Зузана Ружичкова
Зузана Ружичкова | |
---|---|
Рожденный | Пльзень , Чехословакия. | 14 января 1927 г.
Умер | 27 сентября 2017 г. Прага , Чехия | ( 90 лет
Род занятий |
|
Инструмент | Клавесин |
Зузана Ружичкова (англ. Чешское произношение: [ˈzuzana ˈruːʒɪtʃkovaː] ) (14 января 1927 — 27 сентября 2017) — чешская клавесинистка . Интерпретатор классической музыки и музыки барокко , Ружичкова была первой клавесинисткой, записавшей полное собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха для клавишных инструментов. [ 1 ] [ 2 ] в записях, сделанных в 1960-х и 1970-х годах для Erato Records . [ 3 ] [ 4 ]
Подростком Ружичкова была заключена в концентрационные лагеря Терезин нацистские и Освенцим и отправлена в лагерь смерти Берген-Бельзен . После освобождения лагеря в апреле 1945 года она в том же году вернулась в Пльзень. Ружичкова была женой чешского композитора Виктора Калабиса . Оба супруга отказались вступить в Коммунистическую партию Чехословакии , которая находилась у власти с 1948 по 1989 год , и в результате столкнулись с политическими преследованиями. Ружичкова выступала по всему миру в течение 50 лет, записала более 100 пластинок и обучала таких выдающихся музыкантов, как Кристофер Хогвуд , Кетил Хаугсанд , Ярослав Тума и Махан Исфахани .
Ранние годы
[ редактировать ]Ружичкова родилась в Пльзене в 1927 году. Ее семья владела универмагом, а ее отец провел четыре года в Чикаго в 1920-х годах, работая в универмаге «Гинзбург». Хотя он добился успеха в Соединенных Штатах , ее отец вернулся в Чехословакию . Ружичкова выучила английский язык у своего отца. Ружичкова охарактеризовала свое детство как «очень милое», а родителей - как «очень влюбленных». [ 5 ] По словам Ружичковой, ее семья исторически была еврейской. Ее мать была ортодоксальной еврейкой , а отец был атеистом . Ружичкова назвала себя не особенно религиозной. [ 5 ]
Ружичкова начала брать уроки игры на фортепиано после того, как в девять лет перенесла пневмонию , в качестве награды за выздоровление. Ее учительница игры на фортепиано Мария Проважникова познакомила ее с произведениями Баха и посоветовала ей заняться игрой на клавесине . Впечатленная талантом Ружичковой, Провазникова написала французско-польской музыкантше Ванде Ландовской с просьбой принять Ружичкову ученицей в ее Школу древней музыки в пригороде Парижа Сен-Ле-ла-Форе, как только она закончит обязательное школьное образование в 15 лет. . [ 6 ] В конце концов, Ружичкова не смогла присутствовать из-за вторжения нацистов в Чехословакию в 1938 году и выполнения Нюрнбергских законов .
Нацистская оккупация Чехословакии и Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1941 году гестапо начало организовывать перевозки евреев из Пльзеня в Терезин . Первым заключенным лагеря, известным как Aufbaukommando , было поручено превратить крепость и окружающий ее город-крепость в концентрационный лагерь , известный как Терезиенштадт . [ 7 ]
В Пльзене 13-летняя Ружичкова была среди еврейских детей, которых гестапо использовало для доставки «приглашений» членам еврейской общины города, сообщая им дату их депортации в лагерь, который Ружичкова позже описала как «видение». жизнь в самом худшем ее проявлении. Это был кошмар». [ 8 ] В январе 1942 года, через три недели после получения уведомления от гестапо, Ружичкова и ее семья были насильно перевезены поездом из Пльзеня в Терезиенштадт. По прибытии Ружичкова встретила Фреди Хирша , 25-летнего немецкого еврея. [ 8 ] которые взяли на себя ответственность по уходу за детьми в лагере, организуя для них мероприятия и упражнения, а также зарезервировали два барака для так называемых детских домов .
Интернирование в Терезиенштадте
[ редактировать ]Терезиенштадт изначально был обозначен нацистами как «образцовое сообщество» для образованных евреев среднего класса из Германии, Чехословакии и Австрии. [ 9 ] Ружичкова вместе с другими детьми в лагере выполняла сельскохозяйственные работы, вносила навоз в поля и работала в огородах, и поэтому могла тайком переносить еду из садов своей семье. Несмотря на то, что Ружичкова была вынуждена работать в течение дня, она смогла продолжить свое образование в Терезиенштадте и посещать концерты и лекции, проводимые жителями после работы. [ 8 ] Ей удалось увидеть выступление оперного певца Карела Бермана , взять уроки латыни у бывшего профессора университета и уроки гармонии у пианиста Гидеона Кляйна , а также присоединиться к детскому хору. [ 2 ]
Отец и дед Ружичковой умерли в лагере. Ее отец умер весной 1943 года, но Ружичкова смогла остаться с матерью. В декабре 1943 года их обоих отправили в Освенцим после почти двух лет пребывания в лагере. Ей была предоставлена возможность остаться в Терезиенштадте, но она предпочла поехать с матерью. [ 8 ] Перед отправкой в Освенцим Ружичкова переписала на бумагу произведение Баха , чтобы взять с собой в лагерь. [ 2 ]
Интернирование в Освенциме
[ редактировать ]После трех дней в транспорте Ружичкова и ее мать ночью прибыли в Освенцим, и находившихся в транспорте немедленно поместили в бараки, многие из которых страдали от голода и обезвоживания. На следующий день ее и других заключенных перевели в другой барак, раздели и нарисовали татуировки. Затем их заставили подписать документ, в котором говорилось, что они были арестованы в Терезиенштадте за антигерманскую деятельность, и приняли приговор. [ 8 ]
Вскоре после прибытия Ружичкова воссоединилась с Хиршем, который посоветовал ей солгать о своем возрасте и сказать, что ей шестнадцать, а не пятнадцать. Позже Ружичкова признала, что Хирш выжила, поскольку, если бы она не солгала о своем возрасте, вполне вероятно, что ее отравили бы газом. Хирш организовал детский барак, как и в Терезиенштадте, и Ружичкова начала работать там ассистентом преподавателя, что удерживало ее от более опасных работ и защищало от многих болезней, распространявшихся по лагерю. В этой роли она столкнулась с крайней реальностью нацистской расовой теории; Немецкие врачи, в том числе Фриц Кляйн , «главный отборщик» лагеря и коллега Йозефа Менгеле , с которым Ружичкова познакомилась в Терезиенштадте, посетили детские бараки, чтобы провести физиологические измерения или отобрать детей, которых нужно забрать для экспериментов.
В мае 1944 года Ружичкову и других заключенных, которые путешествовали с ней из Терезина в Освенцим, планировалось отравить газом. [ 2 ] Однако их казнь была назначена на 6 июня — день «Д» . [ нужны разъяснения ] После прохождения еще одного отбора Ружичкову и ее мать вместо этого отправили в Германию. [ 10 ]
Рабский труд в Гамбурге
[ редактировать ]Ружичкову отправили в Гамбург , который регулярно бомбили британцы и американцы . Под эгидой концентрационного лагеря Нойенгамме рабочие были направлены на работу в подлагеря в окрестностях Гамбурга. Ружичкову поручили защищать и ремонтировать нефтепровод, а также обслуживать бензобаки, которые подвергались ежедневным бомбардировкам. [ 8 ] Она смогла остаться с матерью, но сильно страдала от голода и опасных условий труда. Однако ей удавалось заработать дополнительную еду у других заключенных, пея для них. Помимо работы на нефтепроводе, она работала на верфях Гамбурга. В январе 1945 года Ружичкову перевели в подлагерь Тифстак , где она работала на цементном заводе. [ 11 ] По мере продвижения союзных войск пленных заставляли рыть ловушки для танков. [ 8 ]
Интернирование в Берген-Бельзене
[ редактировать ]В конце февраля Ружичкову и других рабочих перевезли в концентрационный лагерь Берген-Бельзен . Позже она прокомментировала, что «если когда-либо и существовал ад, то это была самая нижняя часть ада. Это был лагерь смерти - он действительно предназначался для нашей смерти». [ 5 ] На тот момент Берген-Бельзен был дезорганизован, переполнен и поражен болезнями. Когда ее мать заболела, Ружичкова была вынуждена сбежать из лагеря, чтобы собрать репу, чтобы выжить. [ 8 ] В апреле 1945 года Ружичковой и другим заключенным, которые еще могли ходить, было приказано пройти из лагеря на железнодорожную станцию, находящуюся в двух милях от лагеря. Они вернулись в лагерь и, проснувшись на следующее утро, обнаружили, что немцы ушли. Охранники покинули лагерь, не оставив еды, и отключили воду. Несколько немецких и венгерских солдат остались за пределами лагеря, время от времени беспорядочно стреляя по казармам. 15 апреля 1945 года британские и канадские солдаты прибыли в Берген-Бельзен. [ 12 ]
Освобождение и последствия Второй мировой войны
[ редактировать ]Ружичкова, как и многие заключенные, страдавшие от голода, серьезно заболела после того, как съела продовольственный паек, предоставленный солдатами. На момент освобождения она весила всего 70 фунтов. Ее доставили в больницу и лечили от язвы, тифа, недоедания, и в конце концов у нее диагностировали малярию. Поскольку она говорила на английском и нескольких других языках, во время выздоровления Ружичкова работала переводчиком для медицинского персонала. [ 8 ]
Хотя мать Ружичковой оставалась серьезно больной, они смогли вернуться в Чехословакию в июле 1945 года, где обнаружили, что их семейный дом занят, а имущество украдено. [ 5 ] Одним из первых людей, которых Ружичкова встретила по возвращении в Пльзень, была ее бывшая учительница игры на фортепиано Мария Проважникова. Позже Ружичкова рассказала, что, когда Провазникова увидела состояние своих рук после четырех лет пребывания в концлагерях, она заплакала. [ 5 ] [ 13 ]
Четыре года, которые Ружичкова провела в концентрационных лагерях, не только нанесли ей физический и психологический вред, но и значительно задержали ее развитие как музыканта. Чтобы поступить в музыкальную школу, Ружичковой пришлось сдать ряд экзаменов. Она начала заниматься с детьми, чтобы восстановить свои фундаментальные навыки, и каждые несколько месяцев ей удавалось продвигаться с третьего класса до необходимого восьмого класса. Ружичкова снова начала учиться игре на фортепиано у Богдана Гсольхофера в Пльзене. [ 6 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]В 1947 году Ружичкова была принята в Академию исполнительских искусств в Праге , где среди ее профессоров были пианисты Альбин Шима, Франтишек Раух и клавесинист Олдржих Кредба. Несмотря на ее быстрое улучшение, один из ее профессоров отговорил ее от карьеры профессионального музыканта, но она продолжила обучение, специализируясь на игре на клавесине и старинной музыке. Она получила степень бакалавра, а затем получила степень магистра. [ 14 ]
После переворота 1948 года, совершенного Коммунистической партией Чехословакии (КСЧ), на Ружичкову оказывали давление, чтобы она присоединилась к Коммунистическому молодежному движению, но она отказалась. Будучи студенткой в Праге , Ружичкову вызвали перед комитетом, когда ее обнаружили за чтением произведений Зигмунда Фрейда , чья литература была запрещена. В 1950 году Ружичкова получила должность в Академии, обучая композиторов игре на фортепиано. Одним из ее учеников был ее будущий муж, чешский композитор Виктор Калабис . Свой первый сольный концерт на клавесине она дала в 1951 году. Будучи преподавателем Академии исполнительских искусств, Ружичкова подвергалась обзорам выступлений, которые оценивали ее как профессионально, так и политически. [ 15 ]
Будучи еврейкой, Ружичкова все еще подвергалась преследованиям со стороны коммунистического правительства. В контексте громких антисемитских политических событий, таких как показательные процессы над Сланскими в 1952 году , Ружичкова пыталась убедить Виктора Калабиса не жениться на ней, но они поженились в декабре 1952 года. [ 16 ]
В 1956 году Ружичкова выиграла Международный музыкальный конкурс ARD в Мюнхене. [ 3 ] [ 2 ] и ей предложили стипендию от члена жюри Маргариты Рёсген-Чемпион для продолжения обучения игре на клавесине в Париже . Калабиса также пригласили учиться в Париж, но паре не разрешили вместе выезжать за границу в случае их побега. Калабис уехал в Париж, а Ружичкова осталась в Чехословакии. Хотя она не смогла учиться в Париже, ее победа на Международном музыкальном конкурсе привела к дальнейшим приглашениям выступать по всей Европе. Поскольку за эти выступления ей высоко платили, правительство разрешило ей путешествовать, но конфисковало большую часть заработанной ею иностранной валюты. [ 3 ]
Она выступала на баховских фестивалях в различных европейских городах, включая Лейпциг , Штутгарт , Гейдельберг , Ансбах , Франкфурт , Шаффхаузен и Бат . Хотя ее успех сделал ее ценной для государства, Ружичкова, будучи беспартийной, оставалась под подозрением со стороны коммунистического правительства, и ей не разрешалось преподавать музыку чешским студентам. Более того, ее участие в Чешской филармонии было ограничено из-за ее еврейского происхождения.
Давление на Ружичкову немного ослабло после смерти Иосифа Сталина и смягчения его политики. Она смогла путешествовать более свободно, иногда вместе с мужем. Однако Ружичкова не пыталась бежать, поскольку у нее и Калабиса все еще были члены семьи, живущие в Чехословакии . Впервые Ружичкова смогла записать музыку для международного распространения, что увеличило ее известность и укрепило ее связь с музыкой Баха. Это совпало с возрождением музыки барокко в Западной Европе. [ 15 ]
она стала соучредителем «Пражских камерных солистов» В 1962 году вместе с дирижером Вацлавом Нейманом , а в 1963 году сформировала успешный дуэт со скрипачом Йозефом Суком . [ нужна ссылка ] Среди других партнеров по камерной музыке были Янош Старкер , Пьер Фурнье , Жан-Пьер Рампал , Орель Николе и Максанс Ларрье . Она также работала с такими дирижерами, как Серж Баудо , Пауль Захер , Герберт Бломстедт , Либор Пешек , Невилл Марринер и Хельмут Риллинг . Ее записанный репертуар обширен, включая произведения от английских вирджиналистов до современных композиторов, таких как Богуслав Мартину , Франсис Пуленк , Мануэль де Фалья и Фрэнк Мартин .
Однако музыка Баха всегда оставалась центральной в ее карьере, и в 1965 году Ружичкова заключила контракт с французским лейблом Erato Records на запись полного клавишного произведения Баха. Она выполнила задание в 1975 году. [ 17 ] став первым человеком, записавшим их полностью. [ 18 ]
После Пражской весны 1968 года чешское правительство было вынуждено выглядеть стабильным и прогрессивным. Ружичкова получила несколько государственных наград, которые послужили пропагандой режима. Ружичкова не могла отказаться от этих наград и часто была вынуждена принимать их с большими церемониями. В 1979–90 годах она была солисткой Чешской филармонии. [ 19 ]
После бархатной революции
[ редактировать ]После Бархатной революции 17 ноября 1989 года Ружичкова участвовала в протестах против правительства. [ 20 ] бастуют Музыкальная академия и Чешская филармония . Когда в декабре был свергнут коммунистический режим, Ружичкова получила звание «Профессор», которого ей так и не было присвоено, несмотря на то, что она преподавала в Академии с 1951 года. [ 21 ] [ 22 ] и смог быть членом комитета музыкальных конкурсов. Она также открыла класс клавесина в Музыкальной академии в Братиславе, где была приглашенным профессором с 1978 по 1982 год. В течение двадцати пяти лет она давала мастер-классы в Цюрихе , а также другие классы в Штутгарте , Кракове , Будапеште , Риге и Токио . [ 6 ]
Она прекратила выступать публично в 2004 году после того, как Калабис заболел. После смерти Калабиса в 2006 году Ружичкова стала более активно участвовать в различных музыкальных организациях и комитетах, занимающихся интерпретацией и сохранением старинной музыки, а также поиском молодых музыкантов. Она была президентом Фонда Виктора Калабиса и Зузаны Ружичковой, вице-президентом комитета Международного музыкального фестиваля «Пражская весна» , а также членом консультативных советов Чешского общества камерной музыки и Международного конкурса Concertino Praga. Она была сторонницей Инициативы Ганса Красы. [ 6 ] посвящен жизни и музыке композитора и товарища по узнику Терезиенштадта Ганса Красы , убитого во время Холокоста. Она также принимала активное участие в Инициативе Терезина. [ 23 ] благодаря чему она смогла профинансировать памятник Фреди Хиршу. [ 24 ]
Спустя годы и наследие
[ редактировать ]Ружичкова была замужем за Виктором Калабисом 54 года и вдохновила его на сочинение нескольких крупных произведений для клавесина: «Шесть двухголосных канонических инвенций» (1962), «Акварели» (1979), «Прелюдия», «Ария и токката» (1992) и «Концерт для клавесина и Струны (1975). [ 6 ] Современные композиторы также посвящают ей свои произведения, в том числе Яна Рыхлика ( Hommagi clavimbalistici 1964), [ 25 ] и она представила премьеры произведений Эмиля Хлобила , Ханса-Георга Гёрнера и Элизабет Макончи . Ружичкова также была влиятельным учителем. Среди ее учеников были покойный британский клавесинист и дирижер Кристофер Хогвуд и ирано-американский клавесинист Махан Исфахани .
В 2013 году Supraphon выпустила новые компакт-диски с творчеством Ружичковой, а британская клавесинистка Памела Нэш написала о ней в июньском выпуске журнала British Sounding Board за 2013 год :
Ее карьера, провозглашенная «первой леди клавесина» и признанная многими преемницей Ландовской, оставила миру клавесина наследие, задокументированное более чем 100 записями, охватывающими полвека... это своевременное памятное событие служит своевременным напоминанием о неоценимой роли Ружичковой в популяризации клавесина в ХХ веке. Она добилась огромных успехов в становлении этого инструмента как сольного и ансамблевого концертного инструмента, и не может быть никаких сомнений в том, что сегодняшний статус клавесина во многом обязан ее новаторским усилиям. Начав карьеру, когда ранний репертуар клавесина почти не был признан или отнесен к фортепиано, она решила вновь соединить клавирную музыку в стиле барокко с инструментом, для которого она была написана; по ее собственным словам, «избавить клавесин от его музейной природы и сделать его живым инструментом». [ 26 ]
В октябре 2016 года все ее записи всех клавишных произведений Дж. С. Баха в обновленной форме были выпущены Warner Records/Erato. Supraphon переиздал несколько компакт-дисков с сборниками ранних записей Ружичковой. [ 27 ]
Ружичкова снялась в документальном фильме 2017 года о своей жизни и музыке « Зузана: Музыка - это жизнь » режиссеров Питера Гетцелса и Харриет Гордон Гецельс. [ 28 ] [ 29 ] До своей смерти Ружичкова проживала в Праге . В декабре 2016 года, за месяц до своего 90-летия, она сообщила, что у нее диагностировали рак и она прошла химиотерапию . [ 30 ]
В 2019 году ее посмертная автобиография «Сто чудес» , написанная вместе с Венди Холден , была опубликована издательством Bloomsbury и переведена на десять языков. [ 31 ]
Неполный список наград и признаний
[ редактировать ]Титулы
[ редактировать ]- Заслуженный артист, 1968 (Чехия)
- Народный артист, 1989 (Чехия)
- Профессор Музыкальной академии в Праге, 1990 г. (Чехия).
- Рыцарь искусств и литературы, 2004 г. (фр.) [ 19 ]
Медали
[ редактировать ]- Ахен «Премия Карла IV в области культуры» (2011).
- Медаль «За заслуги перед искусством и культурой» 2 степени Президента Чехии (2004 г.).
- Медаль за искусство и науку от Freusradt Hamburg (1993).
- Медаль за вклад в «Золотой фонд Супрафона» (1997 г.).
- Музыкальное обозрение Медаль Гармонии (2001)
- Премия за вклад в чешскую и мировую музыку (2001).
- Гранатовая Звезда ФОНДА БОГЕМСКОГО НАСЛЕДИЯ , благотворительный фонд (2013) [ 32 ]
Призы
[ редактировать ]- Гран-при Кро (Х. А. Бенда, И. С. Бах)
- Золотой диапазон (Генри Перселл)
- Golden Disc Supraphone (продано 300 000 пластинок, компакт-дисков и кассет)
Почести
[ редактировать ]- Почетный член: Совет директоров Neue Bachgesellschaft, Лейпциг.
- NEMA (Национальная ассоциация старинной музыки Великобритании)
- Общество чешской музыки Дворжака
- Почетный гражданин города Йиндржихув Градец (Чехия).
- Почетный гражданин городка Прага 3.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Калабис Музыка» . kalabismusic.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонс, Ребекка (19 декабря 2016 г.). «Чудесная жизнь Зузаны Ружичковой» . Новости Би-би-си . Проверено 19 декабря 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Гордон Гетцелс, Харриет (25 марта 2017 г.). «Там, где встречаются фашизм, коммунизм и Бах» . huffingtonpost.com . ХаффПост . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ Коуэн, Роб (28 сентября 2017 г.). «Зузана Ружичкова вспомнила» . Граммофон . Лондон, Великобритания . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Интервью с Зузаной Ружичковой, 27 марта – 1 апреля 1991 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ЗУЗАНА РУЗИЧКОВА – Клавесинистка» . www.jsebestyen.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ (www.nux.cz), Nux s.r.o. «Ауфбаукоманда | Холокост» . www.holocaust.cz Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «USHMM - Стенограммы записанных на пленку интервью с Зузаной Ружичковой, 27 марта - 1 апреля 1991 г.» (PDF) .
- ^ «Герберт Адлер и принудительное сообщество Терезиенштадта» . Планшетный журнал . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Нэш, Памела (15 октября 2017 г.). «Некролог Зузаны Ружичковой» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Робертс, Сэм (3 октября 2017 г.). «Зузана Ружичкова, ведущая клавесинистка и пережившая войну, умерла в возрасте 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «1945: Британские войска освобождают Берген-Бельзен» . 15 апреля 1945 г. Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Миджетт, Энн (19 мая 2017 г.). «Жизнь выжившего в музыке» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ «Еврейский клавесинист, переживший Освенцим и Берген Бельзен, умер в возрасте 90 лет» . Thejc.com . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Зузана Ружичкова вспомнила» . Gramophone.co.uk . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Дюшен, Джессика (21 декабря 2016 г.). «Зузана Ружичкова пережила болезни, концентрационные лагеря, коммунизм и антисемитизм» . Еврейская хроника . Лондон, Великобритания . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «ЗУЗАНА РУЗИЧКОВА – Издание Баха» . jsebestyen.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Зузана Ружичкова: клавесинистка, пережившая Холокост, умирает в 90 лет» . Новости BBC онлайн . Би-би-си. 27 сентября 2017 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Агентство Франс-Пресс (28 сентября 2017 г.). «Клавесинистка Зузана Ружичкова, пережившая три нацистских лагеря, умирает в 90 лет» . Хранитель . Лондон, Великобритания . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ «Зузана Ружичкова» . Таймс . 28 октября 2017 г. ISSN 0140-0460 . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Зузана Ружичкова: клавесинистка-виртуоз, известная своей любовью к Баху» . Независимый . 06.10.2017. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Зузана Ружичкова, старейшина клавесина - и госпожа Виктор Калабис» . Классика токкаты . Токката Пресс . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Об инициативе Терезин» . Всемирная федерация еврейских детей, переживших Холокост, и их потомков . Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года.
- ^ «Альфред (Фреди) Хирш – Холокост» . Холокост.cz . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Ян Рыхлик (1916–1964) – Hommagi clavimbalistici – Muziekweb» . www.muziekweb.nl .
- ^ Памела Нэш, «Празднование 85-летия Зузаны Ружичковой», Sound Board, июнь 2013 г.
- ^ Эрато, Warner Classics (20 октября 2016 г.). «Иоганн Себастьян Бах: Полное собрание сочинений для клавишных» . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «ЗУЗАНА: МУЗЫКА — ЭТО ЖИЗНЬ» . Aspenfilm.org . Фильм Аспен . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ "О" . ЗУЗАНА: МУЗЫКА — ЭТО ЖИЗНЬ от Getzels Gordon Productions . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Некролог , BBC.com; по состоянию на 29 сентября 2017 г.
- ^ «Сто чудес» . Блумсбери .
- ^ ПР. «Зузана Ружичкова, первая обладательница Гранатовой звезды» . Проверено 12 января 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1927 рождений
- смертей в 2017 году
- Чешские клавесинисты
- Чешские женщины-музыканты
- Еврейские классические музыканты
- Чешские евреи 20-го века
- Чешские евреи XXI века
- Музыканты из Пльзеня
- Выжившие в концлагере Освенцим
- Выжившие в концлагере Берген-Бельзен
- Выжившие в Терезиенштадтском гетто
- Смертность от рака в Чехии
- Артисты Эрато Рекордс
- Классические музыканты 20 века
- Выпускники Академии исполнительских искусств в Праге