Манильская шаль
Женщина с манильской шалью работы филиппинского художника Хуана Луны (ок. 1880-е гг.) | |
Тип | Вышитая шаль |
---|---|
Материал | Шелк |
Место происхождения | Манила , Филиппины |
Представлено | 18 век |
Манильская шаль ( испанский : mantón de Manila или mantón de seda ) — вышитая шелковая шаль, происходящая от филиппинского пануэло . Они были популярны на Филиппинах , в Латинской Америке и Испании в колониальную эпоху . Он также стал популярным в европейской моде 19 века. В наше время это все еще один из аспектов различной традиционной одежды в латиноамериканских культурах и особенно заметен как часть костюма ( traje de Flamenca ) танцоров фламенко ( bailaoras ) и женщин Гитаны . [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
Манильские шали представляют собой квадратные куски шелка, вышитые шинуазри мотивами в стиле . Платки складывали пополам треугольником и надевали на плечи.
История
[ редактировать ]Традиционные шали на Филиппинах были известны как алампай , это были покрытия для головы и шеи среди доколониальных тагальских женщин. Как и более поздние манильские шали, они были квадратными и складывались пополам в треугольник, чтобы носить их на плечах. Они были перенесены в испанский колониальный период и приобрели европейские мотивы дизайна, такие как цветочная вышивка (с использованием таких техник, как каладо , сомбрадо и дешиладо ). Помимо местного волокна абака , их также изготавливали из волокна пинья , полученного из ананасов, завезенных испанцами. Они также имели кружевную кайму или завязанную бахрому – испанский элемент, который сам был заимствован у мавров . Эти шали в испанском стиле были известны как pañuelos на филиппинском испанском языке и были неотъемлемой частью традиционной моды traje de mestiza аристократических филиппинских женщин, поскольку они привносили скромность в относительно низкий вырез традиционных рубашек -камис . Это также были предметы роскоши, экспортируемые манильскими галеонами в Новую Испанию. и Европу , иногда в качестве подарков королевской семье. [ 2 ] [ 3 ]



Шелк , хотя попытки предпринимались неоднократно, так и не стал устоявшейся отраслью промышленности на Филиппинах. Шелковые ткани оставались китайской монополией, что побудило Испанскую империю ограничить торговлю шелком с Китаем в 1535 году, а затем полностью запретить ее в 1718 году из-за опасений по поводу истощения серебра в испанских сокровищницах. Однако после протестов посредников в Маниле запрет на шелк был снят в 1734 году, хотя для этого требовалось, чтобы шелк проходил через Манилу. Эта монополия Манилы позже была закреплена с созданием Королевской компании Филиппин в 1795 году. [ 4 ] [ 5 ]
Воспользовавшись этим новым спросом, китайские фабрики в Кантоне (современный Гуанчжоу ) и Макао в 18 веке начали производить большое количество расписного или вышитого шелка с единственной целью — экспортировать его на Филиппины, а оттуда в дальнейшие испанские колонии и Европу. [ 4 ]
Шелк на внутренних китайских рынках обычно использовался для одежды, а узоры имели символическое значение, основанное на социальном статусе. Но этот экспорт шелка из Китая в 17-19 веках был нетрадиционным товаром, адаптированным к вкусам европейского рынка. В частности, они массово производили религиозные облачения для католического духовенства, гобелены и пануэло шали в стиле . Хотя эти ранние шали китайского производства обычно содержали в вышивке китайские мотивы, такие как драконы, птицы, бабочки, жабы, лотосы, цветы, а также китайские люди и сцены, они также адаптировали некитайские традиции, такие как бахрома, которую китайцы наблюдали с Филиппины. [ 6 ]
Эти шелковые шали стали чрезвычайно популярны на Филиппинах и быстро вошли в местную моду женщин Лусона из высшего сословия в 18 и 19 веках. Точно так же они стали широко востребованным предметом экспорта предметов роскоши вскоре после того, как достигли Америки. [ 1 ] [ 4 ] [ 7 ] Считается, что они повлияли на более поздние конструкции ребозо в Латинской Америке . [ 8 ]
Их популярность в Испании возросла после обретения Мексикой независимости в 1815 году. Торговые корабли из Манилы , которым раньше приходилось останавливаться в Акапулько , теперь имели прямой маршрут в Севилью . В течение части 19-го века романтизм взял верх, и парижская мода требовала, чтобы плечи женщин оставались открытыми. Испанские женщины скопировали эту моду и обнаружили, что манильская шаль очень хорошо сочетается с этими платьями, поскольку шаль согревает обнаженные плечи. Манильская шаль также использовалась для украшения роялей в домах, что можно увидеть в недавно открывшемся Музее романтизма в Мадриде. Помимо роялей, шалью украшали и диваны в элегантных домах. Многие испанские дома сегодня до сих пор используют манильские шали для украшения пианино и диванов.
Однако с потерей Филиппин в 1898 году после испано-американской войны Испания окончательно потеряла доступ к торговле шелком. Это побудило местных ткачей воссоздать вышивку в стиле шинуазри , отдавая предпочтение рисункам, соответствующим европейским вкусам, и отказываясь от нежелательных мотивов, таких как жабы (символ богатства в Китае) и пагоды. Их вышивки стали более плотными и красочными, с более крупными цветами, напоминающими ситец . Завязанная бахрома постепенно становилась длиннее, подчеркивая движения женщин во время ходьбы или танца. [ 9 ] [ 5 ]
Современное культурное значение
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]
Мантон-де-Манила до сих пор носят на Филиппинах как более редкую альтернативу пануэло . Они являются частью ансамбля traje de mestiza (аристократический вариант национального костюма, баро'т сая ). Их также можно носить с современным терно , унифицированной версией барот сая . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Испания
[ редактировать ]Сегодня манильские шали по-прежнему очень популярны в Андалусии для торжественных случаев. Женщины используют шали для переодевания и походов на вечеринки. Во время майского праздника крестов в Кордове балконы наряжают шалями, которые придают площадям яркий вид. Во время апрельской ярмарки в Севилье большинство женщин в цыганском наряде (платье фламенко) используют шаль в качестве аксессуара. Манильский платок также используется танцовщицами фламенко во время танца, поскольку он отлично улучшает танец и добавляет драматизма, когда танцовщица фламенко вращает его вокруг своего тела и в воздухе. Сара Барас и Мария Пейджс — две лучшие танцовщицы фламенко в Испании, и они прекрасно умеют крутить шали во время танца. Знаменитые испанские певцы, поющие коплу, традиционную форму песни, также одеты в манильские шали. Одна из самых популярных певиц этого жанра — Изабель Пантоха , у нее великое множество красивых манильских шалей.
Многие из более дешевых современных манильских шалей импортируются из Китая, и их цена может варьироваться от 20 до 300 евро, в зависимости от количества использованной вышивки. Более дешевые – из полиэстера, а более дорогие – из шелка. Лучшие манильские шали, которые сегодня можно найти в Испании, сделаны из шелка, производятся в Севилье и стоят от 300 до 2000 евро. Увидеть самые красивые манильские шали можно, прогуливаясь по Калле Сьерпес, одной из главных пешеходных улиц Севильи. Манильская шаль сегодня является неотъемлемой частью испанской культуры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арранц, Адольфо (27 мая 2018 г.). «Китайский корабль» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Сумаяо, Марко (24 мая 2018 г.). «Может ли Baro't Saya когда-нибудь снова стать предметом повседневной филиппинской моды?» . Город и Страна . Проверено 19 мая 2019 г.
- ^ Рамос, Марлен Флорес (2016). Филиппинские бордадорас и возникновение изящной традиции вышивки в европейском стиле на колониальных Филиппинах, 19 - начало 20 веков (Диссертация). Университет Маунт-Сент-Винсент.
- ^ Jump up to: а б с Нэш, Элизабет (13 октября 2005 г.). Севилья, Кордова и Гранада: история культуры . Издательство Оксфордского университета. стр. 136–143. ISBN 9780195182040 .
- ^ Jump up to: а б Иско, Хесус; Салинеро, Кармен (2016). «Манильская шаль: часть испанской культуры» . Материалы Международного конгресса камелий Дали 2016 г .: 32–40.
- ^ Уилсон, Верити (1990). «Студия и вечер: использование и неправильное использование китайского текстиля в европейской обстановке» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки . 622 .
- ^ Максвелл, Робин (2012). Текстиль Юго-Восточной Азии: торговля, традиции и трансформация . Издательство Таттл. ISBN 9781462906987 .
- ^ Шевилл, Марго Блюм; Берло, Джанет Кэтрин; Дуайер, Эдвард Б., ред. (2010). Текстильные традиции Мезоамерики и Анд: Антология . Издательство Техасского университета. п. 312. ИСБН 9780292787612 .
- ^ Арбуес-Фандос, Наталья; Висенте-Паломино, София; Джулия Юса-Марко, Долорес; Арасил, Мария Анхелес Бонет; Перес, Пабло Монлор (2008). «Маршрут манильских платков» . АРШЕ : 137–142.
- ^ Франциско, Мэгги Ф. (26 января 2018 г.). «Возрождение традиции» . Манильский бюллетень . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Сумаяд, Марко (24 мая 2018 г.). «Может ли Baro't Saya когда-нибудь снова стать предметом повседневной филиппинской моды?» . Эсквайр . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Шарлиз, мисс (23 ноября 2015 г.). «Прекрасный момент для филиппинцев » БизнесЗеркало Получено 4 марта.
- ^ Лопес, Моника Р. (12 сентября 2019 г.). «Бесшовная смесь современной и вечной классики» . СанСтар . Проверено 4 марта 2020 г.