Jump to content

Зузана Ружичкова

Зузана Ружичкова
Рожденный ( 1927-01-14 ) 14 января 1927 г.
Пльзень , Чехословакия.
Умер 27 сентября 2017 г. ) ( 27.09.2017 ) ( 90 лет
Прага , Чехия
Род занятий
Инструмент Клавесин

Зузана Ружичкова (англ. Чешское произношение: [ˈzuzana ˈruːʒɪtʃkovaː] ) (14 января 1927 — 27 сентября 2017) — чешская клавесинистка . Интерпретатор классической музыки и музыки барокко , Ружичкова была первой клавесинисткой, записавшей полное собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха для клавишных инструментов. [ 1 ] [ 2 ] в записях, сделанных в 1960-х и 1970-х годах для Erato Records . [ 3 ] [ 4 ]

Подростком Ружичкова была заключена в концентрационные лагеря Терезин нацистские и Освенцим и отправлена ​​в лагерь смерти Берген-Бельзен . После освобождения лагеря в апреле 1945 года она в том же году вернулась в Пльзень. Ружичкова была женой чешского композитора Виктора Калабиса . Оба супруга отказались вступить в Коммунистическую партию Чехословакии , которая находилась у власти с 1948 по 1989 год , и в результате столкнулись с политическими преследованиями. Ружичкова выступала по всему миру в течение 50 лет, записала более 100 пластинок и обучала таких выдающихся музыкантов, как Кристофер Хогвуд , Кетил Хаугсанд , Ярослав Тума и Махан Исфахани .

Ранние годы

[ редактировать ]

Ружичкова родилась в Пльзене в 1927 году. Ее семья владела универмагом, а ее отец провел четыре года в Чикаго в 1920-х годах, работая в универмаге «Гинзбург». Хотя он добился успеха в Соединенных Штатах , ее отец вернулся в Чехословакию . Ружичкова выучила английский язык у своего отца. Ружичкова охарактеризовала свое детство как «очень милое», а родителей - как «очень влюбленных». [ 5 ] По словам Ружичковой, ее семья исторически была еврейской. Ее мать была ортодоксальной еврейкой , а отец был атеистом . Ружичкова назвала себя не особенно религиозной. [ 5 ]

Ружичкова начала брать уроки игры на фортепиано после того, как в девять лет перенесла пневмонию , в качестве награды за выздоровление. Ее учительница игры на фортепиано Мария Проважникова познакомила ее с произведениями Баха и посоветовала ей заняться игрой на клавесине . Впечатленная талантом Ружичковой, Провазникова написала французско-польской музыкантше Ванде Ландовской с просьбой принять Ружичкову ученицей в ее Школу древней музыки в пригороде Парижа Сен-Ле-ла-Форе, как только она закончит обязательное школьное образование в 15 лет. . [ 6 ] В конце концов, Ружичкова не смогла присутствовать из-за вторжения нацистов в Чехословакию в 1938 году и выполнения Нюрнбергских законов .

Нацистская оккупация Чехословакии и Вторая мировая война

[ редактировать ]

В 1941 году гестапо начало организовывать перевозки евреев из Пльзеня в Терезин . Первым заключенным лагеря, известным как Aufbaukommando , было поручено превратить крепость и окружающий ее город-крепость в концентрационный лагерь , известный как Терезиенштадт . [ 7 ]

В Пльзене 13-летняя Ружичкова была среди еврейских детей, которых гестапо использовало для доставки «приглашений» членам еврейской общины города, сообщая им дату их депортации в лагерь, который Ружичкова позже описала как «видение». жизнь в самом худшем ее проявлении. Это был кошмар». [ 8 ] В январе 1942 года, через три недели после получения уведомления от гестапо, Ружичкова и ее семья были насильно перевезены поездом из Пльзеня в Терезиенштадт. По прибытии Ружичкова встретила Фреди Хирша , 25-летнего немецкого еврея. [ 8 ] которые взяли на себя ответственность по уходу за детьми в лагере, организуя для них мероприятия и упражнения, а также зарезервировали два барака для так называемых детских домов .

Интернирование в Терезиенштадте

[ редактировать ]

Терезиенштадт изначально был обозначен нацистами как «образцовое сообщество» для образованных евреев среднего класса из Германии, Чехословакии и Австрии. [ 9 ] Ружичкова вместе с другими детьми в лагере выполняла сельскохозяйственные работы, вносила навоз в поля и работала в огородах, и поэтому могла тайком переносить еду из садов своей семье. Несмотря на то, что Ружичкова была вынуждена работать в течение дня, она смогла продолжить свое образование в Терезиенштадте и посещать концерты и лекции, проводимые жителями после работы. [ 8 ] Ей удалось увидеть выступление оперного певца Карела Бермана , взять уроки латыни у бывшего профессора университета и уроки гармонии у пианиста Гидеона Кляйна , а также присоединиться к детскому хору. [ 2 ]

Отец и дед Ружичковой умерли в лагере. Ее отец умер весной 1943 года, но Ружичкова смогла остаться с матерью. В декабре 1943 года их обоих отправили в Освенцим после почти двух лет пребывания в лагере. Ей была предоставлена ​​возможность остаться в Терезиенштадте, но она предпочла поехать с матерью. [ 8 ] Перед отправкой в ​​Освенцим Ружичкова переписала на бумагу произведение Баха , чтобы взять с собой в лагерь. [ 2 ]

Интернирование в Освенциме

[ редактировать ]

После трех дней в транспорте Ружичкова и ее мать ночью прибыли в Освенцим, и находившихся в транспорте немедленно поместили в бараки, многие из которых страдали от голода и обезвоживания. На следующий день ее и других заключенных перевели в другой барак, раздели и нарисовали татуировки. Затем их заставили подписать документ, в котором говорилось, что они были арестованы в Терезиенштадте за антигерманскую деятельность, и приняли приговор. [ 8 ]

Вскоре после прибытия Ружичкова воссоединилась с Хиршем, который посоветовал ей солгать о своем возрасте и сказать, что ей шестнадцать, а не пятнадцать. Позже Ружичкова признала, что Хирш выжила, поскольку, если бы она не солгала о своем возрасте, вполне вероятно, что ее отравили бы газом. Хирш организовал детский барак, как и в Терезиенштадте, и Ружичкова начала работать там ассистентом преподавателя, что удерживало ее от более опасных работ и защищало от многих болезней, распространявшихся по лагерю. В этой роли она столкнулась с крайней реальностью нацистской расовой теории; Немецкие врачи, в том числе Фриц Кляйн , «главный отборщик» лагеря и коллега Йозефа Менгеле , с которым Ружичкова познакомилась в Терезиенштадте, посетили детские бараки, чтобы провести физиологические измерения или отобрать детей, которых нужно забрать для экспериментов.

В мае 1944 года Ружичкову и других заключенных, которые путешествовали с ней из Терезина в Освенцим, планировалось отравить газом. [ 2 ] Однако их казнь была назначена на 6 июня — день «Д» . [ нужны разъяснения ] После прохождения еще одного отбора Ружичкову и ее мать вместо этого отправили в Германию. [ 10 ]

Рабский труд в Гамбурге

[ редактировать ]

Ружичкову отправили в Гамбург , который регулярно бомбили британцы и американцы . Под эгидой концентрационного лагеря Нойенгамме рабочие были направлены на работу в подлагеря в окрестностях Гамбурга. Ружичкову поручили защищать и ремонтировать нефтепровод, а также обслуживать бензобаки, которые подвергались ежедневным бомбардировкам. [ 8 ] Она смогла остаться с матерью, но сильно страдала от голода и опасных условий труда. Однако ей удавалось заработать дополнительную еду у других заключенных, пея для них. Помимо работы на нефтепроводе, она работала на верфях Гамбурга. В январе 1945 года Ружичкову перевели в подлагерь Тифстак , где она работала на цементном заводе. [ 11 ] По мере продвижения союзных войск пленных заставляли рыть ловушки для танков. [ 8 ]

Интернирование в Берген-Бельзене

[ редактировать ]

В конце февраля Ружичкову и других рабочих перевезли в концентрационный лагерь Берген-Бельзен . Позже она прокомментировала, что «если когда-либо и существовал ад, то это была самая нижняя часть ада. Это был лагерь смерти - он действительно предназначался для нашей смерти». [ 5 ] На тот момент Берген-Бельзен был дезорганизован, переполнен и поражен болезнями. Когда ее мать заболела, Ружичкова была вынуждена сбежать из лагеря, чтобы собрать репу, чтобы выжить. [ 8 ] В апреле 1945 года Ружичковой и другим заключенным, которые еще могли ходить, было приказано пройти из лагеря на железнодорожную станцию, находящуюся в двух милях от лагеря. Они вернулись в лагерь и, проснувшись на следующее утро, обнаружили, что немцы ушли. Охранники покинули лагерь, не оставив еды, и отключили воду. Несколько немецких и венгерских солдат остались за пределами лагеря, время от времени беспорядочно стреляя по казармам. 15 апреля 1945 года британские и канадские солдаты прибыли в Берген-Бельзен. [ 12 ]

Освобождение и последствия Второй мировой войны

[ редактировать ]

Ружичкова, как и многие заключенные, страдавшие от голода, серьезно заболела после того, как съела продовольственный паек, предоставленный солдатами. На момент освобождения она весила всего 70 фунтов. Ее доставили в больницу и лечили от язвы, тифа, недоедания, и в конце концов у нее диагностировали малярию. Поскольку она говорила на английском и нескольких других языках, во время выздоровления Ружичкова работала переводчиком для медицинского персонала. [ 8 ]

Хотя мать Ружичковой оставалась серьезно больной, они смогли вернуться в Чехословакию в июле 1945 года, где обнаружили, что их семейный дом занят, а имущество украдено. [ 5 ] Одним из первых людей, которых Ружичкова встретила по возвращении в Пльзень, была ее бывшая учительница игры на фортепиано Мария Проважникова. Позже Ружичкова рассказала, что, когда Провазникова увидела состояние своих рук после четырех лет пребывания в концлагерях, она заплакала. [ 5 ] [ 13 ]

Четыре года, которые Ружичкова провела в концентрационных лагерях, не только нанесли ей физический и психологический вред, но и значительно задержали ее развитие как музыканта. Чтобы поступить в музыкальную школу, Ружичковой пришлось сдать ряд экзаменов. Она начала заниматься с детьми, чтобы восстановить свои фундаментальные навыки, и каждые несколько месяцев ей удавалось продвигаться с третьего класса до необходимого восьмого класса. Ружичкова снова начала учиться игре на фортепиано у Богдана Гсольхофера в Пльзене. [ 6 ]

Послевоенная карьера

[ редактировать ]

В 1947 году Ружичкова была принята в Академию исполнительских искусств в Праге , где среди ее профессоров были пианисты Альбин Шима, Франтишек Раух и клавесинист Олдржих Кредба. Несмотря на ее быстрое улучшение, один из ее профессоров отговорил ее от карьеры профессионального музыканта, но она продолжила обучение, специализируясь на игре на клавесине и старинной музыке. Она получила степень бакалавра, а затем получила степень магистра. [ 14 ]

После переворота 1948 года, совершенного Коммунистической партией Чехословакии (КСЧ), на Ружичкову оказывали давление, чтобы она присоединилась к Коммунистическому молодежному движению, но она отказалась. Будучи студенткой в ​​Праге , Ружичкову вызвали перед комитетом, когда ее обнаружили за чтением произведений Зигмунда Фрейда , чья литература была запрещена. В 1950 году Ружичкова получила должность в Академии, обучая композиторов игре на фортепиано. Одним из ее учеников был ее будущий муж, чешский композитор Виктор Калабис . Свой первый сольный концерт на клавесине она дала в 1951 году. Будучи преподавателем Академии исполнительских искусств, Ружичкова подвергалась обзорам выступлений, которые оценивали ее как профессионально, так и политически. [ 15 ]

Будучи еврейкой, Ружичкова все еще подвергалась преследованиям со стороны коммунистического правительства. В контексте громких антисемитских политических событий, таких как показательные процессы над Сланскими в 1952 году , Ружичкова пыталась убедить Виктора Калабиса не жениться на ней, но они поженились в декабре 1952 года. [ 16 ]

В 1956 году Ружичкова выиграла Международный музыкальный конкурс ARD в Мюнхене. [ 3 ] [ 2 ] и ей предложили стипендию от члена жюри Маргариты Рёсген-Чемпион для продолжения обучения игре на клавесине в Париже . Калабиса также пригласили учиться в Париж, но паре не разрешили вместе выезжать за границу в случае их побега. Калабис уехал в Париж, а Ружичкова осталась в Чехословакии. Хотя она не смогла учиться в Париже, ее победа на Международном музыкальном конкурсе привела к дальнейшим приглашениям выступать по всей Европе. Поскольку за эти выступления ей высоко платили, правительство разрешило ей путешествовать, но конфисковало большую часть заработанной ею иностранной валюты. [ 3 ]

Она выступала на баховских фестивалях в различных европейских городах, включая Лейпциг , Штутгарт , Гейдельберг , Ансбах , Франкфурт , Шаффхаузен и Бат . Хотя ее успех сделал ее ценной для государства, Ружичкова, будучи беспартийной, оставалась под подозрением со стороны коммунистического правительства, и ей не разрешалось преподавать музыку чешским студентам. Более того, ее участие в Чешской филармонии было ограничено из-за ее еврейского происхождения.

Давление на Ружичкову немного ослабло после смерти Иосифа Сталина и смягчения его политики. Она смогла путешествовать более свободно, иногда вместе с мужем. Однако Ружичкова не пыталась бежать, поскольку у нее и Калабиса все еще были члены семьи, живущие в Чехословакии . Впервые Ружичкова смогла записать музыку для международного распространения, что увеличило ее известность и укрепило ее связь с музыкой Баха. Это совпало с возрождением музыки барокко в Западной Европе. [ 15 ]

она стала соучредителем «Пражских камерных солистов» В 1962 году вместе с дирижером Вацлавом Нейманом , а в 1963 году сформировала успешный дуэт со скрипачом Йозефом Суком . [ нужна ссылка ] Среди других партнеров по камерной музыке были Янош Старкер , Пьер Фурнье , Жан-Пьер Рампал , Орель Николе и Максанс Ларрье . Она также работала с такими дирижерами, как Серж Баудо , Пауль Захер , Герберт Бломстедт , Либор Пешек , Невилл Марринер и Хельмут Риллинг . Ее записанный репертуар обширен, включая произведения от английских вирджиналистов до современных композиторов, таких как Богуслав Мартину , Франсис Пуленк , Мануэль де Фалья и Фрэнк Мартин .

Однако музыка Баха всегда оставалась центральной в ее карьере, и в 1965 году Ружичкова заключила контракт с французским лейблом Erato Records на запись полного клавишного произведения Баха. Она выполнила задание в 1975 году. [ 17 ] став первым человеком, записавшим их полностью. [ 18 ]

После Пражской весны 1968 года чешское правительство было вынуждено выглядеть стабильным и прогрессивным. Ружичкова получила несколько государственных наград, которые послужили пропагандой режима. Ружичкова не могла отказаться от этих наград и часто была вынуждена принимать их с большими церемониями. В 1979–90 годах она была солисткой Чешской филармонии. [ 19 ]

После бархатной революции

[ редактировать ]

После Бархатной революции 17 ноября 1989 года Ружичкова участвовала в протестах против правительства. [ 20 ] бастуют Музыкальная академия и Чешская филармония . Когда в декабре был свергнут коммунистический режим, Ружичкова получила звание «Профессор», которого ей так и не было присвоено, несмотря на то, что она преподавала в Академии с 1951 года. [ 21 ] [ 22 ] и смог быть членом комитета музыкальных конкурсов. Она также открыла класс клавесина в Музыкальной академии в Братиславе, где была приглашенным профессором с 1978 по 1982 год. В течение двадцати пяти лет она давала мастер-классы в Цюрихе , а также другие классы в Штутгарте , Кракове , Будапеште , Риге и Токио . [ 6 ]

Она прекратила выступать публично в 2004 году после того, как Калабис заболел. После смерти Калабиса в 2006 году Ружичкова стала более активно участвовать в различных музыкальных организациях и комитетах, занимающихся интерпретацией и сохранением старинной музыки, а также поиском молодых музыкантов. Она была президентом Фонда Виктора Калабиса и Зузаны Ружичковой, вице-президентом комитета Международного музыкального фестиваля «Пражская весна» , а также членом консультативных советов Чешского общества камерной музыки и Международного конкурса Concertino Praga. Она была сторонницей Инициативы Ганса Красы. [ 6 ] посвящен жизни и музыке композитора и товарища по узнику Терезиенштадта Ганса Красы , убитого во время Холокоста. Она также принимала активное участие в Инициативе Терезина. [ 23 ] благодаря чему она смогла профинансировать памятник Фреди Хиршу. [ 24 ]

Спустя годы и наследие

[ редактировать ]

Ружичкова была замужем за Виктором Калабисом 54 года и вдохновила его на сочинение нескольких крупных произведений для клавесина: «Шесть двухголосных канонических инвенций» (1962), «Акварели» (1979), «Прелюдия», «Ария и токката» (1992) и «Концерт для клавесина и Струны (1975). [ 6 ] Современные композиторы также посвящают ей свои произведения, в том числе Яна Рыхлика ( Hommagi clavimbalistici 1964), [ 25 ] и она представила премьеры произведений Эмиля Хлобила , Ханса-Георга Гёрнера и Элизабет Макончи . Ружичкова также была влиятельным учителем. Среди ее учеников были покойный британский клавесинист и дирижер Кристофер Хогвуд и ирано-американский клавесинист Махан Исфахани .

В 2013 году Supraphon выпустила новые компакт-диски с творчеством Ружичковой, а британская клавесинистка Памела Нэш написала о ней в июньском выпуске журнала British Sounding Board за 2013 год :

Ее карьера, провозглашенная «первой леди клавесина» и признанная многими преемницей Ландовской, оставила миру клавесина наследие, задокументированное более чем 100 записями, охватывающими полвека... это своевременное памятное событие служит своевременным напоминанием о неоценимой роли Ружичковой в популяризации клавесина в ХХ веке. Она добилась огромных успехов в становлении этого инструмента как сольного и ансамблевого концертного инструмента, и не может быть никаких сомнений в том, что сегодняшний статус клавесина во многом обязан ее новаторским усилиям. Начав карьеру, когда ранний репертуар клавесина почти не был признан или отнесен к фортепиано, она решила вновь соединить клавирную музыку в стиле барокко с инструментом, для которого она была написана; по ее собственным словам, «избавить клавесин от его музейной природы и сделать его живым инструментом». [ 26 ]

В октябре 2016 года все ее записи всех клавишных произведений Дж. С. Баха в обновленной форме были выпущены Warner Records/Erato. Supraphon переиздал несколько компакт-дисков с сборниками ранних записей Ружичковой. [ 27 ]

Ружичкова снялась в документальном фильме 2017 года о своей жизни и музыке « Зузана: Музыка - это жизнь » режиссеров Питера Гетцелса и Харриет Гордон Гецельс. [ 28 ] [ 29 ] До своей смерти Ружичкова проживала в Праге . В декабре 2016 года, за месяц до своего 90-летия, она сообщила, что у нее диагностировали рак и она прошла химиотерапию . [ 30 ]

В 2019 году ее посмертная автобиография «Сто чудес» , написанная вместе с Венди Холден , была опубликована издательством Bloomsbury и переведена на десять языков. [ 31 ]

Неполный список наград и признаний

[ редактировать ]
  • Заслуженный артист, 1968 (Чехия)
  • Народный артист, 1989 (Чехия)
  • Профессор Музыкальной академии в Праге, 1990 г. (Чехия).
  • Рыцарь искусств и литературы, 2004 г. (фр.) [ 19 ]
  • Ахен «Премия Карла IV в области культуры» (2011).
  • Медаль «За заслуги перед искусством и культурой» 2 степени Президента Чехии (2004 г.).
  • Медаль за искусство и науку от Freusradt Hamburg (1993).
  • Медаль за вклад в «Золотой фонд Супрафона» (1997 г.).
  • Музыкальное обозрение Медаль Гармонии (2001)
  • Премия за вклад в чешскую и мировую музыку (2001).
  • Гранатовая Звезда ФОНДА БОГЕМСКОГО НАСЛЕДИЯ , благотворительный фонд (2013) [ 32 ]
  • Гран-при Кро (Х. А. Бенда, И. С. Бах)
  • Золотой диапазон (Генри Перселл)
  • Golden Disc Supraphone (продано 300 000 пластинок, компакт-дисков и кассет)
  • Почетный член: Совет директоров Neue Bachgesellschaft, Лейпциг.
  • NEMA (Национальная ассоциация старинной музыки Великобритании)
  • Общество чешской музыки Дворжака
  • Почетный гражданин города Йиндржихув Градец (Чехия).
  • Почетный гражданин городка Прага 3.
  1. ^ «Калабис Музыка» . kalabismusic.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Джонс, Ребекка (19 декабря 2016 г.). «Чудесная жизнь Зузаны Ружичковой» . Новости Би-би-си . Проверено 19 декабря 2016 .
  3. ^ Jump up to: а б с Гордон Гетцелс, Харриет (25 марта 2017 г.). «Там, где встречаются фашизм, коммунизм и Бах» . huffingtonpost.com . ХаффПост . Проверено 28 сентября 2017 г.
  4. ^ Коуэн, Роб (28 сентября 2017 г.). «Зузана Ружичкова вспомнила» . Граммофон . Лондон, Великобритания . Проверено 28 сентября 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Интервью с Зузаной Ружичковой, 27 марта – 1 апреля 1991 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «ЗУЗАНА РУЗИЧКОВА – Клавесинистка» . www.jsebestyen.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
  7. ^ (www.nux.cz), Nux s.r.o. «Ауфбаукоманда | Холокост» . www.holocaust.cz Проверено 26 октября 2017 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «USHMM - Стенограммы записанных на пленку интервью с Зузаной Ружичковой, 27 марта - 1 апреля 1991 г.» (PDF) .
  9. ^ «Герберт Адлер и принудительное сообщество Терезиенштадта» . Планшетный журнал . Проверено 27 октября 2017 г.
  10. ^ Нэш, Памела (15 октября 2017 г.). «Некролог Зузаны Ружичковой» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 26 октября 2017 г.
  11. ^ Робертс, Сэм (3 октября 2017 г.). «Зузана Ружичкова, ведущая клавесинистка и пережившая войну, умерла в возрасте 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 27 октября 2017 г.
  12. ^ «1945: Британские войска освобождают Берген-Бельзен» . 15 апреля 1945 г. Проверено 26 октября 2017 г.
  13. ^ Миджетт, Энн (19 мая 2017 г.). «Жизнь выжившего в музыке» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия . Проверено 28 сентября 2017 г.
  14. ^ «Еврейский клавесинист, переживший Освенцим и Берген Бельзен, умер в возрасте 90 лет» . Thejc.com . Проверено 1 октября 2017 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Зузана Ружичкова вспомнила» . Gramophone.co.uk . Проверено 29 сентября 2017 г.
  16. ^ Дюшен, Джессика (21 декабря 2016 г.). «Зузана Ружичкова пережила болезни, концентрационные лагеря, коммунизм и антисемитизм» . Еврейская хроника . Лондон, Великобритания . Проверено 27 сентября 2017 г.
  17. ^ «ЗУЗАНА РУЗИЧКОВА – Издание Баха» . jsebestyen.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
  18. ^ «Зузана Ружичкова: клавесинистка, пережившая Холокост, умирает в 90 лет» . Новости BBC онлайн . Би-би-си. 27 сентября 2017 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б Агентство Франс-Пресс (28 сентября 2017 г.). «Клавесинистка Зузана Ружичкова, пережившая три нацистских лагеря, умирает в 90 лет» . Хранитель . Лондон, Великобритания . Проверено 28 сентября 2017 г.
  20. ^ «Зузана Ружичкова» . Таймс . 28 октября 2017 г. ISSN   0140-0460 . Проверено 1 ноября 2017 г.
  21. ^ «Зузана Ружичкова: клавесинистка-виртуоз, известная своей любовью к Баху» . Независимый . 06.10.2017. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 1 ноября 2017 г.
  22. ^ «Зузана Ружичкова, старейшина клавесина - и госпожа Виктор Калабис» . Классика токкаты . Токката Пресс . Проверено 1 ноября 2017 г.
  23. ^ «Об инициативе Терезин» . Всемирная федерация еврейских детей, переживших Холокост, и их потомков . Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года.
  24. ^ «Альфред (Фреди) Хирш – Холокост» . Холокост.cz . Проверено 27 сентября 2017 г.
  25. ^ «Ян Рыхлик (1916–1964) – Hommagi clavimbalistici – Muziekweb» . www.muziekweb.nl .
  26. ^ Памела Нэш, «Празднование 85-летия Зузаны Ружичковой», Sound Board, июнь 2013 г.
  27. ^ Эрато, Warner Classics (20 октября 2016 г.). «Иоганн Себастьян Бах: Полное собрание сочинений для клавишных» . Проверено 27 сентября 2017 г.
  28. ^ «ЗУЗАНА: МУЗЫКА — ЭТО ЖИЗНЬ» . Aspenfilm.org . Фильм Аспен . Проверено 27 сентября 2017 г.
  29. ^ "О" . ЗУЗАНА: МУЗЫКА — ЭТО ЖИЗНЬ от Getzels Gordon Productions . Проверено 27 сентября 2017 г.
  30. ^ Некролог , BBC.com; по состоянию на 29 сентября 2017 г.
  31. ^ «Сто чудес» . Блумсбери .
  32. ^ ПР. «Зузана Ружичкова, первая обладательница Гранатовой звезды» . Проверено 12 января 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4fb9889f4da1f5fc2d0ee56a2996a51__1725135180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/51/e4fb9889f4da1f5fc2d0ee56a2996a51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zuzana Růžičková - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)