Политическая книга
Livre de Politiques (обычно сокращается до Politiques ) — это широко аннотированный среднефранцузский перевод Политики Аристотеля « » , написанный ученой и философом XIV века Николь Орем . Это первый сохранившийся перевод «Политики » на современный разговорный язык. [1]
Историческая справка
[ редактировать ]Нет никаких свидетельств того, что была принята или переведена Аристотеля «Политика» во арабскими философами время Золотого века ислама . [2] На латинском Западе он был представлен латинским переводом Уильямом Мербеке греческого оригинала в 1260-х годах. Вскоре после того, как перевод был закончен, Альберт Великий и Фома Аквинский написали к нему комментарии, пытаясь пролить свет на его порой неясный смысл и примирить его с христианским учением. Незаконченный комментарий Томаса был продолжен Петром Овернским . Первый известный французский перевод « Политики» Пьера де Пари утерян. [3]
Прежде чем приступить к работе над собственным переводом, Орем уже был выдающимся ученым. Вероятно, изучив artes liberes у Жана Буридана в Парижском университете , он был принят в Наварры того же университета в 1348 году. В 1356 году он получил магистра богословия Коллеж и стал гроссмейтром Колледжа степень , прежде получив степень доктора богословия в 1362 году. Во время учебы и преподавания там он имел контакты с Пьером Берсюиром , Жаном де Мюрисом , Филиппом де Витри и Гийомом Машо . Неясно, было ли Орему официально поручено найти решение финансового кризиса французской монархии в 1350-х годах, или он привлек внимание королевской семьи, представив указанное решение по собственному желанию. В 1355 году он опубликовал свой «Трактат о мутациях монетарума» . [4] год спустя последовал французский перевод (известный как Traictié de la Monnoie ). [5] В этой работе он использовал аристотелевскую мысль, чтобы положить конец постоянному обесцениванию монет, которое практиковал король Иоанн II для оплаты Столетней войны .
В суматохе, последовавшей за пленением Иоанна II в битве при Пуатье , Орем, по-видимому, поддержал дофина и недавно назначенного регента в отсутствие короля Карла (впоследствии короля Карла V) . Право Карла и его отца на управление оспаривалось несколькими фракциями во Французском королевстве: король Наварры Карл II ставил под сомнение династическую легитимность Валуа и пытался мобилизовать французскую знать, а также граждан Парижа и других bonnes villes, чтобы захватить французский трон для себя. В то же время парижские купцы под предводительством Этьена Марселя пытались ограничить королевскую власть, особенно в финансовых вопросах, заставив Генеральные штаты принять Великий указ 1357 года . Тем временем крестьянское восстание в Северной Франции, известное как Жакерия, бросило вызов праву дворянства на власть. В то время как дворяне подавляли крестьян, Карл Наваррский дискредитировал себя, присоединившись к отчасти жестоким парижским купцам, которые вскоре после этого убили своего вождя Марселя. Таким образом, сопротивление правлению Валуа рухнуло в основном само по себе. [6]
После этого серьезного кризиса и после восхождения на престол в 1364 году Карл V начал культурную программу научных публикаций и переводов, чтобы поддержать хрупкую легитимность своей династии и облегчить управление. Целевой аудиторией этой программы были его советники и придворные, чья латынь была в основном недостаточной, чтобы легко читать оригинальные тексты. [7] Между 1370 и 1377 годами по приказу Карла V Орем перевел и аннотировал моральные труды Аристотеля, а именно « Никомахову этику» , «Политику » и псевдоаристотелевскую «Экономику» , на французский язык. Вероятно, в награду за это достижение он был назначен епископом Лизье в 1378 году, где и умер в 1382 году. [8]
Печатная версия « Политики» была опубликована в 1489 году Антуаном Вераром . Перевод Орема позже был заменен Луи Ле Руа который в 1568 году опубликовал свой французский перевод с греческого оригинала. [9]
Способы перевода и аннотирования
[ редактировать ]Орем оправдывал свой перевод с латыни, научного языка своего времени, на более вульгарный среднефранцузский язык как часть исследования перевода . Он придумал множество французских неологизмов, которые до сих пор используются, придав первоначально греческим терминам французское окончание и звучание. [10] В своих глоссах он не только пытался объяснить мысли Аристотеля, но и развивал собственные политические идеи, особенно касающиеся политической стабильности и долговечности сравнительно молодой династии Валуа . [11]
Орем использует более ранние комментарии, написанные Альбертом Великим, Фомой Аквинским и Петром Овернским, а также цитирует Марсилия Падуанского из « Защитника мира » (1324 г.). Орема, среди других, обвинили в написании французского перевода этого весьма спорного произведения в 1375 году, но с него сняли это обвинение. [12]
Содержание
[ редактировать ]Как и его предшественники Альберт Великий, Фома Аквинский и Петр Оверньский (и совершенно в отличие от Аристотеля), Орем отдает предпочтение монархии как лучшей форме правления . [13] Его критерием хорошего правительства является общее благо . Король тиран (по определению хороший) заботится об общем благе, тогда как работает ради собственной выгоды. Монарх может обеспечить стабильность и долговечность своего правления, позволяя народу участвовать в управлении государством . Это довольно запутанно и анахронично получило название народного суверенитета . [14] Подобно Альберту Великому, Фоме Аквинскому, Петру Овернскому и особенно Марсилию Падуанскому , которого он иногда цитирует, Орем воспринимает это народное участие как довольно ограничительное: только множеству разумных, мудрых и добродетельных людей должно быть разрешено политическое участие путем избрания и исправление князя, изменение закона и вынесение приговора. [15] Орем, однако, категорически отрицает право на восстание, поскольку оно ставит под угрозу общее благо. Возможно, это следствие того, что он стал свидетелем кризиса 1356–1360 годов и последующих восстаний. [16] В отличие от более ранних комментаторов, Орем предписывает закон выше воли короля. [17] Его необходимо менять только в случаях крайней необходимости. [18] Орем выступает за умеренную королевскую власть, [19] тем самым отрицая современную абсолютистскую мысль, обычно продвигаемую приверженцами римского права . [20] Более того, Орем не соответствует современным представлениям о французском короле как священном человеке , пропагандируемым Эвраром де Тремогоном. [ фр ] в его песне ты забываешь [ фр ] или Жан Голейн [ фр ] в своем «Трактате о священном» . [21] Хотя он резко критикует Церковь как коррумпированную, тираническую и олигархическую, он никогда принципиально не подвергает сомнению ее необходимость для духовного благополучия верующих. [22]
Сохранившиеся рукописи
[ редактировать ]Известно 18 рукописей Politiques в трех редакциях. [23] Отдельные экземпляры обычно содержат перевод псевдоаристотелевской « Экономики» Орема ( Livre de Yconomique ). [24] и часто образуют комплект с переводом Орема «Никомаховой этики» ( Livre de Ethiques ). [25] Леопольд Делиль считал г-жу 223 из Авранша, Муниципальная библиотека , личной копией Орема, поскольку она содержит первую редакцию и последующие изменения, а также Yconomiques , хотя соответствующая копия Ethiques не сохранилась. [26] Богато иллюминированный экземпляр библиотеки, подаренный королю Карлу V, в настоящее время находится во владении графа де Вазире в Париже и поэтому недоступен для публики. [27] Столь же богато иллюминированная частная копия Карла V хранится в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе , г-жа 11201–02 (ранее г-жа 2904). [28]
Прием
[ редактировать ]Аристотелевские переводы Орема, возможно, оказали большое влияние на политику короля Карла V : законы Карла, касающиеся линии преемственности и возможности регентства для несовершеннолетнего короля , были аккредитованы Орему, как и избрание нескольких высокопоставленных чиновников королевский совет в начале 1370-х гг. [29] Орем, возможно, передал марсилийскую и соборную мысль Жану Жерсону и Кристине де Пизан . [30]
Библиография
[ редактировать ]Первичная литература
[ редактировать ]- Книга Аристотеля о политике , изд. Антуан Верар , Париж, 1489 г. ( https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1510586w ).
- «Политическая книга Аристота» . Опубликовано по тексту Авраншской рукописи 223, изд. Альберт Дуглас Менут, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 1–392 ( http://www.jstor.org/stable/1006105 ).
Вторичная литература
[ редактировать ]- Марио Гриньяски: Николя Орем и его сын комментарий в стиле «Политики» д'Аристота, в: Альбом Хелен Мод Кэм , Лувен, 1960 (Исследования, представленные Международной комиссии по истории представительных и парламентских институтов, 23), 95–151.
- Суламифь Шахар : Николас Орем, политический мыслитель, независимый от окружения короля Карла V, в: Исторические сведения 32 (1970), 203–209.
- Орема Сьюзан М. Бэббит: Livre de Politiques и Франция Карла V, в: Труды Американского философского общества 75,1 (1985), 1–158 ( https://www.jstor.org/stable/1006379 ) .
- Пьер Суффрен; А. Ф. Сегондс (ред.): Николас Орем. Традиции и инновации в интеллектуале XIV века , Париж, 1988 г. (Наука и гуманизм).
- Жаннин Кийе (редактор): Вокруг Николь Орем. Материалы коллоквиума Орема, организованного в Парижском университете XII , Париж, 1990 г. (Библиотека истории философии).
- Серж Лузиньян: Читайте, указывайте и комментируйте. Николь Орем и «Политика» Аристотеля, в: Кэролайн Бурле, Анни Дюфур (ред.): Письмо в средневековом обществе. Различные аспекты его практики с 11 по 15 века , Париж, 1991, 167–181.
- Джеймс М. Блайт: Идеальное правительство и смешанная конституция в средние века , Принстон, Нью-Джерси, 1992, глава 12: Николь Орем и синтез аристотелевской политической мысли.
- Жак Кринен: Aristotélisme et reforme de l'Etat, en France, au XIVe siècle, в: Юрген Митке (ред.): Аудитория политической теории в 14 веке , Мюнхен, 1992 (Сочинения Исторического колледжа, 21), 225 –236 . (доступно по адресу: http://www.schichteskolleg.de/fileadmin/pdf/kolloquien_pdf/Kolloquien21.pdf )
- Жак Крынен: Королевская империя. Политические идеи и убеждения во Франции. XIII–XV века , Париж, 1993 (Библиотека рассказов).
- Ульрих Майер: Человек и гражданин. Город в размышлениях теологов, философов и юристов позднего средневековья , Мюнхен, 1994, глава III.4: Гражданин или буржуа , имперец или городской гражданин? Темы и тенденции в политических комментариях XIV и XV веков:
- Ульрих Майер: Molte Revolutioni, Molte Novità . Социальные изменения, отраженные в политической философии и в суждениях городских летописцев позднего средневековья, в: Юрген Митке, Клаус Шрайнер (ред.): Социальные изменения в Средневековье. Формы восприятия, объяснительные закономерности, механизмы регуляции , Sigmaringen 1994, 119–176. (доступно по адресу: http://wwwhomes.uni-bielefeld.de/umeier/texte/Molte_rivoluzioni.pdf )
- Клэр Рихтер Шерман: Изображение Аристотеля. Вербальное и визуальное представление во Франции четырнадцатого века , Беркли, 1995.
- Джоэл Кэй: История баланса, 1250–1375 гг. «Появление новой модели равновесия и ее влияние на мышление» , Кембридж, 2014 г., глава 7: Новая модель равновесия в средневековой политической мысли, часть 2: Сочинения Николь Орем.
- Ванина Копп: Король и книги. Коллекция, использование и функционирование королевской библиотеки при дворе позднего средневековья во Франции , Остфильдерн, 2016 г. (приложения Fancia, 80).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://jonas.irht.cnrs.fr/oeuvre/3747 (кодикологическая информация о рукописях, предоставленная Institut de Recherche et d’Histoire des Textes [ фр ] )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 11.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 23-24.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 11.
- ^ De Moneta Николаса Орема и документы английского монетного двора , изд. Чарльз Джонсон, Лондон, 1956 г. (Средневековые тексты).
- ^ Трактат о первом изобретении монет , изд. Луи Воловски, Париж, 1864 г. ( https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5585z )
- ^ Раймон Казель: Политическое общество, дворянство и корона при Жане Ле Боне и Карле V, Женева, 1982 (Мемуары и документы, опубликованные Société de l'Ecole des Chartes, 28).
- ^ Ванина Копп: Король и книги. Коллекция, использование и функционирование королевской библиотеки при дворе позднего средневековья во Франции , Остфильдерн, 2016 г. (приложения Fancia, 80).
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 13-22.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 30.
- ^ Серж Лузиньян: Прочтите, указатель и толкование: Николь Орем и «Политика» Аристотеля, в: Кэролайн Бурле, Анни Дюфур (ред.): Письмо в средневековом обществе. Различные аспекты его практики с 11 по 15 века , Париж, 1991, 167–181.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 28.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 5-11.
- ^ Марио Гриньяски: Николя Орем и его сын комментарий в стиле «Политики» д'Аристота, в: Альбом Хелен Мод Кэм , Лувен, 1960 (Исследования, представленные Международной комиссии по истории представительных и парламентских институтов, 23), 95–151, особенно 99–106.
- ^ Суламифь Шахар: Николас Орем, независимый политический мыслитель из окружения короля Карла V, в: Историческая информация 32 (1970), 203–209.
- ^ Марио Гриньяски: Николя Орем и его сын комментарий в стиле «Политики» д'Аристота, в: Альбом Хелен Мод Кэм , Лувен, 1960 (Исследования, представленные Международной комиссии по истории представительных и парламентских институтов, 23), 95–151, особенно 111–112; Жак Кринен: Aristotélisme et reforme de l'Etat, en France, au XIVe siècle, в: Юрген Митке (редактор): Das Publikum politischer Theorie im 14. Jahrhundert , Мюнхен, 1992 (Schriften des Historischen Kolleg, 21), 225–236. , особ. 231–232; Джеймс М. Блайт: Идеальное правительство и смешанная конституция в средние века , Принстон, Нью-Джерси, 1992, 221–225.
- ^ Орема Сьюзан М. Бэббит: Livre de Politiques и Франция Карла V, в: Труды Американского философского общества 75.1 (1985), 1–158, особенно. 83-84; Ульрих Майер: Molte Revolutioni, Molte Novità . Социальные изменения, отраженные в политической философии и в суждениях городских летописцев позднего средневековья, в: Юрген Митке, Клаус Шрайнер (ред.): Социальные изменения в Средневековье. Формы восприятия, объяснительные закономерности, регуляторные механизмы , Sigmaringen 1994, 119–176, особенно. 127-129.
- ^ Джеймс М. Блайт: Идеальное правительство и смешанная конституция в средние века , Принстон, Нью-Джерси, 1992, 211–212.
- ^ Жак Кринен: Королевская империя. Политические идеи и убеждения во Франции. 13–15 века , Париж, 1993, 266–272.
- ^ Джеймс М. Блайт: Идеальное правительство и смешанная конституция в средние века , Принстон, Нью-Джерси, 1992, 203–242.
- ^ Жак Кринен: Королевская империя. Политические идеи и убеждения во Франции. 13–15 века , Париж, 1993, 110–124, 343–456.
- ^ Суламифь Шахар: Николя Орем, независимый политический мыслитель окружения короля Карла V, в: L'information historique 32 (1970), 203–209; Ванина Копп: Король и книги. Коллекция, использование и функционирование королевской библиотеки при дворе позднего средневековья во Франции , Остфильдерн, 2016 г. (приложения Fancia, 80).
- ^ Орема Сьюзен М. Бэббит: Livre de Politiques и Франция Карла V, в: Труды Американского философского общества 75,1 (1985), 1–158, особенно. 98–146.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 34-43. См. http://jonas.irht.cnrs.fr/consulter/oeuvre/detail_oeuvre.php?oeuvre=3747
- ^ Le Livre de Yconomique d'Aristote , изд. Альберт Дуглас Менут, в: Труды Американского философского общества 47,5 (1957), 783 ( https://www.jstor.org/stable/1005717 ).
- ^ Книга Этики Аристотеля. Опубликовано по тексту MS. 2902, Королевская библиотека Бельгии , изд. Альберт Дуглас Менут, Нью-Йорк, 1940 год.
- ^ «Мирадор Зритель» .
- ^ Соответствующий экземпляр « Этики» хранится в Королевской библиотеке Бельгии , Брюссель, г-жа 09505-09506 (ранее г-жа 2902). См. http://jonas.irht.cnrs.fr/consulter/manuscrit/detail_manuscrit.php?projet=74195 .
- ^ https://opac.kbr.be/Library/doc/SYRACUSE/17506453 ; соответствующий экземпляр « Этики» хранится в Гааге, Рейксмузеум, музей Меерманно-Вестринианум, г-жа 10 D 1.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 5–43, особенно. 9.
- ^ Альберт Дуглас Менут: Введение, в: Труды Американского философского общества 60,6 (1970), 30; Кэри Дж. Недерман: Еретик, скрывающийся на виду. Тайная история Марсильо Падуанского защитника Пациса в мыслях Николь Орем, в: Джон Кристиан Лаурсен (ред.): Ересь в переходный период. Трансформация идей ереси в средневековой и ранней современной Европе , Лондон, 2005 (католический христианский мир, 1300–1700), 71–88.