
Так, в 1776 году в Константинополе был созван еще один Синод под руководством Патриарха Софрония II, на котором Иерусалимский Патриарх присутствовали также и еще шестнадцать иерархов. Участники заявили, что панихиды могут быть совершены как в субботу, так и в воскресенье, и что этот вопрос не подлежит дальнейшему обсуждению. Именно на этом Синоде были отлучены от церкви, в частности, святители Афанасий Парий, Неофит Кавсокаливит, святитель Никодим Агиорит. Эти люди, конечно, впоследствии были оправданы. [ 2 ]
Частое причастие
[ редактировать ]Помимо вопроса следования надлежащим ритуальным традициям, существовала забота о возвращении к евхаристической духовности и к заповедям, проповедуемым исихастами четырнадцатого века. Движение Колливадес стремилось к новому открытию святоотеческого богословия и литургической жизни, включающей частое причастие. Движение подверглось нападкам со стороны многих на Афоне и в других местах, нападения, которые порой становились жестокими и превосходили все, что можно было бы ожидать от монахов и духовенства любого ранга.
В 1819 году Константинопольский собор одобрил взгляды отцов Колливадов на то, что Святое Причастие должно регулярно причащаться как духовенством, так и верующими. [ 3 ] [ примечание 2 ]
Отцы Колливадеса
[ редактировать ]- Святитель Косма Аитол († 1779), путешествовавший по Греции, пытаясь вернуть крестьян к вере, проповедовал частое причастие.
- Неофит Кавсокаливит († 1784), проповедовавший на Балканах и почивший в Румынии.
- Святитель Паисий Величковский († 1794), издавший славянский вариант «Добротолюбия», оказавший большое влияние на оптинских старцев.
- Святитель Макарий (Нотарас) Коринфский († 1805), автор книги «О частом причащении».
- Святитель Никодим Святой Горы († 1809), автор «Эвергетина», «Добротолюбия», «Руля», «Христоифии», «Синаксаря», «О частом причащении».
- Святой Афанасий Париос († 1813 г.), автор нескольких работ против движения западного Просвещения в Греции и за частое причастие.
- Св. Никифор Хиосский († 1821 г.), [ 5 ] ученик и биограф святого Афанасия Паросского.
- Св. Арсений Паросский († 1877 г.), [ 6 ] который проповедовал частое причастие, а также был школьным учителем и духовником святителя Нектария Эгинского.
Активисты против Колливадеса
[ редактировать ]- Виссарион Рапсанский († 1801 г.). [ 2 ]
- Феодорит Янинский († 1823), монах скита Святой Анны, где впервые зародилось движение Колливадов. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Неофитос Кавсокаливит († 1784 г.) был пелопоннесцем еврейского происхождения, воинственно критиковавшим тех, кого он считал неправославными в своих взглядах. Он был монахом замечательной добродетели и огромной учености, хотя его консерватизм вызвал сильную оппозицию и в конечном итоге привел к его отъезду со Святой Горы . [ 2 ]
- ^ "В 1819 году Патриарх Григорий V написал монахам Святой Горы, заявив, что причащаться следует не в определенное время, а всякий раз, когда человек чувствует себя готовым к этому, после исповеди и другой необходимой подготовки". [ 4 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тимоти Уэр. Православная Церковь. 2-е изд. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Движение Колливадес и пропаганда частого причастия . В: Иеромонах Патапий и архиепископ Хризостом. Манна Афонская: Проблема частого причастия на Святой Горе в конце XVIII - начале XIX веков . Том. II в серии «Византийские и неоэллинистические исследования». Эд. Преподобный профессор Эндрю Лаут и профессор Дэвид Рикс. Оксфорд: Питер Лэнг, 2006.
- ^ О. Гарри Линсинбиглер. О церковных правилах ко Святому Причастию. Архивировано 20 ноября 2019 г. в Wayback Machine . Модификация из нескольких выпусков « Украинского православного слова» . 31 августа 2007 г. Проверено 25 октября 2011 г.
- ^ Константин Каварнос, Афанасий Париос. Св. Макарий Коринфский: архиепископ Коринфский... отчет о его жизни, характере и послании, а также отрывки из трех его публикаций. Том 2 современных православных святых. Институт византийских и новогреческих исследований, 1977. стр.21.
- ^ Великий синаксарист (на греческом языке) : Святой Никифор Хиосский . 1 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Великий синаксарист (на греческом языке) : Святой Арсений Паросский . 31 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
Источники
[ редактировать ]- (на греческом языке) Харилаос С. Цогас. Мемориальный камень был установлен в Агиос Ори в 18 веке. Салоники, 1969 год.
- (Докторская диссертация. Университет Аристотеля в Салониках – Научный ежегодник теологической школы, Приложение № 3).
- ( http://phdtheses.ekt.gr , http://hdl.handle.net/10442/hedi/23473 ); ( https://web.archive.org/web/20190914090730/http://hippo.lib.uoa.gr/ ); ( http://www.lib.auth.gr )
- Движение Колливадес и пропаганда частого причастия . В: Иеромонах Патапий и архиепископ Хризостом. Манна Афонская: Проблема частого причастия на Святой Горе в конце XVIII - начале XIX веков . Том. II в серии «Византийские и неоэллинистические исследования». Эд. Преподобный профессор Эндрю Лаут и профессор Дэвид Рикс. Оксфорд: Питер Лэнг, 2006. 187 стр. ISBN 3-03910-722-4
- Христос Яннарас . Колливадесское движение и духовное возрождение православия . В: Православие и Запад . Православное издательство Святого Креста, 2006. С. 115-117.
- Святой Афанасий Парий . Память 24 июня. ПЦА - Праздники и святые.
По состоянию на 25 октября 2011 г. эта статья полностью или частично взята из Православной Wiki . Владелец авторских прав лицензировал контент таким образом, чтобы его можно было повторно использовать в соответствии с CC BY-SA 3.0 и GFDL . Все соответствующие условия должны быть соблюдены. Оригинальный текст был в «Движении Колливадес».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Святитель Никодим (Агиорит) . О частом причащении Непорочных Тайн Христовых . Перевод Джордж Докос. Uncut Mountain Press, 2006. ISBN 9789608677852
- Иеромонах Патапий, архимандрит Хризостом. Манна Афонская: Проблема частого причастия на Святой Горе в конце XVIII - начале XIX веков . Том 2 византийских и неоэллинских исследований, ISSN 1661-1187. Питер Лэнг, 2006. ISBN 9783039107223
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доктор Маркус Плестед. Рецензия: Манна Афонская: К вопросу о частом причастии на Святой Горе в конце XVIII — начале XIX века, иеромонах Патапий и архиепископ Хризостом . Рецензии на книгу «Друзья Афона», 2006.
- Собор святых отцов Колливадов . Блог «Полный благодати и истины». Пятница, 24 апреля 2009 г.